Рабочая программа по истории. 9 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по истории. 9 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история
9 кл
15.09.2018
Рабочая программа по истории. 9 класс
Календарно-тематическое планирование
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей социально­гуманитарного цикла _____________________ /Шахраманян Н.А./ Протокол № 9 От «25» июня 2018 года средняя общеобразовательная школа № 7 города­курорта Кисловодска «Согласовано» Заместитель директора по УВР «Утверждено» Директор школы _____________________ /Темиржанова И.М./ Протокол пед.совета №17 От «02» июля 2018 года _____________________ /Черныш О.В./ Приказ №38­ОД От «02» июля 2018 года Рабочая программа по истории 9 класс (базовый уровень)                               Составитель:                                                         Аверина Оксана Викторовна учитель истории и обществознания 2018 год Город­курорт Кисловодск Пояснительная записка Историческое образование на ступени основного общего образования  играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации  учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и  многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся  формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных  исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и  ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и  историческом пути российского народа важны и для понимания современных  общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся  информационном пространстве. Соотношение содержания исторического образования на ступенях  основного и полного общего образования определяется с учетом принципа  преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования  учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую  пространственно­хронологическую систему, учатся оперировать  исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных  эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор  учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения  наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику  различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.  Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет  систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте  человечества, составить представление о различных моделях изучения  исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами  исторической информации. При этом как на ступени основного общего  образования, так и в старших классах изучение истории должно быть  ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии примерной программы в V­IX классах  реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей  истории». Предполагается их синхронно­параллельное изучение с  возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.  Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся  традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного  распределения учебного материала.  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории  способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья,  выделять характерные причинно­следственные связи, определять структуру  объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между  частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать  объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.  Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение  различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При  выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные  способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов,  комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не  предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно  отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и  развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно­ коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание  текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного  задания, проводить информационно­смысловый анализ текста, использовать  различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),  создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и  прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко,  выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории  учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической  речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге  (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),  приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль  (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения  познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать  различные источники информации, включая энциклопедии, словари,  Интернет­ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной  задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные  средства языка и знаковые системы . С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью  важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно  организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование,  определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее  результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными  достижениями, чертами своей личности. Рабочая программа реализует следующие цели задачи и курса:   воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей  Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам  общественной жизни  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и  всемирной истории в их взаимосвязи   овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации   формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с  исторически сложившимися культурными, религиозными, этно­ национальными традициями   применение знаний и представлений об исторически сложившихся  системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,  полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в  межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к  представителям других народов и стран  Рабочая программа по курсу Всеобщей истории (Новейшей и  современной истории) и Истории России (Новейшей и современной истории  России) для 9 классов на 2018­2019 уч. год составлена с учетом следующих  нормативно­правовых и инструктивно­методических документов:  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;  2. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 03.  2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений  Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской  Федерации от 20. 08. 2008 года № 241, от 30.08.2010 года № 889, от  09.06.2011 года № 1994, от 01.02.2012 года, № 74); 3. Федеральным компонентом государственного стандарта общего  образования, утвержденным приказом Министерства образования  Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении  федерального компонента государственных стандартов начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в  редакции приказов Министерства образования и науки Российской  Федерации от 03.06.2008 года, № 164, от 31.08.2009 года, № 320, от  19.10.2009 года, № 427, от 10.11.2011 года № 2643, от 24.01.2012 года  № 39, от 31.01.2012 года № 6; 4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» 5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.03.2014г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,  рекомендованных к использованию при реализации имеющих  государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования» (изменения: приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 года № 576; приказ  Минобрнауки России от 28.12.2015 года № 1529; приказ Минобрнауки  России от 26.01.2016 года № 38; приказ от 21.04.2016 г. № 459; приказ  от 29.12. 2016 г. № 1677; приказ от 08.06.2017 г. № 535; приказ от 20  июня 2017 г. № 581; приказ от 05.07.2017 г. № 629).  6. Приказа МОиН Ставропольского края от 31.07. 