Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс обучение на дому

  • Образовательные программы
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 31.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по ручному труду составлена на основе примерной адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) для 4 класса обучение на дому из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебник: Ручной труд. 4 класс. Автор: Кузнецова Л.А.
Иконка файла материала РП ручной труд 2019-2020.docx
Муниципальное образование Белореченский район, поселок Верхневеденееский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа №15 посёлка Верхневеденеевского муниципальное образование Белореченский район                                                                                              УТВЕРЖДЕНО                                                                            решением педагогического совета от  31  августа 2018года протокол №1                                                                          Председатель ______ Домский Г.В  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                               (обучение на дому) По     ручному труду Уровень образования (класс):    начальное  общее образование,   (1­4  классы) Класс: 4 Количество часов:      34   Учитель:  Алексанян Елена Григорьевна      Программа разработана  в  соответствии  с ФГОС образования обучающихся   основной с   умственной   отсталостью   и   на   основе   адаптированной   образовательной программы  начального общего образования  обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) 1 видаРабочая программа по  предмету «Ручной труд»  составлена на основании следующих  нормативных документов: ­ Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273; ­  Федеральный   государственный образовательный стандарт образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ­   Адаптированная     основная   общеобразовательная   программа      начального   общего образования  обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) 1 вида. ­ Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1­4 классы : учеб. пособие для  общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова.        В   4 классе на курс «Ручной труд»   по индивидуальному плану обучения на дому отводится 1 час  в неделю, всего 34 часа  (34 учебные недели).  1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета "Ручной труд» Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою  Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно  необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и  развивающемся мире; 5) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального  взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие  социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и  духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты:  Ученик должен знать:       правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами,  иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами; свойства материалов: бумаги, ткани,; приемы соединения деталей; названия инструментов; элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи. Ученик должен уметь:              самостоятельно ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом; составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя; подбирать материалы и инструменты; придерживаться плана при выполнении изделия; осуществлять необходимые контрольные действия; делать отчет о последовательности изготовления изделия; делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам  учителя с употреблением в речи технических терминов; анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и  слов, обозначающих пространственные отношения предметов; осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.           2. Содержание учебного предмета  «Ручной труд»      Работа с бумагой и картоном. Картонажно­переплетные работы  (16ч) Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма,  бумага  для печати,  рисовальная,  впитывающая/гигиеническая,  крашеная).  Цвет, форма   бумаги   (треугольник,   квадрат,   прямоугольник).   Инструменты   и   материалы   для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: • разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок   обводки   шаблона   геометрических   фигур.   