Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий по в системе дополнительных образовательных услуг по курсу «Азбука общения» в 1- 4 классе, Цели программы: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города
РостованаДону
«Гимназия № 76»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «Гимназия № 76»
Приказ от _________ № _____
_________ П.В. Кулинченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс « Азбука общения »
в системе дополнительных платных образовательных услуг
14
на 20172018 учебный годРАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий по в системе
дополнительных платных образовательных услуг по курсу «Азбука общения» во 2 классе,
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
1 класс – 33 часа, 2 класс 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс 34 часа.
Количество часов по четвертям в соответствии с годовым календарным учебным
графиком на 2015– 2020 учебный год:
I четверть по плану 8_часов;
II четверть по плану 8_ часов;
III четверть по плану – 9 (8) часов;
IV четверть по плану _9 часов.
Цели программы: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить
младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные
коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь
Задачи программы:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес
к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку
преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты изучения курса в системе дополнительных платных
образовательных услуг
Первый год обучения
№
Тематический раздел
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится
1
2
Я – школьник.
Мои чувства.
осознание позиции школьника,
формирование дружеских отношений в
классе,
развивать уверенность в себе и своих учебных
возможностях.
рассмотреть особенности содержательного
наполнения радости, страха, гнева;
распознаванию своих чувств и чувств других
людей;
осознать относительность оценки чувств;
способствовать снижению уровня страхов.
Второй год обучения
№
Тематический раздел
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится1.
Умение владеть собой
2.
3.
4
Фантазия характеров. Оценка
человеческих поступков и
отношений
Культура общения
Что такое сотрудничество?
Третий год обучения
№
Тематический раздел
1
2
3
4
5
Я фантазер.
Я и моя школа.
Я и мои родители.
Я и мои друзья.
Что такое сотрудничество?
Четвёртый год обучения
контролировать свою речь и поступки
толерантному отношению к другому мнению
формулировать своё собственное мнение и
позицию
осознавать необходимость признания и
уважения прав других людей
самостоятельно решать проблемы в общении
ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии
грамотно задавать вопросы и участвовать в
диалоге
ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии
грамотно задавать вопросы и участвовать в
диалоге
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится
помочь детям осознать ценность умения
фантазировать;
развитие креативных способносткй детей.
осознание особенности позиции ученика;
предоставить учащимся возможность
отреагировать свои чувства в отношении
учителя;
помочь детям принять учителя таким, какой
он есть.
осознавать требования родителей,
сопоставлять их со своими возможностями и
желаниями;
обучить детей способам разрешения
конфликтов с родителями.
осознавать качества настоящего друга;
осознание собственного умения дружить.
дать детям представление о понятии
«сотрудничество».№
Тематический раздел
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится
1
2
3
4
5
Кто Я? Мои силы, мои
возможности.
Я расту, я изменяюсь
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Хочу вырасти свободным
человеком: что для этого
нужно?
дети усваивают понятие «способности», исследуют
свои способности и возможности;
осознание своей уникальности и неповторимости.
дети научатся осознавать происходящие в них
изменения;
научить планировать цели и пути самоизменения.
дать возможность задуматься о будущем,
попытаться структурировать его, обсудить
возможные варианты будущего;
помочь детям понять, что будущее начинается в
настоящем;
ввести понятие «Жизненный выбор»
- осознавать понятие «Интеллигентный человек»,
понимание и обсуждение проблемы идеалов.
помочь детям осознать личную свободу и свободу
другого;
помочь им понять, что свобода часто связана с
наличием обязанностей;
помочь осознать, что необходимо признавать и
уважать права других людей.
УУД ( ФГОС)
Личностные результаты:
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и
взрослых;
Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « Азбука общения »
Первый год обучения
№ Тема
Колво часов
Содержание темы
1
Я – школьник.
2 Мои чувства.
17
16
Второй год обучения
Знакомство. Введение в мир психологии.
Как зовут ребят моего класса.
Зачем мне нужно ходить в школу.
Мой класс.
Какие ребята в моем классе.
Мои друзья в классе.
Мои успехи в школе.
Радость. Что такое мимика.
Радость. Как ее доставить другому
человеку.
Жесты.
Радость можно передать
прикосновением.
Радость можно подарить взглядом.
Грусть.
17. Страх.
Страх, его относительность.
Как справиться со страхом.
Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Может ли гнев принести пользу?
Обида.
Разные чувства.№ Тема
Колво часов
Содержание темы
1
Умение владеть собой
2
Фантазия характеров.
Оценка человеческих
поступков и отношений
3
Культура общения
8
8
8
Я – второклассник. Как я изменился за
лето?
Умение владеть собой. Что это значит?
Уметь управлять своим поведением,
следить за своей речью и поступками,
внимательно слушать собеседника – это и
есть умение владеть собой. Это умение
очень важно для общения с другими
людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»?
Какого
называют
ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в
каких случаях это нужно делать?
человека
Мой любимый герой. Кто он? Почему я
хотел бы на него походить, и какие
качества меня в нём привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает
зло? Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Какие привычки можно назвать
полезными,
а какие вредными? Как
избавиться от плохих привычек, которые
мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё
поведение в трудных ситуациях
Что такое «этикет»? Для чего нужно
соблюдать правила общения? Правила
общения,
которые вырабатывались
людьми в течение многих веков,
необходимо соблюдать, чтобы не обидеть
собеседника и самому не попасть в
неловкую ситуацию.
Всегда важно
помнить, что есть граница между тем, что
хочется, и тем, что можно.
Волшебные
приветствие,
благодарность. Как правильно начать,
поддержать и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в
различных ситуациях: в школе, в театре,
дома, на улице, в магазине. Как эти
правила помогают в общении.
