Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
9 кл
15.04.2017
Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы по УМК История России: ХХ – начало ХХI века: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М. Ю. Брант.. – 7-е изд. – М. Просвещение, 2016., по УМК Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа. М.: Просвещение 2014 г.Рабочая программа по истории 9 класс
история 9кл.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Ногинска Московской области                                                                                        «Утверждаю»                                                                                        Директор школы                                                                                        ________Н.А. Соломадина                                                                                 Пр. № ____ от _________ Рабочая программа по истории  9 класс на 2016­2017 учебный год Базовый уровень Составил:  учитель истории и обществознания  высшей квалификационной категории Орлова С. М. 2016 год. Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   и   адаптирована   на   основании   образовательной программы школы, авторской программы  по УМК   История России: ХХ – начало ХХI века: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М. Ю. Брант.. – 7­е изд. – М. Просвещение, 2013., по УМК Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа. М.: Просвещение 2012 г. и с учетом годового календарного учебного графика на 2016­2017 учебный год.  Цели и задачи изучения предмета: Интегративная  цель  изучения   курса   истории   состоит   в   овладении   учащимися основами   знаний   и   конкретными   представлениями   об   историческом   пути,   как   нашей страны,  так  и   мира  в  целом,   социальном,  духовном  опыте   и  создании   на  этой  основе условий   для   формирования   целостного   духовного   мира   личности,   освоения   ею выработанных   в   ходе   исторического   развития   ценностей,   социализации   и   социальной адаптации. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач: ­   усвоение   наиболее   актуальных,   общественно   и   личностно   значимых   знаний   и обобщенных   представлений   об   основных   этапах,   явлениях,   процессах,   тенденциях новейшей   истории,   позволяющих   школьнику   успешно   ориентироваться   в   социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней; ­ усвоение  основных понятий и терминов исторической  науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации; ­ формирование на основе личностно­эмоционального осмысления новейшей истории уважительного   отношения   к   предшествующим   поколениями,   готовности   к конструктивному   восприятию   иных,   отличного   от   собственного,   мнений,   к   диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов; ­   обогащение   опыта   применения   исторических   знаний   для   анализа   современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества. Общая характеристика учебного предмета Учебный   предмет   «История»   призван   помочь   школьникам   осознать   ключевые события мировой и отечественной истории, важнейшие тенденции развития России, стран Запада   и   Востока   в   контексте   всемирной   истории   для   полноценного   участия   во   всём многообразии   реальной   жизни.   Особое   внимание   в   программе   уделяется   выявлению   и раскрытию многообразных связей исторического прошлого с процессами, протекающими в России, современном мире и обществе.  Место   и   роль   исторического   знания   в   образовании   молодёжи   обусловлены   его познавательными   и   мировоззренческими   свойствами,   вкладом   в   духовно­нравственное становление   личности   человека.   Социальные,   мировоззренческие,   духовно­нравственные функции исторического образования осознавались и использовались в разных обществах с давних времён до наших дней.  2 В   современной   России   образование   в   целом   и   историческое   в   частности   служит важнейшим ресурсом социально­экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Роль   предмета   «История»   в   подготовке   учащихся   5—9   классов   к   жизни   в современном   обществе   в   значительной   мере   связана   с   тем,   насколько   он   помогает   им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто   мы?   кто   они?   Что   представляют   собой   российская   государственность,   российская цивилизация?   Что   значит   жить   вместе   в   одном   мире?   Как   связаны   прошлое   и современность, могут ли они оказать влияние на будущее? Ответы   на   эти   глубокие   мировоззренческие   вопросы   предполагают   осознание школьниками   своей   этнической,   культурной,   религиозной   общности,   восприятие   ими основополагающих   ценностей   российской   цивилизации  и   исторического   опыта  мировых цивилизаций,   которые   сформировались   в   процессе   исторического   развития   России   с древности   до   наших   дней,   освоение   знаний   по   истории   человеческих   цивилизаций   и характерных особенностей исторического пути других народов мира.  Учебный   предмет   «История»   даёт   учащимся   широкие   возможности самоидентификации   в культурной  среде,   соотнесения   себя  как личности  с  социальным опытом человечества. Формирование современного информационного и коммуникативного пространства усиливает значимость этой функции исторического образования. Место предмета в учебном плане:   На изучение предмета в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, учебных недель в году 34, поэтому рабочая программа рассчитана  на 68 часов в год,    44 часа отводится на курс «История России» и 24 часа на курс «Всеобщая история». Требования к уровню подготовки выпускников      В результате изучения курса ученик должен Знать/понимать    основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; Уметь     соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать   текст   исторического   источника   при   ответе   на   вопросы,   решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;  показывать   на   исторической   карте   территории   расселения   народов,   границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать   о   важнейших   исторических   событиях   и   их   участниках,   показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов   исторических   источников;   использовать   приобретенные   знания   при написании   творческих   работ   (в   том   числе   сочинений),   отчетов   об   экскурсиях, рефератов; 3   соотносить   общие   исторические   процессы   и   отдельные   факты;   выявлять существенные   черты   исторических   процессов,   явлений   и   событий;   группировать исторические   явления   и   события   по   заданному   признаку;   объяснять   смысл изученных   исторических   понятий   и   терминов,   выявлять   общность   и   различия сравниваемых   исторических   событий   и   явлений;   определять   на   основе   учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:     понимания   исторических   причин   и   исторического   значения   событий   и   явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. XX ­ начало XXI в. (24 ч) Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. /18 часов/ Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война (5 ч) Введение.   