Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 «Астрономия» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.18«АСТРОНОМИЯ»2017СОГЛАСОВАНО
Цикловая комиссия математических, общих
естественнонаучных дисциплин и группы
«Информатика и вычислительная техника»
Протокол №__ от «___»______2017 г.
Председатель ЦК
_______________/_Г.Н. Филимонова /
Подпись ФИО
УТВЕРЖДЕНО
Замдиректора по УР
_______________/_А.С. Золотарев/
Подпись ФИО
«___»______2017 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 «Астрономия»
предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012
№ 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля
профессионального образования;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259);
Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
в ГБПОУ РО «КТСиА» №129 (Приказ № 378 от 06.11.2015г., с изм. и доп. Пр.№404 от
04.12.2015г.)
Организациясоставитель:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (далее
ГБПОУ РО «КТСиА»).
Составитель:
Жадан Иван Алексеевич, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ
РО «КТСиА»
Рецензенты:
Семиколенова Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО
«КТСиА»
Бытый И.В., преподаватель высшей квалификационной категории Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский
химикомеханический техникум»
0
3СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….……..…4
Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….5
Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………5
Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..……..6
Тематическое
планирование…………………………………………………9
Тематический план………………………………………………………..……………9
Содержание учебной дисциплины……………………...…………………………10
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне
учебных действий………………………………………………..…………………..12
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины…………………………………………………14
Рекомендуемая литература ………………………………………………………..15
4ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
дисциплины
предназначена для изучения физики в ГБПОУ РО
ОУД.18«Астрономия»
«КТСиА»,
реализующем образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
учебной
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта.
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение
следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формирования современной естественнонаучной картины
мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений
для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико
математических знаний для объективного анализа устройства окружающего
мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и
космонавтики.
В программу включено содержание, направленное на формирование
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования;
программы подготовки специалистов среднего.
5Общая характеристика учебной дисциплины
В основе учебной дисциплины «Астрономия» лежит установка на
формирование не только единой естественнонаучной картины мира, но и
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Нельзя
не отметить важную роль предмета в становлении гражданской позиции и
патриотическом воспитании обучающихся –Российская Федерация в развитии
астрономии, космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в
мире.
Задача астрономии – формирование естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и
применением их достижений, а также его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и
умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии
применительно к реальным задачам.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной
программы СПО с получением среднего (полного) общего образования,
разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Необходимость общегго профессионального образования обусловлена тем,
что знание основ современной астрономической науки дает возможность
обучающимся:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явления;
познакомится с научными методами и историей Вселенной;
получить представление о действии во Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях, и единстве материи и микромира;
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощуть связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь
астрологии и другим оккультным (эотерическим) наукам, апеллирующим к
Космосу.
Главная задача курса – дать обучающимся целостное представление о
строении и эволюции вселенной, раскрыть перед ними астрономическую карнину
мира ХХIв.
Оценивание качества освоения общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.18 «Астрономия» осуществляется в процессе текущего контроля и
промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
6Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУД.18 «Астрономия»:
является базовой учебной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного
плана ОПОП СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования;
является учебной дисциплиной обязательной предметной области «Естественно
научные предметы» ФГОС СОО;
входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.18 «Астрономия»
обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
умение использовать достижения современной
науки и технологий для
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения
астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез,
обобщения,
систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов,
формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
анализа и синтеза,
сравнения,
7 умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации.
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями; уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих
компетенций (далее ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:
общие компетенции:
ОК 01. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ
и интерпретацию информации
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
8 ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания ОУД.18 «Астрономия» в пределах освоения
ОПОП СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования обязательная учебная
нагрузка обучающихся составляет –46 часов, из них:
теоретические занятия –32 часа;
практические занятия 14 часов.
№
Наименование
разделов и тем
Ведение
1 Практические основы
астрономии
2 Строение Солнечной
системы
3 Природа тел Солнечной
системы
4 Солнце и звезды
5 Строение и эволюция
Вселенной
Дифференцированный
зачет
Итого по дисциплине
Тематический план
Обязательная
Количество часов
В том числе
Теоретические Практические
1
4
5
8
8
5
32
3
3
4
2
1
1
14
1
7
8
13
10
6
1
46
9СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебного материала
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения –
основа астрономии.Телескопы.
1 Практические основы астрономии
Содержание учебного материала
Звездное небо. Наблюдения невооруженным глазом. Основы измерения
времени. Способы определения географической широты. Видимое движение
планет. Наблюдения невооруженным глазом.
Практические занятия
Изменение вида звездного неба в течение суток. Изменение вида
звездного неба в течение года».
Основы измерения времени.
2 Строение Солнечной системы
Содержание учебного материала
Развитие представлений о Солнечной системе. Законы Кеплера –
законы движения небесных тел. Обобщение и уточнение Ньютоном законов
Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы. Система
ЗемляЛуна.
