Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.Изучение курса рассчитано на 17 часов (0,5 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся
Раб прогр астрономия 10.docx
Рабочая программа
по астрономии в 10 классе
учителя
МБОУ Вельяминовская СОШ
им. Л.С.Филина
Волковой Зои Алексеевны
первая квалификационная категория
2017 - 2018
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 года N 32661) 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 г. №1089).
3. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (приказ Минобразования
России от 09.03.2004 г. №1312)
4. Приказ Минобрнауки №506 от 7.06.2017 «О внесении изменений в ФК ГОС»
5.Приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 (редакция от 20.06.2017 г) «Об утверждении федерального
перечня учебников»
6. Письмо Минобрнауки №ТС194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета
«Астрономия»
7.Приказ Минобрнауки №613 от 29.06.2017 «О внесении изменений в ФГОС СО
8. Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М.
Чаругин). Методическое пособие. 1011 класс «Просвещение» 2017г.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико
математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также
самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 35 часов (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют
проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования
этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением
наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты,
природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо
учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение
их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4.Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране). Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из
них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,
формулировать выводы и заключения;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернетресурсы) и критически ее оценивать;
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в
процессе познавательной деятельности.
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно
исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая
деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не
только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебноисследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои
потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебноисследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В
этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному
виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в
исследовательской и проектной деятельности;
цели;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод
сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях
деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и
задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-
исследовательской работы.
и проектной деятельности выпускник научится:
С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной
нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе
научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для
проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект
или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки
эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации
этих рисков;
людей, сообществ);
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты
применения результатов.
Раздел учебного
курса,
Количество
часов
Введение в
астрономию (1 ч)
Астрометрия (5 ч)
Основное содержание
Основное содержание
10 класс 17 часов
Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной.
Далёкие глубины Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные
размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них.
Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как
астрономы исследуют гаммаизлучение Вселенной. Что увидели гравитационно
волновые и нейтринные телескопы.
Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. Небесный
экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации
светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Эклиптика,
точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Фазы Луны и
синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему
происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений Солнечное и звёздное время,
лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь
Небесная механика
(3 ч)
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье.
Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс
звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения
Формы
организации
занятий
Лекции
Конференции
Внутрипредметные
семинары
Лекции
Конференции
Внутрипредметные
семинары
Факультативные курсы
Лекции
Конференции
Внутрипредметные
семинары Строение Солнечной
системы (8 ч)
планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение
масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл.
Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Понятие оптимальной траектории
полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Лунный рельеф и его природа.
Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление
вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты, их принципиальные
различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Форма и
размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании
климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как
парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь
на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Физические свойства
Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио.
Природа колец вокруг планетгигантов. Природа и движение астероидов. Специфика
движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и
Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные
потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и
железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Лекции
Конференции
Внутрипредметные
семинары №
урока
Тема урока
Дата
план факт
1
1
Введение в
астрономию
15.01
Календарнотематическое планирование .
Основные виды
деятельности
Требования к результату обучения
Формы и виды
контроля
Оборудование
10 класс 1. Введение в астрономию (1 ч)
Поиск примеров,
подтверждающих
практическую
направленность астрономии
что изучает астрономия; роль
наблюдений в астрономии; значение
астрономии; что такое Вселенная;
структуру и масштабы Вселенной
Задания,
направленные на
усвоение научных
фактов . законов
природы
2. Астрометрия (5 ч)
2
Звёздное
22.01
небо
1
ознакомление с созвездиями и
наблюдение суточного вращения
звездного неба; наблюдение
движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд
что такое созвездие;
названия некоторых созвездий,
их конфигурацию, альфу
каждого из этих созвездий;
основные точки, линии и круги
Задания,
направленные на
формирование
научных понятий
Подвижная
звёздная карта 3
2
Небесные
координаты
29.01
включает: наблюдение звёзд, Луны
и планет в телескоп; наблюдение
солнечных пятен с помощью
телескопа и солнечного экрана;
4
3
5
4
5.02
12.02
Видимое
движение
планет и
Солнца
Движение
Луны и
затмения
Характеристика особенностей
суточного движения Солнца на
полюсах, экваторе и в средних
широтах Земли
Изучение основных фаз Луны.
Описание порядка их смены.
Анализ причин, по которым Луна
всегда обращена к Земле одной
стороной.
Описание взаимного расположения
Земли, Луны и Солнца в моменты
затмений. Объяснение причин, по
которым затмения Солнца и Луны
не происходят каждый месяц
6
5
Время и
календарь
19.02
Подготовка и презентация
сообщения об истории календаря.
