Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
1 кл
25.05.2017
Программа по предмету "Окружающий социальный мир". Представлена программа для первого года обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В программу входит материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (раздел(тема уроков), часы, даты, словарь, оборудование), "Пополняемый словарь", Список использованной литературы.
8рабочсоциаль2016-17.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Псковской области
«Центр специального образования №3»
1
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
УТВЕРЖДАЮ
Директор
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Г.В.Сиряченко
«___»_________2016
__________ФИО
протокол №___
от «___»______2016г.
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического
совета
протокол №___
от «__»___20__г.
_______Т.В.Самарина
приказ №____
от «___»______2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Предмет: Окружающий социальный мир
Учебный год: 2016 2017
Класс: 1 «С»д и 1 «С» класскомплект
Количество часов
в год: 31
Количество часов
в неделю: 1
Учитель: Дьяченко Н.В. 2
г. Великие Луки
2016 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе
следующих нормативно правовых документов:
I. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.271);
II. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273ФЗ
III. ФГОС ОВЗ О у/о. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 2
Приказ 1599/ 19.12.2014
IV. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ140477 «О
внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
V. Срок реализации программы: 1 учебный год.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными
объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять
их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между
ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится
соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами)
и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных
ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть
внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у
ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном
транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по
программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений,
умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и
др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и 3
дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и
т.д.
Для реализации программы материальнотехническое обеспечение предмета включает:
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с
изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме
того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы,
способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
Также используются технические и транспортные средства, оборудование для
иллюстрации социальных явлений: компьютер и другое мультимедийное оборудование.
Оборудованное транспортное средство позволяет детям (в частности, не передвигающимся
самостоятельно) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и
в организациях, предоставляющих услуги населению.
Программа представлена следующими разделами: «Предметы быта», «Школа»,
Цель программы: формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения),
Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
II. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы включают:
Представления о мире, созданном руками человека
Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
Содержание курса.
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение
работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории.
Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на 4
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей:
школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Знание
назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван,
шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,
кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание
(различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
нож для открывания банок). Знание назначение кухонного инвентаря.
№
п/п
Раздел,
тема урока
14 Школа
Класс
П
4
IV. Тематическое планирование.
Часы
Дата
Словарь
Оборудование,
Ф
Ф
П
1 четверть
7.09
14.09
21.09
28.09
виды деятельности
Фотографии, имена
детей; доска, стол,
дневник, карандаши,
краски, кисточки,
пластилин, альбом,
ножницы, клей,
стаканчик, шило,
коврик; картинки
узнавание (различение)
зон класса;
знание назначения зон
класса;
оформление
индивидуальных
шкафчиков
(наклеивание фото,
имен);
узнавание
класс, место для
отдыха, место
для игры, место
для одевания,
место для
занятий, место,
где хранятся
игрушки;
школьные
принадлежности
, доска, стол,
дневник,
карандаши,
краски,
кисточки,
пластилин,
альбом,
ножницы, клей,
стаканчик, шило, коврик
школьный
двор, игровая
площадка,
забор
5 Школьная
территория
1
5.10
6
Коридор, туалет
1
12.10
вешалка,
туалет
7
Актовый зал
1
19.10
зал, музыка
5
(различение)
школьных
принадлежностей;
определение мест
хранения школьных
принадлежностей и
обозначение их
картинками;
рисование
карандашом
узнавание
(различение)
участков школьной
территории;
знание назначения
участков школьной
территории;
знание
(соблюдение)
правил поведения
на
территории
школы; занятие на
улице; подвижная
игра «Пятнашки»
на улице
Фотографии, имена
детей;
узнавание
(различение)
помещений школы,
знание назначения
помещений школы;
маркировка вешалки
(прикрепление фото,
имен детей)
музыкальные
инструменты
музыкальный центр
экскурсия в актовый
зал; выполнение
движений под
музыку (песенки 8
Спортивный зал
1
26.10
спортивный
зал,
физкультура
9
Лестница
1
9.11
2 четверть
10 Медицинский
1
16.11
кабинет
лестница
перила
ступеньки
медицинский
кабинет,
медсестра
6
Е.Железновой),
знакомство с
музыкальными
инструментами,
выбор инструмента
по желанию, игра с
помощью взрослого
под музыку.
