Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 2018 -2019 (2).docx
Пояснительная записка. Астрономия в российской школе всегда
рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое
образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной
научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении
Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование
знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в
первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме
необходим для объяснения
«Основы практической астрономии»,
наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений.
В
организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для
отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться
среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по
наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах,
звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса
соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса
становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел,
объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической
сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо
подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому
использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных
тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не
только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная
предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей
таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В
ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции
неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины
мира; — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений
для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни; — формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
физикоматематических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов.
В неделю проводится 1 час.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное
время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих
наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное
время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином
уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При
планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо
учитывать условия их видимости. СОДЕРЖАНИЕ курса астрономии.
Предмет астрономии (2 ч)
Предмет астрономии. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль
астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Структура и
масштабы Вселенной.
Практическое применение астрономических
исследований.*
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный
спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера.
Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия , использование компьютерных приложений для отображения
звёздного неба. Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система
мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Небесная механика. Законы Кеплера. Методы определения расстояний
до тел Солнечной системы и их размеров. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических
аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной
группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники
и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечноземные связи.*
Звезды: основные физикохимические характеристики и их взаимосвязь.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр
— светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Коричневые карлики. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления.
Спиральные рукава.
Области звездообразования.
Межзвёздный газ и пыль. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Ядро Галактики.
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе.
Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего
неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
* Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в электронной
форме учебника.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик
должен знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета,
астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная
система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная
планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс,
реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая
единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы
происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной
атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения
Солнца относительно центра Галактики;
• уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических
аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического
телескопа,
взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции
звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного
пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими
науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от
лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернете, научнопопулярных статьях.
Поурочное планирование изучения учебного материала
(35 ч, 1 ч в неделю) №
Тема
Цели урока
Домашнее
задание
Дата проведения
Астрономия, ее значение
и связь
с другими
науками (2 ч)
1/1 Предмет
астрономии.
Астрономия,
ее связь с другими
науками. Роль
астрономии в
развитии
цивилизации.
Эволюция взглядов
человека на
Вселенную.Геоцентр
ическая и
гелиоцентрическая
системы. Структура
и масштабы
Вселенной.
2/2 Практическое
применение
астрономических
исследований.*
История развития
отечественной
1. Представить
графически (в
виде схемы)
взаимосвязь
астрономии с
другими
науками,
подчеркивая
самостоятельнос
ть астрономии
как науки и
уникальность ее
предмета.
П.1
П.2
Личностные: обсудить
потребности человека в познании,
как наиболее значимой
ненасыщаемой потребности,
понимание различия между
мифологическим и научным
сознанием.
Метапредметные:
формулировать понятие «предм ет
астрономии»; доказывать
самостоятельность и значимость
астрономии как науки.
Предметные: объяснять причины
возникновения и развития
астрономии, приводить примеры,
подтверждающие данные причины;
иллюстрировать примерами
практическую направленность
астрономии; воспроизводить
сведения по истор ии развития
астрономии, ее связях с другими
науками.
Личностные: взаимодействовать в
группе сверстников при
выполнении самостоятельной
работы; организовывать свою
познавательную деятель ность.
Метапредметные:
формулировать выводы об космонавтики.
Первый
искусственный
спутник
полет Ю.
Гагарина.
Достижения
современной
космонавтики.
Земли,
А.
особенностях астрономии как
науки; приближенно оценивать
угловые расстояния на небе;
классифицировать телескопы,
используя различные основания
(конструктивные особенности, вид
исследуемого спектра и т. д.);
работать с информацией научного
содержания.
Предметные: изображать
основные круги, линии и точки
небесной сферы (истинный
(математический) горизонт, зенит,
надир, отвесная линия, азимут,
высота); формулировать понятие
«небесная сфера»; использовать
полученные ранее знания из
раздела «Оптические явления» для
объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
§ 3; 4;
практические
задания.
