Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев
Оценка 5

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Оценка 5
Документация +1
docx
география
9 кл
19.12.2018
Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев
Рабочая программа по_географии_для_5-9_классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Письма МО и Н РФ от 28. 10. 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» - Приказа МО и Н РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897»; - Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов с учетом рекомендаций Координационного совета по введению ФГОС общего образования. - Письма Правительства СПб Комитет по образованию № 03-20-1687/16-0-0 от 04.05.2016. - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений утверждении в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;
Рабочая 5-9 кгеогр л..docx
Пояснительная записка                  Рабочая программа по_географии_для_5­9_классов  составлена на основе следующих нормативно­правовых и инструктивно­ методических документов: ­Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 п.9, в  соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ­ ФГОС); ­ ­ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования»;  Письма МО и Н РФ от 28. 10. 2015 года № 08­1786 «О рабочих программах  учебных предметов» ­ Приказа МО и Н РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897»; ­ Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных  предметов, курсов с учетом рекомендаций Координационного совета по  введению ФГОС общего образования.  ­ Письма Правительства СПб Комитет по образованию № 03­20­1687/16­0­0 от 04.05.2016. ­ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования»; ­ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений утверждении в федеральный  перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;  ­  Устава МБОУ «СОШ №2 им М.Г. Гайрбекова с.Валерик»;  Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих  программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего, основного  общего образования и ФК ГОС­2004 среднего общего образования; ­ ­ Учебного плана МБОУ «СОШ №2 им М.Г. Гайрбекова с. Валерик» на 2018 – 2019 учебный год. Общие цели и задачи с учетом специфики учебного предмета: Основная цель географии линии учебников издательства «Русское слово» в  основной школе — это учебный предмет, формирующий у учащихся систему  комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей.  Выявление закономерностей развития природы, размещение населения и хозяйства  и особенности динамики и территориальных следствиях главных природных,  экологических, социально­экономических и иных процессов, протекающих в  географическом пространстве. Выделение проблем взаимодействия общества и  природы, адаптации человека к географическим условиям проживания,  географических подходов к устойчивому развитию территорий. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие  учебно­методические задачи: • формирование системы географических знаний как компонента научной картины  мира; • формирование знаний о многообразии современного географического  пространства, дающих возможность сформировать географическую картину мира; • дать понятие характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально­экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в  географическом пространстве России и мира; • дать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, с  учётом значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; • дать понимание закономерностей размещения населения и территориальной  организации хозяйства в связи с природными, социально­экономическими и  экологическими факторами, определить зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • дать глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные  виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы,  особенности природопользования в их взаимозависимости; • вырабатывание у обучающихся понимания общественной потребности в  географических знаниях, а также формировать у них отношения к географии как  возможной области будущей практической деятельности;  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного  поведения в окружающей среде. Место   учебного   предмета   в   учебном   плане   (количество   учебных   часов,   на которое рассчитана рабочая программа): Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего  образования и авторской программе А.И.Алексеева, на изучение географии: ­ в 5 классе отводится 34 часа; ­ в 6 классе отводится 34 часа;  ­ в 7 классе 2 часа в неделю, т.е. отводится 70 часов учебного времени, из них 2 часа резервного времени, часы которого распределены по часу на зачёт по  географической номенклатуре и итоговое тестирование за курс 7 класса. Данная программа предполагает изучение в 8­9 классах природы, населения и  хозяйства России, а также изучается природа, население и хозяйство ЧР. В связи с  отсутствием программы по ЧР, за основу взята рекомендация примерной  программы по темам изучения. На географию ЧР отведено 25 самостоятельных  урока. Тематика уроков взята из содержания «География ЧР»: Учебное пособие для 8­9 классов общеобразовательной школы в 2 частях: Часть 1. Физическая география ЧР. Часть 2. Экономическая и социальная география ЧР 2011г. автор А. Л.Устаев. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» Выпускник научится: выбирать источники географической информации (картографические,  статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы  данных), адекватные решаемым задачам;  ориентироваться в источниках географической информации (картографические,  статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы  данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать  качественные и количественные показатели, характеризующие географические  объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим  картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую,  взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,  представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,  географического описания) географическую информацию, необходимую для  решения учебных и практико­ориентированных задач; использовать различные источники географической информации  (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения,  компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико­ ориентированных задач: выявление географических зависимостей и  закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения  и интерпретации географической информации объяснение географических явлений  и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет  количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,  основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической  информации; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,  атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной  высоты, направления и скорости течения водных потоков; различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать  географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных  свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях  между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для  объяснения их свойств, условий протекания и различий; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы  в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические  процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и  отдельных регионов и стран; использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными  демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и  практико­ориентированных задач; описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;  различать географические процессы и явления, определяющие особенности  природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,  материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации  человека к разным природным условиям; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;  приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных  территорий; различать принципы выделения и устанавливать соотношения между  государственной территорией и исключительной экономической зоной России; оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей  на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения  практико­ориентированных задач по определению различий в поясном времени  территорий в контексте реальной жизни; различать географические процессы и явления, определяющие особенности  природы России и ее отдельных регионов; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных  территорий России; объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных  территорий России;  использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных  территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах  отдельных территорий России для решения практико­ориентированных задач в  контексте реальной жизни; различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и  явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных  регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную  структуру, особенности размещения населения по территории страны,  географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; использовать знания о естественном и механическом движении населения,  половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,  этническом и религиозном составе населения России для решения практико­ ориентированных задач в контексте реальной жизни; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях  повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;  функциональную и территориальную структуру хозяйства России; использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения  отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,  функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа  факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по  территории страны;  объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных  регионов России; сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов  России; сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности  жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;  уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,  использовать компас для определения азимута;  описывать погоду своей местности;  объяснять расовые отличия разных народов мира; давать характеристику рельефа своей местности;  уметь выделять в записках путешественников географические особенности  территории приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи  для решения учебных и практических задач по географии; оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться: создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками  географической информации; подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о  современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для  сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и  окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении  социально­экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры  практического использования географических знаний в различных областях  деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в  научно­популярной литературе и средствах массовой информации; составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и  закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической  оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих  глобальных изменений климата; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных  территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами; оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,  обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и  геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной  коммуникационной системы; давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,  оценивать границы с точки зрения их доступности; делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате  изменения их компонентов; наносить на контурные карты основные формы рельефа; давать характеристику климата своей области (края, республики); показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении  численности населения России, его половозрастной структуры, развитии  человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику; объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов  России выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации  гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России; выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой  экономике; объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем  человечества; оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития России. 2.Содержание учебного предмета «География». География Земли Источники географической информации Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о   мире.   Выдающиеся   географические   открытия.   Современный   этап   научных географических исследований. Глобус.  Масштаб   и   его   виды.   Параллели.   Меридианы.   Определение направлений   на   глобусе.   Градусная   сетка.   Географические   координаты,   их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические   методы   изучения   окружающей   среды.   Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический   метод.   Моделирование   как   метод   изучения   географических объектов и процессов. Природа Земли и человек Земля   —   планета   Солнечной   системы.  Земля   —   планета   Солнечной системы.   Форма,   размеры   и   движения   Земли,   их   географические   следствия. Неравномерное   распределение   солнечного   света   и   тепла   на   поверхности   Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Земная  кора  и  литосфера.  Рельеф  Земли.  Внутреннее   строение   Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера.  Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной  коры,  её  строение   под   материками   и  океанами.  Литосферные   плиты,  их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.   Условия   жизни   людей   в   районах   распространения   землетрясений   и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли.  Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.   