2018 года №1218­пр «О формировании учебных планов государственных образовательных  организаций, подведомственных министерству образования  Ставропольского края, реализующих основные общеобразовательные  программы в 2018/19 учебном году» 7. Методических рекомендаций для руководящих и педагогических  работников образовательных организаций Ставропольского края по  организации образовательной деятельности в 2018/2019 учебном году; 8. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ учебных курсов, предметов (модулей) Муниципального  казенного общеобразовательного учреждения «Средней  общеобразовательной школы № 7  г.­ к. Кисловодска», реализующей  программы общего образования (Приказ № 308­о от 03.11.2011). 9. Школьного учебного плана МКОУ СОШ № 7  г.­ к. Кисловодска на  2018­2019 уч. год. Место учебного курса в учебном плане. Согласно базисному учебному плану на изучение истории в 9 классе  отводится 2 часа в неделю, в текущем учебном году, исходя из расписания,  это составляет 68 учебных часов. Основные содержательные линии рабочей программы в 9 классах  реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей  истории». Предполагается их синхронно­параллельное изучение по темам и  разделам с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся  традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного  распределения учебного материала. С учетом психолого­возрастных  особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая  программа устанавливает примерное распределение учебного времени. Разделы примерной программы История России Всеобщая история Новейшая и  современная история  России –44 ч Новейшая и  современная история –  24 ч Резерв учебного времени  0 ч   Классы Объем учебного времени (федеральный  компонент) IX класс 68 ч Обоснование выбора программы  Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного  общего образования по истории. Выбор данной программы обоснован ее  успешной апробацией (с 2004 г.), соответствием содержания исторического  образования и государственного образовательного стандарта и выбранными  линиями учебников по Всеобщей истории и истории России XX ­ начала XXI  вв., а также ­ социальным заказом (интерес родителей и учащихся к изучению  предмета). Виды деятельности, методы обучения. Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих  целям исторического образования и психолого­возрастным особенностям  учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать  причинно­следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать  собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию  аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и  синтезировать ее.  Разнообразны формы уроков: информативно­диалогическая лекция,  проблемно­диалогическая лекция, практикум, пресс­конференция, урок­ презентация, семинар, телемост и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса –  комбинированный и проблемный урок. Используются эвристический, частично ­ поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положены диалогизм и  проблемность изложения нового материала. Контроль уровня обученности. Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:  тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда;  составление логической цепочки; решение познавательных заданий;  выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства  и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных  вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на  работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление  исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление  схемы; составление тезисного плана. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса истории 9 класса. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций.   В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует  закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять  характерные причинно­следственные связи, определять структуру  объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между  частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,  ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным  основаниям, критериям.   Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение  различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.   При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной  подготовки) формируется умение определять адекватные способы  решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих  стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от  образца деятельности, искать оригинальные решения.  Важную роль историческое образование играет в формировании и  развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно­ коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать  содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с  целью учебного задания, проводить информационно­смысловой анализ  текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,  просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания  адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с  заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять  план, тезисы конспекта.   На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть  монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое  общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,  признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать  аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),  формулировать выводы.   Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися  могут использовать различные источники информации, включая  энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных, в  соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения  осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые  системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).   С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной  деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся  самостоятельно организовывать свою учебную деятельность  (постановка цели, планирование, определение оптимального  соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями,  чертами своей личности.  Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе  «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью  соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение  учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации,  мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в  окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,  который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный  компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования –  курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для  изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).   Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах  деятельности, соответствующих целям исторического образования и  психолого­возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего  образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать,  определять, объяснять).  В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками  учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие  непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических  причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;  использования знаний об историческом пути и традициях народов России и  мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной  принадлежности). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения истории ученик должен знать/понимать  основные этапы и ключевые события истории России и мира с  древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и  всеобщей истории;  важнейшие достижения культуры и системы ценностей,  сформировавшиеся в ходе исторического развития;  изученные виды исторических источников; уметь  соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;  определять последовательность и длительность важнейших событий  отечественной и всеобщей истории;  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,  решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных  источников;   показывать на исторической карте территории расселения народов,  границы государств, города, места значительных исторических событий;  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,  показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических  источников; использовать приобретенные знания при написании  творческих работ (в том числе эссе), отчетов об экскурсиях, рефератов;  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;  группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,  выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и  явлений; определять на основе учебного материала причины и  следствия важнейших исторических событий;   объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и  личностям истории России и всеобщей истории, достижениям  отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:  понимания исторических причин и исторического значения событий и  явлений современной жизни;  высказывания собственных суждений об историческом наследии  народов России и мира;  объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;  использования знаний об историческом пути и традициях народов  России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и  религиозной принадлежности. Главной целью реализации данной программы является обеспечение  знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к  гуманитарному образованию к участию в олимпиадах разных уровней.       Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую,  фронтальную деятельность обучающихся через информационную,  исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Реализация НРК В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на изучение  НРЭО содержания курса истории России (Письмо МО РФ о преподавании  курса истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в  1999­2000 учебном году от 07.06.1999. № 916/11­12 // Вестник образования  России 1999 № 10).  Для реализации НРЭО в курсе истории России материал изучается дисперсно. Реализацию НРЭО обеспечивают: СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ     (24 ч.) Мир на рубеже XIX ­ XX вв. (3 часа) Промышленная революция в Европе. Массовое производство товаров,  концентрация производства и капиталов. Идеологические течения:  консерватизм либерализм, социализм, марксизм.  Милитаризация общества в Германии и Австро­Венгрии. Выстрел в  Сараево. План Шлифена. Битва на Марне. «Верденская мясорубка», битва на  Сомме, Ютландское сражение.  Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Революция 1918 г. В  Германии. Образование новых государств. Версальско­ Вашингтонская система. Понятие «Новейшая и современная история». Первая половина XX века (9 часов) Мир после Первой мировой войны. Версальско­Вашингтонская система.  Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и  образование новых государств. Раскол международного рабочего движения:  Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий  Интернационал. «Стабилизация» 1920­х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930­х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д.  Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал­социализм. А. Гитлер. Формирование  авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920­х — 1930­х  гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности  экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция  1920­х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против  колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920­1930­е гг.  Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930­х гг.  Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно­ политический кризис в Европе в 1939 г. Вторая мировая война. Причины, участники, основные этапы Второй  мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции.  «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке.  Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом  океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд­лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях.  Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в  Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в  победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско­Потсдамская система.  Создание ООН. Вторая половина XX­начало XXI века (10 часов) Холодная война. Создание военно­политических блоков. Корейская  война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго­Восточной Азии.  Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины  ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в  Западной Европе. Научно­техническая революция. Переход к смешанной  экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал­ демократия. «Новые левые».  Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии.  К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в  конце 1960­начале 1970­х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер.  Становление информационного общества. Коммунистические режимы в  странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития.  Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 ­ начала 1990­х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских  странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.  Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии  и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития.  Китай во второй половине XX в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. Мир на рубеже ХХ­ХХI вв. Завершение холодной войны и эпохи  «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы.  Европейский Союз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и  экономическое пространство. Антиглобалистское движение. Культурное наследие XX в. Развитие естественнонаучных и  гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование  современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II.  Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм,  постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм  художественного творчества в условиях информационного общества. НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ (44 ч.) Россия на рубеже XIX­XX вв. (5 ч.) Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение.  Количественная и качественная (этническая) характеристика населения  Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала  XX в.  Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика  политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее  реформирования.  Личность Николая II, его политические воззрения.  Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в  высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю.  Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк­Мирский. Национальная и  конфессиональная политика Николая П.  Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития  российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России.  Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в  развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал.  Государственно­монополистический капитализм.  Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного  производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община.  Аграрное перенаселение.  Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности  социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное  дворянство, его экономическое положение и политическая роль в  государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность.  Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство:  экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология.  Количественная и качественная характеристика российского пролетариата,  условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество.  Духовенство. Интеллигенция.  Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России  в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского  императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская  программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный  конфликт. Русско­японская война 1904­1905 гг. Ход военных действий на  суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.  Общественно­политические движения в начале XX в. Предпосылки  формирования и особенности генезиса политических партий в России.  Классификация политических партий.  Российская социал­демократия. II съезд РСДРП. Большевики и  меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.  Партия социалистов­революционеров. Особенности программных и  тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.  Ф. Азеф.  Радикализация либерального движения. Влияние русско­японской войны  на внутриполитическую ситуацию.  Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901— 1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала.  Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные  события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г.  Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.  Конституционно­демократическая партия и «Союз 17 октября»:  политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов,  социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.  Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные  лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М.  Пуришкевич. Итоги революции.  Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития  России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.  Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа, ее  экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный  переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного  движения. Убийство П. А. Столыпина. III Государственная дума.  Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг.  Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.  Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского  общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры  начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного  идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература:  традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии.  Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство.  Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет».  Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.  Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С.  Дягилева. Рождение кинематографа.  Россия в 1917 – 1921 гг. (10 ч.)  Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины  революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая  II.  Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация  русского общества. Социально­экономическая политика. Рождение новой  власти на местах.  Альтернативы развития страны после Февраля.  Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).  Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого  коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.  Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное  положение.  Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс  большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д.Троцкий.  Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.  Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые  декреты советской власти. Создание коалиционного советского  правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической  альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской  государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой  войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в  РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест­Литовский мирный договор;  его условия, экономические и политические последствия их принятия.  Эволюция экономической политики советской власти. «Военный  коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области  промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы.  Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к  продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация» товарно­денежных отношений.  Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы.  Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны:  поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в  Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М.  Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения.  Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб,  формы, районы оккупации. Выступление чехословацкого корпуса.  Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных  правительств. Уфимская директория.  «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально­ экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция  тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны.  Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.  Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия  генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге.  Политические декларации и социально­экономическая политика. Белый  террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского  движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.  Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград.  Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка,  Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление.  Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально­экономическая  программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на  национальных окраинах.  Война с Польшей, ее классово­политический смысл и итога.  Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.  «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг.  Кронштадтское восстание.  НРК. Ставропольский край в горниле войн и революций.  Россия в 20 – 30­е  гг. (6 ч.) Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис  начала 20­х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и  его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в  20­е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления  кризисных явлений.  Развитие политического процесса в 20­е гг. Отношение к нэпу в  различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на  нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образо­ вание СССР.  Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И.Ленина.  Усиление позиций И. В. Сталина.  Внешняя политика в 20­е гг. Международная обстановка во время и  после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин  победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и  учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.  Эволюция взглядов В. И, Ленина на идею мировой революции. Перенесение  акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое  привлечение иностранных капиталов в страну.  Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция.  Рапалльский договор.  Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР.  Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии.  Американские фирмы на советском рынке.  Усиление международной напряженности в конце 20­х гг.: причины,  факты, последствия для внутреннего положения в стране.  Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской  школы. Начало создания «новой интеллигенции».  Большевистские  приоритеты в науке. Положение научно­ технической интеллигенции.  Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции.  «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало  «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских  писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном  искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало  партийного наступления на культуру.  Жизнь, быт и психология людей в 20­е гг. Россия на крутом переломе.  Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.:  причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения  на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, против Н. И. Бухарина.  Социально­психологические предпосылки победы сталинской линии.  Социально­политическая подготовка «великого перелома».  Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их  итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития  и его цена.  Политическая система. Определение и основные черты политической  системы. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества.  Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой  информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка  системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.  Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые  репрессии.  Социальная система. Изменение социальной структуры общества.  Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и  быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение  трудового законодательства.  Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и  раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной  психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.  Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование  пролетарской интеллигенции.  «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской  экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы.  Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.  Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от  прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами.  Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы  коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого  антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение  и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.  Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и  семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи  советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к  творческим союзам. М. Горький. Социально­психологический феномен  социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное  творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.  Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30­е гг.  Психологическое состояние общества. Накануне суровых испытаний.  НРК. Ставрополье в 1920­1941гг. Великая Отечественная война 1941­1945 гг. (7 ч.) СССР накануне войны. Советско­германские отношения. Причины  нового советско­германского сближения. Советско­германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.  Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.  Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом  1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение  немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по  организации отпора врагу.  Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских  воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на  оккупированной территорий, массовое уничтожение людей. Приказ № 270.  Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее  Наступление Красной Армии, его итоги.  Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва.    Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл в годы войны. Морально­психологическое состояние советских  людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой  Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.  Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром  немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с  советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в  тылу врага, партизанское движение.  Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр.  Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне­осенней  кампании 1943 г.  Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего  наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие  второго фронта.  Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление  советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких  войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной  Армии в Европе. Крымская конференция.  Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.  Разгром японских войск в Маньчжурии.  Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. НРК. Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз в послевоенные годы. 1945 – 1953 гг. (3 ч.) Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны  после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг.  Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы  сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.  Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны.  Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы.  Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в  первые послевоенные годы.  Идеология и культура. Идеологические кампании 40­х гг. Эволюция  официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы,  театра, кино, музыки. Научные дискуссии.  Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных  отношений. Формирование двух военно­политических блоков государств.  Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении  коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в  корейской войне.  СССР в 50 – 60­е гг. (2 ч.) Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.  М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий.  Реорганизация государственных органов, партийных и общественных  организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой  Конституции СССР.  Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова.  Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и  залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание  совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального  общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное  строительство.  Развитие науки и образования. Научно­техническая революция в СССР.  Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый  пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия  советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.  Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской  литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев.  Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.  Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства,  живописи, кинематографии.  Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике.  Мирное сосуществование государств с различным общественным строем.  Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский  кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в  отношениях со странами социализма. КПСС и международное  коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами  «третьего мира».  НРК. «Оттепель» в Ставропольском крае. СССР в середине 60 – х – середине 80 – х гг. XX века (3 ч.) Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева От власти в октябре  1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно­ государственной номенклатуры.  Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение  «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов  безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.  Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи  реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее  результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты.  Нарастающее отставание СССР в научно­технической сфере. Особенности  социальной политики.  Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция  «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы».  Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление  идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В.  Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В.  Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин.  Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М.  Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий.  А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов.  Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное  искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу.  Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э.  Рязанов. М. Хуциев.  Внешняя политика. Установление военно­стратегического паритета  между СССР и США. Переход к политике разрядки международной  напряженности в отношениях Восток— Запад. Совещание по безопасности и  сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР  в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со  странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во  внешней политике советского руководства. Советское общество в 1985 – 1991  гг. (3 ч.) Реформа, политической систeмы. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. М.С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных  депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности.  Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно­ политические движения. Национальная, политика и межнациональные  отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 гг. и его последствия. Роспуск  КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение  союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.  Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в  середине 80­х гг. Стратегия «ускорения социально­экономического  развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности.  Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в  условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия.  Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция  программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над  средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре,  кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий.  Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика  общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.  Внешняя политика. Концепция нового политического мышления.  Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения.  Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из  Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Завершение «холодной  войны». Итоги и последствия политики нового мышления.  НРК. Ставрополье на крутых переломах истории. Российская Федерация на рубеже  XX­XXI вв. (5 ч.) Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных  экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация.  Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа  1998 и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер  экономики страны в 90­е гг.  Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете  России (12 июня 1990 г;). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н.  Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г.  Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996  г. Итоги политического развития страны в 90­е гг.  Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература.  Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства  массовой информации. Традиционные религии в современной России.  Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и  регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992  г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание  противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты  федеративного строительства в 90­е гг.  Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение  ­России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты  внешней политики страны в 90­е гг. Страны СНГ и Балтии в 90­е гг. Русское  зарубежье в 90­е гг.  Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской  государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского  согласия и единства общества. Новые государственные символы России.  Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале  XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой  внешнеполитической стратегии. Учебно – тематический план Наименование разделов 1. Мир в 1900­1945 гг. 2. Мир после Второй мировой  войны 3. Россия в первой половине XX  в. 4. Россия во второй половине   XX в. Итого  Всего  часов 13 11 31 13 68 Форма организации  учебных занятий  теория 12 9 практика 1 2 29 10 60 2 3 8 Вид контроля самостоятельная работа тест, зачет Тест, самостоятельная  работа  контрольная работа ­2,  зачет Критерии для оценивания письменного ответа на уроках истории  Оценка 5: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения. Оценка 4: Ответ удовлетворяет раннее названным правильный, есть неточности в изложении исторического исправляемые по дополнительным вопросам учителя. требованиям, он полный, материала, легко Оценка 3:Ответ правильный, ученик в основном понимает нечетко излагает исторический материал, затрудняется в объяснении данного вопроса. материал, но самостоятельном Оценка 2: Ответ неправильный, не раскрыто основное материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы содержание учебного учителя. Критерии выставления оценок за тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 8 вопросов. Время выполнения работы: 10 мин. Оценка «5» - 8 правильных ответов, «4» - 6-7, «3» - 4-5, «2» - менее 4 правильных ответов. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 3.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса. Список рекомендуемой учебно­методической литературы:  УМК:  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. Учеб. для 9 класса  общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2013.  2. Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование. М. Русское слово,  2015.  3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя 9 класс. 4. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX­начало XXI века. М., Просвещение, 2015.  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений:  История: 6­11 классы. М., Просвещение, 2012.  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XX век. Вып. 1­3.  М.: Просвещение, 2014.  7. Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 9 класс. Учебные пособия  1.   Андреевская,   Т.П.,   Викторов   Ю.М.   Задания­тесты.   История   зарубежных стран: конец XIX­XX век. СПб.: СМИО Пресс, 2000.  2.   Государственная   итоговая   аттестация   выпускников   9   классов   в   новой форме. История. 2009 / ФИПИ авторы­составители: А.В. Биберина, Е.А. Гевуркова, Е.В. Пчелов, Д.А. Фадеева М.: Интеллект­Центр, 2012.  3.   Государственная   итоговая   аттестация   (по   новой   форме):   9   класс. Тематические   тренировочные   задания.   История   /   ФИПИ   авторы­составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А. М.: Эксмо, 2011.  4.   ГИА­2009.   Экзамен   в   новой   форме.   История.   9   класс   /   ФИПИ   авторы­ составители: Гевуркова Е.А., Биберина А.В., Пчелов Е.В., Фадеева Д.А. М.: Астрель, 2011.  Дополнительная литература для учащихся: 1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по истории России XX –  начало XXI   века.   Пособие   для   учащихся   9   класса   общеобразовательных   учреждений.   В   двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007. 2. Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930­х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988. 3. Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «издательство Астрель»: ОАО «ВЗОИ», 2004 4. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.­оформитель Л.Д. Крикач­Осипова. – Харьков: Фолио, 2004. 5. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001 6. Словарь исторических терминов, имен и историко­географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн­пресс»»,2002 7. Л.Б.Яковер. Справочник по истории Отечества. ­ М.: Сфера, 1996 8. А.А.Данилов. Справочник школьника: История России. XX век. — М.: Дрофа, 1999. 9. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. ­ М.: Дрофа, 2007

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс

Рабочая программа по истории. 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018