Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
биология
10 кл
26.11.2018
Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)
Рабочая программа элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность» рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа отведено на проведение контрольных работ, 4 урока - на практические работы, 1 урок – на промежуточную аттестацию. Цель курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений.
элективный курс.doc
Пояснительная записка  Рабочая программа по элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность» для 10  ­ 11 классов разработана на основе программы Зверевой И.В. «Что Вы знаете о своей  наследственности?» журнал «Профильное обучение» № 1, 2012г., с. 25­93; в  соответствии с: ­ учебным планом школы на 2017­2018 учебный год Рабочая программа элективному учебному предмету «ЗОЖ и наследственность»  рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю), из них 2 часа отведено на проведение  контрольных работ, 4 урока ­ на практические работы, 1 урок – на промежуточную  аттестацию. Практические работы не подлежат обязательному оцениванию, т.к. не  предусмотрены обязательным стандартом. Цель курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся  интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих  сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений.  Задачи курса:  1. Сформировать и развить у обучающихся интеллектуальных и практических умений в  области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих  поколений;  2. Развить интерес к своей родословной, родословным замечательных людей в истории  человечества;  3. Содействовать развитию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать  необходимую информацию, применять знания в практической жизни;  4. Развивать творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию,  отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки; добывания знаний  непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).  Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения биологии в средней  школе: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории  развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в  биологической науке; роли биологической науки в формировании современной  естественнонаучной картины мира; методах научного познания;  овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической  деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за  экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;  находить и анализировать информацию о живых объектах;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в  процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую  культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,  идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,  человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости  бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению  оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки  последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других  людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики  заболеваний, правил поведения в природе Требования к уровню подготовки обучающихся по элективному учебному предмету В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:  применять законы Менделя, Моргана, Харди­Вайнберга к генетике человека и решать  генетические задачи; объяснять механизм наследования генетических заболеваний  человека и решать генетические задачи; составлять родословную соей семьи; определять  по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его  проявления у будущих поколений; называть возможные генотипы людей с группами крови I,II,III,IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи; использовать знания о  типах наследования сцепленных с полом человека при решении генетических задач;  оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов  ранее изолированных популяций; Научно оценивать соотношение социального и  биологического в человеке.  Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:  краткая история генетики человека; Менделирующие признаки человека; геном человека.  генетические карты; методы изучения наследственности человека; типы наследования  признаков у человека; хромосомные, генные молекулярные аномалии и вызываемые ими  заболевания; летальные гены; болезни с наследственным предрасположением. Медико­ генетическое консультирование. Биологическое и социальное в человеке. Этические  проблемы генетики. Популяционная генетика человека. Генетическое родство  человеческих рас, их биологическая равноценность. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в  окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,  зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы  своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое  размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия  собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных  текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных,  ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии  (клонирование, искусственное оплодотворение); генетических последствий загрязнения  окружающей среды, смешения генофондов и т. д.                                             Планируемый результат:  Элективный курс способствует:    профессиональной ориентации, выбору профессии в области медицины;  включению всех обучающихся в проектную и исследовательскую работу, работу с  различными источниками информации и т.п.;   формированию умений и навыков практической деятельности, связанных с  общением, исследованием и проектированием.  Формы деятельности обучающихся: Решение генетических задач;  Анализ родословных писателей, ученых, исторических деятелей;  Проект «Родословная моей семьи»;  Практические работы;  Самостоятельное заполнение таблиц.  Основными формами и видами контроля уровня обученности обучающихся являются:  текущий, тематический и итоговый контроль. Программа ориентирована на использование учебника: Что вы знаете о своей  наследственности?/ Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И.­ Новосибирск, Из­во: "Наука", 1991. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается  применение следующих педагогических технологий и форм обучения: информационно –  коммуникационных; проектной и исследовательской деятельности; технологии  проблемных ситуаций, дифференциация и индивидуализация обучения. Пути достижения планируемого результата:     практические и проектные работы имеют взаимосвязь с жизнью (и пригодятся в  будущем);  результатом достижения является защита проектов, исследовательская работа  обучающихся;  применение различных педагогических технологий по достижению положительных  результатов. углубление и расширение знаний по наследственности человека через различные  формы деятельности; 2. Содержание элективного учебного предмета Введение в элективный курс. (1 ч.) Менделирующие признаки человека (9 ч ) Краткая история генетики человека. Менделирующие признаки человека. Методы  изучения генетики человека (краткая характеристика).  