Рабочая программа по адаптивной физической культуре адресована обучающимся 8 класса государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (VI вида) № 49 Санкт-Петербурга «Школы здоровья».
Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020гг. «Петербургская Школа 2020»
4. Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5 – 9 классов образовательных учреждений Российской Федерации» от 30.09.2011 № 19-247
5. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 80сРабочая программа по адаптивной физической культуре адресована обучающимся 8 класса государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (VI вида) № 49 Санкт-Петербурга «Школы здоровья».
Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020гг. «Петербургская Школа 2020»
4. Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5 – 9 классов образовательных учреждений Российской Федерации» от 30.09.2011 № 19-247
5. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 80с
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для 8 класса,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по адаптивной физической культуре адресована обучающимся 8 класса
государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной
(коррекционной) общеобразовательной школыинтерната (VI вида) № 49 СанктПетербурга
«Школы здоровья».
Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе следующих
документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 № 1897;
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр271;
3. Стратегия развития системы образования СанктПетербурга 2011 – 2020гг.
«Петербургская Школа 2020»
4. Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание
учебных предметов 5 – 9 классов образовательных учреждений Российской Федерации» от
30.09.2011 № 19247
5. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.2е
изд., испр. и доп. М.: Издво НЦ ЭНАС, 2002. 80с
Программа раскрывает роль и значение физического воспитания в общей системе оздоровления
ребенка с патологией позвоночника и направлена на всестороннее гармоничное развитие
личности, благоприятную социальнопедагогическую адаптацию. В общеобразовательной школе
такие дети, как правило, отнесены к специальной медицинской группе или освобождены
полностью от занятий физической культурой. На уроках физической культуры учащиеся
получают представление о физической культуре личности, о её взаимосвязи с основами
здорового образа жизни. Наряду с уроками ЛФК и лечебного плавания, уроки физической
культуры содействуют формированию адекватной оценки своих физических возможностей и
мотивов самосовершенствования.
На изучение физической культуры учебный план отводит 1 час в неделю в 8 классах 35часов.
Цель и задачи обучения
Главная цель курса физической культуры – содействие всестороннему гармоничному развитию
личности каждого ученика, подготовка его к здоровому образу жизни.
Рабочая программа содействует решению следующих задач:
Формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, самостоятельно применять их в целях отдыха,
тренировки, работоспособности и укрепления здоровья.
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам
Коррекция осанки, укрепление мышечного корсета
Приобретение знаний в области физической культуры
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических
процессов и свойств личности, социальнопсихологической адаптации.Программа рассчитана на 2 года. В данную программу включен учебный материал, доступный
детям со сколиотической болезнью. В программу включены допустимые гимнастические
упражнения (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения с предметом и без предмета,
упражнения в лазании и в равновесии, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения),
исключающие акробатику, снарядовую гимнастику, кувырки, и упражнения на гибкость,
увеличивающие подвижность позвоночника. Применение специальных упражнений дает
возможность нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза, положение и
форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей.
Легкоатлетические упражнения представлены в программе метанием в цель и беговыми
упражнениями. Метание в цель отличается от техники спортивного метания и производится без
разворота корпуса, а только за счет отведения руки вверхназад. Метание на дальность не
применяется. Разрешается метать в горизонтальную и вертикальную цели. Если сколиоз
комбинированный или односторонний и вершина дуги расположена выше th12, то при
правостороннем сколиозе метание выполняется левой рукой, при левостороннем – правой. При
кифозе и более низкой вершине дуги – по очереди правой и левой рукой. Для совершенствования
навыков метания применяются игры с метанием в цель.
При выполнении беговых упражнений следить за мягкой постановкой стоп с сохранением
правильной осанки и чередованием бега с ходьбой.
Подвижные и спортивные игры в программе представлены элементами пионербола, баскетбола,
волейбола, бадминтона. Отличительная черта – все упражнения с большим мячом (прием,
передача, бросок, подача) дети должны выполнять только 2 руками. Наиболее приемлемы
передачи двумя руками от груди и из за головы. При передаче мяча 2 руками снизу спину держат
прямой. При кифозе мяч передают 2 руками через голову.
