Рабочая программа по истории для 9 класса
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего
образования образовательной организации МКОУ Шаумяновской ООШ на основе
Федерального государственного образовательного стандарта Основного Общего
Образования (приказ Министерстваобразования и науки РФ №1 7785 от 6 октября 2009г).
Программы воспитания и социализации обучения на ступени основного общего
образования. Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени,
отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного
учреждения. С учетом психологовозрастных особенностей учащихся и требований
межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного
времени: на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24
часов; 4 всего 68 часов. Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе
авторских программ:
• Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных
учреждений. История. Обществознание. 511 кл //. М.: Просвещение, 2008.
• СорокоЦюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX
// Программы общеобразовательных учреждений. История.
XXIвека
начала
Обществознание. 511 кл //.М.: Просвещение, 2008.
Основные содержательные линии примерной программы в VIX классах
реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая
программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:
А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX начало XXI в. 9
класс» / М: Просвещение, 2008;
О.С.СорокоЦюпа , А.О. СорокоЦюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9
класс»/М. «Просвещение», 2008
Количество учебных часов за год: 68
Количество уроков в неделю: 2
Колво часов: История России – 44,Всеобщая история – 24.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирноисторическом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии
и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности
1 2. Общая характеристика учебного предмета.
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического
образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало
XXI столетия – «Новейшая история». Интегративная цель изучения курса новейшей
истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями
об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном
опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира
личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей,
социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и
обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях
новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной
реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по
отношению к ней; усвоение основных понятий и терминов исторической науки,
совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками
информации; формирование на основе личностноэмоционального осмысления новейшей
истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к
конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу,
позитивному разрешению возникающих конфликтов; обогащение опыта применения
исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов
адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы,
тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, рефера
тивные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
3. Место и роль курса истории 9 класса в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для
обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в
9 классе 68 , из расчета 2 часа в неделю. Учебный курс по истории России является частью
всеобщей истории и направлен на воспитание школьника – гражданина и патриота России,
развитие его духовнонравственного мира и национального самосознания.
Рабочая программа по курсу «История России. XX век» составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории
РФ и авторской программы «История России 69 кл.» под редакцией А. А. Данилова и
Л. Г. Косулиной. М.: Просвещение, 2008г. к учебнику «История России . XX век. 9
класс» /Данилов А. А., Косулина Л. Г. М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX начало XXI в»
составлена в соответствии на основе Федерального компонента государственного
стандарта общего образования по истории РФ и авторской программы курса всеобщей
истории О.С.СорокоЦюпа, А.О.СорокоЦюпа. М.: Просвещение, 2008г. к учебнику «
Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класса» /О.С.СорокоЦюпа,
А.О.СорокоЦюпа. – М.: Просвещение,2008. Учебный план школы предусматривает только
68ч., то есть 34 нед. из расчёта 2ч. в неделю. Таким образом, исходя из того, что
современный подход к обучению истории в школе предполагает отводить не менее 70%
учебного времени на изучение отечественного компонента, на изучение отечественной
истории отводится 44ч., на изучение новейшей истории – 24 ч. итого 68 ч
4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса:
2 Изучая историю на ступени основного образования, учащиеся приобретают исторические
знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными
способами исторического анализа.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинноследственные связи,
сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты,
мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической
речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать
различные источники информации.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса:
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллект. работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения истории включают:
1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
4.
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира. Предполагается, что в результате изучения истории в
основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями,
умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
3 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт
историка);соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и
основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX начало XXI века; важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX начале XXI века; изученные
виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение
важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник,
самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать
историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по
указанному признаку.
4 Владеть компетенциями: коммуникативной, компетенцией личностного саморазвития,
учебнопознавательной и
информационнопоисковой рефлексивной компетенцией,
профессиональнотрудовой.
Способны решать следующие жизненнопрактические задачи: высказывания собствен
ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом
пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из раз
нообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных
подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX
начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебнопознавательных задач
Основные понятия курса
модернизация,
индустриальное общество,
I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков.
