Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы животноводства и пчеловодства"
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы животноводства и пчеловодства"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
биология
Взрослым
10.02.2017
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы животноводства и пчеловодства"
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» предназначена для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 «Агрономия». Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
РП Основы животноводства 15г .docx

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

начальник отделения ОКХ и УЗР

___________А.В. Зарывахин

                                                                                                                              «____»__________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины

«Основы животноводства и пчеловодства»

для специальности 35.02.05 «Агрономия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2016 г.

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 23.00.00 «Техника и технологи наземного транспорта», специальности 35.00.00.

 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Протокол № __ от «____» ________2016г

Председатель _____________ С. В. Воронкова

 

УТВЕРЖДАЮ:

заместитель начальника по учебной и воспитательной работе

_____________А.Н. Фомин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор _____________С. В. Воронкова

 


 

Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

 

               Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами

 

               Разработчик: преподаватель Воронкова Светлана Валерьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………5

2.      Структура и содержание учебной дисциплины…………………………….............6

3.      Условия реализации программы учебной дисциплины……………………………14

4.      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………….15

 

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы животноводства и пчеловодства»

1.1.       Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» предназначена для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 «Агрономия»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: по специальности в цикле общепрофессиональных дисциплин.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины

 

Студент должен знать:

·      принципы обеспечения животноводства высококачественными кормами и технологии заготовки и хранения кормов;

·      правила составления рационов для сельскохозяйственных животных;

·      кормовую базу пчеловодства;

·      роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур;

·      основы технологий производства продукции животноводства и

·      пчеловодства;

Студент должен уметь:

·      различать виды и породы сельскохозяйственных животных, в том числе пчел;

·      оценивать экстерьер основных видов животных;

·      определять продуктивность сельскохозяйственных животных, в том числе пчел;

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

самостоятельной работы обучающегося 29 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:

 

     лабораторные занятия

2

     практические занятия

20

     контрольные работы (итоговое тестирование)

0

     экскурсия

0

самостоятельной работы обучающегося

29

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет

 

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы животноводства и пчеловодства»

                                             

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел №1.

Основы животноводства

 

38

 

Тема №1.1.

 

Основы анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала:

Введение. Предмет анатомии и физиологии. Понятие о животном организме. Органы и морфофункциональные системы. Строение и функции нервной системы. Скелет и его функции. Физиология крови. Система органов дыхания. Система органов пищеварения. Система органов размножения. Физиология лактации. Система органов внутренней секреции

2

1

 

Лабораторная работа №1.

 Ознакомление с анатомическими и физиологическими особенностями сельскохозяйственных животных

2

2

 

Самостоятельная работа.

 Реферат «Состав молока и молозива»

2

2

Тема 1.2.

Основы разведения сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала:

Происхождение, одомашнивание и эволюция сельскохозяйственных животных.

Понятие о росте и развитии животных, их учет. Влияние наследственности и внешней среды на рост и развитие животных. Основные виды продуктивности с\х животных и птиц, их учет и оценка.

Методы разведения, их сущность и хозяйственное значение.

Понятие об отборе и подборе животных и их значение. Производственный, зоотехнический и племенной учет в животноводстве.

2

1

 

Практическая работа №1.  

Оценка экстерьера с\х животных, заполнение основных форм зоотехнического учета

2

2

Самостоятельная работа.

Презентация «Породы с\х животных и птиц, их классификация, характеристика и сравнительная экономическая оценка»

2

2

Тема 1.3.

Основы кормления сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала:

Значение рациональной организации кормления с\х животных и птиц.

Химический состав кормов, переваримость питательных веществ и факторы ее обуславливающие. Питательность кормов. Комплексная оценка питательности кормов.

Классификация и краткая характеристика кормов, подготовка к скармливанию. Учет и оценка количества и качества кормов. Хранение кормов. Потребность в питательных веществах животных различных видов в зависимости от возраста, пола, физиологического состояния, продуктивности и хозяйственного использования. Понятие о нормах кормления и рационах. Типовые рационы кормления для отдельных видов с\х животных. Общие принципы составления полноценных рационов и их экономическая эффективность. Технология кормления с\х животных и птиц.

2

1

 

Практическая работа №2.

 Анализ типовых рационов кормления для определенных видов с/х животных

2

2

Тема 1.4.

Основы кормопроизводства.

