Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
география
8 кл
27.03.2017
Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс
Рабочая программа по географии 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по географии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования") с учетом программы под редакцией И. В. Душиной.
география 8.docx
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ­ Карасульская средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область  03­02 СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 31.08.2016  СОГЛАСОВАНО Методист ______________З.А. Изулина 31.08. 2016г.  УТВЕРЖДАЮ Заведующая   Карасульской   СОШ ____________ Т.В. Гинтер 31.08. 2016г. Приказ №___ Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс на 2016­2017 учебный год Составитель: учитель Юрова Светлана Николаевна 1 п.Октябрьский 2016 Пояснительная записка          Рабочая программа  по географии 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных   образовательных стандартов основного общего образования по   географии   (Приказ   Министерства   образования   РФ   от   5   марта   2004   г.   N1089   "Об утверждении   федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования") с учетом программы под редакцией И. В. Душиной.                      Общая характеристика  учебного предмета:                Курс   «География»     в   8   классе   уделяет   особое   внимание     изучению   физико­ географических   процессов,   протекающих   в   географической   оболочке,   а   также   процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса. Содержание данной программы в   полной   мере   отражает   комплексный   подход   к   изучению   природы   России   в   целом   и   её пространственной   дифференциации   в   условиях   разных   территорий.   В   основу   содержания учебного   предмета   положено   изучение   географической   среды   для   жизни   и   деятельности человека   и   общества.   Содержание   курса   формирует   у   школьников   знания   основ географического   пространства   на   местном,   региональном   и   глобальном   уровнях,   а   также умение правильно ориентироваться в пространстве.  Место предмета в учебном курсе                  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения географии на ступени основного общего   образования.   Согласно   учебному   плану   филиала   МАОУ   Тоболовская   СОШ   ­ Карасульская СОШ  в 2016­2017 учебном году на изучение географии  в 8 классе отводится 2ч в неделю (68 часов за год), из них 10% на региональный компонент. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний  об основных географических  понятиях,  закономерностях  развития, размещения   и   взаимосвязи   природы,   населения   и   хозяйства   разных   территорий; формирования  географических  регионов  в  соответствии  с природными  и  социально­ экономическими   факторами;   о   своей   Родине   –   России   во   всем   ее   разнообразии   и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании; овладение умениями  ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного   общения   –   географическую   карту,   статистические   материалы, современные   геоинформационные   технологии   для   поиска,   интерпретации   и демонстрации   различных   географических   данных;   применять   географические   знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов; развитие  познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей в процессе   географических   наблюдений, задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии ; воспитание  позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; формирование способности и готовности  к использованию географических знаний и умений   в   повседневной   жизни   для:   сохранения   окружающей   среды,   способности   и готовности   личности   к   социально­ответственному   поведению   в   ней;   адаптации   к   решения   географических       2 условиям   проживания   на   определенной   территории;   самостоятельного   оценивания уровня   безопасности   окружающей   среды   как   сферы   жизнедеятельности,   решения практических задач.           Задачи курса:  Овладение системой комплексных географических знаний о своей стране;   Формирование знаний об географических особенностях природы разных территорий, о России во всем ее географическом многообразии и целостности; Формирование знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.  Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе процессам и явлениям; Развитие географического мышления для ориентации в проблемах современного мира и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.  Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Учебно­методический   комплект   утвержден   приказом   заведующей   филиалом   МАОУ Тоболовская СОШ ­ Карасульской СОШ от 31 мая 2016 №22/2: 1.  Программа   по   географии   6­10   (базовый   уровень).   Под   редакцией   И.   В.   Душиной.­ М.Дрофа,2006. 2. Э.М.Раковская. География. Природа России.8 класс М., «Просвещение», 2010 г. 3.  Атлас. География России. Природа. 8 класс комплектом контурных карт, М. 2011. 4.   Н.А.Никитина.  География.   Природа   России.8   класс.   Поурочные   планы.   М., «Просвещение», 2006 г.   Учебно­тематический план   № п/п 1 2 3 Наименование темы Всего часов Практические работы Контрольные работы географической   Источники информации. География России. Природопользование и геоэкология. Итого 1 61 6 68 11 1 12 4 1 5 Содержание тем учебного курса            ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ­ 1 час География как наука.  Источники  получения  знаний  о  природе  Земли,  населении  и хозяйстве.  Методы   получения,   обработки,   передачи   и   представления   географической информации. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ­ 61 час Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и   сухопутные   границы,   воздушное   пространство,   недра,   континентальный   шельф   и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Современное   административно­территориальное   и   политико­административное   деление страны.  Природа   России.  Природные   условия   и   ресурсы.   Природный   и   экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм 3 рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных   групп   полезных   ископаемых.   Типы   климатов,   факторы   их   формирования, климатические   пояса.   Способы   адаптации   человека   к   разнообразным   климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота   на   территории   страны.   Внутренние   воды   и   водные   ресурсы,   особенности   их размещения по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Природно­хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы,   размещение   основных   типов   почв.   Меры   по   сохранению   плодородия   почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории. Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Природно­хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных   регионов   –   Север   и   Северо­Запад,   Центральная   Россия,   Поволжье,   Юг Европейской   части   страны,   Урал,   Сибирь   и   Дальний   Восток.   Географическое   положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Региональный компонент.  Географическое положение Тюменской области. Карское море. Часовой пояс Тюменской области. Особенности рельефа Тюменской области. Освоение Сибири. Полезные ископаемые Тюменской области. Внутренние воды Тюменской области. Типы климата Тюменской области. Особенности климата Тюменской области. Озера и болота Тюменской области. Водные ресурсы Тюменской области. Почвы Тюменской области. Лесные зоны  Тюменской области. Природные зоны  Тюменской области. ПТК Тюменской области. Особенности Тюменской области. Природные ресурсы Тюменской области. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ ­ 6 часов Взаимодействие   человечества   и   природы   в   прошлом   и   настоящем.   Основные   типы природопользования. Экологические загрязнения и его источники. Экологические проблемы сельской местности. Применение географических знаний для понимания геоэкологических проблем. Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде. Изучение мер защиты от стихийных природных явлений. Региональный компонент. Экологические проблемы Тюменской области.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения географии ученик 8 класса  должен знать основные   географические   понятия   и   термины;   различия   плана,   глобуса   и географических   карт   по   содержанию,   масштабу,   способам   картографического изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия; географические   следствия   движений   Земли,   географические   явления   и   процессы   в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; специфику   географического   положения   и   административно­территориальное устройство   Российской   Федерации;   особенности   ее   природы,   населения,   основных отраслей хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов; природные   и   антропогенные   причины   возникновения   экологических   проблем   на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;   4          уметь определять   на   местности,   плане   и   карте   расстояния,   направления,   высоты   точек; географические координаты и местоположение географических объектов; выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических   объектов   и   явлений,   разных   территорий   Земли,   их   обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения;  приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным   условиям   проживания   в   городе   и   сельской   местности,   формирования культурно­бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания составлять краткую географическую характеристику разных территорий; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: определять   географические   координаты,   направления   и   измерять   расстояния   на местности,   глобусе,   плане   и   географической   карте;   проводить   глазомерную   съемку участка местности; ориентироваться на местности; определять поясное время; читать карты различного содержания; учитывать   фенологические   изменения   в   природе   своей   местности;   проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями   в   результате   природных   и   антропогенных   воздействий;   оценивать   их последствия;  пользоваться   приборами   и   инструментами   (барометром,   термометром,   гигрометром, флюгером)   для   наблюдения   за   погодой,   состоянием   воздуха,   воды   и   почвы   в   своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов   своей   местности   –   температуры,   влажности,   давления,   преобладающих направлений и силы ветра; решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения. Список  дополнительной литературы 1. Н.Н.Петрова, Д.В. Новенко Настольная книга учителя географии .6­11 классы. М.        2. « Эксмо»,2008 3. В.Б. Пятунин   Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы, М., ”Дрофа”, 2001.  4. Н.С.Румынина, Н.С Сапроненкова Практические работы по географии: 6 ­10 классы М. « Школа­Пресс", 2001. 5. Ю.П. Пармузин Живая география. – М.: Просвещение. 1993. Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp   ­   Виртуальный   кабинет «География». 2. 4.www.wikipedia.oгg ­ Википедия, свободная энциклопедия  Электронные издания: 1. CD­диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки  Географии 11 класс. 2. География 9­10 классы. В помощь учащимся. Электронное пособие. 5 График контрольных работ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Номер урока Дата Тема 16 23 31 38 67 Рельеф и полезные ископаемые России. Климат России. Внутренние воды и почвы России. Растительный и животный мир. Природное районирование  России. Природные зоны и комплексы России. График практических работ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Номер урока Дата Тема 4 10 13 17 19 20 22 24 29 37 50 63 Определение поясного времени для   пунктов России. Сопоставление тектонической и физической карт и    объяснение выявленных закономерностей. Определение   магматических и осадочных полезных  ископаемых.  Определение по картам солнечной радиации.  Определение по синоптической карте особенностей погоды.  Выявление закономерностей распределения средних  температур января и июля, годового количества осадков.  Определение коэффициента увлажнения. Определение  особенностей питания, режима, годового стока,  уклона и падения рек. Определение условий  для  основных типов почв. Выявление  зависимостей между природными компонентами и   ресурсами на примере одной из зон. Выявление природных ресурсов и условий их освоения. Составление характеристики одного из видов природных  ресурсов. 6 7 Календарно­тематическое планирование № Дата Тема урока стандарты По плану кор рек ция География   как   наука. Вводный   инструктаж   по технике безопасности.  предмет   изучения   географии,   основные   географические Знать:   понятия и термины. Уметь: выделять и описывать основные объекты природы, населения и хозяйства. Особенности географического положения России. Моря, территорию России.   омывающие Практическая   работа №1 Определение   поясного времени   для       пунктов России. Обобщающий   урок   по теме «Особенности географического положения России». История   освоения   и изучения   территории   выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать:   специфику географического положения и административно­ территориальное устройство Российской Федерации. Уметь:  географических объектов и явлений. РК. Географическое положение Тюменской области. Знать:   своеобразие природы, особенности рельефа дна, богатство океана его использование. Уметь:  составлять краткую географическую характеристику разных территорий. РК. Карское море. Знать: часовые пояса России. Уметь:  определять   местное,   поясное   время   и   их   роль   в   жизни   и хозяйстве людей. РК. Часовой пояс Тюменской области. Знать: основные географические понятия и термины.  