Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.02.2018
Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)
Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности обучающихся.Рабочая программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида) составлена для работы с обучающимися VIII вида
Рабпрогр уст речь.docx
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Октябрьская коррекционная школа № 19  для обучающихся  с ограниченными возможностями  здоровья «Рассмотрено»                                      «Согласовано»                                      «Утверждаю» на заседании ШМО                                  Зам. директора   по УВР           Директор ГБОУ ОКШ №19 протокол №____                                  ___ Закирова Е. А.                              ___ Имамеева С. В. ­­­­­ ____________ Дмитриева Е. Г. Рабочая  программа по предмету   «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1­4 классов (VIIIвида) Составитель: Саитова Н. В. 2015 г. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Программа составлена в соответствии с: Пояснительная записка 1. Федеральным   законом   «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года; 2. Законом  Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696­з "Об  образовании в Республике Башкортостан"; 3. Федеральным   компонентом   государственного   образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской   Федерации   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных стандартов начального общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и   науки   Российской   Федерации   от   31.01.2012   №69   «О   внесении изменений   в   федеральный   компонент   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего   (полного)   общего   образования,   утверждённый   приказом Министерства   образования   Российской   Федерации   от   05.03.2004   № 1089»); 4. Федеральным   перечнем   учебников,     утвержденным   приказом Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   12 декабря 2012 года № 1067   «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5. Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29   декабря   2010   г.   N   189   "Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 6. Уставом ГБОУ ОС(К)ОШ №  19 VII – VIII видов. 7. Положением   ГБОУ   ОС(К)ОШ   №     19  VII  –  VIII  видов   о   рабочих программах. 8. Учебным     планом   ГБОУ   ОС(К)ОШ   №     19  VII  –  VIII  видов   и рассчитана на 34 недели. 9. Годовой календарный учебный график ГБОУ ОС(К)ОШ №   19  VII  – VIII видов.        Предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и  явлениями окружающей действительности» является специфическим для  обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.  Занятия по этому предмету имеют интегративный характер. Их целью  является исправление дефектов общего и речевого развития,  познавательной деятельности обучающихся.                                                Задачи:                                                                                                                                   уточнить имеющиеся у школьников представления и понятия об  окружающем мире;  увеличить эти представления за счёт накопления специальных  природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих  объекты и явления природы, выражающих временные и    пространственные отношения;  расширить словарь; формировать представления учащихся о  многозначности слова;  отработать словообразовательный навык и умения школьников;  формировать основы грамматического строя устной речи;  развивать умение самостоятельно моделировать фразу, текст  описательного, повествовательного характера.       С целью организации коррекционно – развивающего обучения на уроках  развития речи в тематическое планирование включены: система  коррекционных упражнений, которые входят в организационный момент  урока; система формирования связного устного высказывания по  графическим  планам – опорам (технология Е.Д.Худенко) Содержание учебного курса «Развитие устной речи на основе  с предметами и явлениями окружающей действительности» ознакомления Первый класс Сезонные изменения в природе           (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня,  вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы:  похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки,  птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульс,  таяние снега, прилет птиц, распускание почек.        Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за  сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в  природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение  календаря природы. Овощи         Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.  Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. ОБЖ: Можно ли принимать пищу грязными руками. Фрукты          Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.  Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. ОБЖ: Источники загрязнения окружающей среды. Комнатные растения          Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив). Практические работы по уходу за комнатными растениями. Домашние животные           Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища.  Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о  них человек. ОБЖ: Как вести себя с незнакомыми людьми. Дикие животные          Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы           Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем  питается. Какую пользу приносит человеку. Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц. Практическая работа по сбору семян для подкормки птиц. Повторение пройденного Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,  форме, размеру, вкусу, запаху, материалу); участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя  слова данного вопроса; составлять простые нераспространенные предложения; распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы  знакомых слов. Обучающиеся должны знать: названия изучаемых предметов, части предметов Второй класс        Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов,  нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов.  Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе.  Правильные полные ответы на вопросы. Сезонные изменения в природе           Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание,  листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в  зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы:  потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые  цветы, цветение фруктовых деревьев.        Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за  сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в  природу для проведения этих наблюдений Ведение календаря природы. Овощи          Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.  