Анализ необходимости введения
часовых поясов, високосных лет и
нового календарного стиля
Задания,
направленные на
объяснение
принципа работы
технических
устройств и
приборов
Фронтальный опрос Подвижная
звёздная карта
Мультимедийное
приложение
Подвижная
звёздная карта
Мультимедийное
приложение
Задания,
направленные на
использование
исторических
фактов
на небесной сфере: точки
равноденствий и солнцестоя ний;
теорему о высоте полюса мира
над горизонтом;
основные понятия сферической
и практической астрономии;
соотношения между мерами и
мерами времени для измерения
углов;
продолжительность года;
число звёзд, видимых невоору
жённым взглядом;
принципы определения
географиической широты и
долготы по астрономическим
наблюдениям;
причины и характер видимого
движения звезд и Солнца, а
также годичного движения
Солнца
Самостоятельная
работа
контролирующего
характера №1.
«Введение в
астрономию».
Подвижная
звёздная карта
Мультимедийное
приложение 7 1
Система мира
26.02
выполнять познаватель ные и
практические задания
понятия: гелиоцентрическая
система мира;
Вопросы для
самопроверки
мультимедийная
презентация
3.Небесная механика (3 ч)
геоцентрическая система мира;
применять законы Кеплера и закон
всемирного тяготения при
объяснении движения планет и
космических аппаратов;
8 2
Законы Кеплера
движения планет
5.03
Задания для развития физики
и астрономии. Решение задач
на вычисление расстояний
планет от Солнца на основе
третьего закона Кеплера
решать задачи на расчёт:
расстояний по известному
параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых разме ров
небесных тел, расстояний планет
от Солнца и периодов их
взаимоопрос
видеофильм 9 3
Космические
скорости и
межпланетные
перелёты
12.03
Подготовка и презентация
сообщения о КА,
исследующих природу тел
Солнечной системы
Самостоятельное получение
ин формации
обращения по третьему закону
Кеплера.
мультимедийна
я презентация
мультимедийная
презентация
пользоваться планом Солнечной
системы и спра вочными данными;
определять по астрономии
ческому календарю, какие
планеты и в каких созвездиях
видны на небе в данное время;
находить планеты на небе,
отличая их от звёзд.
4. Строение Солнечной системы (8 ч)
10
1
19.03
Совр5еменные
представления о
строении и составе
Солнечной системы
Анализ основных положений
современных представлений о
происхождении тел Солнечной
системы
происхождение Солнечной
системы;
Вопросы для
самопроверки
Презентация со
слайдами
основные закономерности в
Солнечной системе;
космогонические гипотезы;
11
2
Планета Земля
2.04
выполнять познавательные и
практические задания
система Земля–Луна;
взаимоопрос
мультимедийная
12
3
Луна и её влияние на
Землю
9.04
Наблюдение фазы Луны
невооруженным глазом
основные движения Земли;
форма Земли; природа Луны;
общая характеристика планет
взаимоопрос
мультимедийная
презентация Планеты земной
группы
16.04
определять понятия: планеты
земной группы;
земной группы (атмосфера,
поверхность);
самопроверки мультимедийная
презентация
проводить сравнение Меркурия,
Венеры и Марса с Землей по
рельефу поверхности и составу
атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений
природы этих планет
описывать характерные
особенности природы планет
гигантов, их спутников и колец
определять и различать понятия:
малые тела, астероиды, планеты
карлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты;
общая характеристика планет
гигантов (атмосфера; поверхность);
спутники и кольца планет
гигантов;
астероиды и метеориты;
пояс астероидов;
кометы и метеоры.
определять понятия: планеты
земной группы;
проводить сравнение Меркурия,
Венеры и Марса с Землей по
рельефу поверхности и составу
атмосфер,
казывать следы эволюционных
изменений природы этих планет
взаимоконтрол
ь
мультимедийная
презентация
взаимоопрос
мультимедийная
презентация
взаимоопрос
видеофильм
13
14
4
5
Планетыгиганты.
Планетыкарлики
23.04
15
6 Малые тела
Солнечной системы
7.05
16
7
Современные
представления о
происхождении
Солнечной системы
14.05
извлекать
информацию из различных
источников (включая средства
массовой информации и
интернетресурсы) и критически
ее оценивать. 17
8
Контрольная работа 21.05
Тестовая
работа
ЦОР
Контроль реализации программы.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются:
устный опрос,
письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и
контрольные работы, тесты.
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по
завершении темы (раздела), школьного курса.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа, лабораторная работа.
Форма промежуточной аттестации тест
Материальнотехническое обеспечение.
1. Астрономический календарь [Текст]: Постоянная часть. – М.: Наука, 1981.
