Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
география
7 кл
13.02.2017
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе: Программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы) и «География России» (8-9 классы), авторской программы по географии под редакцией И. В. Душиной (М.; Дрофа, 2009)Рабочая программа по географии в 7 классе 1 час обучение на дому
география 7 класс дом обучение 1 час.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе
1.
Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. №
273ФЗ).
2. Приказа Минобрнауки России от 31марта 2014 года № 253 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию»;
3. Приказ минобрнауки России от 21 апреля 2016 года №459 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»
4. Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования;
5. Программы основного общего образования по географии «География Земли» (67 классы) и
«География России» (89 классы), авторской программы по географии под редакцией И. В.
Душиной (М.; Дрофа, 2009)
6. Положения о рабочих программах в МБОУ: Морозовская ООШ
7. Образовательной программы основного общего образования МБОУ: Морозовская ООШ на
20162017 учебный год
8. Расписания уроков МБОУ: Морозовская ООШ на 20162017 учебный год.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в
основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6
классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние
человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен
обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего
географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной
географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны,
народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов
Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек»,
«Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного
страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных
природнообщественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель
курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в
разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство,
определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости
бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем
окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами
и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.Содержание
программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные
представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и
локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные
представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и
связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление
мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической
культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает
географическая номенклатура.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников
информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического
метода изучения нашей планеты.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как
планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и
отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в
различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого
характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебнометодические задачи:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности
поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании
природных богатств в хозяйственной деятельности;
усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса
посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре
которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура,
хозяйственная деятельность;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством
развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
на основе историкогеографического подхода раскрыть изменения политической карты,
практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах
материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально
ценностное отношение к окружающей среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с
картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных
стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений,
применяемых на этих картах;
учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним
комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Программа содержит новые направления географического образования:
комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
изучение население, особенностей культуры и быта народов мира. Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области
географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем
данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все
это делает его довольно насыщенным.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках учебной,познавательной, информационнокоммуникативной, творческой,
практической, рефлексивной деятельности.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
тестовый контроль, проверочные, практические работы, топографические и географические
диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог,
беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуальногруппового,
группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и
их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебнопознавательной деятельности: словесных
(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических, проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной
работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых
игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебнонаглядные пособия (таблицы, карты и др.),
организационнопедагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Место предмета в базисном учебном плане
. В соответствии с учебным планом МБОУ: Морозовская ООШ, рабочая программа рассчитана на
69 часов (2 часа в неделю)
Используемый УМК для учителя:
1. Программа основного общего образования по географии «География Земли» (67 классы) и
«География России» (89 классы), авторская программа по географии под редакцией И. В.
Душиной (М.; Дрофа, 2009).
2. Н.А. Никитина Универсальные поурочные разработки по географии 7 класс М.: ВАКО, 2012г.
228с. (В помощь школьному учителю)
3. Учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А . География материков и океанов 7 класс. –
М.: Дрофа, 2012 г.
4.Сборник нормативных документов. География. – М: Дрофа, 2008г.
5.Вестник образования России, июль №13, 2004г. (Стандарт основного общего образования по
географии).
6..Мультимедийные уроки Кирилла и Мефодия по география 7 класс
Используемый УМК для обучающихся:
1 .Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А . География материков и океанов 7 класс. –
М.: Дрофа, 2013 г. 2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2014.
3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 7 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Учебнотематический план:
№
п./п.
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование разделов
Всего часов
Практические
работы
Введение.
Как открывали мир.
Географическая карта – величайшее
творение человечества
Земля – уникальная планета.
Главные особенности Земли
Материки и океаны.
Земля – наш дом.
ИТОГО
1
1
1
11
49
6
69
1
4
10
1
16
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. Раздел «Как открывали мир» сокращен с 2 часов до 1 часа в связи с подробным изучением
маршрутов путешественников в разделе «Материки и океаны».
2. Раздел «Географическая карта» сокращен с 2 часов до 1 часа в связи с широким практическим
применением измерения расстояний и определения координат на карте в разделе «Материки и
океаны».
