МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол №____ От ______________20____г
|
«Принято педагогическим советом школы»
Протокол №___ От________ ______20____г |
«Утверждаю» Директор школы _________/Л.И.Зуева/
Приказ №______ от _________________20____г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
для 5 класса
Составитель: учитель географии
Свиридова Елена Николаевна
с. Архангельское 2018 г
Пояснительная записка
Количество недельных часов - 1
Количество часов в год - 35
Уровень рабочей программы - базовый
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
· Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
· Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
· Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
· Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебно-методический комплект
|
автор |
название |
издательство |
год |
Учебник |
Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков |
География. Введение в географию, 5 кл. |
М.: ООО «ТИД Русское слово» - РС» |
2015г. |
Программа курса |
Е. М. Домогацких. |
Программа курса «География» 5-9 классы. |
Москва «Русское слово» |
2016 г. |
Атлас |
Линия УМК «Сферы» |
Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 5 класс. |
ОАО Издательство «Просвещение» |
2015 г. |
Рабочая тетрадь |
Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. |
Рабочая тетрадь к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского «География. Физическая география» 5 класс. |
М.: ООО «ТИД Русское слово» - РС» |
2015г. |
Контурные карты |
Линия УМК «Сферы» |
Контурные карты по географии: География. Планета Земля. 5 класс. |
ОАО Издательство «Просвещение» |
2015г. |
Методические рекомендации |
С. В. Банников, Д. В. Молодцов. |
Методические рекомендации к учебнику Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков «География. Введение в географию», 5 кл. |
Москва «Русское слово» |
2016 г. |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в тои числе и человека.
Метапредметные результаты:
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявление причинно-следственных связей;
- определение критериев для сравнения фактов, явлений.
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- умение составлять схему наук о природе;
- умение составлять описание учебного кабинета географии;
- умение составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- умение организовывать наблюдение за погодой;
- умение составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- умение составлять план кабинета географии;
- умение определять с помощью компаса стороны горизонта;
- умение обозначать на контурной карте маршруты путешествий, географические объекты;
- умение составлять сводную таблицу «И мена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- умение организовывать фенологические наблюдения в природе;
- умение обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- умение обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Учащиеся должны:
1.Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2.Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы.
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия.
География, наука, метод (описательный, картографический, космический), источник географических знаний, картография.
Персоналии.
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи.
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
1. Составление схемы наук о природе.
2. Составление описания учебного кабинета географии.
3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
4. Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия.
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии.
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи.
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- сравнение свойств географической карты и плана местности;
- определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы.
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия.
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии.
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи.
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)
Содержание темы.
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия.
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи.
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы.
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия.
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи.
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
- понятие о географической оболочке Земли;
- определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала
по географии для 5 класса на 2018-2019 учебный год
Учитель Свиридова Е. Н.
Количество оценочных практических работ – 6
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Примерное д/з |
|
|
Наука география-2ч. |
|
||||
1. |
план. |
факт. |
Что такое география? |
§1 прочитать. Стр. 8 ответить на вопросы. |
|
2. |
|
|
Методы географических исследований. Практическая работа №1 «Организация наблюдений за погодой». |
§2 прочитать. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
Земля и её изображение – 5часов. |
|
||||
3. |
|
|
От плоской Земли к земному шару |
§3, стр. 19 ответить на вопросы. Вести дневник наблюдений за погодой. |
|
4. |
|
|
Форма, размеры и движения Земли |
§4 прочитать. Стр. 23 вопросы. |
|
5. |
|
|
Глобус и карта. |
§5. Стр.29 практическое задание 2. |
|
6. |
|
|
Ориентирование на местности. Практическая работа №2 «Определение с помощью компаса сторон горизонта». |
§6 учить. Стр.16-32 повторить. |
|
7. |
|
|
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела |
Записи в тетради повторить. |
|
История географических открытий –13 часов. |
|
||||
8. |
|
|
По следам путешественников каменного века |
§7 прочитать. Стр. 39 практическое задание. |
|
9. |
|
|
Путешественники древности |
§8 прочитать. Стр. 45 практическое задание 2. |
|
10. |
|
|
Путешествия морских народов |
§9 подготовить пересказ в соответствии с планом. |
|
11. |
|
|
Первые европейцы на краю Азии |
§10 прочитать. Стр. 53 ответить на вопросы. |
|
12. |
|
|
Хождение за три моря |
§11 прочитать. Стр. 57-58 ответить на вопросы. |
|
13. |
|
|
Морской путь в Индию |
§12 прочитать. Стр. 63 вопросы.
|
|
14. |
|
|
Открытие Америки |
§13 прочитать. Стр. 68-69 вопросы. |
|
15. |
|
|
Первое кругосветное плавание. Практическая работа №3 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов». |
§14 прочитать. Стр. 74 ответить на вопросы. |
|
16. |
|
|
Открытие Южного материка. |
§15 прочитать. Стр.79 практическое задание. |
|
17. |
|
|
Поиски Южной земли продолжаются. |
§16 прочитать. Стр. 83 практическое задание 2. |
|
18. |
|
|
Русские путешественники. |
§17 прочитать. Стр.88 вопросы. |
|
19. |
|
|
Вокруг света под русским флагом. |
§18 прочитать. Повторить материал раздела. |
|
20. |
|
|
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. Практическая работа №4 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»». |
Записи в тетради. |
|
Путешествие по планете Земля - 9 часов |
|
||||
21. |
|
|
Мировой океан и его части. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте материков и океанов». |
§19 прочитать. Стр.102 ответить на вопросы. |
|
22. |
|
|
Значение Мирового океана для природы и человека. |
§20 прочитать. Стр.106 практическое задание. |
|
23. |
|
|
Путешествие по Евразии Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупных государств». |
§21 прочитать. Стр.113 вопросы. |
|
24. |
|
|
Путешествие по Африке |
§22 прочитать. Стр.119 практическое задание 1. |
|
25. |
|
|
Путешествие по Северной Америке. |
§23 прочитать. Задание в тетради. |
|
26. |
|
|
Путешествие по Южной Америке |
§24 прочитать. Стр.132 практическое задание. |
|
27. |
|
|
Путешествие по Австралии |
§25 прочитать. Стр.137 практическое задание. |
|
28. |
|
|
Путешествие по Антарктиде |
§26 прочитать. Готовиться к тесту по разделу. |
|
29. |
|
|
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. |
Учить записи в тетради. |
|
Природа Земли –3 часа |
|
||||
30. |
|
|
Что такое природа? |
§27 прочитать. Стр.149 практическое задание. |
|
31. |
|
|
Оболочки Земли. |
§28 прочитать. Стр.151-152 ответить на вопросы. |
|
32. |
|
|
Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела. |
Учить записи в тетради. Готовиться к географическому диктанту. |
|
33. |
|
|
Повторение. |
Заполнить таблицу в тетради. |
|
34. |
|
|
Повторение. |
|
|
35. |
|
|
Итоговое занятие. |
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования к рабочей программе
учебного предмета «География»
для 5 класса
Учитель Свиридова Е. Н.
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.