Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2018г. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 2018г.
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС основного общего образования.
Структура рабочей программы позволяет учителям и преподавателям организовывать образовательный процесс, давая представление о целях и общей стратегии обучения, его предметном содержании; предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, в том числе проведение диагностики знаний, умений и навыков учащихся.
Рабочая программа по астрономии 2017-2018.docx
Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений
«Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2018г. Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника
Астрономия 11 класс, Б. А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут 2018г.
Рабочая программа по астрономии для 11 класса (базовый уровень)
Статус учебной программы по астрономии
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы ФГОС основного общего образования.
Структура рабочей программы позволяет учителям и преподавателям организовывать образовательный процесс, давая представление
о целях и общей стратегии обучения, его предметном содержании; предусматривает структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик, в том числе проведение диагностики знаний, умений и навыков учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по астрономии для 11 класса содержит следующие разделы:
пояснительную записку, в которой определяются цели и раскрываются особенности обучения астрономии;
содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала и вариативных компонентов, распределенного по
содержательным разделам;
поурочное тематическое планирование с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение астрономии в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного
познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического
использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по
физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития
человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к моральноэтической оценке использования
научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для
решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационнокоммуникативной и рефлексивной деятельностей; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
«Астрономия» 11 класс
(35 часов)
Пояснительная записка
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое образование
выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию
научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о
строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего
места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным
предметам.
В соответствии с Базисным учебным планом на изучение астрономии в 11 классе отводиться 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в
течение всего года обучения.
На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта, в содержании календарнотематического
планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время задачи обучения:
Предметные: определяют следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических
блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором
дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. В третьем блоке представлены дидактические
единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии.
Личностные: выявляют приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику
развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности,
толерантности.
Метапедметные: отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не
столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная
успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с
людьми. В рамках данной программы предполагается активное использование интернет ресурсов и информационных технологий.
Предмет астрономии (2 ч)
Содержание программы
(35 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История
развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты.
Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат
наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования
Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты
гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические
методы теоретического исследования. Закон СтефанаБольцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечноземные связи. Звезды: основные физикохимические характеристики и их
взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр светимость» («цвет светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели
звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Общее количество практических работ, проводимых при изучении различных тем 2:
1. Практическая работа с планом Солнечной системы.
2. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»
Формы и средства контроля
Общее количество проверочных работ, проводимых при изучении различных тем 1: Проверочная работа «Солнце и Солнечная система»
Общее количество домашних контрольных работ, проводимых при изучении различных тем 4:
1. Домашняя контрольная работа№1
2. Домашняя контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»
3. Домашняя контрольная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».
4. Домашняя контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения
планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное
и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой
Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных
диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации
с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения
светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд,
источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы
определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи
астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
Литература для учителя:
Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997. Пшеничнер Б. Г., Войнов
С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с
решениями. — М.: МГУ, 1995. Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67:
пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
Литература для учащихся:
Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и всевсевсе… — Вып. 78. — М.: Издво «Наука». Главная редакция физикоматематической литературы,
1990. — (Квант). Галактики / ред.сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.:
Бюро Квантум, 1993. — (Квант). Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение
к журналу «Квант», № 3. — М.: Издво МЦНМО, 2013. — (Квант). Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978. Сурдин В. Г. Галактики. — М.:
Физматлит, 2013. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора,
2001. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002. Интернетресурсы:
Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада
школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.
http://www.sai.msu.ru Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com МКС онлайн. http://mksonlain.ru Обсерватория СибГАУ.
http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskiesajty Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф Репозиторий Вселенной.
http://spacemy.ru Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны
года.рф/планеты%20и%20звезды. html ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru Элементы большой науки. Астрономия. http://
elementy.ru/astronomy №
п/
п
1
Календарнотематическое планирование
Астрономия 11класс
Дата
Тема урока
Тип урока
Основное
содержание
Планируемые результаты (в соответствии с
ФГОС)
предметные
личностные
метапредметны
е
Астрономия, ее значение и связь
с другими науками (2 ч)
Предмет
астрономии.
Структура и
масштабы
Вселенной
Урок изуче
ния
нового
материала
История, что
изучает, связь с
другими науками,
профессия
астронома, значение
для народного
хозяйства
формулировать
понятие
«предмет
астрономии»;
доказывать
самостоятельно
сть и
значимость
астрономии как
науки
обсудить
потребности
человека в
познании,
как наиболее
значимой
ненасыщаем
ой
потребности,
понимание
различия
между
мифологичес
ким и
научным
сознанием
объяснять
причины
возникновения
и развития
астрономии,
приводить
примеры,
подтверждающи
е данные
причины;
иллюстрировать
примерами
практическую
направленность
астрономии;
воспроизводить
сведения по
истории
развития
астрономии, ее
Использован
ие ЭОР
Д/З
§1,
задание1
http://galaxy
science.ru/fla
sh/SHkala_m
asshta
bov_Vselenn
oy_v.2.swf 2
3
Наблюдения
основа
астрономии.
