Рабочая программа по астрономии составлена на основе:
• Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут, 2017 г;
• Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебника: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2018.
Согласно Федеральному учебному плану на изучение астрономии в 10-11 классах отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на обучение учащихся классов базового уровня из расчета количества часов: 17ч в 10 классе и 18ч в 11 классе.
В рабочей программе количество часов, отводимое на изучение астрономии в 10-11 классах, полностью совпадает с количеством часов, которое приводится в примерной программе по предмету.
Астрономия 10-11 классы 2018-2019 гг.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению методическим советом школы
Протокол № 1 от 31.08.2018г.
Утверждаю
Директор МБОУ "Первомайская средняя
общеобразовательная школа"
__________________ А.Ю.Самохвалов
Приказ №133 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
по астрономии
для 1011 класса
на 20182019 учебный год
Составитель: Долгих Ирина Валерьевна,
учитель
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Подпись __________ (Т.С. Панина)
Дата 31.08.2018г.
1 п. Первомайский, 2018г.
2 Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии составлена на основе:
Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений
«Астрономия 11 класс», Е. К. Страут, 2017 г;
Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование
следующего учебника: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Б. А. ВоронцовВельяминов,
Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2018.
Согласно Федеральному учебному плану на изучение астрономии в 1011 классах
отводится
34 часа из расчета 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на
обучение учащихся классов базового уровня из расчета количества часов: 17ч в 10 классе и 18ч в
11 классе.
В рабочей программе количество часов, отводимое на изучение астрономии в 1011
классах, полностью совпадает с количеством часов, которое приводится в примерной программе
по предмету.
Общая характеристика учебного предмета
Курс астрономии 11 класса не только завершает физикоматематическое образование, но и
несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является
завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть
необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального
формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное
мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство
законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное
представление о строении Вселенной и познаваемости мира.
Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе
современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного
познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования
физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению
оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально
этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни; овладение способами познавательной,
информационнокоммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной,
компетенций.
информационной,
коммуникативной,
рефлексивной
Основой целеполагания является
обновление требований к уровню подготовки
выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного
стандарта переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов,
достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным
результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые
отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В
государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы
человеческой
к развитию
межпредметных связей курса физики.
деятельности, что предполагает повышенное внимание
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию
основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде
сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое
внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование
нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий,
поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый
результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять
характерные причинноследственные связи, определять структуру объекта познания, значимые
функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты,
мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм
учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при
сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы,
творческих заданий.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности
предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование
простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими)
материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается
комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых
системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной
обработки при поиске и систематизации информации.
методами обучения в зависимости от характера познавательной
деятельности являются метод проблемного изложения, частичнопоисковый метод,
объяснительно репродуктивный; в зависимости от источника получения знаний – практический,
наглядный, словесный (работа с учебником, видеометод) методы. Основные формы обучения
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В обучении используются:
задачная технология (введение задач с жизненнопрактическим и национальнорегиональным
содержанием в образовательный процесс).
Основными
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок открытия новых знаний. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников
для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется
демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками,
мультимедийные продукты.
Урокпрактикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости
от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,
4 решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение
различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный
калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной
информации. .
Уроклекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения
общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный
материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки
«3», уровень возможной подготовки «4» и «5».
Использование компьютерных технологий в преподавании астрономии позволяет непрерывно
менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения,
осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и
поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к
изучению данного предмета
Текущий контроль осуществляется в виде: самостоятельных работ, проектной
деятельности, устных и письменных опросов по теме урока.
Выбор УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе
образовательных потребностей учащихся и их родителей. В соответствии с законом «Об
образовании» основной целью является обеспечение высокого уровня преподавания предметов
учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и
требованиям современного информационного общества:
Соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
Соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;
Завершенность учебной линии;
Обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях
обучения;
Возможность выбора современных подходов изучения литературы (деятельностный,
коммуникативный и личностноориентированнный).
Выбранный УМК для изучения на базовом уровне курса астрономии в 1011 классах
общеобразовательной школы соответствует федеральным компонентам Государственного
стандарта общего образования по астрономии. В изложении материала учебника сочетаются
наглядность и строгая логика. Основные астрономические понятия вводятся на основе
наглядных представлений, что делает учебник доступным для самостоятельного изучения
школьниками. В учебнике содержится богатый задачный материал.