батут, мячи, кегли,
тоннель
экскурсия в
спортивный зал;
подвижные игры
(игра с мячом,
прыжки на батуте,
лазание по тоннелю,
игры «Пятнашки»,
«Выше ноги от
земли»)
пиктограммы
узнавание
помещения лестница,
знание назначения
помещения лифта;
знание (соблюдение)
правил поведения на
лестнице
картинки,
видеопрезентации,
экскурсия в
медицинский
кабинет, просмотр
презентации;
узнавание
(различение)
помещений школы,
знакомство с
назначением
медицинского
кабинета; 11
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежносте
й.
1
23.11
школьные
принадлежнос
ти
12
15
Предметы быта
4
Электробытовые
приборы.
30.11
7.12
14.12
21.12
холодильник,
телевизор,
стиральная
машина,
электрически
й чайник,
утюг
3 четверть
7
знакомство и беседа
с медицинским
работником
пиктограммы,
картинки, школьная
доска, парта, мел,
ранец, учебник,
тетрадь, дневник,
карандаш, точилка,
резинка, фломастер,
пенал, ручка,
линейка, краски,
пластилин, альбом
для рисования.
узнавание и
различение бытовой
техники по внешнему
виду, на
изображениях,
знакомство с ее
назначением,
правилами
безопасности при
обращении с
электробытовыми
приборами;
графические работы
(закрашивание
внутри контура
рисунков бытовой
техники)
стиральная машина,
холодильник,
телевизор,
электрический
чайник, утюг,
картинки,
презентации 8
пиктограммы,
картинки, школьная
доска, парта, мел,
ранец, учебник,
тетрадь, дневник,
карандаш, точилка,
резинка, фломастер,
пенал, ручка,
линейка, краски,
пластилин, альбом
для рисования.
презентации
пиктограммы,
картинки, утюг,
лампа, вентилятор,
обогреватель,
микроволновая печь,
тостер, блендер, фен,
презентации
пиктограммы,
картинки, стол, стул,
диван, шкаф, полка,
кресло, кровать,
табурет, комод,
презентации
пиктограммы,
картинки, стол, стул,
диван, шкаф, полка,
кресло, кровать,
табурет, комод,
презентации
умение пользоваться
школьными
принадлежностями,
карандаш, точилка,
резинка, фломастер,
пенал, ручка, линейка,
краски, пластилин,
альбом
утюг, лампа,
вентилятор,
обогреватель,
микроволнова
я печь, тостер,
блендер, фен
стол, стул,
диван, шкаф,
полка, кресло,
кровать,
табурет,
комод
стол, стул,
диван, шкаф,
полка, кресло,
кровать,
табурет,
комод
рисуй
пиши
клей
черти31
8.02
15.02
1.03
15.03
22.03
4 четверть
5.04
12.04
19.04
26.04
3.05
10.05
17.05
24.05
30
31
Знание
(соблюдение)
школьный
день, время
фото, картинки,
пиктограммы).
Формируемые
3
16
18
Школа
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежносте
й.
18.01
25.01
1.02
школьные
принадлежнос
ти
19
21
22
23
24
26
27
29
Предметы быта
3
Электробытовые
приборы.
2
Узнавание
(различение)
предметов
мебели
Предметы быта
3
Узнавание
(различение)
предметов
мебели
Школа
Знание
назначения
школьных
принадлежносте
й.
3
2 распорядка
школьного дня.
9
занятий,
время отдыха
(перемена),
время для еды
понятия: занятие
(урок), пауза
(перемена), завтрак,
прогулка, обед,
время для отдыха
VI. Список литературы
1. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического
развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред.
Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.—
СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4е издание. М.:
Просвещение, 2006. 192 с.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. –
М.: Дрофа, 20072008.
5. Учебные программы для центров коррекционноразвивающего обучения и
реабилитации. Минск, 2014.
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.