Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной школе и рассчитана на непрерывное обучение учащихся в течение 11-12 лет в целом и 2-3 года непосредственно в группе начальной подготовки.
Принцип комплектности программы предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.
Рабочая программа по лыжным гонкам.docx
Рабочая программа по лыжным гонкам
Содержание
1. Пояснительная записка................................................................3
2. Годовой учебный план.................................................................3
3. Календарнотематическое планирование..................................4
4. Содержание дисциплины ………………………………………4
5. Контрольнопереводные требования.......................................10
6. Воспитательная работа…………………………………………10
7. Перечень информационного обеспечения..............................11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по лыжным гонкам составлена на основе общеразвивающей
дополнительной программы по лыжным гонкам, в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Федеральным законом от
4 декабря 2007г. № 329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(ред. от 23.06.2014г.)
Данная рабочая программа предполагает любой уровень подготовленности, предназначена
для спортивнооздоровительных групп отделения лыжные гонки, для обучающихся
начальных классов 89 лет.
В программе определены цель и задачи.
ЦЕЛЬ: Физическое образование формирование знаний, умений и навыков в
избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической
культурой и спортом.
Задачи:
Развитие у учащихся физических качеств, необходимых для занятий лыжным
спортом;
Укрепление опорнодвигательного аппарата и дыхательной системы детей;
Формирование и закрепление потребности в систематических занятиях спортом;
Приобщение детей к здоровому образу жизни;
Формирование моральноволевых качеств учеников;
o Достижение результатов в соответствии с индивидуальными способностями
учащихся. ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУПП
НА СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Этап подготовки
(В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ)
Период Минимальная
наполняемость
группы
(человек)
Максимальный
количественный
состав группы
(человек)
Годовая
нагрузка
(часов)
Максимальный
объем
тренировочной
нагрузки в
неделю в
академических
часах
Спортивно
оздоровительный
этап
Весь
период
15
20
до 6
252
(3 занятия в
неделю по 2 часа)
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и
организацию образовательного процесса в Учреждении. Учебный план, составленный с
учетом вышеизложенных задач, рассчитан на 42 недели занятий и определяет
последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу
программы.
№
п\п
Разделы
подготовки
Количество
недель
Количество
часов
1 Теоретическая
подготовка
2 Общефизическая
подготовка
3 Специальная
физическая
подготовка
4 Участие в
соревнованиях
6
155
81
6
Соотношение
объемов в
( %)
2
61
34
2
Форма
контроля
собеседование
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
Протокол
соревнований 4
1
Допуск врача
5 Медицинское
обследование
Всего
* Тренировочные сборы (в спортивно
252
42
оздоровительном лагере) в
каникулярный период
100
До 21 дня подряд и не более
двух сборов в год
№ п/
п
1
2
3
1
2
3
4
В процессе реализации учебного плана рекомендуется самостоятельная работа в пределах 10
% от общего объема учебного плана, возможность посещения обучающимися официальных
спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных,
проводимых на территории Российской Федерации, организация совместных мероприятий с
другими образовательными и физкультурноспортивными организациями.
III. Календарнотематическое планирование
Виды подготовки
Теория (6 часов)
Лыжные гонки как вид спорта и средство
физического воспитания2
Лыжные хода и их значение 2
Техника безопасности на занятиях
лыжными гонками 2
Практика (246 часов)
Общефизическая подготовка 155
Специальная физическая подготовка 81
Медицинское обследование 4
Участие в соревнованиях 6
Всего часов 252
Месяцы
9 10 11 12 1 2 3 4
42 недели
1 1
1
1
1 1
5 6
23 23 16 14
7 8 20 18 26
9
2 2
26 26 26 26 18 28 26 26 22 28
18 18 15 6
2 2
4 2
9
2
IV.Содержание разделов программы
Спортивнооздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
укрепление здоровья;
улучшение физического развития;
приобретение разносторонней физической подготовленности;
привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
воспитание черт спортивного характера;
овладение основами техники передвижения на лыжах;
приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности. Теоретическая подготовка
Тема 1. Лыжные гонки как вид спорта и средство
физического воспитания.
