Рабочая программа по географии 5-9 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
география
5 кл—9 кл
12.11.2018
Рабочая программа по географии 5-9 классы
Рабочая программа по географии для 5-9 классов. Используется в рамках реализации проекта "Естественнонаучное конвергентное образование". Рабочая программа включает разделы: • пояснительная записка, в которой определяются цели образования в основной школе; • общая характеристика учебного предмета; • описание места учебного предмета в учебном плане; • планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные). • содержание учебного предмета; • тематическое планирование (с характеристикой основных видов деятельности учащихся); • учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по предмету; • оценочные материалы; • календарно-тематический план. КТП состоит из 2-х модулей: теоретический и практический.
География ФГОС 5-9_ЕНКО(Тукаева Р.Р.).doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для учащихся 5­9 общеобразовательных классов Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Срок освоения программы – 5 лет (280 часов) Составитель программы: Тукаева Р.Р., учитель географии 1 Надым Содержание Содержание.................................................................................................................................................2 1.Пояснительная записка..........................................................................................................................3 2.Общая характеристика учебного предмета........................................................................................5 3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета................................................................6 4.Место учебного предмета в учебном плане........................................................................................6 5.Планируемые результаты освоения учебного предмета .................................................................7 (личностные, метапредметные и предметные).....................................................................................7 6.Содержание учебного предмета.........................................................................................................15 Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа).......................................................29 7.Тематическое планирование...............................................................................................................46  (с характеристикой основных видов учебной деятельности обучающихся)................................46 8.Учебно­методическое, материально­техническое и информационное.......................................57 обеспечение образовательного процесса по предмету.......................................................................57 9.Оценочные материалы.........................................................................................................................58 Планируемые результаты изучения учебного предмета..........................................76 10.Календарно­тематический план.......................................................................................................79 2 1.Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «География» для учащихся 5­9 общеобразовательных классов   составлена  на   основе  Фундаментального   ядра   содержания   общего   образования   и требований   к   результатам   основного   общего   образования,   представленных   в   федеральном государственном   образовательном   стандарте   общего   образования   второго   поколения   и   в соответствии с: ­   Законом   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   №273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»; ­ Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897); ­   Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего образования (приказ Минобрнауки РФ №1015 от 30.08.2013г.); ­   примерной   программой   по   географии   для   основной   школы   (Примерные   программы   по учебным предметам. география. 5­9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 20с. (Стандарты второго поколения)). ­ учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма». ­ электронным образовательным комплексом «Живой урок», http://live­st.ru/. Рабочая программа включает разделы:           пояснительная записка, в которой определяются цели образования в основной школе;  общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные). содержание учебного предмета;  тематическое   планирование   (с   характеристикой   основных   видов   деятельности учащихся); учебно­методическое, образовательного процесса по предмету; оценочные материалы; календарно­тематический план.  и  информационное   обеспечение  материальнотехническое В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего   образования,   в  том   числе   и   в   использовании   основных   видов   учебной   деятельности 3 обучающихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей  основного   общего   образования трудно переоценить. География ­ предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно­общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся: ­  целостного  восприятия  мира   как   иерархии   формирующихся   и   развивающихся   по определенным законам взаимосвязанных природно­общественных территориальных систем; ­  комплексного   представления   о   географической   среде  как   среде   обитания   (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; ­ умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план,   карта   и   т.д.),   а   также   использовать   географические   знания   для   организации   своей жизнедеятельности; ­ умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; ­  социально   значимых   качеств  личности:   гражданственность,   патриотизм;   гражданскую   и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. География   в   основной   школе   —   учебный   предмет,   формирующий   у   обучающихся   систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике  и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально­экономических и иных процессов,   протекающих   в   географическом   пространстве,  проблемах   взаимодействия   общества   и природы,   об   адаптации   человека   к   географическим   условиям   проживания,   о   географических подходах к устойчивому развитию территорий. Изучение   предмета   «ГЕОГРАФИЯ»   в   части   формирования   у   обучающихся   научного мировоззрения,   освоения   общенаучных   методов,   освоения   практического   применения   научных знаний по географии в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «Физика», «Экология», «История» «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др. Формирование   системных   знаний   у   школьников   при   изучении   учебного   предмета «География» реализуется на основе когнитивной и интегральной образовательных технологий   в рамках конвергентного естественного образования. Цели   и   образовательные   