Логические связи курса астрономии с другими учебными предметами: учебный
процесс неразрывно связан с математикой, физикой, с последующей практической реализацией
на уроках информатики. Его место на вершине пирамиды школьных знаний, как курса
завершающего, не только физикоматематическое образование учащихся, но и их философское и
экологическое образование, нравственное и эстетическое воспитание. Особо отметим, что
разрабатываемая концепция астрономического образования в общеобразовательной школе
предусматривает, вопервых, постепенное формирование основных понятий астрономии и
космонавтики на протяжении всех лет учёбы детей в школе. Вовторых, само обучение
астрономии должно осуществляться на основе достижений психологии и педагогики.
5 Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,
горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и
плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело,
дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное
движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные
факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,
возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики
планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические
расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период,
солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, ГерцшпрунгаРассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла,
Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностноориентационной, смылопоисковой, и профессиональнотрудового выбора.
Учебнотематический план
Содержание учебного раздела
Кол
во
часов
2
8
6
7
5
6
Теоретические
основы
2
5
5
5
3
5
34
27
6
Название раздела, тем
№
п/п
1
2
3
4
5
6
основы
Солнечной
Введение
Практические
астрономии
Строение
системы
Природа тел солнечной
системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция
Вселенной
Итого:
Практические
и
лабораторные
работы,
творческие и проектные
работы, экскурсии и др.
0
3
1
2
2
1
9 7 Содержание тем учебного курса
I. Введение в астрономию (2 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь
астрономии с другими науками, значение астрономии).
Разделы астрономии. Связь астрономии с другими науками.
Значение астрономии в формировании мировоззрения человека.
II. Практические основы астрономии (8 ч)
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в
течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение
горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года
(экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение
Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса
мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах,
связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения
времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о
летосчислении).
III. Строение солнечной системы (6 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет,
сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной
системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система
мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера законы движения
небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон
всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке
Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел
(определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение
размеров тел Солнечной системы).
IV. Природа тел солнечной системы (7 ч)
Система "Земля Луна" (основные движения Земли, форма Земли, внутреннее строение
Земли, строение атмосферы, климат, причины изменения времен года, Луна спутник Земли,
солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне и проблема
происхождения,
поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая
характеристика атмосферы,
Планетыгиганты (общая характеристика,
особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в
расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические
характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение,
орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Гипотезы роисхождения малых
тел. Солнечной системы. Астероидная безопасность. Карликовые планеты.
поверхности).
V. Солнце и звезды (5 ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы
Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии
и внутреннее строение Солнца (протон протонный цикл, понятие о моделях внутреннего
строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии,
коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце
Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и
абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и
тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).
8 Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости,
радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд
(диаграмма "спектрсветимость", соотношение "массасветимость", вращение звезд различных
спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение
масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные,
новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и
сверхновые).
VI. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика (состав звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд
в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров,
расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер
галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура
Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели
Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и
эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы,
основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные
представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и
жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
9 Учебно – методическое обеспечение
Основной учебник
1. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Б. А. ВоронцовВельяминов, Е. К. Страут.
– М.: Дрофа, 2018
Дополнительная литература:
для учителя:
Бронштейн BJL Гипотезы о звездах и Вселенной / В А. Бронштейн.М.: Наука, 1.974.
ВоронцовВельяминов БА.Очерки о Вселенной / Б А ВоронцовВельянинов......М.:
Наука, 1080.
Гребенников ЕЛ. История открытия планет / Е.А. Гребенников, Ю.А. Рябов. М..:
Наука, 1984.
4. Гурштейн АЛ. Извечные тайны неба / А.А. Гурштейн. М.: Просвещение. 2001
Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии / М.М. Дагаев. М.: Просвещение. 1980.
6. Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба / М.М. Дагаев. М.: Наука, 1988.
Заботин КА. Контроль знаний, умений учащихся при изучении, курса «Физика и
астрономия» / В А. Заботин, В.Н. Комиссаров. — М.: Просвещение, 2003,
Конакович Э.В. Солнце дневная звезда /Э.В. Конакович.М.: Просвещение. 1982.
Куковский ОТ. Справочник любителя астрономии / П.Г. Куковский.— М,: Наука,
197В.
1985.
Ленилов В.П. Литература и астрономия / В.П Ленилов, Астрахань. 2000.
Мавленский А.Ф. Учебный звездный атлас / А.Ф. Марленский. М.: Просвещение,
ПинскийАЛ. Физика и астрономия / А.А. Пинский, В.Г. Разумовский. М :
Просвещение. 1990.
