Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами
УТВЕРЖДАЮ:
начальник отделения ОКХ и УЗР
___________А.В. Зарывахин
«____»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Основы животноводства и пчеловодства»
для специальности 35.02.05 «Агрономия»
Пенза, 2016 г.
РАССМОТРЕНО: на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 23.00.00 «Техника и технологи наземного транспорта», специальности 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». Протокол № __ от «____» ________2016г Председатель _____________ С. В. Воронкова |
|
УТВЕРЖДАЮ: заместитель начальника по учебной и воспитательной работе _____________А.Н. Фомин |
Автор _____________С. В. Воронкова
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами
Разработчик: преподаватель Воронкова Светлана Валерьевна.
1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………5
2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………….............6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины……………………………14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………….15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы животноводства и пчеловодства»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» предназначена для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 «Агрономия»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: по специальности в цикле общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины
Студент должен знать:
· принципы обеспечения животноводства высококачественными кормами и технологии заготовки и хранения кормов;
· правила составления рационов для сельскохозяйственных животных;
· кормовую базу пчеловодства;
· роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур;
· основы технологий производства продукции животноводства и
· пчеловодства;
Студент должен уметь:
· различать виды и породы сельскохозяйственных животных, в том числе пчел;
· оценивать экстерьер основных видов животных;
· определять продуктивность сельскохозяйственных животных, в том числе пчел;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часа.
2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
58 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
2 |
практические занятия |
20 |
контрольные работы (итоговое тестирование) |
0 |
экскурсия |
0 |
самостоятельной работы обучающегося |
29 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы животноводства и пчеловодства»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
|
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел №1. Основы животноводства |
|
38 |
|
Тема №1.1.
Основы анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала: Введение. Предмет анатомии и физиологии. Понятие о животном организме. Органы и морфофункциональные системы. Строение и функции нервной системы. Скелет и его функции. Физиология крови. Система органов дыхания. Система органов пищеварения. Система органов размножения. Физиология лактации. Система органов внутренней секреции |
2 |
1 |
Лабораторная работа №1. Ознакомление с анатомическими и физиологическими особенностями сельскохозяйственных животных |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Реферат «Состав молока и молозива» |
2 |
2 |
|
Тема 1.2. Основы разведения сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала: Происхождение, одомашнивание и эволюция сельскохозяйственных животных. Понятие о росте и развитии животных, их учет. Влияние наследственности и внешней среды на рост и развитие животных. Основные виды продуктивности с\х животных и птиц, их учет и оценка. Методы разведения, их сущность и хозяйственное значение. Понятие об отборе и подборе животных и их значение. Производственный, зоотехнический и племенной учет в животноводстве. |
2 |
1 |
Практическая работа №1. Оценка экстерьера с\х животных, заполнение основных форм зоотехнического учета |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Презентация «Породы с\х животных и птиц, их классификация, характеристика и сравнительная экономическая оценка» |
2 |
2 |
|
Тема 1.3. Основы кормления сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала: Значение рациональной организации кормления с\х животных и птиц. Химический состав кормов, переваримость питательных веществ и факторы ее обуславливающие. Питательность кормов. Комплексная оценка питательности кормов. Классификация и краткая характеристика кормов, подготовка к скармливанию. Учет и оценка количества и качества кормов. Хранение кормов. Потребность в питательных веществах животных различных видов в зависимости от возраста, пола, физиологического состояния, продуктивности и хозяйственного использования. Понятие о нормах кормления и рационах. Типовые рационы кормления для отдельных видов с\х животных. Общие принципы составления полноценных рационов и их экономическая эффективность. Технология кормления с\х животных и птиц. |
2 |
1 |
Практическая работа №2. Анализ типовых рационов кормления для определенных видов с/х животных |
2 |
2 |
|
Тема 1.4. Основы кормопроизводства. |
Содержание учебного материала: Основы кормопроизводства. Технология заготовки силоса, сенажа, травяной муки. Создание культурных пастбищ, урожайность. Уход за долголетними культурными пастбищами.
|
2 |
1 |
Тема 1.5.