Выращивание лука. Практические работы по посадке лука в ящики. Фрукты          Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах.  Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение. Деревья           Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения. Комнатные растения           Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и  называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев,  полив). Практические работы  за комнатными растениями. Раннецветущие растения            Медуница, мать­и­мачеха или другие. Узнавание и называние.  Различение по внешнему виду. ОБЖ: Правила поведения в лесах, парках и скверах. Домашние животные           Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. Дикие животные           Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и  дикие животные. Сравнение. ОБЖ: Опасность бродячих животных. Птицы           Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут,  чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Насекомые           Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.  Птицы и насекомые. Сравнение. Экскурсии в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для  наблюдений за поведением птиц и насекомых. Повторение пройденного  Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать  элементарные обобщения; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос; составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя  формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия. Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия  изученных групп предметов. Третий класс      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений,  характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами  и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы,  умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.        Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.        Составление под руководством учителя небольших рассказов об  изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях  в природе.         Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение  пространственных и временных отношений между конкретными объектами  посредством предлогов и наречий. Сезонные изменения в природе         Погода: ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег.  Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья,  цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные  дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках,  листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы:  короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней,  потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание  почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские  игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на  огороде.          Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за  сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.  Овощи          Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня  картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов. Практические работы по посеву гороха, бобов. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры          Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза  и дыни для подкормки птиц зимой. ОБЖ: Почему необходимо мыть овощи, фрукты, ягоды перед употреблением  в пищу. Ягоды         Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение  по окраске, форме, вкусу. ОБЖ: Чем опасно употребление сырой воды. Деревья        Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень,  ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. Растения на клумбах         Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение  частей» растений: корень, стебель, листья, цветки. Экскурсии к цветочной клумбе. Комнатные растения         Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными  растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка  растений в классе). Практические работы по уходу за комнатными растениями. Раннецветущие растения         Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Растения. Обобщение         Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Экскурсии в парк для ознакомления с изучаемыми растениями. Домашние животные Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Дикие животные        Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Птицы        Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем  покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка  птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и  зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Домашние птицы        Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Насекомые          Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где  живут. Животные. Обобщение          Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. Повторение пройденного  Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и  классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания  товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов Четвёртый класс      Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов  и явлений по  их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация  предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в  беседе. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в  процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение  предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных  наблюдений и прочитанного. Сезонные изменения в природе            Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет,  жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.  Признаки осени: дует холодный ветер, часто «идут дожди, становится  холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки,  птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки.  Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев.          Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег  скрипит Под ногами, красиво сверкает, на солнце, зимой солнце поздно  восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день,  самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, ­птицам голодно, они прилетают к домам, ­ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд  людей. Названия зимних месяцев.           Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход,  разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках  набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках  сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних  месяцев.         Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за  сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.  Овощи, фрукты, ягоды           Определение и различение. ОБЖ: Почему необходимо мыть овощи и фрукты, ягоды перед  употреблением в пищу. Орехи          Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему  виду, вкусу. Грибы          Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. Семена цветковых растений          Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию  цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.). Экскурсии к цветочной клумбе. Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян. Полевые растения           Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень,  стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как  используются эти растения. Осенние работы в поле. Комнатные растения Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений.  Практические работы по выращиванию комнатных растений из  черенков.Практическая работа по уходу за комнатными растениями Деревья          Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья,  хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья. Домашние животные         Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и  содержание. Польза, приносимая людям. Дикие животные         Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. Домашние птицы          Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая  людям. Дикие птицы          Гусь, лебедь и др.: Внешний вид, места обитания, пища. Птицы перелетные и зимующие          Время, отлета и прилета разных птиц. Насекомые вредные и полезные          Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Рыбы          Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как. Питаются рыбы.  Уход за рыбами в аквариуме. Повторение пройденного  Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и  классифицировать, устанавливать элементарные зависимости; активно участвовать в беседе; связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных  наблюдений; выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений  на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы      Критерии оценки знаний обучающихся Для контроля за знаниями и умениями по предмету используют  индивидуальные и фронтальные устные проверки, а также практические  работы.      Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме  курса, на который учащиеся дают короткие ответы. Основная цель таких  контрольных бесед  ­ проверка усвоения учебной программы.      Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические  особенности на уроках по данному предмету. Можно выделить следующие  формы индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ –  повествование. Рассказ – описание. Все предложения, которые составляет ученик, выполняют одно и то же коммуникативное задание: ответить на вопрос: «Каков  предмет?». Рассказ – повествование. Это способ изложения развития событий, движения  сюжета, описание процессов, последовательно сменяющих друг друга.      Элементы описания и повествования могут быть тесно переплетены в  рассказе учащихся.      Основной целью практических работ является определение уровня  развития умений школьников для решения элементарных соответствующих  возрасту житейских задач. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)      Словесная оценка – краткая характеристика результата учебного труда  школьников, которая раскрывает его возможности в выполнении заданий (его  способность, заинтересованность, целеустремлённость, внимательность,  настойчивость, желание справиться с заданием и т.п.) Учебники и методические пособия для учителя Для реализации программного содержания используются: Худенко Е.Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс.  ­М.:«Аркти», 2003.  Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс.­  М.:«Аркти», 2003.  Худенко Е.Д., Терехова И.Е. Знакомство с окружающим миром. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс.­М.: «Аркти», 2004. Худенко Е.Д., Терехова И.Е. Знакомство с окружающим миром. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. ­М.: «Аркти», 2004. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. Часть I (1­2 классы). ­ М.: «Руссико», 1994. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. Часть II (3­4 классы). ­ М.: «Руссико», 1994. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на  основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных  (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие для учителя.­ М.:  «Аркти», 2004. Печатные пособия, игры. Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся»  для старшей и подготовительной групп детских садов. Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир». Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 1 класс. Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 2 класс. Комплект «Путешествие в мир растений». Комплект «Дошкольникам про природу». Гербарий для начальной школы. И.Г.Баранов. Развивающее лото «Овощи, фрукты». Муляжи «Овощи». Муляжи «Фрукты». Муляжи «Грибы». Плакат «Цветы». Игра  ботаническое лото «Зелёный друг». Игра ­ лото «большие и маленькие». Комплект «Домашние животные». Плакат «Животные леса». Плакат «Дикие птицы». Плакат «Домашние птицы» Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Октябрьская коррекционная школа № 19  для обучающихся  с ограниченными возможностями  здоровья «Рассмотрено»                                      «Согласовано»                                      «Утверждаю» на заседании ШМО                                  Зам. директора   по УВР           Директор ГБОУ ОКШ №19 протокол №____                                  ___ Закирова Е. А.                              ___ Имамеева С. В. ­­­­­ ____________ Дмитриева Е. Г. Рабочая   программа по предмету  «Развитие устной речи» для обучающихся  1­4 классов (VIIIвида) Составитель: Саитова Н. В. 2015 г. Развитие устной речи Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с: 10. Федеральным   законом   «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года; 11. Законом  Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696­з "Об  образовании в Республике Башкортостан"; 12. Федеральным   компонентом   государственного   образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской   Федерации   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных стандартов начального общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и   науки   Российской   Федерации   от   31.01.2012   №69   «О   внесении изменений   в   федеральный   компонент   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего   (полного)   общего   образования,   утверждённый   приказом Министерства   образования   Российской   Федерации   от   05.03.2004   № 1089»); 13. Федеральным   перечнем   учебников,     утвержденным   приказом Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   12 декабря 2012 года № 1067   «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 14. Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29   декабря   2010   г.   N   189   "Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 15. Уставом ГБОУ ОС(К)ОШ №  19 VII – VIII видов. 16. Положением   ГБОУ   ОС(К)ОШ   №     19  VII  –  VIII  видов   о   рабочих программах. 