Протекторат,
политическая система,
гражданское общество, ПортАртур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,
революция, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,
ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, Антанта, Тройственный союз,
Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига
Наций.
II. Великая российская революция
альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный
мир,
национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты,
эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая
контрреволюция, денационализация
III. СССР и мир в 19201930гг.
НЭП,
«Командные
высоты»,федерализм, автономия, саботаж, Коминтерн, Генуэзская конференция,
Рапалльский договор, «мирное сосуществование» ,Номенклатура, тоталитаризм,
репрессии, культ личности, оппозиция, Мировой экономический кризис, Коллективизация,
индустриализация система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика
умиротворения, анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм,
«культурная революция», геополитические интересы.
IV. Вторая мировая война
Великая Отечественная война, пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный,
превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун», демилитаризация, «Багратион», Уран»,
«Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война»,
закон о лендлизе, Тройственный пакт.
продовольственный налог,
рентабельный,
концессии,
V. СССР в 19451964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ,
космополитизм, Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий«холодная война»,
десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план
Маршалла, СЭВ, НАТО.
VI. СССР в 19651991 гг.
Коррупция, «теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент
пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение,
инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность»,
ускорение, «новое мышление», биполярная система международных отношений.
VII. Мир во второй половине 20 в.
5 Солдатский билль о правах, законы Вагнера и ТафтаХартли, шпиономания импичмент,
СОИ, «английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная
леди» ФРГ, бундестаг и бундесрат,
федеральный канцлер, СДПГ, « обновление
социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, националреформизм, военная
хунта, политика «к югу от РиоГранде», ЮЗА, «белая революция», исламский
фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР, «прагматики», хунвейбины.
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор,
конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат,
судебная инстанция, сепаратизм, терроризм
6. Содержание учебного предмета «история» в 9 классе:
Учебнотематический план
История России XX начало XXI в.
Название раздела, темы.
Россия в XX начало XXI вв.
Великая российская революция в 1917 – 1921 гг.
СССР на путях строительства нового общества .
Великая Отечественная война.
СССР в 1945 – 1964 гг.
СССР. 1965 – 1991 гг.
Россия и мир в конце XX начало XXI в
ИТОГО
№ п/п
1.Тема
2.Тема
3.Тема
4.Тема
5.Тема
6.Тема
7.Тема
Авторская программа
13
14
7
6
11
11
6
68
«Новейшая история зарубежных стран. XX начало XXI в»
Авторская
программа
23
12
35
1. Тема
2 .Тема
Новейшая история. Первая половина XX в
Новейшая история. Вторая половина XX – начало XIX вв
ИТОГО
Итого
Содержание программы
История России в XX в. (68 > 44ч)
Тема 1. Россия на рубеже XX – XIX вв. (7 ч)
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная
структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и
качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности
процесса модернизации в России начала XX в.
Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической
системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность
Николая II, его политические воззрения. Либеральная (земская) программа политических
преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических
преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. СвятополкМирский. Национальная и
конфессиональная политика Николая II.
Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской
экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал:
причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики.
6 Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в
экономике. Финансовый капитал. Государственномонополистический капитализм.
Кустарная Россия: удельный вес и производственные формы кустарного производства.
Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной
структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое
положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее
неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство:
экономическая дифференциация,
социальная психология.
Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его
труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.
влияние общины,
Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале
царствования Николая
Миротворческая инициатива русского императора.
Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского
правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская
война 19041905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины
поражения России в войне.
II.
Общественнополитические движения в начале XX в. Предпосылки формирования
и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических
партий.Российская социалдемократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И.
Ленин. Ю. О. Мартов.Партия социалистовреволюционеров. Особенности программных и
тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.
Азеф.Радикализация либерального движения. Влияние русскояпонской войны на
внутриполитическую ситуацию.
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 19011904гг.
«Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье.
Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции.
Манифест. 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти
Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических
партий.Конституционнодемократическая партия и «Союз 17 октября»: политические
доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность.
П. Н. Милюков. А. И. Гучков.Традиционалистские (монархические) партии и организации:
программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М.
Пуришкевич.Итоги революции.Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного
развития России в 1906г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные
проекты.Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее
экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика.