При изучении элементов волейбола дети с нестабильностью шейного отдела позвоночника
освобождаются от выполнения упражнений «пас над собой» и «Игра в паре через сетку», или по
самочувствию выполняют минимальной число повторений. При кифозе, круглой спине, чаще
используют передачу 2 руками сверху назад через себя.
При обучении ведению мяча в баскетболе в случае правостороннего сколиоза мяч ведется правой
рукой, левостороннего – левой. Время игры от 35 минут увеличивается в зависимости от
самочувствия и физической подготовленности учеников, потом переходят на спокойную ходьбу,
выполняют дыхательные упражнения. При игре в бадминтон при правостороннем сколиозе
выполняется удар сверху левой рукой, а снизу и сбоку – правой. При левостороннем сколиозе
упражнения выполняются аналогично в другую сторону. При кифозе и поясничном сколиозе
играют по очереди левой и правой рукой. Для контроля правильного выполнения упражнений
заполняется коррекционная карта, включающая в себя основной диагноз, сопутствующие
заболевания, «рабочую» руку и другие ограничения при прохождении программы. Уроки лыжной
подготовки заменяются подвижными играми и имитацией техники лыжных ходов.
В программу включены уроки олимпийской тематики (проект «Олимпийская стелла»,
«Олимпийская летопись Петербурга»). Для прохождения теоретических сведений (олимпийский
урок) выделены 2 часа, также можно выделять время в процессе уроков, дети, освобожденные от
физкультуры на длительный срок, готовят сообщение по теме и выступают с ним перед классом.
Наиболее интересные выступления
будут вынесены на общешкольную ученическую
конференцию. Программа дает возможность проведения интегрированных уроков с предметами
физкультурнооздоровительного цикла и другими (химия + физкультура, английский +
физкультура, информатика + физкультура, история + физкультура).
Важной особенностью образовательного процесса в нашей школе является оценивание учащихся.
Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего
освоения умений и навыков. Поэтому я предлагаю используемую мной много лет систему оценки
детей, отнесенных по состоянию здоровья в спецмедгруппу. С учащимися разучиваются и
совершенствуются упражнения, которые потом составляют основу зачетных упражнений. Всего в
2зачет входит 5 упражнений. За каждое правильно выполненное упражнение ученик получает 1
балл. Сумма баллов составляет оценку за зачет. Дети с тяжелыми сколиозами без учета баллов.
По окончании основной школы уровень физической подготовленности учащихся не
регламентируется кондиционными показателями, что соответствует программе коррекционной
направленности. По окончании основной школы учащийся не может сдавать экзамен по
физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.
Основные методы работы на уроке:
словесный;
демонстрации;
разучивания упражнений;
совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
игровой и соревновательный.
Формы организации деятельности учащихся урок.
3УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Гимнастические упражнения
Легкоатлетические упражнения
Подвижные и спортивные игры
Подвижные
Баскетбол
Пионербол
Волейбол
Бадминтон
Теоретические сведения (олимпийский урок)
8 класс
12
2
19 из них
7
4
2
4
2
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основы знаний, техника безопасности при проведении занятий по легкой атлетике, гимнастике,
подвижным и спортивным играм, Олимпийские игры.