Неоднородность   земной   поверхности   как   следствие   взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек   и   литосфера.  Опасные   природные   явления,   их   предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной   деятельности   на   литосферу.   Преобразование   рельефа, антропогенные формы рельефа. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на   Земле.   Нагревание   атмосферы,   температура   воздуха,  распределение   тепла   на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.  Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.  Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Погода   и   климат.  Элементы   погоды,   способы   их   измерения, метеорологические  приборы  и инструменты.  Наблюдения за  погодой.  Измерения элементов   погоды   с   помощью   приборов.   Построение   графиков   изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период   наблюдения.   Решение   практических   задач   на   определение   изменений температуры   и   давления   воздуха   с   высотой,   влажности   воздуха.   Чтение   карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.   Адаптация   человека   к   климатическим   условиям   местности.  Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод   Мирового   океана.   Движение   воды   в   Океане.   Использование   карт   для определения   географического   положения   морей   и   океанов,   глубин,   направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование.   Морской   транспорт,   порты,   каналы.   Источники   загрязнения   вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды   суши.   Реки   Земли   —их   общие   черты   и   различия.   Речная   система. Питание   и   режим   рек.   Озёра,   водохранилища,   болота.   Использование   карт   для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ   и   площади   водосборных   бассейнов,   направления   течения   рек.   Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.  Происхождение   и   виды   подземных   вод,   возможности   их   использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники   —   главные   аккумуляторы   пресной   воды   на   Земле.   Покровные   и горные   ледники,   многолетняя   мерзлота:   географическое   распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек   и   гидросфера.   Источники   пресной   воды   на   Земле.   Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Биосфера   Земли.  Разнообразие   растительного   и   животного   мира   Земли. Особенности   распространения   живых   организмов   на   суше   и   в   Мировом   океане. Границы   биосферы   и   взаимодействие   компонентов   природы.   Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная   зональность   и  высотная   поясность   в   растительном   и   животном   мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения   за   растительностью   и   животными   миром   как   способ   определения качества окружающей среды. Почва   как   особое   природное   образование.  Состав   почв,   взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные   факторы   (условия)   почвообразования,   основные   зональные   типы   почв. Плодородие   почв,   пути   его   повышения.   Роль   человека   и   его   хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.   комплексы: Географическая   оболочка   Земли.  Строение,   свойства   и   закономерности географической   оболочки,   взаимосвязи   между   её   составными   частями. Территориальные природно­антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность   и   высотная   поясность.   Природные   зоны   Земли.   Особенности взаимодействия  компонентов  природы и  хозяйственной   деятельности  человека  в разных   природных   зонах.   Географическая   оболочка   как   окружающая   человека среда.   природные,   Население Земли Заселение   человеком   Земли.   Расы.  Основные   пути   расселения   древнего человека.   Расы.   Внешние   признаки   людей   различных   рас.   Анализ   различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Численность населения Земли, её изменение во времени.  Современная численность   населения   мира.   Изменение   численности   населения   во   времени. Методы   определения   численности   населения,   переписи   населения.   Различные прогнозы изменения численности населения Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный  прирост  населения, их  количественные  различия  и географические особенности.   Влияние   величины   естественного   прироста   на   средний   возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции. Размещение   людей   на   Земле.  Показатель   плотности   населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы,   влияющие   на   размещение   населения.   Хозяйственная   деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Народы   и   религии   мира.  Народ.   Языковые   семьи.   География   народов   и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география. Хозяйственная деятельность людей.  Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Городское   и   сельское   население.  Города   и   сельские   поселения. Соотношение   городского   и   сельского   населения   мира.   Многообразие   сельских поселений.   Ведущая   роль   городов   в   хозяйственной,   культурной   и   политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации. Материки, океаны и страны Современный   облик   Земли: географические закономерности.  Материки   и   океаны   на   поверхности   Земли.   Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.   планетарные   Материки,   океаны   и   страны.  Основные   черты   рельефа,   климата   и внутренних вод  Африки,  Австралии,  Северной  и  Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов.  Охрана природы. Историко­культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества. Многообразие   стран,   их   основные   типы.   Столицы   и   крупные   города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. География России Особенности географического положения России Географическое   положение   России.  Территория   и   акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением   других   государств.   Географическое   положение   России   как   фактор развития её хозяйства. Границы   России.  Государственные   границы   России,   их   виды,   значение. Морские   и   сухопутные   границы,   воздушное   пространство   и   пространство   недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.  Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль   в   хозяйстве   и   жизни   людей.   Определение   поясного   времени   для   разных городов России. История   освоения   и   изучения   территории   России.  Формирование   и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах. Современное административно­территориальное устройство страны. Федеративное   устройство   страны.   Субъекты   Российской   Федерации,   их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Природа России Природные условия и ресурсы России.  Природные условия и природные ресурсы. Природно­ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и   проблемы   рационального   использования   природных   ресурсов.   