Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
математика
7 кл
19.02.2018
Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс
Умение рассуждать, мыслить логически, проявлять сообразительность, смекалку, нестандартный подход к решению задач – все эти качества нужны философу, но они же нужны и школьнику при изучении геометрии, и любому человеку, который занимается умственным трудом. Изучение геометрии начинается в 7 классе. Обучающиеся впервые сталкиваются с задачами, в которых требуется много рассуждений и доказательств. Для некоторых решение таких задач – тяжкий труд. С этой целью была создана данная программа. В каждую тему программы включены геометрические задачи, представленные в виде головоломок. Весь учебный материал за курс геометрии 7 класса обучающиеся смогут применить, решая нестандартные задачи математических конкурсов, где каждое задание – это не просто задача, а целая головоломка
внеурочка «Геометрические головоломки».docx
Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Примерной   программы   среднего   (полного)   общего   образования   поалгебре, рекомендованной   Министерством   образования   РФ   для   общеобразовательных   школ, лицеев   и   гимназий,   созданной   на   основе   федерального   компонента   государственного образовательного стандарта М. Просвещение 2014, и авторской программе «Математика 5­11 кл.» Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. 3. Программа составлена на основе материалов книг авторов: Альберти Микель.  Бесконечная мозаика. Замощения и узоры на плоскости. – М.: Де Агности, 2014. – 176 с.;  Геометрические задачи с практическим содержанием. ­М.: МЦНМО, 2015. – 136 с. 12.  Спивак А. В.; Кессельман В. С. Занимательная математика. – М.:  АСТ: Астрель, 2014. –  224 с. Общая характеристика учебного курса:         Умение рассуждать, мыслить логически, проявлять сообразительность, смекалку, нестандартный  подход к решению задач – все эти качества нужны философу, но они же нужны и школьнику при  изучении геометрии, и любому человеку, который занимается умственным трудом. Изучение  геометрии начинается в 7 классе. Обучающиеся впервые сталкиваются с задачами, в которых  требуется много рассуждений и доказательств. Для некоторых решение таких задач – тяжкий  труд.  С этой целью была создана данная программа.  В каждую тему программы включены  геометрические задачи, представленные в виде головоломок. Весь учебный материал за курс  геометрии 7 класса обучающиеся смогут применить, решая нестандартные задачи  математических конкурсов, где каждое задание – это не просто задача, а целая головоломка. Цель программы: Научить обучающихся решению геометрических задач, способствующих развитию логического,  пространственного и творческого мышления, комбинаторных навыков. ­ Научить разрезать фигуры на части, из которых можно сложить другие фигуры;. Задачи программы: ­ Развить комбинаторные навыки, представление о симметрии, логическое мышление  обучающихся при решении задач на разрезание.  ­ Научить решать задачи на разбиение плоскости . ­ Сформировать понятие об оптимальном решении при рассмотрении вопросов о разбиении  плоскости . ­Научить определять возможность замощения плоскости определенными геометрическими  фигурами. Познакомить с геометрической составляющей мозаики. ­Развить пространственное воображение. Научить строить развертки треугольной пирамиды,  куба, определять, какие развертки неверные. Научить решению задач на разрезание в  пространстве.  ­Научить обучающихся решению олимпиадных и конкурсных задач по геометрии.   Особенности реализации курса в 2017­2018     учебном году: реализации   срок Общий   программы Год обучения  Возраст обучающихся Учёт возрастных особенностей Количество часов в неделю Общее количество в год . 2017­2018 (1 год) первый 7 класс необходимо на физкультминутки.  1 час в неделю, продолжительностью 40 минут 35 недель,  35 часов. занятиях       проводить Личностные    Планируемые результаты освоения программы: У учащихся будут сформированы: 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  2) умение ясно, точно, грамотно излагать   свои   мысли   в   устной   и   письменной   речи,   понимать   смысл   поставленной   задачи, выстраивать   аргументацию,   приводить   примеры   и   контрпримеры;     3)   способность   к эмоциональному   восприятию   математических   объектов,   задач,   решений,   рассуждений;     4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;    У   учащихся   могут   быть   сформированы:     1)   коммуникативная   компетентность   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других   видах   деятельности;     3)   критичность   мышления,   умение   распознавать   логически некорректные   высказывания,   отличать   гипотезу   от   факта;     4)   креативность   мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач.   