Пшеничнер Б.Г. Внеурочная работа по астрономии / Б.Г. Пшеничнер, С С. Войков М.:
Просвещение, 2001.
Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе / В.П. Цесевич. М.: Наука, I 984.
для учащихся:
Гурштейн АЛ. Извечные тайны неба / А.А. Гурштейн. М.: Просвещение. 2001
Ленилов В.П. Литература и астрономия / В.П Ленилов, Астрахань. 2000.
Пшеничнер Б.Г. Внеурочная работа по астрономии / Б.Г. Пшеничнер, С С. Войков М.:
Просвещение, 2001.
Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программнопедагогических средств, реализуемых с помощью
компьютера:
Жаборовский Видеоуроки от проекта «Инфоурок»;
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование
информации и материалов Интернетресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru;
Тестирование online: 511 классы:http://www.kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская,
уроки в Интернет и многое другое:
Мегаэнциклопедия: http://www.mega.km.ru;
Сайты
энциклопедий»,
«Мир
например:
http://www.rubricon.ru;
http://www.edu.ru;
http://www.teacher.fio.ru;
http://www.encyclopedia.ru.
10 Список литературы, использованной при написании программы
Нормативно – правовые акты:
Примерные программы среднего (полного) общего образования по астрономии
(сборник нормативных документов. Астрономия./ М.; Дрофа, 2014).
Астрономия. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
(сборник нормативных документов. / М.; Дрофа, 2006 г.)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 (редактированное
10.03.2009 г.)
Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарно эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в МинЮсте Российской Федерации
03.03.2011 г., регистрационный № 19993
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 «Об образовании»
(редактированный 02.02.2011 г.)
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г., № 132)
Адреса сайтов в интернете:
Астронет http://www.astronet.ru/ сайт, посвященный популяризации астрономии.
Это мощный портал, на котором можно найти научно популярные статьи по астрономии,
интерактивные карты звездного неба, фо тографии, сведения о ближайших астрономических
событиях и многое дру гое.
Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ виртуальный методический
кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит ин формационные и методические
материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков,
задания для контроля результа тов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»
Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/
содержит методические подборки, научно популярные и методические статьи, материалы
для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических
событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
Школьная астрономия СанктПерербирга http://school.astro.spbu.ru/ содержит
олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на
полезные Интернет ресурсы.
Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ сайт
содержит множество фото и видео космиче ских объектов и явлений, новости и статьи по
астрономии и космонавтике.
http://www.astrogalaxy.ru/index.html
Астрогалактика, информационный сайт об
астрономии и не только;
http://www.astrolab.ru – астрономическая лаборатория в интернете;
http://www.space.rin.ru информационный астрономический сайт.
http://classfizika.narod.ru/astr.htm увлекательная астрономия;
11
Тема
урока
урока
Тип
Предмет
астроном
ии
Наблюде
Л
Л
Л
Практические основы астрономии (8 часов)
ния
основа
астроном
ии
Звезды и
созвезди
я
Небесны
е
координа
ты
и
звездные
карты
Видимое
П
Смысл понятий Предмет
астрономии
Смысл понятий Звезды и
созвездия
Смысл понятий Небесные
координаты и звездные карты
Смысл понятий Видимое
Требования к уровню подготовки
учащихся
Тематическое планированиепо астрономии 1011 класс
Вид
конт
роля
.
ИКТ
,
нагл
ядн
ые
посо
бия
Опр
Смысл понятий Предмет
астрономии
Д
§
§
§
§
д
а
т
а
ос
През
ента
ция
«По
няти
е
астр
оно
мия
»
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
движени
е звезд
на
различны
х
географи
ческих
широтах
Годичное
движени
е Солнца
по небу.
Эклипти
ка.
Движени
е и фазы
Луны.
Затмения
Солнца и
Луны.
Время и
календар
ь
Контрол
ьная
работа
№
1
"Введени
е
в
астроном
ию.
Л
Л
Л
Л
Р
к
движение звезд на различных
географических широтах
Смысл понятий Годичное
движение Солнца по небу.
Эклиптика.
Смысл понятий Движение и фазы
Луны.
Смысл понятий Затмения Солнца
и Луны.
Решение задач
13
§
§
§
§
§
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Про
верк
а
реш
ения
зада
ч.
През
ента
ция
Кон
трол
ьная
рабо
та
Развитие
представ
лений о
строении
мира
Конфигу
рация
планет.
Синодич
еский
период.