Разметка   по   шаблонам   сложной конфигурации; • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль»;  разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. • Вырезание   ножницами   из   бумаги.  Инструменты   для   резания   бумаги.   Правила обращения   с   ножницами.   Правила   работы   ножницами.   Удержание   ножниц.   Приемы вырезания   ножницами:   «разрез   по   короткой   прямой   линии»;   «разрез   по   короткой наклонной   линии»;   «надрез   по   короткой   прямой   линии»;   «разрез   по   длинной   линии»; «разрез   по незначительно   изогнутой  линии»;  «округление  углов  прямоугольных  форм»; «вырезание изображений предметов,   имеющих   округлую   форму»;   «вырезание   по   совершенной   кривой   линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание   фигурок   из   бумаги  (оригами).   Приемы   сгибания   бумаги:   «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу гармошки; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы   клеевого   соединения:   «точечное»,   «сплошное».   Щелевое   соединение   деталей (щелевой замок). Работа   с   текстильными   материалами.   Ремонт   одежды.   Ручные   швейные   работы. (12ч)Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх­ вниз». Вышивание.  Что   делают   из   ниток.   Приемы   вышивания:   вышивка   прямой   строчкой, вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приема. Элементарные сведения  о тканях.  Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье.  Завязывание   узелка   на   нитке.   Соединение   деталей,   выкроенных   из   ткани, прямой   строчкой,   строчкой   косыми   стежками   и   строчкой   петлеобразного   стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание   ткани.  Историко­культурологические   сведения   (изготовление   кукол­ скруток из ткани в древние времена). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.).   Пришивание   пуговиц   (с   двумя   и   четырьмя   сквозными   отверстиями,   с   ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки. Отделка   изделий   из   ткани.  Аппликация   на   ткани.   Работа   с   тесьмой.   Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы. Работа с древесными материалами (3ч) Элементарные   сведения   о   древесине.   Изделия   из   древесины.   Понятия   «дерево»   и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация   из   древесных   материалов   (опилок,   карандашной   стружки,   древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Комбинированные работы: бумага и древесные материалы. Работа с металлом (1ч) Элементарные   сведения   о   металле.   Применение   металла.   Виды   металлов   (черные, цветные, легкие, тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой (2ч) Элементарные   сведения   о   проволоке   (медная,   алюминиевая,   стальная).   Применение проволоки   в   изделиях.   Свойства   проволоки   (толстая,   тонкая,   гнется).   Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль»,   «сгибание   вдвое,   втрое,   вчетверо»,   «намотка   на   карандаш»,   «сгибание   под прямым углом».Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Комбинированные работы: проволока, пластилин, скорлупа ореха. 3. Тематическое  планирование   с определением основных видов деятельности учащихся Раздел Работа с бумагой и картоном Кол­ во часов 3 ч   Темы Кол­ во часов   «Что   ты   знаешь   о   бумаге?». Складывание   из   треугольников. «Геометрическая фигура­ раскладка». Складывание   простых   форм   из квадрата. Фигура «Рыбка». Нахождение   на   линейке   длины, заданной   в   миллиметрах.     Игра «Геометрический   конструктор» (силуэт самолета» и др.) Работа с  тканью 3ч «Что ты знаешь о ткани?»  Бумажная схема полотняного  переплетения нитей. Виды работ и технологические  операции при работе  с нитками и   тканью. Скручивание ткани.  Игрушка «Кукла­скрутка» 1 1 1 1 1 Основные виды  деятельности обучающихся  (на уровне универсальных   учебных действий)   Рассказывать Составлять словесный план изготовления изделия. Анализировать объект и условия работы. Размечать детали по шаблонам и заданным   размерам.   Вырезать   заготовки ножницами.   технику безопасности при работе с ножницами и с клеем.   Планировать   свою   работу   и сравнивать   каждый   этап   работы   с образцом.   Рассказывать   о   назначении выполняемых   изделий.   Составлять аппликацию   и   правильно   располагать детали на подложке. Следить за порядком на   рабочем   месте.   