Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «достоинство», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории. Программа рассчитана на работу в 8 классе по учебнику Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья".
дкп 8 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДКП
(ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ)
(базовое изучение)
8 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе
Государственного стандарта основного общего образования
(базовый уровень) и авторской программы Шевченко Л.Л.
«Духовное краеведение Подмосковья».
Данная программа является составной частью учебно-
методического комплекта по курсу «Духовное краеведение
Подмосковья» для 8 класса общеобразовательных
учреждений и построена на основе учебника Шевченко Л.Л.
«Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений Московской
области. М.: ЦПКТО, 2007.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Программа ориентирована на реализацию следующих
основных целей:
- дать школьникам знания об истории христианской
православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре;
понимании христианами этических категорий добра и зла,
смысла жизни и показать примеры их воплощения в
традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного
воспитания школьников: формированию качеств патриотизма
и гражданственности, ответственному, уважительному
отношению к святыням родной земли, к наследию
отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого
России и Подмосковья.
Цели курса:
•
общенациональными
Формирование у школьников
целостного
представления об историческом прошлом Московской земли
в контексте мировой и общенациональной (общероссийской)
истории;
подведение учащихся к самостоятельным
оценочным выводам о культурно-историческом вкладе
родного края в общероссийское и мировое наследие.
• Воспитание ценностно-ориентированной личности,
гармонично сочетающей в себе личностные ценности с
и
этнорегиональными,
общечеловеческими;
способной к разностороннему
самоопределению и самореализации на основе идей
гуманизма, уважения прав человека, гражданственности,
патриотизма и уважительного отношения к духовным и
культурным ценностям Московской области.
• Развитие познавательных интересов,
творческих
способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.
• Формирование знаний об истории христианской
православной культуры и ее связи с историей родной земли;
объяснение её особенностей с учётом принципа историзма и
в сравнении с другими регионами.
• Формирование знаний о христианской нравственной
культуре и представлений об этических категориях
христианства добра и зла, смысла жизни и показать примеры
их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев
Отечества.
необходимыми
Вооружение
практическими умениями и навыками самостоятельной
работы с различными источниками информации (картами,
историческими
литературными
произведениями,
художественной
культуры),
творческой инициативы и
целенаправленности в исследовательской деятельности
школьников.
патриотизма и
гражданственности,
уважительному
отношению к святыням родной земли, к наследию
отечественной и мировой культуры, любви к отечественной
истории, осознанию себя потомками славного прошлого
России и Подмосковья.
документами,
произведениями
Формирование качеств
ответственному,
школьников
•
•
развитие
2 •
Формирование толерантности и толерантного
полиэтничности,
поведения
поликонфессиональности и поликультурности региона на
основе православных ценностей.
условиях
в
Учебно-тематический план
1.
Содержание
Глава
История
христианской православной
культуры
Христианская
Глава 2.
культура на
землях
Подмосковья
Резерв
Итого
Кол-во часов
1
31
2
34
Содержание тем учебного курса
Глава 1.
Освещает:
История христианской православной культуры.
3 - понятие религиозной культуры;
- духовное краеведение Подмосковья;
Глава 2. Христианская культура на землях Подмосковья.
Освещает:
- Западное Подмосковье. Савино-Сторожевский монастырь;
- Западное Подмосковье. Иосифо-Волоцкий монастырь;
- Преподобный Серафим Саровский. Рождество Пресвятой
Богородицы;
- Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и
композиторов. Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их
Софья;
- Патриарх Никон. Как людям войти в Царство Небесное;
- Новоиерусалимский моастырь;
- Покров Пресвятой Богородицы. Путешествие по Западному
Подмосковью;
- Спасо-Бородинский монастырь;
- Южное Подмосковье;
- Серпуховской Высоцкий монастырь;
- Христианская культура на землях Южного Подмосковья;
- Южное Подмосковье. Введение Богородицы во храм;
- Свято-Екатерининский монастырь;
- Юго-Восточное Подмосковье. Святая Великомученица
Параскева;
- Богородице-Рождественский Бобренев монастырь.
