Муниципальное общеобразовательное учреждение
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 2
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ БСОШ № 2 __________ /___О.О. Семёнова___/ ФИО «____» ______________20____г.
|
УТВЕРЖДЕНО Руководитель МОУ БСОШ № 2
__________ /__Н.А. Зимина ______/ ФИО Пр. №____ от «___» _______20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ФИЗИКА»
предмет
8 КЛАСС
класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
уровень (базовый, профильный, углубленный)
Составитель: Василевская
Наталья Алексеевна
п. Борисоглебский
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике 8 класса составлена в соответствие с законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф от 29.12.2012, на основе Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.(Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7—11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зин ковский. — М.:Мнемозина, 2010.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 8 классе (из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Учебно-методический комплекс
№ п/п |
Авторы, составители |
Название учебного издания |
Годы издания |
Издательство |
1. |
Л.Э.Генденштейн |
Физика -8 кл |
2010 |
М. Мнемозина |
2. |
Л.Э.Генденштейн |
Сборник задач по физике8 кл. |
2010 |
М. Мнемозина |
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
В процессе изучения курса предполагается формирование у учащихся следующих компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Сроки (примерные) |
Тема |
Количество часов |
Количество лабораторных работ |
Количество контрольных работ |
02.09-10.10 |
Тепловые явления |
11 |
2 |
1 |
14.10-14.11 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
9 |
|
1 |
21.11-17.12 |
Электрические явления |
24 |
5 |
1 |
20.12-14.03 |
Электромагнитные явления |
9 |
2 |
1 |
20.03-30.05 |
Световые явления |
15 |
4 |
1 |
|
Всего |
68 |
13 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока
|
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 часов) |
|||||
1/1 |
Техника безопасности в кабинете физики. Тепловое движение. Температура и ее измерение. Температурные шкалы. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Демонстрация: принцип действия термометра |
Урок изучения нового материала |
Знать понятия: тепловое движение, температура |
02.09 |
|
2/2 |
Превращения механической энергии. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Тепловое равновесие |
Комбинированный урок |
Знать понятие: внутренняя энергия. Знать способы изменения внутренней энергии |
05.09-09.09 |
|
3/3 |
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Демонстрация: теплопроводность различных материалов, конвекция в жидкостях и газах, теплопередача путем излучения |
Комбинированный урок |
Знать понятие: теплопроводность. Знать примеры теплопроводности в быту и технике |
05.09-09.09 |
|
4/4 |
Количество теплоты. Обозначение и единицы измерения количества теплоты |
Комбинированный урок |
Знать понятие: конвекция. Знать примеры конвекции в быту и технике |
12.09-16.09 |
|
5/5 |
Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимой для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Демонстрация: сравнение удельных теплоемкостей различных веществ |
Комбинированный урок |
Знать понятие: излучение. Знать примеры излучения в быту и технике |
19.09-23.09 |
|
6/6 |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количество теплоты при смешивании воды разной температуры» |
Комбинированный урок |
Знать определение количества теплоты, обозначение, единицы измерения |
19.09-23.09 |
|
7/7 |
Решение задач по теме «Количество теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела» |
Комбинированный урок |
Знать определение удельной теплоемкости и ее физический смысл, расчетную формулу для определения количества теплоты, необходимой для нагре-вания тела или выделяемого им при охлаждении |
26.09-30.09 |
|
8/8 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
Урок-практикум |
Пользуясь лабораторным оборудованием уметь определять количество теплоты, отданное или полученное телом при теплообмене. Знать принцип работы с колориметром |
26.09-30.09 |
|
9/9 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания, ее обозначение и единицы измерения |
