Рабочая программа по французскому(второму иностранному ) языку в 8-9 классах.Автор учебника Шацких В.Н., Кузнецова О.В., Кузнецова И.Н.;Программа содержит общую характеристику,планируемые предметные результаты освоения учебного курса в результате изучения учебного предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования , содержание учебного предмета , описание учебно-методического и материально-технического обеспечения .
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса(предмета) «второй иностранный язык (французский)» для 89
классов составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012;
Закон Республики Башкортостан от 01.06.2013 №696–з «Об образовании в Республике
Башкортостан»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№1897 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.15 №1577);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями от
24.12.15; №81;
Примерная программа основного общего образования;
Авторская программа по французскому языку для 5 класса к УМК «Французский язык» Шацких
В.Н., Кузнецовой О.В., Кузнецовой И.Н.;
Устав МБОУ СОШ №9;
Положение МБОУ СОШ №9 о рабочих программах на 20182019 учебный год;
Учебные планы МБОУ СОШ №9 на 20182019 учебный год;
Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ №9 на 20182019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса(предмета) «Второй иностранный язык (французский)»
В соответствии с п.18.3.1. ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО) учебные
предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» входят в обязательную предметную
область учебного плана. Основная цель изучения иностранных языков в школе формирование у
школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иноязычная
коммуникативная компетенция предусматривает также развитие коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух
(аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер
общения (социальнобытовой, социальнокультурной, учебно трудовой), ситуаций общения и
выделенной на их основе тематики общения. В условиях введения и реализации ФГОС сохраняется
концентрическая модель обучения иностранному языку, предполагающая цикличность изучения
материала, возврат к ранее изученному материалу и его углубление за счет усложнения языкового
материала, расширения спектра обсуждаемых проблем или проигрываемых ситуаций общения.
Цели и основные результаты изучения курса (предмета) «Второй иностранный
язык»(французский ) на личностном, метапредметном и предметном уровнях
Методологической основой обучения второму иностранному языку выступают те же
подходы, которые являются приоритетными и в системе обучения первому иностранному языку. В
соответствии с личностноориентированной парадигмой образования, современными подходами к
обучению иностранным языкам являются компетентностный, системнодеятельностный,
межкультурный и коммуникативнокогнитивный подходы. Компетентностный подход в области
обучения второму иностранному языку отражен в целях обучения и в требованиях к уровню
подготовки выпускников средней школы на каждом из ее уровней. Основной целью обучения
второму иностранному языку признается развитие иноязычной коммуникативной компетенции
обучающегося в единстве таких ее составляющих, как языковая, речевая, социокультурная,
компенсаторная и учебнопознавательная компетенции. На уровне результатов обученияценностноориентационную,
требования к выпускнику сформулированы в компетентностном формате не только в предметной,
но и в метапредметной (надпредметной) области, что означает необходимость формирования и
развития у обучающихся ключевых универсальных учебных компетенций, включающих
образовательную,
учебнопознавательную,
информационную, коммуникативную, социальнотрудовую компетенции, а также компетенцию
личностного самосовершенствования. Системнодеятельностный подход реализуется через цели,
содержание и технологии обучения, Целью обучения второму иностранному языку является
развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, то есть владение
обучающимися речевой деятельностью на иностранном языке в устной и письменной формах.
Содержание обучения, соответственно, ориентировано на формирование умений во всех видах
иноязычной речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), развитие общих
учебных умений и навыков, получение обучающимися опыта учебной, познавательной,
коммуникативной, практической и творческой деятельности. Технологии обучения общению на
иностранном языке изначально предполагают речевое взаимодействие участников общения/речевой
деятельности. Кроме того, речь на иностранном языке сопровождает любые 7 виды деятельности, в
том числе познавательную, проектную, исследовательскую и др. В соответствии с межкультурным
подходом, формирование коммуникативной компетенции рассматривается как развитие
способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с
носителями языка. Для реализации межкультурного подхода необходимо обеспечить
социокультурную направленность обучения иностранным языкам, усилить культуроведческую
составляющую содержания обучения иностранному языку, приобщая обучающихся к культуре
стран изучаемых языков, помогая им лучше осознать культуру своей родной страны и развивать у
них умения представлять свою страну средствами иностранного языка. Коммуникативно
когнитивный подход отражается в целях и технологиях обучения и характеризуется
сбалансированным вниманием как к обучению коммуникации, так и к совершенствованию качества
мыслительных, познавательных процессов у обучающихся. В частности, это достигается, с одной
стороны, взаимосвязанным обучением видам речевой деятельности (говорению, чтению,
аудированию и письменной речи), опирающемся на осознание структуры и особенностей
функционирования изучаемых языков, а с другой стороны, развитием мыслительных процессов при
реализации таких универсальных учебных действий как анализ, сравнение, сопоставление,
классификация, обобщение и др., осуществляемых на примере изучаемых иностранных языков и в
сравнении с родным языком. Федеральный государственный образовательный стандарт
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования по учебному предмету «Иностранный язык»: 1)
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и
выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического
кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение
допорогового уровня иноязычной коммуникатив 8 ной компетенции; 4) создание основы для
формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым
иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению
второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях» [27,
стр.7].