Основные ресурсные   базы.   Группировка   отраслей   по   их   связи   с   природными   ресурсами. Сравнение природно­ресурсного капитала различных районов России. Геологическое   строение,   рельеф   и   полезные   ископаемые.  Основные этапы   формирования   земной   коры   на   территории   России.   Особенности геологического   строения   России:   основные   тектонические   структуры.   Основные формы   рельефа   и   особенности   их   распространения   на   территории   России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.   формирующие   рельеф. Влияние   внутренних   и   внешних   процессов   на   формирование   рельефа. Современные   процессы,   Области   современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные   природные   явления.   Минеральные   ресурсы   страны   и   проблемы   их рационального   использования.   Изменение   рельефа   под   влиянием   деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат   и   климатические   ресурсы.  Факторы,   определяющие   климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных   масс.   Определение   по   картам   закономерностей   распределения солнечной   радиации,   средних   температур   января   и   июля,   годового   количества осадков,   испаряемости   по   территории   страны.   Климатические   пояса   и   типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации   человека   к   разнообразным   климатическим   условиям   на   территории страны.   Климат   и   хозяйственная   деятельность   людей.   Оценка   основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.  Опасные   и   неблагоприятные   климатические   явления.   Методы   изучения   и прогнозирования   климатических   явлений.   Определение   особенностей   климата своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение   рек   по   бассейнам   океанов.   Главные   речные   системы   России. Выявление   зависимости   между   режимом,   характером   течения   рек,   рельефом   и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. Крупнейшие   озёра,  их   происхождение.   Болота.  Подземные   воды.  Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.  Неравномерность   распределения   водных   ресурсов.   Рост   их   потребления   и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования   почв.   Основные   типы   почв,   их   свойства,   различия   в   плодородии. Размещение основных типов почв на территории России. Почва   —   национальное   богатство.   Почвенные   ресурсы   России.   Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами   почв   своей   местности,   выявление   их   свойств   и   особенностей хозяйственного использования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и   животный   мир   России:   видовое   разнообразие,   факторы,   его   определяющие. Составление прогноза  изменений  растительного и животного  мира  при  заданных условиях   изменения   других   компонентов   природного   комплекса.   Биологические ресурсы,   их   рациональное   использование.   Меры   по   охране   растительного   и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природно­хозяйственные   зоны.  Природно­хозяйственные   зоны   России: взаимосвязь   и   взаимообусловленность   их   компонентов.   Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и   пустынь.   Анализ   физической   карты   и   карт   компонентов   природы   для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Природные   ресурсы   зон,   их   использование,   экологические   проблемы. Заповедники.   Высотная   поясность.   Особо   охраняемые   природные   территории России. Памятники Всемирного природного наследия. Население России Численность   населения   России.  Численность   населения   России   в сравнении   с   другими   государствами.   Особенности   воспроизводства   российского населения   на   рубеже   XX—   XXI   вв.   Основные   показатели,   характеризующие население   страны   и   её   отдельных   территорий.   Прогнозирование   изменения численности населения России и её отдельных территорий. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного   состава   населения   России   и   определяющие   его   факторы.   Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Народы   и   религии   России.  Россия   —   многонациональное   государство. Многонациональность   как   специфический   фактор   формирования   и   развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России.   Определение   по   карте   особенностей   размещения   народов   России, сопоставление   с   политико   ­   административным   делением   РФ.   Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения   населения:   их   обусловленность   природными,   историческими   и социально­экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.   Сельская   местность,   сельские   поселения.   Определение   и   сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны.   Причины   миграций   и   основные   направления   миграционных   потоков   на разных   этапах   развития   страны.   Определение   по   статистическим   материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Человеческий   капитал   страны.  Понятие   человеческого   капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия   в   уровне   занятости   и   уровне   жизни   населения   России,   факторы,   их определяющие. Качество населения. Хозяйство России Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная   структуры   хозяйства   страны,   факторы   их   формирования   и развития. Экономико­географическое положение России как фактор развития её хозяйства.   Анализ   экономических   карт   для   определения   типов   территориальной структуры хозяйства. Производственный   капитал.  Понятие   производственного   капитала. Распределение   производственного   капитала   по   территории   страны.   Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона   Севера,   их   особенности   и   проблемы.   Условия   и   факторы   размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Топливно­энергетический  комплекс  (ТЭК).  Состав,   место   и   значение   в хозяйстве.   Нефтяная,   газовая,   угольная   промышленность:   география   основных современных   и   перспективных   районов   добычи,   систем   трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики   одного   из   нефтяных   и   угольных   бассейнов   по   картам   и статистическим материалам. Машиностроение.  Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве.   Факторы размещения   машиностроительных   предприятий.   География   важнейших   отраслей: основные   районы   и   центры.   Машиностроение   и   охрана   окружающей   среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. Металлургия.  Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве.   Чёрная   и   цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая   промышленность.  Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве. Факторы   размещения   предприятий.   География   важнейших   отраслей:   основные районы   и   химические   комплексы.   