Классификация пород крупного рогатого скота |
Содержание учебного материала: Значение скотоводства. Биологические и хозяйственные особенности крупного рогатого скота. Особенности кормления крупного рогатого скота. Значение грубых кормов в рационах для коров. Использования заменителей кормового белка. Классификация пород крупного рогатого скота, разводимых в различных регионах страны, и их экономическая эффективность. Молочная и мясная продуктивность, факторы, влияющие на них. Учет и оценка молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота. Половозрастные группы. Структура стада в зависимости от специализации хозяйств. Способы содержания скота, их экономическая оценка и условия применения. |
2 |
1 |
Практическая работа №3. «Определение основных пород КРС». |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Презентация «Основные породы КРС» |
2 |
2 |
|
Тема 1.6. Технология производства молока и говядины |
Содержание учебного материала: Организация пастбищного кормления и содержания скота и их экономическая эффективность. Откорм и нагул скота. Специфика выращивания молодняка молочного и мясного направления продуктивности. Сырье и побочные продукты, получаемые при убое скота. Первичная обработка молока. Сепарирование молока. Значение и задачи племенной работы к качественном улучшении КРС. Организация и проведения бонитировки КРС. Мечение скота.
|
2 |
1 |
Практическая работа № 4. «Анализ отдельных технологических операций по кормлению». |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Реферат «Зоотехнические требования к доильным машинам и установкам. Профилактика мастита у коров» |
2 |
2 |
|
Тема 1. 7. Свиноводство |
Содержание учебного материала: Свиноводство и технология производства свинины. Значение свиноводства. Хозяйственно – биологические особенности свиней. Классификация и основные породы свиней. Особенности племенной работы в свиноводстве. Оценка наследственных качеств хряков и маток методом контрольного выращивания молодняка и контрольного откорма. Системы содержания свиней в летний и зимний периоды. Производственные группы свиней, особенности их содержания и кормления. Новое в кормление свиней. Корма и их подготовка к скармливанию животным. Влияние различных кормов на качество мяса и сала. Организация производства свинины в фермерских хозяйствах. Меры ветеринарной профилактики и защита окружающей среды от загрязнения. |
2 |
2 |
Практическая работа №5. «Определение основных пород свиней».
|
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Реферат «Породы свиней» Презентация «Основные породы свиней»
|
4 |
2 |
|
Тема 1.8. Овцеводство |
Содержание учебного материала: Овцеводство и технология производства шерсти и мяса. Значение, современное состояние и перспективы развития овцеводства. Происхождение овец. Биологические и экстерьерно-конституциональные особенности. Хозяйственная классификация овец. Виды продуктивности овец. Пути повышения качества. Овечья шерсть разных видов. Морфологический состав шерсти. Организация стрижки, выход мытой шерсти. Классификация овчин, каракуля. Показатели и методы оценки мясной продуктивности овец. Организация и техника доения овец. Технология переработки молока овец. Породы овец. Организация случки и окота овец. Выращивания молодняка. Бонитировка, мечение в овцеводстве. Племенная работа в овцеводстве. Первичная обработка, консервирование и хранение овчин.
|
2 |
2 |
Тема 1.9. Козоводство |
Содержание учебного материала: Значение козоводства. Биологические особенности коз. Породы коз, численность и размещение их по регионам страны. Виды продуктивности коз и технология их получения. Особенности разведения, кормления и содержания коз. |
2 |
2 |
Практическая работа №6. «Определение основных пород овец и коз».
