РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
Оценка 4.7
Домашняя работа
docx
религиоведение
5 кл
11.03.2018
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура».
рабочая программа ОДНКНР 5 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Охрозаводская средняя общеобразовательная школа Кантемировского
муниципального района Воронежской области
"Утверждаю"
Директор ___________
О.И.Доценко
Приказ №______ от
"_____"___________2017 г.
"Согласовано"
Заместитель директора по
УВР____________________
____________Т.В.Острая___________
_
Рассмотрена на заседании
кафедры/МО
Протокол №______
от "_____" ___________2017г.
__________ Т.В.Острая ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовнонравственной
культуры народов России
в 5 классе.
Разработала учитель ОПК
Моисеева Ирина Павловна
(Первая квалификационная категория)
20172018 учебный год.
1 Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы духовнонравственной культуры народов Россиии»,
составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014
г. № 1644);
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой (авторы: Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011 г. №
МД883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 г. №
МД1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;.
Устав школы.
Учебный план школы.
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного
программы
общеобразовательных учреждений 45 классы «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Основы православной культуры» автора Данилюк А.Я. М., Просвещение
2012 год.
Цель курса: «Основы духовнонравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием
(ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных
традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы
духовнонравственной культуры народов России» заключается в раскрытии
общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и
религиозность.
общего образования,
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 1012 лет наблюдается большой
интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на
различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают
сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено
логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические
задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более
серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
2 информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в
разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание
разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Данная программа рассчитана на 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курс «
Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России:
5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков из
сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
3 Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных,
текстов. Проводить аналогии между героями,
общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
фольклорных и религиозных
сопоставлять их поведение с
4 Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Выпускник сможет научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
3. Содержание учебного курса.
5 класс.
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и
5 трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка главные семейные ценности. О любви
и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII
века)
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора Пятикнижие Моисея.
Синагога молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
6 Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности составляющие духовного
мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
7 Раздел
учебного курса
о
в
л
о
К
в
о
с
а
ч
Введение
Раздел 1. В мире культуры
1час
4 часа
Раздел 2. Нравственные
ценности
14часов
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Характеристика деятельности учащихся на уровне учебных действий
Что изучает курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
8 Раздел 3. Религия и
культура
7часов
Раздел 4. Как сохранить
духовные ценности
4часа
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
9 Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные
качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека. Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного
человека.Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения.
Раздел 5. Твой духовный
мир
2часа
Итоговое повторение
2часа
10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.