Телескопы
Урок изуче
ния
нового
материала
Астрономические
наблюдения и их
особенности.
Телескопы: виды,
разрешаемость,
увеличение,
светосила и их
нахождение.
Радиотелескопы.
Обсерватории
§2,
упр1
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/
8b74c9c3
9aad4ae4
abf9
e8229c87b78
6/110377/
взаимодейст
вовать в
группе
сверстников
при
выполнении
самостоятел
ьной работы;
организовыв
ать свою
познавательн
ю
деятельность
.
связях с
другими
науками
изображать
основные круги,
линии и точки
небесной сферы
(истинный
(математически
й) горизонт,
зенит, надир,
отвесная линия,
азимут, высота);
формулировать
понятие
«небесная
сфера»;
использовать
полученные
ранее знания из
раздела
«Оптические
явления» для
объяснения
устройства и
принципа
работы
телескопа
формулировать
выводы об
особенностях
астрономии как
науки;
приближенно
оценивать
угловые
расстояния на
небе;
классифицирова
ть телескопы,
используя
различные
основания
(конструктивны
е особенности,
вид
исследуемого
спектра и т. д.);
работать с
информацией
научного
содержания
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и
созвездия.
Небесные
координаты и
звездные карты
Комбиниров
анный
урок
Экваториальные
координаты и связь с
географическими.
Способы
определения
географической
формулировать
понятие
«созвездие»,
определять
понятие
«видимая
формулировать
проблему
микроисследова
ния, извлекать
информацию,
представленную
организовыв
ать
целенаправл
енную
познавательн
ую
http://www.as
tronet.ru/db/
msg/1175352
/node4.
html
§3,4
упр2, 3
задание 3 широты, суточное
движение светил
на разных широтах,
формула высоты
(широты) и
применение в
решении задач
4
5
Видимые
движения
светил как
следствие их
собственного
движения
в пространстве,
вращения
Земли и её
обращения
вокруг Солнца
Комбиниров
анный
урок
Небесная сфера:
основные точки,
линии и плоскости.
Горизонтальная
система координат,
кульминация,
зенитное расстояние.
Суточное движение
светил.
Перевод градусной
меры в часовую и
обратно
Годичное
движение Солнца.
Эклиптика
Комбиниров
анный
урок
Годичное движение
звезд, Солнца:
эклиптика,
звездная
величина»;
определять
разницу
освещенностей,
создаваемых
светилами, по
известным
значениям
звездных
величин;
использовать
звездную карту
для поиска
созвездий и
звезд на небе
формулировать
определения
терминов и
понятий
«высота
звезды»,
«кульминация»,
объяснять
наблюдаемые
невооруженным
глазом
движения звезд
и Солнца на
различных
географических
широтах
воспроизводить
определения
терминов и
в явном виде
деятельность
в ходе
самостоятел
ьной работы
характеризовать
особенности
суточного
движения звезд
на различных
географических
широтах Земли,
аналитически
доказывать
возможность
визуального
наблюдения
светила на
определенной
географической
широте Земли
формулировать
выводы о
причинах
§5,
упр 4
https://www.
youtube.com/
watch?
v=8upIbQk_
q0
самостоятел
ьно
управлять
собственной
познавательн
ой
деятельность
ю
проявлять
готовность к
принятию
http://www.n
ebulacast.co
m/2012/04/bl
§6
упр 5 точки, зодиакальные
созвездия. Работа по
ПКЗН:
нахождение
координат светил и
обратно
6
Движение и фазы
Луны.
Затмения Солнца
и Луны
Комбиниров
анный
урок
Луна – спутник
Земли. Движение и
фазы Луны.
Солнечные и лунные
затмения
понятия
«эклиптика»,
объяснять
наблюдаемое
движение
Солнца в
течение года;
характеризовать
особенности
суточного
движения
Солнца на
полюсах,
экваторе и в
средних
широтах Земли,
называть
причины
изменения
продолжительн
ости дня и ночи
на различных
широтах в
течение года
формулировать
понятия и
определения
«синодический
период»,
«сидерический
период»;
объяснять
наблюдаемое
движение и
фазы Луны,
ogpost_
05.html
истории,
культуры и
традиций
различных
народов
различной
продолжительн
ости дня и ночи
в зависимости
от широты
местности;
проводить
анализ вида
звездного неба с
использованием
подвижной
карты, исходя
из времени года
графически
пояснять
условия
возникновения
лунных и
солнечных
затмений
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
§7,8
упр 6
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/c670
34574971
944b5e84
05dc4d96d91
5/45363/?
interfa
ce=catalog&c
lass=47&subj 7
Время и
календарь
Комбиниров
анный
урок
ect=39
анализировать
понятие
«время»,
пояснять смысл
понятия
«время» для
определенного
контекста
проявлять
толерантное
и
уважительно
е отношение
к истории,
культуре и
традициям
других
народов
§9
Домашня
я
контрольн
ая
работа№1
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/8b
74c9c39aad
4ae4abf9
e8229c87b78
6/110377/
Солнечные сутки,
служба Солнца и
точного времени.
