Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
До настоящего времени толкование термина «информатика» ещё не является установившимся и общепринятым.
Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина.
РП инфоорматика 8 класс.doc
Частное общеобразовательное учреждение
«СвятоПреполовенская православная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Утверждено
Педагогическим советом школы директор школы
________________ Шелухин Б.Ф.
Протокол № «__» ________2016 г. Приказ № «__» ________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________информатике и ИКТ___________________
Уровень общего образования (класс): ___основное общее (8 класс)___
Количество часов __33 ч___
Учитель: Орлова Антонина Сергеевна
Программа разработана на основе
авторской программы
учреждений, 2013г.
Н.Д. Угринович для общеобразовательных
1 20162017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена на основании следующих
нормативноправовых документов:
1. ФЗ 273 «Об образовании в РФ» (статья №28).
2. Устава ЧОУ «СвятоПреполовенская православная СОШ»
3.
Основной образовательной программы ЧОУ «СвятоПреполовенская православная
СОШ».
4. Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
(Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования)
5. Учебного плана ЧОУ «СвятоПреполовенская православная СОШ».
6. Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
7. Авторской программы Н. Угриновича для общеобразовательных учреждений, 2013г.
Согласно учебному плану ЧОУ “СвятоПреполовенской православной средней
общеобразовательной школы” и годовому календарному учебному графику на 20162017
учебный год в 8 классе запланировано 33 урока информатики и ИКТ ( по 1 уроку в неделю).
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для восьмого класса
образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 8» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013, который входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 201617 учебный год.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и
информационнокоммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего
образования являются:
∙ определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов;
∙ комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
∙ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и базы данных;
∙ владение умениями совместной деятельности (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение
общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и
системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и
коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел
Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе
Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного
практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения
компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
2 Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться
объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в
форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом
требований СанПИН, на 1025 мин. и направлены на отработку отдельных технологических
приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на
получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для
учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных
часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий
использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в
домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части
и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 1035 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в
форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения контрольной работы.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы 8ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные
процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе.
Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные
процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и
значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество
информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества
информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с
клавиатуры».
Практическая работа 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью
калькулятора»
2. Кодирование текстовой и графической информации 3ч
Двоичное кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация.
Разрешение изображения. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в
системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.
Практические работы:
Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации».
3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4ч
Звуковая информация. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество
оцифрованного звука. Цифровое фото и видео.
3 Практические работы:
Практическая работа 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайдшоу»
Практическая работа 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием
системы нелинейного видеомонтажа»
4. Кодирование числовой информации – 7 ч.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические
операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы
данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы
и графики в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в
электронных таблицах»
Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных
таблицах»
Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных 3 ч.
Базы данных. Системы управления базами данных. Сортировка и поиск данных в
электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
6. Коммуникационные технологии – 8 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть.
Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка
данных по компьютерным сетям. Разработка Webсайтов с использованием языка разметки
гипертекста HTML. Webстраницы и Webсайты. Структура Webстраницы. Форматирование
текста на Webстранице. Вставка изображений в Webстраницы. Гиперссылки на Web
страницах. Списки на Webстраницах. Интерактивные формы на Webстраницах.
Практические работы:
Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной
Практическая работа 6.2 «География Интернета».
Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста
сети».
HTML».
Планируемый результат
В результате изучения информатики и информационнокоммуникационных
технологий ученик должен
знать/понимать:
информации;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
4 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;
уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных
операций графических редакторов,
учебных систем автоматизированного
проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей
объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов
учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Практические работы
Требования к подготовке выпускников
в области информатики и ИКТ в 8 классе
5 В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
∙ виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
∙ единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
∙ основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование,
ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
∙ программный принцип работы компьютера;
∙ назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;
уметь
∙ выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые
алгоритмы;
∙ оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
∙ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
∙ создавать информационные объекты, в базе данных;
∙ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
∙ пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
∙ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блоксхем);
∙ проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей
объектов и процессов;
∙ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов
учебной работы;
∙ организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов;
∙ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
использования информационных ресурсов общества с соблюдением
переписке,
соответствующих правовых и этических норм.
6 Календарнотематическое планирование по информатике и ИКТ
№
п/п
Тема урока
Тип
урока
Цифровые ресурсы
Парагра
ф
учебника
Вид контроля
Повторение
Дата проведения
фактич
По
плану
ески
1 четверть
Глава 1. Информация и информационные процессы – 8 часов
1.1.1 стр
911
Беседа
ФО
ТБ в кабинете
информатики.
5.09
Понятие
информации,
определение
информационны
х процессов
Виды
информационны
х процессов
12.09
19.09
26.09
1.
2.
3.
4.
Вводный инструктаж
по ТБ. Информация и
информационные
процессы в неживой
природе.
