Рабочая программа "Основы светской этики"

  • Работа в классе
  • docx
  • 13.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа "Основы светской этики". Программа состоит из: 1. Пояснительной записки 2. Цель курса 3. Задачи курса 4. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»в программе обучения и учебном плане 5. Модули 6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета 8. Материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета 9. Календарно – тематическое планирование уроков.Рабочая программа "Основы светской этики"
Иконка файла материала орксэ планирование.docx
Рабочая программа ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ   (ОРКиСЭ) Модуль: Светская этика 4 классПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ  (ОРКиСЭ)   Рабочая программа составлена на основе:  1.  Требований Стандарта (п. 12.4);  2.     Концепции     духовно­нравственного     развития     и     воспитания     личности     гражданина     России.   [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,  В.А.Тишков] –  М.Просвещение, 2010  г.  (Стандарты второго поколения).  3.   Примерной   основной   образовательной   программы   образовательного   учреждения.   Начальная школа    [сост. Е.С.Савинов].—2­е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —  п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).  4.  Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные  Российской академии   наук,   Российской   академии   образования,   Федерального института       развития   образования, Академии повышения  квалификации и  профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].      Информационно­методическое  сопровождение  внедрения  курса  ОРКСЭ  осуществляет  Федеральное  государственное образовательное  учреждение  дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»  Учебный   курс   ОРКиСЭ   является   единой   комплексной   учебно­воспитательной   системой. Все   его модули согласуются между   собой по педагогическим целям,   задачам,   требованиям   к   результатам   освоения   учебного содержания,   достижение   которых   обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а  также  в  системе  содержательных,  понятийных,  ценностно­смысловых  связей  учебного  предмета  с  другими гуманитарными  предметами  начальной  и  основной  школы.   Учебный  курс  ОРКиСЭ  является  культурологическим и   направлен   на   развитие   у   школьников   10­11   лет   представлений   о   нравственных   идеалах   и   ценностях, составляющих  основу  религиозных  и  светских  традиций  многонациональной  культуры  России,  на  понимание  их значения  в  жизни  современного  общества,  а  также  своей  сопричастности к ним.Преподавание  знаний  об  основах  религиозных  культур  и  светской  этики  призвано  сыграть важную роль не только   в   расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   но     и     в     воспитательном     процессе     формирования порядочного,     честного,     достойного     гражданина,   соблюдающего   Конституцию   и   законы   Российской   Федерации, уважающего     ее   культурные     традиции,     готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу     во   имя социального сплочения.   Формирование  у  младшего  подростка  мотиваций  к  осознанному  нравственному  поведению,  основанному  на знании  и  уважении  культурных  и  религиозных  традиций Цель учебного курса ОРКиСЭ   1.  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,  иудейской культур, основами Задачи учебного курса ОРКиСЭ мировых религиозных культур и светской этики;  2.  развитие  представлений  младшего  подростка  о  значении  нравственных  норм  и  ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  3.  обобщение  знаний,  понятий  и  представлений  о  духовной  культуре  и  морали,  полученных  обучающимися  в начальной   школе,   и   формирование   у   них   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих целостное   восприятие   отечественной   истории   и   культуры   при   изучении   гуманитарных   предметов на ступени основной школы;  4.  развитие  способностей  младших  школьников  к  общению  в  полиэтнической  и  многоконфессиональной  среде на  основе  взаимного  уважения  и  диалога  во  имя  общественного мира и согласия.    Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской  этики» в  программе обучения и учебном плане Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И  по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между   двумя   этапами   гуманитарного образования и   воспитания школьников. С одной стороны,  учебный  курс ОРКиСЭ  дополняет  обществоведческие  аспекты  предмета «Окружающий  мир»,  с  которымзнакомятся   учащиеся   основной   школы.   С   другой   стороны,   этот   курс   предваряет   начинающееся   в 5   классе изучение  предмета «История».  Таким  образом,  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных   традиций   России   происходит   в   контексте,   отражающем   глубинную    связь   прошлого   и настоящего.  Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:   1.  