Рождество Христово;
- Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь;
- Крещение Иисуса Христа. Восточное Подмосковье;
- Николо-Угрешский монастырь;
- Николай Чудотворец;
- Богородский край;
- Свято-Троицкий храм в Купавне. Стретение Господне;
- Языческие праздники в христианской культуре. Масленица;
- Разрушение духовной культуры в России в XX веке;
- Гонения на Церковь. Патриарх Тихон;
- Разрушение памятников христианской культуры;
- Русская Голгофа. Новомученники и Исповедники
Российские;
- Благовещение Пресвятой Богородицы;
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение);
- Светлое Христово Воскресение (Пасха);
- Иконы Божией Матери в истории Христианской культуры
Подмосковья.
4 Требования к уровню подготовки учащихся
должен:
В результате прохождения данной программы ученик
Знать/понимать:
•
важнейшие события, хронологические рамки,
последовательность расположения во времени событий,
происходивших на территории Московской области;
• историю принятия и распространения христианства на
землях Московского края;
5 •
особенности православной культуры, каноны
написания икон, особенности религиозной живописи,
архитектурные особенности православных храмов;
письменные источники христианской православной
•
культуры;
• важнейшие святыни Подмосковья и их расположение
на территории Московской области;
• основные понятия, связанные с православной историей
и культурой края и уметь работать с ними.
Уметь:
• сравнивать исторические события в крае и России в
целом, давать оценку событиям и их значению для истории
края;
• работать с различными источниками, в том числе фото-
и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и
др.; критически анализировать источники, авторские
суждения по поводу спорных фактов региональной истории и
культуры;
• проводить самостоятельную исследовательскую работу
и представлять ее результаты;
• грамотно и аргументировано доказывать свою точку
зрения,
вести диалог на принципах равенства и
взаимоуважения.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка
социальных ролей;
• общей ориентации в культурных вопросах;
• нравственной оценки конкретных поступков людей;
• осмысления исторического и культурного социально-
нравственного опыта, определения своей позиции и
ответственного поведения в современном обществе;
• использования знаний о культуре своего и других
народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни
как основы диалога в поликультурной среде; понимания
культурного многообразия мира, уважения к культуре своего
и других народов, толерантности;
• сохранения памятников истории и культуры (участия в
создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и
культуры);
• реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей;
6 • осознания своей идентичности как гражданина страны,
члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
• освоения гуманистических традиций и ценностей
современного общества, уважения прав и свобод человека.
Календарно-тематическое планирование
по курсу ДКП на 2013 – 2014 уч. год. 8 класс
Тема урока
Д/з
8А
№
ур
.
7 1-я четверть (9 нед.)
Глава 1. История христианской
православной культуры
1
Понятие религиозной
культуры. Духовное
краеведение
Подмосковья
Глава 2. Христианская культура на
землях Подмосковья
2
Западное Подмосковье.
Савино-Сторожевский
монастырь
Западное Подмосковье.
Иосифо-Волоцкий
монастырь
План
Факт
1
7.09
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
2.11
Т.8
стр.121
-127
Т.13
стр.
175-
178
Стр.
180
Т.13
стр.181
-185
Стр.235
Т.13
стр.185
-186,
212
Т.2 стр.
21-22
Т.14
стр.187
-190
Стр.194
-198
Т.14
стр.190
-194
Стр.
239-
240
Т.16
стр.207
-208
Т.16
8
3
4
5
6
7
8
9
Преподобный Серафим
Саровский.
Рождество Пресвятой
Богородицы
Христианские мотивы в
творчестве русских
поэтов и композиторов
Святые Вера, Надежда,
Любовь и матерь их
Софья
Патриарх Никон.
