Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
биология
10 кл
26.11.2018
Рабочая программа элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность» рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа отведено на проведение контрольных работ, 4 урока - на практические работы, 1 урок – на промежуточную аттестацию. Цель курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений.
элективный курс.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность» для 10
11 классов разработана на основе программы Зверевой И.В. «Что Вы знаете о своей
наследственности?» журнал «Профильное обучение» № 1, 2012г., с. 2593; в
соответствии с:
учебным планом школы на 20172018 учебный год
Рабочая программа элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность»
рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа отведено на проведение
контрольных работ, 4 урока на практические работы, 1 урок – на промежуточную
аттестацию. Практические работы не подлежат обязательному оцениванию, т.к. не
предусмотрены обязательным стандартом.
Цель курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся
интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих
сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений.
Задачи курса:
1. Сформировать и развить у обучающихся интеллектуальных и практических умений в
области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих
поколений;
2. Развить интерес к своей родословной, родословным замечательных людей в истории
человечества;
3. Содействовать развитию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
4. Развивать творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки; добывания знаний
непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).
Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения биологии в средней
школе:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе
Требования к уровню подготовки обучающихся по элективному учебному предмету
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
применять законы Менделя, Моргана, ХардиВайнберга к генетике человека и решать
генетические задачи; объяснять механизм наследования генетических заболеваний
человека и решать генетические задачи; составлять родословную соей семьи; определять
по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его
проявления у будущих поколений; называть возможные генотипы людей с группами крови
I,II,III,IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи; использовать знания о
типах наследования сцепленных с полом человека при решении генетических задач;
оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов
ранее изолированных популяций; Научно оценивать соотношение социального и
биологического в человеке.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
краткая история генетики человека; Менделирующие признаки человека; геном человека.
генетические карты; методы изучения наследственности человека; типы наследования
признаков у человека; хромосомные, генные молекулярные аномалии и вызываемые ими
заболевания; летальные гены; болезни с наследственным предрасположением. Медико
генетическое консультирование. Биологическое и социальное в человеке. Этические
проблемы генетики. Популяционная генетика человека. Генетическое родство
человеческих рас, их биологическая равноценность.
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания
и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение); генетических последствий загрязнения
окружающей среды, смешения генофондов и т. д.
Планируемый результат:
Элективный курс способствует:
профессиональной ориентации, выбору профессии в области медицины;
включению всех обучающихся в проектную и исследовательскую работу, работу с
различными источниками информации и т.п.;
формированию умений и навыков практической деятельности, связанных с
общением, исследованием и проектированием.
Формы деятельности обучающихся:
Решение генетических задач;
Анализ родословных писателей, ученых, исторических деятелей;
Проект «Родословная моей семьи»;
Практические работы;
Самостоятельное заполнение таблиц.
Основными формами и видами контроля уровня обученности обучающихся являются:
текущий, тематический и итоговый контроль.
Программа ориентирована на использование учебника: Что вы знаете о своей
наследственности?/ Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Новосибирск, Изво: "Наука", 1991.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий и форм обучения: информационно –
коммуникационных; проектной и исследовательской деятельности; технологии
проблемных ситуаций, дифференциация и индивидуализация обучения.
Пути достижения планируемого результата:
практические и проектные работы имеют взаимосвязь с жизнью (и пригодятся в
будущем);
результатом достижения является защита проектов, исследовательская работа
обучающихся;
применение различных педагогических технологий по достижению положительных
результатов.
углубление и расширение знаний по наследственности человека через различные
формы деятельности; 2. Содержание элективного учебного предмета
Введение в элективный курс. (1 ч.)
Менделирующие признаки человека (9 ч )
Краткая история генетики человека. Менделирующие признаки человека. Методы
изучения генетики человека (краткая характеристика).
Практическая работа: решение генетических задач на наследование размера и цвета глаз,
волос, формы носа, губ, роста тела, состояния слуха, резусфактора крови, право и
леворукости, пигментации кожи.
Аутосомные признаки (4 ч)
Признаки человека, связанные с аутосомно рецессивным и аутосомно – доминантным
наследованием: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врожденная
глухонемота, сахарный диабет, отрицательный резусфактор крови.
Практическая работа: определение характера наследования некоторых признаков
человека.
Другие виды наследования человека (11ч)
Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека;
Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
Серповидноклеточная анемия. Цистонурия. Анофтальмия.
Сцепление генов. Карты хромосом у человека.
Наследование генов, сцепленных с полом.
Практические работы: решение генетических задач; решение задач на признаки,
сцепленные с полом
Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики (11 ч)
Биологическое и социальное в человеке.
Этические проблемы генетики (генная инженерия, коррекция пола, пересадка органов,
клонирование, уродства, генетика и криминалистика).
теоретический курс
практический курс
1. Введение в элективный курс. Менделирующие признаки человека.
Краткая история генетики человека.