Основы православной культуры;  2.  Основы исламской культуры;  3.  Основы буддийской культуры;  4.  Основы иудейской культуры;  5.  Основы мировых религиозных культур;  6.  Основы светской этики.    Обучающимся     изучается     один     из    модулей    с    его     согласия    и      по     выбору     его     родителей (законных представителей).  В  учебном  плане  на  изучения  курса «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики» отводится 17 часов в четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой четверти в  пятом классе. Всего 34 часа. (или 34 часа преподается в 4 классе) На  протяжении  всего  периода  изучения  выбранного  модуля  занятия  проводятся  одним педагогом в 4 и в 5 классе. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Вопросы,  связанные  с  введением  в  школьную  программу  духовно­нравственной,  культурологической тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода,  имеют  особенно  важное  значение,  поскольку  характер светской   школы     определяется,     в     том   числе,   и     ее   отношениями   с   социальным   окружением,     религиознымиобъединениями,   признанием   свободы   вероисповедания   и   мировоззрения   участников   образовательного   процесса. Запрос на современное   образование, решающее задачи духовно­нравственного   воспитания граждан России, остается слишком значимым.    Современный   национальный   воспитательный   идеал –   это   высоконравственный,   творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою  личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и будущее  своей  страны,  укоренённый  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа  Российской Федерации.   В  этой  связи  особо  актуальным  становится  включение  в  школьную  программу  курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер   и   представляющего   пять   важнейших   национальных духовных  традиций –  православие,  ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.  Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать   первым   шагом   на   пути восстановления  в  новых  условиях  на   основе  принципов  гуманизма,  нравственности,  традиционной  духовности социально­педагогического  партнерства  школы,  семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей  и  молодежи.   Педагогическая поддержка  самоопределения  личности,  развитие  её  способностей,  таланта,  передача  ей системных  научных  знаний,  умений,  навыков  и  компетенций,  необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий  для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она  не  отличает  добро  от  зла,  не  ценит  жизнь,  труд,  семью,  других  людей,  общество,  Отечество,  то  есть  всё  то, в  чём  в  нравственном  отношении  утверждает  себя  человек  и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.    Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  деятельности обучающихся  ­ в урочную деятельность интегрирует духовно­нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательный  процесс, способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:  •  Патриотизм  •  Социальная солидарность  •  Гражданственность  •  Семья  •  Труд и творчество  •  Наука  •  Традиционные российские религии  •  Искусство и литература•  Природа  •  Человечество  Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и  готовности  основных социальных   сил   к   гражданской   консолидации   на   основе общих   ценностей   и   социальных   смыслов   в   решении общенациональных  задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.      Достижение   гражданского   согласия   по   базовым   национальным   ценностям   позволит   укрепить   единство российского   образовательного   пространства,   придать   ему   открытость,   диалогичность,   культурный   и   социальный динамизм.     Гражданское   согласие   по   базовым   национальным   ценностям   не   имеет   ничего общего   с   единообразием ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной унификацией.  Единство  нации  достигается  через  базовый ценностный  консенсус  в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается   их   открытостью   друг   другу,   готовностью   сообща   решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно­нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.  Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»   Личностные результаты:    •  Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за свою  Родину,  российский народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей многонационального российского  общества;  Формирование  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  •  Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре других народов;    Метапредметные результаты:    Освоение   учащимися   универсальных   способов   деятельности,   применяемых   как   в   рамках образовательного процесса,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях:   умение  выделять признаки  и  свойства,  особенности  объектов, процессов  и  явлений  действительности (в  т.