Всемирное время,
связь с
географической
долготой, система
счета времени.
Исчисление времени
в РФ.
Летоисчисление,
календарь, старый и
новый стиль. Разбор
задач
причины
затмений Луны
и Солнца;
описывать
порядок смены
лунных фаз
формулировать
определения
терминов и
понятий
«местное
время»,
«поясное
время», «зимнее
время» и
«летнее время»;
пояснять
причины
введения
часовых поясов;
анализировать
взаимосвязь
точного
времени и
географической
долготы;
объяснять
необходимость
введения
високосных лет
и нового
календарного
стиля
8
Развитие
Урок изуче История развития
воспроизводить
устанавливать
высказывать
http://univers
§10
Строение Солнечной системы (7 ч) представлений о
строении мира
ния
нового
материала
9
Конфигурация
планет и условия
их видимости.
Синодический и
звёздный периоды
Урок изуче
ния
нового
материала
etoday
rus.com/blog/
20131101
1538
убежденност
ь в
возможности
познания
системы
мира
§11
упр 9
http://in
space.info/dic
tionary/konfi
guratsiya
planet
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
исторические
сведения о
становлении и
развитии
гелиоцентричес
кой системы
мира, объяснять
петлеобразное
движение
планет с
использованием
эпициклов и
дифферентов
воспроизводить
определения
терминов и
понятий
«конфигурация
планет»,
«синодический
и сидерический
периоды
обращения
планет»
представлений об
окружающем мире в
древности.
Геоцентрическая
система мира
Аристотеля и
К.Птолемея.
Гелиоцентрическая
система мира
Н.Коперника.
Становление
гелиоцентризма:
Бруно, Галилей,
Кеплер, Ньютон,
Ломоносов и другие
Состав СС (сведения
о телах и
характерные
закономерности).
Петлеобразное
движение планет и
объяснение.
Конфигурация, виды
для верхних и
нижних планет.
Сидерические и
синодические
периоды. Разбор
задач
причинноследс
твенные связи
смены
представлений о
строении мира;
характеризовать
вклад ученых в
становление
астрономическо
й картины мира.
представлять
информацию о
взаимном
расположении
планет в
различных
видах
(в виде текста,
рисунка,
таблицы),
делать выводы
об
условиях
наблюдаемости
планеты в
зависимости от
внешних
условий
расположения
Солнца и Земли 10
11
Законы движения
планет Солнечной
системы
Комбиниров
анный
урок
И.Кеплер и его
законы. Задачи на
нахождение
эксцентриситета,
перигея и апогея.
Разбор задач
Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной
системе
Комбиниров
анный
урок
Расстояние от Земли
до Солнца. Способы
определения
расстояний в СС: 3й
закон Кеплера,
параллактический,
радиолокационный.
Параллакс,
параллактическое
смещение.
Определение
размеров небесных
тел. Разбор задач
анализировать
информацию,
полученную из
текста научного
содержания;
объяснять суть
эмпирического
способа
определения
фор
мы траектории
небесных тел
(на примере
Марса)
анализировать
информацию,
полученную из
текста научного
содержания;
объяснять суть
эмпирического
способа
определения
размеров Земли
воспроизводить
определения
терминов и
понятий
«эллипс»,
«афелий»,
«перигелий»,
«большая и
малая полуось
эллипса»,
«астрономиче
ская единица»;
формулировать
законы Кеплера
формулировать
определения
терминов и
понятий
«горизонтальны
й параллакс»,
«угловые
размеры
объекта»;
пояснять
сущность
метода
определения
расстояний по
параллаксам
светил,
радиолокационн
ого метода и
метода лазерной
локации;
вычислять
§12
Задание
12
целенаправл
енно
организовыв
ать
собственную
познавательн
ую
деятельность
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/8b
74c9c39aad
4ae4abf9
e8229c87b78
6/110377/
§13
упр 11
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/
8b74c9c3
9aad4ae4
abf9
e8229c87b78
6/110377/
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
;
высказывать
убежденност
ь в единстве
методов
изучения
параметров
Земли и
других
планет 12
13
Контроль
знаний
Практическая
работа
с планом
Солнечной
системы
Движение
небесных тел под
действием сил
тяготения
Комбиниров
анный
урок
Закон всемирного
тяготения,
возмущения,
открытие Нептуна.