3. Раздел «Земля – уникальная планета» расширен для изучения с 8 до 11 часов за счет резерва
времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
4. Раздел «Материки и океаны» уменьшен на 1 час в связи с более подробным изучением темы
«Литосфера и рельеф Земли» в разделе «Земля уникальная планета».
Оценочные практические работы
П/р №1 «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах»
П/р №2«Сопоставление форм рельефа и тектонических структур . Сейсмические пояса»
П/р №3 «Сравнительная характеристика по климатической карте основных показателей климата
двух климатических поясов»
П/р №4 «Изучение смены природных зон при движении по меридиану и параллели»
П/р №5 «Обозначение на к/к направлений миграций в прошлое и настоящее время»
П/р№6 «Сравнительная характеристика природы Атлантического и Тихого океанов»
П/р №7 «Определение географических координат крайних точек. Измерение протяженности
материка с севера на юг. Нанесение на к/к элементов ГП»
П/р №8 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых»
П/р № 9 «Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной
из африканских стран»
П/р № 10 «Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт
сходства рельефа»
П/р № 11 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»
П/р №12 «Составление описания страны по плану. Сравнительная характеристика двух стран» П/р №13 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном
климатическом поясе»
П/р №14«Сравнение климата Евразии с Климатом Северной Америки. Определение типов
климатов.
П/р №15 «Сравнение природных зон по 40ой параллели в Евразии и Северной Америки;
выявление черт сходства и различия в чередовании зон»
П/р №16 «Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых
обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также в степени
антропогенного воздействия»
. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. На
выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей
программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения
учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника,
таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной
физикогеографической характеристики географического объекта, территории, сравнительной
характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также
совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять
причинноследственные связи между различными географическими явлениями.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов
географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс.
Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс»
являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных,
социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса
пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном,
региональном и локальном.
Содержание программы
69 ч (2 ч/н)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от
деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие
источников географической информации.
Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической
информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).
I Как открывали мир (1 ч)
Раздел
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев
о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических
представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования:
Международный геофизический год,
исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в
изучении Земли. IIГеографическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)
Раздел
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на
картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа.«Определение по картам и глобусу расстояний между точками в
градусах и километрах»Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.
IIIЗемля — уникальная планета (11 ч)
Раздел
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли.
Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные
катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа.
Сопоставление форм рельефа и тектонических структур . Сейсмические пояса»
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение
размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение
температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта.
Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие
факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа.Сравнительная характеристика по климатической карте основных
показателей климата двух климатических поясов
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство
вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в
океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие
озер); подземные воды.
Тема 4. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и
животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные
комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность.
Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Изучение смены природных зон при движении по меридиану и
параллели Анализ схем круговоротов веществ и энергии. Тема 5.ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам,
природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и
плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным
признакам.
Практическая работа.Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения,
направлений мигра
ций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел
IVМатерики и океаны (49 ч)
Тема 1. ОКЕАНЫ
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история
исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в
каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования
природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в
хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа.Сравнительная характеристика природы Атлантического и Тихого океанов
Тема 2. АФРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место
рождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические
пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата,
природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных
зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1.
Определение географических
координат крайних точек,
протяженности материка с севе
ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению
географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа
и месторождений
полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон
материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и
этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и
природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта.
Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка
(Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав
территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств
регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между
странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища,
национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и
прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы
материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурноисторические центры стран региона.
Практическая работа. Описание природных условий, на
селения и хозяйственной жизни одной
из африканских стран. Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и
океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды,
растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от
климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры
по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и
англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной
деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и
Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1.
определение черт сходства
и различия основных компонентов природы этих континен
степени природных и антропогенных измене
ний ландшафтов каждого из материков.
ложения Австралии и Африки;
тов, а также
Сравнение географического по
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании.
Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического
положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные
народы и страны Океании.
Тема 4. Антарктида
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного
континента. Современные исследования материка.
Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм
рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных
ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды.
Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности.
Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных
зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной
Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их
использование в хозяйственной деятельности населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения
Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной
Америки и Африки (по
выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов
этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и
разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в
связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и
современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную
часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического
положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и
природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных
видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурноисторические центры стран Южной Америки. Практическая работа.Составление описания страны по плану. Сравнительная характеристика
двух стран. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного
воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и
исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования,
закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические
пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на
материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов,
степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате
хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в
ственной
одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй
деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в
зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты,
страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки
(Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)
Тема 7. ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов
континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте
Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение
месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов,
климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в
зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента.
Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные
ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм
рельефа. 2.Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики
одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40й параллели в Евразии
и Северной
Америке, выявление черт сходства и различия в
чередовании зон, в степени их антропогенного
изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по
континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии.
Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие
ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма
терика.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и
природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между
странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища,
традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и
прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и
домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Ве
ликобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной
Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. ЮгоЗападная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны
Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
ЮгоВосточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по
различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран
зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Раздел V. Земля — наш дом (6ч)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки.
Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное
образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды
природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в
планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной
деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и
ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа.Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК
.
Планируемые результаты обучения
1. Оценивать и прогнозировать:
по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной
деятельности людей;
основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в
пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений,
происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов
континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной де
ятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• •
•
•
•
•
•
•
•
•
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
странах;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона»,
«климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки»,
«природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность»,
уметь применять их в процессе учебного познания.
3. Описывать:
•
•
существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов
материков и крупнейших стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации,
создавая их словесный или графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков,
температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой
информации.
5. Называть и (или) показывать:
важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений
полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
• факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса
воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их
распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и
населению страны мира;
основные культурноисторические центры стран, их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
•
•
•
Условные обозначения:
ПК – персональный компьютер
КП – компьютерная презентация
МП – мультимедийный проектор
П.П – печатное пособие (тетрадь, карточки)
СД –электронные учебные пособия
ДП –демонстрационные пособия.
Т – таблица
К –карта
к/к –контурная карта
С/р – самостоятельная работа
Перечень обязательной географической номенклатуры: 7 класс
Тема ”Введение”
материки:Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.
океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Тема ”Общая характеристика природы Земли”
Литосфера
равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, ВосточноЕвропейская, Западно
Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.
вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), МакКинли, Монблан, Эльбрус.
вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.
Гидросфера
моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, ВосточноСибирское, Красное, Средиземное,
Тасманово, Филиппинское, ЮжноКитайское.
заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский.
проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.
острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая
Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.
полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ,
Янцзы.
озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
Тема ”Океаны Земли”
Тихий океан:
моря: Берингово, ВосточноКитайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла,
Фиджи, Филиппинское, ЮжноКитайское, Японское.
заливы: Аляска, Калифорнийский.
проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торресов.
желоба: Марианский, Перуанский
тёплые течения: Аляска, ВосточноАвстралийское, Куросио, Межпассатное противотечение,
Северное Пассатное, СевероТихоокеанское, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, КурилоКамчатское, Перуанское.
острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа,
Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.
полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.
Атлантический океан:
моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.
заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.
желоб: ПуэртоРико.
тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное
Пассатное, СевероАтлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.
холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское. острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия,
Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).
полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида,
Юкатан.
Индийский океан:
моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.
заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.
проливы: БабэльМандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.
желоб: Зондский.
тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.
холодные течения: ЗападноАвстралийское, Западных Ветров, Сомалийское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия,
Огненная Земля.
острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, ШриЛанка.
полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.
Северный Ледовитый океан:
моря: Баренцево, Бофорта, Белое, ВосточноСибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых,
Чукотское.
проливы: Берингов.
тёплое течение: СевероАтлантическое.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия,
Огненная Земля.
острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная
Земля, Шпицберген.
полуострова: Таймыр, Чукотский.
Тема ”Африка”
океаны: Атлантический и Индийский.
моря: Средиземное и Красное.
заливы: Гвинейский и Аденский.
проливы: Гибралтарский, БабэльМандебский и Мозамбикский.
тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.
холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.
острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.
полуостров: Сомали.
крайние точки: мыс БенСекка (РасЭнгела, ЭльАбъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас
Хафун.
канал: Суэцкий.
равнины: ВосточноАфриканское плоскогорье.
горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.
вулкан: Килиманджаро.
реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.
пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.
страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар,
Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР. города: Абуджа, АддисАбеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса,
Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.
Тема ”Австралия и Океания”
океаны: Индийский и Тихий.
моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.
заливы: Большой Австралийский и Карпентария.
проливы: Басов и Торресов.
тёплое течение: ВосточноАвстралийское.
холодное течение: течение Западных Ветров.
острова: Новая Гвинея и Тасмания.
полуострова: Арнемленд и КейпЙорк.
крайние точки: мыс Йорк, мыс ЮгоВосточный (СаутИстПойнт), мыс СтипПойнт и мыс
Байрон.
равнины: Центральная низменность.
горы: Большой Водораздельный хребет.
вершину: гора Косцюшко.
реки: Муррей, Дарлинг, КуперКрик.
озеро: Эйр.
пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.
страны: Австралия, Новая Зеландия, ПапуаНовая Гвинея.
города: Веллингтон, Канберра, ПортМорсби.
Тема ”Антарктида”
океаны: Атлантический, Индийский и Тихий, Южный
моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.
пролив: Дрейка.
холодное течение: Западных Ветров.
остров: Петра I.
полуостров: Антарктический.
крайняя точка: мыс Сифре.
горы: массив Винсон.
вулкан: Эребус.
шельфовый ледник: Росса.
полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, АмундсенСкотт.
Тема ”Южная Америка”
океаны: Атлантический и Тихий.
море: Карибское.
залив: ЛаПлата.
проливы: Дрейка и Магелланов.
тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска.
холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров.
канал: Панамский.
острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос.
крайние точки: мыс Гальинас, мыс КабуБранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс. равнины: Амазонская, ЛаПлатская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское
плоскогорья, Патагонское плато.
горы: Анды.
вершина: гора Аконкагуа.
вулкан: Котопахи.
реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, РиуНегру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай,
Уругвай, СанФранциску.
озёра: Маракайбо и Титикака.
водопады: Анхель и Игуасу.
пустыня: Атакама.
страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу,
Уругвай, Чили, Эквадор.
города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, БуэносАйрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла
Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.
Тема ”Северная Америка”
океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый.
моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское.
заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.
проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский.
тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим.
холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.
канал: Панамский.
острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический
архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка.
полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.
крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс СентЧарльз.
равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности,
Великие Центральные равнины.
горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье,
Скалистые горы, СьерраНевада.
вершина: гора МакКинли.
вулкан: Орисаба.
реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, РиоГранде,
Святого Лаврентия, Юкон.
озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее,
Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри.
водопад: Ниагарский.
страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.
города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.
Тема ”Евразия”
океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, ВосточноКитайское, Восточно
Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное,
Филиппинское, Чёрное, Чукотское, ЮжноКитайское, Японское.
заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский. проливы: БабэльМандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, ЛаМанш,
Малаккский, Ормузский.
тёплые течения: Куросио, Муссонное, СевероАтлантическое.
холодные течения: КурилоКамчатское, Сомалийское.
канал: Суэцкий.
острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси,
Тайвань, Филиппинские, ШриЛанка, Ява, Японские.
полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский,
Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.
крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.
равнины: Великая Китайская, ВосточноЕвропейская (Русская), Декан, ЗападноСибирская,
ИндоГангская низменность, Месопотамская низменность, Среднесибирское
плоскогорье, Туранская низменность.
горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет),
ТяньШань Уральские.
вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.
вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.
реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг,
Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.
пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, РубэльХали, ТаклаМакан, Тар.
страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан,
Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.
города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин,
Рим, Тегеран, Токио, УланБатор, ЭрРияд.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей
учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при
ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
справочные материалы,
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные
термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение
в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,
самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 1015 мин.