3/1
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия.
Небесные координаты.
Звездные карты
Личностные: организовывать
целенаправленную познавательную
деятельность в ходе
самостоятельной работы.
Метапредметные:
формулировать проблему
микроисследования, извлекать
информацию, представленную в
явном виде.
Предметные: формулировать
понятие «созвездие», определять
понятие «видимая звездная
величина»; определять разницу
освещенностей, создаваемых 4/2
Видимое движение звезд
на различных
географических широтах
5/3
Годичное движение
Солнца. Эклиптика
§ 5;
практические
задания.
§ 6;
практические
задания.
светилами, по известным
значениям звездных величин;
использовать звездную карту для
поиска созвездий и звезд на небе.
Личностные: самостоятельно
управлять собственной
познавательной деятельностью.
Метапредметные:
характеризовать особенности
суточного движения звезд на
различных географических
широтах Земли, аналитически
доказывать возможность
визуального наблюдения светила
на определенной географической
широте Земли.
Предметные: формулировать
определения терминов и понятий
«высота звезды», «кульминация»,
объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движения
звезд и Солнца на различных
географических широтах.
Личностные: проявлять
готовность к принятию истории,
культуры и традиций различных
народов.
Метапредметные:
формулировать выводы о прич
инах различной
продолжительности дня и ночи в
зависимости от широты местности;
проводить анализ вида звездного
неба с использованием подвижной
карты, исходя из времени года. 6/4
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны
7/5
Время и календарь
Предметные: воспроизводить
определения терминов и понятия
«эклиптика», объяснять
наблюдаемое движение Солнца в
течение года; характеризовать
особенности суточного движения
Солнца на полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли, называть
причины изменения
продолжительности дня и ночи на
различных широтах в течение года.
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность.
Метапредметные: графически
пояснять условия возникновения
лунных и солнечных затмений.
Предметные: формулировать
понятия и определения
«синодический период»,
«сидерический период»; объяснять
наблюдаемое движение и фазы
Луны, причины затмений Луны и
Солнца; описывать порядок смены
лунных фаз.
Личностные: проявлять
толерантное и уважительное
отношение к истории, культуре и
традициям других народов.
Метапредметные: анализировать
понятие «время», пояснять смысл
понятия «время» для определенного
контекста. Предметные:
формулировать определения
терминов и понятий «местное
§ 7, 8;
практические
задания.
§ 9, домашняя
контрольная
работа № 1. 8/1
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о
строении мира
9/2
Конфигурации планет.
Синодический период
время», «поясное время», «зимнее
время» и «летнее время»; пояснять
причины введения часовых поясов;
анализировать взаимосвязь точного
времени и географической долготы;
объяснять необходимость введения
високосных лет и нового
календарного стиля.
Личностные: высказывать
убежденность в возможности
познания системы мира.
Метапредметные: устанавливать
причинноследс твенные связи смены
представлений о строении мира;
характеризовать вклад ученых в
становление астрономической
картины мира.
Предметные: воспроизводить
исторические сведения о
становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира,
объяснять петлеобразное движение
планет с использованием эпициклов
и дифферентов.
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность.
Метапредметные: представлять
информацию о взаимном
расположении планет в различных
видах (в виде текста, рисунка,
таблицы), делать выводы об
условиях наблюдаемости планеты в
зависимости от внешних условий
§ 10;
практическое
задание.
§ 11;
практические
задания. 10/3
Законы движения планет
Солнечной системы
11/4 Определение расстояний
и размеров тел в
Солнечной системе
§ 12;
практические
задания.
§ 13;
практические
задания
расположения Солнца и Земли.
Предметные: воспроизводить
определения терминов и понятий
«конфигурация планет»,
«синодический и сидерический
периоды обращения планет».
Личностные: целенаправленно
организовывать собственную
познавательную деятельность.