Легкоатлетические упражнения
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель
Метание малого мяча в цель по движущемуся мячу
Гимнастические упражнения
Строевые упражнения
Сочетание различных видов ходьбы
Упражнения в равновесии на скамейке, низком и высоком бревне
Лазание по гимнастической стенке
Комплексы ОРУ с мячом (малый, большой), с ленточкой, с гимнастической
палкой, с гантелями и без предмета
Гимнастическая полоса препятствий
Подтягивание по гимнастической скамейке, лежа на животе
Упражнения с использованием гимнастической скамейки
Лазание по гимнастической стенке
Упражнения на укрепление мышечного корсета,
Гимнастика для глаз
Подвижные игры
Штандер
Пятнашки мячом
Охотники и утки
Снайперы
Борьба за мяч
Перестрелка
Эстафеты
Смена сторон
Вызов номеров
Пионербол
Передача мяча от груди, изза головы, снизу с места и после перемещения
4Волейбол
Лыжи
Баскетбол
Бадминтон
Передача мяча в колоннах с перемещением за мячом, тоже через сетку
Игровые задания с ограниченным числом игроков
Игра по правилам пионербола
Передача мяча над собой
Передача мяча 2 руками сверху через сетку
Прием мяча 2 руками снизу
Комбинации из освоенных элементов
Игра по упрощенным правилам
Имитация техники лыжных ходов
Ловля и передача мяча 2 руками от груди на месте
Ловля и передача мяча 2 руками от груди с пассивным сопротивлением
защитника
Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении
Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении с
пассивным сопротивлением защитника
Броски мяча 2 руками с места
Броски мяча 2 руками с места и в движении после ведения
Перехват мяча
Комбинации из освоенных элементов (ловля, передача, бросок, ведение)
Игры и игровые задания
Игра по упрощенным правилам
Стойка игрока
Подача, удары
Одиночная и парная игра
Учебно – тематическое планирование
Тематическое планирование по физической культуре
8класс
(35 часов в год; 1 час в неделю)
На каждом уроке выполнять дыхательные упражнения, гимнастику для глаз и воспитывать
навык правильной осанки
№
дата
Тема урока
план фак
т
1
Метание в цель,
игры
Основные вопросы
содержания
контроль
Правила техники
безопасности при
занятиях физическими
упражнениями; задачи на
учебный год и триместр. ;
влияние ф. у. на
здоровье ; воспитание
технологии
икт
зож
+
+
5Метание в
горизонтальную
цель
ОРУ с малым
мячом
2
3
4
5
6
Метание в цель,
ОРУ с мячом
Метание в цель,
игры
Метание в цель,
ОРУ с мячом
Передачи мяча 2
руками в разделе
программы
Пионербол,
Учебная игра,
потребности ЗОЖ . ОРУ
с малым мячом, метание
в цель, игры с метанием в
цель – пятнашки мячом
Метание мяча в цель,
(горизонтальную и
вертикальную), Строевые
упражнения, ОРУ с
малым мячом, с 1 и 2 ,
игры с метанием в цель
Оценить метание малого
мяча в цель (обруч ) с 8
шагов. Игры с
применением метания в
цель «Штандер»
Метание малого мяча
вертикальную цель,
Строевые упражнения,,
сочетание различных
видов ходьбы, ОРУ с
малым мячом , игры с
метанием в цель
Передача мяча от груди,
изза головы, снизу с
места и после
перемещения
Передача мяча в
колоннах с
перемещением за мячом,
тоже через сетку
Игровые задания с
ограниченным числом
игроков
Игра по правилам
пионербола,
распределение тем для
проекта
Передача мяча от груди,
изза головы, снизу с
места и после
перемещения
Передача мяча в
колоннах с
перемещением за мячом,
тоже через сетку
Игровые задания с
ограниченным числом
игроков
Игра по правилам
+
+
+
+
+
67
8
9
10
11
Комбинации из
освоенных
элементов
Упражнения по
изучению
волейбола
Упражнения по
изучению
волейбола
Учебная игра
Строевые
упражнения,
упражнения в
равновесии
Упражнения в
равновесии
пионербола
Передача мяча над собой
Передача мяча 2 руками
сверху через сетку
Прием мяча 2 руками
снизу
Комбинации из
освоенных элементов
Передача мяча над собой
Передача мяча 2 руками
сверху через сетку
Прием мяча 2 руками
снизу
Комбинации из
освоенных элементов
Передача мяча над собой
Передача мяча 2 руками