Метапредметные :  Регулятивные    Учащиеся научатся:  1) формулировать и удерживать учебную задачу;  2) выбирать действия в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;     3)   планировать   пути достижения   целей,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных   задач;     4)   составлять   план   и   последовательность   действий;     7)   адекватно оценивать   правильность   или   ошибочность   выполнения   учебной   задачи,   её   объективную трудность и собственные возможности её решения;    Учащиеся получат возможность научиться:  1) определять последовательность промежуточных целей   и   соответствующих   им   действий   с   учётом   конечного   результата;     2)   предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 3)   осуществлять   констатирующий   и   прогнозирующий   контроль   по   результату   и   по   способу действия;     4)   концентрировать   волю   для   преодоления   интеллектуальных   затруднений   и физических препятствий;    Познавательные    Учащиеся научатся:   1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;   2) использовать общие приёмы решения задач;  3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;  4) осуществлять смысловое чтение;  5) создавать, применять и преобразовывать   знаково­символические   средства,   модели   и   схемы   для   решения   задач;     6) самостоятельно   ставить   цели,   выбирать   и   создавать   алгоритмы   для   решения   учебных математических   проблем;     7)   понимать   сущность   алгоритмических   предписаний   и   уметь действовать   в   соответствии   с   предложенным   алгоритмом;     8)   понимать   и   использовать математические   средства   наглядности   (рисунки,   чертежи,   схемы   и   др.)   для   иллюстрации, интерпретации, аргументации.    Учащиеся   получат   возможность   научиться:     1)   устанавливать   причинно­следственные   связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;   2) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;   3) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;   4) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;   6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;   7) оценивать   информацию   (критическая   оценка,   оценка   достоверности);     8)   устанавливать причинно­следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;    коммуникативные    Учащиеся научатся:   1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем   и   сверстниками:   определять   цели,   распределять   функции   и   роли   участников;     2) взаимодействовать   и   находить   общие   способы   работы;   работать   в   группе:   находить   общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;   формулировать,   аргументировать   и   отстаивать   своё   мнение;     3)   прогнозировать возникновение   конфликтов   при   наличии   разных   точек   зрения;     4)   разрешать   конфликты   на основе учёта интересов и позиций всех участников;  5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;  6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.         Предметные    Учащиеся научатся:  1) работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение  необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,  применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки  математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить  классификацию;  2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе,  дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник,  круг, окружность);  3)измерять длины отрезков, величины углов;  4) владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;  5) пользоваться изученными геометрическими  формулами;  6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для  нахождения информации.    Учащиеся получат возможность научиться:  1) самостоятельно действовать в ситуации  неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно  интерпретировать результаты решения за­дач с учетом ограничений, связанных с реальными  свойствами рассматриваемых процессов и явлений;  2) решать задачи с помощью перебора  возможных вариантов.    Содержание курса внеурочной деятельности: Вводный урок (1 час)  Вводная   беседа     о   темах,   изучаемых   на   внеурочной   деятельности   и   видах   задач,   решение которых предусмотрено данной программой.  