Метапредметные: анализировать
информацию, полученную из текста
научного содержания; объяснять
суть эмпирического способа
определения формы траектории
небесных тел (на примере Марса).
Предметные: воспроизводить
определения терминов и понятий
«эллипс», «афелий», «перигелий»,
«большая и малая полуось эллипса»,
«астрономическая единица»;
формулировать законы Кеплера.
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность; высказывать
убежденность в единстве методов
изучения параметров Земли и других
планет.
Метапредметные: анализировать
информацию, полученную из текста
научного содержания; объяснять
суть эмпирического способа
определения размеров Земли.
Предметные: формулировать
определения терминов и понятий
«горизонтальный параллакс», 12/5 Практическая работа с
планом Солнечной
системы
13/6 Открытие и применение
закона всемирного
тяготения
«угловые размеры объекта»;
пояснять сущность метода
определения расстояний по
параллаксам светил,
радиолокационного метода и метода
лазерной локации; вычислять
расстояние до планет по
горизонтальному параллаксу, а их
размеры по угловым размерам и
расстоянию.
Личностные: контролировать
собственную познавательную
деятельность.
Метапредметные: извлекать и
анализировать информацию
астрономического содержания с
использованием «Школьного
астрономического календаря».
Предметные: определять
возможность наблюдения планет на
заданную дату; располагать планеты
на орбитах в принятом масштабе.
Личностные: выражать отношение к
интеллектуальноэстетической
красоте и гармоничности законов
небесной механики.
Метапредметные: аналитически
доказывать справедливость законов
Кеплера на основе закона
всемирного тяготения; делать вывод
о взаимодополняемости результатов
применения эмпирического и
теоретического методов научного
исследования. Предметные:
определять массы планет на основе
практические
задания.
§ 14.1—14.5;
практические
задания. 14/7 Движение искусственных
спутников и космических
аппаратов (КА) в
Солнечной системе
Домашняя
контрольная
работа № 2
«Строение
Солнечной
системы».
третьего (уточненного) закона
Кеплера; описывать движения тел
Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с
различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения
приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы.
Личностные: выражать личностное
отношение к достижениям СССР и
России в области космических
исследований, выражать
собственную позицию относительно
значимости дальнейших научных
космических исследований, запуска
искусственных спутников планет;
доказывать собственное мнение,
характеризующее экологические
проблемы запуска искусственных
аппаратов на околоземную орбиту и
в межпланетное пространство.
Метапредметные: анализировать
возможные траектории движения
космических аппаратов, доказывать
собственную позицию,
характеризующую перспективы
межпланетных перелетов.
Предметные: характеризовать
особенности движения (время
старта, траектории полета) и
маневров космических аппаратов
для исследования тел Солнечной
системы; описывать маневры,
необходимые для посадки на
поверхность планеты или выхода на Природа тел Солнечной
системы (8 ч)
15/1 Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение
16/2
Земля и Луна — двойная
планета
орбиту вокруг нее.
Личностные: отстаивать
собственную точку зрения о
Солнечной системе как комплексе
тел общего происхождения.
Метапредметные: сравнивать
положения различных теорий
происхождения Солнечной системы;
доказывать научную обоснованность
теории происхождения Солнечной
системы, использовать
методологические знания о
структуре и способах
подтверждения и опровержения
научных теорий.
Предметные: формулировать
основные положения гипотезы о
формировании тел Солнечной
системы, анализировать основные
положения современных
представлений о происхождении тел
Солнечной системы, использовать
положения современной теории
происхождения тел Солнечной
системы.
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность, высказывать
убежденность в возможности
познания окружающего мира,
единстве методов изучения
характеристик Земли и других
§ 15, 16;
практические
задания.
§ 17;
практические
задания. планет.