сверху через сетку
Прием мяча 2 руками
снизу
Комбинации из
освоенных элементов
Игра по упрощенным
правилам
Техника безопасности,
Строевые упражнения
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
высоком бревне
Лазание по
гимнастической стенке
Строевые упражнения
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
высоком бревне
Лазание по
гимнастической стенке
12
Упражнения на
Строевые упражнения
Гимнастическая
+
+
+
+
+
+
+
7полоса
препятствий
Упражнения в
равновесии на
высоком бревне
зачет
+
гимнастической
полосе
препятствий
Упражнения в
равновесии на
высоком бревне
Проект
«Олимпийская
стела»
Упражнения по
развитию
координации
движений
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
высоком бревне
Лазание по
гимнастической стенке
Гимнастическая полоса
препятствий
Строевые упражнения
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
высоком бревне(высота
90 см)
Лазание по
гимнастической стенке
Знания по основам
олимпийского движения,
сообщение по теме
олимпийских игр
Строевые упражнения
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
высоком бревне(высота
90 см)
Лазание по
гимнастической стенке
Комплексы ОРУ с
ленточкой
Передача мяча над собой
Передача мяча 2 руками
сверху через сетку
Прием мяча 2 руками
снизу
Комбинации из
освоенных элементов
Упражнения по
развитию
координации
движений
Строевые упражнения
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения в равновесии
на скамейке, низком и
+
+
+
+
8
13
14
15
16высоком бревне(высота
90 см)
Лазание по
гимнастической стенке
Комплексы ОРУ с мячом
(малый, большой) и без
предмета Передача мяча
над собой
Передача мяча 2 руками
сверху через сетку
Прием мяча 2 руками
снизу
Комбинации из
освоенных элементов
Задания по подготовке
проекта
Подвижные игры В зале: имитация
техники лыжных
ходов;ОРУ, подвижные
игры и игровые задания
Борьба за мяч
Перестрелка
Эстафеты
Подвижные игры В зале: имитация техники
лыжных ходов;
подвижные игры и
игровые задания
Борьба за мяч
Перестрелка
Эстафеты
Подвижные игры В зале: имитация техники
лыжных ходов;
подвижные игры и
игровые задании
Пятнашки мячом
Эстафеты
Подвижные игры В зале: имитация техники
лыжных ходов;
подвижные игры и
игровые задания
Охотники и утки
Снайперы
Эстафеты
17
18
19
20
Подвижные игры В зале: имитация техники
лыжных ходов;
подвижные игры и
игровые задания
Охотники и утки
Имитация
техники лыжных
ходов
+
+
+
+
+
922
23
24
Снайперы
Эстафеты
Подвижные игры В зале: имитация
Бросок в кольцо 2
руками с места,
ОРУ
Бросок в кольцо 2
руками с места,
ОРУ
техники лыжных ходов;
подвижные игры и
игровые задания
Борьба за мяч
Перестрелка
Эстафеты
Ловля и передача мяча 2
руками от груди на месте
Ведение мяча в высокой
и средней стойке, на
месте и в движении
Броски мяча 2 руками с
места Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение)
Игры и игровые задания
Сочетание различных
видов ходьбы
Упражнения с
использованием
гимнастической скамейки
Лазание по
гимнастической стенке
ОРУ
Ловля и передача мяча 2
руками от груди на месте
Ведение мяча в высокой
и средней стойке, на
месте и в движении
Броски мяча 2 руками с
места и в движении после
ведения
Перехват мяча
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение)
Игры и игровые задания
Сочетание различных
видов ходьбы
Подтягивание по
гимнастической
скамейке, лежа на животе
+
+
+
+
1025
Бросок в кольцо 2
руками после
ведения, ОРУ
26
27
Бросок в кольцо 2
руками с места и
после ведения,
ОРУ
Комбинации из
освоенных
элементов (ловля,
ОРУ
Ловля и передача мяча 2
руками от груди с
пассивным
сопротивлением
защитника
Ведение мяча в высокой
и средней стойке, на
месте и в движении с
пассивным
сопротивлением
защитника Броски мяча 2
руками с места и в
движении после ведения
Перехват мяча
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение)
Игры и игровые задания
Игра по упрощенным
правилам
Упражнения с
использованием
гимнастической скамейки
ОРУ
Броски мяча 2 руками с