Место учебного курса (предмета) «Второй иностранный язык» (французский язык)в учебном плане
МБОУ СОШ №9
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №9 учебного предмета (курса) «Второй
иностранный язык» (французский язык) отводится:
8 классы – 1 час в неделю,35 часов в год
общекультурную,
29 классы – 1 час в неделю,35 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного курса в результате изучения учебного предмета
«Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Ученик научится:
вести диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики,
соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
вести диалогобмен мнениями;
брать и давать интервью;
Говорение. Монологическая речь
Ученик научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова,
план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые
слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с
предложенной ситуацией общения;
Аудирование
Ученик научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах,
содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых
явлений.
3Ученик получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные
неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и
в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные
тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать причинноследственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Ученик научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст,
гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания;
писать личное письмо в ответ на письмостимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать
аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
давать совет и т. д.;
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Ученик получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
писать электронное письмо (email) зарубежному другу в ответ на электронное письмо;
4Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного
предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в
конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
Ученик получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания,
репликиклише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, репликиклише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в
пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные
синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
5использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме), вопросительные, побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения; мужского и женского рода;
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/слитным
артиклем;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные местоимения; местоимения в роли
подлежащего, вопросительные местоимения "qui, que";
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные, согласовать в роде и числе,
притяжательные и возвратные прилагательные;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие
количество;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
распознавать и употреблять в речи самостоятельные и вспомогательные глаголы, спряжение
французских глаголов I группы, неправильных глаголов (être, avoir, aller, faire), возвратных глаголов
в настоящем времени;
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами.
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения
основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на французском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
6Ученик получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Ученик получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
3. Содержание учебного предмета
Освоение предмета «Иностранный язык (второй)» в основной школе предполагает применение
коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие
иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся
для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык (второй)» направлено на достижение
обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем
общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового
материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других
стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного
общения.
Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и развития
умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на
межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География»,
«Физика», «Музыка» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья.
Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе. (Lecons 2, 3, 4, 22) 4
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода. (Lecons 5, 8,
9, 10, 17) 5
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от
вредных привычек.
7Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним.
Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками. (Lecons 11, 17, 22, 23, 24, 25, 26) 7
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее. (Lecon 16) 1
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности. (Lecon 23) 1
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества.
Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна.
Страны, столицы, крупные города.
Население.
Государственные
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты,
Географическое
положение.
Климат.
символы.
исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую
культуру. (Lecon 1, 12, 15, 16, 18, 19, 23) – 7
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания
речи: умений вести диалоги разного характера этикетный, диалограсспрос, диалог – побуждение
к действию, диалогобмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (57 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность– до
2 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных
коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с
высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную
наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план,
вопросы)
Объем монологического высказывания от 810 фраз (57 класс). Продолжительность –1,5
минуты.
Аудирование
8Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и
точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным
пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научнопопулярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение,
беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и
иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания
текстов – до 2 минут.
Аудирование
с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5
минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах,
содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/
запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научнопопулярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения,
объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся,
иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу
школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах
в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Объем текстов для чтения –до 200
слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации
осуществляется на несложных аутентичных текстах. Объем текста для чтения около 150 слов.
9Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных
на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 100 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность,
адрес);
написание коротких поздравлений с праздниками, выражение пожеланий (30–40 слов, включая
адрес);
написание личного письма, в ответ на письмостимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о
его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о
чемлибо), объем личного письма около 50 70 слов, включая адрес;
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний.
изученных слов.
Правильное использование знаков препинания в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного
произношения. Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на
смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений.
Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых
словосочетаний, оценочной лексики, репликклише речевого этикета, характерных для стран
изучаемого языка в объеме 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность
лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых
предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
10Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
побудительное,
повествовательное (утвердительное и отрицательное),
вопросительное,
восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных; артиклей; прилагательных,
наречий; местоимений; количественных/порядковых числительных; глаголов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национальнокультурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные
на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного
характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике
и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике
и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении
выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), образцов фольклора (пословицы и т.
д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об
особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о
некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого
языка (репликиклише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь
зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
11Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение,
расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение
таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями,
интернетресурсами, литературой;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж и метапредметного характера.
Содержание учебного курса (предмета )«Второй иностранный язык(французский )»
3.
по классам
Раздел
Содержание по темам
Основные виды
деятельности учащихся
Количество
часов
8 класс(35 часов)
Мне нравится… Правила
чтения
Повторяем правила чтения
Тестовый контроль по
правилам чтения
Приветствие.
чтения
Правила
Как дела? Правила чтения
Моя
семья.
Взаимоотношени
я в
семье.
Конфликтные
ситуации
способы
решения.
и
их
друзья.
Мои
Лучший
друг/подруга.
Внешность
и
черты характера.
Межличностные
взаимоотношени
я с друзьями и в
школе
Учатся: знакомиться;
знакомятся с буквами
французского алфавита и
овладевают правилами
чтения
Осваивают
употребляют
речи:разговорные клише,
конструкции: Je m’appelle
+ имена,
и
в
Учатся: писать буквы
французского алфавита,
имена; восстанавливают и
записывают
микро
диалоги; пишут о том,
что нравится делать
отвечают
на
поставленные вопросы:
положительно
или
отрицательно;
Осваивают
и
употребляют в речи:
личные местоимения
3 ч
2 ч
12Что я могу сказать по
французски?
Определенные артикли
Согласование
прилагательных
Спряжение глаголов первой
группы
Вопросы с estce que
Предлоги en/a
Свободное
время. Досуг и
увлечения
(музыка, чтение;
посещение
театра,
кинотеатра,
музея, выставки).
Виды отдыха.
Поход
по
магазинам.
Карманные
деньги.
Молодежная
мода.
Здоровый образ
жизни.
Режим
труда и отдыха,
занятия спортом,
здоровое питание,
отказ от вредных
привычек
Неопределенные артикли
Безличный оборот il y a
Количественные
числительные 110
Количественные
числительные 1120
Спорт.Виды
спорта.
Спортивные игры.
Спортивные
соревнования.
и
нормы
на
Учатся:
трансформировать
прочитанное
прослушанное;
соблюдают
произношения
французском языке;
рассказывают о себе
пишут
связное
высказывание о себе (на
уровне сверхфразового
единства)
Осваивают
и
употребляют в речи:
согласование
прилагательных
Учатся:
трансформировать
прочитанное
и
прослушанное;восстанавл
ивают
высказывания
французских подростков,
заполняя
пропуски
подходящими по смыслу
лексическими единицами,
местоимениями
Осваивают
употребляют
речи:предлог en/a
и
в
вопрос
Учатся: формулировать и
писать
к
предложенному ответу;
Осваивают
и
употребляют в речи:
неопределенные артикли
Un,une,des
3 ч
3 ч
4 ч
Школьные предметы
Личные
Отрицание
местоимения.
Учатся:запрашивать
информацию;
читают
предложения,
высказывания
слова,
13Школа.
Школьная жизнь.
Правила
в
поведения
школе. Изучаемые
предметы
и
отношения к ним.
Внеклассные
мероприятия.
Кружки.
Школьная форма.
Каникулы.
Переписка
зарубежными
сверстниками.
с
Мир профессий.
Проблемы выбора
профессии. Роль
ИЯ в планах на
будущее.
и
Вселенная
человек. Природа:
флора и фауна.
Проблемы
экологии. Защита
окружающей
среды.
Климат,
погода. Условия
проживания
в
городской/
сельской
местности..
Транспорт.
вопрос
французских школьников,
диалоги;
учатся формулировать и
писать
к
предложенному ответу;
вопросы,
составляют
соотносят вопросы с
ответами,
описывают
иллюстрации;
Осваивают
употребляют в речи:
количественные
числительные,
предложения с оборотом
il y a
и
Повторяем грамматику
Тестовый контроль по
пройденной грамматике
Что я могу сказать по
французски?
