В этом учебном году впервые, после долгого перерыва, в школе ввели предмет астрономии. Рабочая программа знакомит обучающихся с предметом астрономии, содержит темы:
1. Звезды. Созвездия.Звездные карты.
2. Развитие представлений о строении мира.
3. Годичное движение Солнца. Эклиптика.
4. Движение и фазы Луны.
5. Солнце и звезды.
6. Основы современной космологии.
эта программа знакомитрабочая программа по астрономии, 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
НароФоминская средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор МБОУ НароФоминской
сош № 5 СУИОП
_______________Т.А. Подгорная
Приказ №______от________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«АСТРОНОМИЯ»
11аб класс
(базовый уровень)
Составитель учитель математики
Кравцова Н.Н.г. НароФоминск
2017г.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета,
астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная
система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная
планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс,
реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
2. Уметь
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических
аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического
телескопа,
взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с
использованием диаграммы "цветсветимость",
физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции
звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного
пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими
науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от
лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернете, научнопопулярных статьях.
Содержание учебного предмета
Планирование составлено на основе программы: Примерная программа
учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов
Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом
департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от
07.07.2005г. №031263;
Учебник:
Вельяминов,
Е.К.Страут М.: Дрофа, 2017г.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Уровень обучения – базовый.
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов
ВВЕДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ (2 ч.)
Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Структура и
масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч.)
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездная карта, использование
компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.
Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и
календарь.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7ч.)
Развитие представлений о строении мира. Конфигурация планет. Законы
движения планет Солнечной системы. Небесная механика. Законы Кеплера.Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8ч.)
Общие характеристики планет. Структура и масштабы Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Система Земля Луна. Планеты земной
группы. Планетыгиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной
системы. Астероидная опасность.
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (5 ч.)
Солнце – ближайшая звезда. Определение расстояния до звезд, параллакс.
Звезды: основные физикохимические характеристики и их взаимная связь.
Переменные и вспыхивающие звезды.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4ч.)
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Многообразие галактик и их основные характеристики.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (1ч.)
Проблема существования жизни и разума во Вселенной.
ПОВТОРЕНИЕ (2ч)
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс
Резерв
Календарнотематическое планирование (11 класс)
Тема
№
п/п
Дата
план
Факт
ВВЕДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ – 2ч1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Что изучает астрономия.
Наблюдения – основа астрономии
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ – 5ч.
Звезды и созвездия. Небесные координаты.
Звездные карты
Видимое движение звезд на различных
географических широтах
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ7ч.
Развитие представлений о строении мира
Конфигурация планет.
Синодический период
Законы движения планет Солнечной системы
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
Движение небесных тел под воздействием сил
тяготения
Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов (КА) к планетам.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ8ч.
Общие характеристики планет. Солнечная
система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение
Система Земля – Луна
Планеты земной группы. Общность
характеристик
Меркурий, Венера, Марс
Далекие планеты Общность характеристик
планетгигантов
Спутники и кольца планетгигантов
Малые тела Солнечной системы (астероиды,
карликовые планеты и кометы).22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
№
п/п
33.
34.
Метеоры, болиды, метеориты
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ5 ч
Солнце – ближайшая звезда, состав и внутреннее
строение
Солнечная активность и ее влияние на Землю
Расстояния до звезд. Характеристики излучения
звезд
Массы и размеры звезд
Переменные и нестационарные звезды.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ4ч.
Наша Галактика
Другие звездные системы — галактики
Космология начала ХХ в.
Основы современной космологии
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ1ч.
Урок конференция «Одиноки ли мы во
Вселенной?»
Тема
ПОВТОРЕНИЕ (Резерв) 2 ч.
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс
Резерв
Дата
план
Факт
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики
Протокол № 1 от «28 »августа 2017г.Руководитель ШМО _______/Н.Н. Кравцова/
«Согласовано»
Зам. директора по УВР _______/Е.А.Украинская
«___»_________2017г.