II
Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской
аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.III
Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 19121914 гг.
Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания
русскояпонской войны. Создание двух военнополитических блоков в Европе. Обострение
русскогерманских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и
планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 19141916 гг. Итоги
военной кампании 19141916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.
Обострение внутриполитической ситуации.
Влияние военного фактора на
экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние
общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны.
7 Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная
дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в
начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие
науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и
журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления.
Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм.
Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза»,
«Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское
искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа.
Обобщение. Россия в ожидании перемен
Тема 2. Великая российская революция в 1917 – 1921 гг. (4 ч)
От Февраля к Октябрю.
Начало Февральской революции. Объективные и
субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение
Николая II.Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация
русского общества. Социальноэкономическая политика. Рождение новой власти на
местах.Альтернативы развития страны после Февраля.Возвращение из эмиграции В. И.
Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).Апрельский
кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его
внутренняя и внешняя политика.Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на
нелегальное положение.Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс
большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Октябрьский
переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты
советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба
Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский
съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к
продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны.
Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. БрестЛитовский мирный договор; его
условия, экономические и политические последствия их принятия.
Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм».
Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства,
транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление
продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых
эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно
денежных отношений.
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка
противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П.Н.
Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я.
Духонина, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова.
Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция:
причины, масштаб, формы, районы оккупации.Выступление чехословацкого корпуса.
Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в
Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская
директория.«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социальноэкономическая
программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и
эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец
колчаковского режима.Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на
Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П.Л. Краснова. Добровольческая армия
8 генерала А.И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические
декларации и социальноэкономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н.И.
Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте.
Разгром армии Деникина.Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград.
Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая
Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима
на севере.Белый Крым. Социальноэкономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром
Врангеля.Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово
политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.
«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 19201921 гг.
Кронштадтское восстание.
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20
х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги.
Социальная структура и социальная психология в 20е гг. Кризис нэпа, его причины.
Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.
Развитие политического процесса в 20е гг. Отношение к нэпу в различных слоях
населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа.
Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено
государственной структуры. Образование СССРБорьба за власть в политическом
руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.
Внешняя политика в 20е гг. Международная обстановка во время и после
окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков
в Гражданской войне.
Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II
конгресс Коминтерна.
Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента
на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных
капиталов в страну.Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция.
Рапалльский договор.
Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и
политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском
рынке.Усиление международной напряженности в конце 20х гг.: причины, факты,
последствия для внутреннего положения в стране.
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы.Начало
создания «новой интеллигенции».Большевистские приоритеты в науке. Положение научно
технической интеллигенции.Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна
эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало
«нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые
имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна
сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.Жизнь, быт
и психология людей в 20е гг.
Родной край в первой трети XX в
Тема 3. СССР на путях строительства нового общества . (7 ч)
Экономическое развитие.
Хлебозаготовительный кризис 1927г.: причины,
проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути
выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.Социальнопсихологические
предпосылки победы сталинской линии. Социальнополитическая подготовка «великого
перелома».Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их
итоги.Коллективизация.
Форсированная индустриализация и
Раскулачивание.
9 насильственная коллективизация неразрывная связь.Результаты форсирования развития и
его цена.
Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и
тоталитарного государства.
Партия ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация
остатков внутрипартийной демократии.Идеологизация общественной жизни. Контроль за
средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру.
Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ
вождя.Система массовых организаций.
Унификация общественной жизни.
Репрессии.Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму.
Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция
1936 г. о социальной структуре советского общества.
Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт.
Ужесточение трудового
Стахановское движение.
законодательства.Крестьянство.
Социальные последствия коллективизации и
раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии
крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.
Социальная дифференциация.
Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской
интеллигенции.«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской
экономики.Номенклатура верхний слой советской социальной системы. Состав.
Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской
ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций.
Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.Коминтерн: курс на
создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.Мюнхенское
соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.Духовная жизнь.
Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения
советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.От
свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социальнопсихологический
феномен социалистического реализма.Советский кинематограф. Музыкальное творчество.
