Кавказский район, ГОрод Кропоткин
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО |
решением педагогического совета |
от 29 августа 2014 года протокол №1 |
Председатель______________ /Е. Р. Еремян/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Введение в физику |
|
Уровень образования (класс) |
основное общее образование, 5-6 класс |
Количество часов 68 |
|
Учитель |
Зозуля Е. А. |
Программа разработана на основе авторской программы: Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы. /авторы: А. Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак/ М.: Дрофа, 2013/и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
I Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897);
2. программы основного общего образования «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы» /Авторы программы: А. Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак/
3.Основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея №3 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.
Цели и задачи курса:
· овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики
· создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач
· формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях
· развитие обще-учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач
· развитие творческих способностей учащихся
· развитие коммуникативных умений работать в парах и группе
· показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.
Введение физики на ранней стадии обучения требует изменения как формы изложения учебного материала в учебнике, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
II. Общая характеристика учебного курса Введение в физику
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета Физика в 7 – 9 классах в лицейских классах физико-математической направленности. Изучение физики на ступени основного общего образования предусмотрено в лицее в качестве самостоятельного предмета позволяет использовать физическую составляющую программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы», включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений.
Монопредметный курс является ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребёнка. Учебный курс Введение в физику опирается на знания, полученные учащимися при изучении курса Окружающий мир в начальной школе.
С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.
Курс 5-го класса преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий.
В курсе 6-го класса в процессе знакомства с природными явлениями динамичность мира предстаёт перед учащимися при изучении механических, тепловых, электромагнитных и световых явлений. Интегрирующие функции здесь выполняет понятие «физические явления». Учащиеся знакомятся с Землёй как местом обитания человека, при этом отмечается влияние человека на природу и даётся оценка последствий этого влияния.
При изучении физики в 7-11 классах данный курс позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 учебных часов: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы предусматривает проведение 22 лабораторных работ и 5 контрольных работ.
|
Количество часов в неделю |
Всего часов за год |
5 класс |
1 |
34 |
6 класс |
1 |
34 |
|
Итого: |
68 |
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами изучения учебного курса Введение в физику являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса Введение в физику является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса Введение в физику являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.
Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:
- оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.
Диалектический метод познания природы:
- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;
- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей:
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
− использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; |
− формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; |
− овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
− приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
Информационно-коммуникативная деятельность: |
− владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; |
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. |
Рефлексивная деятельность: |
− владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
− организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. |
V.Содержание учебного курса Введение в физику.
5 класс (34 часа, 1 ч в неделю)
1. Введение (5ч).
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Физические явления.
Научные методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием. Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Простейшие измерения.
Лабораторные работы.
1. Определение размеров физического тела.
2. Измерение объёма жидкости.
3. Измерение объёма твёрдого тела.
2. Тело и вещества (14 ч).
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.
Масса тела. Масса тела как мера инертности. Эталон массы. Массы различных тел в природе. Измерение массы тела с помощью весов. Весы.
Представление о размерах частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.
Температура. Термометры.
Строение вещества. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.
Движение молекул. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Движение частиц вещества. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества и атомов. Связь скорости движения частиц с температурой.
Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.
Строение атома и иона.
Плотность вещества.
Лабораторные работы.
4. Измерение массы тела на рычажных весах
5. Измерение температуры воды и воздуха.
6. Измерение плотности вещества.
3. Взаимодействие тел (15 ч).
Сила как характеристика взаимодействия. Действие и противодействие. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии.
Явление тяготения. Сила тяжести.
Вес тела. Невесомость.
Деформация. Различные виды деформаций. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Измерение сил. Динамометр.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.
Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила.
Условия плавания тел.
Давление на глубине жидкости.
Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела.
Лабораторные работы.
7. Измерение силы трения.
8. Определение давления тела на опору.
9. Измерение выталкивающей силы.
10. Выяснение условия плавания тел.
6 класс (34 ч, 1 ч в неделю).
1. Механические явления (4 ч).
Понятие об относительности механического движения. Механическое движение в природе и технике. Разнообразные виды механических движений (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Относительность механического движения.
Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Эхолот.
Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Лабораторные работы.
1. Вычисление скорости движения бруска.