Практическая работа: решение генетических задач на наследование размера и цвета глаз,  волос, формы носа, губ, роста тела, состояния слуха, резус­фактора крови, право­ и  леворукости, пигментации кожи.  Аутосомные признаки (4 ч) Признаки человека, связанные с аутосомно­ рецессивным и аутосомно – доминантным  наследованием: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врожденная  глухонемота, сахарный диабет, отрицательный резус­фактор крови.  Практическая работа: определение характера наследования некоторых признаков  человека. Другие виды наследования человека (11ч) Фенилкетонурия. Биохимический метод изучения генетики человека;  Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.  Серповидноклеточная анемия. Цистонурия. Анофтальмия.  Сцепление генов. Карты хромосом у человека.  Наследование генов, сцепленных с полом. Практические работы: решение генетических задач; решение задач на признаки,  сцепленные с полом Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики (11 ч) Биологическое и социальное в человеке.  Этические проблемы генетики (генная инженерия, коррекция пола, пересадка органов,  клонирование, уродства, генетика и криминалистика).  теоретический курс практический курс 1. Введение в элективный курс. Менделирующие признаки человека. Краткая история генетики человека.  Менделирующие признаки человека.  Методы изучения генетики человека  (краткая характеристика). Решение генетических задач на  наследование размера и цвета глаз, волос,  формы носа, губ, роста тела, состояния  слуха, резус­фактора крови, право­ и  леворукости, пигментации кожи. Составление и анализ родословных. Определение скрытой леворукости 2. Аутосомно – рецессивное наследование Признаки человека, связанные с аутосомно­  рецессивным наследованием: повышенная  волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врожденная глухонемота, сахарный диабет,  отрицательный резус­фактор крови Решение генетических задач. Анализ родословных. 3. Другие виды наследования человека Фенилкетонурия. Биохимический метод  изучения генетики человека; Промежуточное наследование. Неполное  Решение генетических задач. Анализ родословных доминирование признаков у человека.  Серповидноклеточная анемия. Цистонурия.  Анофтальмия. Наследование групп крови. Сцепление генов. Карты хромосом у  человека. Наследование генов, сцепленных с полом 4. Мутации генов. Хромосомные заболевания. Генетические последствия загрязнения  окружающей среды. Мутации генов. Хромосомные заболевания.  Генетические последствия загрязнения  окружающей среды. 5. Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики. Биологическое и социальное в человеке. Этические проблемы генетики (генная  инженерия, коррекция пола, пересадка  органов, клонирование, уродства, генетика и криминалистика). Практическая работа «Наследственность и  влияние среды на рост человека» Подведение итогов. Тестирование          № 1. 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тематическое планирование по  курсу  «ЗОЖ и наследственность»   10 ­ 11   класс Всего  часов: 34 ч  Срезовых работ – 3  Дата                            Тема урока 04.09 Краткая история генетики человека.  11.09 Менделирующие признаки человека. Решение генетических задач. 18.09 Составление и анализ родословных. П/р «Определение скрытой леворукости».  Нулевой срез 25.09 Методы изучения генетики человека (краткая характеристика).  02.10 Генеалогический метод изучения человека. П/р «Выявление хромосомных  синдромов по фотографиям дифференциально­окрашенных хромосом» 09.10 Аутосомно­доминантное наследование. Полное доминирование. П/р «Определение  числа и типов гамет» 16.10 Микроцефалия, несовершенный остеогенез, хондродистрофическая карликовость.  Пенентрантность генов. Решение генетических задач. Анализ родословных  23.10 30.10 Аутосомно­рецессивное наследование. Признаки человека, связанные с данным  13.11 типом наследования. Решение генетических задач. Анализ родословных.  П/р «Фенотипические радикалы  и определения расщепления в потомстве гибрида без решетки Пеннета» Решение генетических задач. Анализ родословных. 20.11 Фенилкетонурия  Биохимический метод изучения генетики человека. 27.11 04.12 Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.  11.12 18.12 Кодоминирование. Решение генетических задач 25.12 Множественные аллели. Наследование групп крови. Решение генетических задач.  Решение генетических задач  П/р «Наследование сцепленных с полом голандрических и зависимых от пола  признаков». Контролльный срез. 17 15.01 Полигенные признаки. Полимерия. Решение генетических задач. Д\з, контр   парам. П р Реш.з. п\р оф. Таб. Оф.п\р Оф.п\р Сооб. Реш.з. Сооб. Оф.п\р Сооб. Реш.з Сооб. Реш.з Реш.з Оф.п\р Реш.з 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 22.01 29.01 Сцепление генов. Карты хромосом у человека. П/р «Свободное комбинирование  нескольких признаков, сцепленное наследование и кроссинговер» Решение генетических задач. П/р Сложные признаки и особенности их проявления  (комплементарность, эпистаз, полимерия)» Оф.п\р Оф.п\р Решение генетических задач. 05.02 Международная программа «Геном человека» 12.02 Мужские и женские хромосомы. 19.02 Наследование генов, сцепленных с полом. Анализ родословных 26.02 05.03 Мутации генов. Летальные гены. 12.03 Цитогенетический метод изучения генетики человека. Хромосомные заболевания. 19.03 09.04 Медико­генетическое консультирование. 16.04 Популяционно­генетический метод изучения генетики человека. Закон Харди­ Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Вайнберга в человеческих популяциях. Решение генетических задач. Генетическое родство человеческих рас. П/р  «Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов» Биологическое и социальное в человеке. Роль среды в развитии личности. Близнецовый метод изучения генетики человека. Этические проблемы генетики, генная инженерий, коррекция пола, пересадка  органов. Этические проблемы генетики, клонирование, уродства, генетика и  криминалистика. Итоговый срез. Заключительный урок по курсу «ЗОЖ  и наследственность» 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05 Сооб. Сооб. Сооб. Реш.з Сооб. Сооб. Сооб. Сооб. Реш.з Оф.п\р Сооб. Сооб. Подг.к  ср. Реш.з

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни наследственность" (10-11 класс)

Рабочая программа по электиному курсу " здоровый образ жизни  наследственность" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018