Химическая   промышленность   и   охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения   предприятий.   География   важнейших   отраслей:   основные   районы   и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Агропромышленный   комплекс.  Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве. Сельское   хозяйство.   Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве,   отличия   от   других отраслей   хозяйства.   Земельные   ресурсы   и   сельскохозяйственные   угодья,   их структура.   Земледелие   и   животноводство:   география   основных   отраслей. Определение по картам и эколого ­ климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве.   Факторы   размещения   предприятий. География   важнейших   отраслей:   основные   районы   и   центры.   Пищевая промышленность   и охрана  окружающей  среды.  Лёгкая  промышленность. Состав, место   и   значение   в   хозяйстве.   Факторы   размещения   предприятий.   География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. Сфера услуг (инфраструктурный комплекс).  Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки.   Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве,   основные   районы,   центры,  города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.   География ЧР. Территория, границы, географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия. Речная сеть. Озёра, болота, водоёмы. Природные зоны  равнинной части ЧР. Высотная поясность в горах. Антропогенные ландшафты. Экологические проблемы. Районы России Природно­хозяйственное районирование России. Принципы   и   виды природно­   хозяйственного   районирования   страны.   Анализ   разных   видов районирования России. Крупные регионы и районы России. Регионы России: Западный и Восточный. Районы России:  Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения,   его   влияние   на   природу,   хозяйство   и   жизнь   населения.   Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население:   численность,   естественный   прирост   и   миграции,   специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально­экономическом развитии страны. География   важнейших   отраслей   хозяйства,   особенности   его   территориальной организации.   Географические   аспекты   основных   экономических,   социальных   и экологических   проблем   района,   региона.   Внутренние   природно­хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства   регионов,   районов.   Анализ   взаимодействия   природы   и   человека   на примере одной из территорий региона. Россия в современном мире Россия   в   системе   международного   географического   разделения   труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. География ЧР. ЭГП. Административно­территориальное устройство ЧР. Природно­ресурсный  потенциал. Население и трудовые ресурсы. Общая характеристика хозяйства ЧР. Промышленность, особенности развития. С/Х, развитие АПК. Транспорт и связь. Непроизводственная сфера. Использование и перспектива развития рекреационных  ресурсов. Города ЧР. Экологические проблемы ЧР. 3.Тематическое планирование 5 класс Тема урока На какой Земле мы живём. Зачем нам география и как мы будем её изучать. Планета и Земля. Как люди открывали Землю.  Как люди открывали Землю. № п/п 1 2 3 Ко л. ча с 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Входное тестирование. География сегодня. Планета Земля. Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Итоговое тестирование за 1­четверть. План и карта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Земная поверхность на плане и карте. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №1. «Построение плана местности» Географическая карта. Градусная сетка. Практическая работа № 2.  «Определение по карте расстояний и направлений»  Географические координаты. Географические координаты. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 3.  «Определение по карте и глобусу географических координат объектов» Человек на Земле. Как люди заселяли Землю. Расы и народы. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 4.  «Сравнение стран мира по политической карте» Литосфера­твёрдая оболочка Земли Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы.  Полезные ископаемые.  Итоговое тестирование за 3 четверть. Движения земной коры. Движения земной коры. Практическая работа (тестирование). Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Горы. Учимся с «Полярной звездой».  Практическая работа № 5. «Описание гор и равнин по плану» Литосфера и человек. Обобщение знаний по изученному курсу Итоговая диагностика за курс 5­го класса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ) в о с а ч 0 1 (   я л м е З   е т е н а л п о п   е и № в т с урока е ш е т у 1 П     . 5   а м е 2 Т 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 6 класс Тема урока Что мы будем изучать. Входная диагностика. Гидросфера­водная оболочка Земли. Cостав и строение гидросферы  Мировой океан. Части Океана.  Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов  гидросферы» Воды Мирового океана Реки – артерии Земли. Реки – артерии Земли.  Практическая работа № 2. «Описание реки по плану» Режим и работа рек. Озера и болота Подземные воды и ледники Гидросфера и человек Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» Атмосфера­воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Тепло в атмосфере. Угол падения солнечных лучей. Атмосферное давление Ветер Практическая работа № 3.  «Построение розы ветров по данным календаря погоды» Влага в атмосфере. Влага в атмосфере. Облака. Осадки. Погода. Кол . час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Климат. Атмосфера и человек. Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».  Практическая работа № 4.  Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погода. Биосфера­живая оболочка Земли. Биосфера – земная оболочка. Почвы. Биосфера – сфера жизни.  Практическая работа № 5. Описание одного  растения или животного своей местности. Географическая оболочка. Географическая оболочка Земли Природные зоны.  Культурные ландшафты Обобщение знаний по изученному курсу Итоговая диагностика за курс 6­го класса. 7 класс Тема урока Введение.  Как вы будете изучать географию в 7 классе Методы изучения окружающей среды. Входная диагностика. Географическая карта – особый источник информации   Пр.работа №1: «Анализ карт географического атласа» Население Земли. Народы и религии мира Городское и сельское население Размещенипе людей на Земле. Численность населения Земли, ее  изменение во времени.  Страны мира. Пр. работа №2: «Народы и плотность населения мира»» Природа Земли. Развитие земной коры. Земная кора на карте.  Природные ресурсы земной коры.  Температура воздуха на разных широтах. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Общая циркуляция атмосферы. Климатические пояса и области Земли. Пр.работа №3: «Описание одного из климатических поясов Земли» Океанические течения. Пр. работа № 4: «Характеристика океанических течений»  Реки и озера Земли Пр.работа№5: «Описание реки по плану» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ко л. ча с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Природные зоны Земли Океаны Земли. Океаны Земли. Пр.