Песенное искусство. Живопись. Литература.Культурная революция и ее итоги. Жизнь и
быт людей в 30е гг. Психологическое состояние обществаРодной край в 30е гг
Тема 4. Великая Отечественная война (6 ч)
СССР накануне войны. Советскогерманские отношения. Развитие политического
процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.Причины нового советско
германского сближения. Советскогерманские договоры 1939 г. Реализация СССР
секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.Укрепление обороноспособности
страны: успехи и просчеты.Подготовка Германии к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимойлетом 1942 г.
Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые
мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация
военных действий.
Оборонительные сражения летом осенью 1941 г. Героизм советских воинов.
Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной
территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.Разгром
немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.Неудачи
советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ
№ 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской
коалиции. Тегеранская конференция.
10 Тыл. Моральнопсихологическое состояние советских людей после вторжения
немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический
труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск
под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты
зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение.
Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение
Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летнеосенней кампании 1943 г.Соотношение
сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии.
Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских
войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа
на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская
конференция.Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская
конференция.Разгром японских войск в Маньчжурии.Причины победы Советского Союза
над фашизмом. Итоги и цена победы.Родной край в Великой Отечественной войне
Тема 5. СССР в 1945 1964 гг. (7ч)
Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после
окончания войны. Экономические дискуссии 19451946 гг. Восстановление и развитие
промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в
структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика.
Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.
Идеология и культура. Идеологические кампании 40х гг. Эволюция официальной
идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки.
Научные дискуссии.Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных
отношений. Формирование двух военнополитических блоков государств. Начало
«холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в
странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М.
Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее
пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа
КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие.
Экономический курс Маленкова.
Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель.
Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения
экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной
политики. Жилищное строительство.
Развитие науки и образования. Научнотехническая революция в СССР. Запуск
первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос
Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки.
С.П. Королев. М.В. Келдыш. И.В. Курчатов. А.Д. Сахаров. Реформа школы 1958г.
Духовная жизнь.
Зарождение обновленческого направления в советской
литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р.
Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.Ослабление
идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.
Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное
сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с
Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962
11 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное
коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».
Тема 6. СССР. 1965 – 1991 гг. (7ч)
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л.
И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийногосударственной номенклатуры.
Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в
политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование
КГБ. Конституция СССР 1977 г.
Экономика «развитого социализма».
Предпосылки и основные задачи
реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа
промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в
научнотехнической сфере. Особенности социальной политики.
Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого
социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии
художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой
информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В.
Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И.
Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский
театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек.
«Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава.
Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М.
Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное
искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г.
Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.
Внешняя политика. Установление военностратегического паритета между СССР и
США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток
Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных
конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.
Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира»
во внешней политике советского руководства.
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С.
Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа
политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г.
Возрождение российской многопартийности.
социалистические,
национальные партии и общественнополитические движения. Национальная политика и
межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский
политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение
межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета.
Распад СССР. Образование СНГ.
Либеральные,
Экономические реформы 19851991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80
х гг. Стратегия «ускорения социальноэкономического развития». Экономическая реформа
1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика
союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 19901991 гг. и ее последствия.
Общественная жизнь.
Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция
программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами
массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе.
Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и
последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис
социалистической идеологии и политики.
12 Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация
отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад
мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и
последствия политики нового мышления.
Тема 7. Россия и мир в конце XX начало XXI в (5)+1
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ
(октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена
реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой
экономике. Переходный характер экономики страны в 90е гг.
Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12
июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой
Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти.
Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм.
Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90е гг.
Духовная жизнь.
Исторические условия развития культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой
информации. Традиционные религии в современной России.
Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы
России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993
г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и
регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в
мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия СНГ Результаты внешней политики страны
в 90е гг. Страны СНГ и Балтии в 90е гг. Русское зарубежье в 90е гг.
Россия в начале XXI в.
Президент В. В. Путин. Укрепление российской
государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и
единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы.
Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом.
Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Новейшая история зарубежных стран. XX начало XXI в. (35>24 ч)
Содержание программы
Авторы: А. О. СорокоЦюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор
педагогических наук
Данная программа является составной частью учебнометодического комплекта по
курсу «Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса общеобразовательных
учреждений и отражает особенности структуры и содержания одноименного школьного
учебника, авторы О. С. СорокоЦюпа и А. О. СорокоЦюпа (Просвещение, 2006).