|
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Презентация «Породы овец и коз» |
2 |
2 |
|
Тема 1.10. Коневодство |
Содержание учебного материала: Коневодство и технология производства молока и конины. Состояние и значение коневодства, перспективы развития отрасли. Основные направления в коневодстве. Молочная и мясная продуктивность. Спортивное коневодство. Факторы, влияющие на работоспособность лошадей. Основные породы лошадей. Использования лошадей на транспортных и с/х работах. Упряжь, седла, повозки и с/х конный инвентарь. Технология содержания и кормления лошадей. Воспроизводство и техника разведения лошадей. Искусственное осеменение лошадей. Выращивание жеребят и молодняка. Племенное дело в коневодстве. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа. Презентация «Основные направления в коневодстве» |
2 |
2 |
|
Тема 1.11. Птицеводство. |
Содержание учебного материала: Птицеводство и технология производства яиц и мяса. Современное состояние, значение и перспективы развития птицеводства. Конституция и экстерьер с/х птицы. Яичная продуктивность и ее связь с физиологическими процессами яйцеобразования. Мясная продуктивность птицы. Характеристика основных кормов для птицы. Основные породы и кроссы кур, породы индеек, уток, гусей. Воспроизводство и структура стада. Отбор и подбор. Бонитировка птицы. Содержание птицы и регулирование микроклимата в интенсивном птицеводстве. Технология производства яиц. Инкубация яиц. Технология производства мяса. Выращивание цыплят – бройлеров. Способы выращивания утят, гусят и индюшат на мясо. |
2 |
1 |
Самостоятельная работа. Презентация «Основные породы и кроссы кур, породы индеек, уток, гусей » |
2 |
2 |
|
Тема 1.12. Основы зоогигиены и ветеринарии |
Содержание учебного материала: Понятие о зоогигиене. Санитарно – гигиенические требования к животноводческим помещениям, кормам, почве и воде. Гигиена ухода за животными. Понятие о ветеринарии. Задачи и комплекс мероприятий по улучшению ветеринарного обслуживания, снижению заболеваемости и падежа животных, улучшению ветеринарно-санитарного состояния животноводческих ферм. Причины и меры предупреждения незаразных болезней. Заразные болезни, их возбудители. Меры предупреждения заноса инфекции в хозяйства. Антропозоонозы. Инвазионные заболевания, встречающиеся у животных и людей. |
2 |
1 |
Практическая работа №7. «Анализ основных санитарно – гигиенических требований к содержанию, кормлению и уходу за животными» |
2 |
2 |
|
Раздел №2. Основы пчеловодства.
|
|
20 |
|
Тема №2.1. Биология пчелиной семьи
|
Содержание учебного материала: Состав пчелиной семьи. Морфологические особенности пчел. Обмен веществ у пчел. Нектар и мед. Цветочная пыльца и перга. Маточное молочко. Падевый мед. Пищеварительная система. Размножение пчел. Сроки и особенности развития матки, рабочей пчелы и трутня. Нервная система. Разделение функций внутри семьи. Взаимосвязь между отдельными особями пчелиной семьи. Жизнедеятельность пчелиной семьи в течение весенне-летнего сезона. Естественное роение. Формирование зимнего клубка пчел.
|
2 |
1 |
Практическая работа №8. «Определение состава и силы пчелиной семьи» |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Презентация «Состав пчелиной семьи» |
2 |
2 |
|
Тема 2.2. Содержание пчелиных семей и технология производства продуктов пчеловодства. |
Содержание учебного материала: Современные типы ульев. Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование. Правило обращения с пчелами. Весенние работы на пасеке. Методы содержания и ухода за пчелами. Методы, предупреждающие роение. Наращивание силы пчелиных семей к главному медосбору. Перевозка пчел к массивам медоносов. Отбор и откачка меда. Производство сотового меда. Технология получения воска. Производство пыльцы, прополиса, маточного молочка и пчелиного яда. Подготовка пчелиных семей к зимовке и зимовка пчел.
|
2 |
1 |
Практическая работа №9. «Определение типа ульев, состояние пчелиных семей после зимовки». |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Реферат «Технология производства продукции пчеловодства» |
2 |
2 |
|
Тема 2.3 Разведение пчел и племенная работа на пасеке. |
Содержание учебного материала: Искусственное размножение пчел. Вывод пчелиных маток. Породы пчел. Особенности племенной работы в пчеловодстве. Чистопородное разведение пчел. Племенная работа по оценке пчелиных маток и семей. Создание племенных групп пчелиных семей. Пакетное пчеловодство.