Новейшая   история   как   историческая   эпоха.  Периодизация   новейшей истории  XX  — начало  XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность   перемен   и   их   всемирный   масштаб.   Основные   события   и   вехи  XX столетия. Достижения и проблемы  XX  в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии. Мир в начале  XX  в. ­ предпосылки глобальных конфликтов.  Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно­технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии  ведущих стран Европы  и США. Индустриальное   общество   в   начале  XX  в.:   главные   векторы   исторического   развития   и черты   социальной   жизни.   Страны   мира   в   новую   индустриальную   эпоху:   лидеры   и догоняющие.  Особенности  модернизации  в начале  XX  в. Усиление  регулирующей  роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь   в   начале  XX  в.  Социальный   реформизм  как   один   из   основных   элементов государственной   политики   индустриально   развитых   стран.   Социальные   реформы   и милитаризация   как   два   альтернативных   пути   реализации   накопленного   передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.  Предпосылки   формирования   в   начале  XX  в.  единого   мирового   хозяйства  и   его последствия.   Неравномерность   экономического   развития   как   характерная   черта   эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами. Основные направления демократизации социально­политической жизни в начале XX в.   Политические   партии   и   главные   идеологические   направления   партийной   борьбы: 4 консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал­демократии в сторону социал­реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.  Главные   причины   и   суть  «нового   империализма».  Завершение   территориального раздела   мира   между   главными   колониальными   державами   в   начале  XX  в.   и   борьба   за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно­ политических   союзов.   Раскол   великих   держав   на   два   противоборствующих   блока   ­ Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины  Первой мировой войны.  Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение   состава   участников   двух   противоборствующих   коалиций:   Четверной   союз   и Антанта.   Человек   и   общество   в   условиях   войны.   Масштабы   человеческих   потерь, социальных   потрясений   и   разрушений:   Первая   мировая   война   как   самая   кровавая   и разрушительная за всю историю человечества.  Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 ­1922 гг.), договоры колониальных держав.   Оформление  Версальско­Вашингтонской   системы  послевоенного   мира   и   ее противоречия.   Новое   соотношение   сил   между   великими   державами.   Причины неустойчивости новой системы международных отношений. Тема 2. Версальско­Вашингтонская система в действии (6 ч) Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация   общественной   жизни   (всеобщее   избирательное   право).   Изменения   в расстановке   политических   сил   в   странах   Европы.   Новая   роль   социал­демократии   в политической   системе.   Раскол   в   рабочем   и   социалистическом   движении:   образование леворадикальных  сил ­  коммунистических партий.  Активизация  праворадикальных  сил ­ образование   и   расширение   влияния  фашистских   партий.  Революции,   распад   империй   и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны.  Развитие   международных  отношений   в 1920­е  гг.  Эра  пацифизма  и  пацифистские движения   1920­х   гг.   Особенности   развития   стран   Европы   и   США   в   1920­е   гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности   послевоенного   восстановления   в   Европе.   План   Дауэса  и  перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.  Причины экономического кризиса 1929­1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально­психологические   последствия   мирового   экономического   кризиса.   Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально­демократическая модель ­  социальные реформы и государственное регулирование.  Тоталитарный и авторитарный режимы,  главные   черты   и   особенности.   Причины   наступления   тоталитаризма   и авторитаризма в 20­30.­е гг. XX в. Особенности экономического кризиса в  США.  Кризис традиционного либерализма. Ф.   Рузвельт   ­   политик   новой   индустриальной   эпохи.  «Новый   курс»  Ф.   Рузвельта:   его экономические   и   социальные   приоритеты.   Начало   социально­ориентированного   этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930­е гг. Особенности экономического кризиса 1929­1933 гг. в  Великобритании  и  Франции. Британская   и   французская   модели   борьбы   с   экономическим   кризисом   и   социальными проблемами.  5 Внешняя политика Великобритании в 1930­е гг. Народный фронт (1936­1939 гг.) во Франции.   Историческое   значение   либерально­демократической   модели   преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии.  Италия  в   1920­1930­е   гг.   Политические   и   социально­экономические предпосылки   утверждения   тоталитарной   диктатуры   фашистской   партии.   Особенности итальянского фашизма. Кризис   Веймарской   республики   в  Германии.  Политическая   нестабильность   и обострение   социальных   проблем   в   условиях   мирового   экономического   кризиса. Нацистская   партия   на   пути   к   власти.   Идеология  национал­социализма:  предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 ­ 1939 гг.). Роль нацистской партии   и   фашистского   государства   в   экономической,   общественно­политической   и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930­е гг. Испания  в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936­1939 гг.). Предпосылки образования военно­авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма. Международное   положение   СССР   в   1930­е   гг.   ­  конец   эры   пацифизма.   Крах Версальско­Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930­е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной   противостоять   государствам­агрессорам.   Причины   и   сущность   политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно­политический  блок Берлин ­ Рим ­ Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско­германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.        Тема 3.Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.(2 ч) Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине  XX  в. Культурно­цивилизационные особенности и проблемы модернизации   в   условиях   формирования   единого   мирового   хозяйства.   Способы осуществления   модернизации:   реформы   или   революции.   Проблема   синтеза   традиций   и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Культурно­цивилизационное   своеобразие   латиноамериканского   общества. Особенности   социально­экономического   и   политического   развития   латиноамериканских стран   в   первой   половине  XX  в.   Факторы,   способствовавшие   и   препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.  Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (3 ч) Причины и характер Второй мировой войны (1939­1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 ­ июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР.  Великая Отечественная война  как составная часть Второй   мировой   войны.   Роль   Восточного   фронта   в   победе   над   фашизмом.   Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 ­ 1944 гг. Нацистский  «новый   порядок»  в   оккупированных   странах.   Геноцид.  Движение Сопротивления и его герои. Создание  антигитлеровской   коалиции  и   ее   роль   в   разгроме   фашизма.   Проблема открытия   второго   фронта.   Конференции   глав   государств­участников   антигитлеровской 6 коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.  Особенности   заключительного   этапа   Второй   мировой   войны   (1944­1945   гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане   (1944   г.)   и   разгром   Квантунской   армии   (август   1945   г.).   Капитуляция   Японии. Итоги   Второй   мировой   войны.   Роль   СССР   в   победе   над   фашизмом.   Цена   победы   для человечества. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940­х   гг.   Утверждение   решающей   роли  двух   сверхдержав  СССР   и   США.   Мирное урегулирование   в   отношении   Германии.   Оккупация   Германии,   образование   двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский   (1945­1946   гг.)   процесс   над   главными   военными   преступниками. Преступления против человечности.  РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (13 ч) Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (2 ч) Предпосылки   превращения   послевоенного   мира   в  двухполюсный   (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно­политические системы. Гонка вооружений и создание военно­политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав ­ СССР и США. Ядерное оружие ­ равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.  Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945­ 1970­е   гг.   Стабилизация   международной   валютной   системы.   Либерализация   мировой торговли.  Экономическая интеграция  в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное.   Смешанная   экономика   как   сочетание   государственной   собственности   и регулирования   с   поощрением   частнопредпринимательской   инициативы.   Государство благосостояния,   его   основные   характеристики.   Противоречия  экстенсивного   типа производства.  Завершающая   фаза   зрелого   индустриального   общества,   ее   атрибуты   и символы. перехода   к  Предпосылки  Причины экономического кризиса 1974­1975 гг. и 1980­1982 гг. Новый этап научно­ технической   революции.  постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном   обществе.   Три   этапа   социально­экономической   политики   ведущих капиталистических  стран Запада  в 1970­1990­е гг.:  либерально­реформистский,  социал­ реформистский, консервативно­реформистский. Противоречия социально­экономического развития   современных   стран   в   конце  XX  ­   начале  XXI  в.   в   условиях   глобализации   и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Главные  идейно­политические  направления  партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно­политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX  в.   Появление   в   лагере   консервативных   сил   христианско­демократических   партий. Подъем   и   крах   коммунистических   партий   и   международного   коммунистического движения.   Последовательное   увеличение   влияния   социал­демократов   и   переход   на платформу   умеренного   реформизма.   Факторы   возрождения   правых  экстремистских группировок и партий во второй половине  XX  в.  Неофашизм.  Крайности современных 7 националистических   движений.   Демократизация   как   вектор   исторического   развития   во второй половине XX ­ начале XXI в. Причины   появления   новых   социальных   движений   и   расширения   влияния гражданского   общества   во   второй   половине  XX  ­   начале  XXI  в.   Новые   социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические,   феминистское   и   этнические   движения,  культурные  связи,   группы взаимопомощи и др. Процесс формирования  гражданского общества  и отражение в нем противоречий  перехода  к постиндустриальному  обществу.  Новые  социальные  движения как движения гражданских инициатив.  Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (3 ч) США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945­1990­е гг. Отражение   в   политической   истории   США   общих   тенденций   развития   ведущих   стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США ­ сверхдержава в конце XX ­ начале XXI в.  Великобритания.  «Политический   маятник»   1950­1990­х   гг.:   лейбористы   и консерваторы у власти. Социально­экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер ­ «консервативная   революция».   Э.   Блэр   ­   политика   «третьего   пути».   Эволюция лейбористской партии. Приоритет внешней политики Великобритании.  Франция.  Социально­экономическая   и   политическая   история   Франции   во   второй половине  XX  в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980­х гг. Практика сосуществования левых   и   правых   сил   у   власти   ­   опыт   Ф.   Миттерана   и   Ж.   Ширака.   Внешняя   политика Франции. Париж ­ инициатор европейской интеграции.  Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской   партийно­политической   системы   во   второй   половине  XX  в.   Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально­экономического развития Италии.  Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим   (1945­1949   гг.),   сосуществование   ФРГ   и   ГДР   (1949­1990­е   гг.),   объединенная Германия (с 1990 г.­ ФРГ). Историческое соревнование двух социально­экономических и политических   систем   в   лице   двух   германских   государств   и   его   итоги.   «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской   стены.   Объединение   Германии.   Социально­экономические   и   политические проблемы объединенной Германии.  Восточноевропейские  страны.  Географические  и политические  параметры  понятия «Восточная   Европа».   Принципы   формирования  мировой   социалистической   системы (социалистический лагерь). Общее   и   особенное   в   строительстве   социализма   в   восточноевропейских   странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии   (1956   г.),   в   Чехословакии   (1968   г.).   Революции   1989­1990­х   гг.   в   странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX­XXI вв. Страны   Азии   и   Африки   в   современном   мире.   Деколонизация.  Проблемы   выбора путей   развития   и   модернизации   общества   в   освободившихся   странах   Азии   и   Африки. Культурно­цивилизационные   особенности   развития   Азиатско­Тихоокеанского   региона, 8 индо­буддийско­мусульманского   региона   в   1970­1990­е   гг.   Основные   модели взаимодействия   внешних   влияний   и   исламских   традиций   в   мусульманском   мире. Противоречивые   итоги   социально­экономического   и   политического   развития   стран Африки, Азии к концу  XX  в. Место стран Азии и Африки в системе  международных отношений. Япония.  Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в. Китай.  Гражданская война (1946­1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949­1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная   революция   1966­1976   гг.   Начало   реформ   в   Китае   в   1978   г.   Ден   Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в. Индия.  Пути   реформирования   индийского   общества   во   второй   половине  XX  в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире. Латинская   Америка.  Особенности   индустриализации   и   ее   влияние   на   социально­ экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине  XX  в. Варианты модернизации   в   странах   Латинской   Америки.   Региональная   экономическая   интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах ­ тенденция в конце XX ­ начале XXI в. Международные отношения  в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение  при  переходе от конфронтации  к переговорам.  Гонка вооружений  и проблема   разоружения.   Напряженность   и   разрядка   в   международных   отношениях. Окончание   «холодной   войны»,   крах   социализма   и   распад   СССР,   превращение   США   в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую   структуру.   Роль  ООН  в   современном   мире.   Региональная  интеграция  в   мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на   Восток.   Угроза   международного   терроризма.   Российско­американские   отношения   в конце XX ­ начале XXI в.  Глобализация  как   явление   современного   мира,   ее   основные   компоненты. Предпосылки   глобализации   и   ее   противоречия.   Глобализация   в   сфере   финансов, производства   и   мировой   торговли,   ее   социально­экономические   последствия.   Роль государства   в   условиях   глобализации.   Формирование   глобального   информационного   и культурного   пространства:   проблемы   и   перспективы.  Глобальные   проблемы современности, пути их решения. Тема 7. Культура XX века (2 ч) Культура в первой половине  XX  в.  Революция  в естествознании  и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в. Новая художественная система  ­ от модернизма и авангардизма  начала  XX  в. до постмодернизма конца XX ­ начала XXI в. Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные   направления   ­   импрессионизм,   постимпрессионизм,   символизм   и   др.). Авангард (художественные направления ­ абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре. Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин). Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.­М.   Ремарк).   Литература   авангарда   (Д.   Джойс,   Ф.   Кафка,   М.   Пруст).   Антиутопии   в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл). Кинематограф в начале  XX  в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930­е гг. 9 Эмиграция научной и культурной элиты. Нью­Йорк ­ новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды. Культура  во второй половине  XX  в. Научно­техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний   информации   и   образования   в   современном   мире.   Революционное   развитие информационно­коммуникационных   технологий   (ИКТ).   Персональный   компьютер. Интернет. Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж­ Деррида). Осмысление проблем информационного общества. Литература   второй   половины  XX  в.   Антифашистская   литература.   Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.­П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма   (У.   Эко.   «Имя   розы»,   М.   Павич.   «Хазарский   словарь»,   П.   Коэльо. «Алхимик»), Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью­Йоркская (1945­1960 гг.) и европейская (1945­1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп­арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре. Кинематограф   второй   половины  XX  в.   Направления   и   жанры.   США   ­   главный поставщик   массовой   кинематографической   продукции.   Музыкально­коммерческая индустрия (шоу­бизнес), рок­и поп­музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИСТОРИЯ РОССИИ В XX В. (44 ч)  Тема 1. Россия в начале XX в. (1900­1916 гг.) (7 ч) Российская   империя   на   рубеже   веков   и   ее   место   в   мире.  Территориальная структура   Российской   империи,   ее   геостратегическое   положение.   Количественная   и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Политическое   развитие   России   в   начале  XX  в.  Характеристика   политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая  II, его политические воззрения. Либеральная (земская) программа политических преобразований.   Борьба   в   высших   эшелонах   власти   по   вопросу   политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк­Мирский.  Национальная и конфессиональная политика Николая II. Экономическое развитие России в начале  XX  в.  Особенности развития российской экономики начала  XX  в. Роль  государства  в экономике России.  Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский   монополистический   капитализм:   его   специфика,   формы,   место   и   роль   в экономике. Финансовый капитал. Государственно­монополистический капитализм. Кустарная   Россия:   удельный   вес   и   производственные   формы   кустарного производства.   Сельское   хозяйство:   оскудение   центра.   Сельская   община.   Аграрное перенаселение. Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение   и политическая  роль  в  государстве.  Характеристика  русской   буржуазии,  ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая   дифференциация,   социальная   психология.   влияние   общины, 10 Количественная  и качественная  характеристика  российского  пролетариата,  условия  его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Внешняя политика Николая  II.  Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования   Николая   Миротворческая   инициатива   русского   императора. Международная   конференция   в   Гааге.   «Большая   азиатская   программа»   русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско­японская война 1904­1905 гг. Ход военных действий  на суше и на море. Портсмутский  мир. Причины поражения России в войне.  II. Общественно­политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и   особенности   генезиса   политических   партий   в   России.   Классификация   политических партий. Российская социал­демократия.  II  съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия   социалистов­революционеров.   Особенности   программных   и   тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Радикализация   либерального   движения.   Влияние   русско­японской   войны   на внутриполитическую ситуацию. Первая   русская   революция.  Антиправительственное   движение   в   1901­1904гг. «Зубатовский   социализм»:   суть,   перспективы,   причины   провала.   Кровавое   воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест.   17   октября   1905   г.   Создание   первого   представительного   органа   власти   ­ Государственной   думы.   Формирование   либеральных   и   консервативных   политических партий. Конституционно­демократическая   партия   и   «Союз   17   октября»:   политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич. Итоги революции. Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты. Правительственная   программа   П.   А.   Столыпина.   Аграрная   реформа,   ее  II экономический,   социальный   и   политический   смысл.   Переселенческая   политика. Государственная дума.  Третьеиюньский   государственный   переворот.   Итоги   столыпинской   аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина. III  Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912­ 1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство. Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско­ японской   войны.   Создание   двух   военно­политических   блоков   в   Европе.   Обострение русско­германских   противоречий.   Начало   Первой   мировой   войны,   ее   причины,   цели   и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914­1916 гг. Итоги военной кампании 1914­1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. Обострение   внутриполитической   ситуации.  Влияние   военного   фактора   на экономическое   и   социальное   положение   в   стране.   Война   и   психологическое   состояние общества.   Отношение   политических   партий   к   войне.   «Верхи»   в   условиях   войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина».  IV  Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX  в.   Основные   тенденции   развития   русской   культуры   начала  XX  в.   Развитие   науки. 11 Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение.   Литература:   традиции   реализма   и   новые   направления.   Серебряный   век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский   авангард.   «Мир   искусства»,   «Голубая   роза»,   «Бубновый   валет».   Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. Тема 2. Россия в 1917­1927 гг. (5 ч) От   Февраля   к   Октябрю.  Начало   Февральской   революции.   Объективные   и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально­экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение   из   эмиграции   В.   И.   Ленина.   Апрельские   тезисы.   Выработка   новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление   генерала   Корнилова   и   его   последствия.   Курс   большевистского руководства   на   вооруженный   захват   власти.   Л.Д.   Троцкий.   Октябрьский   переворот   в Петрограде. Крах право­либеральной альтернативы. Становление советской власти.  II  Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской   власти.   Создание   коалиционного   советского   правительства.   Судьба Учредительного   собрания.   Крах   леводемократической   альтернативы.  III  Всероссийский съезд  Советов.  Формирование   советской   государственности.   Отношение  большевиков  к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест­Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия. Эволюция   экономической   политики   советской   власти.   «Военный   коммунизм». Первые   мероприятия   советской   власти   в   области   промышленного   производства, транспорта,   торговли,  банковской  системы.   Закон  о  социализации  земли.  Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров.   Переход   к   продразверстке.   Ускоренная   национализация.   Ликвидация   товарно­ денежных отношений. Гражданская   война.  Причины   Гражданской   войны   и   ее   этапы.   Расстановка противоборствующих   сил.   Первые   вспышки   Гражданской   войны:   поход   генерала   П.Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление  в Москве,  «мятеж» генерала  Н.Я. Духонина,   выступления   атаманов   А.М.   Каледина,   А.И.   Дутова,   Г.С.   Семенова. Формирование   Белого   движения.   Создание   Красной   Армии.   Иностранная   интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Выступление   чехословацкого   корпуса.   Формирование   Восточного   фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория. «Мятеж»   адмирала   А.   В.   Колчака.   Политическая   и   социально­экономическая программа   колчаковского   правительства.   Эволюция   тактической   линии   меньшевиков   и эсеров   во   время   Гражданской   войны.   Военные   действия   на   Восточном   фронте.   Конец колчаковского режима. 12 Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П.Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А.И. Деникина. Характер   белогвардейской   власти   на   юге.   Политические   декларации   и   социально­ экономическая  политика.   Белый  террор. Движение  зеленых.  Н.И. Махно.  Программа  и тактика   махновского   движения.   Военные   действия   на   Южном   фронте.   Разгром   армии Деникина.   Н. Северный   фронт.   Юденича   на   Петроград. Антибольшевистские   выступления   красноармейцев   в   фортах   Красная   Горка,   Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.   Походы   генерала   Н. Белый   Крым.   Социально­экономическая   программа   П.   Н.   Врангеля.   Разгром Врангеля. Гражданская   война   на   национальных   окраинах.   Война   с   Польшей,   ее   классово­ политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. «Малая   гражданская   война».   Крестьянские   выступления   в   1920­1921   гг. Кронштадтское восстание. Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20­х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная   структура   и   социальная   психология   в   20­е   гг.   Кризис   нэпа,   его   причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.  Развитие политического процесса в 20­е гг.  Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование   однопартийной   системы.   Превращение   РКП(б)   в   главное   звено государственной структуры. Образование СССР Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина. Внешняя политика в 20­е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской   войны.   Внешнеполитические   аспекты   причин   победы   большевиков   в Гражданской войне. Идея   мировой   революции   и   учреждение   Коммунистического   Интернационала.  II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый   курс   Коминтерна.   Международное   признание   СССР.   Экономическое   и политическое   сотрудничество   СССР   и   Германии.   Американские   фирмы   на   советском рынке. Усиление   международной   напряженности   в   конце   20­х   гг.:   причины,   факты, последствия для внутреннего положения в стране. Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно­технической интеллигенции. Творцы   Серебряного   века   в   советской   России.   Первая   волна   эмиграции. «Философский   пароход».   Сменовеховство.   Большевики   и   церковь.   Начало   «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20­е гг.  13 Тема 3. СССР в 1928­1941 гг. (6 ч) Экономическое   развитие.  Хлебозаготовительный   кризис   1927г.:  причины, проявления,   меры   к   преодолению.   Оформление   двух   точек   зрения   на   причины   и   пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально­психологические   предпосылки   победы   сталинской   линии.   Социально­ политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация.   Форсированная   индустриализация   и   Раскулачивание. насильственная коллективизация ­ неразрывная связь. Результаты форсирования развития и его цена. Политическая система.  