Данная рабочая программа составлена на основе программы по информатике авторов А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Школа 2100». Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.
Информатика в играх и задачах
Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит для изучения информатики во 2 кл. 34 часа
из расчета 1 час в неделю.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по информатике авторов А.В. Горячев, К.И. Горина,
Т.О. Волкова, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской
Федерации, в соответствии с учебнометодическим комплектом «Школа 2100». Программа рассчитана на 34 учебных
часа.
Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов
курса по учебнику.
Логика построения и содержания полностью соответствует государственной программе.
Цели и задачи
Пояснительная записка
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и
распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным
утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения
какойлибо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей,каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения
в одной составной части на поведение всей системы;
• объектноориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные
предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые
над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним
делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами,
комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и
некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как
решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции,
правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными
и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характе
ристики объекта (пространственнографическая или знаковосимволическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и
классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и
ложные высказывания.
Учебнотематическое планирование:
Класс 2 «А», учитель: Изотова М. В. , количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час, контрольных работ 4
Планирование составлено на основе программы «Школа 2100», учебник – «Информатика в играх и задачах»
авторы А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова
1. Тематическое планирование
Тема
Числ
о
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Последовательность действий.
Последовательность состояний в
природе. Выполнение
последовательности действий.
Составление линейных планов
действий. Поиск ошибок в
последовательности действий.
Знакомство со способами записи
План действий и его описание
11
Определять результат действия, определять действие, которое привело к
данному результату. Определять действие, обратное заданному.
Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в
сказках.
Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять
алгоритмы с ветвлениями.алгоритмов. Знакомство с
ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов,
узнавание предметов по заданным
признакам. Сравнение двух или
более предметов. Разбиение
предметов на группы по заданным
признакам. Составные части
предметов.
Истинность и ложность
высказываний. Логические
рассуждения и выводы. Поиск путей
на простейших графах, подсчет
вариантов. Высказывания и
множества. Вложенные множества.
11
Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам,
группировать предметы по разным признакам; находить закономерности
в расположении фигур по значению двух признаков.
Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе
однородных;
Выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным
основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие
предметы из одной группы предметам из другой группы.
Находить объединение и пересечение наборов предметов.
Логические рассуждения
12
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить
высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».Построение отрицания
высказываний.
Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.
Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.
№
урока
в году
№
урока
в
четверт
и
Тема урока
2. Календарнотематическое планирование
Тип урока Колво
Учебник
Планируемые результаты
(стр.)
часов
Предметные
Метапредметные
Личностные
Дата
проведе
ния
у
н
а
л
п
о
П
.
ч
и
т
к
а
Ф
I четверть (9 часов)1
Техника безопасности
Урок
повторения
1
Овладение умением вести
себя в компьютерном
классе.
Готовность и
способность к
саморазвитию.
1
2
3
4
5
6
2
Признаки предметов
Урок
повторения
3
4
Описание предметов
Состав предметов
Урок
повторения
Урок
повторения
5
Действия предметов
Урокигра
6
Симметрия
Урок
введения
новых знаний
1
1
1
1
1
Овладение
основными методами
познания
окружающего мира.
(анализ)
Овладение
основными методами
познания
окружающего мира.
(анализ)
Готовность и
способность к
саморазвитию.
с. 3 5 Овладение умением
описывать признаки
предметов, сравнивать
предметы по разным
признакам; находить
закономерности в
расположении фигур по
значению двух признаков
с. 6 – 9 Умение описывать предметы
через их признаки,
составные части, действия.
Самостоятельность
мышления.
Умение работать в
информационной
среде.
с. 8 – 13 Готовность использовать
получаемую информацию в
учебной деятельности при
решении практических
задач.
Высказывать
собственные
суждения и давать им
обоснование.
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск и
нахождение способов
её решения.
с. 14 –
17
Овладение умениями
распознавать предметы по
их действиям; умением
описывать и определять
предметы через их признаки.