Комбинированный урок |
Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива. Уметь применять расчетную формулу для определения теплоты, выделившейся при сгорании топлива |
03.10-07.10 |
|
10/10 |
Обобщающий урок по теме «Количество теплоты» |
Урок закрепления приобретенных знаний |
Уметь применять расчетную формулу для определения количества теплоты, необходимой для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
03.10-07.10 |
|
11/11 |
Контрольная работа № 1 по теме «Количество теплоты» |
Урок контроля |
Используя полученные знания уметь отвечать на вопросы и решать задачи по теме «Количество теплоты» |
10.10-14.10 |
|
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (9 часов) |
|||||
1/12 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Демонстрация: явление плавления и кристаллизации |
Урок изучения нового материала |
Знать понятия: агрегатные состояния вещества, плавление, отвердевание, удельная теплота плавления. Уметь читать график плавления и кристаллизации тела, применять расчетную формулу для определения теплоты, необходимой для плавления тела |
10.10-14.10 |
|
2/13 |
Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования. |
Комбинированный урок |
Знать понятия: парообразование, конденсация. Уметь объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации |
17.10-21.10 |
|
3/14 |
Насыщенный пар. Влажность воздуха |
Комбинированный урок |
Знать понятия: влажность воздуха, насыщенный пар, точка росы. Знать принцип действия гигрометра и психрометра. Уметь пользоваться приборами для определения влажности воздуха |
17.10-21.10 |
|
4/15 |
Решение задач по теме «Изменения агрегатного состояния» |
Урок закрепления приобретенных знаний |
Уметь решать задачи на изменение агрегатного состояния |
24.10-28.10 |
|
5/16 |
Тепловые двигатели. Паровая турбина. Реактивный двигатель. |
Комбинированный урок |
Знать и понимать понятие и устройство теплового двигателя, паровой турбины, реактивного двигателя, формулу КПД, ед. измерения, использовать КПД при решении задач; понимать смысл КПД. Уметь объяснять принцип работы по таблице; называть преобразования энергии; приводить примеры экологических последствий работы паровой турбины, тепловых машин. |
24.10-28.10 |
|
6/17 |
Двигатель внутреннего сгорания |
Комбинированный урок |
Знать строение и работу ДВС. Уметь объяснять, используя таблицу; называть преобразования энергии в ДВС; приводить примеры экологических последствий работы ДВС, тепловых машин; применение двигателей внутреннего сгорания.
|
07.11-11.11 |
|
7/18 |
Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. |
Комбинированный урок |
Знать строение и работу ДВС. Знать и понимать смысл КПД, формулу КПД, ед. измерения, КПД теплового двигателя, экологические проблемы использования тепловых двигателей, вопросы защиты окружающей среды. Уметь объяснять, работу ДВС, используя таблицу, называть преобразования энергии в ДВС, приводить примеры экологических последствий работы ДВС, тепловых машин, рассчитывать КПД при решении задач; преобразование энергии при работе тепловых двигателей.
|
07.11-11.11 |
|
8/19 |
Подготовка к контрольной работе № 2 «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели» |
Урок закрепления приобретенных знаний |
Уметь, пользуясь расчетными формулами решать задачи по теме «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели» |
14.11-18.11
|
|
9/20 |
Контрольная работа № 2 по темам «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели» |
|
Используя полученные знания уметь отвечать на вопросы и решать задачи по теме «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели» |
14.11-18.11
|
|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (24 часов) |
|||||
1/21 |
Электризация тел. Электрические взаимодействия. Два рода электрических зарядов. Демонстрация: электризация тел; два рода электрических зарядов. |
Урок изучения нового материала |
Знать определение электрического взаимодействия, понятие «электризации тел при соприкосновении», способы электризации тел, два рода зарядов, приборы для обнаружения электрического заряда. Уметь описывать и объяснять электрические взаимодействия, процесс электризации тел, объяснять устройство и принцип действия электроскопа и электрометра, пользоваться электроскопом.