результаты   представлены   в   рабочей   программе   на   личностном, метапредметном и предметном уровнях. Содержание в рабочей программе представлено теоретическим и практическим модулями, данное структурирование программы отражено в календарно­тематическом планировании  Целями изучения географии в основной школе являются: • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • понимание  особенностей   взаимодействия  человека  и   природы   на  современном  этапе  его развития с учетом исторических факторов; • познание характера, сущности и динамики  главных  природных, экологических, социально­ экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом  пространстве России и мира; 4 • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его   развития,   значения  охраны   окружающей   среды   и   рационального   природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • формирование  системы   интеллектуальных,   практических,   универсальных   учебных, оценочных,   коммуникативных    умений,   обеспечивающих  безопасное,   социально  и   экологически целесообразное поведения в окружающей среде; • формирование   общечеловеческих   ценностей,   связанных   с   пониманием   значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; • понимание   закономерностей   размещения   населения   и  территориальной   организации хозяйства   в   связи   с   природными,   социально­экономическими   и   экологическими   факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • глубокое   и   всестороннее   изучение   географии   России,  включая   различные   виды   ее   особенности   хозяйство,   население,   регионы, географического   положения, природопользования в их взаимозависимости;   природу, • формирование   опыта   жизнедеятельности   через   усвоенные   человечеством   научные общекультурные   достижения   (карта,   космические   снимки,   путешествия,   наблюдения   традиции, использование   приборов   и   техники),   способствующие   изучению,   освоению   и   сохранению географического пространства; • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально­ коммуникативных   потребностей   на   основе   создания   собственных   географических   продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации); • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. 2.Общая характеристика учебного предмета Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,  личностно­деятельностного, историко­проблемного, интегративного, компетентностного  подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Содержание  программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли  как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера:  о целостности и  дифференциации   природы   материков,   их   крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок   «География   России»   —   центральный   в   системе   российского   школьного   образования, выполняющий наряду с содержательно­обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса   —   формирование   географического   образа  своей   Родины   во   всем   его   многообразии   и целостности   на   основе   комплексного   подхода   и   показа   взаимодействия   и   взаимовлияния   трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Содержание   курса   направлено   на   формирование   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   развитие   познавательных   и   коммуникативных   качеств   личности.  Обучающиеся включаются в  проектную и исследовательскую деятельность,  основу которой составляют  такие 5 учебные действия,  как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить  эксперимент,  делать  выводы  и  умозаключения,  объяснять,  доказывать,  защищать   свои идеи,  давать определения понятиям, структурировать материал и др.  Обучающиеся  включаются в коммуникативную учебную деятельность,  где преобладают  такие её виды,  как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. 3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Школьный курс географии  играет важную роль в реализации   основной   цели   современного российского  образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической   установкой,   в   значительной   мере   определяющей   отбор   и   интерпретацию содержания курса географии, является установка на  формирование в его рамках системы базовых национальных  ценностей как основы воспитания, духовно­нравственного  развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:  ценностные ориентации, отражающие их индивидуально­личностные позиции: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); ­  осознание   выдающейся   роли   и   места   России   как   части  мирового   географического пространства; ­  осознание   единства   географического   пространства   России   как   среды   обитания   всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб; ­ осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; ­  осознание   значимости   и   общности   глобальных   проблем  человечества   и   готовность   солидарно противостоять глобальным вызовам современности; гармонично развитые социальные чувства и качества: • ­ патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; ­ любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; ­  гражданственность,   вера  в   Россию,   чувство   личной   ответственности   за   Родину   перед современниками и будущими поколениями; ­  уважение  к природе, истории,  культуре России,  национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; ­  эмоционально­ценностное   отношение  к  окружающей  среде,   осознание   необходимости   ее сохранения и рационального использования. 4.Место учебного предмета в  учебном плане География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, их них по 35ч (1ч в неделю) в 5 и 6 класса и по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии   с учебным     планом   курсу географии     на   ступени   основного   общего образования   предшествует  курс   «Окружающий мир»,  включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих   географических   закономерностей,   теорий,   законов,   гипотез   в   старшей   школе.   Таким образом,   содержание   курса   в   основной   школе   представляет   собой   базовое   звено   в   системе непрерывного  географического  образования и является  основой  для последующей  уровневой  и профильной дифференциации. 6 5.