Содержание учебного материала:

Основы кормопроизводства. Технология заготовки силоса, сенажа, травяной муки. Создание культурных пастбищ, урожайность. Уход за долголетними культурными пастбищами.

 

2

1

Тема 1.5.

 

Классификация пород крупного рогатого скота

Содержание учебного материала:

Значение скотоводства. Биологические и хозяйственные особенности крупного рогатого скота. Особенности кормления крупного рогатого скота. Значение грубых кормов в рационах для коров. Использования заменителей кормового белка.

Классификация пород крупного рогатого скота, разводимых в различных регионах страны, и их экономическая эффективность. Молочная и мясная продуктивность, факторы, влияющие на них. Учет и оценка молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота. Половозрастные группы. Структура стада в зависимости от специализации хозяйств. Способы содержания скота, их экономическая оценка и условия применения.

2

1

Практическая работа №3.

«Определение основных пород КРС».

2

2

Самостоятельная работа.

Презентация «Основные породы КРС»

2

2

Тема 1.6.

Технология производства молока и говядины

Содержание учебного материала:

Организация пастбищного кормления и содержания скота и их экономическая эффективность. Откорм и нагул скота. Специфика выращивания молодняка молочного и мясного направления продуктивности. Сырье и побочные продукты, получаемые при убое скота. Первичная обработка молока. Сепарирование молока.  Значение и задачи племенной работы к качественном улучшении КРС. Организация и проведения бонитировки КРС. Мечение скота.

 

2

1

Практическая работа № 4.

 «Анализ отдельных технологических операций по кормлению».  

2

2

Самостоятельная работа.

Реферат «Зоотехнические требования к доильным машинам и установкам. Профилактика мастита у коров»

2

2

 

Тема 1. 7.

Свиноводство

Содержание учебного материала:

Свиноводство и технология производства свинины. Значение свиноводства. Хозяйственно – биологические особенности свиней. Классификация и основные породы свиней. Особенности племенной работы в свиноводстве. Оценка наследственных качеств хряков и маток методом контрольного выращивания молодняка и контрольного откорма. Системы содержания свиней в летний и зимний периоды. Производственные группы свиней, особенности их содержания и кормления. Новое в кормление свиней. Корма и их подготовка к скармливанию животным. Влияние различных кормов на качество мяса и сала. Организация производства свинины в фермерских хозяйствах. Меры ветеринарной профилактики и защита окружающей среды от загрязнения.

2

2

Практическая работа №5.

 «Определение основных пород свиней».

 

2

2

Самостоятельная работа.

Реферат «Породы свиней»

Презентация «Основные породы свиней»

 

4

2

Тема 1.8.

Овцеводство

Содержание учебного материала:

Овцеводство и технология производства шерсти и мяса. Значение, современное состояние и перспективы развития овцеводства. Происхождение овец. Биологические и экстерьерно-конституциональные особенности.  Хозяйственная классификация овец. Виды продуктивности овец. Пути повышения качества. Овечья шерсть разных видов. Морфологический состав шерсти. Организация стрижки, выход мытой шерсти. Классификация овчин, каракуля. Показатели и методы оценки мясной продуктивности овец. Организация и техника доения овец. Технология переработки молока овец. Породы овец. Организация случки и окота овец. Выращивания молодняка. Бонитировка, мечение в овцеводстве. Племенная работа в овцеводстве. Первичная обработка, консервирование и хранение овчин.

 

2

2

 

Тема 1.9.

Козоводство

Содержание учебного материала:

Значение козоводства. Биологические особенности коз. Породы коз, численность и размещение их по регионам страны. Виды продуктивности коз и технология их получения. Особенности разведения, кормления и содержания коз.

2

2

Практическая работа №6.  

«Определение основных пород овец и коз».

 

2

2

Самостоятельная работа.

Презентация «Породы овец и коз»

2

2

Тема 1.10.

Коневодство

Содержание учебного материала:

Коневодство и технология производства молока и конины. Состояние и значение коневодства, перспективы развития отрасли. Основные направления в коневодстве. Молочная и мясная продуктивность. Спортивное коневодство. Факторы, влияющие на работоспособность лошадей. Основные породы лошадей. Использования лошадей на транспортных и с/х работах. Упряжь, седла, повозки и с/х конный инвентарь. Технология содержания и кормления лошадей. Воспроизводство и техника разведения лошадей. Искусственное осеменение лошадей. Выращивание жеребят и молодняка. Племенное дело в коневодстве.

2

1

Самостоятельная работа.