Тема 2. Лыжные хода и их значение.
Тема 3. Техника безопасности на занятиях
лыжными гонками
Общефизическая подготовка
№
п.п.
1.
1.1
1.2.
1.3.
2
2.1
Комплексы общеразвивающих физических
упражнений
Упражнения на развитие основных физических
качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости)
Специальная физическая подготовка
Основные тренировочные средства:
различные виды ходьбы и бега;
комплексы специальных и общеразвивающих
упражнений; имитационные упражнения.
Передвижение на лыжах по равнинной и
пересеченной местности, имитационные
упражнения, кроссовая подготовка, ходьба,
преимущественно направленные на увеличение
аэробной производительности организма и
развитие волевых качеств, специфических для
лыжникагонщика. Комплексы специальных
упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и
плечевого пояса.
Участие в соревнованиях
2.2
3
3.1
3.2
4
Часы Форма
контроля
собеседование
6
2
2
2
155
Выполнение
нормативов
81
Выполнение
нормативов
6
12 старта
вгоду
Методические
рекомендации
по теоретической подготовке
Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе
подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в
повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка, осуществляемая на
всех этапах спортивной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические
занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических
пособий, кино и видеоматериалов, публикаций в прессе, в сети Интернет в
электронных средствах массовой информации, специализированных журналах, а также
бесед непосредственно на занятиях. Теоретический материал преподносится в
доступной для данной возрастной группы форме.
По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким
раскрытием их содержания.
Теоретическая подготовка
1. Вводное занятие. История развития лыжного спорта. Российские лыжники на
Олимпийских играх.
Содержание работы секции. Возникновение, развитие и распространение лыж. Краткие
исторические сведения об Олимпийских играх. Российские лыжники на Олимпийских
играх. Виды лыжного спорта.
2.Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при
травмах.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения
занятий и соревнований. Особенности организаций занятий на склонах. Помощь при
ушибах, растяжении, обморожении. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования
к одежде и обуви лыжника. Значения и способы закаливания. Составление рационального
режима дня с учетом тренировочных нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и
укрепления здоровья. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях
лыжным спортом. Значение и содержание самоконтроля в процессе занятия лыжным
спортом. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля.
3.Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази, парафин.
Выбор лыж. Способы обработки скользящей поверхности лыж. Выбор лыжных палок. Уход
за лыжным инвентарем. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов. Факторы,
влияющие на выбор мази. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок.
4.Основы техники способов передвижения на лыжах.
Понятие о технике лыжного спорта. Классификация способов передвижения на лыжах.
Структура скользящего шага. Техника ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов
на месте и в движении. Ошибки при выполнении способов передвижения на лыжах и их
исправление.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННОГО БЕСШАЖНОГО ЛЫЖНОГО
ХОДА.
1. Цель отталкивания палками: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в)
сохранить равновесие.
2. Цель свободного скольжения: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) как
можно меньше терять скорость.
3. при выносе рук и палок вперёд.
3.1. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с локтевого сустава; в) с
запястья.
3.2. Напряжённость рук: а) руки расслаблены; б) руки напряжены; в) руки расслаблены в
конце выноса вперёд.
3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под острым углом по ходу движения; б) под
тупым углом. 3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в) распределяется
равномерно по всей стопе.
3.5. При выносе рук вперёд происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания.
3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня груди.
4. Исходная поза отталкивания палками:
4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди креплений; б) на уровне креплений;
в) позади креплений.
4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г)
находятся снизу.
4.3. Палки наклонены: а) только вперёд; б) вперёд и наружу; в) вперёд и внутрь.
4.4. Тяжесть тела: а) на носках стоп; б) на пятках; в) распределяется равномерно по всей
стопе.
5. Отталкивание палками.
5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и руками; в) только туловищем.
5.2. Тяжесть тела переносится больше: а) на пятки; б) на носки стоп; в) распределяется
равномерно по всей стопе.
5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне.
6. Поза окончания отталкивания.
6.1. Палки: а) составляют прямую с руками; б) не составляют прямую с руками.