Украшать   готовые изделия. Техника   безопасности   при   работе   с иголкой и ножницами. Вдевание нитки в иголку,   завязывание   узла.   Обработка срезов.   Разметка   и   выполнение отделочных   строчек   на   лицевой   детали изделия.   Стачивание   боковых   срезов ручным   стачным   швом.   Вывертывание   и набивка   изделий   ватой.   Обработка   края косыми   стежками.   Изготовление   и пришивание   петельки   из   тесьмы. Пришивание   пуговиц   с   образованием стойки.   Правильный   подбор   ниток   к изделиям.Отделка изделий из ткани.  Салфетка с аппликацией. Работа с бумагой и картоном 5ч   заданным Разметка   округлых   деталей   по шаблонам.   Подвижное   соединение деталей.   Игрушка   с   подвижным соединением   деталей   «Цыпленок», «Летающий диск». Экономное   использование   бумаги при   вычерчивании   нескольких окружностей.   Игрушка из бумажных кругов «Попугай» Развертка изделия. Сгибание бумаги по условным обозначениям. Конверт для писем с клеевым и  без клеевого соединения деталей. геометрического Разметка орнамента   с   помощью   угольника. Аппликация с геометрическим орнаментом» Разметка   прямоугольника   и наклонных   линий   с   помощью угольника.   «Закладка   для   книг   из зигзагообразных   полос»,   «Закладка для   книг   со   «свободным плетением»». «Коврик           Работа с  тканью 1ч Соединение деталей изделия  1 1 1 1 1 1 1   Анализ   образца.   Разметка   округлых деталей изделия по шаблону и вырезание овалов.   Работа   по   плану.   Работа   с чертежными принадлежностями. Технологические   операции   с   бумагой. Работа   с   циркулем.   Корректирование мышечного   усилия   при   работе   с циркулем.   Разметка   по   шаблону. Вырезание.   Работа   по   плану.   Анализ конструкции   многодетального   изделия. Беседа   о   функциональном   назначении изделий из бумаги. Изготовление изделия на основе развёртки.   Работа   по   плану.   Вырезание. Склеивание.   Анализ   образца.   Элементы графической   грамотности.   Сгибание бумаги   по   условным   обозначениям. Работа   по   плану.   Беседа   об   изделиях декоративно­прикладного искусства (коврах).   Анализ   объекта.   Работа   с линейкой и угольником. Анализ образца. Работа   с   линейкой   и   угольником. Составление геометрического орнамента. Анализ   образца.   Работа   с   линейкой   и угольником.   Корректирование   умения резать   по   коротким   линиям.   Работа   по плану.   Работа   с   угольником.   Разметка. «Свободное плетение» из бумаги.   Беседа   о   функциональном   назначении изделий из ткани. Анализ объекта. Работа по плану. Сметывание деталей.строчкой косого стежка. «Салфетка  – прихватка», «Рукавица –  прихватка». Работа с  металлом 1ч «Что надо знать о металле». Смина­ ние, сжимание, скручивание  алюминиевой фольги. Изделие  «Дерево». 1 6 ч . Работа  с  картоном и  бумагой Беседа   «Что   надо   знать   о   металле». Работа   по   плану.   Корректирование точности, координации движений правой и левой рук идифференциации движений пальцев   в   процессе   обработки алюминиевой фольги.   правил   Работа   с   циркулем.   Коррекция логического мышления, внимания в ходе составления  геометрических  комбинаций на фигуре раскладке. Складывание круга. Соединение   деталей   с   помощью   клея. Работа   с   циферблатом.   Анализ   объекта. Работа   с   линейкой   и   угольником,   Работа   с   шаблоном. циркулем. Повторение вычерчивания окружности   с   применением   циркуля, умения   определять   время   по   часам. Тиражирование   деталей.     Работа   с   Вырезание   симметричных шаблоном. линий.   Знакомство   с   традиционным национальным видом искусства Японии – оригами. знаний   о геометрических   фигурах   «квадрат», «треугольник»,   «многоугольник»   и   их признаках   (стороны,   углы).   Работа   в технике   «оригами».   Работа   со   схемами­ рисунками.   Обучение   чтению   чертежа   и технического   рисунка   по   чертежным линиям. Закрепление названий чертежных линий   (тонкая   сплошная   линия   – вспомогательная;   толстая   сплошная линия – размерная, габаритная).    Уточнение     Деление   круга   на   равные   части складывания. способом   «Геометрическая   фигура­ раскладка», «Складные часы». Деление   круга   на   равные   части   с помощью   угольника   и   линейки. Объемное елочное украшение. Тиражирование элементов. Точечное   клеевое   соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка». Вырезание   симметричных   деталей из   бумаги,   сложенной   пополам. «Птица». Складывание «Снежинка». Выполнение   разметки   с   опорой   на чертеж.   