Уточнение законов
И.Ньютоном
Определение масс
небесных тел. Разбор
задач
расстояние до
планет по
горизонтальном
у параллаксу, а
их размеры по
угловым
размерам и
расстоянию
определять
возможность
наблюдения
планет на
заданную дату;
располагать
планеты
на орбитах в
принятом
масштабе
определять
массы планет на
основе
третьего
(уточненного)
закона Кеплера;
описывать
движения тел
Солнечной
системы под
действием сил
тяготения по
орбитам с
различным
эксцентрисите
том; объяснять
причины
извлекать и
анализировать
информацию
астрономическо
го содержания с
использованием
«Школьного
астрономическо
го календаря»
аналитически
доказывать
справедливость
законов
Кеплера на
основе закона
всемирного
тяготения;
делать вывод о
взаимодополняе
мости
результатов
применения
эмпирического
и
теоретического
методов
Личностные:
контролиров
ать
собственную
познавательн
ую
деятельность
http://www.af
portal.ru/astro
/model —
Астрофи
зический
портал
§14
упр 12
выражать
отношение к
интеллектуа
льно
эстетической
красоте и
гармоничнос
ти законов
небесной
механики 14
Комбиниров
анный
урок
Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА)
в Солнечной
системе
http://school
collection.edu
.ru/catalog/ru
br/c670
34574971
944b5e84
05dc4d96d91
5/45363/?
interfa
ce=catalog&c
lass=47&subj
ect=39
Домашня
я
контрольн
ая работа
№2 по
теме
«Строени
е
Солнечно
й
системы»
научного
исследования
анализировать
возможные
траектории
движения
космических
аппаратов,
доказывать
собственную
позицию,
характеризующ
ую
перспективы
межпланетных
перелетов
возникновения
приливов
на Земле и
возмущений в
движении тел
Солнечной
системы
характеризовать
особенности
движения
(время старта,
траектории
полета) и
маневров
космических
аппаратов для
исследования
тел Солнечной
системы;
описывать
маневры,
необходимые
для посадки на
поверхность
планеты или
выхода на
орбиту вокруг
нее
выражать
личностное
отношение к
достижения
м СССР и
России в
области
космических
исследовани
й, выражать
собственную
позицию
относительн
о значимости
дальнейших
научных
космических
исследовани
й, запуска
искусственн
ых
спутников
планет;
доказывать
собственное
мнение,
характеризу
ющее экологическ
ие проблемы
запуска
искусственн
ых аппаратов
на
околоземную
орбиту и
в
межпланетно
е
пространств
о
отстаивать
собственную
точку зрения
о Солнечной
системе как
комплексе
тел общего
происхожден
ия
http://ukhtom
a.ru/universe
8.htm
§15,16
Задание
13
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
15
Солнечная
система как
комплекс тел,
имеющих общее
происхождение
Комбиниров
анный
урок
Деление планет на
группы
формулировать
основные
положения
гипотезы о
формировании
тел Солнечной
системы,
анализировать
основные
положения
современных
представлений о
происхождении
тел Солнечной
системы,
использовать
положения
современной
теории
происхождения
тел Солнечной
сравнивать
положения
различных
теорий
происхождения
Солнечной
системы;
доказывать
научную
обоснованность
теории
происхождения
Солнечной
системы,
использовать
методологическ
ие знания о
структуре и
способах
подтверждения
и опровержения 16
Система Земля
Луна
Комбиниров
анный
урок
Основные движения
Земли. Форма Земли,
триангуляция:
Эратосфен, Ньютон,
Струве. Масса и
плотность Земли.
Строение,
атмосфера,
химический состав,
магнитное поле.
Луна – спутник
Земли. Солнечные и
лунные затмения
17
Две группы
Комбиниров
системы
характеризовать
природу Земли;
перечислять
основные
физические
условия на
поверхности
Луны;
объяснять
различия двух
типов лунной
поверхности
(морей и
материков);
объяснять
процессы
формирования
поверхности
Луны и ее
рельефа;
перечислять
результаты
исследований,
проведенных
автоматическим
и аппаратами и
астронавтами;
характеризовать
внутреннее
строение Луны,
химический
состав лунных
пород
перечислять
http://galspac
e.spb.ru/inde
x27.html
§17
Упр 13
научных теорий
приводить
доказательства
рассмотрения
Земли и Луны
как двойной
планеты,
обосновывать
собственное
мнение
относительно
перспектив
освоения Луны.
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
,
высказывать
убежденност
ь в
возможности
познания
окружающег
о мира,
единстве
методов
изучения
характерист
ик Земли и
других
планет
использовать
проявлять
http://www.sa § 15; анный
урок
планет.
Практическая
работа «Две
группы планет
Солнечной
системы»
18
Планеты земной
группы
Комбиниров
анный
урок
Основные
особенности планет
земной группы.