Мальчик и девочка. Культура общения
полов. Внешний вид мальчика. Внешний
слова:4
Что такое сотрудничество?
10
вид девочки.
Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы
понравиться?
Сотрудничество – это умение делать дело
вместе. Оно складывается из многих
умений:
из умения понять другого;
из умения договориться;
из умения уступить, если это нужно для
дела;
из умения правильно распределить роли
в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно
этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Третий год обучения.
№
Тема
Колво часов
Содержание темы
1
Я фантазер.
11
2
3
4
5
Я и моя школа.
Я и мои родители.
Я и мои друзья.
Что такое сотрудничество?
6
4
7
7
Ятретьеклассник.
Кого можно назвать фантазером?
Я умею фантазировать!
Мои сны
Я умею сочинять!
Мои мечты
Фантазии и ложь
Я и моя школа.
Что такое лень?
Я и мой учитель
Я и мой учитель (продолжение)
Как справляться с «Немогучками»
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказываю детей?
Настоящий друг.
Умею ли я дружить?
Трудности в отношении с друзьями.
Ссора и драка.
Что такое сотрудничество?
Я умею понимать другого
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?Четвёртый год обучения
№
Тема
Колво часов
Содержание темы
1
2
3
4
5
Кто Я? Мои силы, мои
возможности.
13
Я расту, я изменяюсь
Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Хочу вырасти
интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
Хочу вырасти свободным
человеком: что для этого
нужно?
3
3
5
10
Мое лето.
Кто Я?
Какой я большой или маленький?
Мои способности.
Мой выбор, мой путь.
Мой внутренний мир.
Уникальность моего внутреннего мира,
уникальность твоего внутреннего мира.
Кого я могу впустить в свой внутренний
мир?
Что значит верить?
Мое детство.
Мое детство (продолжение).
Я изменяюсь
Мое будущее.
Мое будущее (продолжение)
Хочу вырасти здоровым человеком!
Кто такой интеллигентный человек?
Хочу вырасти интеллигентным
человеком.
Что такое идеальное Я?
Кто такой свободный человек?
Права и обязанности школьника.
Что такое «право на уважение»?
Права и обязанности.
Нарушение прав других людей может
привести к конфликтам.
Как разрешать конфликты мирным
путем?
Итоговое занятие.РАЗДЕЛ IV
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ урока
Тема занятия
1
«Я – школьник».
Знакомство.
Как зовут ребят моего класса.
Зачем мне нужно ходить в школу.
Я в школе.
Мой класс.
Какие ребята в моем классе.
Мои друзья в классе.
Мои успехи в школе.
Моя «учебная сила».
«Мои чувства»
Радость. Что такое мимика.
Радость. Как ее доставить другому человеку.
Жесты.
Радость можно передать прикосновением, взглядом.
Грусть.
Страх.
Страх, его относительность.
Как справиться со страхом.
Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит.
Может ли гнев принести пользу.
Обида.
Разные чувства.
Итоговое занятие
1
2
34
5
67
89
1013
1415
1617
18
19
20
2122
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
2 класс
колво часов
2
3
1
1
2
1
2
2
4
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1№ урока
Тема занятия
колво часов
1
2
3
4
56
7
8
9
10
11
Я – второклассник. Яфантазер.
Я умею фантазировать.
Мои сны.
Я умею сочинять.
Яученик .
Мои мечты.
Фантазии и ложь.
Ложь большая и маленькая.
Я и моя школа.
Что такое лень?
1213
Я и мой учитель.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Как справляться с «Немогучками»
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказывают детей?
Настоящий друг.
Умею ли я дружить?.
Трудности в отношениях с друзьями.
Ссора и драка.
Что такое сотрудничество.
2324
Я умею понимать другого.
25
26
27
2830
31
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Коллективная работа «Мы»
Мы умеем действовать сообща.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»
Праздник «Наш удивительный класс»
2
1
3233
34
3 класс
№ урока
Тема занятия
колво часов
1
Я фантазер
2
Я третьеклассник.
Кого можно назвать фантазером?
Я умею фантазировать!
Мои сны
Я умею сочинять!
Мои мечты
Фантазии и ложь
Я и моя школа.
Я и моя школа.
Что такое лень?
Я и мой учитель
Как справляться с «Немогучками»
Я и мои родители.
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказываю детей?
Я и мои друзья
Настоящий друг.
Умею ли я дружить?
Трудности в отношении с друзьями.
Ссора и драка.
Что такое сотрудничество?
Что такое сотрудничество?
Я умею понимать другого.
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Итоговое занятие.
2
1
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
34
5
67
89
1011
12
13
1415
1617
1819
20
21
22
2223
2425
2627
28
29
30
3132
33
34
4 класс
№ урока
1
Мое лето.
Тема занятия
Кто Я? Мои силы, мои возможности.
Колво часов
123
4
56
78
910
11
12
13
Кто Я?
Какой я большой или маленький?
Мои способности
Мой выбор, мой путь.
Мой внутренний мир.
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего
внутреннего мира.
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Что значит верить?
Я расту, я изменяюсь
1415
Мое детство.
16
Я изменяюсь
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
1718
Мое будущее.
19
20
2122
2324
25
26
27
2829
3031
3233
34
Хочу вырасти здоровым человеком!
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
Кто такой интеллигентный человек?
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
Что такое идеальное Я?
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Кто такой свободный человек?
Права и обязанности школьника
Что такое «право на уважение»?
Права и обязанности.
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
Как разрешать конфликты мирным путем?
Итоговое занятие.
2
1
2
2
2
1
1
1
2
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
2
2
1