Определение и основные черты тоталитарного  режима и тоталитарного государства. Партия ­ ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму. Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий   класс.   Источники   пополнения.   Производственные   навыки.   Жизнь   и   быт.   Ужесточение   трудового   Социальная   дифференциация. Стахановское   движение. законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт   колхозной   деревни.   Изменения   в   социальной   психологии   крестьян.   Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. интеллигенции.   Истребление   старых   кадров.   Формирование   пролетарской «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура   ­   верхний   слой   советской   социальной   системы.   Состав.   Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий. Внешняя политика.  Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского  фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР. Духовная   жизнь.  Идеологическое   наступление   на   культуру.   Школа   и   семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От   свободы   творчества   к   творческим   союзам.   М.   Горький.   Социально­ психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30­е гг. Психологическое состояние общества. Тема 4. Великая Отечественная война (6 ч) 14 СССР накануне войны. Советско­германские отношения.  Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины   нового   советско­германского   сближения.   Советско­германские   договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР. Начало   Великой   Отечественной   войны.   Боевые   действия   зимой­летом   1942   г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия   советского   правительства   по   организации   отпора   врагу.   Периодизация военных действий. Оборонительные   сражения   летом   ­   осенью   1941   г.   Героизм   советских   воинов. Причины   неудач   Красной   Армии.   Нацистский   «новый   порядок»   на   оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром   немецких   войск   под   Москвой.   Зимнее   наступление   Красной   Армии,   его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск.   Приказ   №   227.   Сталинградская   битва.   Сражения   на   Кавказе.   Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл.  Морально­психологическое   состояние   советских   людей   после   вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне­осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта. Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.   Потсдамская Берлинская   операция.   Капитуляция   фашистской   Германии. конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Тема 5. СССР в  1945 ­ 1952 гг. (3 ч) Послевоенное   восстановление   хозяйства.  Состояние   экономики   страны   после окончания   войны.   Экономические   дискуссии   1945­1946   гг.   Восстановление   и   развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Политическое развитие страны.  «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах   власти.   Система   ГУЛАГа   в   послевоенные   годы.   Национальная   политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы. Идеология и культура.  Идеологические кампании 40­х гг. Эволюция официальной идеологии.   Образование.   Противоречия   в   развитии   литературы,   театра,   кино,   музыки. Научные дискуссии. Внешняя   политика.  СССР   в   системе   послевоенных   международных   отношений. Формирование двух военно­политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне. 15 Тема 6. СССР в 1953 ­ середине 60­х гг. (3 ч) Изменения   политической   системы.  Смерть   Сталина   и   борьба   за   власть.   Г.М. Маленков.  Л.П. Берия. Н.С. Хрущев.  XX  съезд  КПСС. Критика  культа  личности и  ее пределы.   Начало   реабилитации   жертв   политических   репрессий.   Реорганизация государственных   органов,   партийных   и   общественных   организаций.   Третья   Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Экономическое   и   социальное   развитие.  Экономический   курс   Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа   управления   промышленностью.   Создание   совнархозов.   Завершение   построения экономических   основ   индустриального   общества   в   СССР.   Особенности   социальной политики. Жилищное строительство. Развитие   науки   и   образования.  Научно­техническая   революция   в   СССР.   Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.П. Королев. М.В. Келдыш. И.В. Курчатов. А.Д. Сахаров. Реформа школы 1958г. Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Внешняя   политика.  Выработка   новых   подходов   во   внешней   политике.   Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира». Тема 7. СССР в середине 60­х ­ середине 80­х гг. (5 ч) Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно­государственной номенклатуры. Курс   на   «стабильность   кадров».  XXIII  съезд   КПСС   и   проведение   «контрреформ»   в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г. Экономика   «развитого   социализма».  Предпосылки   и   основные   задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно­технической сфере. Особенности социальной политики. Общественная жизнь.  Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма».   Теория   «обострения   идеологической   борьбы».   Противоречия   в   развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации,   учреждениями   культуры.   Литература   в   борьбе   с   идеологией   застоя.   В. Аксенов.   А.   Солженицын.   В.   Максимов.   В.   Некрасов.   В.   Войнович.   В.   Гроссман.   И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр.   Г.   Товстоногов.   Ю.   Любимов.   А.   Эфрос.   М.   Захаров.   О.   Ефремов.   Г.   Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство.   И.   Архипова.   Е.   Образцова.   Г.   Вишневская.   М.   Биешу.   Кинематограф.   Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев. Внешняя политика. Установление военно­стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток­ 16 Запад.   Совещание   по   безопасности   и   сотрудничеству   в   Европе.   СССР   в   региональных конфликтах.   Участие   СССР   в   войне   в   Афганистане.   Завершение   периода   разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства. Тема 8. Перестройка в СССР. 1985­1991 гг. (5 ч) Реформа политической системы.  Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев.   «Кадровая   революция».   Всесоюзная   партийная   конференция   и   реформа политической  системы  1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение   российской   многопартийности.   социалистические, национальные  партии и общественно­политические движения. Национальная политика и межнациональные   отношения.   Власть   и   церковь   в   годы   перестройки.   Августовский политический   кризис   1991   г.   и   его   последствия.   Роспуск   КПСС.   Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.   Либеральные, Экономические реформы 1985­1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80­х гг. Стратегия «ускорения социально­экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990­1991 гг. и ее последствия. Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации.   