Спутники Марса
Состав атмосфер,
рельеф, хронология
открытий и
исследование КА
i.msu.su/ng/s
olar/solar_sos
tav. html
практичес
кие
задания
§18
http://www.as
trogalaxy.ru/i
ndex.html
основные
характеристики
планет,
основания для
их разделения
на группы,
характеризовать
планеты земной
группы и
планеты
гиганты,
объяснять
причины их
сходства и
различия
указывать
параметры
сходства
внутреннего
строения и
химического
состава планет
земной группы;
характеризовать
рельеф
поверхностей
планет земной
группы;
объяснять
особенности
вулканической
деятельности и
тектоники на
планетах земной
группы;
информацию
научного
содержания,
представленную
в различных
видах (таблицы,
текст), для
анализа и
сравнения
характеристик
планет
Солнечной
системы,
классификации
объектов
использовать
основы теории
формирования
Солнечной
системы для
объяснения
особенностей
планет земной
группы;
сравнивать
планеты земной
группы на
основе
выделенных
критериев,
объяснять
причины
различий планет
земной группы;
работать с
готовность к
самообразов
анию,
ответственно
е отношение
к учению,
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
.
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
; выступать с
презентацией
результатов
своей
работы;
принимать
участие в
общем
обсуждении
результатов
выполнения
работы 19
Урокдискуссия
«Парниковый
эффект: польза
или вред?»
Урок
дискуссия
текстом
научного
содержания,
выделять
главную мысль,
обобщать
информацию,
представленную
в неявном виде,
характеризующ
ую планеты
земной группы
извлекать
информацию о
парниковом
эффекте из
различных
источников
и критически
оценивать ее
описывать
характеристики
каждой из
планет земной
группы
объяснять
механизм
возникновения
парникового
эффекта на
основе
физических и
астрономически
х законов и
закономерносте
й;
характеризовать
явление
парникового
эффекта,
различные
аспекты
проблем,
связанных с
существованием
парникового
эффекта;
пояснять роль
доказывать
собственную
точку зрения
относительн
о
последствий
парникового
эффекта,
основываясь
на законах
физики и
астрономиче
ских данных;
представлять
результаты
собственных
исследовани
й в виде
доклада и
презентации;
вы
111
сказывать
http://www.b
orshec.ru/pag
esview
195.html
Упражнен
ие 14
учебника,
практичес
кое
задание 20
Планеты–гиганты Комбиниров
анный
урок
Основные
особенности планет
гигантов. Состав
атмосфер, спутники
и кольца, хронология
открытий и
исследование КА
парникового
эффекта в
сохранении
природы Земли
указывать
параметры
сходства
внутреннего
строения и
химического
состава
планетгигантов;
описывать
характеристики
каждой из
планет
гигантов;
характеризовать
источники
энергии в
недрах планет;
описывать
особенности
облачного
покрова и
атмосферной
использовать
основы теории
формирования
Солнечной
системы для
объяснения
особенностей
планет
гигантов;
работать с
текстами
научного
содержания,
выделять
главную мысль,
обобщать
информацию,
представленную
в неявном виде,
характеризующ
ую планеты
гиганты,
собственную
точку зрения
относительн
о ценностей
экологическ
ой
направленно
сти;
проявлять
уважительно
е отношение
к мнению
оппонентов
организовыв
ать
самостоятел
ьную
познавательн
ую
деятельность
; выступать с
презентацией
результатов
своей
работы;
принимать
участие в
общем
обсуждении
результатов
выполнения
работы
http://nasha
vselennaya.ru
/?cat=140
§19
Задание
14 21
Малые тела
Солнечной
системы
Комбиниров
анный
урок
Кометы, их
открытие, орбита,
исследования КА
использовать
законы физики
для описания
природы
планет
гигантов;
сравнивать
природу
спутников
планетгигантов
и Луны
аргументирован
о пояснять
причины
астероиднокомт
ной опасности;
описывать
возможные
последствия
столкновения
Земли и других
малых тел
Солнечной
системы при
пересечении
орбит
циркуляции;
анализировать
115
особенности
природы
спутников
планет
гигантов;
формулировать
понятие
«планета»;
характеризовать
строение и
состав колец
планетгигантов
определять
понятие
«планета»,
«малая
планета»,
«астероид»,
«комета»;
характеризовать
малые тела
Солнечной
системы;
описывать
внешний вид и
строение
астероидов и
комет;
объяснять
процессы,
происходящие в
комете, при
выдвигать
предложения
о способах
защиты от
космических
объектов,
сближающих
ся с Землей,
и защищать
свою точку
зрения;
проявлять
уважительно
е отношение
к мнению
оппонента;
высказывать
личностное
отношение к
четкости и
§20.120.3
Упр 16
http://www.as
trolab.ru/cgi
bin/galery.cgi
?id=1&
move.x=11&
move.y=1&n
o=169 22
Метеоры, болиды,
метеориты
Комбиниров
анный
урок
23
Солнце –
ближайшая звезда
Комбиниров
анный
урок
изменении ее
расстояния от
Солнца;
анализировать
орбиты комет
определять
понятия
«метеор»,
«метеорит»,
«болид»;
описывать
последствия
падения на
Землю крупных
метеоритов
анализировать и
отличать
наблюдаемые
явления
прохождения
Земли сквозь
метеорные
потоки
Природа комет,
состав,
классификация
Ф.А.Бредихина.
