СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО. ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.
Руководитель методического объединения на Методическом совете Директор МБОУ «Большаковская СОШ»
МБОУ «Большаковская СОШ»
____________________________________ __________________________ __________________Близнюк М.А.
«_____»______________2016г. «_____»______________2016 г. «_____»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (профильный уровень)
11 класс
Составитель:
Попова И.В.,
учитель биологиип. Большаково
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 1011 классов
(профильный уровень) автора В.Б. Захарова, полностью отражающей содержание Примерной
программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
В средних общеобразовательных учреждениях преподавание биологии осуществляется в
соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования
России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования).
3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа
2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
4. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего
образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки
РФ от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам
федерального базисного учебного плана»).
Данная программа адресована учащимся 11 класса, изучающим биологию на профильном
уровне и планирующим по завершении обучения участвовать в государственной итоговой
аттестации (ЕГЭ) по биологии.
Учебнометодический комплект под редакцией Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., так
как содержание учебника и методических материалов
соответствует Федеральному
компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии,
примерной образовательной программе основного общего образования по биологии,
рекомендован Министерством образования и науки РФ, учебник включен в Федеральный
перечень учебников.
Учебник адресован учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и завершает
линию Н.И.Сонина. Современное оформление учебника, разнообразные вопросы и задания,
возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с
электронным учебным изданием способствует эффективному усвоению учебного материала.
Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 11 классе
на изучение биологии на профильном уровне 105 часов, из расчета 3 часов в неделю. Рабочая
программа рассчитана на 105 часов. При выполнении рабочей учебной программы по
биологии в 11 классе проводится 10 лабораторных работ и 16 практических работ, некоторыеявляются составными частями комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению
учителя; проводится 11 контрольных работ, которые являются составными частями уроков
систематизации и обобщения изученного материала или самостоятельными уроками.
Срок реализации программы: 1 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза); законов (зародышевого сходства; биогенетический); правил (экологической
пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
закономерностей (изменчивости;); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И.
Вернадского о биосфере и ноосфере); особенности биологических процессов и явлений:
действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и
экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: вида и экосистем (структура); причины
эволюции, изменяемости видов, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и
смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
приводить примеры: популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных
изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на
формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и
гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной
научной картины мира; значения современных достижений в области биотехнологии,
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов,
используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные
палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной
биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм
человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов
на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; оценивать: последствия влияния
мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии
(клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических
открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере; аргументировать свою точку
зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального
существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека;
глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и
животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и
биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в
окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и
агроэкосистемами; устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке;
строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной
сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети); исследовать биологические системы на
биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; самостоятельно находить в разных источниках (в том числе
сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать
биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и
соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения
вирусных (в том числе ВИЧинфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других
заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по
отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических
аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение).
Быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей
среды и сохранения собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
История представлений о возникновении жизни на Земле.
Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка
зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца.
Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера.
Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия)
Предпосылки возникновения жизни на Земле.
Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез
биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли.
Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии дляпервичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для
синтеза органических веществ. Теория происхождения протобиополимеров.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина,
Холдейна. Эволюция пробионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение
энергетических систем. Становление генетического кода. Роль фотосинтеза в эволюции
протобионтов. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление
эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.
Демонстрация.
Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов.
Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений,
животных, грибов и микроорганизмов.
Схемы,
биоценотический уровни).
отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и
ВИД
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,
эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.
Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора.
Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция –
элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.
Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон
ХардиВайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания.
Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как
основа устойчивости биосферы.
Микро и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).
Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического
прогресса и биологического регресса.
Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека.
Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрации
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Аналогичные и гомологичные органы
Рудименты и атавизмы
Доказательства эволюции органического мира
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Движущий и стабилизирующий отборВозникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование
Редкие и исчезающие виды
Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм
Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому
критерию
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Сравнение процессов экологического и географического видообразования
Сравнительная характеристика микро и макроэволюции
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
Выявление ароморфозов у растений
Выявление идиоадаптаций у растений
Выявление ароморфозов у животных
Выявление идиоадаптаций у животных
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура
оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила
экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития
экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогеннаямиграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Фотопериодизм
Экосистема
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Трофические уровни экосистемы
Правила экологической пирамиды
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Сукцессия
Агроэкосистема
Биосфера
Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических
факторов
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)
выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные
изменения, наличие антропогенных изменений)
Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные
изменения, наличие антропогенных изменений)
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
Примерные темы экскурсийМногообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).