Самостоятельность
мышления.
Умение работать в
информационной
среде.
с. 18 21 Овладение основами
логического мышления,
умение находить ось
Готовность
использовать
получаемую
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск исимметрии.
информацию.
7
7
Координатная сетка
Комбинирова
нный урок
1
с. 2226 Умение применять правила
нахождения предметов в
координатной плоскости.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса.
нахождение способов
её решения.
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск и
нахождение способов
её решения.
8
9
8
Повторение по теме
«План действий».
Контрольная работа (20
минут)
Урок
контроля
1
Умение самостоятельно
разбирать задание и
выполнять его.
9
Анализ контр. работы.
Урок
1
закрепления
с. 2728 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить ошибку,
исправлять и приводить
аналогичные примеры.
Способность
преодолевать
трудности, доводить
начатую работу до её
завершения.
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск и
нахождение способов
её решения.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать в
условиях неуспеха.
II четверть (7 часов)10
10
Действия предметов
11
11 Обратные действия
12
12 Последовательность
событий
13
13 Алгоритм
14
14
Ветвление
Урок
введения
новых знаний
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
повторения
Урок
повторения
Урок
повторения
1
1
1
1
1
с. 3438 Умение устанавливать
связи между предметом
и его действием.
Высказывать собственные
суждения и давать им
обоснование
с. 3942 Овладение основами
логического мышления,
умение представлять и
интерпретировать
данные.
с. 4346 Овладение основами
логического и
алгоритмического
мышления.
Самостоятельность
мышления.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации возможностей
успешного сотрудничества
с учителем и учащимися
класса.
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск и
нахождение способов
её решения.
Владение основными
методами познания
окружающего мира.
Способность к
самоорганизованност
и, .
с. 4750 Умение работать в
информационном поле.
Овладение основами
логического и
алгоритмического
мышления.
Заинтересованность в
расширении и углублении
полученных знаний
Умение работать в
информационной
среде.
с. 5154 Умение применять
правила составления
алгоритма.
Способность к
самоорганизованности, .
Владение основными
методами познания
окружающего мира.
(наблюдение,
сравнение, анализ, и15
15
Контрольная
работа по теме
«Отличительные признаки
предметов» 20 мин
Урок
контроля
1
Умение
самостоятельно
разбирать задание и
выполнять его.
Способность преодолевать
трудности, доводить
начатую работу до её
завершения.
т. д)
Понимание и
принятие учебной
задачи, поиск и
нахождение способов
её решения.
16
16 Повторение. Анализ
контр. работы.
Урок
повторения
1
с. 5556 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить
ошибку. Исправлять и
приводить аналогичные
примеры.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации возможностей
успешного сотрудничества
с учителем и учащимися
класса
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать в
условиях неуспеха
III четверть (10 часов)
17
1
Повторение пройденного
материала
Урок
повторения
1
с. 5760 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить
ошибку. Исправлять и
приводить аналогичные
примеры.
18
2 Множество.Элементы
множества
Урок
введения
новых знаний
1
с. 25
Умение определять
принадлежность
элемента множеству.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
класса
Заинтересованность в
расширении и
углублении полученных
знаний
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать в условиях
неуспеха
Способность к
самоорганизованности,19
3
Способы задания
множеств
20
4
Сравнение множеств
21
5
Отображение множеств
22
6
Кодирование
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
повторения
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний
Урок
введения
новых знаний
23
7
Вложение множеств
Урок
повторения
1
с. 69
Овладение различными
способами задания
множеств.
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование
Адекватное
оценивание
результатов своей
деятельности.
1
1
1
1
с. 1013 Овладение способами
логического и
алгоритмического
мышления.
Заинтересованность в
расширении и
углублении полученных
знаний
Умение работать в
информационной
среде.
с. 1417 Овладение способами
логического мышления.