Оценка «5» 10 правильных ответов, «4» 79, «3» 56, «2» менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов, «4» 1417, «3» 1013, «2» менее 10
правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /
Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для
проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны изза плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование
в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов
на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с
последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной
сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и
удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это
поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу
излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу
может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов)
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические
материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 23 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите
в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по
параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров
других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено! Тематическое планирование уроков географии, 7 класс
Дата
проведени
я
№
п/п
Тема урока
Введение 1час
1
Раздел 1.Как открывали мир.
01.09
Что изучают в курсе географии материков и океанов
2
Самостоятел
ьная работа
Как люди открывали мир
08.09
Раздел 2. Географическая карта – величайшее творение человечества
Карта – источник географических знаний. П/р№1 «Определение по
картам и глобусу расстояний между точками в градусах и
километрах»
3
Раздел 3. Главные особенности природы Земли 11 часов
Литосфера и рельеф Земли 2часа
Самостоятел
ьная работа
15.09
4
5
Состав и строение литосферы
Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли. П/р№2«Сопоставление
форм рельефа и тектонических структур . Сейсмические пояса»
Атмосфера и климаты Земли 3 часа
Самостоятел
ьная работа
22.09
Самостоятел
ьная работа
6
7
8
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле
Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в
формировании климата
Климатические пояса и климатообразующие факторы. П/р №3
«Сравнительная характеристика по климатической карте основных
показателей климата двух климатических поясов»
Мировой океан – главная часть гидросферы 2 часа
9
10
29.09
Самостоятел
ьная работа
Воды Мирового океана. Поверхностные течения
Океан как среда жизни. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей
Кол
во
ча
сов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Географическая оболочка 2 часа
11
12
06.10
Самостоятел
ьная работа
Строение и свойства географической оболочки
Природные комплексы – составные части географической оболочки П/р 4
«Изучение смены природных зон при движении по меридиану и
параллели»
Земля – планета людей 2 часа
13
14
13.10
Самостоятел
ьная работа
Расселение человека. Народы. Страны мира
Итоговый урок по разделу «Главные особенности природы Земли» П/р
№5 «Обозначение на к/к направлений миграций в прошлое и
настоящее время»
Раздел 4: Океаны и материки 49 час. Океаны 2 часа
15
16
20.10
Самостоятел
ьная работа
Тихий океан. Индийский океан
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.
П/р№6«Сравнительная характеристика природы Атлантического и
Тихого океанов»
Африка 12 часов
17
27.10
Самостоятел
ьная работа
10.11
Самостоятел
ьная работа
18
19
20
21
17.11
22
23
24
25
26
27
Самостоятел
ьная работа
24.11
Самостоятел
ьная работа
01.12
Самостоятел
ьная работа
08.12
Особенности южных материков. Общие черты. Географическое
положение История исследования Африки.П/р №7 «Определение
географических координат крайних точек. Измерение
протяженности материка с севера на юг. Нанесение на к/к элементов
ГП»
Рельеф и полезные ископаемые. П/р№8 «Обозначение на контурной
карте крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых»
Климат Африки
Внутренние воды Африки
Природные зоны Африки.
Влияние человека на природу
Народы и страны Африки. Население.
Страны Северной Африки.
Страны Центральной и Западной Африки П/р№ 9 «Описание по картам
атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной
из африканских стран»
Страны Восточной Африки
Страны Южной Африки. ЮАР
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 28
Самостоятел
ьная работа
Итоговый урок по теме «Африка»
Австралия и Океания 5 часов
29
30
31
15.12
Самостоятел
ьная работа
22.12
Самостоятел
ьная работа
29.12
Географическое положение. История открытия и исследования
Австралии П/р№ 10 «Сравнение географического положения
Австралии и Африки. Определение черт сходства рельефа»
Особенности природы Австралии
Население. Австралийский Союз
32
33
Южная Америка 8 часов
Океания
Итоговый урок по теме «Австралия и Океания»
34
35
36
37
38
39
40
Самостоятел
ьная работа
12.01
Самостоятел
ьная работа
19.01
Самостоятел
ьная работа
26.01
Самостоятел
ьная работа
Географическое положение. История открытия и исследования Южной
Америки
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки
Климат и внутренние воды Южной Америки П/р № 11 «Сравнительное
описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»
Природные зоны. Высотная поясность Анд.