Новые   явления   в   литературе,   театре,   кинематографе.   Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.   Динамика   общественных   настроений.   Кризис   социалистической   идеологии   и политики. Внешняя   политика.  Концепция   нового   политического   мышления.   Нормализация отношений   с   Западом.   Начало   ядерного   разоружения.   Разблокирование   региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой   социалистической   системы.   Роспуск   СЭВ   и   Варшавского   Договора.   Итоги   и последствия политики нового мышления. Тема 9. Новая Россия. 1991­2009 гг. (7 ч) Российская экономика на пути к рынку.  Программа радикальных  экономических реформ   (октябрь   1991   г.).   Либерализация   цен.   Приватизация.   Первые   результаты   и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90­е гг. Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.).  Выборы  Президента  России   12 июня  1991 г.  Б. Н.  Ельцин.  Разработка  новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность.  Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90­е гг. Духовная   жизнь.  Исторические   условия   развития   культуры.   Литература. Кинематограф.   Музыка.   Театр.   Изобразительное   искусство.   Средства   массовой информации. Традиционные религии в современной России. Национальная   политика   и   межнациональные   отношения.  Народы   и   регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90­е гг. Геополитическое   положение   и   внешняя   политика   России.  Положение   России   в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия ­ СНГ Результаты внешней политики страны в 90­е гг. Страны СНГ и Балтии в 90­е гг. Русское зарубежье в 90­е гг. 17 Россия   в   начале  XXI  в.  Президент   В.   В.   Путин.   Укрепление   российской государственности.   Политические   реформы.   Обеспечение   гражданского   согласия   и единства   общества.   Новые   государственные   символы  России.  Экономические   реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале  XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.   Контроль знаний  Формы контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Диагностические работы 1  1 2 2 Год  6 Календарно­тематическое планирование. 9 класс  «А» 18 № уро ка п/п Тема урока Количе ство часов Дата проведения  Корректиро вка Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. /14 час./ 1. Введение. Индустриальное общество в  начале ХХ в. 2. Политическое развитие в начале ХХ века. «Новый империализм».Опасность  фальсификации исторических знаний. 3. Первая мировая война. Версальско­ Вашингтонская система. 4. Последствия войны: революции и распад  империй. Капиталистический мир в 1920­е гг. США и страны Европы. 6 Мировой экономический кризис 1929­ 1933 гг. Пути выхода. США: «Новый курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930­е гг.  Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине ХХ века.  Латинская Америка в первой половине  ХХ века. 5. 7 8 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2.Новейшая история. Вторая половина ХХ­ начало ХХI в. /10 час./ 11 Культура и искусство первой половины  ХХ века 12 Международные отношения в 1930­е гг. 13 Вторая мировая война. 1939­1945 гг.  Опасность фальсификации исторических  знаний. 14 Диагностическая работа по теме  «Мир  в первой половине XX в.» 15 Послевоенное мирное урегулирование. 16 Начало холодной войны. Завершение эпохи индустриального  общества 1945­1970. Кризисы 1970­1980­ х гг. 17 Политическое развитие. Гражданское  общество. Социальные движения 18 Соединенные Штаты Америки.    Великобритания. Франция. 19 Италия. Германия: раскол и объединение. 20 Преобразования и революции в странах  Восточной Европы.1945­2007 гг. 21 Латинская Америка в ХХ­ начале ХХI в.  Страны Азии и Африки в ХХ ­  начале  ХХI в. 22 Международные отношения. 19 23 Культура и искусство второй половины  ХХ­ начала ХХI в. Глобализация в конце  ХХ­ начале ХХI в Календарно­тематическое планирование. 9 класс  «Б» 20 № уро ка п/п Тема урока Количе ство часов Дата проведения  Корректиро вка Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. /14 час./ 1. Введение. Индустриальное общество в  начале ХХ в. 2. Политическое развитие в начале ХХ века. «Новый империализм».Опасность  фальсификации исторических знаний. 3. Первая мировая война. Версальско­ Вашингтонская система. 4. Последствия войны: революции и распад  империй. Капиталистический мир в 1920­е гг. США и страны Европы. 6 Мировой экономический кризис 1929­ 1933 гг. Пути выхода. США: «Новый курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930­е гг.  Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине ХХ века.  Латинская Америка в первой половине  ХХ века. 5. 7 8 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2.Новейшая история. Вторая половина ХХ­ начало ХХI в. /10 час./ 11 Культура и искусство первой половины  ХХ века 12 Международные отношения в 1930­е гг. 13 Вторая мировая война. 1939­1945 гг.  Опасность фальсификации исторических  знаний. 14 Диагностическая работа по теме  «Мир  в первой половине XX в.» 15 Послевоенное мирное урегулирование. 16 Начало холодной войны. Завершение эпохи индустриального  общества 1945­1970. Кризисы 1970­1980­ х гг. 17 Политическое развитие. Гражданское  общество. Социальные движения 18 Соединенные Штаты Америки.    Великобритания. Франция. 19 Италия. Германия: раскол и объединение. 20 Преобразования и революции в странах  Восточной Европы.1945­2007 гг. 21 Латинская Америка в ХХ­ начале ХХI в.  Страны Азии и Африки в ХХ ­  начале  ХХI в. 22 Международные отношения. 21 23 Культура и искусство второй половины  ХХ­ начала ХХI в. Глобализация в конце  ХХ­ начале ХХI в Календарно­тематическое планирование. 9 класс  «В» 22 № уро ка п/п Тема урока Количе ство часов Дата проведения  Корректиро вка Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. /14 час./ 1. Введение. Индустриальное общество в  начале ХХ в. 2. Политическое развитие в начале ХХ века. «Новый империализм».Опасность  фальсификации исторических знаний. 3. Первая мировая война. Версальско­ Вашингтонская система. 4. Последствия войны: революции и распад  империй. Капиталистический мир в 1920­е гг. США и страны Европы. 6 Мировой экономический кризис 1929­ 1933 гг. Пути выхода. США: «Новый курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930­е гг.  Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине ХХ века.  Латинская Америка в первой половине  ХХ века. 5. 7 8 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2.Новейшая история. Вторая половина ХХ­ начало ХХI в. /10 час./ 11 Культура и искусство первой половины  ХХ века 12 Международные отношения в 1930­е гг. 13 Вторая мировая война. 1939­1945 гг.  Опасность фальсификации исторических  знаний. 14 Диагностическая работа по теме  «Мир  в первой половине XX в.» 15 Послевоенное мирное урегулирование. 16 Начало холодной войны. Завершение эпохи индустриального  общества 1945­1970. Кризисы 1970­1980­ х гг. 17 Политическое развитие. Гражданское  общество. Социальные движения 18 Соединенные Штаты Америки.    Великобритания. Франция. 19 Италия. Германия: раскол и объединение. 20 Преобразования и революции в странах  Восточной Европы.1945­2007 гг. 21 Латинская Америка в ХХ­ начале ХХI в.  