Тема 1. Новейшая история. Первая половина XX в (12ч)
Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей
истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина,
революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX
столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом
тысячелетии.
Мир в начале XX в. предпосылки глобальных конфликтов.
Новая
индустриальная эпоха,
Вторая промышленно
технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии
13
ее основные характеристики. ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы
исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную
эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление
регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства
государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из
основных элементов государственной политики индустриально развитых стран.
Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации
накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его
последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи.
Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социальнополитической жизни в начале XX в.
Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы:
консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале
XX в.: внутренние разногласия, эволюция социалдемократии в сторону социал
реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального
раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за
передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно
политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока
Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений
в европейском обществе.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы
участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны.
Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и
Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь,
социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и
разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая
карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта
сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 1922 гг.), договоры
колониальных держав. Оформление ВерсальскоВашингтонской системы послевоенного
мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины
неустойчивости новой системы международных отношений.
ВерсальскоВашингтонская система в действии
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового
общества.
Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право).
Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал
демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении:
образование леворадикальных сил
Активизация
праворадикальных сил образование и расширение влияния фашистских партий.
Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны.
коммунистических партий.
Развитие международных отношений в 1920е гг. Эра пацифизма и пацифистские
движения 1920х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920е гг.
Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и
трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение
14 экономического центра капиталистического мира в США.
индустриального общества.
Эпоха зрелого
Причины экономического кризиса 19291933 гг. и его масштабы. Великая
депрессия: социальнопсихологические последствия мирового экономического кризиса.
Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных
пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально
демократическая модель социальные реформы и государственное регулирование.
Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины
наступления тоталитаризма и авторитаризма в 2030.е гг. XX в.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма.
Ф. Рузвельт политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его
экономические и социальные приоритеты. Начало социальноориентированного этапа
развития современного капиталистического государства как главный исторический итог
«нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930е гг.
Особенности экономического кризиса 19291933 гг. в Великобритании и Франции.
Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными
проблемами.
Внешняя политика Великобритании в 1930е гг. Народный фронт (19361939 гг.)
во Франции. Историческое значение либеральнодемократической модели преодоления
кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь
выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней
Италия в 19201930е гг. Политические и социальноэкономические
экспансии.
предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности
итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и
обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса.
Нацистская партия на пути к власти. Идеология националсоциализма: предпосылки
формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры
в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 1939 гг.). Роль нацистской
партии и фашистского государства в экономической, общественнополитической и
культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского
фашизма. Внешняя политика Германии в 1930е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение
монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые
противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936
1939 гг.). Предпосылки образования военноавторитарной диктатуры. Особенности
испанского фашизма.
Международное положение СССР в 1930е гг. конец эры пацифизма. Крах
ВерсальскоВашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия
Германии, Италии, Японии в 1930е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации,
способной противостоять государствамагрессорам. Причины и сущность политики
умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета
США. Военнополитический блок Берлин Рим Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор
(1938 г.). Советскогерманские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал
идеи коллективной безопасности.
Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.
15 Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в
странах Востока в первой половине XX в. Культурноцивилизационные особенности и
проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы
осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и
модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере
Японии, Китая и Индии.
Культурноцивилизационное своеобразие латиноамериканского общества.
Особенности социальноэкономического и политического развития латиноамериканских
стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие
модернизации в странах Латинской Америки.
Вторая мировая война и ее уроки
Причины и характер Второй мировой войны (19391945 гг.). Периодизация,
фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 июне 1941 г.
Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как
составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом.
Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение
Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема
открытия второго фронта. Конференции глав государствучастников антигитлеровской
коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных
действий и послевоенном устройстве мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (19441945 гг.).
Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом
океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии.
Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для
человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине
1940х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное
урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух
германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН.
Нюрнбергский (19451946 гг.) процесс над главными военными преступниками.
Преступления против человечности.