Население и политическая карта
Страны Востока материка
Страны Горного Запада П/р№12«Составление описания страны по
плану. Сравнительная характеристика двух стран»
Итоговый урок по теме «Южная Америка»
02.02
41
Антарктида 2 часа
42
Самостоятел
ьная работа
Антарктида. Географическое положение. Исследование и открытие.
09.02
43
Северная Америка 8 часов
Природа Антарктиды
44
45
46
47
48
49
Самостоятел
ьная работа
16.02
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
02.03
09.03
Общие особенности природы северных материков
Географическое положение Северной Америки. История открытия и
исследования.
Рельеф и полезные ископаемые
Климат и внутренние воды Северной Америки П/р13 «Сравнение
климата отдельных частей материка, расположенных в одном
климатическом поясе»
Природные зоны Северной Америки
Население и политическая карта Северной Америки. Канада.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Самостоятел
ьная работа
16.03
50
51
Евразия 12 часов
Соединенные Штаты Америки
Итоговый урок по теме «Северная Америка»
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Самостоятел
ьная работа
23.03
Самостоятел
ьная работа
06.04
Самостоятел
ьная работа
13.04
Самостоятел
ьная работа
20.04
Самостоятел
ьная работа
27.04
Географическое положение Евразии. Краткие сведения из истории
исследования
Рельеф и полезные ископаемые Евразии
Климат Евразии П/р № 14 «Сравнение климата Евразии с климатом
Северной Америки. Определение типов климата»
Внутренние воды Евразии
Природные зоны Евразии П/р № 15 «Сравнение природных зон по 40
ой параллели в Евразии и Северной Америки; выявление черт
сходства и различия в чередовании зон»
Население и политическая карта
Страны Северной и Западной Европы
Страны Восточной и Южной Европы
Страны Юго – Западной и Центральной Азии
Страны Восточной Азии
Самостоятел
ьная работа
04.05
62
63
Раздел:5 Географическая оболочка – наш дом 6 часов.
Страны Южной и Юго – Восточной Азии
Итоговый урок по теме «Евразия» К\тест.
64
65
66
67
68
69
Самостоятел
ьная работа
11.05
Самостоятел
ьная работа
18.05
Самостоятел
ьная работа
25.05
Закономерности географической оболочки
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека
П/р№16«Работа на местности по выявлению природных комплексов»
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека в Ростовской
области.
Итоговая контрольная работа по темам: «Материки и океаны»,
«Географическая оболочка» . Тест
Весенняя экскурсия в природу (лесополоса, водоем).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 №
п/п
I
1.
Календарно – тематическое планирование уроков географии в 7 классе
Тема урока
Тип
урока
Кол
во
час.
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
Форма и вид
контроля
Материально
техническое
обеспечение
Введение (1час)
1
Что изучают в
курсе географии
материков и
океанов
Вводный.
Урок
изучения
нового
материал
а
Предмет изучения курса,
его структура;
практическое значение
знаний о природе
материков и океанов,
народах и странах,
природа как среда
обитания
Знать: основные пути
получения
географической
информации в прошлом,
основные этапы
накопления
географических знаний,
имена путешественников
и ученых.
К№1
ДП№1
ПК
МП
СД№3
Атлас, к/к.
Фронтальный
опрос, работа с
контурными
картами
П/р«Обозначение
на контурной
карте материков,
океанов, частей
света, крупных
островов»
Дата
пров
е
дени
я
урок
01.09
Раздел 1.Как открывали мир (1 час)
2.
Как люди
открывали мир
1
Урок
изучения
нового
материал
а.
Основные этапы
накопления знаний о
Земле ,способы получения
географической
информации в прошлом и
в настоящее время.
Важные географические
открытия и их результаты.
Знать: основные пути
получения
географической
информации в прошлом,
основные этапы
накопления
географических знаний,
имена путешественников
Выборочный
контроль
Самос
тоятель
ная
работа
К№1
ПП
ДП№1
Атлас, к/к.
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Рабочая программа по географии для 7 класса обучение на дому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.