|
21.11-25.11 |
|
2/22 |
Строение атома и носители электрического заряда. Проводники. Диэлектрики. Полупроводники. Электростатическая индукция. Демонстрация: проводники и изоляторы; электризация через влияние; перенос электрического заряда с одного тела на другое |
Комбинированный урок |
Знать понятие электрического заряда, единицу измерения заряда, частицы, обладающие наименьшим электрическим зарядом, положительного и отрицательного ионов, определения понятий проводник и непроводник электричества, взаимодействие заряженных тел.Уметь объяснять природу электрического заряда, приводить примеры явления электризации, описывать и объяснять модели строения простейших атомов, явление электризации на основе знания о строении атома и атомного ядра, принцип действия заряженных тел, притяжение незаряженных тел к заряженным.
|
21.11-25.11 |
|
3/23 |
Электроскоп. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Заряд электрона и элементарный электрический заряд. Объяснение электрических явлений. Демонстрация: устройство и действие электроскопа закон сохранения электрического заряда |
Комбинированный урок |
Знать формулировку закона сохранения электрического заряда. Уметь описывать и объяснять взаимодействие электрических зарядов |
28.11-02.12 |
|
4/24 |
Электрическое поле. «Картины» электрического поля. Энергия электрического поля. Конденсаторы. |
Комбинированный урок |
Знать смысл понятия «электрическое поле» |
28.11-02.12 |
|
5/25 |
Электрический ток и условия его существования. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части. Действия электрического тока. |
Комбинированный урок |
Знать понятие: электрический ток электрическая цепь. Называть составные части электрической цепи. Уметь изображать простейшие электрические схемы. Знать условия возникновения электрического тока Знать понятие: электрический ток в металлах. Уметь объяснять действие электрического тока, определять направление тока |
05.12-09.12 |
|
6/26 |
Взаимодействие проводников с токами. Сила тока, ее обозначение и единицы измерения. Амперметр. Измерение силы тока. Демонстрация: измерение силы тока амперметром |
Комбинированный урок |
Знать понятие: сила тока. Знать обозначение и единицы измерения силы тока, ее физический смысл.Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь работать с амперметром |
05.12-09.12 |
|
7/27 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Демонстрация: измерение напряжения вольтметром |
Комбинированный урок |
Знать понятие: напряжение. Знать обозначение и единицы измерения напряжения, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь работать с вольтметром |
12.12-16.12 |
|
8/28 |
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Реостаты. Регулирование силы тока реостатом. Демонстрация: реостат и магазин сопротивлений |
Урок-практикум |
Уметь собирать простейшие электрические цепи. Уметь измерять силу тока и напряжение в различных участках электрической цепи. |
12.12-16.12 |
|
9/29 |
Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения». |
Комбинированный урок |
Знать способы подключения амперметра и вольтметра в ЭЦУметь собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и вольтметром для определения силы тока и напряжения в цепи, чертить схемы электрических цепей, оценивать результаты наблюдений, применять формулы для расчёта силы тока и напряжения.
|
19.12-23.12 |
|
10/30 |
Закон Ома для участка цепи. График зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Демонстрация: зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи |
Комбинированный урок |
Знать закон Ома для участка цепи, его физический смысл, расчетную формулу |
19.12-23.12 |
|
11/31 |
Зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров и материала. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Демонстрация: изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала |
Комбинированный урок |
Уметь производить расчеты сопротивления проводника, находить удельное сопротивление проводника по таблице |
26.12-30.12 |
|
12/32 |
Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления» |
Урок-практикум |
Уметь пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи |
26.12-30.12 |
|
13/33 |
Последовательное соединение проводников. Сила тока, сопротивление и напряжение в цепи при последовательном соединении проводников. |
Комбинированный урок |
Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников |
09.01-13.01 |
|
14/34 |
Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного соединения проводников». |
Урок-практикум |
Знать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников. |
09.01-13.01 |
|
15/35 |
Параллельное соединение проводников. Сила тока, сопротивление и напряжение в цепи при параллельном соединении проводников. Демонстрация: измерение силы тока в разветвленной электрической цепи |
Комбинированный урок |
Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении проводников |
16.01-20.01 |
|