Презентация «Основные направления в коневодстве»

2

2

Тема 1.11.

Птицеводство.

Содержание учебного материала:

Птицеводство и технология производства яиц и мяса. Современное состояние, значение и перспективы развития птицеводства. Конституция и экстерьер с/х птицы. Яичная продуктивность и ее связь с физиологическими процессами яйцеобразования. Мясная продуктивность птицы. Характеристика основных кормов для птицы. Основные породы и кроссы кур, породы индеек, уток, гусей. Воспроизводство и структура стада. Отбор и подбор. Бонитировка птицы. Содержание птицы и регулирование микроклимата в интенсивном птицеводстве. Технология производства яиц. Инкубация яиц. Технология производства мяса. Выращивание цыплят – бройлеров. Способы выращивания утят, гусят и индюшат на мясо.

2

1

Самостоятельная работа.

Презентация «Основные породы и кроссы кур, породы индеек, уток, гусей »

2

2

Тема 1.12.

Основы зоогигиены и ветеринарии

Содержание учебного материала:

Понятие о зоогигиене. Санитарно – гигиенические требования к животноводческим помещениям, кормам, почве и воде. Гигиена ухода за животными.

Понятие о ветеринарии. Задачи и комплекс мероприятий по улучшению ветеринарного обслуживания, снижению заболеваемости и падежа животных, улучшению ветеринарно-санитарного состояния животноводческих ферм. Причины и меры предупреждения незаразных болезней. Заразные болезни, их возбудители. Меры предупреждения заноса инфекции в хозяйства. Антропозоонозы. Инвазионные заболевания, встречающиеся у животных и людей.

2

1

Практическая работа №7.

«Анализ основных санитарно – гигиенических требований к содержанию, кормлению и уходу за животными»

2

2

Раздел №2.

Основы пчеловодства.

 

 

20

 

 

Тема №2.1.

Биология пчелиной семьи

 

Содержание учебного материала:

Состав пчелиной семьи. Морфологические особенности пчел. Обмен веществ у пчел. Нектар и мед. Цветочная пыльца и перга. Маточное молочко. Падевый мед. Пищеварительная система. Размножение пчел. Сроки и особенности развития матки, рабочей пчелы и трутня. Нервная система. Разделение функций внутри семьи. Взаимосвязь между отдельными особями пчелиной семьи. Жизнедеятельность пчелиной семьи в течение весенне-летнего сезона. Естественное роение. Формирование зимнего клубка пчел.

 

2

1

Практическая работа №8.

«Определение состава и силы пчелиной семьи»

2

2

Самостоятельная работа.

Презентация «Состав пчелиной семьи»

2

2

 

Тема 2.2.

Содержание пчелиных семей и технология производства продуктов пчеловодства.

 

Содержание учебного материала:

Современные типы ульев. Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование. Правило обращения с пчелами. Весенние работы на пасеке. Методы содержания и ухода за пчелами. Методы, предупреждающие роение. Наращивание силы пчелиных семей к главному медосбору. Перевозка пчел к массивам медоносов. Отбор и откачка меда. Производство сотового меда. Технология получения воска. Производство пыльцы, прополиса, маточного молочка и пчелиного яда. Подготовка пчелиных семей к зимовке и зимовка пчел.

 

2

1

 

Практическая работа №9.

«Определение типа ульев, состояние пчелиных семей после зимовки».

2

2

 

Самостоятельная работа. 

Реферат «Технология производства продукции пчеловодства»

2

2

 

Тема 2.3

Разведение пчел и племенная работа на пасеке.

 

Содержание учебного материала:

Искусственное размножение пчел. Вывод пчелиных маток. Породы пчел. Особенности племенной работы в пчеловодстве. Чистопородное разведение пчел. Племенная работа по оценке пчелиных маток и семей. Создание племенных групп пчелиных семей. Пакетное пчеловодство.

 

2

1

 

Самостоятельная работа. 

Презентация «Основные породы пчел»

2

2

 

Тема 2.4

 

Болезни и вредители

 

 

Содержание учебного материала:

Инфекционные болезни пчел. Аскофероз пчел и меры борьбы с ним. Инвазионные болезни пчел. Нозематоз. Биология размножения клеща и его распространение. Меры борьбы с ним. Незаразные болезни пчел. Отравление пчел. Вредители пчел.

 

2

1

 

Самостоятельная работа.

