Рабочая программа по "Экологии" для профессии "Повар, кондитер"

  • Занимательные материалы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по профессии 19.01.17 «Повар-кондитер» и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
Иконка файла материала Экология. Повар, кондитер. Т.А. Берсенева.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно­гуманитарный техникум» Нязепетровский филиал РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ОУДБ.11 ЭКОЛОГИЯ Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер 12016 год ОДОБРЕНА: На заседании предметно­цикловой комиссии Протокол № __ от «__» _____ 201_ г. УТВЕРЖДАЮ: Председатель  предметно­цикловой комиссии «__» _____ 201_ г. __________ /Р.Р. Хиляева/ Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного образовательного Стандарта по профессии 19.01.17 «Повар­кондитер» и примерной   программы   общеобразовательной   учебной   дисциплины  «Экология»  для профессиональных   образовательных  организаций,  рекомендованной   ФГАУ  «ФИРО»  для реализации   основной   профессиональной   образовательной   программы   СПО   на   базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г. Разработал: Татьяна Алексеевна Берсенева, преподаватель  2СОДЕРЖАНИЕ 1.   ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ 3. УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 – 7 7 – 13 13 – 15 4.   КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ 15 – 17 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии   с   ФГОС   по   профессии 19.01.17 «Повар­кондитер». Рабочая  программа  учебной  дисциплины  «Экология»  предназначена для  изучения математики   в учреждении  Государственном   бюджетном   профессиональном   образовательном   реализующем  Каслинский   промышленно­гуманитарный   техникум, образовательную   программу   среднего   (полного)   общего   образования   при   подготовке квалифицированных   рабочих,   служащих   по   профессии   19.01.17   «Повар­кондитер». Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций.  Рекомендовано   Федеральным   государственным   автономным   учреждением «Федеральный   институт   развития   образования»  (ФГАУ   «ФИРО»)   в   качестве примерной  программы  для реализации   основной  профессиональной   образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол  №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обяза­ тельной   предметной   области   «Физическая   культура,   экология   и   основы   безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В   профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих   образова­ тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе   основного   общего   образования,   учебная   дисциплина   «Экология»   изучается   в общеобразовательном   цикле   учебного   плана   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В   учебных   планах   ППКРС,   ППССЗ   место   учебной   дисциплины   «Экология»   –   в составе   общеобразовательных   учебных   дисциплин   по   выбору,   формируемых   из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий 4СПО   и   специальностей   СПО   соответствующего   профиля   профессионального образования. В   учебных   планах   ППКРС,   ППССЗ   место   учебной   дисциплины   «Экология»   –   в составе   общеобразовательных   учебных   дисциплин   по   выбору,   формируемых   из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО   и   специальностей   СПО   соответствующего   профиля   профессионального образования. 1.3.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:  получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно­научной и социальной дисци­ плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;  овладение   умениями   логически   мыслить,   обосновывать   место   и   роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских   и   сельских   поселений;   проводить   наблюдения   за   природными   и   ис­ кусственными экосистемами  с целью  их описания  и выявления  естественных  и антропогенных изменений;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   обучающихся   в   процессе   изучения   экологии;   путей   развития природоохранной   деятельности;   в   ходе   работы   с   различными   источниками информации;  воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;   уважения   к   мнению   оппонента   при   обсуждении   экологических проблем;  использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению   к   окружающей   среде,   здоровью   других   людей   и   собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе. В   программе   отражены   важнейшие   задачи,   стоящие   перед   экологией,   решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. 5РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:  личностных:  устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;  готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;  объективное   осознание   значимости   компетенций   в   области   экологии   для человека и общества;  умения   проанализировать   техногенные   последствия   для   окружающей   среды, бытовой и производственной деятельности человека;  готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;  умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;  метапредметных:  овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;  применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;  умение   определять   цели   и   задачи   деятельности,   выбирать   средства   их достижения на практике;  умение   использовать   различные   источники   для   получения   сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;  предметных:  сформированность   представлений   об   экологической   культуре   как   условии достижения   устойчивого   (сбалансированного)   развития   