Как людям войти в
Царство Небесное
Новоиерусалимский
моастырь
Покров Пресвятой
Богородицы.
Путешествие по
Западному
Подмосковью
Спасо-Бородинский монастырь
2-я четверть (7 нед.)
10 Южное Подмосковье
11 Серпуховской Высоцкий
монастырь
12 Христианская культура
на землях Южного
Подмосковья
13 Южное Подмосковье.
Введение Богородицы
во храм
14 Свято-Екатерининский
монастырь
15 Юго-Восточное
Подмосковье. Святая
Великомученица
Параскева
16 Богородице-
Рождественский
Бобренев монастырь
Рождество Христово
3-я четверть (10 нед.)
17 Богоявленский Старо-
18 Крещение Иисуса
Голутвинский
монастырь
Христа.
Восточное Подмосковье
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
28.12
18.01
25.01
стр.208
-212
Т.9
стр.133
-135,
стр.141
Т.9
стр.135
-139
Т.9
стр.139
-140,
стр.142
-145
Т.15
стр.198
-200
конспе
кт
Т.15
стр.200
-207
Т.12
стр.165
-167,
стр.
173-
175
Т.12
стр.167
-169
конспе
кт
Т.12
стр.169
-172
Конспе
кт
Т.10
стр.146
-147,
стр.149
9 19 Николо-Угрешский
монастырь
20 Николай Чудотворец
21 Богородский край
22 Свято-Троицкий храм в
Купавне
Стретение Господне
23 Языческие праздники в
христианской культуре.
Масленица
24 Разрушение духовной
культуры в России в XX
веке
Патриарх Тихон
25 Гонения на Церковь.
4-я четверть (8 – 9 нед.)
26 Разрушение
памятников
христианской культуры
27 Русская Голгофа.
Новомученники и
Исповедники
Российские
28 Русская Голгофа.
Новомученники и
Исповедники
Российские
29 Благовещение
Пресвятой Богородицы-
07.04
Вход Господень в
Иерусалим (Вербное
Воскресение)-
30 Светлое Христово
-150
Т.10
стр.147
-149
Т.10
стр.150
-156
конспе
кт
конспе
кт
конспе
кт
Т.17
стр.213
-217
Т.17
стр.217
-219
Т.17
стр.219
-221,
стр.229
-231
Т.17
стр.221
-222
Т.17
стр.227
-229
конспе
кт
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03
15.03
22.03
5.04
12.04
19.04
конспе
кт
26.04
Конспе 3.05
10 Воскресение (Пасха)
31 Иконы Божией Матери в
истории Христианской
культуры Подмосковья
32 Итоговое повторение
курса « Духовное
краеведение
Подмосковья»
Резерв
33
34
Итого: 34 ч.
кт, Т.17
стр.222
-224
Т.18
стр.232
-235,
стр.
238-
239,
241 –
245
10.05
17.05
24.05
31.05
11 Сведения о программно-методическом обеспечении
№ Клас
с
Предмет
учебного процесса
Программа
Ко
л-
во
ча
со
в
34
8 А
Духовное
краеведение
Подмосковь
я
1.
Шевченко
Л.Л. «Духовное
краеведение
Подмосковья»
Используемы
й учебник
УМК
Шевченко
1.
Л.Л.
«Духовное
краеведение
Подмосковья.
Учебное
пособие для
учащихся
общеобразова
тельных
учреждений
Московской
области.
ЦПКТО, 2007
М.:
Перечень используемой литературы
1. Азбука православного воспитания. — М., 1997.
2. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной
иконы. М., 2003.
3. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В.
Михайловского. м., 1995.
4. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995.
5. Бородина А.В. Основы православной культуры. — М. 2002.
6.Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М.,
2000.
12 7.Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (Х —
ХУIII вв.). М., 2001.
8.Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
истории и обществознания от __________
№
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР__________
__________________(Расшифровка подписи)
__________________ Дата
13
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Рабочая программа по ДКП 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.