Метапредметные: приводить
доказательства расс мотрения Земли
и Луны как двойной планеты,
обосновывать собственное мнение
относительно перспектив освоения
Луны. Предметные:
характеризовать природу Земли;
перечислять основные физические
условия на поверхности Луны;
объяснять различия двух типов
лунной поверхности (морей и
материков); объяснять процессы
формирования поверхности Луны и
ее рельефа; перечислять результаты
исследований, проведенных
автоматическими аппаратами и
астронавтами; характеризовать
внутреннее строение Луны,
химический состав лунных пород.
Личностные: проявлять готовность
к самообразованию, ответственное
отношение к учению, организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность.
Метапредметные: использовать
информацию научного содержания,
представленную в различных видах
(таблицы, текст), для анализа и
сравнения характеристик планет
Солнечной системы, классификации
объектов. Предметные:
перечислять основные
характеристики планет, основания
для их разделения на группы,
§ 15;
практические
задания.
17/3 Две группы планет 18/4 Природа планет земной
группы
19/5 Урокдискуссия
характеризовать планеты земной
группы и планетыгиганты,
объяснять причины их сходства и
различия. Основной материал
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность; выступать с
презентацией результатов своей
работы; принимать участие в общем
обсуждении результатов выполнения
работы. Метапредметные:
использовать основы теории
формирования Солнечной системы
для объяснения особенностей планет
земной группы; сравнивать планеты
земной группы на основе
выделенных критериев, объяснять
причины различий планет земной
группы; работать с текстом
научного содержания, выделять
главную мысль, обобщать
информацию, представленную в
неявном виде, характеризующую
планеты земной группы.
Предметные: указывать параметры
сходства внутреннего строения и
химического состава планет земной
группы; характеризовать рельеф
поверхностей планет земной группы;
объяснять особенности
вулканической деятельности и
тектоники на планетах земной
группы; описывать характеристики
каждой из планет земной группы.
Личностные: доказывать
§ 18; подготовка
сообщений к
урокудискуссии
по проблеме
парникового
эффекта;
практическое
задание.
Упражнение 14 «Парниковый эффект:
польза или вред?»
20/6 Планетыгиганты, их
спутники и кольца
собственную точку зрения
относительно последствий
парникового эффекта, основываясь
на законах физики и
астрономических данных;
представлять результаты
собственных исследований в виде
доклада и презентации; высказывать
собственную точку зрения
относительно ценностей
экологической направленности;
проявлять уважительное отношение
к мнению оппонентов.
Метапредметные: извлекать
информацию о парн иковом эффекте
из различных источников
и критически оценивать ее.
Предметные: объяснять механизм
возникновения парникового
эффекта на основе физических и
астрономических законов и
закономерностей; характеризовать
явление парникового эффекта,
различные аспекты проблем,
связанных с существованием
парникового эффекта; пояснять
роль парникового эффекта в
сохранении природы Земли.
Личностные: организовывать
самостоятельную познавательную
деятельность; выступать с
презентацией результатов своей
работы; принимать участие в общем
обсуждении результатов выполнения
работы. Метапредметные:
учебника,
практическое
задание.
§ 19;
практические
задания. использовать основы теории
формирования Солнечной системы
для объяснения особенностей
планетгигантов; работать с
текстами научного содержания,
выделять главную мысль, обобщать
информацию, представленную в
неявном виде, характеризующую
планетыгиганты, использовать
законы физики для описания
природы планетгигантов;
сравнивать природу спутников
планетгигантов и Луны.
Предметные: указывать параметры
сходства внутреннего строения и
химического состава
планетгигантов; описывать
характеристики каждой из планет
гигантов; характеризовать
источники энергии в недрах планет;
описывать особенности облачного
покрова и атмосферной циркуляции;
анализировать особенности природы
спутников планетгигантов;
формулировать понятие «планета»;
характеризовать строение и состав
колец планетгигантов.
