Рабочая программа по биологии, 11 класс
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Научные работы
docx
биология
11 кл
16.01.2017
Рабочая программа по биологии, 11 класс
Публикация является частью публикации:
пояснит 11.docx
СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СОГЛАСОВАНО.                                                   ПРИНЯТО                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ. Руководитель методического объединения         на Методическом совете                                     Директор МБОУ «Большаковская СОШ»          МБОУ «Большаковская СОШ» ____________________________________            __________________________                             __________________Близнюк       М.А.  «_____»______________2016г.                                «_____»______________2016 г.                              «_____»______________2016 г.                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (профильный уровень) 11 класс Составитель:  Попова  И.В., учитель биологии п. Большаково 2016  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   составлена   на   основе   Федерального   Государственного   стандарта, Примерной   программы   среднего   (полного)   общего   образования   (профильный   уровень)   и Программы   среднего   (полного)   общего   образования   по   биологии   для   10­11   классов (профильный уровень) автора В.Б. Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. В средних общеобразовательных учреждениях преподавание биологии осуществляется в соответствии со следующими нормативно­правовыми документами: 1. Закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 2.   Федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов   начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России   от   5   марта   2004   г.   №   1089   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования). 3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные   планы   для   образовательных   учреждений   РФ,   реализующих   программы   общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении   федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).  4.   Примерные   программы   начального,   основного   и   среднего   (полного)   общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ   от   07.07.2005   №   03   –   1263   «О   примерных   программах   по   учебным   предметам федерального базисного учебного плана»). Данная программа адресована учащимся 11 класса, изучающим биологию на профильном уровне   и   планирующим   по   завершении   обучения   участвовать   в   государственной   итоговой аттестации (ЕГЭ) по биологии.                   Учебно­методический комплект под редакцией Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., так как   содержание   учебника   и   методических   материалов     соответствует   Федеральному компоненту   государственного   стандарта   основного   общего   образования   по   биологии, примерной   образовательной   программе   основного   общего   образования   по   биологии, рекомендован   Министерством   образования   и   науки   РФ,   учебник   включен   в   Федеральный перечень учебников.                      Учебник адресован учащимся 11  классов общеобразовательных учреждений и завершает линию Н.И.Сонина.   Современное оформление учебника, разнообразные вопросы и задания, возможность   параллельной   работы   с   другими   пособиями,   входящими   в   УМК,   и   с электронным учебным изданием способствует эффективному усвоению учебного материала. Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 11 классе на изучение биологии на профильном уровне 105 часов, из расчета 3  часов в неделю. Рабочая программа   рассчитана   на   105   часов.  При   выполнении   рабочей   учебной   программы   по биологии в 11 классе проводится 10 лабораторных работ и 16 практических работ,  некоторые являются   составными   частями   комбинированных   уроков   и   оцениваются   по   усмотрению учителя; проводится 11 контрольных работ,  которые являются составными частями уроков систематизации и обобщения изученного материала или самостоятельными уроками.         Срок реализации программы: 1 год.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен Знать и понимать:            основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (зародышевого сходства; биогенетический); правил (экологической пирамиды);   гипотез   (сущности   и   происхождения   жизни,   происхождения   человека); закономерностей   (изменчивости;);   учений   (о   путях   и   направлениях   эволюции;   В.И. Вернадского   о   биосфере   и   ноосфере);   особенности   биологических   процессов   и   явлений: действие   искусственного,   движущего   и   стабилизирующего   отбора;   географическое   и экологическое   видообразование;   формирование   приспособленности   к   среде   обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы; особенности   строения   биологических   объектов:   вида   и   экосистем   (структура);   причины эволюции,   изменяемости   видов,   мутаций;   устойчивости,   саморегуляции,   саморазвития   и смены экосистем.  Уметь (владеть способами деятельности): приводить   примеры:   популяций   у   разных   видов;   наследственных   и   ненаследственных изменений,   мутаций,   естественных   и   искусственных   экосистем;   влияния   биологии   на формирование   научного   мировоззрения,   на   воспитание   экологической,   генетической   и гигиенической   грамотности;   вклада   биологических   теорий   в   формирование   современной научной   картины   мира;   значения   современных   достижений   в   области   биотехнологии, приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя   биологические   теории   законы   и   правила;   эволюции,   используя   данные палеонтологии,   сравнительной   анатомии,   эмбриологии,   биогеографии,   молекулярной биологии;   эволюции   человека;   единства   человеческих   рас;   эволюции   биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад   выдающихся   ученых   в   развитие   биологической   науки;   значение   биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере; аргументировать свою точку зрения   при   обсуждении   биологических   проблем:   эволюции   живой   природы;   реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас; выявлять:   влияние   элементарных   факторов   эволюции   на   генофонд   популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;   отличительные   признаки   живого   (у   отдельных   организмов);   абиотические   и биотические   компоненты   экосистем;   взаимосвязи   организмов   в   экосистеме;   