РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
биология
9 кл
15.04.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год УМК Сфера.Данная программа завершает курс основного общего образования в школе. В программе рассматриваются общие закономерности развития природы и человека, частично изучается генетика и селекция. Представлены требования к уровню подготовки учащихся.
биология 9кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Джонка» Рассмотрено на заседании                  Согласовано                                       Утверждено приказом методического совета и                      заместителем директора по              директора МБОУ СОШ п.Джонка рекомендовано   к   утверждению   _______________Л.Г.Балашовой протокол   №_________                                               ______________________                                     от «___»_____________20___г №___ от «___»_________20____г                                 И.В.Садовской                                                              «__»_____________20___г   учебной   работе               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016­2017 учебный год Составитель: Иванько Л.А, учитель биологии , первая квалификационная категория 2016г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   по   биологии   для   обучающихся   9   класса  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Джонка» Рабочая   программа   по   биологии   для   9   класса   разработана   в   соответствии   с требованиями  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего   образования   (2004г.),Примерной   программы   основного   общего   образования   по биологии и авторской программы «Биология»  Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко,  Рабочая программа реализуется на основе УМК «Сферы» Биология: живые системы и экосистемы: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. Москва, «Просвещение», 2012 год., в соответствии с Положением «О структуре, порядке, разработки     и   утверждения   рабочих   программ   учебных   курсов,   предметов, дисциплин(модулей) МБОУ СОШ п Джонка»       Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на  достижение следующих целей: •     освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой  природы; •     овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и  явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области  биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,  справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять  биологические эксперименты; •     развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических  экспериментов, работы с различными источниками информации; •     воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры  поведения в природе; •     использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за  растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по  отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Данная программа составлена с учетом преемственности с программой основной   общей школы,  Уровень программы ­ базовый.  Место курса биологии в базисном учебном плане Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год   Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2016/17 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе ­ 2 часа. Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый. Четверть  Формы контроля Контрольная работа Лабораторная работа Практическая работа Экскурсия  1четверть 2четверть 3 четверть количество 4 четверть  Учебный год 1 1 1 1 2 1 7 6 1 2 2 5 10 6 4 Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: 1.Увеличено число часов на изучение тем:  ­ «Организм» вместо 12 часов – 19 часов; ­ «Биоценоз. Экосистема» вместо 12 часов – 14 часов; за   счёт   резервного   времени   предусмотренного   программой   и   за   счёт   часов сокращения темы «Вид. Популяция. Эволюция видов» (вместо 27 часов – 25 часов), так   как   данные   темы   содержат     сложный   материал,   который   необходим   для проведения итоговой аттестации. Информация об используемом учебнике Биология:   живые   системы   и   экосистемы:   учебник   для   9   класса   Москва, учреждений/Л.Н.Сухорукова,   В.С.Кучменко. общеобразовательных   «Просвещение», 2012 год. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. Особенности биологического познания (2 ч) Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент. Наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании. Демонстрация:    фрагменты   учебных   фильмов, иллюстрирующие   разнообразие   живых   систем   и   экосистем,   методы   биологического познания.   рисунки, таблицы, Организм (20 ч) Организм – целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой.   Удовлетворение   потребностей   –   основа   поведения   организма.   Размножение   и развитие   организмов.   Определение   пола.   Возрастные   периоды   онтогенеза   человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере   человека):   доминирования,   расщепления,   независимого   комбинирования признаков.   Взаимодействие   генов.   Наследование,   сцепленное   с   полом.   Закономерности наследственной   изменчивости.   Экологические   факторы   и   их   действие   на   организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов   на   организм   человека.   Негроидная,   европеоидная   и   монголоидная   расы, формирование   расовых   признаков   как   результат   приспособления   к   условиям   среды. Географические   группы   людей:   арктическая,   тропическая,   пустынная,   высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка. таблицы, Демонстрация:    иллюстрирующие оплодотворение   и   развитие   организмов,   наследственность   и   изменчивость,   действие экологических факторов, биологические ритмы.   видеофрагменты,   рисунки, Лабораторные работы: 1 Оценка температурного режима учебных помещений. Проектная деятельность: 1.   Суточные   изменения   некоторых   физиологических   показателей   организма человека. 2. Гигиенические нормы сна подростка. 3. Влияние освещения на морфологию колеуса. 4. Действие экологического фактора. 5. Превращение наземной формы традесканции в водную. Экскурсии: 1.способы размножения растений оранжереи. Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч) Вид   и   его   критерии.   Популяционная   структура   вида.   Динамика   численности популяций.   Саморегуляция   численности   популяций.   Структура   популяций.   Теория   Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция – единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его   формы.   Формирование   приспособлений   –   результат   эволюции.   Видообразование   – результат   действия   факторов   эволюции.   Экологическое   и   географическое видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы   классификации.   Доказательства   и   основные   этапы   антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция.   Доминанта.   Особенности   высшей   нервной   деятельности.   Слова   –   сигналы сигналов.   Динамический   стереотип.   Сознание   –   высший   уровень   развития   психики, свойственные   человеку.   Рассудочная   деятельность   животных.   Бессознательные   и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви – основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.  