2. Наблюдение источников звука.
2. Тепловые явления (5 ч).
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Теплопередача.
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.
Лабораторные работы.
3. От чего зависит скорость испарения жидкости.
3. Электромагнитные явления (11 ч).
Электризация тел трением. Два рода зарядов. Взаимодействие одноименных и разноименных заряженных тел.
Электрическое поле. Объяснение электрических явлений.
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Амперметр.
Напряжение. Вольтметр. Вольт — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения.
Действия электрического тока. Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Химическое действие тока.
Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели.
Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов.
Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при
соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу.
Применение постоянных магнитов.
Лабораторные работы.
4. Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.
5. Последовательное соединение.
6. Параллельное соединение.
7. Наблюдение различных действий тока.
8. Наблюдение магнитного взаимодействия.
4. Световые явления (10 ч).
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.
Лабораторные работы.
9. Свет и тень.
10. Отражение света зеркалом.
11. Наблюдение за преломлением света.
12. Наблюдение изображений в линзе.
5. Человек и природа (4 ч).
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Гигрометр и психрометр.
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Механизмы — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль —единица измерения работы..
Источники энергии.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ |
Содержание ( разделы, темы) |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
|
|
|
Введение |
5 |
|
|
1 |
Физика – наука о природе. Физические явления. |
1 |
Анализируют, что изучает физика. Наблюдают и классифицируют физические явления. Определяют названия веществ из набора «Тела одинакового объема», приводят примеры тел, изготовленных из этих веществ, составляют таблицу. Работают с иллюстрациями учебника. |
|
2 |
Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. |
1 |
Рассматривают научные методы познания природы. Наблюдают возникшие колебания. Сравнивают периоды колебаний после изменения длины маятника, выполняют записи в тетради, составляют таблицу |
|
3 |
Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. |
1 |
Изучают правило определения цены деления прибора (демонстрируется модель мензурки со сменной шкалой). |
|
4 |
Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Определение размеров физического тела». |
1 |
Знакомятся с измерительными приборами: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Измеряют длину, ширину, толщину бруска. Сравнивают результаты измерений друг друга, делают выводы, результаты записывают в тетрадь Выполняют лабораторную работу |
|
5 |
Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Измерение объёма жидкости». Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма твёрдого тела». |
1 |
Выполняют лабораторную работу, в тетрадях делают рисунки, записывают результаты наблюдений |
|
|
Тело и вещества |
14 |
|
|
6 |
Характеристики тел и веществ. |
1 |
Сравнивают характеристики физических тел, выполняют рисунки, заполняют таблицу. |
|
7 |
Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества. |
1 |
Наблюдают различные состояния воды, выполняют эксперимент, доказывающий, что вода сохраняет объем, но не сохраняет форму, заполняют таблицу, приводят примеры веществ, находящихся в различных агрегатных состояниях |
|
8 |
Масса тела. Эталон массы. |
1 |
Рассматривают массу тела как меру инертности. Массы различных тел в природе. Наблюдают за измерением массы тела на различных весах. |
|
9 |
Измерение массы тела с помощью весов. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
1 |
Весы. Знакомятся с устройством рычажных весов, правилами взвешивания, повторяют кратные и дольные единицы массы, выполняют упражнения на перевод единиц Выполняют лабораторную работу |
|
10 |
Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воды и воздуха». |
1 |
Определяют цену деления термометра, наблюдают за показаниями прибора, измеряют температуру жидкости, записывают результат с учетом погрешности, делают вывод. Выполняют лабораторную работу |
|
11 |
Строение вещества. Молекулы и атомы. |
1 |
