Рабочая программа по истории 9 класс состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, УМК, календарно - тематический план, литература. Титульный лист не прилагается его можно скачать у меня в библиотеке отдельно. Соответствует всем стандартам ФГОС.
История 9 класс.docx
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История» разработана в соответствии с: Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от
29.12.2014 г. № 1644), приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253. С учётом рабочих программ: Всеобщая история.
В.А. Ведюшкин. Предметная линия учебников «Сферы», 59 классы, М., «Просвещение», 2012 г.;
История России. А.А. Данилов. Предметная линия учебников «Просвещение», 59 классы, М.,
«Просвещение», 2015 г.
Программа ориентирована на использование УМК:
История Новейшее время:
учебник Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов. История Новейшее время 20начало 21 века: Учеб. для
9 кл. общеобразовательных учреждений, М, Просвещение, 2016;
Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников «Сферы»М.:
Просвещение, 2012.
История России:
учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева История России. 9
класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч.\ под. Ред. А.В. Торкунова. М.:
Просвещение, 2016год;
Барыкика И.Е. Поурочные рекомендации. История России. 9 класс М, Просвещение, 2016
А.А. Данилов, Лукутин А.В, Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 9 класс М,
Просвещение, 2016
Тороп В.В. История России. Контурные карты. 9 класс М, Просвещение, 2016
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Всеобщая история» является составной частью единого учебного предмета «История»,
образуя взаимодействующий комплекс со школьным курсом «История России». Он ориентирован на
новую модернизированную модель школьного исторического образования и направлен на выработку у
учащихся на базе современных научных знаний представлений об историческом движении
человечества к миру в ХХI в. В связи с этим
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирноисторическом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с
точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Задачи:
усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие
этого – формирование гуманистической направленности личности,
формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового
исторического процесса;
показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от
первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
На уроках история используется:
деятельностный
подход, ориентированный
на формирование личности и её
способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения
программы формирование комплекса общеучебных (универсальных,
надпредметных) умений,
развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся
основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания,
предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с
выделением уклонов и.т.д.
личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное,
самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта.
Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным
закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают
обучению поисковый
и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается
интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое
искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и
самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и
не исчерпывающий) принцип развивающего обучения. 1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «История» в 9 классе относится к предметной области «Общественнонаучные
предметы» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения. На изучение
предмета в 20162017 учебном году в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
1.3 Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводится на основе
соответствия ученика следующим требованиям:
Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
Прилежание и ответственность за результаты обучения;
Готовности и способности делать осознанный выбор свой образовательной траектории в
изучении предмета;
Наличие позитивной ценностносмысловой установки ученика, формируемой
средствами конкретного предмета;
Активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных
проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведения по следующим позициям:
Способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
Способность к сотрудничеству и коммуникации;
Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и итоговой оценки, а также
итоговой аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению
учебнопознавательских и учебнопрактических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:
текущий (устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, контрольная
работа, работа по карточкам и т.д.);
тематический (контрольная работа);
рубежный (итоговая контрольная работа в конце года).
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;
2
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные
(на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; использование для доказательства выводов из
личного опыта;
3
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими
ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Оценка "4" ставится, если ученик:
1
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях ; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
1 Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
2 Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3 Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
4 Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из личного опыта;
5 Испытывает затруднения в применении знаний;
6 Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;
7 Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
однудве грубые ошибки.
8 Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает причинноследственные
связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1 Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2 Не делает выводов и обобщений.
3 Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,
самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
Оценка "2" ставится, если ученик:
быть выставлена оценка "3";
Примечание.
или если правильно выполнил менее половины работы.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов, рекомендации по индивидуальным
образовательным маршрутам.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;
— познавательный интерес к прошлому своей страны
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
— изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
— уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
— уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной
роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
— следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
— формирование коммуникативной компетентности;
— обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
— расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
— осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную и др.; — формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
— привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— организовывать учебное
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
— активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и
продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и
Предметные результаты изучения истории включают:
— определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
— установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
— составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
— применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
— овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её
территорию;
— использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли
России во всемирноисторическом процессе в изучаемый период;
— использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств;
— описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
— понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
— высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;
— описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного
устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных
верований людей;
— поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
— анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
— использование приёмов исторического анализа;
— понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебнопознавательной работы с этими источниками;
— оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; — сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
— систематизация информации в ходе проектной деятельности;
— поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на
территории современной России;
— личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и
Московской Руси;
— уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период.
При изучении учебного предмета «История», курсов «История России» и «История
Новейшее 20начало 21 века» в 9 классе:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств
в Новое время, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших
событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе
по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и
других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории
Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и
события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие
России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие
черты и особенности;
2.1 История: «История России»
III
Содержание учебного предмета история.