Планируемые результаты освоения учебного предмета  (личностные, метапредметные и предметные) Личностным результатом  обучения географии в основной школе является формирование всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой современных   мировоззренческих   взглядов,   ценностных   ориентаций,   идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: –   ценностные   ориентации   выпускников   основной   школы,   отражающие   их   индивидуально­ личностные позиции:  гуманистические   и   демократические   ценностные   ориентации,   готовность   следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;  осознание   себя   как   члена   общества   на   глобальном,   региональном   и   локальном   уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);  осознание   целостности   природы,   населения   и   хозяйства   Земли,   материков,   их   крупных районов и стран;  представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;  осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;  осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества:  умение оценивать с позиций социальных  норм собственные поступки и поступки других людей;  эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;  патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;  уважение   к   истории,   культуре,   национальным   особенностям,   традициям   и   образу   жизни других народов, толерантность;  готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; –   образовательные   результаты   –   овладение   на   уровне   общего   образования   законченной системой   географических   знаний   и   умений,   навыками   их   применения   в   различных   жизненных ситуациях. Средством   развития  личностных   результатов   служит   учебный   материал   и   прежде   всего продуктивные   задания   учебника,   нацеленные   на   понимание   собственной   деятельности   и сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным народам; – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.  Метапредметными  результатами   изучения   курса   «География»   является   формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: –   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: 5–6 классы  самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему,   определять   цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; 7  выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 7–9 классы  самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   проблему   в   классной   и   индивидуальной учебной деятельности;  выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;  работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);  планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;  работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;   самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;  организация   своей   жизни   в   соответствии   с   общественно   значимыми   представлениями   о здоровом   образе   жизни,   правах   и   обязанностях   гражданина,   ценностях   бытия   и   культуры, социального взаимодействия;  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования  регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; –   умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее   преобразование, сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических   средств   и   информационных технологий: 5–6­  классы  анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления.   выявлять причины и следствия простых явлений;  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;   составлять   тезисы,   различные   виды   планов   (простых,   сложных   и   т.п.);   преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);  вычитывать все уровни текстовой информации;  8  уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  7–9 классы  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;  давать   определение   понятиям   на   основе   изученного   на   различных   предметах   учебного материала;   осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений;   обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  создавать   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта,   преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;  преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации   и   представления   информации.   представлять   информацию   в   оптимальной   форме   в зависимости от адресата;  понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения),   доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;   самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;  уметь использовать  компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения   своих   целей.   уметь   выбирать   адекватные   задаче   инструментальные   программно­ аппаратные средства и сервисы. Средством формирования  познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:  осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;  освоение   системы   географических   знаний   о   природе,   населении,   хозяйстве   мира   и   его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление обучающихся;  использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;  использование карт как информационных образно­знаковых моделей действительности. Коммуникативные УУД: 5–6 классы  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). 7–9 классы  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;   в   дискуссии   уметь   выдвинуть   контраргументы,   перефразировать   свою   мысль   (владение механизмом эквивалентных замен);  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;  понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения),   доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;   уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий   и   подводящий   диалог)   и   организация   работы   в   малых   группах,   а   также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметные результаты: Выпускник научится: 9  выбирать   источники   географической   информации   (картографические,   статистические, текстовые,   видео­   и   фотоизображения,   компьютерные   базы   данных),   адекватные   решаемым задачам;   ориентироваться   в   источниках   географической   информации   (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать   необходимую  информацию;  определять  и  сравнивать   качественные  и  количественные показатели,   характеризующие   географические   объекты,   процессы   и   явления,   их   положение   в пространстве   по   географическим   картам   разного   содержания   и   другим   источникам;   выявлять недостающую,   взаимодополняющую   и/или   противоречивую   географическую   информацию, представленную в одном или нескольких источниках;  представлять  в различных формах  (в виде  карты, таблицы,  графика,  географического описания)   географическую   информацию,   необходимую   для   решения   учебных   и   практико­ ориентированных задач;  использовать   различные   источники   географической   информации   (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико­ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей   на   основе   результатов   наблюдений,   на   основе   анализа,   обобщения   и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств,  условий   протекания  и   географических  различий);   расчет  количественных  показателей, характеризующих   географические   объекты,   явления   и   процессы;   составление   простейших географических   прогнозов;   принятие   решений,   основанных   на   сопоставлении,   сравнении   и/или оценке географической информации;  проводить   с   помощью   приборов   измерения   температуры,   влажности   