Рабочая программа по физике 7 - 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Оценка 5
Документация +1
docx
физика
7 кл—9 кл
30.01.2017
Рабочая программа по физике 7 - 9 класс
Рабочая программа линии УМК «Физика – Сферы» (7 – 9 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по физике. Рабочая программа составлена на основе требований к рабочим программам - 2015. Программа содержит планируемые результаты, включает содержание предмета, а также тематическое планирование по темам в 7-м, 8-м и 9-м классах.Рабочая программа линии УМК «Физика – Сферы» (7 – 9 классы) для основной школы разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по физике.
РП физика, 7 - 9, 2016 ГОТОВО.docx
Рабочая программа по физике Рабочая   программа   линии   УМК   «Физика   –   Сферы»   (7   –   9   классы)   для   основной   школы разработана   на   основе   современных   требований,   предъявляемых   к   образованию,   на   базе Федерального   государственного   стандарта   общего   образования,   Требований   к   результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по физике. УМК 1. Физика,   7   класс,   учебник   для   общеобразовательных   учреждений,   авторы:     Белага   В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. 2. Физика,   8   класс,   учебник   для   общеобразовательных   учреждений,   авторы:     Белага   В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. 3. Физика,   9   класс,   учебник   для   общеобразовательных   учреждений,   авторы:     Белага   В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. 4. Физика.   Поурочное   тематическое   планирование,   7   класс.   Авторы:   Артеменков   Д.А., Воронцова Н.И. 5. Физика.   Поурочное   тематическое   планирование,   8   класс.   Авторы:   Артеменков   Д.А., Воронцова Н.И. 6. Физика.   Поурочное   тематическое   планирование,   9   класс.   Авторы:   Артеменков   Д.А., Воронцова Н.И. 7. Физика 7 класс, электронное приложение к учебнику авторов  Белаги В.В., Ломаченкова 8. Физика 8 класс, электронное приложение к учебнику авторов  Белаги В.В., Ломаченкова 1 И.А., Панебратцева  Ю.А. И.А., Панебратцева  Ю.А. 9. Физика 9 класс, электронное приложение к учебнику авторов  Белаги В.В., Ломаченкова И.А., Панебратцева  Ю.А. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Российская   гражданская   идентичность   (патриотизм,   уважение   к   Отечеству,   к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной   сопричастности   судьбе   российского   народа).   Осознание   этнической принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной   культурой,   сопричастность   истории   народов   и   государств, находившихся   на   территории   современной   России);   интериоризация   гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,   уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов:  развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к   собственным   поступкам (способность   к   нравственному   самосовершенствованию;   веротерпимость,   уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,   в   становлении   гражданского   общества   и   российской   государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность   ответственного   отношения   к   учению;   уважительного   отношения   к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.   сформированность   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции.   Готовность   и способность   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем   взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,   готовность   к   конструированию   процесса   диалога   как   конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров); 2  освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах   и   сообществах.   Участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических   особенностей   (формирование   готовности   к   участию   в   процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами   учащиеся;   включенность   в   непосредственное   гражданское   участие,   готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего   с   социальной   средой   и   социальными   институтами;   идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской   деятельности;   интериоризация   ценностей   созидательного   отношения   к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого»   как   равноправного   партнера,   формирование   компетенций   анализа, проектирования,   способов взаимовыгодного   сотрудничества,   способов   реализации   собственного   лидерского потенциала);   организации   деятельности,   рефлексии   изменений,  сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  развитость   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать   художественные   произведения,   отражающие   разные   этнокультурные   традиции; сформированность   основ   художественной   культуры   обучающихся   как   части   их   общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,   эмоционально­ценностное   видение   окружающего   мира;   способность   к эмоционально­ценностному   освоению   мира,   самовыражению   и   ориентации   в художественном   и   нравственном   пространстве   культуры;   уважение   к   истории   культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности);  сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню   экологического   мышления,   наличие   опыта   экологически   ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию   природы,   к   занятиям   сельскохозяйственным   трудом,   к   художественно­ эстетическому   отражению  природы,   к  занятиям   туризмом,   в   том  числе   экотуризмом,   к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умениесамостоятельно   определять   цели  обучения,   ставить   и   формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.  Обучающийся сможет:   анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;  3  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;  выдвигать   версии   решения   проблемы,   формулировать   гипотезы,   предвосхищать конечный результат;   ставить   цель   деятельности   на   основе   определенной   проблемы   и   существующих возможностей;   формулировать   учебные   задачи   как   шаги   достижения   поставленной   цели деятельности;   обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.  2. Умение   самостоятельно   планировать  пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  Обучающийся сможет:   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и 20 познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;   обосновывать   и   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения учебных и познавательных задач;   определять/находить,   в   том   числе   из   предложенных   вариантов,   условия   для выполнения учебной и познавательной задачи;   выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее   (заявлять   целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);   выбирать из предложенных вариантов  и самостоятельно  искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;  составлять   план   решения   проблемы   (выполнения   проекта,   проведения исследования);   определять   потенциальные   затруднения   при   решении   учебной   и   познавательной задачи и находить средства для их устранения;   описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;   планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.  3. Умение соотносить  свои   действия   с  планируемыми   результатами,   осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.  Обучающийся сможет:   определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии   планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;   систематизировать   (в   том   числе   выбирать   приоритетные)   критерии   планируемых результатов и оценки своей деятельности;   отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности,   осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;   оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;   находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;   работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа   изменений   ситуации   для   получения   запланированных   характеристик продукта/результата;   устанавливать   связь   между   полученными   характеристиками   продукта   и характеристиками   процесса   деятельности   и   по   завершении   деятельности   предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  4. Умение   оценивать  правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные 4 возможности ее решения.  Обучающийся сможет:   определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;   свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;   оценивать   продукт   своей   деятельности   по   заданным   и/или   самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;   обосновывать   достижимость   цели   выбранным   способом   на   основе   оценки   своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;   фиксировать   и   анализировать   динамику   собственных   22   образовательных результатов. 5. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.    принятия   решений   и Обучающийся сможет:   наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;  соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;   принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;   самостоятельно   определять   причины   своего   успеха   или   неуспеха   и   находить способы выхода из ситуации неуспеха;   ретроспективно   определять,   какие   действия   по   решению   учебной   задачи   или параметры   этих   действий   привели   к   получению   имеющегося   продукта   учебной деятельности;   демонстрировать   приемы   регуляции   психофизиологических/   эмоциональных состояний   для   достижения   эффекта   успокоения   (устранения   эмоциональной напряженности),  эффекта  восстановления  (ослабления   проявлений  утомления),  эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,  самостоятельно  выбирать основания  и  критерии  для  классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.  Обучающийся сможет:  подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;  выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных  выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять 5 ему слов; их сходство;  объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  выделять явление из общего ряда других явлений;  определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,   из   этих   обстоятельств   выделять   определяющие,   способные   быть   причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;  строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;  строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;  излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;  самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;  объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе познавательной   и   исследовательской   деятельности   (приводить   объяснение   с   изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);  выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные   причины,   возможные   последствия   заданной   причины,   самостоятельно осуществляя причинно­следственный анализ;  делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод  собственной  аргументацией  или  самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать,  применять и преобразовывать  знаки   и   символы,   модели   и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Обучающийся сможет:  обозначать символом и знаком предмет и/или явление;  определять   логические   связи   между   предметами   и/или   явлениями,обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;  создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;  строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа еерешения;  создавать   вербальные,   вещественные   и   информационные   модели   свыделением существенных   характеристик   объекта   для   определения   способарешения   задачи   в соответствии с ситуацией;  преобразовывать модели с целью выявления общих законов,определяющих данную предметную область;  переводить   сложную   по   составу   (многоаспектную)   информацию   изграфического или  формализованного  (символьного)  представления  втекстовое, и наоборот;  строить   схему,   алгоритм   действия,   исправлять   или   восстанавливатьнеизвестный ранее   алгоритм   на   основе   имеющегося   знания   об   объекте,   ккоторому   применяется алгоритм;  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;  анализировать/рефлексировать   опыт   разработки   и   реализацииучебного проекта, исследования   (теоретического,   эмпирического)   на   основепредложенной   проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданныхкритериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение.  Обучающийся сможет:  находить   в   тексте   требуемую   информацию   (в   соответствии   с   целямисвоей 6 деятельности);  ориентироваться   в   содержании   текста,   понимать   целостный   смыслтекста, структурировать текст;  устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,процессов;  резюмировать главную идею текста;  преобразовывать   текст,   «переводя»   его   в   другую   модальность,интерпретировать   научно­популярный, текст   (художественный   и   нехудожественный   –   учебный, информационный, текст non­fiction);  критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления,  умениеприменять   его  в познавательной, коммуникативной, социальной практике ипрофессиональной ориентации.  Обучающийся сможет:  определять свое отношение к природной среде;  анализировать   влияние   экологических   факторов   на   среду   обитанияживых организмов;  проводить причинный и вероятностный анализ экологическихситуаций;  прогнозировать изменения ситуации при смене действия одногофактора на действие другого фактора;  распространять экологические знания и участвовать в практическихделах по защите окружающей среды;  выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,модели, проектные работы. 10. Развитие   мотивации   к   овладению   культурой   активногоиспользования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:  определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;  осуществлять  взаимодействие  с  электронными  поисковымисистемами, словарями;  формировать множественную выборку из поисковых источниковдля объективизации результатов поиска;  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД Умение 11.   и совместнуюдеятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаиватьсвое мнение.  сотрудничество  организовывать учебное     Обучающийся сможет:  определять возможные роли в совместной деятельности;  играть определенную роль в совместной деятельности;  принимать  позицию  собеседника,  понимая  позицию  другого,различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),факты; гипотезы, аксиомы, теории;  определять   свои   действия   и   действия   партнера,   которыеспособствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательнойдеятельности;   корректно   и  аргументированно   отстаивать   свою  точку зрения,  вдискуссии   уметь   перефразировать   свою   мысль(владение   механизмом выдвигать   контраргументы, эквивалентных замен);  критически   относиться   к   собственному   мнению,   с   достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректироватьего;  предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;  выделять общую точку зрения в дискуссии;  договариваться   о   правилах   и   вопросах   для   обсуждения   в   соответствиис 7 поставленной перед группой задачей;  организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общиецели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);  устранять коммуникации, обусловленныенепониманием/неприятием   со   стороны   собеседника   задачи,   формы илисодержания диалога. разрывы   диалога рамках в в           12. Умение   осознанно   использовать   речевые   средства  в   соответствии сзадачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностейдля планирования   и   регуляции   своей   деятельности;   владение   устной   иписьменной   речью, монологической контекстной речью.  Обучающийсясможет:  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбиратьречевые средства;  отбирать   и   использовать   речевые   средства   в   процессе   коммуникации   сдругими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);  представлять   в   устной   или   письменной   форме   развернутый   плансобственной деятельности;  соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссиив соответствии с коммуникативной задачей;  высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашиватьмнение  партнера в рамках диалога;  принимать решение в ходе диалога и согласовывать его ссобеседником;  создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты сиспользованием необходимых речевых средств;  использовать   вербальные   средства   (средства   логической   связи)   длявыделения смысловых блоков своего выступления;  использовать   невербальные   средства   или   наглядные материалы,подготовленные/отобранные под руководством учителя;  делать оценочный вывод о достижении цели коммуникациинепосредственно  после завершения  коммуникативного  контакта  иобосновывать его. 13. Формирование   и   развитие   компетентности   в   областииспользования информационно­коммуникационных технологий (далее –ИКТ).  Обучающийся сможет:  целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средствИКТ;  выбирать, строить и использовать адекватную информационнуюмодель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальныхязыков в соответствии с условиями коммуникации;  выделять   информационный   аспект   задачи,   оперировать   данными,использовать модель решения задачи;  использовать   компьютерные   технологии   (включая   выбор   адекватныхзадаче инструментальных   программно­аппаратных   средств   и   сервисов)   длярешения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, созданиепрезентаций и др.;  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;  создавать   информационные   ресурсы   разного   типа   и   для   разныхаудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационнойбезопасности. Предметные результаты 8        Физика и физические методы изучения природы Выпускник научится:  соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, оборудованием;   физическая величина, единицы измерения;  распознавать   проблемы,   которые   можно   решить   при   помощи   физических   методов; анализировать   отдельные   этапы   проведения   исследований   и   интерпретировать   результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования   прямых   измерений;   при   этом   формулировать   проблему/задачу   учебного эксперимента;   собирать   установку   из   предложенного   оборудования;   проводить   опыт   и формулировать выводы. Примечание.   При   проведении   исследования   физических   явлений   измерительные   приборы используются   лишь   как   датчики   измерения   физических   величин.   Записи   показаний   прямых измерений в этом случае не требуется.   понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила,   температура,   атмосферное   давление,   влажность   воздуха,   напряжение,   сила   тока, радиационный   фон   (с   использованием   дозиметра);   при   этом   выбирать   оптимальный   способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание.   Любая   учебная   программа   должна   обеспечивать   овладение   прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.   проводить  исследование  зависимостей  физических  величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить   косвенные   измерения   физических   величин:   при   выполнении   измерений собирать   экспериментальную   установку,   следуя   предложенной   инструкции,   вычислять   значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать   ситуации   практико­ориентированного   характера,   узнавать   в   них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;  понимать принципы действия  машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать   при   выполнении   учебных   задач   научно­популярную   литературу   о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. Выпускник получит возможность научиться:  осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать   приемы   построения   физических   моделей,   поиска   и   формулировки доказательств   выдвинутых   гипотез   и   теоретических   выводов   на   основе   эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной      погрешности при проведении прямых измерений; самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с   использованием   различных   способов   измерения   физических   величин,   выбирать   средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; воспринимать   информацию   физического   содержания   в   научно­популярной литературе   и   средствах   массовой   информации,   критически   оценивать   полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; 9  создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.  Механические явления Выпускник научится:   распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства   или   условия   протекания   этих   явлений:   равномерное   и   неравномерное   движение, равномерное   и   равноускоренное   прямолинейное   движение,   относительность   механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел,   реактивное   движение,   передача   давления   твердыми   телами,   жидкостями   и   газами, атмосферное   давление,   плавание   тел,   равновесие   твердых   тел,   имеющих   закрепленную   ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук); описывать   изученные   свойства   тел   и   механические   явления,   используя   физические величины:   путь,   перемещение,   скорость,   ускорение,   период   обращения,   масса   тела,   плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия,   потенциальная   энергия,   механическая   работа,   механическая   мощность,   КПД   при совершении   работы   с   использованием   простого   механизма,   сила   трения,   амплитуда,   период   и частота   колебаний,   длина   волны   и   скорость   ее   распространения;   при   описании   правильно трактовать   физический   смысл   используемых   величин,   их   обозначения   и   единицы   измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические  законы:   закон   сохранения   энергии,   закон   всемирного   тяготения,   принцип   суперпозиции   сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;  различать   основные   признаки   изученных   физических   моделей:   материальная   точка, инерциальная система отсчета; решать   задачи,   используя   физические   законы   (закон   сохранения   энергии,   закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,   закон   Гука,   закон   Паскаля,   закон   Архимеда)   и   формулы,   связывающие   физические величины (путь,  скорость,  ускорение,  масса  тела,  плотность вещества,  сила,  давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее   решения,   проводить   расчеты   и   оценивать   реальность   полученного   значения   физической величины.  Выпускник получит возможность научиться:  использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности   при   обращении   с   приборами   и   техническими   устройствами,   для   сохранения здоровья   и   соблюдения   норм   экологического   поведения   в   окружающей   среде;   приводить примеры   практического   использования   физических   знаний   о   механических   явлениях   и физических   законах;   примеры   использования   возобновляемых   источников   энергии; экологических последствий исследования космического пространств; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);  находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. 10  Тепловые явления Выпускник научится:       распознавать   тепловые   явления   и   объяснять   на   базе   имеющихся   знаний   основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие,   испарение,   конденсация,   плавление,   кристаллизация,   кипение,   влажность   воздуха, различные   способы   теплопередачи   (теплопроводность,   конвекция,   излучение),   агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления; описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота   плавления,   удельная   теплота   парообразования,   удельная   теплота   сгорания   топлива, коэффициент   полезного   действия   теплового   двигателя;   при   описании   правильно   трактовать физический   смысл   используемых   величин,   их   обозначения   и   единицы   измерения,   находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;  анализировать   свойства   тел,   тепловые   явления   и   процессы,   используя   основные положения атомно­молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии; различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   о   тепловых и твердых тел; явлениях;  решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие   физические   величины   (количество   теплоты,   температура,   удельная   теплоемкость вещества,   удельная   теплота   плавления,   удельная   теплота   парообразования,   удельная   теплота сгорания   топлива,   коэффициент   полезного   действия   теплового   двигателя):   на   основе   анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Выпускник получит возможность научиться:  использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности   при   обращении   с   приборами   и   техническими   устройствами,   для   сохранения здоровья   и   соблюдения   норм   экологического   поведения   в   окружающей   среде;   приводить примеры   экологических   последствий   работы   двигателей   внутреннего   сгорания,   тепловых   и гидроэлектростанций; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных   физических   законов   (закон   сохранения   энергии   в   тепловых   процессах)   и ограниченность использования частных законов;  находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему   как   на   основе   имеющихся   знаний   о   тепловых   явлениях   с   использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.  Электрические и магнитные явления Выпускник научится:  распознавать   электромагнитные   явления   и   объяснять   на   основе   имеющихся   знаний основные   свойства   или   условия   протекания   этих   явлений:   электризация   тел,   взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия  (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,   электромагнитная   индукция,   действие   магнитного   поля   на   проводник   с   током   и   на движущуюся   заряженную   частицу,   действие   электрического   поля   на   заряженную   частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света. 11 составлять   схемы   электрических   цепей   с   последовательным   и   параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).   использовать   оптические   схемы   для   построения   изображений   в   плоском   зеркале   и     собирающей линзе. описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины:   электрический   заряд,   сила   тока,   электрическое   напряжение,   электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота   света;   при   описании   верно   трактовать   физический   смысл   используемых   величин,   их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. анализировать   свойства   тел,   электромагнитные   явления   и   процессы,   используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля­Ленца,   закон   прямолинейного   распространения   света,   закон   отражения   света,   закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   о электромагнитных явлениях решать   задачи,   используя   физические   законы   (закон   Ома   для   участка   цепи,   закон Джоуля­Ленца,   закон   прямолинейного   распространения   света,   закон   отражения   света,   закон преломления   света)   и   формулы,   связывающие   физические   величины   (сила   тока,   электрическое напряжение,   электрическое   сопротивление,   работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние  и оптическая сила линзы, скорость   удельное   сопротивление   вещества, электромагнитных   волн,   длина   волны   и   частота   света,   формулы   расчета   электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Выпускник получит возможность научиться:  использовать   знания   об   электромагнитных   явлениях   в   повседневной   жизни   для обеспечения   безопасности   при   обращении   с   приборами   и   техническими   устройствами,   для сохранения   здоровья   и   соблюдения   норм   экологического   поведения   в   окружающей   среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных   законов   (закон   сохранения   электрического   заряда)   и   ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля­Ленца и др.);  использовать   приемы   построения   физических   моделей,   поиска   и   формулировки доказательств   выдвинутых   гипотез   и   теоретических   выводов   на   основе   эмпирически установленных фактов;  находить   адекватную   предложенной   задаче   физическую   модель,   разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.  Квантовые явления Выпускник научится:  γ  распознавать   квантовые   явления   и  объяснять   на   основе   имеющихся   знаний  основные ­,α свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,  β ­ и  ­излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать   изученные   квантовые   явления,   используя   физические   величины:   массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический   смысл   используемых   величин,   их   обозначения   и   единицы   измерения;   находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; 12 анализировать   квантовые   явления,   используя   физические   законы   и   постулаты:   закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности   излучения   и   поглощения   света   атомом,   при   этом   различать   словесную формулировку закона и его математическое выражение;   ядра;  различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного приводить   примеры   проявления   в   природе   и   практического   использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа. Выпускник получит возможность научиться:  использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими   устройствами   (счетчик   ионизирующих   частиц,   дозиметр),   для   сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; приводить   примеры   влияния   радиоактивных   излучений   на   живые   организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; понимать   экологические   проблемы,   возникающие   при   использовании   атомных электростанций,   и   пути   решения   этих   проблем,   перспективы   использования   управляемого термоядерного синтеза.    Элементы астрономии Выпускник научится:  указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;  Выпускник получит возможность научиться:  указывать   общие   свойства   и   отличия   планет   земной   группы   и   планет­гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить   цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. II.     СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Физика как наука  занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому курсу физики в процессе формирования у учащихся естественнонаучной картины мира отводится системообразующая роль. Способствующие формированию современного научного мировоззрения знания   по   физике   необходимы   при   изучении   курсов   химии,   биологии,   географии,   ОБЖ. Межпредметная   интеграция,   связь   физики   с   другими   естественно­научными   предметами достигаются   на   основе   демонстрации   методов   исследования,   принципов   научного   познания, историчности,   системности.   Для   формирования   основ   современного   научного   мировоззрения, развития   интеллектуальных   способностей   и   познавательных   интересов   школьников   в   процессе изучения   физики   основное   внимание   уделяется   не   трансляции   готовых   знаний,   а   знакомству   с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной   деятельности   при   их   разрешении.   Вооружая   школьников   методами   научного познания, позволяющими получать объективные знания  об окружающем мире, изучение физики вносит свой вклад в гуманитарную составляющую общего образования. Интеграция физического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации информации об исторической связи человека и природы, обращения к ценностям науки как компоненту культуры, через демонстрацию личностных качеств выдающихся ученых. При изучении курса обращаем внимание учащихся на то, что физика является экспериментальной наукой и ее законы опираются на факты, установленные при   помощи   опытов,   поэтому   уделяем   большое   внимание   описанию   различных   экспериментов, подтверждающих изучаемые физические явления и закономерности. 13 Физика и физические методы изучения природы Физика – наука о природе.  Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические   законы   и   закономерности.   Физика   и   техника.   Научный   метод   познания.   Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. Механические явления Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического   движения.   Система   отсчета.   Физические   величины,   необходимые   для   описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой   тела.   Динамометр.   Равнодействующая   сила.   Сила   трения.   Трение   скольжения.   Трение покоя. Трение в природе и технике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые   механизмы.   Условия   равновесия   твердого   тела,   имеющего   закрепленную   ось движения.   Момент   силы.  Центр   тяжести   тела.  Рычаг.   Равновесие   сил   на   рычаге.   Рычаги   в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды.   Вес   воздуха.   Атмосферное   давление.   Измерение   атмосферного   давления.   Опыт Торричелли.   Барометр­анероид.   Атмосферное   давление   на   различных   высотах.   Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание. Механические   колебания.   Период,   частота,   амплитуда   колебаний.   Резонанс.   Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука. Тепловые явления Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах,   жидкостях   и   твердых   телах.  Броуновское   движение.   Взаимодействие   (притяжение   и отталкивание)   молекул.   Агрегатные   состояния   вещества.   Различие   в   строении   твердых   тел, жидкостей и газов. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.   Теплопроводность.   Конвекция.   Излучение.   Примеры   теплопередачи   в   природе   и   технике. Количество   теплоты.   Удельная   теплоемкость.   Удельная   теплота   сгорания   топлива.   Закон сохранения   и   превращения   энергии   в   механических   и   тепловых   процессах.   Плавление   и отвердевание   кристаллических   тел.   Удельная   теплота   плавления.   Испарение   и   конденсация. Поглощение энергии при испарении  жидкости и выделение ее при конденсации  пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. 14 Электромагнитные явления Электризация   физических   тел.   Взаимодействие   заряженных   тел.   Два   рода   электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи.  Напряженность электрического поля.  Действие электрического   поля   на   электрические   заряды.  Конденсатор.   Энергия   электрического   поля конденсатора. Электрический   ток.   Источники   электрического   тока.   Электрическая   цепь   и   ее   составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила   тока.   Электрическое   напряжение.   Электрическое   сопротивление   проводников.   Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа   электрического   поля   по   перемещению   электрических   зарядов.   Мощность электрического   тока.   Нагревание   проводников   электрическим   током.   Закон   Джоуля   ­   Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.  Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током.   Применение   электромагнитов.   Действие   магнитного   поля   на   проводник   с   током   и движущуюся   заряженную   частицу.  Сила   Ампера   и   сила   Лоренца.  Электродвигатель.   Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея. Электромагнитные   колебания.  Колебательный   контур.   Электрогенератор.   Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства.  Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Свет   –   электромагнитная   волна.   Скорость   света.   Источники   света.   Закон   прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное   расстояние   и   оптическая   сила   линзы.   Изображение   предмета   в   зеркале   и   линзе. Оптические   приборы.  Глаз   как   оптическая   система.   Дисперсия   света.  Интерференция   и дифракция света. Квантовые явления Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы   и   энергии.  Дефект   масс   и   энергия   связи   атомных   ядер.  Радиоактивность.   Период полураспада. Альфа­излучение.  Бета­излучение. Гамма­излучение. Ядерные реакции. Источники энергии   Солнца   и   звезд.   Ядерная   энергетика.  Экологические   проблемы   работы   атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Строение и эволюция Вселенной Геоцентрическая   и   гелиоцентрическая   системы   мира.   Физическая   природа   небесных   тел Солнечной   системы.   Происхождение   Солнечной   системы.   Физическая   природа   Солнца   и   звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.  Примерные темы лабораторных и практических работ Лабораторные   работы   (независимо   от   тематической   принадлежности)   делятся 15 следующие типы: 1. 2. Проведение прямых измерений физических величин  Расчет   по   полученным   результатам   прямых   измерений   зависимого   от   них параметра (косвенные измерения). 3. Наблюдение   явлений   и   постановка   опытов   (на   качественном   уровне)   по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений. 4. Исследование   зависимости   одной   физической   величины   от   другой   с представлением результатов в виде графика или таблицы. 5. Проверка   заданных   предположений   (прямые   измерения   физических   величин   и сравнение заданных соотношений между ними).  Знакомство с техническими устройствами и их конструирование. 6. Проведение прямых измерений физических величин 1. Измерение размеров тел. 2. Измерение размеров малых тел. 3. Измерение массы тела. 4. Измерение объема тела. 5. Измерение силы. 6. Измерение времени процесса, периода колебаний. 7. Измерение температуры. 8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем. 9. Измерение силы тока и его регулирование. 10. Измерение напряжения. 11. Измерение углов падения и преломления. 12. Измерение фокусного расстояния линзы. 13. Измерение радиоактивного фона. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения) 1. Измерение плотности вещества твердого тела. 2. Определение коэффициента трения скольжения. 3. Определение жесткости пружины. 4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 5. Определение момента силы. 6. Измерение скорости равномерного движения. 7. Измерение средней скорости движения. 8. Измерение ускорения равноускоренного движения. 9. Определение работы и мощности. 10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити. 11. Определение относительной влажности. 12. Определение количества теплоты. 13. Определение удельной теплоемкости. 14. Измерение работы и мощности электрического тока. 15. Измерение сопротивления. 16. Определение оптической силы линзы. 17. Исследование   зависимости   выталкивающей   силы   от   объема   погруженной   части   от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела. 18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений 1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы. 16 2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости. 3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры. 4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени. 5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита. 6. Исследование явления электромагнитной индукции. 7. Наблюдение явления отражения и преломления света. 8. Наблюдение явления дисперсии. 9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества. 10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части. 11. Исследование   зависимости   одной   физической   величины   от   другой   с   представлением результатов в виде графика или таблицы. 12. Исследование зависимости массы от объема. 13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости. 14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении. 15. Исследование зависимости силы трения от силы давления. 16. Исследование зависимости деформации пружины от силы. 17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины. 18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы. 19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения. 20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения. 21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез 1. Проверка   гипотезы   о   линейной   зависимости   длины   столбика   жидкости   в   трубке   от температуры. 2. Проверка   гипотезы   о   прямой   пропорциональности   скорости   при   равноускоренном движении пройденному пути. 3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно). 4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование 5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД. 6. Конструирование ареометра и испытание его работы. 7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 8. Сборка электромагнита и испытание его действия. 9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). 10. Конструирование электродвигателя. 11. Конструирование модели телескопа. 12. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью. 13. Оценка своего зрения и подбор очков. 14. Конструирование простейшего генератора. 15. Изучение свойств изображения в линзах. III.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс  Физика и мир, в котором мы живем  Тема 17 Коли­ чество  часов 6 № 1. 2. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения. Лабораторная   работа   №   1  «Определение   цены   деления   школы измерительного прибора» Лабораторная работа № 2 «Определение объема твердого тела» Человек и окружающий его мир.  Обобщающий урок № 1 по теме «Физика и мир, в котором мы живем» Строение вещества Строение вещества. Молекулы и атомы  Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел» Броуновское движение. Диффузия Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества» Обобщающий урок № 2 по теме «Строение вещества» 3. Движение, взаимодействие, масса 6 10 Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Решение задач на нахождение пути, средней скорости и ускорения Инерция. Взаимодействие тел и масса.  Лабораторная   работа   №   4  «Измерение   массы   тела   на   уравновешенных рычажных весах» Плотность и масса. Дополнительная  лабораторная   работа:   измерение   плотности   жидкости   с помощью ареометра. Лабораторная   работа   №   5  «Определение   плотности   твердого   тела   с помощью весов и измерительного цилиндра» Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса» Обобщающий урок № 3 по теме «Движение, взаимодействие, масса» Силы вокруг нас 10 Сила. Сила  тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Лабораторная   работа   №   6  «Градуировка   динамометра.   Исследование зависимости   силы   упругости   от   удлинения   пружины.   Определение коэффициента упругости пружины» Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике. 18 Дополнительная  лабораторная  работа  «Исследование   силы   трения скольжения» Решение задач по теме «Силы вокруг нас» Обобщающий урок № 4 по теме «Силы вокруг нас» Давление твердых тел, жидкостей и газов     10 Давление  Способы увеличения и уменьшения давления. Дополнительная  лабораторная  работа  «Определение   зависимости  между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением» Лабораторная работа № 7 «Определение давления эталона килограмма» Природа давления газов и жидкостей. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Обобщающий   урок   №   5    по   теме   «Давление   твердых   тел,   жидкостей   и газов» 4. 5   Атмосфера и атмосферное давление 6 . Вес воздуха. Атмосферное давление Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли Приборы для измерения давления.  Решение задач по теме «Атмосфера и атмосферное давление» Обобщающий урок № 6  по теме «Атмосфера и атмосферное давление» 7 Закон Архимеда. Плавание тел      4      6 . 8 . 9 . 1 № Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Закон Архимеда. Дополнительная лабораторная работа «Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом» Плавание тел. Воздухоплавание.  Решение задач по теме «Закон Архимеда. Плавание тел» Обобщающий урок № 7  по теме «Закон Архимеда. Плавание тел» Работа. Мощность. Энергия      7 Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Лабораторная   работа  №   9   «Изучение   изменения       потенциальной   и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости» Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя. Решение задач по теме «Работа. Мощность. энергия» Обобщающий урок  № 8 по теме «Работа. Мощность. энергия» Простые механизмы. «Золотое правило механики»      7 Рычаг и наклонная плоскость. Лабораторная работа № 10 «Проверка условия равновесия рычага» Блок и система блоков «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Лабораторная   работа  №   11   «Определение   коэффициента   полезного действия наклонной плоскости» 19 Решение задач по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики» Дополнительная  лабораторная   работа  «Определение   положения   центра тяжести плоской фигуры» Обобщающий урок  № 9 по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики» Итоговая проверочная работа по курсу «Физика. 7 класс» 8 класс Тема  Внутренняя энергия Температура и тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. Лабораторная   работа  №   1   «Экспериментальная   проверка   уравнения теплового баланса» Решение задач по теме «Внутренняя энергия» 1 Коли­ чест­ во  часов     10 7      3      5      10 Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества». Обобщающий урок № 1 по теме «Внутренняя энергия» Изменение агрегатного состояния вещества   Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел. Испарение и конденсация. Насыщенный пар.  Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Обобщающий урок № 2 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества» Тепловые двигатели Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель   внутреннего   сгорания.   Паровая   турбина.   Реактивный   двигатель. Холодильные машины. Тепловые машины и экология. Обобщающий урок № 3  по теме «Тепловые двигатели» Электрическое поле Электризация тел. Электрический заряд. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике. Обобщающий урок № 4  по теме «Электрическое поле» Электрический ток Электрический   ток.   Источники   электрического   тока.   Гальванические элементы. Аккумуляторы. 20 Электрический   ток   в   различных   средах.   Примеры   действия   электрического тока. Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока. Лабораторная работа  № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках» Электрическое напряжение.  Лабораторная работа  № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Электрическое сопротивление. Закон Ома. Лабораторная   работа  №   5   «Измерение   сопротивления   при   помощи вольтметра и амперметра» Решение задач по теме «Электрический ток» Обобщающий урок № 5 по теме «Электрический ток Расчет характеристик электрических цепей      9 Расчет сопротивления проводника. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» Последовательное и параллельное соединение проводников. Сопротивление   при   последовательном   и   параллельном   соединении проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы. Лабораторная работа  № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока» Решение задач по теме «Расчет характеристик электрических цепей» Обобщающий урок № 6 по теме «Расчет характеристик электрических цепей» 6      9 Магнитное поле Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током. Лабораторная   работа  №   8   «Сборка   электромагнита   и   испытание   его действия» Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие   магнитного   поля   на   проводник   с  током.   Электродвигатели.   Сила Ампера. Вращение рамки с током в магнитном поле. Электрические двигатели. Лабораторная работа № 9 «Изучение принципа работы электродвигателя» Решение задач по теме «Магнитное поле» Основы кинематики   Графическое   представление Система отсчета. Перемещение. Перемещение   и   описание   движения. прямолинейного равномерного движения. Лабораторная   работа  №   10   «Изучение   равномерного   прямолинейного движения» Скорость при неравномерном движении. Ускорение и скорость при равнопеременном движении. Перемещение при равнопеременном движении. Лабораторная   работа  №   11   «Измерение   ускорения   прямолинейного равноускоренного движения тела» Решение задач по теме «Основы кинематики» Обобщающий урок № 7  по теме «Основы кинематики» Основы динамики Инерция и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.. Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач по теме «Основы динамики» Обобщающий урок № 8 по теме «Основы динамики» Итоговая проверочная работа      7 21 9 класс Тема Движение тел вблизи поверхности земли и гравитация Движение тела, брошенного вертикально вверх Движение тела, брошенного горизонтально Движение тела, брошенного под углом к горизонту Движение тела по окружности Лабораторная работа№ 1  «Изучение движения тел по окружности» Закон всемирного тяготения Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная Решение   задач  по   теме   «Движение   тел   вблизи   поверхности   Земли   и гравитация»  Обобщающий урок № 1 по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация» Коли­ чест­ во часов     9 9 №   1    2 Механические колебания и волны     8 Механические колебания Маятник.   Характеристики   колебательного   движения.   Период   колебаний математического маятника Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний нитяного маятника» Гармонические   колебания.  Затухающие   колебания.   Вынужденные   колебания. Резонанс. Лабораторная работа № 3 «Изучение колебаний пружинного маятника» Лабораторная   работа  №   4   «Измерение   ускорения   свободного   падения   с помощью математического маятника» Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волн. Обобщающий урок № 2 по теме «Механические колебания и волны» Звук  Звуковые колебания. Источники звука. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота и тембр звука. Отражение звука. Резонанс в акустике. Ультразвук и инфразвук в природе и технике. Обобщающий урок № 3 по теме «Звук» Электромагнитные колебания Индукция магнитного поля Однородное магнитное поле. Магнитный поток Лабораторная   работа  №   5   «Наблюдение   явления   электромагнитной индукции» Переменный электрический ток Электромагнитное поле Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Практическое применение электромагнетизма  Обобщающий урок № 4 по теме «Электромагнитные колебания» 22 Геометрическая оптика Свет. Источники света Распространение света в однородной среде Отражение света. Плоское зеркало Преломление света Лабораторная   работа  №   6   «Наблюдение   преломления   света.   Измерение показателя преломления стекла» Линзы  Лабораторная   работа  №   7   оптической силы линзы» Изображение, даваемое линзой Лабораторная работа № 8  «Получение изображения с помощью линзы» Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Обобщающий урок № 5 по теме «Геометрическая оптика»   «Определение   фокусного   расстояния   и Электромагнитная природа света Скорость света. Методы измерения скорости света Разложение белого света на цвета. Дисперсия света Интерференция волн Интерференция и волновые свойства света Дифракция волн. Дифракция света Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света Обобщающий урок № 6 по теме «Электромагнитная природа света»      3      4       5     6     7 Квантовые явления Опыты, подтверждающие сложное строение атома     6     9    11      7     8 Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка Атом Бора Радиоактивность. Состав атомного ядра. Лабораторная   работа  №   9   «Изучение   законов   сохранения   зарядового   и массового   чисел   в   ядерных   реакциях   по   фотографиям   событий   ядерного взаимодействия» Ядерные силы и ядерные реакции Деление и синтез ядер. Атомная энергетика Обобщающий урок № 7  по теме «Квантовые явления» Строение и эволюция Вселенной Структура вселенной Физическая природа Солнца и звезд Спектр электромагнитного излучения Рождение   и   эволюция   Вселенной.   Современные   методы   исследования Вселенной Обобщающий урок № 8 «Строение и эволюция Вселенной» Итоговая проверочная работа     8     9      5      1 23

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс

Рабочая программа по физике 7 - 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017