УОНМ Видеофильм «Техника
безопасности в кабинете
информатики»,
презентация
«Информация в неживой
природе»
Информация и
информационные
процессы в живой
природе. Человек:
информация
информационные
процессы
Информация и
информационные
процессы в технике
Знаки: форма и
значение. Знаковые
системы.
УОНМ Презентация
«Информация в живой
природе», «Человек:
информация
информационные
процессы»
ФО
1.1.2,
1.1.3 стр
1115
УОНМ Презентация
«Информация
информационные
процессы в технике»
УОНМ Презентация «Знаки:
форма и значение.
Знаковые системы.»
1.1.4 стр
1517
Беседа
1.2.1,
1.2.2 стр
1822,
Беседа,
ФО
7 КУ
КУ
КУ
задание
1.1 стр
223.
1.2.3 стр
2324
Беседа
1.3.1 стр
2426
ФО
ПР
Презентация
«Кодирование
информации»
Презентация
«Количество
информации как мера
уменьшения
неопределённости
знаний»,
Презентация
«Алфавитный подход к
определению количества
информации»,
«Определение
количества информации»
1.3.2,
1.3.3 стр
2630
ФО
ПР
Код,
кодирование
3.10
Единицы
измерения
информации.
Перевод одних
единиц
измерения
информации в
другие
10.10
17.10
2.3 стр
2324,
задание
1.2 стр
24
3.1 стр
2426,
задание
1.3, 1.4
стр 26
3.2, 3.3
стр 26
30,
задание
1.51.7
стр 28
КЗУ
ИК
24.10
5.
6.
7.
8.
Кодирование
информации.
Количество
информации как мера
уменьшения
неопределённости
знаний.
Практическая
работа № 1.1
«Тренировка ввода
текстовой и
цифровой
информации с
клавиатуры».
Определение
количества
информации.
Практическая
работа № 1.2
«Перевод единиц
измерения
информации с
помощью
калькулятора».
Контрольная работа
№1 по теме
8 «Информация и
информационные
процессы»
2 четверть
9.
Кодирование
текстовой
информации.
Практическая
работа 2.1
«Кодирование
текстовой
информации»
10. Пространственная
дискретизация.
Растровые
изображения на экране
монитора
Практическая
работа 2.2
«Кодирование
графической
информации»
11. Палитры цветов в
УОНМ Презентация «Палитры
системах
цветопередачи RG B,
CMYK и HSB
Практическая
работа 2.2
«Кодирование
графической
цветов в системах
цветопередачи RG B,
CMYK и HSB»
2.2.3 стр
4549
ФО, ПР
9
Глава 2. Кодирование текстовой и графической информации – 3 часа
КУ
Презентация
«Кодирование текстовой
информации»
2.1 стр
3739
ФО, ПР
УОНМ Презентация
«Пространственная
дискретизация»
ПР
2.2.1,
2.2.2 стр
4044
Текс, текстовая
информация
7.11
Виды
изображений.
Способ
построения
изображений
14.11
21.11
2.1 стр
3739,
задание
2.1, 2.2
стр 39
40
2.2.1,
2.2.2 стр
4044,
задание
2.32.6
стр 43
2.2.3 стр
4549,
задание
2.8, 2.9
стр 49 Глава 3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4 часа
КУ
Презентация
«Кодирование
графической
информации.
Палитры цветов в
системах цветопередачи»
УПЗУ Презентация «Цифровое
фото и видео»
информации»
(продолжение)
12. Кодирование и
обработка звуковой
информации
13. Цифровое фото и
видео. Практическая
работа № 3.2.
«Захват цифрового
фото и создание
слайд шоу»
14. Практическая
УОСЗ
работа 3.3 « Захват и
редактирование
цифрового видео с
использованием
системы нелинейного
видеомонтажа».
15. Контрольная работа
КЗУ
№2 по теме
«Кодирование
текстовой,
28.11
5.12
12.12
19.12
3.3.1 стр
5760,
задание
3.1 стр
60
3.3.2 стр
6163,
задание
3.2, 3.3
стр 60
Глава 2,
3
3.31 стр
5760
ФО
ПР
3.3.2 стр
6163
ПР
ПР
ИК
10 графической и
звуковой
информации»
16. Представление
числовой информации
с помощью систем
счисления.
Практическая
работа 4.1 «Перевод
чисел из одной
системы счисления в
другую с помощью
калькулятора».
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации 7 часов
УОНМ Презентация
«Представление
числовой информации с
помощью систем
счисления»
4.1.1 стр
7377
Беседа,
ПР
4.1.1 стр
7377,
задание
4.14.5
(три
задания
на
выбор)
4.1.2 стр
7880,
задание
4.6 стр
80
4.1.3 стр
8081,
задание
4.7 стр
81
26.12
9.01
16.01
23.01
3 четверть
17. Арифметические
КУ
операции в
позиционных системах
счисления
18. Двоичное кодирование
чисел в компьютере
КУ
Презентация
«Арифметические
операции в позиционных
системах счисления»
4.1.2 стр
7880
ФО
ПР
Презентация «Двоичное
кодирование чисел в
компьютере»
4.1.3 стр
8081
ФО
ПР
19. Основные параметры
электронных таблиц.