с. 1821 Готовность
использовать
получаемую
информацию в учебной
деятельности при
решении практических
задач
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
класса
Заинтересованность в
расширении и
углублении полученных
знаний
Владение основными
методами познания
окружающего мира.
(наблюдение,
сравнение, анализ, и т.
д)
Способность к
самоорганизованности
с. 2225 Умение использовать
полученные знания для
описания и объяснения
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование
Владение основными
методами познания
окружающего мира.24
8
Пересечение множеств
25
9
Объединение множеств
1
1
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
различных процессов и
явлений окружающего
мира.
с. 2629 Овладение способами
логического и
алгоритмического
мышления.
(обобщение)
Владение основными
методами познания
окружающего мира.
(анализ и синтез)
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
класса
с. 3033 Готовность
использовать
получаемую
информацию в учебной
деятельности при
решении практических
задач
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование
Способность к
самоорганизованности
26
10
Контрольная работа по
теме «Множества»
Урок
контроля
1
(20 минут)
Умение самостоятельно
разбирать задание и
выполнять его.
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую
работу до её
завершения.
Понимание и принятие
учебной задачи, поиск
и нахождение способов
её решения.
27
11 Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками
1
Урок
закрепления
изученного
с. 3435 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить ошибку.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
IV четверть (8 часов)материала
Исправлять и приводить
аналогичные примеры.
с. 3640 Умение работать в
информационном поле
28
12 Повторение по теме
«Множества»
29
13
Высказывание. Понятия
истина и ложь
30
14 Отрицание
Урок
закрепления
изученного
Урок
введения
новых знаний
Урок
повторения
31
15
Высказывания со
связками и, или
Урок
повторения
1
1
1
1
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
способность
конструктивно
действовать в условиях
неуспеха
Высказывать
собственные
суждения и давать
им обоснование
Понимание и принятие
учебной задачи, поиск
и нахождение способов
её решения
с. 4246 Овладение способами
логического и
алгоритмического
мышления.
Высказывать
собственные
суждения и давать
им обоснование
Понимание и принятие
учебной задачи, поиск
и нахождение способов
её решения
с. 4750 Умение представлять,
анализировать и
интерпретировать данные.
с.5155 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить ошибку.
Исправлять и приводить
аналогичные примеры.
Готовность
использовать
получаемую
информацию
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
Понимание и принятие
учебной задачи, поиск
и нахождение способов
её решения
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать в условиях
неуспеха
32
16
Графы. Деревья.
Комбинаторика
Урок
обобщения и
1
с. 5662 Готовность использовать
получаемую информацию в
Заинтересованность
в расширении и
Владение основными
методами познания33
17 Повторение.
Контрольная работа (20
минут)
систематизац
ии
Урок
контроля
1
Умение самостоятельно
разбирать задание и
выполнять его.
34
18 Анализ контрольной
работы.
Повторение пройденого
1
Урок
закрепления,
повторения
изученного
материала
с. 6368 Умение работать в
информационном поле.
Умение находить ошибку.
Исправлять и приводить
аналогичные примеры.
учебной деятельности при
решении практических задач
углублении
полученных знаний
окружающего мира
(моделирование)
Способность
преодолевать
трудности,
доводить начатую
работу до её
завершения.
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и
учащимися класса
Понимание и принятие
учебной задачи, поиск
и нахождение способов
её решения.
Понимание причины
неуспешной учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать в условиях
неуспеха
3. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся должны уметь:
находить лишний предмет в группе однородных;
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
разбивать предложенное множество фигур (рисунков)на 2 подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
называть последовательность простых знакомых действий;
приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и
ложные высказывания.
4. Материальнотехническое обеспечение учебного предмета:
Информационный материал.
Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:для детей:
Информатика в играх и задачах. 2 класс: Учебник в 2х частях, автор А.В. Горячева, К.И. Горина, Т.О. Волкова, М.
«Баласс» 2014 г.
для учителя:
Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс 2014 г.