2. Астрогалактика. Астрономия для всех [Электронный ресурс]: http
. astrogalaxy
3..Белозерова, Л. Методика изучения астрономических понятий курса физики и астрономии в современной школе на базе новых технологий
обучения [Текст] / Л. Белозерова: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1999. – 136 c. РГБ ОД, 61:99 13/6681
. ru /255.
:// www
htm 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4..Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http
5.Левитан, Е.П. Дидактика астрономии [Текст] / Е.П. Левитан. – М.: Едиториал УРСС, 2004. 51.Левитан, Е.П. Дидактика астрономии: от ХХ
к ХХI веку [Текст] / Е.П. Левитан, А.Ю. Румянцев //Земля и Вселенная. – 2002. – № 4
6. Янко, Г.С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе [Текст] / Г.С. Янко. – М.: Просвещение, 1978.
7. Учебное пособие В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г
:// ru . wikipedia
/ wiki
/
. org
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Универсальный настольный компьютер Цифровой проектор Экран настенный Принтер лазерный цветной формата А4
Документсканер Сетевой фильтрудлинитель Блок бесперебойного питания Универсальный настольный компьютер
Принтер Физика, 711 кл. Библиотека наглядных пособий
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://festival.1september.ru/articles/210791/ Н.Н. Гомулина.
Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурди на. – Электронный образовательный
ресурс. http
:// www
. college
. ru / astronomy
/ course
/ content
/ index
. htm
В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издатель ство ЛКИ, 2017 г.
. Астронет http://www.astronet.ru/ сайт, посвященный популяри зации астрономии.
Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии.
«Открытая астрономия» 3. Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/
. Школьная астрономия СанктПерербирга http://school.astro.spbu.ru/ содержит олимпиадные задания, информацию о летней
астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет ресурсы.
Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ с
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Вариант 1
1. Третья планета от Солнца – это … 1) Сатурн 2) Венера 3) Земля
2. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца? 1) по окружностям 2) по эллипсам, близким к окружностям
3) по ветвям парабол 3. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется … 1) перигелием 2) афелием 3) эксцентриситетом
4. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца? 1) Птолемей 2) Коперник 3) Кеплер 4) Бруно
5. Все планетыгиганты характеризуются … 1) быстрым вращением 2) медленным вращением 3) статичным состоянием
6. Астероиды вращаются между орбитами … 1) Венеры и Земли 2) Марса и Юпитера 3) Нептуна и Плутона
7. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд? 1) гелий и кислород 2) азот и гелий 3) водород и гелий
8. К какому классу звезд относится Солнце? 1) сверхгигант 2) желтый карлик 3) белый карлик 4) красный гигант 100
9. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра … 1) смещаются к его фиолетовому концу 2) смещаются к его красному
концу 3) не изменяются 10. Какой слой Солнца является основным источником видимого излуче ния? 1) Хромосфера 2) Фотосфера 3) Солнечная корона
11. Параллакс Альтаира 0,20. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах? 1) 20 св. лет 2) 0,652 св. года 3) 16,3 св. лет
Вариант 2
1. Период обращения планет вокруг Солнца по отношению к звездам на зывается … 1) сидерическим 2) синодическим 3) лунным
2. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за …? 1) 29,5 сут. 2) 31 сут. 3) 27,3 сут.
3. Сколько планет обращается вокруг Солнца? 1) 9 2) 8 3) 10
4. Ближе всех планет к Солнцу расположена планета … 1) Земля 2) Меркурий 3) Венера
5. Самая далекая от Солнца точка орбиты планеты называется … 1) перигелием 2) афелием 3) эксцентриситетом
6. Белые полярные шапки на общем оранжевокрасном фоне можно уви деть в телескоп у … 1) Меркурия 2) Плутона 3) Марса
7. Хвост кометы всегда направлен … 1) к Солнцу 2) от Солнца 3) ориентирован произвольно
8. Какие звезды имеют более низкую температуру? 1) красные 2) желтые 3) белые 4) голубоватые
9. Солнце на диаграмме ГерцшпрунгаРессела входит в последовательность … 1) сверхгигантов 2) гигантов 3) главную 4) субкарликов 5)
белых карликов 101
10. Эффект смещения спектральных линий при движении источника света относительно наблюдателя называется эффектом … 1) Кеплера 2)
Доплера 3) Струве
11. Параллакс Проциона 0,28. Сколько времени идет свет от этой звезды? 1) 28 св. лет 2) 0,9 св. лет 3) 11,6 св. лет
№ Варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
Вариант 1
Вариант 2
3
1
2
3
1
3
3
2
1
2
2
3
3
2
2
1
2 2
3 2
3
3
нормы оценивания работы: 6 – 7 ответов – «3»; 8 – 9 ответов – «4»; 10 – 11 ответов – «5».
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Рабочая программа по астрономии в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.