Линии   чертежа.   Чтение чертежа.   Летающая   модель бумаги. из     1 1 1 1 1 1«Планер», «Самолет». 2ч . Работа с  нитками Связывание ниток в пучок.  Аппликация «Цветок из ниток» Связывание ниток в пучок.  «Помпон из ниток» Работа с  проволокой  2ч Изгибание проволоки.  Декоративные фигурки птиц,  зверей, человечков. Сборка изделия из разных  материалов (проволока, бумага,  нитки). «Муха» Изготовление   открытой   коробочки сгибания   бумаги. способом   «Открытая коробочка», «Коробочка».   Работа с  бумагой  1ч Работа с  древесиной. 3ч «Что ты знаешь о древесине?»  Образцы  и изображения  инструментов, материалов,  приспособлений. Обработка древесины ручными  инструментами. Клеевое  соединение деталей из древесины.  1 1 1 1 1 1 1 Работа   с   нитками.   Анализ   аппликации. Работа   по   плану:   связывать   нитки   в пучок;   анализировать   аппликацию   , выделяя   в   ней   детали   и   их пространственное  соотношение;  работать по намеченному плану. Работа с нитками. Коррекция точности, координации   движений   правой   и   левой рук и дифференциация движений пальцев в   процессе   наматывания   ниток   на картонную основу в виде кольца. внимания,     Изгибание   проволоки.   Анализ   объекта. Работа   по   плану:   использовать   приёмы работы   с   проволокой   (сгибание проволоки   руками   волной,   в   кольцо,   в спираль,   намотка   проволоки   руками   на карандаш,   сгибание   проволоки     под прямым углом);   анализировать объект и действовать   в   соответствии   с   планом работы. Учатся:   складывать   из   бумаги   изделия; действовать в соответствии с намеченным планом работы   Вспоминают   правила   ТБ при   работе с древесиной.   Знакомятся   с   понятиями «древесина». «дерево»,     Учатся: обрабатывать   древесину   ручными инструментами; изготавливать аппликации  из карандашной  стружки, из древесных   заготовок;   анализировать аппликацию,   определять   её   детали   и   их пространственное   расположение   в композиции; самостоятельно работать по намеченному   плану.   Работа   с   точилкой. Анализ образца. Склеивание карандашной стружки.   Анализ   аппликации.   Работа   по плану. Работа с древесными заготовками.Аппликация из карандашной  стружки «Цветок». Обработка древесины ручными  инструментами. Клеевое  соединение деталей из древесины.  Аппликации из древесных заготовок «Дом». Ремонт  одежды 4ч 1ч 2ч Картонажно­ переплетные работы Ручные швейные работы Пришивание пуговиц с четырьмя  сквозными отверстиями. Пришивание пуговицы с ушком. Пришивание пуговиц. Отделка  изделий пуговицами. Аппликации с  использованием пуговиц «Медведь» Изготовление и пришивание  вешалки.  Переплет. Записная книжка­  раскладушка с переплетной  крышкой, «Блокнот». Соединение   деталей   из   ткани строчкой   петлеобразного   стежка. Подушечка для игл. Соединение   деталей   из   ткани строчкой   петлеобразного   стежка. Тряпичная игрушка­подушка 1 1 1 1 1 1 1 1 Учатся: пришивать пуговицы с четырьмя сквозными   отверстиями,   с   ушком; изготовить   аппликации   с     пуговицами; отрезать   нитку   нужной   длины,   завязать узелок   на   конце   нити;   работать   по намеченному плану. Беседа. Пришивание пуговиц. Пришивание пуговиц. Рассказ о назначении   пуговиц.   Аппликация. Отделка   пуговицами   одежды.   Работа   с иглой.   Беседа   о   назначении   вешалки. Пришивание вешалки. Работа с лекалом. Зашивание разрыва. Ткани. Беседа о картонажно­переплетных  изделиях. Учатся:  работать по  намеченному плану, соблюдать правила  по ТБ  при картонажно­переплётных  работах. Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Соединение   деталей   из   ткани   строчкой петлеобразного стежка. Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Работа с лекалом. Соединение   деталей   из   ткани   строчкой петлеобразного стежка.             СОГЛАСОВАНО                                                            СОГЛАСОВАНО                      Протокол заседания      методического объединения                                    Заместитель директора по УР учителей начальных классов ООШ № 15                                              от 30  августа  2019 г.   №    1                                                                 ___Т.П.Климова   ________________Алексанян Е.Г.                                     «30» августа  2019 г.