Глагол etre
Повторяем грамматику
Тестовый контроль по
пройденной грамматике
Что я могу сказать по
французски?
связное
запрашивать
Учатся:
информацию
(при
помощи оборота Estce
que);
пишут
высказывание о себе ;
рассказывают о своём
месте жительства;
Осваивают
употребляют в речи:
лексические единицы:
c’est…, ce sont…
и
и
Выполняют упражнения,
направленные
на
формирование
и
совершенствование
лексических,
грамматических
произносительных
навыков;
соблюдают
произношения
французском языке;
Осваивают
употребляют в речи:
спряжение глагола etre
нормы
во
и
2 ч
3 ч
4 ч
Вопросительные
предложения
Составляют подписи к
иллюстрациям,
описывают иллюстрации;
составляют диалоги по
предложенной ситуации
14Повторяем грамматику
Тестовый контроль по
пройденной грамматике
Что я могу сказать по
французски
Итоговый
грамматике
тест
по
Французский
Франция
алфавит.
Давайте познакомимся!
Французские имена
Средства
массовой
коммуникации
(
телевидение,
радио, Интернет).
пресса,
Страна/
страны
изучаемого языка
и родная страна,
их
географическое
положение.
Столицы
и
крупные города,
регионы,
достопримечатель
ности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
традиции,
даты,
обычаи), страницы
истории,
выдающиеся
люди, их вклад в
науку и мировую
культуру.
используя
общения,
схему;
Осваивают
употребляют в речи:
вопросительные
предложения
и
5 ч
2 ч
и
Учатся:
трансформировать
прочитанное
прослушанное;
восстанавливают
высказывания
французских подростков,
заполняя
пропуски
подходящими по смыслу
лексическими единицами,
местоимениями,
необходимыми формами
глаголов,
согласуют
формы
глаголов с
личными местоимениями;
согласуют
прилагательные
женском роде
рассказывают о своём
месте жительства;
воспринимают
в
аудиозаписи и читают за
диктором названия стран,
названия французских
регионов и городов,
сообщения школьников
об их месте жительства;
Осваивают
употребляют в речи:
определенные артикли
le,la ,les
и
в
Учатся:называть страны и
национальности,
рассказывать о себе .
Осваивают
употребляют в речи:
личные
(множественное число)
местоимения
и
Личные
(множественное число)
местоимения
Страны и национальности
Учатся: сообщать
15Путешествия.
Путешествия по
России и странам
изучаемого языка.
Транспорт
Наречия
Повторяем правила чтения
Природа:
и
Окружающий
мир.
растения
животные.
Погода.
Проблемы
экологии. Защита
окружающей
среды. Жизнь в
городе/ в сельской
местности
информацию, отвечая на
вопросы разных видов.
Соотносить графический
образ слова с его
звуковым образом.
Соблюдать правильное
ударение в словах и
фразах,
интонацию в
целом.
Выразительно
читать
вслух небольшие тексты,
содержащие
только
изученный материал.
Осваивают
употребляют в речи:
наречия
и
2 ч
2 ч
Раздел
Содержание по темам
Основные виды
деятельности учащихся
Количество
часов
Моя
семья.
Взаимоотношения
в
семье.
Конфликтные
ситуации
способы
решения.
и
их
друзья.
Мои
Лучший
друг/подруга.
Внешность
и
черты характера.
Межличностные
взаимоотношения
с друзьями и в
школе
9 класс(35 часов)
Многозначные глаголы
Поговорим о наших
интересах!
Указательные
местоимения
Ролевые игры.
2 ч
2 ч
Учатся:
трансформировать
прочитанное и
прослушанное;
Повторяют правила
чтения
Осваивают и
употребляют в речи:
Многозначные глаголы
Учатся:составлять
диалог ,используя новую
лексику,описывать
внешность друга;
Осваивают и
употребляют в речи:
указательные
местоимения
16Свободное время.
Досуг и увлечения
(музыка, чтение;
посещение театра,
кинотеатра, музея,
выставки). Виды
отдыха. Поход по
магазинам.
Карманные
деньги.
Молодежная
мода.
Здоровый образ
жизни.
Режим
труда и отдыха,
занятия спортом,
здоровое питание,
отказ от вредных
привычек
Спорт.Виды
спорта.
Спортивные игры.
Спортивные
соревнования.