16/36
|
Лабораторная работа № 6 «Изучение параллельного соединения проводников» |
Урок-практикум |
Знать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников |
16.01-20.01 |
|
17/37 |
Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» |
Урок закрепления приобретенных знаний |
Пользуясь расчетными формулами уметь решать задачи по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» |
23.01-27.01 |
|
18/38 |
Работа электрического тока. Обозначение и единицы измерения работы. Расчетная формула для вычисления работы электрического тока на участке цепи |
Комбинированный урок |
Уметь объяснять работу электрического тока. Знать расчетные формулы. Уметь рассчитывать работу электрического тока на участке цепи |
23.01-27.01 |
|
19/39 |
Мощность электрического тока. Обозначение, единицы измерения мощности. Расчетная формула для вычисления мощности электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике |
Комбинированный урок |
Знать понятие: мощность электрического тока. Знать обозначение и единицы измерения мощности электрического тока. Уметь, пользуясь расчетной формулой вычислять мощность электрического тока. Знать единицы работы электрического тока, применяемые на практике |
30.01-03.02 |
|
20/40 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
Урок-практикум |
Уметь, пользуясь лабораторным оборудованием определять работу и мощность тока в лампе |
30.01-03.02 |
|
21/41 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца |
Комбинированный урок |
Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца. Уметь определять количество теплоты, выделяемое проводником с током |
06.02-10.02 |
|
22/42 |
Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители |
Комбинированный урок |
Знать устройства и объяснять работу электрических нагревательных приборов. Знать определение явления: короткое замыкание. Знать устройство плавкого предохранителя и принцип его действия |
06.02-10.02 |
|
23/43 |
Подготовка к контрольной работе № 3 по теме «Электрические явления» |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь, пользуясь расчетными формулами решать задачи по теме «Электрические явления» |
13.02-17.02 |
|
24/44 |
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления» |
Урок контроля |
Используя полученные знания уметь отвечать на вопросы и решать задачи по теме «Электрические явления» |
13.02-17.02 |
|
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 часов) |
|||||
1/45 |
Магнитные взаимодействия. Взаимодействие постоянных магнитов. Взаимодействие между проводниками с токами и магнитами. Электромагниты. Демонстрация: магнитное поле прямого тока |
Урок изучения нового материала |
Знать устройство и принцип взаимодействия постоянных магнитов; определение электромагнита и его использование; принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами. Уметь объяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов, принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; наличие «молекулярных токов» Ампера в постоянных магнитах. |
20.02-24.02 |
|
2/46 |
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током Демонстрация: магнитное поле катушки стоком |
Комбинированный урок |
Знать понятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя. Уметь изображать магнитное поле графически, объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий; действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы. |
20.02-24.02 |
|
3/47 |
Лабораторная работа № 8 «Изучение магнитных явлений». |
Урок-практикум |
Уметь объяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов, принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; изображать магнитное поле графически, действие магнитного поля на проводник с током.
|
27.02-03.03 |
|
4/48 |
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
|
Комбинированный урок |
Знать вклад Фарадея в обнаружение связи между ЭП и МП, формулировку правила Ленца; смысл явления электромагнитной индукции и понятия самоиндукции; роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике. Уметь описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике; определять направление индукционного тока, собирать установку по описанию, проводить наблюдения явления электромагнитной индукции. |
27.02-03.03 |
|
5/49 |
Производство и передача электроэнергии Генератор переменного тока. Типы электростанций Альтернативные источники электроэнергии.
|
Комбинированный урок |
Знать определение переменного тока и принцип действия генератора; устройство и принцип действия трансформатора, как осуществляется передача электроэнергии;типы электростанций и и их воздействие на окружающую среду; альтернативные источники электроэнергии. Уметь объяснить, почему электроэнергию передают под высоким напряжением; как и для чего повышают и понижают напряжение при передаче электроэнергии.
|
06.03-10.03 |
|
6/50 |
Лабораторная работа № 9 «Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора».