места и в движении после
ведения
Перехват мяча
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение)
Игры и игровые задания
Игра по упрощенным
правилам
Упражнения с
использованием
гимнастической скамейки
ОРУ
Броски мяча 2 руками с
места и в движении после
ведения
Бросок в кольцо
двумя руками с
места
+
+
+
11передача, бросок,
ведение), ОРУ
Комбинации из
освоенных
элементов (ловля,
передача, бросок,
ведение)ОРУ
Учебная игра,
ОРУ
Учебная игра,
ОРУ
Проект
«Олимпийская
летопись
Петербурга»
Упражнения по
развитию
координации
движений
Упражнения по
изучению
бадминтона
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение) Игры и игровые
задания
Игра по упрощенным
правилам
ОРУ
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение) Игры и игровые
задания
Игра по упрощенным
правилам
ОРУ
Комбинации из
освоенных элементов
(ловля, передача, бросок,
ведение) Игры и игровые
задания
Игра по упрощенным
правилам
ОРУ
Комбинации из
освоенных элементов,
Игра по упрощенным
правилам
ОРУ
Игра по
упрощенным
правилам
Выступления по темам
зачет
Комплексы ОРУ
различной
координационной
сложности
Стойка игрока
Подача, удары
Одиночная и парная игра
Упражнения по
изучению
бадминтона
Стойка игрока
Подача, удары
Одиночная и парная игра
Одиночная игра
Гимнастика,
подведение
итогов года.
Комплексы ОРУ с мячом
(малый, большой) и без
предмета
+
+
+
+
+
+
+
+
12
28
29
30
31
32
33
34
35ФОРМЫ И ОБЪЁМ КОНТРОЛЯ
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным
материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно
оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования
и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости
подготовленности,
способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, и их сочетаний.
определяют сдвиги в физической
складывающиеся из показателей развития основных физических
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, реализуюется не только
собственно оценочная, но и стимулирующая и воспитывающая функции, учитывая темп
(динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в
данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и
физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным,
внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и
дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
И т о г о в а я оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за триместр, за
учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми
составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также
отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно
оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания учащихся по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели:
глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным
случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без
вызова из строя)
13Оценка 5
За ответ, в котором
учащийся демонстрирует
глубокое понимание
сущности материала;
логично его излагает,
используя в деятельности
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
За незнание
материала
программы
За тот же ответ, если
в нем содержатся
небольшие
неточности и
незначительные
ошибки
За ответ, в котором
отсутствует
логическая
последовательность,
имеются пробелы в
знании материала, нет
должной аргументации
и умения использовать
знания на практике
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются
следующие м е т о д ы : наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и
комбинированный метод.
Оценка 5
1
Оценка 4
2
Оценка 3
3
Оценка 2
4
При выполнении
ученик действует так
же, как и в
предыдущем случае,
но допустил не более
двух незначительных
ошибок
Движение или
отдельные его
элементы выполнены
неправильно,
допущено более двух
значительных или
одна грубая ошибка
Двигательное действие
в основном выполнено
правильно, но
допущена одна грубая
или несколько мелких
ошибок, приведших к
скованности
движений,
неуверенности.
