данный материал может быть полезным учителям, преподающим Астрономию в общеобразовательной школе.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; для 10 и 11 классов
на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия 10-11», 2017 г. (http://spheres.ru/spheres_1-11/files/Sfery_astronomiya_10-11_metodichka.pdf)
Используемый учебник :
" Астрономия 10-11 класс". Издательство – М.: Просвещение, 2018. Автор - Чаругин В.М.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______Г. С. Арутюнова
Протокол №_______
«___»________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор школы
_____А.Ф.Кошелюк ______Е.В.Зайцев
Приказ №_____
«___»________ 20___г.
«___»________ 20___г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская
средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики
Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии для 1011 класса
среднего общего образования
(базовый уровень)
Арутюновой Галины Сергеевны2
2018 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта;
на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия1011», 2017 г.
(http://spheres.ru/spheres_111/files/Sfery_astronomiya_1011_metodichka.pdf)
Ученик:
Чаругин В.М. Астрономия 1011 класс. – М.: Просвещение, 2018
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения астрономии 1011 класса выпускник будет знать:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы,
модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и
• структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для
проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник будет уметь:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно
познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в
ходе учебноисследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов
учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;3
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев
оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в
жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
(17 ч, 0.5 ч в неделю)
Введение в астрономию (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (4 ч)
Развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и
гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном;
космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (6 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
11 класс
(17 ч, 0.5 ч в неделю)
Астрофизика и звёздная астрономия (8 ч)
Типы оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с 20 их помощью; о
методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях
солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы
узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши
представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках
звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы
звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и
сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Галактики. Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)4
Представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о
распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об
исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а
также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о
конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических
положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических
моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели
Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды
жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного
расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Направления изучения Вселенной, возможности определения расстояний до галактик с
помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли
тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об
экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых
цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах
связи с ними
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Содержание
1
2
3
4
Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Итого
11 класс
Содержание
1
2
4
5
6
Астрофизика и звёздная астрономия
Галактики. Млечный Путь – наша Галактика
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого
о
в
л
о
К
в
о
с
а
Ч
2
5
4
6
17
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
7
3
2
3
2
17
е
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
ы
т
о
б
а
р
1
1
2
е
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
ы
т
о
б
а
р
1
1
2