|
Урок-практикум |
Уметь собирать электрическую цепь по рисунку, производить измерения и снимать показания приборов, делать выводы. |
06.03-10.03 |
|
7/51 |
Электромагнитные волны. Теория Максвелла и электромагнитные волны. Принципы радиосвязи. Генератор электромагнитных колебаний.
|
Комбинированный урок |
Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура. Уметь объяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре; работу мобильного телефона. |
13.03-17.03 |
|
8/52 |
Подготовка к контрольной работе № 4 по теме «Электромагнитные явления» |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь пользуясь полученными знаниями выполнять задания по теме «Электромагнитные явления» |
13.03-17.03 |
|
9/53 |
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления» |
Урок контроля |
Применяя полученные знания уметь отвечать на вопросы и выполнять задания по теме «Электромагнитные явления» |
20.03-24.03 |
|
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (15 часов) |
|||||
1/54 |
Видимое излучение. Источники света. Световой луч. Прямолинейное распространение света. Тень. Полутень. Демонстрация: источники света. |
Урок изучения нового материала |
Знать понятие света, действия света, источники света, кто впервые измерил скорость света. Уметь объяснить, что для нас значит солнечный свет, как измерили скорость света, свечение живых организмов. |
20.03-24.03 |
|
2/55 |
Прямолинейность распространения света. Тень и полутень. Демонстрация: прямолинейное распространение света
|
Комбинированный урок |
Знать определение света, формулировку закона прямолинейного распространения света, процесс образования тени и полутени, некоторые затмения в прошлом. Уметь изображать закон, называть источники света, объяснять образование тени, полутени, находить и объяснять примеры из жизни, при каком освещении нет теней. |
03.04-07.04 |
|
3/56 |
Отражение света. Закон отражения света. Демонстрация: закон отражения света |
Комбинированный урок |
Знать закон отражения света, виды отражения: зеркальное и диффузное. Уметь изображать закон при выполнении заданий, находить проявления закона в жизни и уметь объяснять их. |
03.04-07.04 |
|
4/57
|
Плоское зеркало. Принцип получения изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение. Демонстрация: изображение в плоском зеркале |
Комбинированный урок |
Знать свойства изображения, даваемого зеркалом, принцип построения изображения в зеркале, понятия мнимого и действительного изображений. Уметь строить изображение в зеркале. |
10.04-14.04 |
|
5/58 |
Лабораторная работа № 10 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». |
Урок-практикум |
Знать закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, принцип построения изображения в зеркале. Уметь собирать электрическую цепь, работать с лабораторным оборудованием, чертить падающие и отраженные лучи.
|
10.04-14.04 |
|
6/59 |
Преломление света. Закон преломления света. Демонстрация: закон преломления света
|
Комбинированный урок |
Знать закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине. Уметь описывать явление преломления света, строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую.
|
17.04-21.04 |
|
7/60 |
Лабораторная работа № 11 «Исследование явления преломления света».
|
Урок-практикум |
Знать закон прямолинейного распространения света, закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине. |
17.04-21.04 |
|
8/61 |
Линзы. Виды линз. Оптическая ось линзы. Фокус и фокусное расстояние линзы. Действительный и мнимый фокус. Оптическая сила линзы. Демонстрация: ход лучей в собирающей линзе; ход лучей в рассеивающей линзе |
Комбинированный урок |
Знать основные понятия, которые характеризуют линзы: оптическая ось, оптический центр, фокус, фокусное расстояние, виды линз, ход луча, идущего через оптический центр линзы. Уметь применять их при построении изображения в тонкой линзе. |
24.04-28.04 |
|
9/62 |
Изображения, даваемые линзой. Способы построения изображений, даваемых линзами. Демонстрация: получение изображений при помощи линз |
Комбинированный урок |
Знать виды линз, оптические характеристики линзы, формулы оптическая сила линзы и тонкой линзы. Уметь строить изображения, даваемые собирающей линзой и даваемые рассеивающей линзой. |
08.05-12.05 |
|
10/63 |
Лабораторная работа № 12 «Изучение свойств собирающей линзы».
