Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биологии» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Каслинский
промышленногуманитарный техникум»
Нязепетровский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОУДБ.09 БИОЛОГИЯ
Профессия: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)2016 годРекомендовано
Заместитель директора по ТО
Предметноцикловой комиссией
Председатель ПЦК __Р.Р. Хиляева __________
.
«__»________2016г.
Протокол____________
___________ Т.П. Пахтусова
« »____________
2016
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного Стандарта по профессии 15.01.05 «Сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)»
и примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Биологии»
образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной
для профессиональных
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
Разработал: Берсенева Татьяна Алексеевна, преподавательСОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4 – 7
8 – 16
17 – 19
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
19 – 23
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
41. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Рабочая программа учебной дисциплины «Биологии» предназначена для изучения
биологии в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
Каслинский промышленногуманитарный техникум, реализующем образовательную
программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные
работы)».
Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Биологии» для профессиональных образовательных организаций.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г.
ФГАУ «ФИРО».
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из
обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» – в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
5СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о
живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли
биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины
мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с
целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить
и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)
по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание
первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
6
личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно
научной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую
сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине
мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее
достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской и
при использовании лабораторного
экспериментальной деятельности,
оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
7взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационнокоммуникационных технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,
способность к системному анализу глобальных экологических проблем,
вопросов состояния окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания
и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
использованию информационных
естественнонаучного эксперимента,
технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
8 сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов,
решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41 час, самостоятельной работы
обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторная работа
практическая работа
контрольная работа
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
57
41
9
16
92.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
Объем часов
Уровень
3
1
2
освоения
4
1
1, 2, 3
разделов и тем
1
Введение
Тема 1. Учение о
клетке
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их
многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой
природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии
при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
Химическая организация клетки. Клетка – элементарная живая система и основная
структурнофункциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения
клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых
организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как
неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. РепликацияДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Подготовка презентаций по теме «Морфология клетки».
Составление аннотации к фильму «Тайны ДНК».
Подготовка плакатов по профилактике СПИДа.
Подготовка рефератов по теме «Вредные и полезные бактерии».
Тема 2. Организм.
Размножение и
индивидуальное
развитие
организмов
Сравнение строения клеток растений и животных.
Содержание учебного материала
Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение
– важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз.
Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии
эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их
эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
1
2
3
2
2
1, 2, 3
1
3
8
2
2
1, 2, 3
Тема 3. Основы
генетики и
селекции
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Работа над проектами «Вред алкоголя», «Вред никотина», «Профилактика ПАВ».
Подготовка презентаций «Профилактика употребления ПАВ».
Составление коллажа «Способы размножения организмов».
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как
доказательство их эволюционного родства.
Содержание учебного материала
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики.
Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.Генетика пола. Сцепленное
с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные
болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость.
Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и
медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и
эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа
селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные
этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождениякультурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и
микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых
достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования
человека).
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Работа над рефератами «Генетика и медицина», «Г.Мендель», «Вавилов Н.И.».
Составление коллажа «Сорта растений и породы животных», решение генетических задач.
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагентов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на
Тема 4.
организм.
Содержание учебного материала
1
2
6
2
2
1, 2, 3Происхождение и
развитие жизни на
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения
жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования
Земле.
Эволюционное
учение
жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого
мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии
эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.
Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины
мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция –
структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория
эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.
Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и
прогрессивного ее развития.Причины вымирания видов. Основные направления
эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Составление конспектов «Современные представления о видообразовании С.С. Четверикова
и И.И. Шмальгаузена».
Презентация: «Синтетическая теория эволюции».
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной,
1
3
2
2почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Содержание учебного материала
Тема 5.
Происхождение
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека.
человека
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции
человека.
Тема 6. Основы
экологии
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Эссе «Что я думаю о расизме».
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
Содержание учебного материала
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая
и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме:
конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
экосистем. Сукцессии.Искусственные сообщества –агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Причины устойчивости и смены
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых
организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на
примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в
окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в
3
1
2
4
1, 2, 3
2
2
1, 2, 3области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их
решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.
Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение
к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Составления отчета по экскурсии «Экология города».
Тема 7. Бионика Содержание учебного материала
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой
особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования
для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми
системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей
морфофункциональных черт организации растений и животных.
Лабораторная работа
Практическая работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
Подготовка к зачету и защите проектов.
Итоговая контрольная работа
Дифференцированный зачет
Итого
1
1
3
1
3
2
2
41
2
2
1, 2, 3
2
2
2, 3
2, 3
Уровни освоения учебного материала:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Биология».
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя.
3.1.2. Демонстрационное оборудование:
электронные учебники;
набор презентаций.
3.1.3. Оборудование для самостоятельного использования:
набор тестов;
набор контрольных и самостоятельных работ.