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (12>12)
Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный).
Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и
мира на две противоборствующие общественнополитические системы. Гонка вооружений
и создание военнополитических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества
двух сверхдержав СССР и США. Ядерное оружие равновесие страха и сдерживающий
фактор от прямого военного столкновения.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной
Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада
в 19451970е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация
мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке:
общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и
регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство
16 благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа
производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и
символы.
Предпосылки
перехода к
Причины экономического кризиса 19741975 гг. и 19801982 гг. Новый этап научно
постиндустриальному
технической революции.
(информационному) обществу,
его важнейшие признаки. Изменения в структуре
занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и
образования в информационном обществе. Три этапа социальноэкономической политики
ведущих капиталистических стран Запада в 19701990е гг.: либеральнореформистский,
социалреформистский,
Противоречия социально
экономического развития современных стран в конце XX начале XXI в. в условиях
глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США,
Европейский союз, Япония).
консервативнореформистский.
Главные идейнополитические направления партийной борьбы во второй половине
XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения.
Изменения в партийнополитической расстановке сил в странах Запада во второй
половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианскодемократических
партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического
движения. Последовательное увеличение влияния социалдемократов и переход на
платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских
группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных
националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во
второй половине XX начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния
гражданского общества во второй половине XX начале XXI в. Новые социальные
движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов,
экологические, феминистское и этнические движения,
культурные связи, группы
взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем
противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения
как движения гражданских инициатив.
Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие.
Глобализация, тенденции и проблемы современного мира
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания
Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 19451990е гг.
Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран
Запада. Демократы и республиканцы у власти. США сверхдержава в конце XX начале
XXI в.
Великобритания.
«Политический маятник» 19501990х гг.: лейбористы и
консерваторы у власти. Социальноэкономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер
«консервативная революция». Э. Блэр политика «третьего пути». Эволюция
лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.
Франция. Социальноэкономическая и политическая история Франции во второй
половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея
«величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка
генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980х гг. Практика сосуществования
левых и правых сил у власти опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика
Франции. Париж инициатор европейской интеграции.
17 Италия.
Провозглашение республики. Политическая нестабильность как
особенность итальянской партийнополитической системы во второй половине XX в.
Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков:
правых и левых сил. Особенности социальноэкономического развития Италии.
Германия.
Три периода истории Германии во второй половине XX в.:
оккупационный режим (19451949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (19491990е гг.),
объединенная Германия (с 1990 г. ФРГ). Историческое соревнование двух социально
экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги.
«Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в
ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социальноэкономические и
политические проблемы объединенной Германии.
Восточноевропейские страны.
Географические и политические параметры
понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической
системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах.
Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике
и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и
Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 19891990х гг. в странах
Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма.
Основные
направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на
рубеже XXXXI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора
путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки.
Культурноцивилизационные особенности развития АзиатскоТихоокеанского региона,
индобуддийскомусульманского региона в 19701990е гг.
Основные модели
взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире.
Противоречивые итоги социальноэкономического и политического развития стран
Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных
отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги.
Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (19461949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление
национальной экономики в 19491957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун.
Культурная революция 19661976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин.
Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в.
Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально
экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты
модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция.
Демократизация в латиноамериканских странах тенденция в конце XX начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис
(1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и
проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях.
Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в
единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную
силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире:
американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение
18 на Восток. Угроза международного терроризма. Российскоамериканские отношения в
конце XX начале XXI в.
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты.
Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов,
производства и мировой торговли, ее социальноэкономические последствия. Роль
государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и
Глобальные проблемы
культурного пространства: проблемы и перспективы.
современности, пути их решения.
Культура XX века
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина
мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и
иррационального. Науки об обществе в начале XX в.
Новая художественная система от модернизма и авангардизма начала XX в. до
постмодернизма конца XX начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн
(художественные направления импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.).
Авангард (художественные направления абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм
и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме),
в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А.
Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос,
Э.М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в
литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала
XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930е гг.
Эмиграция научной и культурной элиты. НьюЙорк новый художественный центр мира.
Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе
у пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научнотехническая революция. Достижения
и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль
науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер.
Интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М.
Фуко, Ж Деррида). Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская
литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э.
Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес),
постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо.
«Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. НьюЙоркская (19451960 гг.)
и европейская (19451960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления
(попарт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США главный поставщик
массовой кинематографической продукции. Музыкальнокоммерческая индустрия (шоу
бизнес), роки попмузыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и
элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.
Глобализация, тенденции и проблемы современного мира
19 Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты. Предпосылки
глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой
торговли, её социально –экономические последствия. Роль государства в условиях
глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства:
проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.
7. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса:
Список литературы для ученика:
• Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX начала XXI века. Учебник.
М.: Просвещение, 2008.
СорокоЦюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран. XX начало XXI в.: учебник. М.:
Просвещение, 2006.
Список литературы для учителя:
Данилов А.А. История России. XX – нач. XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений /Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. 4е изд. М. Просвещение, 2007
•Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX
века». М.: Просвещение, 2004.
Новейшая история зарубежных стран XX начало XIX века 9 класс Поурочные планы по
учебнику О.С. Сорока – Цюпы, А.О. Сорока – Цюпы Авторы – составитель С.В. Парецкова, И.И.
Варакина 2е издание . Волгоград
• Карты периода новейшей истории.
• Электронные средства обучения.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ
9 КЛАСС
Колво часов: История России 44, Всеобщая история – 24. Итого: 68
часов.
20 Учебники: А.А.Данилов, Л. Г. Косулина «История России. ХХ век»; М,
Просвещение, 2008.
Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класса
/О.С.СорокоЦюпа, А.О.СорокоЦюпа. – М.: Просвещение,2008.
Тема раздела, урока
№
у
р
о
к
а
Кол
во
часов
Дата
проведе
ния
План
Факт
1 Введение. Россия в начале
1
39
XX века.
2 Общественнополитическое
1
69
развитие России в 1894 –
1904 гг.
3 Внешняя политика России в
1
109
начале XX века.
4 Первая российская
революция.
1
139
5 Политическая жизнь России
в 1907 – 1914 гг. Реформы
П.А.Столыпина.
6 Серебряный век русской
культуры.
1
1
179
209
Задания
для
учащихс
я
§ 12,
зад.
стр.12,
зад.1
стр.18
§ 3,
заполнит
ь
таблицу,
зад.1
стр.28
§ 4,
характер
истика
войны
по
памятке
§ 5, дать
характер
истику
новым
партиям
§ 67,
зад.1
стр.50
§ 8,
сообщен
ия
21 7 Россия в Первой мировой
войне.
8 Свержение монархии и
кризис власти.
Февральская революция.
9 Октябрьская революция.
Становление Советской
власти.
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
Гражданская война.
Повторение по теме «Россия
в 1900 – 1920х гг.».
Новая экономическая
политика.
Образование СССР, его
внешняя политика.
Политическая система СССР в
20 – 30е гг.
Экономическая политика
СССР в 20 – 30е гг.
Духовная жизнь: достижения и
потери.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
249
279
110
410
§ 9, зад.2
стр. 72
§ 1011,
характер
истика
события
по
памятке
§ 1213,
зад.3, 4
стр.103
§ 1417,
зад.1
стр.125
810
Тест.
11
10
15
10
1810
2210
2510
§ 18,
вопросы
после §
§ 1920,
работа с
источни
ком,
тетрадь
§ 21, 25,
зад.1.
стр.158
§ 2324,
печатная
тетрадь.
§ 22,26,
сообщен
ия
22 1
7
Внешняя политика СССР в
30е годы.
1
511
1
8
1
9
Повторение по теме «СССР
в 20 – 30е гг.».
Начало Великой
Отечественной войны.
2
0
Предпосылки коренного
перелома.
1
1
1
811
1211
1511
Коренной перелом в ходе
войны.
1
1911
Заключительный этап войны.
Повторение по теме «СССР в
30 – 40 е годы».
Внутренняя политика СССР
в послевоенный период.
Начало «холодной войны».
Внешняя политика.
Внутренняя политика СССР
в 1954х –1964х годах.