Учащийся не может
выполнить движение в
нестандартных и
сложных в сравнении с
уроком условиях
Движение или отдельные его
элементы выполнены
правильно, с соблюдением
всех требований, без ошибок,
легко, свободно, четко,
уверенно, слитно, с отличной
осанкой, в надлежащем
ритме; ученик понимает
сущность движения, его
назначение, может
разобраться в движении,
объяснить, как оно
выполняется, и
продемонстрировать в
нестандартных условиях;
может определить и
исправить ошибки,
допущенные другим
учеником; уверенно
выполняет учебный
норматив
III. Владение способами и умение осуществлять физкультурнооздоровительную
деятельность
Оценка 5
Учащийся умеет:
– самостоятельно
организовать место
занятий;
– подбирать средства и
Оценка 4
Учащийся:
– организует место занятий
в основном
самостоятельно, лишь с
незначительной помощью;
Оценка 3
Более половины
видов
самостоятельной
деятельности
выполнены с
Оценка 2
Учащийся не может
выполнить
самостоятельно ни
один из пунктов
14инвентарь и применять их
в конкретных условиях;
– контролировать ход
выполнения деятельности
и оценивать итоги
– допускает
незначительные ошибки в
подборе средств;
– контролирует ход
выполнения деятельности и
оценивает итоги
помощью учителя
или не выполняется
один из пунктов
IV. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка 4
Оценка 3
Исходный показатель
соответствует среднему
уровню подготовленности и
достаточному темпу
прироста
Исходный
показатель
соответствует
низкому уровню
подготовленности
и незначительному
приросту
Оценка 2
Учащийся не
выполняет
государственный
стандарт, нет
темпа роста
показателей
физической
подготовленности
Оценка 5
Исходный показатель
соответствует высокому уровню
подготовленности,
предусмотренному обязательным
минимумом подготовки и
программой физического
воспитания, которая отвечает
требованиям государственного
стандарта и обязательного
минимума содержания обучения
по физической культуре, и вы
сокому приросту ученика в
показателях физической
подготовленности за определенный
период времени
(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп
прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности
(темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть
реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает
основание учителю для выставления высокой оценки.)
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу,
волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем
видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с
учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение
имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно
оздоровительную деятельность.
Темы рефератов и творческих работ
Олимпийские игры
История Олимпийских игр
Олимпийская символика
Зимние Олимпийские игры
Летние Олимпийские игры
Зимние Олимпийские игры Сочи 2014
Виды спорта
Футбол
Волейбол
Баскетбол
Бадминтон
15 Направления фитнеса
Мне нравится…
Развитие двигательных качеств
Выносливость
Быстрота
Координация движений
Сила
Человек и его здоровье
Здоровый образ жизни
Дыхательные упражнения и системы
Упражнения при плоскостопии
Гимнастика для глаз
Двигательный режим школьника
Двигательный режим при сколиозе
Зачетные упражнения
Упражнения с теннисными мячами (2 теннисных мяча)
1 балл – Подкинуть и поймать мяч одной, а затем другой рукой 10 раз (ладонь вверх)
1балл Подкинуть и поймать мяч одной, а затем другой рукой 10 раз (хватом вниз )
1балл Подкинуть и поймать одновременно 2 мяча 10 раз (ладонь вверх)
1балл Подкинуть и поймать одновременно 2 мяча 10 раз (хватом вниз)
1 балл – жонглирование 2 мячами 10 раз.
Упражнения с волейбольным мячом
1 балл – Подкинуть вверх и поймать мяч. 10 раз.
1 балл – Бросить мяч в стену и поймать отскок от стены. 10 раз.
1 балл – Передачи мяча в паре от груди, изза головы, снизу. 15 раз
1 балл – Передачи мяча в паре с продвижением приставными шагами в сторону. 3 прямых
1 балл – Передачи мяча в паре через волейбольную сетку
Упражнения с волейбольным мячом
1 балл – Волейбольный пас над собой. 10 раз (можно варьировать высоту паса)
1 балл – Прием и передача мяча двумя руками сверху при игре со стенкой. 10 раз.
1 балл – Прием мяча 2 руками снизу.5 10 раз
1 балл – Прием и передача мяча двумя руками в паре сверху или снизу. 10 раз
1 балл – Прием и передача мяча двумя руками в паре сверху или снизу через волейбольную
сетку. 10 раз
Упражнения с баскетбольным мячом
1 балл – Ведение мяча стоя на месте левой или правой рукой в высокой, средней, и низкой
стойке.
1 балл – Ведение мяча по прямой , левой и правой рукой
1 балл – Передачи мяча в паре после ведения (три удара мяча в пол с продвижением вперед –
передача – возврат на место спиной вперед). 10 раз
1 балл – Бросок в кольцо с любого места. 5 попаданий из 10.
1 балл – Игра «33». (набрать не менее 18 очков, когда определится победитель).
Если ученик не справляется с заданием (теряет мяч), то он не получает этот балл. Зачет можно
принимать как фронтально, одновременно всем классом по команде, так и в парах, когда
учащиеся выполняют упражнение под контролем друг друга.