воздуха, атмосферного   давления,   силы   и   направления   ветра,   абсолютной   и   относительной   высоты, направления и скорости течения водных потоков;  различать   изученные   географические   объекты,   процессы   и   явления,   сравнивать географические   объекты,   процессы   и   явления   на   основе   известных   характерных   свойств   и проводить их простейшую классификацию;  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными   географическими  объектами,  процессами   и  явлениями  для  объяснения  их  свойств, условий протекания и различий;  оценивать   характер   взаимодействия   деятельности   человека   и   компонентов   природы   в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;  различать  (распознавать,  приводить   примеры)   изученные  демографические  процессы   и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;  использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико­ориентированных задач;  описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;   различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;  устанавливать   черты   сходства   и   различия   особенностей   природы   и   населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;   приводить   примеры   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах   отдельных территорий;  различать   принципы   выделения   и   устанавливать   соотношения   между   государственной территорией и исключительной экономической зоной России;  оценивать   воздействие   географического   положения   России   и   ее   отдельных   частей   на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; 10  использовать   знания   о   мировом,   зональном,   летнем   и   зимнем   времени   для   решения практико­ориентированных   задач   по   определению   различий   в   поясном   времени   территорий   в контексте  реальной жизни;  различать   географические   процессы   и   явления,   определяющие   особенности   природы России и ее отдельных регионов;  оценивать   особенности   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах   отдельных территорий России;  объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;  оценивать   природные   условия   и   обеспеченность   природными   ресурсами   отдельных территорий России;   использовать   знания   об   особенностях   компонентов   природы   России   и   ее   отдельных территорий,   об   особенностях   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах   отдельных территорий России для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни;  различать   (распознавать,   приводить   примеры)   демографические   процессы   и   явления, характеризующие   динамику   численности   населения   России   и   отдельных   регионов;   факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;  использовать   знания   о   естественном   и   механическом   движении   населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском  населении,  этническом и религиозном составе населения России для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни;  находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;  различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;  использовать   знания   о   факторах   размещения   хозяйства   и   особенностях   размещения отраслей   экономики   России   для   объяснения   особенностей   отраслевой,   функциональной   и территориальной   структуры   хозяйства   России   на   основе   анализа   факторов,   влияющих   на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;   объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;  сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;  сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности  жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;   уметь   ориентироваться   при   помощи   компаса,   определять   стороны   горизонта, использовать компас для определения азимута;   описывать погоду своей местности;   объяснять расовые отличия разных народов мира;  давать характеристику рельефа своей местности;   уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории  приводить примеры современных видов связи, применять   современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться:  создавать простейшие географические карты различного содержания;  моделировать географические объекты и явления;  работать   с   записками,   отчетами,   дневниками   путешественников   как   источниками географической информации; 11  подготавливать   сообщения   (презентации)   о   выдающихся   путешественниках,   о современных исследованиях Земли;  ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;  приводить   примеры,   показывающие   роль  географической   науки  в  решении  социально­ экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;  воспринимать   и   критически   оценивать   информацию   географического   содержания   в научно­популярной литературе и средствах массовой информации;  составлять   описание   природного   комплекса;выдвигать   гипотезы   о   связях   и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;  сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;  оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;  объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами;  оценивать   возможные   в   будущем   изменения   географического   положения   России, обусловленные   мировыми   геодемографическими,   геополитическими   и   геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;  давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;  делать   прогнозы   трансформации   географических   систем   и   комплексов   в   результате изменения их компонентов;  наносить на контурные карты основные формы рельефа;  давать характеристику климата своей области (края, республики);  показывать   на   карте   артезианские   бассейны   и   области   распространения   многолетней мерзлоты;  выдвигать   и   обосновывать   на   основе   статистических   данных   гипотезы   об   изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;  оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;  объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России  выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;  выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;  объяснять   возможности   России   в   решении   современных   глобальных   проблем человечества;  оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития России. Предметными   результатами  изучения   курса   «География»   5–9­х   классах   являются следующие умения: 5 класс  осознание роли географии в познании окружающего мира: ­ объяснять роль различных источников географической информации.   освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: ­ объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; ­ формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; ­   выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   географических   объектов   и явлений. 