|
Урок-практикум |
Знать алгоритм получения изображения в собирающей линзе. Уметь строить изображения, даваемые собирающей линзой, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по работе. |
08.05-12.05 |
|
11/64 |
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
Комбинированный урок |
Знать строение глаза как оптической системы. Понимать принципиальное мать различие в строении микроскопов и телескопов. |
15.05-19.05 |
|
12/65 |
Дисперсия света. Спектр. |
Комбинированный урок |
Знать понятия спектра, дисперсии света, чем обусловлена дисперсия света.Уметь применить полученные знания в повседневной жизни. |
15.05-19.05 |
|
13/66 |
Лабораторная работа № 13 «Наблюдение явления дисперсии света».
|
Урок-практикум |
Уметь применить полученные знания на практике, работать с лабораторным оборудованием |
22.05-26.05 |
|
14/67 |
Подготовка к контрольной работе № 5 по теме «Световые явления» |
Урок повторения пройденного материала |
Уметь, применяя полученные знания отвечать на вопросы и решать задачи по теме «Световые явления» |
22.05-26.05 |
|
15/68 |
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления» |
Урок контроля |
Уметь, применяя полученные знания отвечать на вопросы и решать задачи по теме «Световые явления» |
30.05 |
|
В 2016-2017иучебном году в 8 классе обучается девочка 7 вида. Ей трудно быстро писать и читать, есть сложности с запоминанием определений и формул. Вместе с тем ученица способна записывать условия и решать задачи первого уровня, проявляет интерес к выполнению лабораторных работ. Поэтому на уроках к ней осуществляется индивидуальный подход, она освобождается от физических диктантов, но опрашивается устно в пределах ее возможностей. Для проведения лабораторных работ к ней в пару выбирается сильный ученик, который помогает осуществить измерения и последующие вычисления. При проведении контрольных работ в классе для девочки составляются индивидуальные задания, с учетом ее индивидуальных особенностей.
Таким образом, при изучении курса физики в 8 классе ребенок 7 вида должен
владеть понятиями: внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, температура плавления и кристаллизации; два рода зарядов, взаимодействие зарядов, строение атома, электрон; электрическое поле, направление электрического тока, электрическая цепь, источники тока, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока; световой пучок, световой луч, точечный источник света, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, фокусное расстояние линзы;
быть ознакомлен с понятиями: удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования; источники тока, электрический ток в металлах и растворах электролитов;
знать законы: Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
быть ознакомлен с законом прямолинейного распространения света;
знать формулы для вычисления силы тока, напряжения, работы и мощности тока, количества теплоты выделившегося в проводнике с током, оптической силы линзы, количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества;
быть ознакомлен с формулами: вычисления электрического сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения, сопротивления при последовательном или параллельных соединениях;
быть ознакомлен с практическим применением: электризации тел, теплового воздействия тока, нагревательных приборов (электроплиток, кипятильников, утюгов), химического действия тока на живые организмы; магнитного действия тока, электромагнитного действия тока, электрического звонка, телефона, электродвигателей, электроизмерительных приборов; плоских зеркал, оптических приборов;
уметь применять: основные положения МКТ для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности, плавления тел, испарения жидкостей; положение электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении;
вычерчивать: схемы простейших электрических цепей;
измерять: силу тока и напряжение в простой электрической цепи;
решать задачи на вычисление: силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока, количества теплоты выделяемого проводником с током, количества теплоты при тепловых процессах; решать качественные и расчётные задачи на закон отражения;
умет пользоваться: термометром, калориметром, амперметром, вольтметром;
находить по таблицам удельную теплоёмкость веществ, удельную теплоту сгорания топлива, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования, удельное сопротивление проводников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.