Личностные: выдвигать
предложения о способах защиты от
космических объектов,
сближающихся с Землей, и защищать
свою точку зрения; проявл ять
уважительное отношение к мнению
оппонента; высказывать личностное
отношение к четкости и высокой
§ 20.1—20.3;
практическое
задание.
21/7 Малые тела Солнечной
системы (астероиды,
карликовые планеты и
кометы) научной грамотности деятельности
К. Томбо.
Метапредметные:
аргументированно пояснять
причины астероиднокометной
опасности; описывать возможные
последствия столкновения Земли и
других малых тел Солнечной
системы при пересечении орбит.
Предметные: определять понятие
«планета», «малая планета»,
«астероид», «комета»;
характеризовать малые тела
Солнечной системы; описывать
внешний вид и строение астероидов
и комет; объяснять процессы,
происходящие в комете, при
изменении ее расстояния от Солнца;
анализировать орбиты комет.
Личностные: проявлять
уважительное отношение к мнению
оппонентов; проявлять устойчивый
интерес к самостоятельной
познавательной деятельности.
Метапредметные: анализировать и
отличать наблюдаемые явления
прохождения Земли сквозь
метеорные потоки.
Предметные: определять понятия
«метеор», «метеорит», «болид»;
описывать последствия падения на
Землю крупных метеоритов.
§ 20.4, домашняя
контрольная
работа № 3
«Природа тел
Солнечной
системы».
22/8 Метеоры, болиды,
метеориты
Солнце и звезды (6 ч)
23/1 Солнце: его состав и
внутреннее строение
Личностные: высказывать мнение
относительно достоверности
§ 21.1—3;
практическое косвенных методов получения
информации о строении и составе
Солнца; участвовать в обсуждении
полученных результатов
аналитических выводов; проявлять
заинтересованность в
самостоятельном проведении
наблюдения Солнца.
Метапредметные: использовать
физические законы и
закономерности для объяснения
явлений и процессов, наблюдаемых
на Солнце; формулировать
логически обоснованные выводы
относительно полученных
аналитических закономерностей для
светимости Солнца, температуры
его недр и атмосферы.
Предметные: объяснять
физическую сущность источников
энергии Солнца и звезд; описывать
процессы термоядерных реакций
протонпротонного цикла; объяснять
процесс переноса энергии внутри
Солнца; описывать строение
солнечной атмосфе ры; пояснять
грануляцию на поверхности Солнца;
характеризовать свойства солнечной
короны; раскрывать способы
обнаружения потока солнечных
нейтрино; обосновывать значение
открытия солнечных нейтрино для
физики и астрофизики.
Личностные: участвовать в диалоге,
высказывать и отстаивать
задание.
§ 21.4;
практическое
24/2 Солнечная активность и
ее влияние на Землю собственную точку зрения;
проявлять уважительное отношение
к мнению сверстников;
самостоятельно организовывать
собственную познавательную
деятельность.
Метапредметные: описывать
причинноследственные связи
проявлений солнечной активности и
состояния магнитосферы Земли;
использовать знание физических
законов и закономерностей в плазме
для описания образования пятен,
протуберанцев и других проявлений
солнечной активности.
Предметные: перечислять примеры
проявления солнечной активности
(солнечные пятна, протуберанцы,
вспышки, корональные выбросы
массы); характеризовать потоки
солнечной плазмы; описывать
особенности последствий влияния
солнечной активности на
магнитосферу Земли в виде
магнитных бурь, полярных сияний;
их влияние на радиосвязь, сбои в
линиях электропередачи; называть
период изменения солнечной
активности.
Личностные: организовывать
собственную познавательную
деятельность; взаимодействовать в
группе сверстников при выполнении
самостоятельной работы;
формулировать высказывания
задание.
§ 22, 23.1, 23.2;
практическое
задание.
25/3
Физическая природа
звезд относительно возможности познания
окружающего мира косвенными
методами.