Уметь:  географических объектов и явлений. выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать: выдающиеся географические открытия и путешествия. 1 2 3 4 5 6 код ифи като р 1 7.1 Основные понятия География. Физическая география. Экономическая география. Границы Крайние точки Площадь России. 7.1.1 Моря  Проливы. Заливы. Ресурсы море 7.1.2 Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Линия перемены дат. Русский Север Великий Новгород 8 России.   выделять   и   описывать   существенные   признаки Уметь:  географических объектов и явлений. РК. Освоение Сибири. Каменный пояс. Уссурийский край. Якутский острог. Тобольск. Русское государство. Исследование   России   в XVIII ­ XIX вв.   территории Изучение России в советские годы. Особенности   рельефа России. Практическая   работа №2. Сопоставление тектонической и физической   карт   и объяснение   выявленных закономерностей. Геологическое летоисчисление.   Горы   областей.   складчатых Знать: результаты географических открытий. Уметь:  находить и анализировать информацию. Знать: выдающиеся географические открытия и путешествия. Уметь: выделять и описывать полученную информацию. Знать:  основные   формы  рельефа   и  их  связь  со   строением  земной коры. Уметь: называть и показывать формы рельефа на карте. РК. Особенности рельефа Тюменской области. Знать:  географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах. Уметь:   определять   на   карте     местоположение   географических объектов  и устанавливать зависимость рельефа от строения земной коры. РК. Геологические особенности Тюменской области.   эпохи  основные   эры,   тектонические   структуры, Знать: складчатостей. Уметь:  находить  и   объяснять   эти  понятия   на  геохронологической таблице и тектонической карте. Знать:  основные   формы  рельефа   и  их  связь  со   строением  земной коры.   Уметь:  определять   на   карте     местоположение   географических объектов  и устанавливать зависимость рельефа от строения земной коры. 7.2.1 Рельеф,   равнины,   литосферные   платформы, горы, плиты, складчатые пояса. 7.2.1 Литосферные плиты. Платформы. Складчатые пояса. 7.2.1 Геологическое летоисчисление. Эра. Период.               7.2.1 Платформа. Щит. Подвижные складчатые пояса. Практическая   работа Знать:  магматические и осадочные полезные ископаемые, основные 7.2.1 Магматические   и 9 7 8 9 10 11 12 13 №3. магматических осадочных   ископаемых.  Определение и полезных   бассейны и месторождения.  определять   и   объяснять   закономерности   размещения Уметь: магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте. РК. Полезные ископаемые Тюменской области. 14 15 16 17 18 19 Развитие форм рельефа.   Знать: географические следствия движений Земли. Внешние формирующие рельеф. процессы,   Контрольная   работа №1  «Рельеф  и   полезные ископаемые России». Практическая   работа  Определение   по №4. картам солнечной радиации.   Атмосферные фронты.   Практическая   работа №5.  Определение   по синоптической   карте особенностей погоды. Уметь:  объяснять и описывать существенные признаки вулканов и землетрясений. Знать: географические следствия движений Земли. Уметь:  объяснять   взаимодействие   внутренних   и   внешних   сил   в формировании рельефа. выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать: основные географические понятия и термины. Уметь:  географических объектов и явлений Знать: факторы, определяющие особенности климата России. Уметь:  определять   закономерности   распределения   солнечной радиации на территории России.  РК. Особенности климата Тюменской области.  характеристику   циклонов,   антициклонов,   атмосферных Знать: фронтов. Уметь:  объяснять   причины   образования   циклонов,   антициклонов, атмосферных фронтов. Знать:  закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Уметь:  объяснять закономерности распределения тепла и влаги по территории России, анализировать климатические карты. осадочные   полезные ископаемые 7.2.1 Рельефообразующие процессы. Землетрясения. Вулканы. 7.2.1 Сели,   оползни, древнее и современное оледенение,   обвалы, осыпи. 7.2.2 Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Циркуляция воздушных масс 7.2.2 Атмосферные фронты. Циклоны. Антициклоны. 7.2.2 Солнечная радиация. Коэффициент увлажнения. Испаряемость. испарение 10 20 22 21 23 24 25 Практическая   работа №6.  Выявление закономерностей распределения   средних температур   января   и июля, годового количества осадков.   Климат и жизнь.   Практическая   работа №7.  Определение коэффициента увлажнения. Контрольная   работа №2 «Климат России». Практическая   работа №8.  Определение особенностей   питания, режима,   годового   стока, уклона и падения рек. Озера и болота.   Знать: характеристику типов климатов. Уметь: составлять прогноз погоды. РК. Типы климата Тюменской области.  понятие   «комфортность»   и   Знать: климатических условий. Уметь:  приводить   примеры   адаптации   человека   к   условиям окружающей среды.   «дискомфортность» Знать:  закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Уметь: определять коэффициент увлажнения для различных пунктов. Знать: основные географические понятия и термины.  Уметь:  географических объектов и явлений. Знать: разнообразие внутренних вод, части реки и речной системы. Уметь:  приводить   примеры   использования   и   охраны   природных ресурсов. РК. Внутренние воды Тюменской области. выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать: разнообразие внутренних вод. Уметь:  приводить   примеры   использования   и   охраны   природных ресурсов. РК. Озера и болота Тюменской области. 7.2.2 Климатическая   область, типы климата: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный 7.2.2 Агроклиматические условия, суховеи, ураганы, гололед.   засухи, град,   заморозки,   7.2.2 Коэффициент увлажнения. 7.2.3 Режим реки. Падение. Годовой сток. Уклон. Половодье. Паводок. Межень. Наводнения.   7.2.3 Озера, болота, воды, подземные ледники,   многолетняя мерзлота   11 26 27 28 29 30 31 32 33 §24   выучит ь особен ности §18-24 выучит ь особен ности Водные ресурсы.   Обобщающий   урок   по теме «Внутренние воды». Образование   почв   и   их разнообразие. Практическая   работа №9.  Определение условий    для   основных типов почв. Почвенные России. ресурсы   выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать: меры по сохранению природы.  Уметь: приводить примеры использования и охраны вод.  РК. Водные ресурсы Тюменской области. Знать: основные географические понятия и термины.  Уметь:  географических объектов и явлений. Знать: основные свойства почв, факторы почвообразования. Уметь: объяснять существенные свойства почв. Знать:  главные типы почв, географическую зональность. Уметь:  определять   условия   почвообразования   для   главных   типов почв. РК. Почвы Тюменской области. Знать:  роль почвы в хозяйстве страны. Уметь:  приводить   примеры   использования   и   охраны   природных ресурсов. 7.2.3 Водные ресурсы. 7.2.4 Почва,   почвенный профиль и горизонт. 7.2.4 Типы почв. Широтная зональность. 