мутагены   в окружающей   среде   (косвенно);   сходство   и   различия   между   экосистемами   и агроэкосистемами;   устанавливать   взаимосвязи:   строения   и   функций   молекул   в   клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; правильно   использовать   генетическую   терминологию   и   символику;   решать   задачи   разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах   (цепи   питания,   пищевые   сети);   исследовать   биологические   системы   на биологических   моделях   (клетка,   аквариум     и   др.);   изучать   и   описывать   экосистемы   и агроэкосистемы своей местности; самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  грамотного   оформления   результатов   биологических   исследований;   обоснования   и соблюдения   правил   поведения   в   окружающей   среде,   мер   профилактики   распространения вирусных (в том числе ВИЧ­инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение,   алкоголизм,   наркомания);   оказания   первой   помощи   при   простудных   и   других заболеваниях,   отравлении   пищевыми   продуктами;   определения   собственной   позиции   по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).         Быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ      История представлений о возникновении жизни на Земле.  Научные   точки   зрения   на   возникновение   жизни:   абиогенез,   биогенез.   Религиозная   точка зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия)     Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный   характер   первичной   атмосферы.   Возможные   источники   энергии   для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Теория происхождения протобиополимеров.      Современные представления о возникновении жизни на Земле. Экспериментальное   получение   коацерватных   капель.   Коацерватная   гипотеза   А.И.Опарина, Холдейна. Эволюция пробионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение энергетических   систем.   Становление   генетического   кода.   Роль   фотосинтеза   в   эволюции протобионтов.   Появление   фотосинтеза.   События   в   биологической   эволюции:   появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза. Демонстрация. Схемы,   отражающие   структуру   царств   живой   природы,   многообразие   живых   организмов. Схемы   и   таблицы,   характеризующие   строение   и   распространение   в   биосфере   растений, животных, грибов и микроорганизмов. Схемы, биоценотический уровни).   отражающие   многоуровневую   организацию   живого   (организменный   и ВИД                        Развитие   эволюционных   идей.   Значение   работ   К.Линнея,   учения   Ж.­Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь   движущих   сил   эволюции.   Синтетическая   теория   эволюции.   Популяция   – элементарная   единица   эволюции.   Элементарные   факторы   эволюции.   Исследования   С.С. Четверикова.   Закономерности   наследования   признаков   в   популяциях   разного   типа.   Закон Харди­Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.           Микро­ и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.                Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений   и   животных.   Гипотезы   происхождения   человека.   Этапы   эволюции   человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. Демонстрации Формы сохранности ископаемых растений и животных Аналогичные и гомологичные органы Рудименты и атавизмы Доказательства эволюции органического мира Критерии вида  Популяция – структурная единица вида, единица эволюции Движущие силы эволюции Движущий и стабилизирующий отбор Возникновение и многообразие приспособлений у организмов Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование Редкие и исчезающие виды Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Эволюция растительного мира Эволюция животного мира Движущие силы антропогенеза Происхождение человека Происхождение человеческих рас Лабораторные и практические работы Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей  одного вида Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Сравнительная   характеристика   особей   разных   видов   одного   рода   по   морфологическому критерию Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора Сравнение процессов экологического и географического видообразования Сравнительная характеристика микро­ и макроэволюции Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции Выявление ароморфозов у растений Выявление идиоадаптаций у растений Выявление ароморфозов у животных Выявление идиоадаптаций у животных Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас    ЭКОСИСТЕМЫ          Экологические   факторы,   общие   закономерности   их   влияния   на   организмы.   Закон           Понятия   «биогеоценоз»   и   «экосистема».   Видовая   и   пространственная   структура   оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.   экосистемы. Компоненты экосистемы.              Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической   пирамиды.   Круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в   экосистеме. Саморегуляция   в   экосистеме.   Устойчивость   и   динамика   экосистем.   Стадии   развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.                         Биосфера   –   глобальная   экосистема.   Учение   В.И.   Вернадского   о   биосфере. Особенности   распределения   биомассы   на   Земле.   Биологический   круговорот.   Биогенная миграция атомов. Эволюция  биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы Биологические ритмы Фотопериодизм Экосистема Ярусность растительного сообщества Пищевые цепи и сети Трофические уровни экосистемы Правила экологической пирамиды Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Сукцессия Агроэкосистема Биосфера Круговороты углерода, азота, фосфора,  кислорода Биоразнообразие Глобальные экологические проблемы Последствия деятельности человека в окружающей среде Биосфера и человек Заповедники и заказники России Лабораторные и практические работы Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Составление схем переноса  веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей) Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем Описание   экосистем   своей   местности   (видовая   и   пространственная   структура,   сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) Решение экологических задач Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере  Примерные темы экскурсий Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Рабочая программа по биологии, 11 класс
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей