1. Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего развития структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.
Программа составлена на основе программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2007 г. Данная программа является программой основной школы (авторы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин) – Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа – 2007г.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у обучающихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ). Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, осуществление индивидуального подхода к обучающимся.
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе:
· понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
· формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
· овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
· развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
· формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
· обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
· совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
· внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
· развитие дифференциации обучения;
· знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
· приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
· формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
· овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
· понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. Содержание рабочей программы и общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. Учебный план составляет 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Для обучающихся, находящихся на домашнем обучении, учебным планом предусмотрено 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по физике:
· освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
· использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, урок применения полученных знаний, практическая работа, урок контроля знаний.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 7 класса обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального применения простых механизмов.
4. Критерии оценивания обучающихся
Для оценки достижений обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.
При оценке письменных работ:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
ü работа выполнена полностью;
ü в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
ü в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
ü работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
ü допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
ü допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
ü допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
ü работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
При устных ответах:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
ü полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
ü изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
ü правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
ü показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
ü продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
ü отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
ü возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
ü в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
ü допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
ü допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
ü неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
ü имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ü обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
ü при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
ü не раскрыто основное содержание учебного материала;
ü обнаружено незнание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
ü допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ü обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название раздела, темы урока |
Тип урока |
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Форма контроля |
Домашнее задание |
Дата урока |
коррекция |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1 |
Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
УОНМ |
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. |
Уметь объяснять, что такое физические явления, физическое тело, опыт, наблюдение |
УО |
|
|
|
|||
2 |
Физические величины, измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. |
УОСЗ |
Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Определение цены деления приборов. Измерение объема жидкости |
Знать, что такое физические величины, уметь находить цену деления измерительного прибора, высчитывать погрешность измерений, измерять объем жидкости |
ФД |
|
|
|
|||
3 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» |
УПЗУ |
ЛР |
|
|
|
|||||
4 |
Физика и техника |
УОСЗ |
Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. |
Приводить примеры использования законов физики |
ФД |
|
|
|
|||
5 |
Строение вещества. Молекулы и атомы. Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Взаимодействие молекул. |
УОНМ
|
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие молекул |
Знать строение вещества Понимать, как взаимодействуют молекулы |
УО |
|
|
|
|||
6 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2. «Определение размеров малых тел» |
УПЗУ |
Метод рядов при измерении размеров малых тел |
Уметь измерять размеры малых тел |
ЛР |
|
|
|
|||
7 |
Агрегатное состояние вещества. Строение твердых, жидких, газообразных тел. |
УОНМ |
Модели газа, жидкости и твердого тела. Три состояния вещества. Взаимодействие частиц вещества. |
Уметь объяснять явление диффузии в твердых, жидких и газообразных веществах |
УО |
|
|
|
|||
8 |
Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества» |
УКЗУ |
Проведение расчетов на основе формул: объем тела, точность и погрешность измерений |
Уметь применять полученные знания |
КР |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||||
9 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
КУ |
Механическое движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Упражнения на расчет скорости. |
Знать, какое движение называют механическим, уметь определять время, скорость, пройденный путь |
УО |
|
|
|
|||
10 |
Скорость. Единицы скорости Расчет пути и времени движения. |
КУ |
Понятие о средней скорости Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости |
Уметь определять скорость тела Уметь вычислять среднюю скорость Уметь решать задачи на движение |
ФД |
|
|
|
|||
11 |
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. |
УОНМ |
Инерция. Взаимодействие тел. Наблюдение и описание взаимодействия тел. Объяснение взаимодействия тел. Масса. Представление единиц массы в единицах СИ |
Понимать, что такое инерция. Уметь представить единицы массы в единицах СИ |
УО |
|
|
|
|||
12 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах» |
УПЗУ |
Объяснение устройства и принципа действия весов |
Уметь определить массу тела с помощью рычажных весов |
ЛР |
|
|
|
|||
13 |
Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Измерение плотности вещества» |
КУ |
Плотность. Представление единиц плотности в единицах Международной системы СИ. Расчет массы и объема тела по его плотности
|
Знать понятие плотности тела, уметь её рассчитывать, зная массу тела и его объем |
ЛР
|
|
|
|
|||
14 |
Сила. Единицы силы. |
УОНМ |
Сила. Представление единиц силы в единицах Международной системе. Изображение сил на чертеже. |
Знать, что такое сила тяжести, сила упругости, сила давления на опору. Уметь находить силу тяжести, силу упругости, вес тела по исходным данным |
УО |
|
|
|
|||
15 |
Явление тяготения. Сила тяжести. |
КУ |
Сила тяжести. Изображение силы тяжести на чертеже. |
УО |
|
|
|
||||
16 |
Сила упругости. Закон Гука |
КУ |
Сила упругости. Изображение силы упругости на чертеже. |
ФД |
|
|
|
||||
17 |
Вес тела. Динамометр. Связь между силой тяжести и массой тела |
КУ |
Вес тела. Центр тяжести тела. Объяснение устройства и принципа действия динамометра. Изображение веса на чертеже. Расчет силы тяжести, силы упругости и веса тела |
УО |
|
|
|
||||
УПЗУ |
|
||||||||||
18 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
КУ |
Сложение сил. Изображение равнодействующей сил на чертеже. |
Уметь изображать равнодействующую сил на чертеже |
УО |
|
|
|
|||
19 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. «Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.» |
УПЗУ |
Измерение физических величин: силы |
Уметь градуировать пружину динамометра |
ЛР |
|
|
|
|||
20 |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя Трение в природе и технике |
КУ |
Сила трения Изображение силы трения на чертеже.Проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимости силы трения от силы нормального давления. Расчет силы трения. Проведение расчетов на основе формул: сила тяжести, сила упругости, сила трения, равнодействующая сил |
Знать, что такое сила трения, единицы её измерения. Уметь рассчитать силу трения по исходным данным Уметь применять полученные знания |
УО КР |
|
|
|
|||
21 |
Решение задач по теме «Взаимодействие тел» Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел» |
УПЗУ УКЗУ |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
22 |
Давление и сила давления. Давление в природе и технике. |
КУ |
Давление твердого тела. Представление единиц давления в единицах Международной системе |
Знать понятие давления, единицы измерения давления, закон Паскаля. Уметь рассчитать давление по исходным данным |
УО |
|
|
|
|||
23 |
Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. |
УОНМ |
Давление газа. Закон Паскаля. Наблюдение и описание закона Паскаля, передачи давления жидкостями и газами. Шар Паскаля. Давление в жидкости и в газе. Гидростатическое давление. |
|
|||||||
УОНМ |
УО |
|
|
|
|||||||
24 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Давление на глубине. Пневматические машины и инструменты. |
КУ |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Исследование морских глубин. Отбойный молоток,пескоструйный аппарат. Пневматический тормоз. |
УО |
|
|
|
||||
25 |
Сообщающиеся сосуды |
УОНМ |
Объяснение и описание расположения жидкостей в сообщающихся сосудах. Принципы действия водомерного стекла, артезианского колодца, шлюзов, фонтанов. |
Знать, какие сосуды называются сообщающимися, уметь приводить примеры и объяснять принцип их действия |
УО |
|
|
|
|||
26 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
КУ |
Атмосферное давление. Объяснение причин возникновения атмосферного давления. Представление единиц давления в единицах Международной системы СИ |
Понимать, что воздух имеет вес, уметь объяснить, как измерить атмосферное давление. Понимать принцип работы поршневого и жидкостного насосов, гидравлического пресса |
УО |
|
|
|
|||
27 |
Барометр – анероид. Манометр. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
КУ |
Объяснение устройства и принципа действия барометра. Определение зависимости давления от высоты. Объяснение устройства и принципа действия манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлических машин |
УО |
|
|
|
||||
28 |
Сила Архимеда. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6.«Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело.» |
КУ |
Закон Архимеда. Расчет силы Архимеда Определение зависимости силы Архимеда от рода жидкости, от объема погруженной части тела. Наблюдение и описание закона Архимеда.
|
Уметь применять закон Архимеда |
ЛР |
|
|
|
|||
29 |
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание Контрольная работа № 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
УКЗУ |
Условие плавания тел. Наблюдение и описание плавания тел. Подъемная сила. Проведение расчетов на основе формул: сила Архимеда |
Знать условия плавания тел Уметь применять полученные знания |
УО КР |
|
|
|
|||
30 |
Механическая работа. Мощность |
КУ |
Работа. Измерение работы. Мощность. Представление единиц работы и мощностив единицах Международной системы СИ |
Знать единицы измерения работы, мощности, уметь их высчитывать по исходным данным |
УО |
|
|
|
|||
31 |
Простые механизмы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7. «Выяснение условия равновесия рычага».
|
КУ |
Простые механизмы. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов.Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимости условий равновесия рычага.Условия равновесия тел. Два условия равновесия тел. Практическое применение физических знаний использования простых механизмов в повседневной жизни |
Знать и уметь описать простые механизмы и принцип их работы. Понимать, что если идет выигрыш в силе, то проигрываем в расстоянии. Уметь применять правило рычага при решении задач. Уметь вычислять КПД |
УО, ЛР |
|
|
|
|||
32 |
Золотое правило механики. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
КУ |
Полезная и затраченная работа. Коэффициент полезного действия
|
ЛР |
|
|
|
||||
Измерение длины и высоты наклонной плоскости. Измерение силы тяги с помощью динамометра. Расчет полезной и затраченной работы. Определение КПД. |
|
||||||||||
33 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида энергии в другой. |
КУ |
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Представление единиц энергии в единицах Международной системе |
Знать понятие энергии, единицы измерения энергии. Различать кинетическую и потенциальную энергию. Уметь рассчитывать энергию по исходным данным |
УО |
|
|
|
|||
34-35 |
Итоговое повторение. Итоговая КР |
КУ |
|
Уметь применять полученные ЗУН |
УО, КР |
|
|
|
|||
Сокращения, используемые в рабочей программе:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ – урок применения знаний и умений
УКЗУ – урок контроля знаний и умений
КУ – комбинированный урок
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
СР – самостоятельная работа
ЛР – лабораторная работа
КР – контрольная работа
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
2.Гутник Е.М. и др. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2010.
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразоват. учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Материально-техническое обеспечение:
1. Библиотечный фонд (Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику. – Д.:: ВАП. 1994., Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994., Л.Генденштейн. Открываем законы механики. Харьков, ИМП «Рубикон», 1996).
2. Печатные пособия (раздаточный материал по всем темам курса).
3. Компьютерные и ИКТ средства (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики).
4. Технические средства обучения (классная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор).
5. Учебно-лабораторное оборудование (мерный цилиндр, рычажные весы, динамометр, набор разновесов, барометр, сообщающиеся сосуды, рычаг, блок, штатив с лапкой).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.