Болиды. Метеоры,
метеорные потоки,
порождаемые
кометами
Солнце и звезды (6 ч)
Солнце источник
жизни на Земле, его
обожествление в
древности. Вид в
телескоп, вращение.
Размер, масса,
светимость,
солнечная
постоянная.
Температура, закон
СтефанаБольцмана
и Вина. Химический
состав Солнца.
Решение задач на
использование
объяснять
физическую
сущность
источников
энергии Солнца
и звезд;
описывать
процессы
термоядерных
реакций протон
протонного
цикла;
объяснять
процесс
переноса
использовать
физические
законы и
закономерности
для объяснения
явлений и
процессов,
наблюдаемых на
Солнце;
формулировать
логически
обоснованные
выводы
относительно
полученных
высокой
научной
грамотности
деятельност
и К. Томбо
проявлять
уважительно
е отношение
к мнению
оппонентов;
проявлять
устойчивый
интерес к
самостоятел
ьной
познавательн
ой
деятельност
и
высказывать
мнение
относительн
о
достовернос
ти
косвенных
методов
получения
информации
о строении и
составе
Солнца;
участвовать
в
http://www.as
tro.websib.ru/
sun/Meteor
§ 20.4,
домашняя
контрольн
ая работа
№ 3
«Природа
тел
Солнечно
й
системы»
http://magru.
net/pubs/598
2#2
§ 21.1—3;
практичес
кое
задание законов и формулы
светимости
24
Расстояния до
звезд.
Характеристики
излучения звёзд
Комбиниров
анный
урок
Годичный параллакс.
Единицы измерения
расстояния:
астрономическая
единица, парсек,
световой год. Первые
два метода
определения
энергии внутри
Солнца;
описывать
строение
солнечной
атмосферы;
пояснять
грануляцию на
поверхности
Солнца;
характеризовать
свойства
солнечной
короны;
раскрывать
способы
обнаружения
потока
солнечных
нейтрино;
обосновывать
значение
открытия
солнечных
нейтрино для
физики и
астрофизики
перечислять
примеры
проявления
солнечной
активности
(солнечные
пятна,
протуберанцы,
аналитических
закономерносте
й для
светимости
Солнца,
температуры
его недр и
атмосферы
обсуждении
полученных
результатов
аналитическ
их выводов;
проявлять
заинтересова
нность в
самостоятел
ьном
проведении
наблюдения
Солнца
http://www.as
tronet.ru/db/
msg/1188683
§22
Упр18
описывать
причинно
следственные
связи
проявлений
солнечной
активности и
состояния
участвовать
в диалоге,
высказывать
и отстаивать
собственную
точку
зрения;
проявлять расстояний:
параллактический,
через блеск звезд.
Видимые и
абсолютные звездные
величины
25
Массы и размеры
звезд. Двойные
звёзды
Комбиниров
анный
урок
Различные виды
двойственности
звезд: оптическая,
физическая,
фотометрическая.
Виды физически
двойных звезд.
вспышки,
корональные
выбросы
массы);
характеризовать
потоки
солнечной
плазмы;
описывать
особенности
последствий
влияния
солнечной
активности на
магнитосферу
Земли в виде
магнитных бурь,
полярных
сияний; их
влияние на
радиосвязь,
сбои в линиях
электропередач
и; называть
период
изменения
солнечной
активности
характеризовать
звезды как
природный
термоядерный
реактор;
определять
понятие
уважительно
е отношение
к мнению
сверстников;
самостоятел
ьно
организовыв
ать
собственную
познавательн
ую
деятельность
магнитосферы
Земли;
использовать
знание
физических
законов и
закономерносте
й в плазме для
описания
образования
пятен,
протуберанцев
и других
проявлений
солнечной
активности
обоснованно
доказывать
многообразие
мира звезд;
анализировать
основные
группы
организовыв
ать
собственную
познавательн
ую
деятельность
;
http://j
times.ru/kos
mos/samaya
tyazhelaya
iyarkaya
zvezdavo
vselennoj.htm
§ 22, 23.1,
23.2;
практичес
кое
задание Определение масс
двойных звезд.
Невидимые спутник
Переменные звезды:
правильные,
полуправильные,
неправильные.
Цефеиды.
Вспыхивающие
(новые) и
взрывающиеся
(сверхновые).
