Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Оценка 4.6

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
15.03.2018
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Цель данной программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
юный исследователь.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие   изменения   в   современном   обществе   требуют   развития   новых   способов   образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку   навыка   самостоятельной   навигации   в   информационных   полях,   формирование   у  учащихся универсального   умения   ставить   и   решать   задачи   для   разрешения   возникающих   в   жизни   проблем   — профессиональной   деятельности,   самоопределения,   повседневной   жизни.   Архиважным   становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать   и   применять   знания,   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и   чётко   планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1­4 классов, обучающихся по УМК «Начальная школа 21 века» и является   механизмом   интеграции, обеспечения полноты   и   цельности   содержания   программ   по   предметам,   расширяя   и   обогащая   его.   Проектная деятельность в УМК «Начальная школа 21 века» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. Актуальность проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового   поколения   требует использования   в   образовательном   процессе   технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­ исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы   начального   общего   образования.   Современные   развивающие   программы   начального образования   включают   проектную   деятельность   в   содержание   различных   курсов   и   внеурочной деятельности.  Еще   актуальность программы   также   обусловлена   ее   методологической   значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской   деятельности,   в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы.   Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников   умения   учиться   –   самостоятельно   добывать   и   систематизировать   новые   знания.   В   этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и   целостности Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в образования в целом;   системе внеурочной деятельности;   Системность организации учебно­воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи  программы:  формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;    развитие психических процессов; развитие личности младшего школьника; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Основные понятия: Проекты различных   направлений   служат   продолжением   урока   и   предусматривают   участие   всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на 1 интеграцию   имеющихся   фактических   знании,   но   и   приобретение   новых   (порой   путем самообразования).Проект –   буквально   «брошенный   вперед»,   т.е.   прототип,   прообраз   какого­либо объекта   или   вида   деятельности. Проект   учащегося –   это   дидактическое   средство   активизации познавательной   деятельности,   развития   креативности   и   одновременно   формирование   определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так,   собственно   проектная   деятельность   в   ее   классическом   понимании   занимает   свое   центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только   прообразы   проектной   деятельности   в   виде   решения   творческих   заданий   или   специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);     Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы,   выделяя   все существенное и главное);   Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи,   отстаивать   свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления   этих   результатов,   с   другой   стороны,   закладывает   основу   для   эффективного   внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Форма организации: клубные занятия проводятся 1 раз в неделю, проектная деятельность   включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Начальная школа 21 века») Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на   электронных   носителях,   в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 1 год   Уровень   результатов предполагает   приобретение   первоклассниками   новых   знаний,   опыта   решения проектных   задач   по   различным   направлениям.   Результат   выражается   в   понимании   детьми   сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации   программы   могут   быть представлены через   презентации   проектов,   участие   в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Примечание:  Учебно­тематический   план   является   примерным   и   корректируется   в   зависимости   от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского)  «Длительные»   проекты   во   времени   не   ограничены.   Завершение   происходит   по   мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся. Цель работы над проектами в начальной школе ­ Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи ­ 2 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование  навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; —   формирование   умения   самостоятельно   и   совместно   планировать   деятельность   и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5.   Формирование   умения   работать   с   информацией   (сбор,  систематизация,   хранение, использование).   Работа   над   проектом   предваряется   необходимым   этапом   —   работой   над   темой,   в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе   над   проектами   составленная   общая   энциклопедия   или   картотека   может   служить   одним   из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель   выбирает   общую  тему   или   организует  ее   выбор   учениками.   Критерием   выбора   темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки.   Кроме   того,   это   видеокассеты,   энциклопедии   и   другие   материалы   на   компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью   со   специалистами   в   какой­то   сфере   деятельности,   в   том   числе   и   во   время   специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная  Вся работа делится на три этапа: Первый этап  организационный   момент   (учитель   делит   класс   на   группы   и   объясняет   стоящую   перед группами задачу); Второй этап  работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций); Третий этап  выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией; 3     заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон; общеклассное обсуждение результатов; выполнение итогового теста; оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)           Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом,  газета, гербарий,      журнал,   книжка­раскладушка,  коллаж,  учебное пособие,    фотоальбом,    экскурсия, презентация.       наглядные пособия,  плакат,  серия иллюстраций,  сказка,  стенгазета,  сувенир­поделка, 4 Учебно­тематический план Тема проекта Содержание, методические приемы кол. час. Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 Школа добрых дел. Экскурсия по территории школы. Индивидуальная работа над проектом Защита проекта 4 Сувенир в подарок Изготовление сувениров, посвященных дню Учителя 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Моя родословная Красные дни календаря Медведь – символ России Березка – символ моей Родины Часы Прилагательные в загадках Моя улица Разведка весенних примет Быть другом – значит творить добро! Боевые подвиги «Катюши» Беседа «Каждая фамилия – это история семьи».  Рассказы о своей семье. Подбор «дерева» /раскраска/ для проекта Семейный мини­проект «Генеалогическое дерево» Защита проекта  Беседа «Главные праздники страны».  Работа над проектом, поиск информации. Конкурс  рисунков «Мой любимый праздник». Коллективная работа «Составление календаря» Беседа «Медведь ­ это олицетворение характера  России, ее истории, природы» Индивидуальная работа ­ поиск необходимой  информации Коллективная работа «Составление презентации» Беседа «Россия начинается с берез» Индивидуальная работа – поиск и отбор необходимой  информации Коллективная работа «Альбом» Беседа «Какие бывают часы» Работа над проектом, поиск информации. Конкурс  рисунков «Часы у меня дома». Коллективная работа «Стеназета» Индивидуальная работа – поиск и отбор необходимой  информации Коллективная работа «Книжка­раскладушка» Беседа «Что такое улица» Сбор необходимой информации Индивидуальная работа над проектом Экскурсия «Весенние приметы» Коллективная работа «Наглядное пособие» Беседа «Быть другом – хорошо». Тест «Хороший ли ты  друг» Индивидуальная работа над проектом Беседа о Великой Отечественной войне Конкурс раскрасок «Великая КАТЮША» Поиск и отбор необходимой информации Коллективная работа «Составление презентации» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Григорьев   Д.В.   внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор:   пособие   для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. ­ М.: Просвещение, 2010.  Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. ­ СПб.: Авалонъ, Азбука­классика, 2008.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.  Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] ­ М.: Просвещение, 2010.  Программы четырехлетней начальной школы: «Начальная школа 21 века»  Проектные   задачи   в   начальной   школе:   пособие   для   учителя/   [А.Б.Воронцов,   В.М.   Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.  Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.  «Проектная деятельность учащихся» издательство «Учитель» 2009 /М.К.Господникова, Н.Б.Полянина/

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018