6.2. Держание палок: а) положение палок контролируется большим и указательным
пальцами; б) палки зажаты в кулак.
6.3.Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) на пятках.
6.4. Ноги находятся в отношении лыжни: а) вертикально; б) отклонены назад.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»
1. Применяется при спуске: а) прямо; б) наискось.
2. Носки лыж: а) на одном уровне; б) один носок лыжи впереди другого.
3. Пятки лыж: а) обе отводятся в сторону; б) только одна отводится в сторону.
4. Лыжи ставятся: а) на внутренние канты; б) на внешние канты; в) на всю скользящую
поверхность (не закантовываются).
5. Давление на лыжи: а) равномерное; б) неравномерное.
6. Неравномерность в давлении на лыжи: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее
загруженной весом тела лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более загруженной
весом тела лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
7. Неравномерность в кантовании лыж: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее
закантованной лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более закантованной лыжи;
в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
8. Сгибание ног: а) ноги согнуты в коленях; б) ноги выпрямлены. 9. Колени: а) подаются вперед; б) не подаются вперед.
10. Положение рук: а) согнуты в локтях на уровне пояса; б) поднимаются выше головы; в)
отведены назад.
11. Кольца лыжных палок: а) вынесены вперед; б) отведены на зад; в) отведены в стороны.
12. Лыжные палки: а) прижаты к туловищу; б) не прижаты к туловищу.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВОРОТА ПЕРЕСТУПАНИЕМ В
ДВИЖЕНИИ
1. Поворот переступанием в движении применяется (здесь и да лее рассматривается
только поворот переступанием с внутренней лыжи): а) на равнине; б) на пологом
склоне; в) на крутых склонах.
2. Скорость при выполнении поворота переступанием: а) увеличивается; б) сохраняется;
в) уменьшается.
3.Поворот выполняется на спуске: а) в низкой стойке; б) в средней стойке; в) в высокой
стойке.
4. В начале выполнения поворота вес тела переносится: а) на внешнюю лыжу; б) на
внутреннюю лыжу; в) распределяется равно мерно на обеих лыжах.
5. Лыжа при отталкивании ставится: а) на внутренний кант; б) на внешний кант; в) всей
поверхностью.
6. В начале отталкивания лыжей нога: а) согнута в коленном суставе; б) выпрямлена в
коленном суставе.
7. В начале отталкивания ногой голень: а) вертикальна; б) наклонена вперед; в) отклонена
назад.
8. В момент окончания отталкивания лыжей нога в коленном суставе: а) согнута; б)
выпрямлена.
9. Внешняя лыжа приставляется к внутренней: а) вплотную; б) на расстоянии 30—40
см; в) на расстоянии 7080 см.
10. Лыжные палки в момент постановки в снег: а) ставятся впереди креплений; б) на
уровне креплений; в) сзади креплений.
1. Общая и специальная физическая подготовка.
Практическая подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры,
направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые
упражнения, направленные на развитие скоростносиловых способностей и быстроты.
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные
упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для
лыжникагонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для
развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. 2. Техническая подготовка.
Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на
лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на
овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при
одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах
различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических
лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой,
средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полу елочкой»,
ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором»,
«поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.
3. Практические рекомендации по организации физической, технической подготовки и
оценке контрольных упражнений.
В процессе реализации физической и технической подготовки в спортивно
оздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством являются
подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебнотренировочному процессу
эмоциональную окраску и тем самым поддержать интерес к занятиям лыжным спортом.
Поскольку в спортивнооздоровительных группах занимаются учащиеся разного
паспортного и биологического возраста, с неодинаковой физической подготовленностью,
то при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает проблема
уравнивания возможностей занимающихся.
Примерная схема внешних признаков утомления в процессе учебнотренировочного
занятия.