7.2.4 Почвенные   ресурсы, мелиорация, орошение, эрозия. Контрольная   работа №3  «Внутренние воды и почвы России». Знать: основные географические понятия и термины.  Уметь:  географических объектов и явлений выделять   и   описывать   существенные   признаки Растительный мир нашей страны. Животный мир и охрана органического мира. Знать: видовое разнообразие растительного мира страны и  факторы его определяющие. Уметь:  приводить   примеры     использования   и   охраны   природных ресурсов. Знать: видовое разнообразие животного мира страны и  факторы его определяющие. Уметь:  приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных 7.2.6 Типы   растительного мира. 7.2.6 Животный мир. 12 34 35 36 37 38 39 40   урок и Обобщающий «Растительный животный мир России». Природные зоны России. ПТК России.   Лесные зоны России.   Практическая   работа  Выявление №10. зависимостей   между природными компонентами и ресурсами   на   примере одной из зон. Контрольная   работа  «Растительный   и №4 животный мир. Природное районирование России». Природно­хозяйственное районирование России.   ПТК   –   результат развития географической оболочки. выделять   и   описывать   существенные   признаки  выделять   и   описывать   существенные   признаки выделять   и   описывать   существенные   признаки ресурсов. Знать: основные географические понятия и термины. Уметь:  географических объектов и явлений. Знать: географическую зональность и поясность. Уметь: географических объектов и явлений. РК. Природные зоны Тюменской области. Знать: лесные зоны России, их особенности. Уметь:  географических объектов и явлений. РК. Лесные зоны Тюменской области. Знать: природных зон и их использование. Уметь:  географических объектов и явлений.  характеристику   природных   зон,   природные   ресурсы выделять   и   описывать   существенные   признаки 7.2.6 Компоненты природы. 7.2.6 Зона тайги,   смешанных и широколистных лесов, лесостепная зона.   7.2.6 Зона степей. Полупустыни пустыни. Высотная поясность.   и Знать: основные географические понятия и термины. Уметь:  географических объектов и явлений. выделять   и   описывать   существенные   признаки Знать: специфику природно­хозяйственных зон и районов. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую   для   изучения   географических   объектов   и   явлений, разных территорий Земли. Знать: специфику природно­хозяйственных зон и районов. Уметь:  объяснять   разнообразие   природных   и   антропогенных комплексов. 7.5 7.5 Районирование России. 13 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Природное районирование.   Русская равнина. Природные   комплексы Русской равнины. Природные Русской равнины.   ресурсы Кавказ. Природные   комплексы Кавказа. Урал. РК. ПТК Тюменской области. Знать: закономерности возникновения природных районов.   Уметь:  объяснять   разнообразие   природных   и   антропогенных комплексов. Знать:  разнообразие   природы   Русской   (Восточно­Европейской) равнины. Уметь: объяснять  взаимосвязи компонентов природы. Знать: природные комплексы Русской равнины. Уметь:  характеризовать   природу   Русской   равнины,   природные комплексы. Знать:  характеристику   природных   ресурсов   и     хозяйственное   их освоение. Уметь: природных ресурсов. Знать: природу Кавказа, своеобразие региона.   Уметь:   описывать   географическое   положение   и   природные комплексы Кавказа. Знать: специфику  природных комплексов Кавказа. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов.  Знать:  своеобразие   природы   Урала,   особенности   географического положения, рельефа и климата. Уметь: объяснять особенности природы Урала.  объяснять   комплексную   программу   использования Природные   комплексы Урала. Своеобразие   природы Урала.                        Знать: специфику  природных комплексов Урала. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов. Знать:  природную   уникальность,   современные   экологические проблемы Урала. 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 Русская равнина. Возвышенности. Низменности Природный комплекс. Природная зона. Памятники природы. Природные ресурсы. Природный комплекс. Природная зона. Памятники природы. Природные ресурсы. Полезные ископаемые. Полярный Приполярный Урал. Предуралье. Зауралье. Средний   и   Южный Урал. Природные ресурсы. Полезные ископаемые. Заповедник. Полезные ископаемые. 14 50 51 52 53 54 55 56 57 Практическая   работа №11.  Выявление природных   ресурсов   и условий их освоения. Природные Западной Сибири.   ресурсы Проблемы   Западной Сибири. освоения Средняя   и   Северо­ Восточная Сибирь. Природные   комплексы Средней   и   Северо­ Восточной Сибири. Проблемы   освоения Средней   и   Северо­ Восточной Сибири. Горы Южной Сибири. Жемчужина   Сибири   – Байкал.  прогнозировать   изменение   природы   под   влиянием Уметь: находить пути решения проблем. Знать:  географическое   положение   района   и   его   влияние   на формирование природных условий территории Западной Сибири. Уметь:  работать   с   различными   источниками   географической информации. РК. Особенности Тюменской области. Знать: природные ресурсы Западной Сибири и меры по их охране и восстановлению. Уметь: деятельности человека. РК. Природные ресурсы Тюменской области.   Знать:  природную   уникальность,   современные   экологические проблемы Западной Сибири. Уметь: находить пути решения проблем. РК. Освоение Сибири. Знать:  особенности   географического   положения   как   фактора, определяющего природные черты региона. Уметь:  устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми. Знать: специфику  природных комплексов района. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов. Знать:  природную   уникальность,   современные   экологические проблемы. Уметь: находить пути решения проблем. Знать: природу, своеобразие региона.   Уметь:   описывать   географическое   положение   и   природные комплексы. Знать: природных ресурсов. Уметь: объяснять особенности природы Байкала.  специфические   черты   природы,   наличие   уникальных 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 7.5 Равнина. Оледенение. Климат. Урманы. Гривы. Колки. Полезные ископаемые Природные ресурсы. Полезные ископаемые. Горы. Равнины. Низменности. Природные ресурсы. Полезные ископаемые. Горы. Равнины. Плоскогорья. Эндемики. Баргузин Сарма. 15 58 59 60 61 62 63 64 65 Проблемы Байкала. Дальний Восток. Природные   комплексы Дальнего Востока. Природные Дальнего Востока.   ресурсы Взаимодействие человечества с природой. Практическая   работа №12.  