Практические занятия
Законы Кеплера – законы движения небесных тел. Определение
расстояний до тел Солнечной системы. Система ЗемляЛуна.
3 Природа тел Солнечной системы
Содержание учебного материала
Природа Луны. Планеты. Планеты земной группы. Планеты – гиганты.
Плутон. Астероиды. Метеориты. Кометы и метеоры. Общие сведения о
Солнце.
Практические занятия
Природа Луны. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон.
Строение Солнца.
10КР №1 Практические основы астрономии. Строение Солнечной
системы. Природа тел Солнечной системы
4 Солнце и звезды
Содержание учебного материала
Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь
Земли. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая
природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные
звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.
Практические занятия
Расстояние до звезд. Физическая природа звезд.
5 Строение и эволюция Вселенной
Содержание учебного материала
Наша Галактика. Строение Галактики. Другие Галактики.
Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет.
Жизнь и разум во Вселенной.
Практические занятия
Строение Галактики.
11Темы индивидуальных проектов
Астрология;
Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики);
Вселенная;
Галактика;
Гелиоцентрическая система мира;
Геоцентрическая система мира;
Космонавтика (космонавт);
Магнитная буря;
Метеор, Метеорит ,Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток;
Млечный Путь;
Запуск искусственных небесных тел;
Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд);
Корабль космический;
Проблема «Солнце — Земля»;
Созвездие (незаходящее, восходящее и заходящее, не восходящее,
зодиакальное);
Солнечная система;
Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект,
который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд,
звездных скоплений, галактик);
Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и
Метагалактики).
12ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения
Введение
Характеристика основных видов деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Представление об астрономии (что изучает астрономия,
роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с
другими науками, значение астрономии).
Практические основы
Представление Звездное небо (что такое созвездие,
астрономии
основные созвездия). Изменение вида звездного неба в
течение суток (небесная сфера и ее вращение,
горизонтальная система координат, изменение
горизонтальных координат, кульминации светил).
Представление об изменении вида звездного неба в течение
года (экваториальная система координат, видимое
годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и
вид звездного неба).
Строение Солнечной
Представление о движении планет, конфигурации планет,
системы
периодах обращения планет.
Представления о развитии Солнечной системы.
Решение задач с применением законов Кеплера.
Обобщение законов Кеплера и законов Ньютона.
Определение расстояний до тел Солнечной системы.
Определение размеров небесных тел.
Приведение примеров в развитии представлений
Солнечной системы.
Установление связи между законами астрономии и физики.
Вычисление расстояний в Солнечной системе.
Применение законов в учебном материале.
Вычисление размеров небесных тел с помощью
астрономических величин.
Использование Интернета для поиска информации
13Природа тел Солнечной
Понятие системы «ЗемляЛуна». Влияние Луны на жизнь на
системы
Земле.
Проведение сравнительного анализа Земли и Луны.
Определение планет Солнечной системы.
Проведение сравнительного анализа планет земной группы,
планетгигантов и планеткарликов.
Определение астероидов и метеоритов, комет и метеоров.
Установление основных закономерностей в системе
Солнце и звезды
Строение и эволюция
Вселенной
«ЗемляЛуна».
Проведение
сравнительного
Солнечнойсистемы.
сравнительном анализе.
Оформление
анализа
планет
таблиц при
Проведение сравнительного анализа между небольшими
телами в Солнечной системе. Оформление таблиц при
сравнительном анализе.
Использование интернета для поиска информации.
Изложение общих сведений о Солнце.
Изучение термоядерного синтеза при изучении внутреннего
строение Солнца. Источники энергии.
Выработка навыков воспринимать, анализировать,
перерабатывать и предъявлять информацию в
соответствии с поставленными задачами.
Определение расстояний до звёзд.
Определение пространственной скорости звёзд.
Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера.
Проведение классификации звёзд.
Изучение диаграммы «Спектрсветимость».
Изучение развития звёзд.
Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.
Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и
солнечного экрана.
Использование Интернета для поиска изображений
космических объектов и информации об их особенностях
Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной.
Использование Интернета для поиска современной
информации о развитии Вселенной.
Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности,
объективности, полноты, актуальности и т. д.
Объяснение влияния солнечной активности на Землю.
Понимание роли космических исследований, их научного
и экономического значения.
Обсуждение современных гипотез о происхождении
14Солнечной системы.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации учебной дисциплины в наличии имеется учебный
кабинет «Физика».
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины ОУД.18 «Астрономия», входят:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические
комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
организациях,реализующих
образовательную программу среднего общего образования в
пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
образовательных
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД.18
«Астрономия» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным
учебным материалам.
15РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
1 Астрономия 11 класс, Б.А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут М.:
Просвещение, 2014г.
2 Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов,
Е.К.Страут –М.: Дрофа, 2015.
Для преподавателей
1 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413.
3 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
4 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Интернетресурсы
1.
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru
162.Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru
3. Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и
астрономии» http
. gomulina
:// www
. orc
. ru
17