общества   и   природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;  сформированность   экологического   мышления   и   способности   учитывать   и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;  владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;  владение   знаниями   экологических   императивов,   гражданских   прав   и обязанностей в области энерго­ и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; 6 сформированность   личностного   отношения   к   экологическим   ценностям, моральной   ответственности   за   экологические   последствия   своих   действий   в окружающей среде;  сформированность   способности   к   выполнению   проектов   экологически ориентированной   социальной   деятельности,   связанных   с   экологической безопасностью   окружающей   среды,   здоровьем   людей   и   повышением   их экологической культуры. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе обязательной аудиторной   учебной   нагрузки   обучающегося  80  часов,   самостоятельной   работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторная работа практическая работа контрольная работа курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 110 80 ­ ­ 6 ­ 30 72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная Объем часов Уровень разделов и тем 1 Введение Тема 1. Экология как научная дисциплина работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Объект изучения экологии  – взаимодействие живых систем.  История развития экологии. Методы, используемые  в экологических  исследованиях.  Роль экологии  в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии  в освоении профессий  и специальностей среднего  профессионального образования. Лабораторная работа Практическая работа Контрольная работа Самостоятельная работа Содержание учебного материала Общая   экология.   Среда   обитания   и   факторы   среды.   Общие   закономерности   действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Социальная   экология.   Предмет   изучения   социальной   экологии.   Среда,   окружающая человека,   ее   специфика   и   состояние.  Демография   и   проблемы   экологии.   Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Прикладная   экология.   Экологические   проблемы:   региональные   и   глобальные.   Причины  Возможные   способы   решения возникновения   глобальных   экологических   проблем. глобальных экологических проблем. Лабораторная работа Практическая работа Контрольная работа 3 4 ­ ­ ­ ­ 11 ­ ­ 1 освоения 4 1 ­ ­ ­ ­ 1, 2, 3 ­ ­ 2Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Самостоятельная работа: Сочинение на тему: «Экология в нашей жизни». Содержание учебного материала Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные   экологические   требования   к   компонентам   окружающей   человека   среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и   вибрация   в   городских   условиях.   Влияние   шума   и   вибрации   на   здоровье   городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги   и   дорожное   строительство   в   городе.   Экологические   требования   к   дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская   среда.   Особенности   среды   обитания   человека   в   условиях   сельской   местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Лабораторная работа Практическая работа 8 23 2 1, 2, 3 ­ ­ ­ ­Тема 3. Концепция устойчивого развития Контрольная работа Самостоятельная работа: Сообщение на тему: «Эволюция среды обитания»; «Взаимодействие человека и среды обитания»; «Среда обитания и жизнедеятельности человека». Содержание учебного материала Возникновение концепции устойчивого развития.  Глобальные экологические проблемы и способы   их   решения.  Возникновение   экологических   понятий   «устойчивость»   и «устойчивое  развитие».  Эволюция  взглядов   на  устойчивое  развитие.  Переход   к  модели «Устойчивость и развитие». «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость   и   развитие».  Экономический,   социальный,   культурный   и   экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. Лабораторная работа Практическая работа Контрольная работа Самостоятельная работа: Реферат на тему: «Экстремальные виды воздействия на биосферу»; «Проблемы экологии»;  Тема 4. Охрана «Существующие концепции устойчивого развития». Содержание учебного материала 1 6 2 2 15 1, 2, 3 ­ ­ 1 7 ­ ­ 2 2 19 1, 2, 3природы Природоохранная   деятельность.  История   охраны   природы   в   России.  Типы   организаций, способствующих   охране   природы.  Заповедники,   заказники,   национальные   парки, памятники   природы.Особо   охраняемые   природные   территории   и   их   законодательный статус.   Экологические   кризисы   и   экологические   ситуации.  Экологические   проблемы России. Природные   ресурсы   и   их   охрана.   Природно­территориальные   аспекты   экологических проблем. Социально­экономические аспекты экологических проблем. Природные   ресурсы   и   способы   их   охраны.  Охрана   водных   ресурсов   в   России.   Охрана почвенных ресурсов в России.Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Лабораторная работа Практическая работа Контрольная работа Самостоятельная работа: Подготовка сообщений на темы:  «Особо охраняемые территории»; «Экологическое законодательство РФ»; «Экологическая паспортизация»; «Государственные органы охраны природы»; «Эколого­географическая характеристика Челябинской области». Итоговая контрольная работа Дифференцированный зачет Итого ­ ­ 1 9 2 2 80 ­ ­ 2 2 2, 3 2, 3 ­Уровни освоения учебного материала: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация       программы       дисциплины       требует       наличия       учебного  кабинета «Экология». 3.1.1.Оборудование учебного кабинета:   посадочные места по количеству студентов; рабочее место преподавателя. 