Рассматривают делимость вещества, модели молекул, атомов, ионов, связь скорости движения частиц с температурой. Сравнивают состав молекул на рисунках , выполняют рисунки к тексту учебника на стр. 23, «в головке простой булавки находится столько частиц...», конструируют модели различных молекул из пластилина, заполняют пропуски в тексте. |
|
12 |
Движение молекул. Диффузия. |
1 |
Наблюдение явлений диффузии в твердых телах, жидкостях и газах. Движение частиц вещества. Диффузия в природе, технике, быту. |
|
13 |
Взаимодействие частиц вещества. |
1 |
Проводят опыт по сжатию двух кусков пластилина, разламыванию куска мела, выявляют условия, при которых становятся заметны силы молекулярного взаимодействия. |
|
14 |
Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. |
1 |
Объясняют различия в строении твердых тел, жидкостей, газов. Приводят примеры из собственного опыта. Заполняют таблицу: «Три состояния вещества» |
|
15 |
Строение атома. |
1 |
Изучают состав атома и иона, заполняют пропуски в тексте, дорисовывают и подписывают частицы, входящие в состав атома, изображенные на рисунке. |
|
16 |
Плотность вещества |
3 |
Составляют развернутые пояснения к рисункам, выясняют физический смысл плотности. Работают с таблицами плотностей. При использовании раздаточного материала «тела одинакового объема», объясняют различие массы у тел одинакового объема. Изучают формулу плотности. Выполняют лабораторную работу, обсуждают результаты друг с другом, записывают выводы в тетрадь |
|
17 |
Решение задач на связь между массой, объёмом и плотностью. |
|
Решают задачи на вычисление плотности по известным массе и объему по формуле ρ = m/v, придумывают свои задачи друг для друга, составляют задачи по рисунку |
|
18 |
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества». |
1 |
Выполняют лабораторную работу |
|
19 |
Контрольная работа № 1 по теме «Тело и вещество». |
|
Выполняют письменную работу по вариантам |
|
|
Взаимодействие тел |
15 |
|
|
20 |
Сила как характеристика взаимодействия. .
|
1 |
Изучают зависимость результата действия силы от ее величины, направления, точки приложения. Графически изображают силу и точку ее приложения. Приводят примеры действия и противодействия, которые сопровождают чертежами. |
|
21 |
Явление тяготения. Сила тяжести. |
1 |
Отвечают на вопросы, решают задачи на расчет силы тяжести. Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о гравитационном взаимодействии. Гравитационное взаимодействие и Вселенная , делают выводы . |
|
22 |
Вес тела. Невесомость. |
1 |
Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о явлении невесомости и делают выводы |
|
23 |
Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. |
1 |
Наблюдают различные виды деформации. Приводят примеры различных видов деформации в природе, быту, технике. Составляют вопросы к рисункам учебника |
|
24 |
Измерение сил. Динамометр. |
1 |
Градуируют шкалу, получают шкалу с заданной ценой деления. Измеряют вес тел. Устанавливают зависимость между силой упругости, и удлинением тела. Ньютон — единица измерения силы. Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения о инерции ,проявлении инерции, приводят примеры ее учета и применение. Масса как мера инертности. Зависимость силы . Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. |
|
25 |
Сила трения. Роль трения в природе и технике.
|
1 |
Измеряют силу трения. Устанавливают зависимость между силой давления на опору и силой трения, составляют таблицу, делают выводы Устанавливают зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. |
|
26 |
Способы усиления и ослабления трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения». |
1 |
Находят информацию о “полезном” и “вредном” трении по рисункам учебника, составляют таблицу. Роль трения в природе и технике. Выполняют тест, организуют взаимопроверку, объясняют результаты видео опытов. Выполняют лабораторную работу |
|
27 |
Давление твёрдых тел. Паскаль — единица измерения давления. |
1 |
Анализируют способы увеличения и уменьшения давления, приводят практические примеры. |
|
28 |
Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору». |
1 |
Определяют давление тела на опору (давление бруска на опору). Устанавливают зависимость давления от площади опоры. Выполняют лабораторную работу |
|
29 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
1 |
Объясняют различия в передаче внешнего давления жидкостями и твердыми телами, приводят примеры. Выполняют рисунки к опыту с шаром Паскаля. Отвечают на вопросы на стр. 65 учебника |
|
30 |
Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды.