Метапредметные: обоснованно
доказывать многообразие мира
звезд; анализировать основные
группы диаграммы «спектр —
светимость»; формулировать
выводы об особенностях методов
определения физических
характеристик звезд,
классифицировать небесные тела;
работать с информацией научного
содержания.
Предметные: характеризовать
звезды как природный
термоядерный реактор; определять
понятие «светимость звезды»;
перечислять спектральные классы
звезд; объяснять содержание
диаграммы «спектр — светимость»;
давать определения понятий
«звезда», «двойные звезды»,
«кратные звезды».
Личностные: работать с
различными источниками
информации, проявлять готовность
к самостоятельной познавательной
деятельности. Метапредметные:
использовать знания по физике для
объяснения природы пульсации
цефеид; делать выводы о значении
переменных и нестационарных звезд
для развития научных знаний.
Предметные: характеризовать
§ 23.1, 23.3,
24.1, 24.2 (новые
звезды);
практические
задания.
26/4 Переменные и
нестационарные звезды 27/5 Эволюция звезд
28/6 Проверочная работа
«Солнце и Солнечная
система»
цефеиды как природные
автоколебательные системы;
объяснять зависимость «период —
светимость»; давать определение
понятия «затменнодвойная звезда»;
характеризовать явления в тесных
системах двойных звезд — вспышки
новых.
Личностные: высказывать
убежденность в возможности
познания законов природы, в
частности понимания эволюции
звезд.
Метапредметные: оценивать время
свечения звезды по известной массе
запасов водорода. Предметные:
объяснять зависимость скорости и
продолжительности эволюции звезд
от их массы; рассматривать вспышки
сверхновой как этап эволюции
звезды; объяснять варианты
конечных стадий жизни звезд (белые
карлики, нейтронные звезды,
пульсары, черные дыры); описывать
природу объектов на конечной
стадии эволюции звезд.
Личностные: управлять
собственной познавательной
деятельностью; проявлять
ответственное отношение к
познавательной деятельности,
навыки работы с информационными
источниками. Метапредметные:
формулировать выводы
относительно космических тел,
§ 24.2;
практические
задания.
Домашняя
контрольная
работа № 4. опираясь на законы и
закономерности астрономии.
Предметные: решать задачи,
используя знания по темам
«Строение Солнечной системы»,
«Природа тел Солнечной системы»,
«Солнце и звезды».
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
29/1 Наша Галактика
31/3 Другие звездные системы
— галактики
Личностные: управлять
собственной познаватель ной
деятельностью; проявлять
готовность к само образованию;
высказывать убежденность в
возможности познания окружающей
действительн ости.
Метапредметные: выдвигать и
сравнивать гипотезы относительно
природы скрытой массы.
Предметные: описывать строение и
структуру Галактики; перечислять
объекты плоской и сферической
подсистем; оценивать размеры
Галактики; пояснять движение и
расположение Солнца в Галактике;
характеризовать ядро и спиральные
рукава Галактик; характеризовать
процесс вращения Галактики;
пояснять сущность проблемы
скрытой массы.
Личностные: высказывать
убежденность в возможности
познания законов развития галактик;
участвовать в обсуждении,
проявлять уважение к мнению
оппонентов. Метапредметные:
§ 25.1, 25.2, 25.4;
практические
задания.
§ 26 (без закона
Хаббла);
упражнение 21
(1, 5). классифицировать галактики по
основанию внешнего строения;
анализировать наблюдаемые явления
и объяснять причины их
возникновения; извлекать
информацию из различных
источников и преобразовывать
информацию из одного вида в
другой (из графического в
текстовый).
Предметные: характеризовать
спиральные, эллиптические и
неправильные галактики; называть
их отличительные особенности,
размеры, массу, количество звезд;
пояснять наличие сверхмассивных
черных дыр в ядрах галактик;
определять понятия «квазар»,
«радиогалактика»; характеризовать
взаимодействующие галактики;
сравнивать понятия «скопления» и
«сверхскопления галактик».