1
1
2
1
2
2211
2611
2911
312
6/10
=12
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
§ 25,27,
работа в
тетради
на
печатно
й основе
Тест.
§ 2829,
работа в
тетради
§ 3031,
работа с
докумен
том
§ 3233,
сообщен
ия
§ 34,
работа в
тетради.
Тест
§ 3537
§ 38,
работа с
докумен
том
§ 3941,
зад. 1
стр .282
23 9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
Политика мирного
сосуществования.
Повторение по теме «СССР в
1945 – 1964х годах».
Внутренняя политика
СССР в 1960 –начале 80х
годов.
Общественная жизнь в
середине 60х –середине 80х
гг.
Политика разрядки:
надежды и результаты.
Реформа экономики и её
итоги.
Перестройка политической
системы. Политика
«гласности».
Диалектика нового
мышления.
Повторение по теме «СССР с
середины 1960х по 1991 г.»
Российская экономика на
пути к рынку.
Политическая система
современной России.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1312
1712
2012
2412
27
12
141
171
211
241
281
311
§ 42, зад
1 стр.
292
§ 2842,
тест.
§ 4344,
зад. 2
стр.298,
зад.1
стр.304
§ 45,
тетрадь
§ 46,
зад.1
стр. 315
§ 48,
работа с
докумен
том
§ 47, 49,
работа в
тетради
§ 50,
работа с
докумен
том
Тест.
§ 51,
работа в
тетради
§ 52,
работа с
докумен
24 4
1
4
2
4
3
4
4
Духовная жизнь России.
Россия в начале нового
тысячелетия.
Повторение по теме
«Россия начале XXI в.».
Итоговое повторение по
курсу «История России XX
– начале XXI вв.».
1
1
1
1
42
72
112
142
том
§ 53,
сообщен
ия
§ 5456
Тест
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО Всеобщей
истории 9 КЛАСС
№
у
р
о
к
а
Тема раздела, урока
45 Мир в начале XX века.
46 Первая мировая война.
47 ВерсальскоВашингтонская система.
48 Страны Европы и США в 20е годы.
49 Мировой экономический кризис
1929 – 1933 гг.
50 Пути выхода из кризиса США и
демократических стран Европы.
Кол
во
часо
в
1
1
1
1
1
1
Дата
проведе
ния
факт
Пла
н
18
2
21
2
25
2
28
2
4
3
7
3
Задания
для
учащихся
§ 13,
заполнени
е,
таблицы
§ 4
§ 45,
работа с
документ
ом
§ 6
§ 7,
работа с
документ
ом
§ 89,
анализ
статистич
25 51 Тоталитарные режимы Европы в 30е
1
годы.
52 Восток и Латинская Америка в
первой половине XX века.
53 Международные отношения в 30е
годы.
Вторая мировая война.
54
55
56 Повторение по теме «Мир в первой
половине XX в.».
57 Послевоенное мирное
урегулирование. «Холодная война».
58 Послевоенное экономическое
развитие.
59 Послевоенное политическое
развитие.
1
1
2
1
1
1
1
11
3
14
3
18
3
21
3
1
4
4
4
8
4
11
4
15
4
еских
таблиц
§ 1011
сообщени
е, работа
с
документ
ом.
§ 1213,
сообщени
я, работа
с
документ
ом
§ 15,
работа с
документ
ом
§ 16,
документ
ы
§ 116
§ 17
§ 1819,
таблица
§ 2021,
работа с
документ
ом
26 США во второй половине XX в.
60
61
62 Великобритания и Франция во
второй половине XX в.
Италия и Германия во второй
половине XX в.
63 Страны Восточной Европы во
второй половине XX в.
64 Латинская Америка во второй
половине XX в.
65 Страны Азии и Африки, Япония,
Китай и Индия в современном мире.
66 Культура XX го века.
67 Международные отношения.
68 Итоговое повторение по теме «Мир
в XX – начале XXІ в.»
1
1
1
1
1
1
1
1
18
22
=4
25
4
29
4
2/
6=
5
13
5
16
5
20
5
23
5
§ 22
§ 2324
§ 2526
§ 27
§ 28
§ 29
§ 14, § 31,
сообщени
я
§ 30, § 32
§ 132
27
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.