КУ
Презентация «Основные
параметры электронных
4.2.1,
4.2.2 стр
ПР
4.2.1,
4.2.2 стр
11 Основные типы и
форматы данных.
таблиц», «Основные
типы и форматы данных»
8185
20. Относительные,
КУ
абсолютные и
смешанные ссылки.
Встроенные функции.
Практическая
работа 4.2 «
Относительные,
абсолютные и
смешанные ссылки в
электронных
таблицах».
Практическая
работа 4.3 «Создание
таблиц значений
функций в
электронных
таблицах»
21. Построение диаграмм
УОСЗ
и графиков в
электронных таблицах
Практическая
работа №4.4
«Построение
диаграмм различных
типов».
Презентация
«Относительные,
абсолютные и смешанные
ссылки», «Встроенные
функции»
ФО, ПР
4.2.3,
4.2.4 стр
8689
8185,
задание
4.8 стр
83, 4.9
стр 86
4.2.3,
4.2.4 стр
8689,
задание
4.10
4.12 стр
89
30.01
Презентация
«Построение диаграмм и
графиков в электронных
таблицах»
4.4.3 стр
8992
ФО, ПР
Глава 4
6.02
12 22. Контрольная работа
КЗУ
ИК
№3 по теме
Кодирование и
обработка числовой
информации.
Глава 5. Хранение и сортировка информации в базах данных3 часа
23. Базы данных в
электронных таблицах
КУ
24. Сортировка и поиск
КУ
данных в электронных
таблицах
Презентация «Базы
данных в электронных
таблицах»
Презентация
«Сортировка и поиск
данных в электронных
таблицах»
5.5.1 стр
108111
ФО
5.5.2 стр
111113
ФО
5.5.1 стр
108111
5.5.2 стр
111113
25. Практическая
работа № 12
«Сортировка и поиск
данных в
электронных
таблицах»
26. Передача информации.
Локальные
компьютерные сети
ПР
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка Webсайтов – 8 часов
УОНМ Презентация «Передача
информации»,
«Локальные
компьютерные сети»
6.1, 6.2
стр 117
121
27. Состав Интерната.
Адресация в
интернете.
Практическая
КУ
Презентация
«Глобальная
компьютерная сеть
Интернет.
ФО, ПР
6.3.1.
6.3.2 стр
118127
13
6.1, 6.2
стр 117
121,
задание
6.2 стр
121
6.3.1,
6.3.2 стр
118127,
задание
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03 Состав Интерната.
Адресация в интернете»
6.3 стр
127
КУ
Презентация
«Маршрутизация и
транспортировка
данных»
6.3.3 стр
127129
ПР
6.3.3 стр
127129
УОНМ Презентация «Разработка
Web – сайтов с
использованием языка
разметки гипертекста»
ФО, ПР
6.4.1,
6.4.2 стр
130132
6.4.1,
6.4.2 стр
130132
КУ
Презентация «Разработка
Web – сайтов с
использованием языка
разметки гипертекста»
6.4.3,
6.4.4 стр
132134
ФО, ПР
6.4.3,
6.4.4 стр
132134
работа 6.1
«Предоставление
доступа к диску на
комьютере в
локальной сети».
4 четверть
28. Маршрутизация и
транспортировка
данных. Инструктаж
по ТБ. Практическая
работа 6.2
«География
Интернета».
29. Webстраницы и Web
сайты. Структура
Webстраницы.
Практическая
работа 6.3.
«Разработка сайта с
использованием Web
редактора»
30. Форматирование
текста на Web
странице. Вставка
изображений.
Практическая
работа 6.3.
«Разработка сайта с
использованием Web
редактора»
14
3.04
10.04
24.04 УПЗУ
Презентация «Разработка
Web – сайтов с
использованием языка
разметки гипертекста»
6.4.5,
6.4.6 стр
134136
ФО, ПР
6.4.5,
6.4.6 стр
134136
УОСЗ
6.4.7 стр
136138
ФО, ПР
6.4.7 стр
136138
15.05
22.05
31.
Гиперссылки на Web
страницах, списки на
Webстраницах.
Практическая
работа 6.3.
«Разработка сайта с
использованием Web
редактора»
32. Интерактивные формы
на Webстраницах.
Практическая
работа 6.3.
«Разработка сайта с
использованием Web
редактора»
33. Контрольная
КЗУ
работа №4
«Коммуникационные
технологии»
ИК
29.05
15 Принятые сокращения в календарнотематическом планировании:
УОНМ урок ознакомления с новым материалом
КУ – комбинированный рок
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КЗУ – контроль умений и знаний
ФО – фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ИК – индивидуальный контроль
16
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Рабочая программа по информатике для 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.