Резкое
переутомление
(острое
переутомление II
степени)
№п/п
Признак
Небольшое
утомление
(физиологическое
)
Окраска кожи
Небольшое
покраснение
Значительное
покраснение
Потливость
Небольшая Большая
Дыхание
Учащенное
(до 2026
дыханий в
мин) на
равнине и до
36 на
подъеме
Учащение (3846
дыханий в мин)
,поверхностное
Движение
Бодрая
походка
Неуверенный шаг,
легкие
Значительное
утомление (острое
переутомление)
Резкое покраснение,
побледнение,
синюшность
Особо резкая (ниже
пояса). Выступание
солей
Резкое (более 5060
дыханий в мин) уча
щенное,
поверхностное,
дыхание через рот,
переходящее в
отдельные вдохи,
сменяющиеся
беспорядочным
дыханием
Резкие
покачивания, покачивания,
отставания на
марше
Снижение интереса
к окружающему,
усталое выражение
лица, нарушение
осанки (сутулость,
опущенные плечи)
Общий вид
Обычный
Внимание
Хорошее,
безошибоч
ное
выполнение
указаний
Неточность в
выполнении
команд, ошибки
при перемене
направления
Самочувствие
Никаких
жалоб,
кроме
чувства
легкой уста
лости
Жалобы на
выраженную уста
лость («тяжело»),
боли в ногах,
сердцебиение,
одышка
появление
некоордини
рованных
движений. Отказ от
дальнейшего
движения
Изможденное
выражение лица,
апатия, резкое
нарушение осанки
(«вотвот упадет»)
Замедленное,
неправильное
выполнение команд;
воспринимается
только громкая
команда
Жалобы на резкую
слабость (до
прострации),
сильное
сердцебиение,
головная боль,
жжение в груди,
тошнота и даже
рвота
Пульс,
уд./мин
110150
160180
180200 и более
Медикобиологический контроль
Контроль за состоянием здоровья спортсмена осуществляется врачомпедиатром местной
поликлиники. Медицинское обследование спортсмены проходят один раз в год, как
правило, в начале учебного года (осень).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная
консультация у других специалистов.
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной
медицинской группе.
Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми
циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с
доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и
смешанными формами заболеваний придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с
хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
5. Контрольнопереводные требования
Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом лыжников является
система педагогического контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки контроль используется в соответствии с контрольными нормативами для
выявления динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на
основе комплекса разнообразных упражнений.
Тестирование состоит из двух нормативов по общей физической подготовке (ОФП).
Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня развития
следующих качеств: быстроты, выносливости:
1) бег 30 м (девочки, мальчики),
2) прыжок в длину с места.
6. Воспитательная работа.
Цель воспитательной работы — формирование личности занимающегося как гражданина,
преданного своему любимому виду спорта. Отсюда — задачи, решаемые в процессе
воспитательной деятельности тренера:
воспитание стойкого интереса и
целеустремленности в лыжных гонках, настойчивости, трудолюбия, формировании
здорового интереса и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков,
дисциплинированности.
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование мероприятия
Участие в дне открытых дверей, в рамках
всероссийской акции «Моя спортивная школа»
Новогодний утренник
Проведение бесед на темы: «Меры
безопасности во время низких температур»
Проведение бесед о вредных привычках, о
закаливании организма
Участие в акции «Мыза чистые легкие!»
Сроки
проведения
26.09.2015г.
Ответственные
Тарасов Р.В.
28 декабря 2015г.
Декабрь январь
Тарасов Р.В.
Тарасов Р.В.
В течение года
Тарасов Р.В.
Май 2016г.
Тарасов Р.В.
7.Перечень информационного обеспечения
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.:
Физкультура и спорт, 1988.
2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт,
3. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б.
Тихвинского, С. В. Хрущева. 2е изд. М.: Медицина, 1991.
5. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... М.:
Физкультура и спорт, 1988.
6. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. Смоленск: СГИФК, 1989.
7. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. М.:
Физкультура и спорт, 1989.
8. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. М.: Высшая школа,1979.
9. Манжосов В.Н. Тренировка лыжникагонщика. М.: Физкультура и спорт, 1986.
10. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. Киев: Здоровья, 1990. 11. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ.ред. М.Я.
Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982.
12. Поварницин АЛ. Волевая подготовка лыжникагонщика. М.: Физкультура и спорт,
1976.
13. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. М.: Физкультура и спорт, 1999.
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Рабочая программа по лыжным гонкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.