ч. социальных  и  культурных)  в  соответствии  с  содержанием  учебного предмета   «Основы   религиозных     культур     и     светской     этики»,     высказывать     суждения     на     основе     сравненияфункциональных,   эстетических   качеств, действительности;  осуществлять  поиск  и  обработку  информации (в  том  числе  с использованием компьютера).    конструктивных   особенностей   объектов,   процессов   и   явлений   Предметные результаты:    •  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;  •    Знакомство   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   в   выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  •  Понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и общества;  •  Формирование первоначальных представлений  о  светской  этике,  о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;  •   Первоначальные   представления   об   исторической   роли   традиционных   религий   в становлении российской государственности;  •  Становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести; воспитание  нравственности, основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания, духовных традициях народов России;  •  Осознание ценности человеческой жизни.  Материально­технического обеспечения для преподавания учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ .     Учебные     пособия   «Основы     православной     культуры»,   «Основы     исламской   культуры»,   «Основы     буддийской культуры», «Основы  иудейской  культуры», «Основы мировых  религиозных  культур»  и «Основы  светской  этики» подготовленные  для экспериментального  курса «Основы  религиозной  культуры  и  светской  этики»  для 4­5 классов основной школы.  .  Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя  .  Учебные видеоматериалы к урокам  .  Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета   .     Уроки     ОРКиСЭ     проводятся     в     кабинетах,     оборудованных     интерактивной     доской,   экранно­звуковым оборудованием, телевизором. Календарно – тематическое планирование уроков. 1 полугодие№/№ Тема урока Планируемые результаты  Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные  Приемы и методы преподавания Виды деяте льности Способы и формы оценки достижения планируемых  результатов Литература ЦОР Интернет Блок 1.  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) 1.   Россия   – наша страна     Формировать   чувство гордости   за   свою   Родину, общие   представление   об отечествен ной религиозно ­культурной (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;   развитие этических чувств и норм. традиции   Урок изучения нового материала  смешанный урок Беседа; коммен­ тированное чте­ ние;   устный   рассказ на   тему;   работа   с иллюстративным материалом ;творческие   задания; участие   в   учебном диалоге Коллектив ный, индивидуа льный, фронтальн ый,  групповой Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики  Героев РОССИИ Блок 2. Основы светской этики.  (16 часов) Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru ­ Игнатьева А.П. ( герб,флаг, гимн и т.д.) ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996.  ЦОР ­Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». Коллектив ный, индивидуа льный, групповой Обсуждение,   ответы   на вопросы, выборочный пересказ   текста,   поиск информации   2. Что   такое светская этика? Развитие представлений уч­ ся о значении понятий мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. Урок усвоения новых знаний Комбиниро ванный урок  3. Мораль и культура Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в   реальных   жизненных   Урок совершенствования знаний, умений и навыков   работа   с и Беседа; комментированное чтение; литературным   фольклорным текстами;   работа   с иллюстративным материалом; творческие   задания; участие   в   учебном диалоге;   подготовка творческой   беседы   с членами семьи Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  Коллектив ный, индивидуа льный, Устные ответы на  вопросы, чтение и  пересказ фрагментов  статьи, обсуждение,  ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 урок 3,  Толковый и4. Особенност и морали. 5. Добро и зло.     ситуациях, адекватно оценивать   свои   поступки   и действия   других   людей   на основе традиционных нравственных   ценностей   и моральных норм; Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. Ознакомление уч­ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. 6. Добро и зло. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок усвоения новых знаний. Урок совершенствования знаний, умений , навыков. самостоятельная  работа с источником  информации,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи работа в парах развернутые ответы, энциклопедический словари. Коллектив ная работа, индивидуа льная работа, работа в парах, в группах. Коллектив ная работа, индивидуа льная работа, работа в парах. Коллектив ная работа, индивидуа льная работа, работа в парах. Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  4,Толковый и энциклопедический словари. Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа, Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 –   урок     5,   сказка «Мороз Иванович», «Крошечка­ Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг гуманность. детства.»  ЦОР­ Основы  светской7. Добродетел ь и порок Формировать представление   о добре, зле, добродетели   и   пороке. Воспитывать доброту, гуманное   отношение   к людям.    Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок 8. Добродетел ь и порок Урок совершенствования знаний, умений , навыков.   Закрепить   понятия   и   порок. добродетель Воспитывать чувство собственного   достоинства. Развитие представлений младшего   подростка   о значении   нравственности   и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;   9. Свобода   и моральный выбор человека Знакомство с основными  терминами: свобода,   моральный выбор. Ситуация морального выбора.  Понимание значения свободы,   морали,   морально ответственного   поведения для   жизни   человека,   семьи, общества. Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи,  подготовка рассказа беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи,  подготовка рассказа беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи,  подготовка рассказа. Коллектив ный, индивидуа льный  групповой Коллектив ный, индивидуа льный групповой Коллектив ный индивидуа льный групповой этики.  ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  7. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  8. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  9.       статьи Чтение с подчёркиванием   важных мест ,выборочный пересказ,   устные   ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная   работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями,   две­три пары.   выписать     ответы   на Устные вопросы, пересказ фрагментов   текста   с обозначением   ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание:   найти   в   тексте слова пособия с противоположными значениями,   две­три пары.   выписать         и   рассказов Прослушивание обсуждение учащихся. (д.з.) Словарный   диктант   по содержанию 3 – 8 уроков. статьи, Чтение выборочный пересказ текста.   Ответы   на вопросы   и   выполнение заданий   из   пособия   для учащихся.10 Свобода   и ответственн ость 11. Моральный долг 12. Справедли­ вость Познакомить   с   основными терминами   и   понятиями: ответственное поведение,свободный   выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность,  уважение друг к другу.   Дать  первоначальные представления   о   значении морального долга, моральной обязанности   для   жизни   и деятельности   (в   том   числе образовательной)   человека, семьи, общества.     Познакомить с основными понятиями: справедливость,   моральные справедливого правила человека.   Формирование справедливого   отношения   к людям.    Урок изучения нового материала. Комбинированный   Урок изучения нового   материала. Комбинированный.  13. Альтруизм и эгоизм   Урок изучения нового   материала. Комбинированный. Познакомить с понятия­ми  эгоизм, альтруизм, разумный  эгоизм. Воспитывать  желание  стать альтруистом, не быть  эгоистичными  по  отношению к близким  людям.  Урок совершенствования знаний Коллектив ный индивидуа льный  групповой беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  подготовка рассказа Чтение статьи  с Выборочным пересказом  текста  Самостоятельная работа  учащихся. Задание:  выписать из текста  пособия для учащихся,  что входит в  отношения  ответственности.  Обсуждение результатов  самостоятельной работы. Устные ответы детей на  вопросы учителя,  составление предложений со словом долг, групповая работа: составление  рассказа, в котором есть  слово долг. Работа со  словарём. Чтение статьи с последующим  обсуждением. Чтение статьи с  составлением плана,  нахождение главной  мысли, устные ответы на  вопросы учителя,  обсуждение по группам  сказок (можно ли финал  сказки назвать  справедливым?) Обсуждение:   как   вы думаете,   что   означают слова  альтруизм   и эгоизм?  Какое   из   этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это   по слова   значению или противоположные? близкие   ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  10. Пословицы о долге,  толко ЦОР­Основы  светской этики. М.:  Просвещение, 2010  – урок 11, толковый словарь ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  12. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . Коллектив ный индивидуа льный групповой Коллектив ный индивидуа льный групповой Коллектив ный, индивидуа льный  групповой   беседа,   комментированное чтение, устный рассказ   на   тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой   беседы   с членами семьи.  беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  составление плана,  подготовка рассказа Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  подготовка  творческой беседы с14. Дружба Знание, понимание и  принятие личностью  ценностей: друг, дружба. Урок совершенствования знаний, умений, навыков.   