8 ч
Учатся:
выписывать необходимое
из прочитанного;
составлять план и тезисы
своего высказывания
(устного или
письменного); заполнять
анкеты, бланки, таблицы;
завершать начатые
предложения с опорой на
ранее полученные
знания;
пишут
высказывание о себе ;
Осваивают и
употребляют в речи:
глаголы 2 спряжения,
глаголы с предлогами
связное
Введение ЛЕ по теме:
"Чем занимаете вы свой
досуг?»
Что можно делать в
свободное время?
Глаголы с предлогами
«интересоваться чемл»,
«увлекаться чемл».
Беседа с французскими
школьниками
Глаголы 2 спряжения
Неправильные глаголы :
знать, уезжать, уметь,
выходить.
Варианты досуга во
Франции и в России.
Рассказ Мишеля Дюпона
Словообразование:
значение суффиксов.
А если каждый день одно
и тоже? Отрицание.
Учатся:составлять
предложения в
отрицательной
форме,образовать новые
слова при помощи
суффиксов
2 ч
Активный или пассивный
отдых?
Учатся: Использовать в
речи
устойчивые
словосочетания,
оценочную
речевые
соответствии
коммуникативной
задачей.
лексику,
в
с
клише
1 ч
Школа. Школьная
Правила
жизнь.
поведения
в
школе. Изучаемые
Входной тест. Введение
ЛЕ по теме: "В школе как
в школе".
Учатся:
Использовать в речи
устойчивые
словосочетания,
оценочную
лексику,
8 ч
17предметы
и
отношения к ним.
Внеклассные
мероприятия.
Кружки.
Школьная форма.
Каникулы.
Переписка
зарубежными
сверстниками.
с
Наши учебные классы
Активизация лексики
"Зачем надо ходить в
школу?"
Мои школьные предметы.
клише
речевые
соответствии
коммуникативной
задачей.
в
с
Высказываться о
фактах и событиях,
используя основные
коммуникативные
Аудирование "Говорят
французские школьники"
типы речи.
Передавать
Мир профессий.
Проблемы выбора
профессии. Роль
ИЯ в планах на
будущее.
Особенности спряжения
глаголов 3 группы.
Школьная жизнь. Что мы
делаем на уроках. Я могу,
я хочу, я должен.
Система среднего
образования во Франции:
аудирование текста.
Введение новой лексики
Прошедшие
времена(совершенный и
несовершенный вид
глаголов).
Певцы на все времена: Ив
Монтан, Джо Дассен,
Патрисия Каас.
Кинематограф, изменил ли
он мир?
Франция – родина
кинематографа
Виртуальное путешествие
по карте Парижа.
содержание,
основную
мысль прочитанного с
опорой на
текст,
ключевые слова/план и
без опоры.
и
Осваивают
употребляют в речи:
Спряжение глаголов 3
группы
5 ч
зрительно
Учатся:
текст,
воспринимать
узнавать знакомые слова
и
грамматические
явления и понимать
основное содержание
аутентичных текстов
разных жанров и стилей.
Определять
тему/основную мысль.
Устанавливать
логическую
последовательность
основных фактов текста.
Осваивают
и
употребляют в речи:
прошедшие
времена(совершенный и
несовершенный вид
глаголов).
Вселенная
и
человек. Природа:
флора и фауна.
Проблемы
экологии. Защита
Причастие неизменяемая
форма
глагола.
2 ч
Учатся:
писать личное письмо с
опорой и без опоры на
образец;
образовать причастие от
18Обобщаюший тест
глагола.
Осваивают
употребляют в речи:
Причастие.
и
окружающей
среды.
Климат,
погода. Условия
проживания
в
городской/
сельской
местности..
Транспорт.
2 ч
3 ч
Учатся:
зрительно воспринимать
текст, узнавать знакомые
слова и грамматические
явления и понимать
основное
содержание
аутентичных
текстов
разных жанров и стилей.
текста,
Определять
Учатся:
тему/основную мысль.
Выделять главные факты
из
опуская
второстепенные.
Устанавливать логическую
последовательность
основных фактов текста
Распознавать на слух
и понимать связное
высказывание учителя,
одноклассника,
построенное на знакомом
материале и/или
содержащее некоторые
незнакомые слова.
Мы идём в театр Комеди
Франсез! Как заказать
билеты: по телефону, в
кассе театра.
Букинисты набережной
Сены
Франция и Россия: встречи
культур.
Работа Французского
культурного центра в
Москве
Отработка навыков устной
речи:
дни культуры
Франции в России.
Средства
массовой
коммуникации
(
телевидение,
радио, Интернет).
