РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 10-11 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
астрономия
10 кл—11 кл
09.06.2019
данный материал может быть полезным учителям, преподающим Астрономию в общеобразовательной школе.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; для 10 и 11 классов
на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия 10-11», 2017 г. (http://spheres.ru/spheres_1-11/files/Sfery_astronomiya_10-11_metodichka.pdf)
Используемый учебник :
" Астрономия 10-11 класс". Издательство – М.: Просвещение, 2018. Автор - Чаругин В.М.
по астрономии для 10-11 класса 2018 .docx
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______Г. С. Арутюнова
Протокол №_______
«___»________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор школы
_____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев
Приказ №_____
«___»________ 20___г.
«___»________ 20___г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская
средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики
Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии для 1011 класса
среднего общего образования
(базовый уровень)
Арутюновой Галины Сергеевны 2
2018 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта;
на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия1011», 2017 г.
(http://spheres.ru/spheres_111/files/Sfery_astronomiya_1011_metodichka.pdf)
Ученик:
Чаругин В.М. Астрономия 1011 класс. – М.: Просвещение, 2018
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения астрономии 1011 класса выпускник будет знать:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы,
модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и
• структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для
проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник будет уметь:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно
познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебноисследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов
учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека; 3
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в
жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
(17 ч, 0.5 ч в неделю)
Введение в астрономию (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (4 ч)
Развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и
гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном;
космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (6 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
11 класс
(17 ч, 0.5 ч в неделю)
Астрофизика и звёздная астрономия (8 ч)
Типы оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с 20 их помощью; о
методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях
солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы
узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши
представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках
звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы
звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и
сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Галактики. Млечный Путь – наша Галактика (3 ч) 4
Представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о
распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об
исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а
также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о
конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических
положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических
моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели
Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды
жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного
расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Направления изучения Вселенной, возможности определения расстояний до галактик с
помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли
тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об
экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых
цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах
связи с ними
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Содержание
1
2
3
4
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Итого
11 класс
Содержание
1
2
4
5
6
Астрофизика и звёздная астрономия
Галактики. Млечный Путь – наша Галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого
о
в
л
о
К
в
о
с
а
Ч
2
5
4
6
17
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
7
3
2
3
2
17
е
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
ы
т
о
б
а
р
1
1
2
е
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
ы
т
о
б
а
р
1
1
2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 10-11 класса среднего общего образования (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 10-11 класса среднего общего образования (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 10-11 класса среднего общего образования (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 10-11 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.