Раздел 1. Геометрия ножниц и бумаги (12 часов)   1.1. Геометрические фокусы с бумагой и бумажной лентой Плоские фигуры из изогнутого листа. Вязка бумажной ленты. Ленты простые и ленты необычные.   1.2.   Флексагоны   Понятие   флексагона.   Различные   виды   флексагонов.   Складывае   из   полоски бумаги   унагексафлексагона,   тригексафлексогона,   гексагексафлексогона.   Удивительные свойства флексагонов.   1.3.   Разрезание   на   клетчатой   бумаге   Решение   задач,   в   которых   разрезание   фигур   идет   по сторонам клеток   1.4.   Перекраивание   геометрических   фигур   Знакомство   с   древней   китайской   головоломкой «Танграм» и  Архимедовой игрой (стомахион).  Равносоставленные фигуры. Решение задач, где одна   фигура   разрезается   на   части,   из   которых   составляется   другая   фигура.   Геометрия превращений квадрата.   1.5. Трудные задачи на разрезание  Задачи   на   разрезание   фигур   сложной   формы.   Головоломка   Генри   Перигла.   Проблема минимального числа разрезаний на остроугольные треугольники.  1.6. Задачи на разрезание в пространстве Задачи на разрезание геометрических тел различной формы.   1.7.   Игра   «Семь   раз   отмерь   –   один   раз   отрежь»   Командная   игра,   состоящая   из   различных заданий, связанных с разрезанием фигур, выполнение которых идет на скорость.  Раздел 2.Разбиение и покрытие плоскости (11 часов)  2.1. Полимино. Пентамино  Фигуры полимино. Выкладывание фигур из пентамино. Математические игры с пентамино.   2.2. Задачи на раскраску и с раскраской в условии Задачи, решаемые с помощью раскраски фигуры   или   плоскости.   Проблема   четырех   красок.   Знакомство   с   топологическими особенностями плоскости.   2.3. Паркеты   Понятие паркета, правильного паркета. Примеры заполнения плоскости правильным паркетом. Теорема о составлении паркета из равных четырехугольников. Задачи на заполнение плоскости паркетом. 2.4. Мозаика Примеры и виды мозаики. Природные мозаики. Мозаика в Античности. Исламская мозаика. Ритм мозаики. Фрактальные мозаики.   2.5.   Замощение   плоскости   Правильные,   полуправильные,   неправильные,   непериодические замощения плоскости. Дротик и змей Роджера Пенроуза. Пифагоровы замощения.   2.6. Турнир головоломок Решение головоломок с пентамино, паркетами, задач на раскраску.   Раздел 3. Головоломки из конкурсов и олимпиад (10 часов)   3.1. Нахождение углов Решение олимпиадных задач на нахождение градусной меры углов.    3.2. Отыскание периметров, площадей фигур Решение олимпиадных и конкурсных заданий на отыскание периметров и площадей различных геометрических фигур.  3.3. Представление фигур в пространстве  Решение   олимпиадных   и   конкурсных   заданий,   направленных   на   развитие   пространственного мышления.  3.4. Различные конкурсные задания  Решение различных олимпиадных заданий за курс геометрии 7 класса.  3.5.  Конкурс «Решение олимпиадных заданий»  3.6. Подведение итогов  Разбор результатов итоговой работы. Подведение итогов курса. Беседа о том, что нового и полезного узнали ребята в течение всего курса, какие новые знания и компетенции приобрели. Основные   виды   и   формы   деятельности:   индивидуальная,   работа   в   парах,   коллективная работа, математические игры, конкурсы, турниры, фокусы.        Календарно тематическое планирование Дата проведения Название темы занятия Вводный урок Раздел 1. Геометрия ножниц и бумаги (12 часов) Геометрические фокусы с бумагой и бумажной лентой Флексагоны Разрезание на клетчатой бумаге Разрезание на клетчатой бумаге Перекраивание геометрических фигур Перекраивание геометрических фигур Перекраивание геометрических фигур Трудные задачи на разрезание Трудные задачи на разрезание Задачи на разрезание в пространстве Задачи на разрезание в пространстве Игра «Семь раз отмерь – один раз отрежь» Раздел 2. Разбиение и покрытие плоскости (11 часов) Полимино. Пентамино Полимино. Пентамино Задачи на раскраску и с раскраской в условии Задачи на раскраску и с раскраской в условии Паркеты Паркеты Мозаика Мозаика Замощение плоскости Замощение плоскости Турнир головоломок Раздел 3. Головоломки из конкурсов и олимпиад  (10 часов) Нахождение углов Отыскание периметров, площадей фигур Отыскание периметров, площадей фигур Представление фигур в пространстве Представление фигур в пространстве Различные конкурсные задания Различные конкурсные задания Различные конкурсные задания Конкурс «Решение олимпиадных заданий» Подведение итогов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрические головоломки» 7 класс

Рабочая  программа  по  курсу внеурочной деятельности  «Геометрические головоломки» 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018