12  использование географических умений: ­ находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; ­составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; ­   применять   приборы   и   инструменты   для   определения   количественных   и   качественных характеристик компонентов природы.  использование карт как моделей: ­ определять на карте местоположение географических объектов.  понимание смысла собственной действительности: ­ определять роль результатов выдающихся географических открытий; ­   использовать   географические   знания   для   осуществления   мер   по   сохранению   природы   и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; ­   приводить   примеры   использования   и   охраны   природных   ресурсов,   адаптации   человека   к условиям окружающей среды. 6 класс  осознание роли географии в познании окружающего мира: ­ объяснять роль различных источников географической информации.  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: ­ объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; ­ объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; ­   выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   географических   объектов   и явлений; ­ определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; ­ различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; ­ выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; ­ выделять причины стихийных явлений в геосферах.  использование географических умений: ­ находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; ­составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; ­   применять   приборы   и   инструменты   для   определения   количественных   и   качественных характеристик компонентов природы.  использование карт как моделей: ­ определять на карте местоположение географических объектов.  понимание смысла собственной действительности: ­   формулировать   своё   отношение   к   природным   и   антропогенным   причинам   изменения окружающей среды; ­   использовать   географические   знания   для   осуществления   мер   по   сохранению   природы   и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; ­   приводить   примеры   использования   и   охраны   природных   ресурсов,   адаптации   человека   к условиям окружающей среды. 7 класс  осознание роли географии в познании окружающего мира: ­ объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: ­   составлять   характеристику   процессов   и   явлений,   характерных   для   каждой   геосферы   и географической оболочки; ­ выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; ­ объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; 13 ­ определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран; ­ устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; ­ выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.  использование географических умений: ­ анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; ­   находить   и   анализировать   в   различных   источниках   информацию,   необходимую   для объяснения   географических   явлений,   хозяйственный   потенциал   и   экологические   проблемы   на разных материках и в океанах.   использование карт как моделей: ­ различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; ­ выделять, описывать и объяснять по  картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.  понимание смысла собственной действительности: ­   использовать   географические   знания   для   осуществления   мер   по   сохранению   природы   и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; ­   приводить   примеры   использования   и   охраны   природных   ресурсов,   адаптации   человека   к условиям   окружающей   среды,   её   влияния   на   особенности   культуры   народов;   районов   разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира. 8 класс  осознание роли географии в познании окружающего мира: ­ объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; ­ объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: ­ выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории; ­ определять причины и следствия геоэкологических проблем; ­ приводить примеры закономерностей размещения населения, городов; ­   оценивать   особенности   географического   положения,   природно­ресурсного   потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.   использование географических умений: ­ анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений; ­ прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения; ­ составлять рекомендации по решению географических проблем.  использование карт как моделей: ­   пользоваться   различными   источниками   географической   информации:   картографическими, статистическими и др.; ­ определять по картам местоположение географических объектов.  понимание смысла собственной действительности: ­ формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; ­   выражать   своё   отношение   к   идее   устойчивого   развития   России,   рациональному природопользованию,   качеству   жизни   населения,   деятельности   экономических   структур, национальным проектам и государственной региональной политике.  9 класс  осознание роли географии в познании окружающего мира: ­ объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; ­ объяснять сущность происходящих в России социально­экономических преобразований; ­ аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; 14 ­ объяснять типичные черты и специфику природно­хозяйственных систем и географических районов.  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: ­ определять причины и следствия геоэкологических проблем; ­ приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; ­ оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.  использование географических умений: ­ прогнозировать особенности развития географических систем; ­ прогнозировать изменения в географии деятельности; ­ составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.  использование карт как моделей: ­   пользоваться   различными   источниками   географической   информации:   картографическими, статистическими и др.; ­ определять по картам местоположение географических объектов.  понимание смысла собственной действительности: ­ формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; ­   выражать   своё   отношение   к   идее   устойчивого   развития   России,   рациональному природопользованию,   качеству   жизни   населения,   деятельности   экономических   структур, национальным проектам и государственной региональной политике.  6.Содержание учебного предмета Географическое   образование   в   основной   школе   должно   обеспечить   формирование картографической   грамотности,   навыков   применения   географических   знаний   в   жизни   для объяснения,   оценки   и   прогнозирования   разнообразных   природных,   социально­экономических   и экологических   процессов   и   явлений,   адаптации   к   условиям   окружающей   среды   и   обеспечения безопасности   жизнедеятельности.   Это   позволяет   реализовать   заложенную   в   образовательных стандартах   метапредметную   направленность   в   обучении   географии.   