|
1 |
Убеждаются на опыте, что жидкости и газы производят давление, объясняют закон сообщающихся сосудов, по рисункам описывают применение сообщающихся сосудов, рассчитывают давление на глубине жидкости. по формуле р=ρgh |
|
31 |
Действие жидкости на погружённое в неё тело. Архимедова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы». |
1 |
Знакомятся с набором “Гидростатика”. Планируют эксперимент. Конструируют датчик давления. Исследуют зависимость архимедовой силы от рода жидкости , от объема погруженной части тела и от от глубины. |
|
32 |
Условия плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия плавания тел». |
1 |
Приводят примеры плавания живых организмов из курса природоведения. Планируют и выполняют эксперимент по проверке условий плавания тел в зависимости от плотности вещества, составляют таблицу, делают выводы |
|
33 |
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел». |
|
Выполняют письменную работу по вариантам |
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Выполняют тренировочные тесты, задают вопросы, работают над ошибками |
|
|
Итого |
34 |
|
|
|
Контрольных работ |
2 |
|
|
|
Лабораторных работ |
10 |
|
|
6 класс
№ |
Содержание ( разделы, темы) |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
Механические явления |
4 |
|
1 |
Механическое движение. Виды механических движений.
|
1 |
Анализируют положение тела в зависимости от выбранного тела отсчета. Приводят практические примеры. Рассматривают разнообразные виды механических движений (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).Выполняют упражнения, в которых измеряют различные интервалы времени в разных единицах Приводят примеры движений тел, подобных показанным на рисунках на стр.72 учебника. Наблюдают различные траектории. Измеряют длину траектории с помощью нитки и линейки.Приводят примеры механического движения в природе и технике. |
2 |
Скорость. Лабораторная работа № 1 «Вычисление скорости движения бруска». |
1 |
Наблюдают равномерное и неравномерное движение, сравнивают скорости по рис. учебника, решают задачи, выражают скорость в м/с, км/ч . Устанавливают взаимосвязи между компонентами путь и время движения, скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. |
3 |
Относительность механического движения.
|
1 |
Знакомятся с понятием относительности механического движения. Описывают движение тела с точки зрения неподвижного и движущегося наблюдателя. Выполняют лабораторную работу, записывают результаты наблюдений |
4 |
Звук. Источники звука. Эхолот. Лабораторная работа № 2 «Наблюдение источников звука».;;
|
1 |
Наблюдение источников звука. Выполняют лабораторную работу. Наблюдают опыты, подтверждающие различие скорости звука в разных средах. Работа с иллюстрациями учебника. извлекают информацию, что колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо. Строят логическую цепочку рассуждений -Звук как источник информации об окружающем мире
|
|
Тепловые явления |
5 |
|
5 |
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.
|
1 |
Объясняют причину изменения объема твердых тел, жидкостей и газов. Объясняют природные явления на основе знаний о теплопередаче : изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Приводят примеры учета теплового расширения и использование его в технике. |
6 |
Плавление и отвердевание. Конденсация. |
1 |
Приводят примеры плавления и кристаллизации : таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Объясняют разницу в расположении частиц вещества. Изучают графики нагревания льда, замерзания воды. |
7 |
Испарение и конденсация. Лабораторная работа № 3 «От чего зависит скорость испарения жидкости». |
1 |
Объясняют понижение температуры жидкости при испарении (Охлаждение жидкостей при испарении.). Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Проводят исследовательский эксперимент по изучению испарения. Анализируют его результаты, делают выводы Выполняют лабораторную работу. Обсуждают результаты лабораторной работы, делают выводы |
8 |
Теплопередача.
|
1 |
Приводят примеры использования различных видов теплопередачи в быту, природе, технике.
|
9 |
Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления». |
1 |
Выполняют письменную работу по вариантам |
|
Электромагнитные явления |
11 |
|
10 |
Электризация тел трением. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».
|
1 |
Наблюдают взаимодействие одноименных и разноименных заряженных тел. Выполняют рисунки, делают выводы о электрическом взаимодействии. Объясняют электрическое взаимодействие на основе электронной теории ,взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. |
11 |
Электрическое поле. Объяснение электрических явлений. |
1 |
Объясняют электризацию тел при соприкосновении, передачу электрического заряда при соприкосновении . Приводят примеры.. Выполняют рисунки, поясняющие примеры |
12 |
Электрический ток. Сила тока. Амперметр. Электрический ток как направленное движение электрических зарядов
|
1 |
Приводят примеры различных источников тока. Называют виды энергии, которая превращается в электрическую. . Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Амперметр. |
13 |
Напряжение. Вольтметр. Источники тока. |
1 |
Устанавливают условия возникновения электрического тока. Вольт — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства). |
14 |
Электрические цепи. |
1 |
Работают с текстом учебника. Объясняют назначение источника тока в электрической цепи, различают замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Собирают электрическую цепь. Включают амперметр в цепь, определять цену деления амперметра, измеряют силу тока в цепи |
15 |
Последовательное и параллельное соединение. |
1 |
Чертят электрические схемы по рисункам электрических цепей, находят ошибки в схемах, дополняют слепые рисунки, решают интерактивные задачи. Распознают последовательное и параллельное соединения проводников |
16 |
Лабораторная работа № 5 «Последовательное соединение». |
1 |
Выполняют лабораторную работу, делают выводы. |
17 |
Лабораторная работа № 6 «Параллельное соединение». |
1 |
Выполняют лабораторную работу, делают выводы. |
18 |
Действия электрического тока. Лабораторная работа № 7 «Наблюдение различных действий тока».