Составление характеристики   одного из   видов   природных ресурсов. Стихийные   природные условия. Знать:  природную   уникальность,   современные   экологические проблемы Байкала. Уметь: находить пути решения проблем. Знать:  особенности   географического   положения   как   фактора, определяющего природные черты региона. Уметь: объяснять особенности природы Дальнего Востока. Знать:  размещение природных комплексов, своеобразие природных условий. Уметь: объяснять своеобразие природы. Знать:  природные ресурсы  Дальнего Востока и мероприятия по их охране. Уметь: оценивать природно­ресурсный потенциал территории. Знать: географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека. Уметь:  приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям. Знать:  природные   и   антропогенные   причины   возникновения экологических   проблем   на   локальном,   региональном   и   глобальном уровнях, основные аспекты влияния человека на природу. Знать:  меры   по   сохранению   природы   и   защите   от   стихийных природных явлений, прогнозировать влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. РК. Экологические проблемы Тюменской области. Знать:  меры   по   сохранению   природы   и   защите   от   стихийных природных явлений. Уметь:  приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе   и   сельской   местности,   формирования   культурно­бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания. 7.5 Природные ресурсы. Полезные ископаемые. 7.5 Дальний Восток. Вулканы. Гейзеры. Природные ресурсы. Полезные ископаемые. Благоприятные условия. Экстремальные условия. 7.5 7.5 5.1 5.1 5.1 Стихийные природные условия. Изучение мер защиты от Знать:  меры   по   сохранению   природы   и   защите   от   стихийных 16 стихийных явлений.   Правила поведения человека   в   окружающей среде. Контрольная   работа №5 «Природные   зоны   и комплексы России». Работа над ошибками.  природных явлений. Уметь:  приводить   примеры:   адаптации   человека   к   природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно­бытовых   особенностей   народов   под   влиянием   среды   их обитания. Знать:  основные правила и законы об охране природы. Уметь:  прогнозировать   влияние   природных   условий   на   жизнь   и здоровье человека. Знать: основные географические понятия и термины. Уметь:  географических объектов и явлений. выделять   и   описывать   существенные   признаки 5.1 5.1 Знать: основные географические понятия и термины. Уметь:  географических объектов и явлений. выделять   и   описывать   существенные   признаки 66 67 68 17 Контрольная работа №1 «Рельеф и полезные ископаемые России». Вариант №1 I. Выполните тест: 1. В России преобладает рельеф: а) горный;             б) равнинный. 2. Наиболее возвышенной частью России является: а) западная (европейская)         б) восточная (азиатская). 3. В основании Западно­Сибирской равнины находится: а) древняя платформа                б) плита молодой платформы; в) область мезозойской складчатости. 4. Алтай выше, чем Урал, из­за того, что:  а) позднее образовался;          б) сложен более плотными породами в) в кайнозое испытывал дополнительные поднятия 5. Большее разнообразие полезных ископаемых наблюдается на: а) платформах;                            б) в складчатых областях. 6. На платформах встречаются полезные ископаемые: а) осадочного происхождения;    б) осадочного и магматического происхождения; в) осадочного, магматического и вулканического происхождения. 7. Большая часть запасов железных руд в России сосредоточена: а) в европейской части;              б) в азиатской части. 8. Действующими вулканами России являются: а) Ключевая Сопка;          б) Ключевая Сопка и Кроноцкая Сопка; в) Ключевая Сопка, Кроноцкая Сопка, Безымянный. 9. Установите соответствие:  Вид полезного ископаемого а) Каменный уголь б) Нефть в) Газ г) Железные руды Медные руды д ) 10. Установите соответствие:  Внешние силы, изменяющие  поверхность Земли  а) Оледенение б) Выветривание в) Текучие воды г) Ветер 11. Установите соответствие:  Название месторождения Курская магнитная аномалия Кузбасс, Печорский бассейн 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) Оренбург, Астрахань 5 ) Норильск, Медногорск Сургут, Самотлор Форма рельефа Барханы Моренные холмы, озёрные  котловины Речные долины, овраги, балки Останцы 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) 18 Горная система 1 ) Уральские горы 2 ) Хребет Черского 3 ) Алтай 4 ) 5 ) Западный Саян Кавказ Возраст складчатости а) Байкальская б) Каледонская в) Герцинская г) Мезозойская Кайназойская д ) II. Ответьте на вопрос: Какие внутренние процессы оказывают влияние на формирование  рельефа. Приведите примеры форм рельефа. I. Выполните тест: 1. Если в основании территории находится платформа, то в  рельефе преобладают: а) горы;                                      б) равнины. Вариант №2 2. Высшая точка России: а) гора Эльбрус;            б) пик Коммунизма;           в) гора Базардюзю. 3. Если фундамент платформы образовался во время архейской и  протерозойской эры, то это платформа: а) древняя;    б) молодая. 4. Алтай выше, чем Урал, из­за того, что а) позднее образовался;                                      б) сложен более плотными породами; в) в кайнозое испытывал дополнительные поднятия. 5. Более богаты полезными ископаемыми горы: а) складчатые;                         б) складчато­глыбовые. 6. На платформах встречаются полезные ископаемые: а) осадочного происхождения;         б) осадочного и магматического происхождения; в) осадочного, магматического и вулканического происхождения. 7. Основные запасы каменного угля России находятся: а) в европейской части;                                         б) в азиатской части. 8. Действующие вулканы России расположены на: а) Камчатке;                                                             б) Камчатке и Курильских островах; в) Камчатке, Курильских островах и в Приморье. 9. Установите соответствие:  Вид полезного ископаемого а) Каменный уголь б) Нефть в) Газ г) Железные руды д ) Медные руды 10.    Установите соответствие: Название месторождения 1) Курская магнитная аномалия 2) Кузбасс, Печорский бассейн 3) Сургут, Самотлор 4) Оренбург, Астрахань 5) Норильск, Медногорск 19 Внешние силы, изменяющие  поверхность Земли  а) Оледенение б) Выветривание Форма рельефа 1) Барханы 2) Моренные холмы, озёрные  3) Речные долины, овраги, балки 4) Останцы котловины в) Текучие воды г) Ветер 11.Установите соответствие:  Возраст складчатости а) Байкальская б) Каледонская в) Герцинская г) Мезозойская Кайнозойская д ) II. Ответьте на вопрос: Какие внутренние процессы оказывают влияние на формирование  рельефа. Приведите примеры форм рельефа. 1) Уральские горы 2) Хребет Черского 3) Алтай 4) Западный Саян Горная система 5) Кавказ Контрольная работа №2 «Климат России». Вариант №1 а) суммарная радиация  (радиационный баланс) б) Атмосферный фронт. в) Трансформация. Задание 1. Географический диктант. ­ Найдите соответствие между определениями и понятиями: 1) Переходная полоса между двумя  различными воздушными массами. 2) Соотношение осадков и испаряемости. 3) Атмосферный вихрь с повышенным  давлением в центре. 4) Атмосферный вихрь с пониженным  давлением в центре. 5) Количество солнечной энергии,  достигшей поверхности Земли. 6) Явления повышения температуры с  высокой в котловинах Сибири  (перевёрнутая температура). 7) Оймякон. е) Коэффициент  увлажнения. д) Антициклон. г) Циклон. 8) Линия на климатической карте,  соединяющая точки с одинаковыми  средними температурами воздуха. 