17. Учебным     планом   ГБОУ   ОС(К)ОШ   №     19  VII  –  VIII  видов   и рассчитана на 34 недели. 18. Годовой календарный учебный график ГБОУ ОС(К)ОШ №   19  VII  – VIII видов.        Предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения  младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по  этому предмету имеют интегративный характер. Их целью  является исправление дефектов общего и речевого развития,  познавательной деятельности обучающихся. Задачи:                                                                                                                                   уточнить имеющиеся у школьников представления и понятия об  окружающем мире;  увеличить эти представления за счёт накопления специальных  природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих  объекты и явления природы, выражающих временные и    пространственные отношения;  расширить словарь; формировать представления учащихся о  многозначности слова;  отработать словообразовательный навык и умения школьников;  формировать основы грамматического строя устной речи;  развивать умение самостоятельно моделировать фразу, текст  описательного, повествовательного характера.       С целью организации коррекционно – развивающего обучения на уроках  развития речи в тематическое планирование включены: система  коррекционных упражнений, которые входят в организационный момент  урока; система формирования связного устного высказывания по  графическим  планам – опорам (технология Е.Д.Худенко) Содержание учебного курса «Развитие устной речи» Первый класс Школа         Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Экскурсии по школе, во двор школы. ОБЖ: Знакомство с дорожными знаками. Классная комната        Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.  Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе.  Обязанности дежурного. Учебные вещи          Их назначение. Обращение с ними. Игрушки         Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Учебные вещи и игрушки.  Сравнение. Семья         Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Одежда         Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков  (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой,  хранение). Практическая работа по уходу за одеждой. ОБЖ: Основные правила при обращении с предметами бытовой химии и  другими веществами. Обувь        Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой,  протирка). Практическая работа по уходу за обувью. Охрана здоровья   Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и  левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). ОБЖ: Чем опасны и как избавиться от вредных привычек. Повторение пройденного Основные требования к знаниям и умениям  обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,  форме, размеру, вкусу, запаху, материалу); участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя  слова данного вопроса; составлять простые нераспространенные предложения; распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы  знакомых слов. Обучающиеся должны знать: названия изучаемых предметов, части предметов. Второй класс       Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их  по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов,  нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов.  Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе.  Правильные полные ответы на вопросы. Школа, пришкольный участок        Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки  во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка,  площадка для игр. Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе.  Практическая работа: Сбор семян для подкормки птиц Дом, квартира, домашний адрес        Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила  дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый  свет светофора. Семья Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. Одежда          Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для  улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой  (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение). Практическая работа по уходу за одеждой и обувью. ОБЖ: Пользование предметами бытовой химии. Охрана здоровья   Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка,  расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями  (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног. Повторение пройденного  ОБЖ: Что делать при микротравме. Как обработать ранку. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать  элементарные обобщения; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос; составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя  формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия. Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия  изученных групп предметов. Третий класс      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений,  характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами  и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы,  умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.        Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение  пространственных и временных отношений между конкретными объектами  посредством предлогов и наречий. Улица, на которой расположена школа         Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров  домов. Школьный и домашний адрес. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. ОБЖ: Причины дорожного транспортного травматизма пешеходов и  пассажиров. Транспорт Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход  улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Посуда        Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за  посудой (мытье, хранение). Практическая работа по уходу за посудой. Мебель        Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью  (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка  кровати). Одежда         Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатс, чулки, носки, гольфы.  Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой,  стирка, сушка, складывание и хранение). Практическая работа по уходу за одеждой. Обувь        Обувь зимняя, летняя, осеннее­весенняя. Уход за обувью (мытье,  просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Практическая работа по уходу за обувью. Охрана здоровья         Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы  (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее  зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и  различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного  Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и  классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания  товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; ухаживать за одеждой и обувью; поддерживать порядок в классе, интернате, дома; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила уличного движения. Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения. Четвёртый класс      Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов  и явлений по» их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация  предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в  беседе.        Описание предметов  с использованием слов, усвоенных в процессе  группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и  явлений между собой и с другими предметами и явлениями.        Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных  наблюдений и прочитанного. Город, село, деревня         Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта,  телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и  др).Экскурсии по главной улице города. ОБЖ: Причины дорожно­транспортного травматизма пешеходов и  пассажиров. Дорожное движение         Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи). Квартира, комната        Столовая, спальня, кухня и др. Назначение. ОБЖ: Предупреждение бытового травматизма. Мебель         Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. Посуда         Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение. Одежда        Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя,  демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка,  проветривание, хранение). Практическая работа по уходу за одеждой. ОБЖ: Как действовать, если у тебя отобрали одежду? Обувь          Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная.  Уход за разными видами обуви. Практическая работа по уходу за обувью.  Охрана здоровья          Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. Повторение пройденного Основные требования к знаниям и умениям  обучающихся Обучающиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и  классифицировать, устанавливать элементарные зависимости; активно участвовать в беседе; связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных  наблюдений; выполнять практические работы по уходу за жилищем,  соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила дорожного движения. Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений  природы; правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы. Критерии оценки знаний обучающихся           Для контроля за знаниями и умениями по предмету используют  индивидуальные и фронтальные устные проверки, а также практические  работы.      Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме  курса, на который учащиеся дают короткие ответы. Основная цель таких  контрольных бесед  ­ проверка усвоения учебной программы.      Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические  особенности на уроках по данному предмету. Можно выделить следующие  формы индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ –  повествование. Рассказ – описание. Все предложения, которые составляет ученик, выполняют одно и то же коммуникативное задание: ответить на вопрос: «Каков  предмет?». Рассказ – повествование. Это способ изложения развития событий, движения  сюжета, описание процессов, последовательно сменяющих друг друга.      Элементы описания и повествования могут быть тесно переплетены в  рассказе учащихся.      Основной целью практических работ является определение уровня  развития умений школьников для решения элементарных соответствующих  возрасту житейских задач. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)      Словесная оценка – краткая характеристика результата учебного труда  школьников, которая раскрывает его возможности в выполнении заданий (его способность, заинтересованность, целеустремлённость, внимательность,  настойчивость, желание справиться с заданием и т.п.). Такая словесная оценка позволяет учителю конкретно решать задачи коррекции и развития  мотивационно – потребностной сферы учащихся, формирования их  личностной позиции. Учебники и методические пособия для учителя Для реализации программного содержания используются: Худенко Е.Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс.  ­М.:«Аркти», 2003.  Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс.­  М.:«Аркти», 2003.  Худенко Е.Д., Терехова И.Е. Знакомство с окружающим миром. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс.­М.: «Аркти», 2004. Худенко Е.Д., Терехова И.Е. Знакомство с окружающим миром. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. ­М.: «Аркти», 2004. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. Часть I (1­2 классы). ­ М.: «Руссико», 1994. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. Часть II (3­4 классы). ­ М.: «Руссико», 1994. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на  основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных  (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие для учителя.­ М.:  «Аркти», 2004. Литература Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.­ М.: «Владос», 1999. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа  для 0 ­4 классов школ  VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. ­ №31  (7). Белякова Г.П. Формирование у старших  дошкольников в детском саду  элементарного осознания языковых явлений. – М.: 1982. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. – М.:  «Школа – Пресс», 1994. Ерошина Г.Ю. Особенности использования наглядности на уроках развития  устной речи в школах VIII вида //Коррекционная педагогика. – 2005. ­ №3 (9). Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи  учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционная  педагогика. – 2005. ­ №2 (8). Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ­  М. «Владос», 1998. Локалова Н.П.Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: «Ось – 89»,  2001. Печатные пособия, игры. Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся»  для старшей и подготовительной групп детских садов. Селин М.И.  Набор картин «Игры для малышей». Набор картин «Давай подумаем». Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 1 класс. Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 2 класс. Игра «Логопедическое лото». Игра  ­ лото «Ты откуда». Игра ­ лото «Большие и маленькие». Баранов И.Г. Развивающее лото  «Одежда». Игра «У нас порядок». Баранов И.Г. Развивающее лото «Мой дом». Плакат «Транспорт». Семаго Н.Я. Демонстрационный материал «Формирование представлений о  схеме тела». Игра «Аскорбинка и её друзья». Игра «Пирамида здоровья». Плакат «Дорожные знаки». Угра «Идём и едем». Комплект «Правила дорожного движения». Плакат «Правила поведения на дороге».

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая программа по предмету Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 1-4 классов (VIIIвида)

Рабочая  программа по предмету  Рабочая программа  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»  для обучающихся  1-4 классов (VIIIвида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018