работа№6: «Описание океана по плану» 25 Материки. 26 27 28 Как мир делится на части. Как мир объединяется. Обобщение по теме. 18 19 20 21 22 23 24 28 29 30 31 32 33 58 59 60 61 Формирование познавательной и информационной культуры, развитие  навыков самостоятельной работы с техническими средствами  информационных технологий Растительный и животный мир Земли. Почва как особое природное образование. Итоговое обобщение по природе Земли. Природные комплексы и регионы. Материки и океаны. Латинская Америка в мире. Африка: образ материка. Африка в мире. Африка: путешествие (1). Африка: путешествие (2). Египет. Учимся с полярной звездой.  Пр.р.№7: «Описание географического положения материка». Австралия: образ материка. Австралия: путешествие. Пр. работа №8. Антарктиды. Пр. работа №8. 34 35 36 37 38 Южная Америка: образ материка (1). 39 Южная Америка: образ материка (2). 40 41 Южная Америка: путешествие (1). 42 Южная Америка: путешествие (2). 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Бразилия. Итоговое обобщение по южным материкам (тестирование). Северная Америка: образ материка Англо­Саксонская Америка. Северная Америка: путешествие (1). Северная Америка: путешествие (2). Соединённые Штаты Америки. Итоговое обобщение по Северной Америке (тестирование). Евразия: образ материка (1). Евразия: образ материка (1). Европа в мире. Германия. Франция. Великобритания.  Пр.р.9:  «Составление сравнительной характеристики двух стран по плану» Азия в мире. Азия: путешествие (1). Азия: путешествие (2). Китай. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65 66 67- 68 № ур 1 2 3 4 5 6 Индия. Итоговое обобщение по северным материкам (тестирование).  Россия в мире. Заключение. Повторение изученного за курс 7 класса Годовая контрольная работа по теме «География. Страноведение» 8 класс Тема урока Россия в мире  Россия на карте мира Государственные границы России.  Входной контроль. Россия на карте часовых поясов.  Как ориентироваться по карте России. Формирование территории России.  Наше национальное богатство и наследие. Практическая работа № 1.  Обозначение на контурной карте государственной границы России. Россияне Численность населения Воспроизводство населения.  Возрастной и половой состав населения «Демографический портрет» страны Практическая работа № 2.  Анализ карты   народов России 7 8 9 10 11 12 Мозаика народов. 13 14 15 Миграции населения 16 17   Размещение населения. Города и сельские поселения. Урбанизация. Рынок труда. Трудовые ресурсы Итоговое тестирование за 1 четверть. Природа 18 19 20 21 22 23 24 25 26 История развития земной коры Рельеф: тектоническая основа. Рельеф: скульптура поверхности Полезные ископаемые России.  Практическая   работа   №   3.   Определение   по   картам   закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция Зима и лето в нашей северной стране. Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей  распределения климатических показателей Климат и хозяйственная деятельность людей. 27 28 Моря России.  29 30 31 Реки.  Где спрятана вода. Водные ресурсы. 1 2 1 1 Кол  час. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Практическая работа № 5. Описание одной из рек с использованием  тематических карт. Почва ­ особое природное тело Итоговое тестирование за 2 четверть. Природно­хозяйственные зоны Северные безлесные зоны.  Лесные зоны.  Степи и лесостепи. 35 36 37 38 Южные безлесные зоны 39 40 Зональность в природе и жизни людей Субтропики. Высотная поясность Практическая работа № 6 ­ Составление характеристики природно­ хозяйственной зоны по плану. 41 Хозяйство Этапы развития хозяйства в России Особенности экономики России.  Реализуем проект. Топливно­энергетический комплекс.  Нефтяная промышленность Газовая промышленность Электроэнергетика.  Чёрная металлургия.  Цветная металлургия. 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Машиностроение. 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 № ур 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Итоговое тестирование за 3 четверть. Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство Агропромышленный комплекс. Пр. работа№7. Сухопутный транспорт.  Водный транспорт. Авиационный транспорт. Социальная инфраструктура. Информационная инфраструктура  Пр. работа № 8. Составление характеристики отрасли хозяйства (по выбору) География ЧР. Территория, границы, географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия. Речная сеть. Озёра, болота, водоёмы. Высотная поясность в горах Природные зоны равнинной части ЧР. Экологические проблемы. Итоговое тестирование за курс 8 класса. 9 класс. Тема урока Кол  час. Регионы России. 1 2 3 Введение. Входной контроль. Районирование России. Учимся   с   "Полярной   звездой".   Административно­   территориальное   устройство России. Великие равнины России. Горный каркас России ­ Урал и горы Южной Сибири. 4 5 6 Мерзлотная Россия Восточная и Северо­Восточная Сибирь. 7 8 9 10 Учимся с "Полярной звездой". Тест по теме "Регионы России". Экзотика России ­ Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России. Европейская Россия 11 Пространство Центральной России. 12 Центральная Россия: освоение территории и население. 13 Центральный район. 14 Волго ­ Вятский район. 15 Центрально­ Черноземный район. 16 Учимся с "Полярной звездой". 17 Москва и Подмосковье 18 Учимся с "Полярной звездой". Обобщение темы Центральная Россия. Тест. Северо­Запад 19 Пространство Северо­Запада 20  Северо­Запад: хозяйство "окно в Европу" 21 Северо­Запад: хозяйство 22 Санкт­Петербург – вторая столица России 23 Учимся   с   "Полярной   звездой".   Подготовка   сообщения   «Санкт­   Петербург   в системе мировых культурных ценностей» Европейский Север. 24 Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой". 25 26 27 Учимся с "Полярной звездой". Оценка природно­ ресурсного потенциала  Европейский Север: освоение территории и население  Европейский Север: хозяйство и проблемы.  Европейского Севера на основе тематических карт Европейский Юг. 28 Пространство Северного Кавказа 29 Северный Кавказ: освоение территории и население 30 Северный Кавказ: хозяйство и проблемы 31 Учимся с "Полярной звездой". 32 Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест Поволжье. 33 Пространство Поволжья 34 Поволжье: освоение территории и население 35 Поволжье: хозяйство и проблемы 36 Учимся с "Полярной звездой". 37 Обобщение темы Поволжья. Тест Урал. 38 Пространство Урала. 39 Урал: освоение территории и население 40 Население и города. Уровень урбанизации 41 Современное хозяйство и проблемы Урала 42 Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" 43 Обобщение темы Урал. Тест Азиатская Россия. Сибирь. 44 Пространство Сибири 45 Сибирь: освоение территории и население 46 Сибирь: хозяйство 47 48 49 Учимся с "Полярной звездой". 50 Обобщение темы Сибирь. Тест Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток. 51 Пространство Дальнего Востока 52 Дальний Восток: освоение территории и население (1) 53 Дальний Восток: освоение территории и население (2) 54 Дальний Восток: хозяйство 55 Учимся с "Полярной звездой" (12) 56 Обобщение темы Дальний Восток. Тест География ЧР. 57 ЭГП. Административно­территориальное устройство ЧР. 58 Природно­ресурсный потенциал. 