32/4 Космология начала ХХ в. Личностные: высказывать
собственную позицию относительно
возможности характеристики
стационарности Вселенной;
участвовать в обсуждении, уважая
позицию оппонентов.
Метапредметные: сравнивать
различные позиции относительно
процесса расширения Вселенной;
оценивать границы применимости
закона Хаббла и степень точности
получаемых с его помощью
результатов; сопоставлять
§ 26 (закон
Хаббла,
«красное
смещение»), 27
(без основ
современной
космологии);
практические
задания 33/5 Основы современной
космологии
информацию из различных
источников.
Предметные: формулировать
основные постулаты общей теории
относительности; определять
характеристики стационарной
Вселенной А. Эйнштейна; описывать
основы для вывода А. А. Фридмана
о нестационарности Вселенной;
пояснять понятие «красное
смещение» в спектрах галактик,
используя для объяснения эффект
Доплера, и его значение для
подтверждения нестационарности
Вселенной; характеризовать процесс
однородного и изотропного
расширения Вселенной;
формулировать закон Хаббла.
Личностные: высказывать
собственную позицию относительно
теории антитяготения и направлений
поисков темной энергии.
Метапредметные: приводить
доказательства ускорения
расширения Вселенной;
анализировать процесс
формирования галактик и звезд.
Предметные: формулировать
смысл гипотезы Г. А. Гамова о
горячем начале Вселенной,
обосновывать ее справедливость и
приводить подтверждение;
характеризовать понятие
«реликтовое излучение»; описывать
общие положения теории Большого
§ 27;
практическое
задание взрыва; характеризовать процесс
образования химических элементов;
описывать научные гипотезы
существования темной энергии и
явления антитяготения.
34 Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Урокконференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»
Практические
задания
Личностные: участвовать в
дискуссии по проблеме
существования внеземной жизни во
Вселенной; формулировать
собственное мнение относительно
проблемы существования жизни вне
Земли; аргументировать
собственную позицию относительно
значимости поиска разума во
Вселенной; доказывать собственную
позицию относительно
возможностей космонавтики и
радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями; проявлять
готовность к принятию иной точки
зрения, уважительно относиться к
мнению оппонентов в ходе
обсуждения спорных проблем
относительно поиска жизни во Все
ленной.
Метапредметные: характеризовать
средства современной науки в целом
и ее различных областей
(астрономии, химии, физики,
биологии, географии), позволяющие
осуществлять поиск жизни на других
планетах Солнечной системы и
экзопланетах; использовать знания
из области химии для объяснения особенностей сложных органических
соединений. Предметные:
использовать знания о методах
исследования в астрономии;
характеризовать современное
состояние проблемы существования
жизни во Вселенной, условия,
необходимые для развития жизни.
35
Резерв времени (1ч) Литература для учителя
Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная
Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.
Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии:
кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. —
М.: МГУ, 1995.
Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический
календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67: пособие для любителей
астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.:
Дрофа, 2016.
Литература для учащихся
Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и всевсевсе… — Вып. 78. — М.:
Издво «Наука». Главная редакция физикоматематической
литературы, 1990. — (Квант).
Галактики / ред.сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.:
Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до
квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу
«Квант», № 3. — М.: Издво МЦНМО, 2013. — (Квант).
Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах:
Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.
Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.
Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.
Интернетресурсы портал.
Новости
астрономии.
Астрофизический
http://www.afportal.ru/astro
Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.
http://www.astroolymp.ru
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга,
МГУ. http://www.sai.msu.ru Интерактивный гид в мире космоса.
http:// spacegid.com
МКС онлайн. http://mksonlain.ru
Обсерватория
index.php/astronomicheskiesajty
Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф
Репозиторий Вселенной. http://spacemy.ru
Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru
Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны
года.рф/планеты%20и%20звезды. html
ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru
Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy
http://sky.sibsau.ru/
СибГАУ.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Рабочая программа по астрономиив 11 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.