Презентация «Болезни пчел»

2

2

 

Тема 2.5

 

Кормовая база пчеловодства

 

Содержание учебного материала:

Важнейшие дикорастущие и с/х медоносные растения. Типы медоносов. Определение медоносных ресурсов местности и методика составления кормового баланса пасеки. Мероприятия по улучшению кормовой базы пчеловодства.

 

2

1

Практическая работа № 10.

«Определение основных медоносных и пыльценосных растений, составление медового баланса пчелиных семей и пасеки».

2

2

Самостоятельная работа.

Собеседование «Важнейшие дикорастущие и с/х медоносные растения»

1

2

 

Тема 2.6

 

Опыление энтомофильных

растений.

 

 

Содержание учебного материала:

Значение перекрестного опыления. Приспособленность растений к перекрестному опылению насекомыми. Значение качества пчелиных семей, нектаропродуктивности растений, состояние посевов, технологии возделывания и других факторов для эффективного опыления с/х растений. Нормы использования пчелиных семей для опыления важнейших энтомофильных культур.

2

1

 

Тема 2.7

Организация производства в пчеловодстве.

 

 

 

Содержание учебного материала:

Размеры пчеловодческих хозяйств, ферм и пасек. Организация пасек. Организация и оплата труда. Аренда пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур. Организация производства в фермерских хозяйствах, кооперативах, товариществах и обществах пчеловодов.

 

2

1

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации АВТОРСКОЙ РАБОЧЕЙ программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы животноводства и пчеловодства».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки – задания, комплекты тестовых заданий)

- наглядные пособия (плакаты, макеты и стенды);

- комплекты демонстрационного и лабораторного оборудования;

Технические средства обучения:

- презентации

- мультимедийный проектор с компьютером

- видеофильмы

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1.                 Л-1. Солдатов А.П. учебник Основы животноводства

Дополнительная литература преподавателя

1.                 Л -2. Горшков Г.И. Животноводство. – М.: Колос, 1979

2.                 Л-3. Нормы кормления под ред. Калашникова

3.                 Л-4. Закон РФ «О ветеринарии»

4.                 Л-5. Частная зоотехния. - /Под ред. Л.Ю. Киселева. – М.: Колос, 1998.

5.                 Л-6. Солдатов А. П. , Табакова Л.П. Технология производства молока и говядины. – М.: Агропромиздат, 1995.

6.                 Л-7. Степанов В. И., Максимов Г.В. Технология производства свинины. – М.: Колос, 1998.

7.                 Л-8. Гольцблат А. И. Технология производства продуктов овцеводства и козоводства. – М.: Колос, 1996.

8.                 Л-9. Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

9.                 Л-10. Кривцов Н.И., Лебедев В. И. содержание пчелиных семей с основами селекции. – М.: Колос, 1995.

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

 

 

·               определять основные породы сельскохозяйственных животных и пчел;

 

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

 

·               определять продуктивность, племенную ценность животных разных видов;

 

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

лабораторная работа

·               обеспечивать зоогигиенические условия содержания животных;

 

Лабораторная работа;

работа в группе

Обучающийся должен знать:

 

 

·               основы анатомии, физиологии, разведения, кормления и содержания сельскохозяйственных животных;

 

Лабораторные задания;

выполнение индивидуальных заданий; работа в группе;

 

·               основы технологий производства продукции животноводства и пчеловодства; основы зоогигиены и ветеринарии;

 

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

 

 

 


 

Министерство образования Пензенской области

Министерство образования Пензенской области

РАССМОТРЕНО: на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 23

РАССМОТРЕНО: на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 23

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии…

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии…

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………5 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………5 2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства»

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства»

Тема 1.3. Основы кормления сельскохозяйственных животных

Тема 1.3. Основы кормления сельскохозяйственных животных

Тема 1.6. Технология производства молока и говядины

Тема 1.6. Технология производства молока и говядины

Овечья шерсть разных видов. Морфологический состав шерсти

Овечья шерсть разных видов. Морфологический состав шерсти

Содержание птицы и регулирование микроклимата в интенсивном птицеводстве

Содержание птицы и регулирование микроклимата в интенсивном птицеводстве

Тема 2.2. Содержание пчелиных семей и технология производства продуктов пчеловодства

Тема 2.2. Содержание пчелиных семей и технология производства продуктов пчеловодства

Тема 2.5 Кормовая база пчеловодства

Тема 2.5 Кормовая база пчеловодства

АВТОРСКОЙ РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3

АВТОРСКОЙ РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017