|
1 |
Отвечают на вопросы учебника, выполняют лабораторную работу по наблюдению теплового действия тока . Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. |
19 |
Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение магнитного взаимодействия»
|
1 |
Называют способы усиления магнитного действия катушки с током, приводят примеры использования электромагнитов в технике и быту, собирают электромагнит и испытывают его действие Выполняют лабораторную работу .Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.
|
20 |
Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнитные явления». |
1 |
Выполняют письменную работу по вариантам |
|
Световые явления |
10 |
|
21 |
Свет. Источники света. Распространение света.
|
1 |
Объясняют причину возникновения света, приводят примеры естественных и искусственных источников света, составляют таблицу, отвечают на вопросы к рисункам учебника. Рассматривают свет как источник информации человека об окружающем мире. Указывают основные источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др |
22 |
Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмения. Лабораторная работа № 9 «Свет и тень».
|
1 |
Объясняют образование солнечных и лунных затмений, теней на основе прямолинейного распространения света, выполняют рисунки. Приводят практические примеры использования закона прямолинейного распространения света |
23 |
Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа № 10 «Отражение света зеркалом». |
1 |
Знакомятся с правилами построения изображения в плоском зеркале, исследуют зависимость угла отражения от угла падения |
24 |
Преломление света. Лабораторная работа № 11 «Наблюдение за преломлением света». |
1 |
Знакомятся с правилами построения хода лучей при преломлении на границе сред. Объясняют возникновение миражей в пустыне. Выполняют лабораторную работу |
25 |
Линзы. Ход лучей в линзах.
|
1 |
Знакомятся с типами линз, правилами построения изображения в собирающей линзе и изменяю с помощью линз формы светового пучка. Выполняют лабораторную работу. Наблюдают изображение предмета в зависимости от расстояния от линзы, сравнивают с изображением предмета на чертеже |
26 |
Лабораторная работа № 12 «Наблюдение изображений в линзе» |
1 |
Выполняют лабораторную работу |
27 |
Оптические приборы. |
1 |
Рассматривают устройства оптических приборов: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).Используют лупы для чтения текста, объясняют по рисунку действие лупы |
28 |
Глаз и очки.
|
1 |
Знакомятся с глазом как оптическим прибором. Объясняют причины дефектов зрения, указывают на способы их коррекции, проводят опыт иллюстрирующий инерционность зрения («птица в клетке»), объясняют причину увиденного |
29 |
Разложение белого света в спектр. Цвет тел. |
1 |
Объясняют явление радуги с точки зрения преломления световых лучей. Знакомятся с опытом Ньютона по разложению света призмой, механическим смешением цветов. |
30 |
Контрольная работа № 3 по теме «Световые явления». |
1 |
Выполняют письменную работу по вариантам |
|
Человек и природа |
4 |
|
31 |
Атмосфера. Барометр. |
1 |
Знакомятся со строением атмосферы. Выполняют схематические рисунки к опытам, доказывающим существование атмосферного давления, объясняют принцип действия пипетки, ливера (эксперимент проводят в парах). Приводят примеры освоения атмосферы человеком. |
32 |
Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. |
1 |
Знакомятся с гигрометром и психрометром. Определяют относительную влажность воздуха. Изучают атмосферные явления, гром и молнию. |
33 |
Механизмы. Механическая работа.