3.1.2. Демонстрационное оборудование:    электронные учебники; набор презентаций; наглядные пособия. 3.1.3. Оборудование для самостоятельного использования:  набор тестов;  набор контрольных и самостоятельных работ. 3.1.4. Технические средства обучения:  ПК с лицензионным программным обеспечением (12 штук);  мультимедиапроектор;  комплект электронных учебников по дисциплине;  комплект презентаций. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень    рекомендуемых  учебных    изданий,    Интернет­ресурсов,  дополнительной литературы. 3.2.1. Основная Для студентов: 1. Валова В. Д.Экология. – М., 2012. 2.  Константинов   В.   М.,   Челидзе   Ю.   Б.  Экологические   основы природопользования. – М., 2014. 3. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М., 2013. 4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В.  Экология (базовый уровень). 10–11 классы. – М., 2014. 5. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012. 6. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.7.  Тупикин   Е.   И.  Общая   биология   с   основами   экологии   и   природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014. 8.  Чернова   Н.   М.,   Галушин   В.   М.,   Константинов   В.   М.  Экология   (базовый уровень). 10–11 классы. – М., 2014. 9. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. – М., 2014. Для преподавателей: 1.  Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М., 2014. 2.  Аргунова   М.   В.,   Колесова   Е.   В.   Практикум   по   курсу   «Экология   Москвы   и устойчивое развитие». – М., 2014. 3.  Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. – М., 2012. 3.2.2 Дополнительная 1.  Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации». 2.Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17.05.2012   №   413   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений   в   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 17.05.2012   №   413   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»». 4.  Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров   и   ДПО   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17.03.2015   №   06­259 «Рекомендации   по   организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах освоения   образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального образовании». 3.2.3. Интернет­ресурсы, электронные учебники Интернет­ресурсы  .  ecologysite 1. www     .  ru (Каталог экологических сайтов). 2. www   .  ecoculture    .  ru (Сайт экологического просвещения).3.  www   .  ecocommunity    .  ru  (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   самостоятельных,   практических,   контрольных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий, проектов, исследований, дифференцированного зачета. № п/п Результаты освоения учебной дисциплины  личностных:  устойчивый   интерес   к   истории   и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль:   внеаудиторная самостоятельная индивидуальные     работа, задания, работа на занятиях       достижениям в области экологии; готовность к продолжению образования, повышению   квалификации   в   избранной деятельности, профессиональной   используя   полученные   экологические знания; объективное   осознание   значимости компетенций   в   области   экологии   для человека и общества; умения   проанализировать   техногенные последствия   для   окружающей   среды, производственной бытовой и     Промежуточный   контроль: тестирование,   контрольная работа деятельности человека; готовность   самостоятельно   добывать новые для себя сведения экологической направленности,   используя   для   этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью,   проводить   самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение   выстраивать   конструктивные взаимоотношения в команде по решениюИтоговый дифференцированный зачет контроль:   общих задач в области экологии;  метапредметных:  овладение   умениями   и   навыками различных   видов   познавательной деятельности   для   изучения   разных сторон окружающей среды; применение основных методов познания  (описания,   наблюдения,   эксперимента) для   изучения   различных   проявлений антропогенного с которыми   возникает   необходимость воздействия,       сталкиваться   в   профессиональной сфере; умение   определять   цели   и   задачи деятельности,   выбирать   средства   их достижения на практике; умение   использовать   различные источники   для   получения   сведений экологической   направленности   и  предметных:    оценивать   ее   достоверность   для достижения поставленных целей и задач; сформированность   представлений   об экологической   культуре   как   условии устойчивого достижения   (сбалансированного)   развития   общества и   природы,   экологических   связях   в системе   «человек   –   общество   – природа»; сформированность экологического   мышления   и   способности   учитывать   и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение   применять умениями   экологические   знания   в   жизненных ситуациях,   связанных   с   выполнением   типичных социальных ролей; владение   знаниями   экологических императивов,   гражданских   прав   и обязанностей   в   области   энерго­   и   интересах ресурсосбережения в   сохранения   окружающей   здоровья и безопасности жизни; сформированность   личностного среды, отношения к экологическим ценностям, моральной за экологические   последствия   своих ответственности     действий в окружающей среде; сформированность   способности   к выполнению   проектов   экологически социальной ориентированной   деятельности, экологической     связанных   с безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением   экологической их   культуры.