пресса,
страны
Страна/
изучаемого языка
и родная страна,
их
географическое
положение.
Столицы
и
крупные города,
регионы,
достопримечатель
ности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи), страницы
истории,
выдающиеся
люди, их вклад в
науку и мировую
культуру.
4.Планируемые предметные результаты освоения учебного курса (предмета) «Второй
иностранный язык(французский )»
19Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных,
лексических, грамматических) и развитие умений в четырех основных видах деятельности:
говорении, чтении, аудировании, письме. Говорение:
высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении (на любом
уровне речевых единиц);
высказываться по обсуждаемой проблеме логично и связно, продуктивно как по
содержанию, так и по форме;
проводить свою стратегическую линию (аргументировать, изложить факты, привести
примеры), соотносить ее со стратегической линией собеседника;
сравнивать факты культуры Франции и своей страны, давать им оценку;
умение общаться на разных уровнях адекватно ситуации: с одним собеседником, с
группой;
общаться в различных организационных формах: интервью; одно или
обоюдостороннее воздействие, побуждение;
планирование совместных действий; обсуждение проблемы, чьейлибо точки зрения;
обмен мнениями;
аргументировать, контраргументировать, комментировать, сравнивать
(дискуссионные умения).
Чтение:
читать и понимать тексты различных жанров: научнопопулярные, публицистические,
художественные, прагматические;
понимать основную идею, смысл текста;
выбирать материал для чтения в зависимости от интересов, желаний, необходимости
и обстоятельств;
читать достаточно быстро с целью извлечения информации, необходимой для
обсуждения проблем;
синтезировать информацию из разных источников;
адекватно ситуации использовать аутентичные тексты;
догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам, по
контексту, по аналогии с родным языком; о содержании текста
по заголовку;
пересказывать прочитанное.
Аудирование:
понимать речь в аудиозаписи в нормальном темпе;
понимать высказывания разного характера и стиля;
адекватно реагировать на услышанное;
понимать сказанное собеседником однократно и переспрашивать, если чтото
непонятно.
Письмо:
заполнять определенные виды деловых бумаг;
писать письмо и ответ на полученное письмо;
выписывать необходимое из прочитанного; составлять план и тезисы своего
высказывания (устного или письменного);
фиксировать свои размышления по поводу предложенного проблемного вопроса в
письменной форме, оформляя их правильно как в лексическом и грамматическом плане, так
и в стилистическом.
5. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса по курсу (предмету) «Второй иностранный
язык(французский )»
Основная литература
20Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (http://standart.edu.ru).
Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.:
Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
Шацких В.Н., Кузнецова О.В., Кузнецова И.Н, УМК по французскому языку 5 кл. «Dans
le monde du français»: ООО « Дрофа» ,2014
6.Приложение к рабочей программе по курсу (предмету) «Второй иностранный
язык(французский )»
№
уро
ка
Дата проведения
По
плану
Факти
чески
1
2
3
4
5
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
Наименование раздела программы
Тема урока
ЭКОР
Примеча
ния
8ые классы
1 четверть
Французский алфавит. Франция
Давайте познакомимся! Французские имена
Приветствие. Правила чтения
Как дела? Правила чтения
Мне нравится… Правила чтения
Башкирские имена
216
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05.
10.05
17.05
24.05
Повторяем правила чтения
Тестовый контроль по правилам чтения
Что я могу сказать пофранцузски?
Итого в 1 четверти – 8 часов
2 четверть
Определенные артикли
Согласование прилагательных
Школьные предметы
Личные местоимения. Отрицание
Глагол etre
Повторяем грамматику
Тестовый контроль по пройденной грамматике
Что я могу сказать пофранцузски?
Итого во 2 четверти – 8 часов
3 четверть
Личные местоимения (множественное число)
Страны и национальности
Спряжение глаголов первой группы
Вопросы с estce que
Предлоги en/a
Наречия
Повторяем правила чтения
Повторяем грамматику
Тестовый контроль по пройденной грамматике
Что я могу сказать пофранцузски?
Итого в 3 четверти – 10 часов
4 четверть
Неопределенные артикли
Безличный оборот il y a
Количественные числительные 110
Количественные числительные 1120
Вопросительные предложения
Повторяем грамматику
Тестовый контроль по пройденной грамматике
Что я могу сказать пофранцузски?
Итого в 4 четверти – 8 часов
Итого за год – 34 часа
Наша школа
Башкирия
Писатели Башкирии
22