15. Что значит  быть  моральным   Формировать у обучающихся осознанное по­ зитивное   отношение   к культурным   феноменам "нравственность",   "мораль", "гуманизм", "духовность",   Воспитывать   любовь и   уважение   к   родителям,   к своей Родине,  друг  другу. Урок систематизации знаний. диспут.     Урок­ членами семьи. Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  составление плана,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи,  подготовка к  написанию рассказа.  Подготовка  материалов для  стенгазеты. Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  самостоятельная  работа с источниками информации,  составление плана,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи,  подготовка к  написанию рассказа. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  14. Толковый словарь. Пословицы поговорки дружбе.  и о     ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  15. Работа   с   толковым словарем.   Чтение   статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная   работа учащихся.  Инсценирование сказки на выбор.  Словарная работа. Составление плана творческой   работы   – рассказа о своем друге.    Коллектив ный, индивидуа льный  групповой Коллектив ный, индивидуа льный  Групповой, работа в парах.       – Словарный   диктант   по материалам   9­15   уроков. работа Творческая учащихся. Задание: Письменно   продолжите «Быть предложение: моральным     это значит…».   Поделитесь результатами   с   соседом по   парте.   Обсудите   в парах, как вы понимаете, что быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели   и   пороки», значит16. Творческие  работы  учащихся. 17. Презента­ ция  творческих  работ №/№ Тема урока Развитие   способностей   учащихся общаться   друг   с   другом,   соблюдая Урок   обобщения знаний,   умений   и навыков моральные   воспитывать   нормы   поведения, и уважение     толерантное отношение. Беседа, групповая  творческая  или  самостоятельная  работа учащихся на  выбранную тему. Коллектив ный, индивидуа льный  групповой   такой «Кто добродетельный человек», «Дружба в моей жизни»,   «Свобода   и мораль».  Творческая  самостоятельная работа  учащихся на выбранную  тему. Подготовка к  обсуждению,  редактированию с  родителями, подбору  иллюстративного  материала. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  16. Обобщить знания,  полученные в ходе изучения  курса. Урок     подведения итогов   изучения курса. Урок­праздник.  Индивидуа льный, групповой. Выступления   учащихся, презентация   творческих работ   и   их   обсуждение. Взаимооценивание. ЦОР­Основы светской этики. М.: Просвещение,   2010 – урок  17. Планируемые результаты Формы занятий   2 полугодие Приемы и методы преподавания Виды деятельности Способы и формы оценки достижения планируемых результатов Литература ЦОР Интернет 1  Род и семья ­исток нравственных отношений в   истории человечества        Формировать   чувство гордости за свою семью, бережное   отношение   к жизни человека, забота о продолжении рода. Урок изучения нового материала  смешанный урок   Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа   с   иллюстративным материалом ;творческие задания;   участие   в   учебном диалоге   Коллективный, индивидуальны й групповой Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. 2 Нравственны Укрепление нравственности, Урок Беседа;   комментированное фронтальный,  Устные ответы на  ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18  Диск Образец родового  древа, родового  герба ЦОР ­ Основый поступок Золотое правило нравственнос ти Стыд,   вина   и извинение. 3 4 5 Урок совершенство вания знаний, умений и навыков Урок  усвоения  новых знаний   Формирование   морали как осознанной личностью   необходи­ мости   определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и   зле,   должном   и недопустимом.     Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию,   критически оценивать   собственные намерения,   мысли   и поступки;   Честь достоинство   и Знать понятия  честь  и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. Комбинирова нный усвоения новых знаний основанной   на   свободе, воле   и   духовных отечественных традициях,   внутренней   установке личности поступать согласно   своей совести. чтение, устный рассказ на тему,  самостоятельная работа с  источником информации,  подготовка творческой беседы с членами  семьи. групповой вопросы; обсуждение  самостоятельной  работы; поиск ответа на  вопрос светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск   комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.     комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами     семьи,   работа   с толковым словарём.  Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами     семьи,   работа   с толковым словарём. комментированное       Коллективный,  работа в  группах Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации Коллективный,  индивидуальны й Коллективный, индивидуальны й Работа с понятиями  стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на  вопросы, выборочный  пересказ текста,  закрепление основных  понятий Обсуждение; словарный  диктант с элементами  игры;  сопоставление значения  слова кодекс  в  юриспруденции и этике;  закрепление основных  понятий. Коллективный,  работа в  группах. Обсуждение, ответы на  вопросы,  выборочный  пересказ текста,  словарная работа. ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21            диск ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22             диск ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23     диск 6 Совесть. Развитие   совести   как нравственного самосознания   личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.   комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с   семьи,   составление членамиосуществлять нравственный тре­ самоконтроль, бовать себя от выполнения   моральных норм, давать нравствен­ ную самооценку своим и чужим поступкам. Развитие культурной социальной преемственности   по­ колений.   духовной, и   Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. Укрепление   веры   в Россию, чувства личной   ответственнос­ ти за Отечество  перед прошлыми, настоящими будущими колениями. и по­       плана Комбинирова нный   Работа   с   иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение, устный   рассказ   на   тему, подготовка творческой беседы с членами  семьи. Коллективный, индивидуальны й Работа в  группах Обсуждение, ответы на  вопросы, выборочное   чтение текста, поиск  информации Комбинирова нный Комбинирова нный   комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.     комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.   Коллективный, индивидуальны й Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на  вопросы,  выборочный  пересказ текста,  словарная работа. Коллективный, индивидуальны й Обсуждение, ответы на  вопросы, выборочное   чтение текста, поиск  информации 7­8 Богатырь   и рыцарь   как нравственные идеалы. 9 Джентльмен и леди. 10 Образцы нравственнос ти в культуре Отечества. ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24     Диск Картина В.  Васнецова «Три  богатыря»,  фрагмент из оперы  «Руслан и  Людмила» ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25     диск ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26     Диск Фрагменты  видеофильмов  11 Этикет Развитие этических  чувств и норм. Комбинирова нный   комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, Коллективный, индивидуальны й Работа с понятием  этикет, обсуждение,  выборочное чтение,  ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010Комбинирова нный Комбинирова нный   самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами     семьи,   составление плана Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи. комментированное       комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.   12 Семейные праздники 13 Жизнь человека­ высшая нравственная ценность     и Понимание поддержание таких нравственных   устоев семьи,   как   любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота   о   младших   и старших, ответственность другого человека. за     Осознание   ценности других людей, ценности   человеческой жизни,   нетерпимость   к действиям и влияниям, представляющим угрозу   физическому нравственному здоровью,   духовной безопасности личности, умение им противодействовать. жизни,   и   14 15 Любовь   и уважение   к Отечеству Формировать чувство  гордости за свою  Родину, развитость  чувства патриотизма и  гражданской солидар­ ности; Комбинирова нный Подготовка творческих проектов Умение объединяться и  работать в группах,  умение разделять  ответственность в  процессе коллективного  Урок обобщения знаний, умений и навыков     комментированное Беседа; чтение, устный   рассказ   на   тему, самостоятельная   работа   с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи. Формирование   групп   учащихся для   выполнения   групповых проектов, тем, разработка   плана   работы   над   выбор   тем   для проектом, выбор     Работа в группах словарная работа. Коллективный, индивидуальны й Обсуждение, ответы на  вопросы, выборочное   чтение текста, поиск  информации Коллективный, индивидуальны й Устные ответы на  вопросы; обсуждение  результатов выполнения  дом. задания,  выборочное чтение,  словарная работа – урок 27     Диск Иллюстрации ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28     Диск Фотографии или  видеоматериалы о  семейных  праздниках ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29     Диск Коллективный, индивидуальны й Устные ответы на  вопросы; обсуждение  результатов выполнения  дом. задания,  выборочное чтение,  словарная работа ЦОР ­ Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30     Диск Работа в группах,  индивидуальны й Обсуждение, выбор  темы, распределение  обязанностей в группе  по работе над проектом16­ 17   Выступления уч­ся со своими творческими работами труда Уметь   защищать   свой проект, высказывать своё мнение.   Урок­ подведение  итогов  изучения  курса индивидуальных   творческих работ. Урок­праздник Индивидуальны й групповой Выступления учащихся,  презентации творческих  работ и их обсуждение.  Взаимооценивание. Презентации детей