|
1 |
Приводят примеры совершения механической работы, изучают формулу для расчета работы, определяют условия совершения работы на примерах из известных стихотворений. Рассматривают механизмы как помощники человека. Изучают простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение. Узнают условия совершения механической работы, единицу измерения работы- Джоуль.
|
34 |
Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. |
1 |
Приводят примеры видов энергии, придумывают и зарисовывают способ изменения энергии своего тела или другого предмета; возобновляемых и невозобновляемых источников энергии. Составляют вопросы к тексту и рисунку учебника. Знакомятся со схемой и типами ветроэлектростанций. Называют преимущества и недостатки ветряных электростанций. |
|
Всего часов |
34 |
|
|
Контрольных работ |
3 |
|
|
Лабораторных работ |
12 |
|
VII. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
печатные пособия:
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс»:Учеб. для общеобразоват. учеб. завед., М. Дрофа, 2008
10. Физика. Химия. 5-6 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2007-2009.
11. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
12. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.
13. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006-2009.
14. Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.
15. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
16. Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».
17. Научно-методические журналы «Физика в школе». – М.: ООО Издательство «Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1-7.
цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия.
2. Физика. Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К. Ханнанова
3. Живая физика
4. Уроки физики с применением информационных технологий
5. Открытая физика 1.1
технические средства обучения
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Веб-камера
4. Звуковоспроизводящие колонки
5. Демонстрационное оборудование:
-Лампа накаливания
-Теплоизоляционные материалы
-Глаз как оптическая система
-Земля – планета Солнечной системы
-Солнечная система
-Строение атмосферы Земли
-Барометр – анероид
-Двигатель внутреннего сгорания
6. Лабораторное оборудование
7. Наглядные таблицы по разделам физики
VIII. Планируемые результаты изучения курса Введение в физику
В результате изучения курса Введение в физику:
Ученик научится:
1) владеть понятиями: длина, объём, площадь, путь, скорость, время, масса, плотность, сила, давление, работа, механическая энергия, температура плавления, электрон, электрическое напряжение; угол отражения и угол преломления;
2) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определять размеры физического тела, измерять объём жидкости
3)находить зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы; зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела; расширение тел при нагревании; сборка электрических цепей; получение теней; исследование отражения и преломления света; получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;
4) формулировать законы: закон всемирного тяготения, принцип относительности механического движения, условие равновесия тел; закон Паскаля, условие плавания тел, закон сохранения массы, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света по построениям
5) решать задачи
6) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
7) использовать начальные представления о строении вещества;
8) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;
9) распознавать на чертежах, рисунках и в окружающем мире предметы и сопоставлять их с явлениями;
Ученик получит возможность:
1) описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение размеров физического тела, измерение объёма жидкости, зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы; зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела; расширение тел при нагревании; сборка электрических цепей; получение теней; исследование отражения и преломления света; получение изображений с помощью тонкой линзы; работа с рычагом и блоками;
2) приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и опыт – основа построения научных теорий; физическая теория дает возможность объяснять явления природы, предсказывать неизвестные явления; объяснение природных явления;
3) применять полученные знания для решения физических задач: расчет плотности; расчет давления твердого тела; расчет механической работы;
4) определять: характер физического процесса по графикам, таблице, формуле;
5) измерять: скорость, время, объём, массу тела; силу тяжести, упругости, трения, силу Архимеда; работу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, электрическое напряжение, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей (половина цены деления);
6) работать с мензуркой, термометром, динамометром, рычажными весами, транспортиром;
7) приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики; зрительный и слуховой аппарат человека с точки зрения физики;
8) на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике;
9) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств связи; рационального природопользования (энерго-, тепло- и водосберегающие технологии) и защиты окружающей среды; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам поведения в природной среде.
10) думать, рассуждать;
11)обобщать и делать выводы;
12) применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Система оценивания.
Знания, умения и навыки учащихся по учебному курсу Введение в физику» оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по учебному курсу Введение в физику. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
СОГЛАСОВАНО |
|
СОГЛАСОВАНО |
Протокол № 1 заседания |
|
Заместитель директора по УМР |
методического объединения |
|
|
учителей от 28 августа 2014 года |
|
_____________ /Г. В. Панкова / |
руководитель ШМО |
|
28 августа 2014___года |
_____________ /______________ / |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.