коллекции, Демонстрация:    гербарные   материалы   для   иллюстрации морфологического   критерия   вида,   изменчивости,   наследственности,   межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции;   модели   происхождения   человека,   останки   материальной   культуры предшественников   современного  человека,   таблицы,   рисунки,  иллюстрирующие  высшую нервную   деятельность   и   её   особенности   у   человека,   взаимоотношения   человека   с окружающей средой. Лабораторные работы: 2. Изучение критериев вида. 3. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания. 4. Искусственный отбор и его результаты. 5. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности. 6. Закономерности воспитания. 7. Устойчивость внимания. 8. Выработка навыка зеркального письма. 9. Типы высшей нервной деятельности. Практические работы: 1.Определение ведущей руки. 2. Логическое мышление. 3. Объём смысловой памяти. 4. Выявление объёма кратковременной памяти. 5. Выявление точности зрительной памяти. 6. Определение типа темперамента. Экскурсии: 2.Разнообразие видов в природе – результат эволюции. Биоценоз. Экосистема (14 ч) Видовая   и   пространственная   структура   биоценоза.   Конкуренция   –   основа поддержания   видовой   структуры   биоценоза.   Принцип   Ф.Гаузе.   Неконкурентные взаимоотношения  между видами в биоценозе, их значение. Организация и разнообразие экологических   систем.   Функциональные   группы   организмов   в   экосистеме:   продуценты, консументы,  редуценты. Природные  и искусственные,  наземные  и водные,  с богатым  и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей,   лугов.   Разнообразие   и   ценность   естественных   водных   экосистем.   Морские   и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний   о   развитии   сообществ.   Агроценоз.   Агроэкосистема.   Пути   повышения продуктивности   и   устойчивости   агроценозов.   Биологическое   разнообразие   и   пути сохранения.  Демонстрация:  гербарные   материалы;   таблицы,   схемы,   видеофрагменты, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы. Лабораторные работы: 10.Цепи питания обитателей аквариума. Экскурсии: 3.Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы. 4.Парк как искусственная экосистема. Биосфера (7 ч) Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая   деятельность   живого   вещества.   Круговорот   веществ   –   основа целостности   биосферы.   Последствия   нарушения   круговорота   углерода.   Биосфера   и здоровье человека. Демонстрация:  таблицы, видеофрагменты, иллюстрирующие границы биосферы, её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек». Планируемые результаты: В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: ­ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий;   популяций;   экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; ­   сущность   биологических   процессов:  обмена   веществ   и   превращений   энергии, питания,   дыхания,   выделения,   транспорта   веществ,   роста,   развития,   размножения, наследственности   и   изменчивости,   регуляции   жизнедеятельности   организма, раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах; ­   особенности   организма   человека,  его   строения   и   жизнедеятельности,   высшей нервной деятельности и поведения; уметьобъяснять:  роль   биологии   в   формировании   современной   естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей   среды;   родство   человека   с   млекопитающими   животными,   место   и   роль   в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных   заболеваний,   иммунитета   у   человека;   роль   гормонов   и   витаминов   в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать   и   описывать:  на   таблицах   основные   части   и   органоиды   клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   органы   и   системы   органов   животных,   растения   разных   отделов,   животных отдельных   типов   и   классов;   наиболее   распространённые   растения   и   животных   своей местности,   культурные   растения   и   домашних   животных,   съедобные   и   ядовитые   грибы, опасные для человека растения и животные;  выявлять:  приспособления   организмов   к   среде   обитания;   типы   взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать  биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды, факторов риска   на   здоровье;   последствия   деятельности   человека   в   экосистемах;   влияние собственных поступков  на живые организмы и экосистемы; проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:  находить   в тексте   учебника   отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать  приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушений   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;   при   простудных   заболеваниях,   ожогах,   обморожениях,   травмах, спасении утопающего; рациональной   организации   труда   и   отдыха,   соблюдения   правил   поведения   в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема раздела Введение. Особенности биологического познания № п/п 1 2 Организм 3 4 5 Вид. Популяция. Эволюция видов Биоценоз. Экосистема Биосфера Количество часов 2 20 25 14 7 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии ученик должен знать ­ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий;   популяций;   экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; ­   сущность   биологических   процессов:  обмена   веществ   и   превращений   энергии, питания,   дыхания,   выделения,   транспорта   веществ,   роста,   развития,   размножения, наследственности   и   изменчивости,   регуляции   жизнедеятельности   организма, раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах; ­   особенности   организма   человека,  его   строения   и   жизнедеятельности,   высшей нервной деятельности и поведения; уметь объяснять:  роль   биологии   в   формировании   современной   естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей   среды;   родство   человека   с   млекопитающими   животными,   место   и   роль   в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных   заболеваний,   иммунитета   у   человека;   роль   гормонов   и   витаминов   в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать   и   описывать:  на   таблицах   основные   части   и   органоиды   клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   органы   и   системы   органов   животных,   растения   разных   отделов,   животных отдельных   типов   и   классов;   наиболее   распространённые   растения   и   животных   своей местности,   культурные   растения   и   домашних   животных,   съедобные   и   ядовитые   грибы, опасные для человека растения и животные;  выявлять:  приспособления   организмов   к   среде   обитания;   типы   взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать  биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды, факторов риска   на   здоровье;   последствия   деятельности   человека   в   экосистемах;   влияние собственных поступков  на живые организмы и экосистемы; проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:  находить   в тексте   учебника   отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать  приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:      соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушений   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;   при   простудных   заболеваниях,   ожогах,   обморожениях,   травмах, спасении утопающего; рациональной   организации   труда   и   отдыха,   соблюдения   правил   поведения   в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 9 класса на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся  9 класса на 2016-2017 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018