Рабочая программа кружка "Основы этических знаний". Основой для ведения данного кружка является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа служит дополнением модуля «Светская этика», который реализуется в 4 классе, Содержание программы ориентировано на обучающихся 5 класса и включает в себя вопросы, связанные с православной религией. Программа рассчитана на 17 часов.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Курс имеет воспитательный, обучающий, познавательный, культурологический, нравственно-развивающий характер. Рабочая программа кружка сопровождается рабочей тетрадью.Рабочая программа кружка "Основы этических знаний"
Рабочая программа кружка
«Основы этических знаний».
II ступень общего образования
5 класс
17 часов
Срок реализации – 2016 2017уч.год2017 год.
Пояснительная записка.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которую решает общество — это
проблема духовнонравственного воспитания. В современном мире особое значение приобретает
развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и
способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, социальных явлениях и традициях. В настоящее время
значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на
путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной
культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.
Основой для ведения данного кружка является концепция « Духовнонравственного
воспитания». Данная программа служит дополнением модуля «Светская этика», который
реализуется в 4 классе, Содержание программы ориентировано на обучающихся 5 класса и
включает в себя вопросы, связанные с православной религией. Программа рассчитана на 17
часов. В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями
школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку
согласованных действий и единых требований. Курс имеет воспитательный, обучающий,
познавательный, культурологический, нравственноразвивающий характер.
Реализация работы кружка строится на основании данной программы.
Рабочая программа кружка сопровождается рабочей тетрадью.
Цель программы:
Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального
народа России через приобщение ребенка к духовному опыту, основанному на традициях
Православия.
Знакомство учащихся с православной религией;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в
Задачи:
начальной школе;
Формирование целостного восприятия мира;
Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
Формирование культуры общения;
Расширение представления об изучаемом материале;
методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра,
Методы обучения чаще всего применяются в комплексе.
диспут; методы иллюстрации и демонстрации);
материала (работа с рабочей тетрадью, словарями, видеоматериалами);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческиеметоды проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, проверка
работы);
домашней работы учащихся, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и
другие).
Средства организации обучения:
При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности
(репродукции картин), аудиовидео материалы, рабочая тетрадь, дидактические материалы,
методические разработки по предмету, книгипервоисточники.
Основные критерии необходимости внедрения программы:
1. Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).
2. Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).
3. Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному
развитию детей).
4. Практическая направленность содержания программы (итогом темы является проект или
другой вид практической деятельности).
5. Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует
заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).
Содержание курса «Основы этических знаний»
Тематическое планирование.
Всего: 17 ч. при 1 ч. в неделю
№
тема
1 Все
начинается
с семьи
Количе
Содержание, основные
понятия.
ство
часов
3 часа Понятие семьи. Семья
Наполнение занятия
Итог занятия
Проект «Моя
семья».
Творческие
работы детей по
теме. Мини
сценки.
Семья Царя Николая ІІ.
Семейные
профессиональные
династии, дворянские
династии и т.д.
Фотографии и
предметы быта, как
семейные реликвии.
Игра «Поговорим о
воспитанности»
Произведения русских
писателей о маме.
Работа с притчами
«Уважение к матери»,
«Чужая мать».
Олицетворение матери
– образ Пресвятой
Богородицы.
Храмы, церкви и
Проект
на Руси. Семейные
реликвии. Семья как
источник любви и
добра.
Роль матери в семье.
День матери в России
и мире.
Ответственность
матери за своих детей.
Ответственность
детей за своих
родителей.
Роль отца
Православный храм.
2
Мама, как
много в
этом слове.
2 часа
3
Религия,
3 часакак часть
культуры
Православные
праздники.
Библия и Евангелие.
монастыри России
(символика, убранство,
назначение, правила
поведения).
4
Искусство
и религия.
2 часа Славянская
письменность.
Иконопись в древней
Руси. Современные
иконописные
мастерские.
Творчество русских
художников
Кирилл и Мефодий.
Андрей Рублев.
Знакомство с
творчеством В.
Васнецова, И.
Макарова, С. Симакова,
М. Врубеля и др.
(Нагорная проповедь,
ХристосБог, Святые
Сергий Радонежский и
Дмитрий Донской,
Христос Вседержатель
и др.)
«Православные
храмы на карте
России».
Проект «Я, моя
семья и
православный
праздник»
Фотопроект
«Православная
икона»
Исследовательск
ая работа на
тему: «Я и моё
имя».
Великие полководцы.
Петр и Феврония.
Составить
кроссворд по
теме.
Жизнь
М.В. Ломоносова.
Эссе «Зачем я
учусь».
1 час
История русских
личных имен делится
на несколько этапов:
дохристианский,
христианский и
советский. Крещение
ребенка и выбор
имени по святцам.
1 час
1 час
Герои войн.
Православные святые
(Александр Невский,
святой Лука, Сергий
Радонежский).
Патриархи
Московские и всея
Руси Алексей и
Кирилл.
Великие ученые.
5
6
7
8
История
возникнове
ния имен
на Руси.
Крещение
ребенка и
выбор
имени.
Граждане
России
историческ
ие лица и
современни
ки.
Ценность
образовани
я. Умение
учиться
как важное
качество
современно
го
человека.
Я и братья
2 часа
Любовь и сострадание Просмотр и обсуждение9
наши
меньшие
Итоговый
проект.
Итого
2 часа
17
часов
к меньшим братьям.
фильма «Щенок»
Мероприятие с
родителями.
Требования к уровню усвоения курса:
По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на
окружающий их социум, самостоятельно искать
решения, работать с информацией:
накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в
классе.
Формируемые ключевые компетентности:
компетентность ценностносмысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;
компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и
ответственность, уверенность в собственных силах;
компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;
компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;
компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации;
мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
Используемая литература:
З.П. Шабалина «Домашняя учебная работа школьников».
Интернетресурсы.
Образовательный портал Мой университет «Активные методы обучения», электронный
1.
2.
3.
курс.