3.1.4. Технические средства обучения:
ПК с лицензионным программным обеспечением (12 штук);
мультимедиапроектор;
комплект электронных учебников по дисциплине;
комплект презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
3.2.1. Основная
Для студентов:
1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10
класс. – М., 2014.
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М., 2014.
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для
студ. учреждений высш. образования. – М., 2014.
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). – М., 2014.
4. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. – М., 2015.5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:
базовый уровень, 10–11 класс. – М., 2014.
6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10–
11 класс. – М., 2014.
Для преподавателей:
1. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. – М., 2010.
2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В.Маркиной. – М.,
2010. Дарвин Ч. Сочинения. – Т. 3. – М., 1939.
3. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 2006.
4. Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб.пособие для вузов. –
М., 2010.
5. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. – М., 2010.
6. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. – М., 2010.
7. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. – М., 2010.
3.2.2. Дополнительная:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
2. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования»».
3. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
3.2.3. Интернетресурсы, электронные учебники:
www
. info
. sbio
. window
библиотека). www
1.
(Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
. edu
Интернета по биологии).2. www
.5 ballov
. ru / test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
. vspu
. ac . ru / deold
www
экологии на сервере Воронежского университета).
/ bio
/ bio
. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии –
3. www
. biology
. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, Onlineтесты).
. informika
4. www
. ru
. edu
. ru (Электронный учебник, большой список интернетресурсов).
(Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
www
. nrc
разработанного в Московском государственном открытом университете).
5.
www
. nature
. ok . ru
(Редкие и исчезающие животные России – проект
Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
6. www
. kozlenkoa
. narod
. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
7. www
. schoolcity
. by (Биология в вопросах и ответах).
8. www
. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
2002.
narod
. bril
«Зоология», «Человек»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения самостоятельных, практических, контрольных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований, экзаменационной работы.
№
п/п
Результаты освоения учебной дисциплины
личностных:
сформированность чувства гордости
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий
контроль:
внеаудиторная самостоятельная
и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки;
работа, индивидуальные задания,
работа на занятиях
понимание
взаимосвязи
и
взаимозависимости
естественных
наук, их влияния на окружающую
среду,
экономическую,
технологическую,
социальную и
этическую сферы деятельности
человека;
способность использовать знания о
современной естественнонаучной
картине мира в образовательной и
профессиональной деятельности;
владение культурой мышления,
способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области
естественных наук, постановке цели
и выбору путей ее достижения в
профессиональной сфере;
способность руководствоваться в
своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога
и сотрудничества;
готовность использовать основные
методы защиты от возможных
катастроф,
последствий аварий,
стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной
работы во время проектно
и
исследовательской
экспериментальной деятельности,
при использовании лабораторного
оборудования;
способность
использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и
повседневной жизни для соблюдения
мер профилактики отравлений,Промежуточный контроль:
тестирование,
контрольная
работа, самостоятельная работа
вирусных и других заболеваний,
стрессов,
привычек
(курения, алкоголизма, наркомании);
вредных
правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой
помощи при травмах, простудных и
других заболеваниях, отравлениях
пищевыми продуктами.
метапредметных:
осознание социальной значимости
своей
профессии/специальности,
обладание
к
осуществлению профессиональной
мотивацией
деятельности;
повышение
интеллектуального
уровня в процессе изучения
биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в
культуру;
общечеловеческую
сложных и противоречивых путей
развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций,
гипотез (о сущности и про
исхождении жизни, человека) в ходе
работы с различными источниками
информации;
способность
организовывать
сотрудничество единомышленников,
в том числе с использованием
современных
коммуникационных технологий;
информационно
способность понимать принципы
устойчивости и продуктивности
живой природы, пути ее измененияпод влиянием
антропогенных
факторов, способность к системному
анализу глобальных экологических
вопросов
проблем,
состояния
окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль
в
биологических
практической деятельности людей,
знаний
Итоговый
дифференцированный зачет
контроль:
развитии современных технологий;
определять живые объекты в
природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и
выявления
и
антропогенных изменений; находить
естественных
и анализировать информацию о
живых объектах;
способность
применять
биологические и экологические
знания для анализа прикладных
хозяйственной
проблем
деятельности;
способность к самостоятельному
проведению
постановке
исследований,
естественнонаучного
эксперимента,
использованию
информационных технологий для
решения
научных
профессиональных задач;
и
способность к оценке этических
аспектов некоторых исследований в
области
(клонирование,
биотехнологии
искусственноеоплодотворение).
предметных
сформированность представлений о
роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание
роли биологии в формировании
и функциональной
кругозора
грамотности
практических задач;
для
решения
владение
основополагающими
понятиями и представлениями о
живой природе,
ее уровневой
организации и эволюции; уверенное
пользование
терминологией и символикой;
биологической
владение основными методами
научного познания, используемыми
при биологических исследованиях
живых объектов и экосистем:
описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка
антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять
результаты
биологических
экспериментов, решать элементарные
биологические задачи.