Обучающиеся   овладеют научными   методами   решения   различных   теоретических   и   практических   задач,   умениями формулировать   гипотезы,   конструировать,   проводить   наблюдения,   оценивать   и   анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно­научного и естественно ­ научного знания, поэтому   содержание   учебного   предмета   «География»   насыщенно   экологическими, этнографическими,   социальными,   экономическими   аспектами,   необходимыми   для   развития представлений   о  взаимосвязи   естественных   и   общественных   дисциплин,   природы   и   общества   в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению   географической   среды   в   целом   и   ее   пространственной   дифференциации   в   условиях разных   территорий   и   акваторий   Земли.   Содержание   учебного   предмета   «География»   включает темы,   посвященные   актуальной   геополитической   ситуации   страны,   в   том   числе   воссоединение России и Крыма. Учебный   предмет   «География»   способствует   формированию   у   обучающихся   умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение   предмета   «География»   в   части   формирования   у   обучающихся   научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического   применения   научных   знаний   основано   на   межпредметных   связях   с   предметами: «Физика»,   «Основы   безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.   «Математика»,   «Экология»,   «Химия»,   «Биология», Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. 15 Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья:  путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха   Великих   географических   открытий   (открытие   Нового   света,   морского   пути   в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические   открытия   XVII–XIX   вв.   (исследования   и   открытия   на   территории Евразии   (в  том числе  на  территории  России),  Австралии  и Океании,  Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические   исследования   в   ХХ   веке   (открытие   Южного   и   Северного   полюсов, океанов,   покорение   высочайших   вершин   и   глубочайших   впадин,   исследования   верхних   слоев атмосферы,   открытия   и   разработки   в   области   Российского   Севера).  Значение   освоения космоса для географической науки. Географические   знания   в   современном   мире.   Современные   географические   методы исследования Земли.  Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна.  Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.  Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли   и   их   географические   следствия.   Движение   Земли   вокруг   Солнца.   Смена   времен   года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.  Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Изображение земной поверхности.  Виды   изображения   земной   поверхности:   план   местности,   глобус,   географическая   карта, аэрофото­ и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.  План местности. Условные знаки. Как составить   план   местности.  Составление   простейшего   плана   местности/учебного кабинета/комнаты.  Географическая   карта   –   особый   источник   информации.  Содержание   и значение карт. Топографические карты.  Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели   и   меридианы.   Географические   координаты:   географическая   широта.   Географические координаты:   географическая   долгота.   Определение   географических   координат   различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.  Природа Земли. Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.  Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин   по   абсолютной   высоте.   Определение   относительной   и   абсолютной   высоты   равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов.  Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Гидросфера.  Строение гидросферы.  Особенности Мирового круговорота воды.  Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и 16 покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. Атмосфера.  Строение   воздушной   оболочки   Земли.  Температура   воздуха.   Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная,   среднегодовая   температура.   Зависимость   температуры   от   географической широты.   Тепловые   пояса.   Вода   в   атмосфере.   Облака   и   атмосферные   осадки.   Атмосферное давление.   Ветер.   Постоянные   и   переменные   ветра.  Графическое   отображение   направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов   наблюдений,   обработка   результатов   наблюдений).  Понятие   климата.Погода   и климат.   Климатообразующие   факторы.   Зависимость   климата   от   абсолютной   высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Биосфера.  Биосфера   –   живая   оболочка   Земли.   Особенности   жизни   в  океане.   Жизнь  на поверхности   суши:   особенности   распространения   растений   и   животных   в   лесных   и   безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Географическая   оболочка   как   среда   жизни.  Понятие   о   географической   оболочке. Взаимодействие   оболочек   Земли.   Строение   географической   оболочки.   Понятие   о   природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей   местности.   Закономерности   географической   оболочки:   географическая   зональность   и высотная поясность. Природные зоны Земли.  Человечество на Земле.  Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Освоение Земли человеком.  Что   изучают   в   курсе   географии   материков   и   океанов?   Методы   географических исследований   и   источники   географической   информации.   Разнообразие   современных   карт. Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   древности   (древние   египтяне,   греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев). Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   XVI–XIX   вв.   (А.   Макензи,   В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О.   Макаров,   Н.Н.   Миклухо­Маклай,   М.В.   Ломоносов,   Г.И.   Шелихов,   П.П.   Семенов­Тянь­ Шанский, Н.М. Пржевальский. А.   Гумбольдт,   Э.   Бонплан,   Г.И.   Лангсдорф   и   Н.Г.   Рубцов,   Ф.Ф.   Беллинсгаузен   и   М.П. Лазарев,   Д.   Ливингстон,   В.В.   Юнкер,   Е.П.   Ковалевский,   А.В.   Елисеев,   экспедиция   на   корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).  Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   XX   веке   (И.Д.   Папанин,   Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов. Главные закономерности природы Земли. Литосфера   и   рельеф   Земли.  История   Земли   как   планеты.   Литосферные   плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления   на  Земле  и   их  отражение  на  климатических   картах.  Разнообразие  климата   на  Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных 17

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по географии 5-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018