59 Население и трудовые ресурсы. 60 Общая характеристика хозяйства ЧР. 61 Промышленность, особенности развития. 62 С/Х, развитие АПК. 63 Транспорт и связь. 64 Непроизводственная сфера. 65 Использование и перспектива развития рекреационных ресурсов. 66 Города ЧР. 67 Экологические проблемы ЧР. 68 Итоговое тестирование за курс 9 класса. Календарно-тематическое планирование 5 класс Тема урока Кол час Приме чание Дата На какой Земле мы живём. Зачем нам география и как мы будем её изучать. Планета и Земля. Как люди открывали Землю.  1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Как люди открывали Землю. Входное тестирование. География сегодня. Планета Земля. Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Итоговое тестирование за 1­четверть. План и карта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Земная поверхность на плане и карте. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №1. «Построение плана местности» Географическая карта. Градусная сетка. Практическая работа № 2.  «Определение по карте расстояний и направлений»  Географические координаты. Географические координаты. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 3.  «Определение по карте и глобусу географических  координат объектов» Человек на Земле. Как люди заселяли Землю. Расы и народы. Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 4.  «Сравнение стран мира по политической карте» Литосфера­твёрдая оболочка Земли Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы.  Полезные ископаемые.  Итоговое тестирование за 3 четверть. Движения земной коры. Движения земной коры. Практическая работа (тестирование). Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Горы. Учимся с «Полярной звездой».  Практическая работа № 5. «Описание гор и равнин  по плану» Литосфера и человек. Обобщение знаний по изученному курсу Итоговая диагностика за курс 5­го класса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 6 класс № урока 1 2 3 Тема урока Что мы будем изучать. Входная диагностика. Гидросфера­водная оболочка Земли. Cостав и строение гидросферы  Мировой океан. Части Океана.  Кол . час 1 1 1 Приме чание дата 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа № 1. «Обозначение на  контурной карте объектов гидросферы» Воды Мирового океана Реки – артерии Земли. Реки – артерии Земли.  Практическая работа № 2. «Описание реки по  плану» Режим и работа рек. Озера и болота Подземные воды и ледники Гидросфера и человек Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка  Земли» Атмосфера­воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Тепло в атмосфере. Угол падения солнечных лучей. Атмосферное давление Ветер Практическая работа № 3.  «Построение розы ветров по данным календаря  погоды» Влага в атмосфере. Влага в атмосфере. Облака. Осадки. Погода. Климат. Атмосфера и человек. Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная  оболочка Земли». Практическая работа № 4.  Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника  погода. Биосфера­живая оболочка Земли. Биосфера – земная оболочка. Почвы. Биосфера – сфера жизни.  Практическая работа № 5. Описание одного растения или животного своей  местности. Географическая оболочка. Географическая оболочка Земли Природные зоны.  Культурные ландшафты Обобщение знаний по изученному курсу Итоговая диагностика за курс 6­го класса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 7 класс № урок а Тема урока Введение.  1 2 3 Как вы будете изучать географию в 7 классе Методы изучения окружающей среды. Входная диагностика. Географическая карта – особый источник информации   Пр. работа №1: «Анализ карт географического атласа» Население Земли. Приме чание Дата  Ко л. ча с 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Народы и религии мира Городское и сельское население Размещение людей на Земле. Численность населения  Земли, ее изменение во времени.  Страны мира. Пр. работа №2: «Народы и плотность населения  мира»» Природа Земли. Развитие земной коры. Земная кора на карте.  Природные ресурсы земной коры.  Температура воздуха на разных широтах. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Общая циркуляция атмосферы. Климатические пояса и области Земли. Пр. работа №3: «Описание одного из климатических  поясов Земли» Океанические течения. Пр. работа № 4: «Характеристика океанических  течений»  Реки и озера Земли Пр.работа№5: «Описание реки по плану» Формирование познавательной и информационной  культуры, развитие навыков самостоятельной работы с  техническими средствами информационных технологий Растительный и животный мир Земли. Почва как особое природное образование. Итоговое обобщение по природе Земли. Природные комплексы и регионы. Природные зоны Земли Океаны Земли. Океаны Земли. Пр.работа№6: «Описание океана по плану» 25 Материки. 26 27 28 Как мир делится на части. Как мир объединяется. Обобщение по теме. Материки и океаны. 28 29 30 31 32 33 Африка: образ материка. Африка в мире. Африка: путешествие (1). Африка: путешествие (2). Египет. Учимся с полярной звездой.  Пр.р.№7: «Описание географического положения  материка». Австралия: образ материка. Австралия: путешествие. Пр. работа №8. Антарктиды. Пр. работа №8. 34 35 36 37 38 Южная Америка: образ материка (1). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Латинская Америка в мире. 39 Южная Америка: образ материка (2). 40 41 Южная Америка: путешествие (1). 42 Южная Америка: путешествие (2). 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67- 68 № ур 1 2 Бразилия. Итоговое обобщение по южным материкам  (тестирование). Северная Америка: образ материка Англо­Саксонская Америка. Северная Америка: путешествие (1). Северная Америка: путешествие (2). Соединённые Штаты Америки. Итоговое обобщение по Северной Америке  (тестирование). Евразия: образ материка (1). Евразия: образ материка (1). Европа в мире. Германия. Франция. Великобритания.  Пр.р.9:  «Составление сравнительной характеристики двух  стран по плану» Азия в мире. Азия: путешествие (1). Азия: путешествие (2). Китай. Индия. Итоговое обобщение по северным материкам  (тестирование).  Россия в мире. Заключение. Повторение изученного за курс 7 класса Годовая контрольная работа по теме «География.  Страноведение» 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс Тема урока Россия в мире  Кол  час. Приме чание Дата  Россия на карте мира Государственные границы России.  1 1 Входной контроль. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Россия на карте часовых поясов.  Как ориентироваться по карте России. Формирование территории России.  Наше национальное богатство и наследие.  Практическая работа № 1. Обозначение на  контурной карте государственной границы  России. Россияне Численность населения Воспроизводство населения.  Возрастной и половой состав населения «Демографический портрет» страны Практическая работа № 2.  Анализ карты    народов России   Размещение населения. Города и сельские поселения. Урбанизация. 