Пояснительная записка. Данная программа составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, указанными в «Приложении к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844».В связи с введением ФГОС в курс программы целенаправленно введены основные направления регионального компонента. Программа «Петрушка» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы В.А.Горского школьный театр «Петрушка», взятой из сборника примерных программ внеурочной деятельности, начальное и общее образование/В. А. Горский, А.А.Тимофеев и др. – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образовании, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе формирования универсальных учебных действий, основной образовательной программе начального общего образования, учебному плану школы, требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС второго поколения. Актуальность, В настоящее время выдвинута важная задача–разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от развития природных задатков и способностей к творческому самораскрытию, видению и пониманию искусства. Содержание занятий строится так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В настоящее время выдвинута важная задача–разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от развития природных задатков и способностей к творческому самораскрытию, видению и пониманию искусства. Содержание занятий строится так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности. Педагогическая целесообразность Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, обладающей повышенной информационной плотностью, качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Ребенок должен развиваться всесторонне, без дополнительного образования развитие его способностей несколько однобоко. Отличительные особенности этой программы заключается в том, что данная программа построена из нескольких, каждый из которых является самостоятельной единицей. Все этапы в течение года идут параллельно друг другу, приходя к единому результату – формирование творческой личности ребенка. В программы включены этапы: сценическая речь, актерское мастерство, история театра, постановочная работа. Помимо драматической игры в программе предусмотрены занятия театром кукол – постановка музыкальных кукольных номеров, участие в концертах и мероприятиях. Группа обучающихся разновозрастная, приобретается опыт общения детей младшего, среднего и старшего звена.
Цель– Содействие всестороннему развитию личности, через приобщение к самостоятельным занятиям театрального искусства и культуры. Задачи:- развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства; научить приемам исполнительского мастерства; научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Возраст детей 7-10 лет Сроки реализации программы – 1 год
Формы и режим занятий включают теоретические и практические , групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, репетиции, показательные выступления, спектакли, лекции, игровые занятия. Формы занятия в зависимости от темы, целей и задач этапа обучения выбирает и устанавливает педагог. Первый год- недельная нагрузка 4 часа Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий - методы ведения учебных занятий курса зависят от вида проведения и части урока. Фронтальный метод в теоретической части урока, экскурсии и посещение выставок художественно-эстетической направленности, посещение музея и просмотр театральных постановок, индивидуальный при учете творческих способностей учащихся, смешанный метод в силу неоднородности большинства уроков. Формы обучения - игровые, творческие мастерские, в виде экскурсий, тренингов, проведения спектаклей. На изучение факультатива школьный театр «Петрушка» в 1-4 м классах согласно учебному плану МБОУ ДОД ДООЦ выделяется 136 часа в год (4 часа в неделю). Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситу ациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного пре дмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о театральной культуры для жизни человека (социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о культуре и искусстве как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать досуговые мероприятия; формирование навыка систематического наблюдения за своим художественно-эстетическим состоянием. Освоение языка художественной выразительности, приобретение навыков исполнительского мастерства, творческое самораскрытие в театральном виде искусства. Система оценки достижений учащихся – Итоги занятий подводятся в форме спектакля. Общая характеристика учебного предмета, курса. Факультатив школьный театр «Петрушка» представляет систему творческого развития с художетвенно-эстетической направленностью. Содержанием курса являются вхождение в мир театрального искусства. Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Факультатив школьный театр «Петрушка» в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности ,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как окружающий мир (подбор одежды для занятий, жизнедеятельность организма), история (возникновение театров и кукол), литература «отработка выразительного чтения и декламирования текста), технология (изготовление кукол и театральных декораций). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценностные ориентиры определяются основами содержания курса школьный театр «Петрушка», и направлены на: -проявление и раскрытие интересов, увлечений; -эмоциональное наполнение деятельности; -раскрытие личностных качеств; -постижение морально-нравственных ценностей и культурных традиций; -развитие стремления общения со сверстниками; -формирование интереса к занятиям искусством; -развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; -развитие стремления к творческой самореализации средствами театральной деятельности.
Содержание тем учебного курса 1. Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии. 4 ч Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. 2. Устройство ширмы и декораций. 10ч Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. 3. Особенности изготовления кукол. 16 ч .Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей кук лы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол. 4. Речевая гимнастика. 8ч Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персона жей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.)- Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи. 5. Особенности работы кукловода. 12ч Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. 6. Выбор пьесы. 4ч Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. 7. Генеральная репетиция. Спектакль. 4ч Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. 8. Театрально-исполнительская деятельность. 10 ч На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок». 9. Занятия сценическим искусством. 10 ч Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр. 10. Просмотр профессионального театрального спектакля. 3 ч. Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах. 11. Работа над серией мини-спектаклями. 10 ч. Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. 12. Театрально-исполнительская деятельность. 10 ч. Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. 13. Работа и показ театрализованного представления. 15 ч. Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. 14. Оформление сцены. Подбор реквизитов спектакля. 10 ч. 15. Генеральная репетиция. Спектакль. 7ч. Подготовка помещения для презентации спектакля. Состав жюри. Размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам.
Контроль предметных результатов Спектакль. Выставки работ.
Учебно-тематический план первого года обучения
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изготовление реквизита в кукольном театре. — М,, 1979.
Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.
Пальчиковые куклы
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
Методические рекомендации по проведению занятий
Все этапы программы идут параллельно друг другу: 1 час – актерского мастерства, за ним - постановочная робота, в другой день недели – театр, как вид искусства, далее сценическая речь. Занятия теоретические проводятся с использованием проектора, с помощью которого показываются театры, строение сцены. Демонстрируются виды искусств, такие как архитектура, живопись. Проводятся экскурсии в Дом культуры, выезды в театры г. Омска. При ознакомлении с профессиями театра учащиеся учатся накладывать грим, изготовлять эскизы костюмов и декораций.
Каждое занятие актерским мастерством начинается с разминки. Далее переходит к выполнению тренингов на развитие актерского мастерства. Перед постановочной работой так же рекомендуется проводить небольшую актерскую разминку, куда входят упражнения на снятие мышечных зажимов, а так же для «включения» памяти, внимания, воображения.
Занятия сценической речью на развитие дикции проводятся перед зеркалом.
Мониторинг творческих способностей заносится в таблицы в течение всех трех лет обучения. Для проверки теоретических знаний проводятся интеллектуальные игры, такие как «Поле чудес», «Звездный час».
Дидактический материал.
Плакаты с изображением речевого аппарата, плакаты со слогами, презентации на тему «Виды искусства», «Театры и актеры г. Омска», «Древнегреческий театр», диски с записями музыки, отрывки произведений различных видов театра (балет, опера, кукольный, теневой и т. д)
Для занятий требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, соответствующей возрастным особенностями. Необходима канцелярия, магнитофон, диски с различной музыкой.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, магнитофон, диски, рабочий стол, стулья по количеству обучающихся, палас для проведения актерской разминки, пластилин, клей ПВА, поролон, ткань, нитки, иглы, гуашь, ватман, акварельные краски, кисти, фанера, карандаши, стиплер, файлы, папки, бумага.
Работа с родителями
Ежегодно в первом полугодии проводится родительское собрание, на котором родителям предлагается ознакомиться программой обучения. В конце года так же проводится собрание для подведения итогов, где озвучиваются так же результаты мониторинга. Родители приглашаются на показы спектаклей, а так же мероприятия «ДООЦ» предусматривающие их присутствие и участие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.