16Комплекс утренней гимнастики
Составить самостоятельно и выполнить комплекс без предмета, с гимнастической палкой, с
мячом:
10 упражнений – оценка «отлично»
8 упражнений – «хорошо»
6 упражнений – «удовлетворительно»
При такой системе оценок дети сами видят, сколько баллов они заработали, стремятся исправить
свои ошибки путем тренировки и совершенствования выполняемых упражнений.
Имитация техники лыжных ходов. Зачет производится по билетам. Ученик должен показать
имитацию техники. Примерное содержание билета:
1) Одновременный бесшажный ход
2) Попеременный ход
Метание в цель: 8 класс – с 8 шагов, 9 класс с 9 шагов. Метание производится в обруч (90см), 10
мячей. Попасти больше 5 раз. 2 – 3 степень – без учета попаданий, на технику.
Гимнастическая полоса препятствий
Пройти зачетное количество кругов, соблюдая правильную осанку, технику передвижения.
Количество кругов по показаниям: от 2 до 4 в каждую сторону.
Бадминтон
Набить в паре без потери волана:
«5» – 30 и больше раз, «4» 20 раз, «3» 15 раз, дети со 2 – 3 степенью – без учета количества, на
технику. (следить за играющей рукой, по диагнозу)
Комбинации из освоенных элементов (игры)учитывается сочетание элементов, без потери мяча,
техника выполнения, уверенность, разница между начальным умением и результатом.
17ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета "Физическая
культура” учащиеся 8 – 9 классов должны:
Знать и иметь представления:
Влияние физического воспитания на укрепление здоровья. Формы занятий физической
культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
Требования безопасности на занятиях физической культурой;
Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности
Волейбол
. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по
волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Баскетбол
. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по
баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Техника
безопасности во время занятий.
Легкая атлетика
Техника безопасности при проведении занятий.
2.Уметь:
Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной
целевой направленности;
Выполнять индивидуально подобранные комплексы гимнастики;
Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
Выполнять комплексы упражнений общей физической подготовки;
Выполнять соревновательные упражнения и техникотактические действия в изучаемом
разделе учебной программы;
Осуществлять судейство спортивных праздников и соревнований;
Проводить физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты
уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
Волейбол
Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и
игровых заданий.
Легкая атлетика
. Подготовка места занятий.
18ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Используются спортивное оборудование и инвентарь: мячи разного веса и размера, обручи,
гимнастические ленточки, палки, стенки, скамейки, бревна, баскетбольные щиты, волейбольная
сетка.
Презентации по предмету (ноутбук, проектор, колонки, экран)
Для учителя
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каинов А. Н., Шалаева И. Ю., Физическая культура. Система работы с учащимися
специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы. Волгоград:
Учитель, 2009. 185с.
2. Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.2е
изд., испр. и доп. М.: Издво НЦ ЭНАС, 2002. 80с
3. Т. В. Казанкина Олимпийская летопись Петербкрга, СПб.:»Вести», 2002.344с. с илл.
4. Потапова Н. А., Кротова Л. М., Гатиатулин Р. Р. Системная коррекция последствий
сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно
методический комплексМ.: Издво НЦ ЭНАС, 2006 – 216с.: ил. (Коррекционная школа).
5. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: научнопедагогический аспект: книга для
педагога. Изд. 2е, дополнен. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 635с. –Библиотека
учителя.
6. Cправочник учителя физической культуры/авт.сост. П.А. Киселев, С. Б. Киселева. –
Волгоград: Учитель, 2010.239с.
7. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре; 59 классы. М.;ВАКО, 2007,400с.
(В помощь школьному учителю).
8. Физическая культура, 111 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время /авт.
сост. С. В. Садыкова, Е. И. Лебедева. Волгоград: Учитель, 2008.92с.
9. Физическое воспитание в школе/ авт.сост.Е. Л Гордияш и др. Волгоград: Учитель, 2008.
379с.
10. Физическое воспитание в школе : практические советы преподавателям / С. Г. Арзуманов,
Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 443с. – (Библиотека учителя).
1920