Менделирующие признаки человека.
Методы изучения генетики человека
(краткая характеристика).
Решение генетических задач на
наследование размера и цвета глаз, волос,
формы носа, губ, роста тела, состояния
слуха, резусфактора крови, право и
леворукости, пигментации кожи.
Составление и анализ родословных.
Определение скрытой леворукости
2. Аутосомно – рецессивное наследование
Признаки человека, связанные с аутосомно
рецессивным наследованием: повышенная
волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм,
врожденная глухонемота, сахарный диабет,
отрицательный резусфактор крови
Решение генетических задач.
Анализ родословных.
3. Другие виды наследования человека
Фенилкетонурия. Биохимический метод
изучения генетики человека;
Промежуточное наследование. Неполное
Решение генетических задач.
Анализ родословных доминирование признаков у человека.
Серповидноклеточная анемия. Цистонурия.
Анофтальмия.
Наследование групп крови.
Сцепление генов. Карты хромосом у
человека.
Наследование генов, сцепленных с полом
4. Мутации генов. Хромосомные заболевания.
Генетические последствия загрязнения
окружающей среды.
Мутации генов. Хромосомные заболевания.
Генетические последствия загрязнения
окружающей среды.
5. Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики.
Биологическое и социальное в человеке.
Этические проблемы генетики (генная
инженерия, коррекция пола, пересадка
органов, клонирование, уродства, генетика и
криминалистика).
Практическая работа «Наследственность и
влияние среды на рост человека»
Подведение итогов. Тестирование
№
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тематическое планирование по курсу «ЗОЖ и наследственность» 10 11 класс
Всего часов: 34 ч Срезовых работ – 3
Дата
Тема урока
04.09 Краткая история генетики человека.
11.09 Менделирующие признаки человека. Решение генетических задач.
18.09 Составление и анализ родословных. П/р «Определение скрытой леворукости».
Нулевой срез
25.09 Методы изучения генетики человека (краткая характеристика).
02.10
Генеалогический метод изучения человека. П/р «Выявление хромосомных
синдромов по фотографиям дифференциальноокрашенных хромосом»
09.10 Аутосомнодоминантное наследование. Полное доминирование. П/р «Определение
числа и типов гамет»
16.10 Микроцефалия, несовершенный остеогенез, хондродистрофическая карликовость.
Пенентрантность генов.
Решение генетических задач. Анализ родословных
23.10
30.10 Аутосомнорецессивное наследование. Признаки человека, связанные с данным
13.11
типом наследования.
Решение генетических задач. Анализ родословных. П/р «Фенотипические радикалы
и определения расщепления в потомстве гибрида без решетки Пеннета»
Решение генетических задач. Анализ родословных.
20.11 Фенилкетонурия Биохимический метод изучения генетики человека.
27.11
04.12 Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
11.12
18.12 Кодоминирование. Решение генетических задач
25.12 Множественные аллели. Наследование групп крови. Решение генетических задач.
Решение генетических задач
П/р «Наследование сцепленных с полом голандрических и зависимых от пола
признаков». Контролльный срез.
17
15.01 Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач.
Д\з, контр
парам.
П
р
Реш.з.
п\р оф.
Таб.
Оф.п\р
Оф.п\р
Сооб.
Реш.з.
Сооб.
Оф.п\р
Сооб.
Реш.з
Сооб.
Реш.з
Реш.з
Оф.п\р
Реш.з 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
22.01
29.01
Сцепление генов. Карты хромосом у человека. П/р «Свободное комбинирование
нескольких признаков, сцепленное наследование и кроссинговер»
Решение генетических задач. П/р Сложные признаки и особенности их проявления
(комплементарность, эпистаз, полимерия)»
Оф.п\р
Оф.п\р
Решение генетических задач.
05.02 Международная программа «Геном человека»
12.02 Мужские и женские хромосомы.
19.02 Наследование генов, сцепленных с полом. Анализ родословных
26.02
05.03 Мутации генов. Летальные гены.
12.03 Цитогенетический метод изучения генетики человека. Хромосомные заболевания.
19.03
09.04 Медикогенетическое консультирование.
16.04 Популяционногенетический метод изучения генетики человека. Закон Харди
Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
Вайнберга в человеческих популяциях.
Решение генетических задач. Генетическое родство человеческих рас. П/р
«Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов»
Биологическое и социальное в человеке.
Роль среды в развитии личности. Близнецовый метод изучения генетики человека.
Этические проблемы генетики, генная инженерий, коррекция пола, пересадка
органов.
Этические проблемы генетики, клонирование, уродства, генетика и
криминалистика. Итоговый срез.
Заключительный урок по курсу «ЗОЖ и наследственность»
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
28.05
Сооб.
Сооб.
Сооб.
Реш.з
Сооб.
Сооб.
Сооб.
Сооб.
Реш.з
Оф.п\р
Сооб.
Сооб.
Подг.к
ср.
Реш.з
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.