9) Сильный и продолжительный ветер,  выдувающий верхний слой почвы. 10) Свойства климата, обеспечивающие  сельскохозяйственное производство. ж) Агроклиматические  ресурсы. з) Засуха. и) Пыльные бури. к) «Полюс холода». л) Инверсия. м) (Муссон) изотерма. Задание 2. По карте климатической и климатических поясов и типов климата, определить тип  климата в следующих районах России: 20 1. Карелия; 2. Подмосковье;      3. Алтай;       4.Север Западной Сибири; 5. Сахалин;  6. о. Врангеля;       7. Камчатка;       8. Сихотэ­Алинь; 9. Прикаспийская низменность;  Задание 3. Составить характеристику субарктического климата территории России по плану: 10. Среднесибирское плоскогорье.  1. Географическое положение. 2. Суммарная радиация. 3. Господствующие воздушные массы. 4. Область атмосферы (циклон, антициклон). 5. Средняя температура воздуха (января, июля, амплитуда). 6. Годовое количество осадков. 7. Неблагоприятные условия. 8. Тип климата. Вариант №2 а) суммарная радиация  (радиационный баланс) б) Атмосферный фронт. в) Трансформация. Задание 1. Географический диктант. ­ Найдите соответствие между определениями и понятиями: 11) Переходная полоса между двумя  различными воздушными массами. 12) Соотношение осадков и испаряемости. 13) Атмосферный вихрь с повышенным  давлением в центре. 14) Атмосферный вихрь с пониженным  давлением в центре. 15) Количество солнечной энергии,  достигшей поверхности Земли. 16) Явления повышения температуры с  высокой в котловинах Сибири  (перевёрнутая температура). 17) Оймякон. е) Коэффициент  увлажнения. г) Циклон. д) Антициклон. 18) Линия на климатической карте,  соединяющая точки с одинаковыми  средними температурами воздуха. 19) Сильный и продолжительный ветер,  выдувающий верхний слой почвы. 20) Свойства климата, обеспечивающие  сельскохозяйственное производство. ж) Агроклиматические  ресурсы. з) Засуха. и) Пыльные бури. к) «Полюс холода». л) Инверсия. м) (Муссон) изотерма. Задание 2. По карте климатической и климатических поясов и типов климата, определить тип  климата в следующих районах России: 1. Пензенская область; 2. Кольский п­ов;      3. Алтай;       4. Юг Западной Сибири; 5. Сахалин;  6. о. Франца Иосифа;       7. Камчатка;       8. Западный Саян; 9. Прикаспийская низменность;  10. Становое нагорье.    21 Задание 3. Составить характеристику умеренно­континентального климата территории России по плану: 1. Географическое положение. 2. Суммарная радиация. 3. Господствующие воздушные массы. 4. Область атмосферы (циклон, антициклон). 5. Средняя температура воздуха (января, июля, амплитуда). 6. Годовое количество осадков. 7. Неблагоприятные условия. 8. Тип климата. Контрольная работа №3 «Внутренние воды и почвы России». Вариант №1 2) режим реки;                   3) бассейн реки. I. Выполните тест: 1. Главная река со всеми ее притоками ­ это: 1) речная система; 2. Превышение истока над устьем ­ это: 1) уклон реки; 3.  Место, где река берет начало, называется: 1) исток; 4.  Внезапный подъем уровня воды в реке: 1) паводок; 2) половодье; 3) наводнение. 5.  Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется: 1) твердый сток; 6. Почвы образуются благодаря сложному взаимодействию… 2) падение реки. 2) устье. 2) годовой сток;       3) расход воды. 1) гидросферы, атмосферы и биосферы; 2) литосферы, гидросферы и атмосферы; 3) литосферы, атмосферы и биосферы. 7. Почвенный гумус а основном образуется в результате преобразования… 1) продуктов жизнедеятельности животных; 2) частей растений, попадающих в почву; 3) почвенных минералов. 8. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения… 1) водой и кислородом;     2) питательными веществами 3) питательными веществами, водой и кислородом. 9. При прочих равных условиях более плодородные почвы образуются на… 1) глинах;                        2) суглинках;                    3) песках. 10. Максимальные запасы гумуса образуются в почвах природных зон с  коэффициентом увлажнения... 1) 1,5                   2) 1 – 0,8                           3) 0,5. 11. Содержание гумуса в черноземах составляет… 1) 2 – 4%     2) 7 – 10%        3) 20 – 25%. 12. Наилучшая структура почв, обеспечивающая благоприятный водный и воздушный  режим: 1) ореховатая и комковатая                             3) зернистая и комковатая    2) зернистая и пылеватая 13. Горизонт вымывания в почвах образуется при коэффициенте атмосферного  увлажнения…   1) 1,5 – 1,2                        2) 1,0 – 0,8                         3) 0,5 – 0,3. 14. Серые лесные почвы формируются под… 1) хвойными лесами;                                    2) смешанными лесами;             3) широколиственными лесами. 15. Черноземы в основном используют под…1) пашню;   2) сенокосы;     3) пастбища. 16. Экологической проблемой, связанной с орошением земель, является… 1) заболачивание и подтопление земель;           2) вторичное засоление почв; 22 3) усиление эрозии почв. II. Дайте определения следующим понятиям: водный кадастр, падение реки, режим реки,  наводнение, сель. III. Используя справочные материалы определите падение и уклон следующих рек:  Ангара, Енисей, Нева. IV. Установите соответствия между объектами и явлениями: 1. Установите соответствие: Бассейн океана А. Тихий  Б. Северный Ледовитый  В. Атлантический Река   1. Енисей 2. Амур 3. Дон 4. Лена 5. Волга 6. Нева 3. Онежское              Озёра 1. Байкал 2. Каспий 2. Установите соответствие: Происхождение котловины А. Тектоническое Б. Осадочное В. Ледниково­тектоническое Г. Вулканическое V. Используя карты атласа дайте характеристику реки Енисей по следующему плану: 1. В какой части страны протекает? 2. Где её исток? 3. Куда впадает (бассейн океана, моря)? 4. В каком направлении течёт? 5. Характер течения. 6. Питание и режим реки. 7. Крупные притоки. 4. Ладожское Вариант №2 I. Выполните тест: 1.  Наиболее низкий уровень воды в реке – это 1) половодье;    2) межень;      3) паводок. 2.  Большинство рек России имеют питание: 1) дождевое;   2) ледниковое;  3.  От климата зависит: 1) режим реки; 2) скорость течения;     3) направление течения. 4. Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет: 1) спокойное течение; 2) бурное течение; 3) пороги и водопады. 5. Чем больше падение реки, тем: 1) больше скорость течения реки; 3) больше площадь бассейна реки. 6. Почва состоит из следующих частей:…       3) снеговое;        4) смешанное. 2) больше годовой сток; 1) твердой, жидкой и живых организмов; 2) газообразной, твердой и жидкой; 3) твердой, жидкой, газообразной и живых организмов. 7. Наибольшее количество воды, поступающей в почву с атмосферными осадками … 1) просачивается вниз;                              3) испаряется. 8. Плодородие почв зависит от… 1) содержания гумуса и влажности;; 2) механического состава и структуры 23 3) содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности. 9. Почвы, содержащие самых мелких (глинистых) частиц от 10 до30% называются… 1) суглинистыми;           2) супесчаными;               3) глинистыми. 