|
2 |
1 |
Самостоятельная работа. Презентация «Основные породы пчел» |
2 |
2 |
|
Тема 2.4
Болезни и вредители
|
Содержание учебного материала: Инфекционные болезни пчел. Аскофероз пчел и меры борьбы с ним. Инвазионные болезни пчел. Нозематоз. Биология размножения клеща и его распространение. Меры борьбы с ним. Незаразные болезни пчел. Отравление пчел. Вредители пчел.
|
2 |
1 |
Самостоятельная работа. Презентация «Болезни пчел» |
2 |
2 |
|
Тема 2.5
Кормовая база пчеловодства
|
Содержание учебного материала: Важнейшие дикорастущие и с/х медоносные растения. Типы медоносов. Определение медоносных ресурсов местности и методика составления кормового баланса пасеки. Мероприятия по улучшению кормовой базы пчеловодства.
|
2 |
1 |
Практическая работа № 10. «Определение основных медоносных и пыльценосных растений, составление медового баланса пчелиных семей и пасеки». |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа. Собеседование «Важнейшие дикорастущие и с/х медоносные растения» |
1 |
2 |
|
Тема 2.6
Опыление энтомофильных растений.
|
Содержание учебного материала: Значение перекрестного опыления. Приспособленность растений к перекрестному опылению насекомыми. Значение качества пчелиных семей, нектаропродуктивности растений, состояние посевов, технологии возделывания и других факторов для эффективного опыления с/х растений. Нормы использования пчелиных семей для опыления важнейших энтомофильных культур. |
2 |
1 |
Тема 2.7 Организация производства в пчеловодстве.
|
Содержание учебного материала: Размеры пчеловодческих хозяйств, ферм и пасек. Организация пасек. Организация и оплата труда. Аренда пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур. Организация производства в фермерских хозяйствах, кооперативах, товариществах и обществах пчеловодов.
|
2 |
1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы животноводства и пчеловодства».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки – задания, комплекты тестовых заданий)
- наглядные пособия (плакаты, макеты и стенды);
- комплекты демонстрационного и лабораторного оборудования;
Технические средства обучения:
- презентации
- мультимедийный проектор с компьютером
- видеофильмы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Л-1. Солдатов А.П. учебник Основы животноводства
Дополнительная литература преподавателя
1. Л -2. Горшков Г.И. Животноводство. – М.: Колос, 1979
2. Л-3. Нормы кормления под ред. Калашникова
3. Л-4. Закон РФ «О ветеринарии»
4. Л-5. Частная зоотехния. - /Под ред. Л.Ю. Киселева. – М.: Колос, 1998.
5. Л-6. Солдатов А. П. , Табакова Л.П. Технология производства молока и говядины. – М.: Агропромиздат, 1995.
6. Л-7. Степанов В. И., Максимов Г.В. Технология производства свинины. – М.: Колос, 1998.
7. Л-8. Гольцблат А. И. Технология производства продуктов овцеводства и козоводства. – М.: Колос, 1996.
8. Л-9. Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.
9. Л-10. Кривцов Н.И., Лебедев В. И. содержание пчелиных семей с основами селекции. – М.: Колос, 1995.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь:
|
|
· определять основные породы сельскохозяйственных животных и пчел;
|
индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
|
· определять продуктивность, племенную ценность животных разных видов;
|
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; лабораторная работа |
· обеспечивать зоогигиенические условия содержания животных;
|
Лабораторная работа; работа в группе |
Обучающийся должен знать:
|
|
· основы анатомии, физиологии, разведения, кормления и содержания сельскохозяйственных животных;
|
Лабораторные задания; выполнение индивидуальных заданий; работа в группе;
|
· основы технологий производства продукции животноводства и пчеловодства; основы зоогигиены и ветеринарии;
|
индивидуальный опрос; фронтальный опрос;
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.