№ п/п
Наименование разделов, глав.
Колво часов
Введение
•
•
•
•
•
•
Россия в первой четверти 19 века.
Россия во второй четверти 19 века.
Россия в эпоху великих реформ.
Россия в 18801890е гг.
Россия в начале 20 века.
Итого:
Практика
Теория
1
9
9
10
10
1
40
2.2 История. Новейшее время.
№ п/п
Наименование разделов, глав.
Колво часов
•
•
•
•
•
Введение
Индустриальное общество.
Двухполюсный мир.
Современное постиндустриальное информационное
общество.
Итого:
теория
1
6
4
7
30
практика
IV.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА УРОКА
Колво
часов
ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
Глава 1. «Россия в первой четверти 19 века» (10 часов)
Россия и мир на рубеже 1819 вв.
Александр 1:начало правления. Реформы М.М. Сперанского
Внешняя политика Александр 1 в 18011812 гг.
Отечественная война 1812 года
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813
1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра 1 в 18151825 гг.
Национальная политика Александра 1
Социальноэкономическое развитие страны в первой четверти
19 века
Общественное движение при Александре 1.Выступление
декабристов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Национальная политика Александра 1
Глава 2. «Россия во второй четверти 19 века» (6 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая 1
Социальноэкономическое развитие страны во второй четверти
19 века
Общественное движение при Николае 1
Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 18171864 гг.
Крымска война 18531856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине 19 века:
наука и образование
Культурное пространство империи в первой половине 19 века:
художественная культура народов России
Глава 3. «Россия в эпоху Великих реформ» (7 часов)
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861
года
Реформы 18601870х гг.: социальная и правовая модернизация
Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный
период
Общественное движение при Александре 2 и политика
правительства
Национальная и религиозная политика Александра 2.
Национальный вопрос в Европе и в России.
Внешняя политика Александра 2. Русскотурецкая война 1877
1878 гг.
Глава 4. «Россия в 18801890е гг.» (9 часов)
Александр 3: особенности внутренней политики
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение в 1880х – первой половине 1890х гг.
Национальная и религиозная политика Александра 3
Внешняя политика Александра 3
Культурное пространство империи во второй половине 19 века:
достижения российской науки и образования
Культурное пространство империи во второй половине 19 века:
русская литература
Культурное пространство империи во второй половине 19 века:
художественная культура народов России
Повседневная жизнь разных слоёв населения в 19 веке
Глава 5. «Россия в начале 20 века» (8 часов)
Россия и мир на рубеже 1920 вв.: динамика и противоречия
развития
Социальноэкономическое развитие страны на рубеже 1920 вв.
Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны 1
18941904 гг.
Внешняя политика Николая 2. Русскояпонская война 1904
1905 гг.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 37
38
39
40
Первая российская революция и политические реформы 1905
1907 гг.
Социально – экономические реформы П.А. Столыпина
Политическое развитие страны в 19071914 гг.
Серебряный век русской культуры
1
1
1
1
Глава 1. «
Индустриальное
общество» (14 часов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Мир в начале 20 века
Первая мировая война 19141918 гг.
ВерсальскоВашингтонская система
Революции и реформы первых послевоенный лет
Колониальные и зависимые страны после Первой мировой
войны
Стабилизация капитализма
Мировой экономический кризис
Наступление фашизма
Тоталитарные режимы в странах Западной Европы
Либеральный реформизм
Народный фронт. Отпор фашизму
На пути к новой мировой войне
Вторая мировая война. Наступление агрессоров в 19391942
гг.
Вторая мировая война. Разгром агрессоров 19421945 гг.
Двухполюсный мир. «Холодная война»
Страны победительницы после войны
Побежденные страны в послевоенном мире
Начало интеграции стран Западной Европы и Америки
Мировая система социализма
Распад колониальной системы
Противостояние и разрядка
Общество потребления
От индустриального к постиндустриальному обществу
Страны третьего мира на путях «догоняющего развития»
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
1
1
55
56
1
1
57
58
1
1
59
60
1
1
61
62
1
1
63
64
1
Глава 3. Современное постиндустриальное информационное общество
(11 часов)
65
66
67
68
69
70
71
72
73
Крушение мировой системы социализма
Конец двухполюсного мира
Глобализация и интеграция
Информационное общество
Соединённые Штаты Америки и Япония в современном мире
Ведущие страны Западной Европы
Страны третьего мира на рубеже веков
Наука и техника 20начала 21 века
Искусство в 20 – начала 21 века
1
1
1
1
1
1
1
1
1 74
75
Глобальные проблемы современности
Итоговое повторение
1
1
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.