Страны Азии и Африки в ХХ ­  начале  ХХI в. 22 Международные отношения. 23 23 Культура и искусство второй половины  ХХ­ начала ХХI в. Глобализация в конце  ХХ­ начале ХХI в Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение. 1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.  2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX века.— М., 1994. 3. Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998. 4. Боханов А. Н. Николай П.— М.,  1997. 5. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988. 6. Война 1939—1945: два подхода. М., 1995. 7. Ганелин Р. Ш.  Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991. 8. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг. — М., 1995. 9. Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990. 10. Гриф   секретности   снят:     потери     Вооруженных   Сил   СССР  в   войнах,     боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.  11. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997. 12. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978. 13. Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992 14. История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997. 15. Забылин М.  Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997. 16. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России:  1856— 1861 гг.— М., 1984. 17. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.  18. Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988. 19. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999. 20. Лебина Н. Б.  Повседневная жизнь советского  города:  нормы  и аномалии: 1920 —1930­е годы.— СПб., 1999. 21. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995. 22. Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989. 23. Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.  24. НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.  25. Октябрь  1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,1991. 26. Осокина Е. А.  Иерархия  потребления:  о жизни людей  в  условиях  сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993. 27. Павлюченков С. А.  Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998. 28. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.  29. Политические партии России: история и современность.— М., 2000. 24 30. Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.  31. Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000. 32. Сарабьянов Д. В.  История русского искусства конца  XIX  — начала  XX  века: Учебное пособие.— М., 1993. 33. Симонов   Н.   С.  Военно­промышленный   комплекс   СССР   в   1920—1950­е   годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996. 34. Скрынников Р. Г. Царство террора.— СПб., 1992. 35. Становление   российского   парламентаризма   начала  XX  века/Под   ред.   Н.   И. Селунской.— М., 1996. 36. Тарновский К. Н. Социально­экономическая история России: Начало XX века.— М., 1990. 37. Тепцов Н. В.  Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30­х гг.— М., 1990. Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти.— М., 1997.  38. Хлевнюк. О. 1937­й: Сталин, НКВД и советское общество.— М., 1992.  39. Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920­е годы.— М., 1994. 40. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.  41. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997. 42. Шишкин В. А.   Власть.   Политика.   Экономика:   Послереволюционная  Россия (1917—1928 гг.).— СПб., 1997.  43. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России.— М., 1988. 44.  История России XX век: Хрестоматия, составители: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. 45.  И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические        рекомендации и контрольные задания. 46.   Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.  Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение:   1.    А.О.   Сороко­Цюпа,   О.Ю.   Стрелова.  Программы   общеобразовательных   учтреждений Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в. Просвещение2008 10.   А.О.Сороко­Цюпа,   О.Ю.   Стрелова   Методические   рекомендации   для   учителей   к учебнику Всеобщая история:новейшая история Просвещение2008 11. К.А.С оловьёв Универсальные поурочные 12. Пономарев М.В. Тесты по новейшей истории 9 класс (к учебнику СорокоЦюпы О.С. и др.) Экзамен2010 2. Ю.Пернатьев. «Великие загадки истории», Харьков,Книжный клуб 2011 3. А.Леокум, Детская энциклопедия, «Скажи мне почему?», М, Багира,1994 3. С. В. Парецкова, И. И. Варакина. История 5­9кл. «Повторительно­обобщающие уроки в нетрадиционных формах». Волгоград,Учитель, 2007 4.  Л.А. Румянцева «Детская Энциклопедия», РОСМЭН, 1996 4. Справочник. Страны мира. Харьков, Книжный клуб, 2006 5. А.О. Чубарьян, В.В. Ищенко,История средних веков,2003 5. Г.А. Кулагина «Сто игр по истории». М.,Просвещение,1983 25 6.  Э.В.Уткина. «Школьные олимпиады по истории 5­9класс,М,Айрис­пресс 6.В.А.Артемов, Н.А.Васецкий «Исторические портреты», М, Просвещение, 1993 7. О.С. Сороко­Цюпа, А.О. Сороко­Цюпа. СД­диск. Мультимедиа­энциклопедия, Кирил и Мефодий, 2007 7.Увлекательные игры для эрудитов,Харьков,Книжный клуб,2008 8. И.Девятайкина, А.Н.Галямичев «Сражения, изменившие ход истории» 2005 8. Т.И.Гончарова «Исторические вечера в школе»,М,Просвещение,1992 9. М.Просвещение,1988   «История   средних   веков»,   В.Е.Степанова,А.Я.Шевченко,   Хрестоматия,   Календарно­тематическое планирование. История 9 класс  ­  68 часов 26 № уро ка п/п Тема урока Количе ство часов Дата проведения  Корректиро вка Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. /18 час./ 1. Введение. Индустриальное общество в  начале ХХ в. 2. Политическое развитие в начале ХХ века. «Новый империализм».Опасность  фальсификации исторических знаний. 3. Первая мировая война. Версальско­ Вашингтонская система. 4. Последствия войны: революции и распад  империй. 5. Капиталистический мир в 1920­е гг. США и страны Европы. 6 Мировой экономический кризис 1929­ 1933 гг. Пути выхода. США: «Новый курс» Рузвельта. 7 8 9 10 Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930­е гг.  Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине ХХ века.  Латинская Америка в первой половине  ХХ века. 11 Культура и искусство первой половины  ХХ века 12 Международные отношения в 1930­е гг. 13 Вторая мировая война. 1939­1945 гг.  Опасность фальсификации исторических  знаний. 14 Диагностическая работа по теме  «Мир  в первой половине XX в.» § 1; в. 1­7 § 2­3; в. 1­6 § 4; в. 1­5, конт. карты § 5; в. 1­8, таблиц а § 6; в. 1­7 § 7; в. 1­8 § 8; в. 1­9 § 9; в. 1­8 § 10 ­ 11; в. 1­ 10 § 12 ­ 13; в. 1­ 6 § 14, Индив идуаль ные сообще ния § 15; в. 1­8 § 16; в. 1­6, табл. Повтор ение Раздел 2.Новейшая история. Вторая половина ХХ­ начало ХХI в. /16 час./ 15 Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной войны. 16 Завершение эпохи индустриального  общества 1945­1970. Кризисы 1970­1980­ 27 § 17; в. 1­9 конт. карты § 18; в. 1­7 28

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории 9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень

Рабочая программа по истории  9 класс на 2016-2017 учебный год Базовый уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017