Законы
движени
я планет
Солнечн
ой
системы
Определ
ение
расстоян
ий
и
размеров
тел
в
Солнечн
ой
системе
Движени
е
небесных
тел под
действие
м сил
тяготени
я
Практич
еские
основы
астроном
ии "
Строение Солнечной системы (6 часов)
Л
Л
Л
Л
Л
§
§
§
§
§
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Смысл понятий Развитие
представлений о строении мира
Смысл понятий Конфигурация
планет. Синодический период.
Смысл понятий Законы движения
планет
Смысл понятий Определение
расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
понятий
Смысл
Закон
всемирного
тяготения
Возмущения в движении тел
Солнечной системы Масса и
плотность Земли Определение
массы небесных тел. Приливы.
Движение
искусственных
спутников Земли и космических
аппаратов к планетам Солнечной
системы
14 Природа тел солнечной системы (7 часов)
Контрол
ьная
работа
№
2
«Строен
ие
Солнечн
ой
системы
»
Общие
характер
истики
планет
Солнечн
ая
система
как
комплек
с тел,
имеющих
общее
происхо
ждение
Система
Земля
Луна
Планеты
земной
группы
Планеты
–гиганты
к
Л
Л
Л
Л
Р
Смысл
характеристики планет
понятий
Общие
Смысл понятий Солнечная
система как
комплекс тел,
имеющих общее происхождение
Смысл понятий Земля
Луна
Смысл понятий Общность характеристик.
Меркурий. Венера. Марс
Смысл понятий Общность
характеристик планетгигантов.
Спутники и кольца планет
гигантов
15
§
§
§
§
§
Кон
трол
ьная
рабо
та
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Планеты
–
карлики
и малые
тела
Контрол
ьная
работа№
3
«Природ
а
тел
Солнечн
ой
системы
»
Солнце и звезды (5 часа)
Солнце –
ближайш
ая звезда
Расстоян
ия до
звезд
Массы и
размеры
звезд
Перемен
ные и
нестацио
нарные
звезды
Контрол
ьная
работа
№
4
«Солнце
Л
к
Л
Смысл понятий Планеты
карлики,
Метеоры,
болиды
Кометы,
Смысл понятий Энергии и
температура Солнца Состав и строение
Солнца
Атмосфера Солнца
Р
Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли
2.Определение расстояний в Солнечной системе
Горизонтальный параллакс Определение размеров
светил
Л
Л
к
Смысл понятий Двойные звезды.
Определение массы звезд
Размеры звезд. Плотность их
вещества
Модели звезд
Смысл понятий Пульсирующие
переменные
Новые и сверхновые звезды
16
§
§
§
§
§
Опр
ос.
През
ента
ция
Кон
трол
ьная
рабо
та
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Кон
трол
ьная
рабо
та
и
звезды»
Строение и эволюция Вселенной (6 часов)
Наша
Галактик
а
Другие
звездные
системы
галактик
и
Основы
современ
ной
космолог
ии
Жизнь и
разум во
Вселенно
й
Контрол
ьная
работа
№
5
"Строени
е
и
эволюци
я
Вселенно
й»
Астроно
мическая
картина
мира
Л
Л
Л
к
Л
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Опр
ос.
През
ента
ция
Кон
трол
ьная
рабо
та
§
§
§
§
Смысл понятий Млечный Путь и
Галактика. Звездные скопления и
ассоциации. Межзвездная среда:
газ и пыль. Движения звезд в
Галактике. Ее вращение
Смысл понятий галактики
Смысл
современной космологии
понятий
Основы
Дополнительные задания
17
Приложение
1.Почему самые продолжительные солнечные затмения наблюдаются в
тропических странах?
2.12 знаков Зодиака имеют одинаковую протяженность по эклиптике. В каком
из них Солнце находится наименьшее время?
3.Комета Галлея обращается вокруг Солнца за 76 лет, а планета Нептун за 165
лет. Кто из них более удален от Солнца в точке афелия своей орбиты?
4.Почему у молодой Луны хорошо видна не освещенная Солнцем поверхность, а
в момент солнечного затмения она не видна?
5.От звезды О m на 1 см 2 земной поверхности падает около 1млн. фотонов в
секунду. Сколько фотонов попадает на фотопластинку от звезды 20 m за 1 ч
,если диаметр объектива телескопа 1м?
6.Подлетев к незнакомой планете и выключив двигатели, космический корабль
вышел на низкую круговую орбиту. Могут ли космонавты, используя только
бортовые часы, определить среднюю плотность вещества исследуемой планеты?
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.