РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
биология
9 кл
15.04.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год УМК Сфера.Данная программа завершает курс основного общего образования в школе. В программе рассматриваются общие закономерности развития природы и человека, частично изучается генетика и селекция. Представлены требования к уровню подготовки учащихся.
биология 9кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Джонка»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено приказом
методического совета и заместителем директора по директора МБОУ СОШ
п.Джонка
рекомендовано к утверждению
_______________Л.Г.Балашовой
протокол №_________ ______________________ от
«___»_____________20___г №___
от «___»_________20____г И.В.Садовской
«__»_____________20___г
учебной работе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для обучающихся 9 класса
на 20162017 учебный год
Составитель: Иванько Л.А, учитель биологии ,
первая квалификационная категория 2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.
Джонка»
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (2004г.),Примерной программы основного общего образования по
биологии и авторской программы «Биология» Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Рабочая
программа реализуется на основе УМК «Сферы» Биология: живые системы и экосистемы:
учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.
Москва, «Просвещение», 2012 год., в соответствии с Положением «О структуре, порядке,
разработки
и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин(модулей) МБОУ СОШ п Джонка»
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
• освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой
природы;
• овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области
биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять
биологические эксперименты;
• развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры
поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по
отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой основной
общей школы,
Уровень программы базовый.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено
на 68 часов в год Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2016/17 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно
программе 2 часа.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля:
текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Четверть
Формы контроля
Контрольная
работа
Лабораторная
работа
Практическая
работа
Экскурсия
1четверть
2четверть
3 четверть
количество
4 четверть
Учебный год
1
1
1
1
2
1
7
6
1
2
2
5
10
6
4
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
«Организм» вместо 12 часов – 19 часов;
«Биоценоз. Экосистема» вместо 12 часов – 14 часов;
за счёт резервного времени предусмотренного программой и за счёт часов
сокращения темы «Вид. Популяция. Эволюция видов» (вместо 27 часов – 25 часов),
так как данные темы содержат сложный материал, который необходим для
проведения итоговой аттестации.
Информация об используемом учебнике
Биология: живые системы и экосистемы: учебник для 9 класса
Москва,
учреждений/Л.Н.Сухорукова,
В.С.Кучменко.
общеобразовательных
«Просвещение», 2012 год.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Особенности биологического познания (2 ч)
Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых
систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент. Наблюдение,
моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.
Демонстрация:
фрагменты учебных фильмов,
иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического
познания.
рисунки,
таблицы,
Организм (20 ч)
Организм – целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней
средой. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма. Размножение и
развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её
носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на
примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования
признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности
наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных
факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы,
формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды.
Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная.
Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые
ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных
факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения,
употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.
таблицы,
Демонстрация:
иллюстрирующие
оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость, действие
экологических факторов, биологические ритмы.
видеофрагменты,
рисунки,
Лабораторные работы:
1 Оценка температурного режима учебных помещений.
Проектная деятельность:
1. Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма
человека.
2. Гигиенические нормы сна подростка.
3. Влияние освещения на морфологию колеуса.
4. Действие экологического фактора.
5. Превращение наземной формы традесканции в водную.
Экскурсии:
1.способы размножения растений оранжереи.
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности
популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч.
Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция – единица
эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор,
его формы. Формирование приспособлений – результат эволюции. Видообразование –
результат действия факторов эволюции.
Экологическое и географическое
видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и
его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция.
Принципы классификации.
Доказательства и основные этапы антропогенеза.
Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность.
Рефлекторная теория И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная
индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности. Слова – сигналы
сигналов. Динамический стереотип. Сознание – высший уровень развития психики,
свойственные человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и
подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды
речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных
состояний. Чувство любви – основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной
деятельности.
коллекции,
Демонстрация:
гербарные материалы для иллюстрации
морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых
взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей
эволюции; модели происхождения человека,
останки материальной культуры
предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую
нервную деятельность и её особенности у человека, взаимоотношения человека с
окружающей средой.
Лабораторные работы: 2. Изучение критериев вида.
3. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.
4. Искусственный отбор и его результаты.
5. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.
6. Закономерности воспитания.
7. Устойчивость внимания.
8. Выработка навыка зеркального письма.
9. Типы высшей нервной деятельности.
Практические работы:
1.Определение ведущей руки.
2. Логическое мышление.
3. Объём смысловой памяти.
4. Выявление объёма кратковременной памяти.
5. Выявление точности зрительной памяти.
6. Определение типа темперамента.
Экскурсии:
2.Разнообразие видов в природе – результат эволюции.
Биоценоз. Экосистема (14 ч)
Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция – основа
поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Ф.Гаузе. Неконкурентные
взаимоотношения между видами в биоценозе, их значение. Организация и разнообразие
экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты,
консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и
бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов,
степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и
пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение
знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения
продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути
сохранения.
Демонстрация:
гербарные материалы; таблицы, схемы, видеофрагменты,
иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие
экосистем, аквариум как модель экологической системы.
Лабораторные работы:
10.Цепи питания обитателей аквариума.
Экскурсии:
3.Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.
4.Парк как искусственная экосистема.
Биосфера (7 ч)
Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции.
Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ – основа
целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и
здоровье человека.
Демонстрация: таблицы, видеофрагменты, иллюстрирующие границы биосферы,
её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере; фрагменты
учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Планируемые результаты: В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращений энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
наследственности и изменчивости,
регуляции жизнедеятельности организма,
раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;
уметьобъяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль в
природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья
от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на
готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
выявлять: приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия
разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных
источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела
Введение. Особенности биологического познания
№
п/п
1
2 Организм
3
4
5
Вид. Популяция. Эволюция видов
Биоценоз. Экосистема
Биосфера
Количество
часов
2
20
25
14
7
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращений энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
наследственности и изменчивости,
регуляции жизнедеятельности организма,
раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль в
природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья
от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на
готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
выявлять: приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия
разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных
источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.