Пульсары
(нейтронные). Связь
с массой
«светимость
звезды»;
перечислять
спектральные
классы звезд;
объяснять
содержание
диаграммы
«спектр —
светимость»;
давать
определения
понятий
«звезда»,
«двойные
звезды»,
«кратные
звезды»
диаграммы
«спектр —
светимость»;
формулировать
выводы об
особенностях
методов
определения
физических
характеристик
звезд,
классифицирова
ть небесные
тела; работать с
информацией
научного
содержания
характеризовать
цефеиды как
природные
автоколебатель
ные системы;
объяснять
зависимость
«период —
светимость»;
давать
определение
понятия
«затменно
двойная
звезда»;
использовать
знания по
физике для
объяснения
природы
пульсации
цефеид; делать
выводы о
значении
переменных и
нестационарных
звезд для
развития
научных знаний
взаимодейст
вовать в
группе
сверстников
при
выполнении
самостоятел
ьной работы;
формулиров
ать
высказывани
я
относительн
о
возможности
познания
окружающег
о мира
косвенными
методами
работать с
различными
источниками
информации,
проявлять
готовность к
самостоятел
ьной
познавательн
ой
деятельност
и
l
http://сезоны
года.рф/друг
ие
%20планеты.
html
§ 23.1,
23.3, 24.1,
24.2
(новые
звезды);
практичес
кие
задания
26
Переменные и
нестационарные
звезды
Комбиниров
анный
урок 27
Эволюция звезд
Комбиниров
анный
урок
http://www.as
trotime.ru/ev
o.html
§ 24.2;
практичес
кие
задания
оценивать
время свечения
звезды по
известной массе
запасов
водорода
высказывать
убежденност
ь в
возможности
познания
законов
природы, в
частности
понимания
эволюции
звезд
характеризовать
явления в
тесных
системах
двойных звезд
— вспышки
новых
объяснять
зависимость
скорости и
продолжительн
ости эволюции
звезд от их
массы;
рассматривать
вспышки
сверхновой как
этап эволюции
звезды;
объяснять
варианты
конечных
стадий жизни
звезд (белые
карлики,
нейтронные
звезды,
пульсары,
черные дыры);
описывать
природу
объектов на
конечной
стадии
эволюции звезд 28
Проверочная
работа «Солнце и
Солнечная
система»
Контроль
знаний
формулировать
выводы
относительно
космических
тел, опираясь на
законы и
закономерности
астрономии
решать задачи,
используя
знания по темам
«Строение
Солнечной
системы»,
«Природа тел
Солнечной
системы»,
«Солнце и
звезды»
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
29
Наша Галактика
Лекция,
беседа
Млечный путь.
Состав Галактики:
звезды, скопления и
их виды
выдвигать и
сравнивать
гипотезы
относительно
природы
скрытой массы
описывать
строение и
структуру
Галактики;
перечислять
объекты
плоской и
сферической
подсистем;
оценивать
размеры
Галактики;
пояснять
движение и
расположение
Солнца в
Галактике;
http://www.as
trogalaxy.ru/6
59.html
Домашня
я
контрольн
ая работа
№ 4 по
теме
«Солнце и
звезды»
http://www.y
outube.com/
watch?
v=_sQD0Fbr
FCw
§ 25.1,
25.2, 25.4;
практичес
кие
задания
управлять
собственной
познавательн
ой
деятельность
ю; проявлять
ответственно
е отношение
к
познавательн
ой
деятельност
и, навыки
работы с
информацио
нными
источниками
управлять
собственной
познавательн
ой
деятельность
ю; проявлять
готовность к
само
образованию
;
высказывать
убежденност
ь в
возможности
познания
окружающей
действительс 30
Межзвёздный газ
и пыль. Вращение
галактик
Комбиниров
анный
урок
Состав Галактики:
туманности и их
виды, лучи, поля, газ
и пыль. Строение и
вращение Галактики.
Движение звезд и
Солнца.
Радиоизлучение
Галактики
характеризовать
ядро и
спиральные
рукава
Галактик;
характеризовать
процесс
вращения
Галактики;
пояснять
сущность
проблемы
скрытой массы
характеризовать
радиоизлучение
межзвездного
вещества и его
состав, области
звездообразован
ия; описывать
методы
обнаружения
органических
молекул;
раскрывать
взаимосвязь
звезд и
межзвездной
среды;
описывать
процесс
формирования
звезд из
холодных
газопылевых
ти
объяснять
различные
механизмы
радиоизлучения
на основе
знаний по
физике;
классифицирова
ть объекты
межзвездной
среды;
анализировать
характеристики
светлых
туманностей
проявлять
навыки
самообразов
ания,
информацио
нной
культуры,
включая
самостоятел
ьную работу
с книгой;
высказывать
убежденност
ь в
возможности
познания
законов
природы и
их
использован
ия на благо
развития
http://www.as
tronet.ru/db/
msg/1202020
§ 25.3, 28;
практичес
кое
задание 31
Другие галактики
и их основные
характеристики.
Активность ядер
галактик. Квазары
Комбиниров
анный
урок
Открытие галактик и
их многообразие.
Классификация по
Э.Хаббл. Квазары.
Определение
размеров,
расстояний и масс
галактик
человеческо
й
цивилизации
http://vsya
vselennaya.ru
/video.html
§ 26 (без
закона
Хаббла);
упражнен
ие 21 (1,
5)
высказывать
убежденность в
возможности
познания
законов
развития
галактик;
участвовать в
обсуждении,
проявлять
уважение к
мнению
оппонентов
высказывать
убежденност
ь в
возможности
познания
законов
развития
галактик;
участвовать
в
обсуждении,
проявлять
уважение к
мнению
оппонентов
облаков;
определять
источник
возникновения
планетарных
туманностей
как остатки
вспышек
сверхновых
звезд
характеризовать
спиральные,
эллиптические
и неправильные
галактики;
называть их
отличительные
особенности,
размеры, массу,
количество
звезд; пояснять
наличие
сверхмассивных
черных дыр в
ядрах галактик;
определять
понятия
«квазар»,
«радиогалактик
а»;
характеризовать
взаимодействую
щие галактики;
сравнивать
понятия 32
Космология
начала ХХ в.
Комбиниров
анный
урок
http://spacegi
d.com/zakon
habbla.html
§ 26
(закон
Хаббла,
«красное
смещение
»), 27 (без
основ
современн
ой
космолог
ии);
практичес
кие
задания
высказывать
собственную
позицию
относительн
о
возможности
характерист
ики
стационарно
сти
Вселенной;
участвовать
в
обсуждении,
уважая
позицию
оппонентов
сравнивать
различные
позиции
относительно
процесса
расширения
Вселенной;
оценивать
границы
применимости
закона Хаббла и
193
степень
точности
получаемых с
его помощью
результатов;
сопоставлять
информацию из
различных
источников
«скопления» и
«сверхскоплени
я галактик»
формулировать
основные
постулаты
общей теории
относительност
и; определять
характеристики
стационарной
Вселенной
А. Эйнштейна;
описывать
основы для
вывода
А. А. Фридмана
о
нестационарнот
и Вселенной;
пояснять
понятие
«красное
смещение» в
спектрах
галактик,
используя для
объяснения
эффект
Доплера, и его
значение для
подтверждения
нестационарнот
и Вселенной;
характеризовать 33
Основы
современной
космологии
Комбиниров
анный
урок
Астрономическая
картина мира.
Проблемы внеземной
цивилизации. Наши
послания. НЛО и АЯ
https://www.
youtube.com/
watch?
v=UdD
fn2VjC7 Q
§ 27;
практичес
кое
задание
приводить
доказательства
ускорения
расширения
Вселенной;
анализировать
процесс
формирования
галактик и звезд
высказывать
собственную
позицию
относительн
о теории
антитяготеи
я и
направлений
поисков
темной
энергии
процесс
однородного и
изотропного
расширения
Вселенной;
формулировать
закон Хаббла
формулировать
смысл гипотезы
Г. А. Гамова о
горячем начале
Вселенной,
обосновывать ее
справедливость
и приводить
подтверждение;
характеризовать
понятие
«реликтовое
излучение»;
описывать
общие
положения
теории
Большого
взрыва;
характеризовать
процесс
образования
химических
элементов;
описывать
научные
гипотезы
существования 34
35
Урок
конференция
«Одиноки ли мы
во Вселенной?»
Урок
конференци
я
темной энергии
и явления
антитяготения
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
https://www.
youtube.com/
watch?
v=u6mS
rU6ld J8
использовать
знания о
методах
исследования в
астрономии;
характеризовать
современное
состояние
проблемы
существования
жизни во
Вселенной,
условия,
необходимые
для развития
жизни
характеризовать
средства
современной
науки в целом и
ее различных
областей
(астрономии,
химии, физики,
биологии,
географии),
207
позволяющие
осуществлять
поиск жизни на
других планетах
Солнечной
системы и
экзопланетах;
использовать
знания из
области химии
для объяснения
особенностей
сложных
органических
соединени
участвовать
в дискуссии
по проблеме
существован
ия внеземной
жизни во
Вселенной;
формулиров
ать
собственное
мнение
относительн
о проблемы
существован
ия жизни вне
Земли;
аргументиро
вать
собственную
позицию
относительн
о значимости
поиска
разума во
Вселенной;
доказывать
собственную
позицию
относительн
о
возможносте й
космонавтик
и и
радиоастрон
омии для
связи с
другими
цивилизация
ми;
проявлять
готовность
к принятию
иной точки
зрения
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.