10. Наиболее плодородные почвы России –… 1) серые лесные;            2) каштановые;                  3) черноземы. 11. Наибольшие среди лесных почв запасы гумуса и мощность гумусоваго горизонта  имеют… 1) подзолистые почвы;                                   2) дерново–подзолистые почвы;                 3) серые лесные почвы. 12. Самым верхним горизонтом лесных почв является… 1) гумусовый;                   2) вымывания;                  3) вмывания. 13. Образование глеевого горизонта Вg в тундровых почвах связано с… 1) переувлажнением почв и недостатком кислорода; 2) интенсивным промыванием почв; 3) недостатком влаги. 14. Подзолистые почвы формируются под… 1) хвойными лесами;                                    2) смешанными лесами;             3) широколиственными лесами. 15. Основная часть сельскохозяйственных угодий расположена… 1) в южной части России;                         2) в средней полосе России;             3) в северной части России. 16. Дерново–подзолистые почвы благоприятны для выращивания таких культур как 1) пшеница и подсолнечник;                             2) рожь, лен–долгунец и картофель;             3) рис, хлопчатник. II. Дайте определения следующим понятиям: половодье, водные ресурсы, многолетняя  мерзлота, болото, водохранилище. III. Используя справочные материалы определите падение и уклон следующих рек:  Индигирка, Амур, Урал. IV. Установите соответствия между объектами и явлениями: 1. Установите соответствие: Время наступления половодья А. Лето Б. Весна Река     1. Обь 2. Амур 3. Волга 4. Лена 2. Установите соответствие: Происхождение котловины А. Тектоническое Б. Осадочное В. Ледниковое Г. Вулканическое Д. Старицы              Вид озера       1. Большая площадь и линейные размеры котловины       2. Длина котловины значительно превосходит ширину        3. Солёная вода       4. Округлая форма котловины       5. Крутые обрывистые берега, большие глубины                     6. Незначительная глубина, изрезанная форма котловины       7. Котловина серповидной формы V. Используя карты атласа дайте характеристику реки Ангара по следующему плану: 1. В какой части страны протекает? 2. Где её исток? 3. Куда впадает (бассейн океана, моря)? 4. В каком направлении течёт? 24 5. Характер течения. 6. Питание и режим реки. 7. Крупные притоки. «Растительный и животный мир. Природное районирование России». Контрольная работа №4  I. Выполните тест: 1. Большее число видов организмов характерно для… Вариант №1 1) животных;                      2) растений;                   3) грибов. 2. Среди животных России по числу видов преобладают… 1) млекопитающие;       2) рыбы;         3) насекомые;           4) ракообразные. 3. В России по числу видов позвоночных животных преобладают… 1) млекопитающие;       2) птицы;        3) пресмыкающиеся;           4) рыбы. 4. В составе животного мира России млекопитающие по числу видов… 1) превосходят птиц и рептилий; 2) превосходят птиц, но уступают рептилиям; 3) уступают птицам, но превосходят рептилий; 4) уступают и птицам и рептилиям. 5. Уникальный состав органического мира юга Дальнего Востока обусловлен в первую  очередь… 1) современными природными условиями;     2) историей формирования территории;    3) хозяйственной деятельностью человека. 6. Основной причиной исчезновения некоторых видов животных в настоящее время  является… 1) браконьерство и нерегулируемая охота; 2) разрушение человеком естественных мест обитания организмов; 3) глобальное потепление климата;       4) появление озоновых дыр. 7. На видовой состав органического мира конкретной территории определяющее  влияние оказывает… 1) рельеф;   2) климат;    3) внутренние воды;     4) особенности почвенного покрова. 8. Наименьшие размеры листовой пластинки характерны для растений… 1) тундр;               2) лесов;                    3) степей;                4) болот. 9. Бобры строят плотины с целью… 1) улучшения условий лова рыбы;   2) защиты от сухопутных хищников;             3) расширения водного пространства для плавания. 10. Самым крупным из наземных хищников является –… 1) уссурийский тигр;     2) белый медведь;     3) снежный барс;      4) полярный волк. 11.  Что такое природно­территориальный комплекс? 1)   комплекс растительности, характерный для данного ландшафта; 2)   закономерное    сочетание    взаимосвязанных    компонентов природы на определенной  территории;         3)   территория в пределах одной природной зоны; 4)   сочетание рельефа и растительности в определенном месте. 12.   Какой уровень в иерархии природных комплексов является «лишним»? 1) локальный;  13.   Какие бывают ландшафты? 1) антропогенные; 14.   Определите утверждение, не соответствующее действительному традиционному  занятию народа: 1) чукчи бьют морского зверя; 3) калмыки разводят скот; 4) ханты разводят оленей. 2) рекреационные;   3) пейзажные;     4) наглядные. 2) ингуши ловят рыбу; 2) местный;       3) региональный; 4) глобальный. 25 3) 1/3 4) 1/2. 2) 1/6 4) земноводные. 2) копытные;     3) насекомые; 15.   Какие животные преобладают в зоне арктических пустынь? 1) птицы; 16.   Какую часть площади России занимает зона тундр? 1) 1/10 17.   Почему при небольшом количестве осадков (200—300 мм/год) в тундре избыточное  увлажнение? 1) из­за полярной ночи; 3) из­за низких температур;        18.   Какая ягода не растет в тундре? 1) морошка; 2) брусника; 3) клюква; II. Дайте определения следующим понятиям: ПТК, высотная поясность, заповедник,  заказник, национальный парк, биосферный заповедник, памятники природы.                        4) из­за многочисленных транзитных рек. 2) из­за многолетней мерзлоты; 4) ежевика. Вариант №2 2) морской промысел;             4) садоводство. 2) земледелие; 4) огородничество. I. Выполните тест: 1.   Какие формы рельефа благоприятны для произрастания деревьев в лесотундре? 1) речные долины;           2) междуречные поверхности; 3) морские берега;           4) речные обрывы. 2.  Определите традиционное занятие жителей тундры: 1) оленеводство и охота; 3) садоводство и виноградарство; 3.  Какие занятия являются традиционными для эскимосов и алеутов? 1) оленеводство; 3) огородничество; 4.  Для каких целей народы Севера разводят собак? 1) для охоты и передвижения 3) ради ценного теплого меха 5.  Какую часть площади России занимают леса? 1) 15%;  2) 30%;  3) 60%;  4) 90%. 6.  Какие леса не растут в России? 1) еловые;  3) берёзовые; 7.  Почему в ельниках растительность нижнего яруса практически отсутствует? 1) ели высасывают всю воду из почвы; 2) еловые кроны сомкнуты и не пропускают солнечного света; 3) еловый опад заглушает любые проростки; 4) растения нижнего яруса не выносят запаха еловой смолы. 8.  Какую почву предпочитает сосна? 1) песчаную;   2) глинистую; 3) каменистую; 4) переувлажнённую. 9. Главная составная часть лесных ресурсов –… 2) для употребления в пищу 4) для охраны жилища 4) эвкалиптовые. 2) сосновые; 1) древесина;                2) грибы, орехи, ягоды;               3) лекарственные растения. 10. Бумагу изготавливают главным образом из древесины… 1) сосны;               2) ели;             3) березы;                4) осины. 