12 Мозаика народов. 13 14 15 Миграции населения 16 17 Рынок труда. Трудовые ресурсы Итоговое тестирование за 1 четверть.   закономерностей Природа История развития земной коры Рельеф: тектоническая основа. Рельеф: скульптура поверхности Полезные ископаемые России.  Практическая   работа   №   3.   Определение   по картам размещения месторождений полезных ископаемых Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция Зима и лето в нашей северной стране. Практическая работа № 4. Определение по  картам закономерностей распределения  климатических показателей Климат и хозяйственная деятельность людей.   18 19 20 21 22 23 24 25 26 32 33 34 27 28 Моря России.  29 30 31 Реки.  Где спрятана вода. Водные ресурсы. Практическая работа № 5. Описание одной из рек  с использованием тематических карт. Почва ­ особое природное тело Итоговое тестирование за 2 четверть. Природно­хозяйственные зоны Северные безлесные зоны.  Лесные зоны.  Степи и лесостепи. 35 36 37 38 Южные безлесные зоны 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39 40 41 Зональность в природе и жизни людей Субтропики. Высотная поясность Практическая работа № 6 ­ Составление  характеристики природно­хозяйственной зоны по  плану. Хозяйство Этапы развития хозяйства в России Особенности экономики России.  Реализуем проект. Топливно­энергетический комплекс.  Нефтяная промышленность Газовая промышленность Электроэнергетика.  Чёрная металлургия.  Цветная металлургия. 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Машиностроение. 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Итоговое тестирование за 3 четверть. Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство Агропромышленный комплекс. Пр. работа№7. Сухопутный транспорт.  Водный транспорт. Авиационный транспорт. Социальная инфраструктура. Информационная инфраструктура  Пр. работа № 8. Составление характеристики  отрасли хозяйства (по выбору) География ЧР. Территория, границы, географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Климатические условия. Речная сеть. Озёра, болота, водоёмы. Высотная поясность в горах Природные зоны равнинной части ЧР. Экологические проблемы. Итоговое тестирование за курс 8 класса. 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс № ур Тема урока Кол  час. Приме чание Дата Регионы России. 1 2 3 Введение. Входной контроль. Районирование России. Учимся   с   "Полярной   звездой". территориальное устройство России. Великие равнины России. Горный каркас России ­ Урал и горы Южной Сибири.   Административно­ 1 1 1 4 1 5 1 6 Мерзлотная Россия Восточная и Северо­Восточная Сибирь. 1 1 7 8 1 1 9 10 Учимся с "Полярной звездой". Тест по теме "Регионы  1 Экзотика России ­ Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России. России". Европейская Россия 11 Пространство Центральной России. 12 Центральная Россия: освоение территории и население. 13 Центральный район. 14 Волго ­ Вятский район. 15 Центрально­ Черноземный район. 16 Учимся с "Полярной звездой". 17 Москва и Подмосковье 18 Учимся с "Полярной звездой". Обобщение темы  Центральная Россия. Тест. Северо­Запад 19 Пространство Северо­Запада 20  Северо­Запад: хозяйство "окно в Европу" 21 Северо­Запад: хозяйство 22 Санкт­Петербург – вторая столица России 23 Учимся с "Полярной звездой". Подготовка сообщения  «Санкт­ Петербург в системе мировых культурных  ценностей» Европейский Север. 24 Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной  звездой". Европейский Север: освоение территории и население  Европейский Север: хозяйство и проблемы.  25 26 27 Учимся с "Полярной звездой". Оценка природно­  ресурсного потенциала Европейского Севера на основе  тематических карт Европейский Юг. 28 Пространство Северного Кавказа 29 Северный Кавказ: освоение территории и население 30 Северный Кавказ: хозяйство и проблемы 31 Учимся с "Полярной звездой". 32 Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест Поволжье. 33 Пространство Поволжья. 34 Поволжье: освоение территории и население 35 Поволжье: хозяйство и проблемы 36 Учимся с "Полярной звездой". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 Обобщение темы Поволжья. Тест Урал. 38 Пространство Урала. 39 Урал: освоение территории и население 40 Население и города. Уровень урбанизации 41 Современное хозяйство и проблемы Урала 42 Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" 43 Обобщение темы Урал. Тест Азиатская Россия. Сибирь. 44 Пространство Сибири 45 Сибирь: освоение территории и население 46 Сибирь: хозяйство 47 48 49 Учимся с "Полярной звездой". 50 Обобщение темы Сибирь. Тест Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток. 51 Пространство Дальнего Востока 52 Дальний Восток: освоение территории и население (1) 53 Дальний Восток: освоение территории и население (2) 54 Дальний Восток: хозяйство 55 Учимся с "Полярной звездой" (12) 56 Обобщение темы Дальний Восток. Тест География ЧР. 57 ЭГП. Административно­территориальное устройство ЧР. 58 Природно­ресурсный потенциал. 59 Население и трудовые ресурсы. 60 Общая характеристика хозяйства ЧР. 61 Промышленность, особенности развития. 62 С/Х, развитие АПК. 63 Транспорт и связь. 64 Непроизводственная сфера. 65 Использование и перспектива развития рекреационных ресурсов. 66 Города ЧР. 67 Экологические проблемы ЧР. 68 Итоговое тестирование за курс 9 класса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Используемый учебно­методический комплект, включая электронные  ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы: 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Учебник. География. 5­6 классы. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение Учебник. География. 7 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение Учебник. География. 8 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение Учебник. География. 9 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение Учебное пособие для 8­9 классов общеобразовательной школы в 2 частях: Часть 1.  Физическая география ЧР. Часть 2. Экономическая и социальная география ЧР  2011г. автор А. Л.Устаев. Материалы на электронных носителях: Электронное приложение к учебнику «География. 5­9 классы. «Полярная  звезда» Федеральный государственный образовательный стандарт ­  http://standart.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование». ­ http://www.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. ­ http://www.school.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school­ collection.edu.ru Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов.  http://fcior.edu.ru/ Федеральный институт педагогических измерений. ­ http://www.fipi.ru/  методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания Атласы и контурные карты:  1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс.  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.  3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.  4. Атлас Физическая география России. 8 класс.  5. Атлас. Россия: экономика и хозяйство 9 класс

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев

Рабочая программа по географии 5-9 класс Алексеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018