11. Основной продукт, производимый из древесины осины–… 1) древесный спирт;            2) фанера;            3) спички;           4) бумага. 12. Больше всего фитонцидов продуцируют … леса 1) хвойные;                    2) смешанные;                3) широколиственные. 13. Наиболее продуктивным из кормовых угодий являются… 1) оленьи пастбища;         2) пастбища для овец;                  3) луга. 14. Наиболее богата промыслово­охотничьими ресурсами зона… 1) тундры;                                     3) смешанных и широколиственных лесов; 2) тайги;                                        4) степей. 26 15. Среди промысловых видов животных в России наиболее велика численность… 1) лося;                 2) белки;                3) северного оленя ;             4) соболя. 16. Из боровой дичи в России более всего добывают… 1) глухаря;          2) тетерева;            3) рябчика;                   4) куропатку. 17. Крупнейший по площади заповедник России–… 1) Баргузинский;                               3) Сихоте­Алиньский; 2) Астраханский;                               4) остров Врангеля. 18.Среди хвойных пород к востоку от Енисея преобладает… 1) ель;                 2) сосна;               3) лиственница;                   4) пихта.  II. Дайте определения следующим понятиям: ПТК, высотная поясность, заповедник,  заказник, национальный парк, биосферный заповедник, памятники природы. Контрольная работа №5 «Природные зоны и комплексы России». Вариант №1 Часть А 1 Какая часть Русской равнины лежит на Балтийском щите? а) Кольский п­ов, Карелия;               б) Среднерусская возвышенность;  в) Прикаспийская низменность;       г) Тиманский кряж. 2 Какое растение является типичным для летней степи? а) тюльпан; б) пион; в) мак; г) ковыль. 3 К какому периоду относят образование Уральских гор?        а) мезозойской складчатости;            б) байкальской складчатости;         в) кайнозойской складчатости;          г) герцинской складчатости. 5. Выберите птицу степей:          а)  куропатка;  б)  дрофа;  в)  тетерев;  г)  дятел;  д)  голубь.  6. Укажите самую высокую вершину Восточной Сибири:    а) Победа; б) Белуха; в) Мунку­Сардык; г) Кызыл­Тайга. Часть В 7. Морены, троги, бараньи лбы – что у них общего?    8. Дайте определению понятию «бора».    9. Выберите   правильную   последовательность   смены   природных   зон   на   Кавказе   от подножий – к вершинам: а) хвойные леса – альпийские луга – смешанные леса – вечные снега; б) хвойные леса – альпийские луга – вечные снега; в) альпийские луга – вечные снега – хвойные леса; г) вечные снега – альпийские луга – широколиственные леса. 10. Выберите верные утверждения: а) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы; б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси; в) Главное богатство тайги – древесина; г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности; д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом; е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса; ж) В зоне тундры водятся олени; з) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно­Европейской равнине; и) Воздействие человека изменяет природный комплекс. 27 11. Определите по описанию природную зону: Огромные сосны и ели образовали зеленый  шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут  березы, осины, липы. Встречаются дубравы.  Часть С 12.Почему рельеф зон лесостепей и степей Русской равнины изрезан оврагами и балками? 13.Почему климат Владивостока намного холоднее, чем климат Сочи, расположенного на той же широте? 14.Почему Урал ниже Алтая? 15.Дайте характеристику зоны тундр. Часть А 1. Самая высокая часть Кавказа: Вариант №2 а) Предкавказье; б) Западный Кавказ; в) Восточный Кавказ; г) Центральный Кавказ. 2.Какова причина континентальности климата Западно­Сибирской равнины? а) расположение в умеренных широтах;  б) удаленность от Атлантического океана;  в) равнинный рельеф;  г) горы, окружающие равнину на западе и на юге. 3. Какие почвы характерны для широколиственных лесов Дальнего Востока? а) серые лесные; б) подзолистые; в) мерзлотно­таежные; г) бурые лесные. 4. Выберите деревья зоны тайги: а)  береза;  б)  липа;  в)  сосна;  г)  ель;  д)  лиственница. 5.Какая река не относится к бассейну Тихого океана?         а) Амур; б) Колыма; в) Анадырь; г) Зея Часть В 6. Дайте определение понятиям  «высотная поясность», «ПТК». 7. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ: а) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1); б) В зоне тундры встречаются ягоды –  брусника, водяника, морошка; в) На Дальнем востоке распространены степи; г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи. 8. Определите по описанию природную зону: Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину. 9. Выберите неверные утверждения: а) В тундре преобладают дерново­подзолистые почвы; б) В степях преобладают серые лесные почвы; в) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам; г) В настоящее время степи почти полностью распаханы; д) Поверхностный сток в степях незначительный; е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга; ж) В зоне степей много грызунов; з) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ  до Охотского моря; и) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек. 10.О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится? «Этот природный комплекс представляет собой большой древний межгорный прогиб. Для   него   характерны   разнообразные   формы   рельефа   –   широкие   равнины,   холмы,   увалы, мелкие сопки и низкогорья. На повышенных местах можно видеть выходы на поверхность древних пород. Большая часть этого природного комплекса одета, как плащом, мощными 28 толщами лесса, поэтому здесь распространены очень плодородные лесостепные и степные почвы – черноземы. Одна   из   интересных   климатических   особенностей   этого   природного   комплекса   – наблюдающиеся здесь зимой температурные инверсии. По числу солнечных теплых дней этот природный комплекс сильно отличается от остальной территории крупного ПК, в пределах которого он находится. Теплый климат позволяет называть эти места Италией. Здесь успешно занимаются возделыванием не только зерновых культур, но и садоводством и бахчеводством». 11. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ: а) тайга распространена в умеренном климатическом поясе; б) в тайге преобладают серые лесные почвы; в) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга; г) в тайге живут белка, бурундук, медведь. Часть С 12.Почему ни в одном горном районе страны нет такого большого числа высотных поясов, как на Кавказе? 13. Дайте характеристику зоны степей. 14.Дайте определение понятиям «природная зона», «широтная зональность». 15.Почему климат Западной Сибири намного холоднее, чем климат Восточно­Европейской  равнины, расположенной на той же широте? 29 30

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Рабочая программа по  учебному предмету  «География»   8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017