Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
физика
9 кл
10.02.2017
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень. Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса физики для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ авторов Е.М.Гутника, А. В Пёрышкина.
9 класс_физика.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Приказ по школе № _______
от «___» ___________ 20 г.
Директор школы: ____________
Рабочая программа учебного предмета
физика
для 9 класса, базовый уровень
Разработана Мазанковой С.В.
учителем физики
высшей квалификационной категории
д. Ермаково
2016 Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса составлена на
основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования и авторской программы учебного курса физики для
обучающихся 9 класса общеобразовательных школ авторов Е.М.Гутника, А. В
Пёрышкина.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273ФЗ.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
основного общего и среднего (полного) общего образования по физике,
утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089);
3. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об
утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» от 09.03.2004 г. № 1312);
4. Федеральный перечень учебников,
рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования
(Приказ Министерства
образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»);
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г №576 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утверждённых приказом Министерства образования и
науки РФ от 31.03 2014г №253;
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования;
7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета физики в
общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013,
2013/2014, 2015,2016 уч.г;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.10.2015 года № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»;
9. Учебный план основного общего образования МОУ Ермаковской средней
общеобразовательной школы на 20016/2017 учебный год;
10. Положение о разработке рабочих программ в МОУ Ермаковской СОШ от
02.09.2013 г. № 53.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
о механических,
освоение знаний
квантовых явлениях
,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления;
законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
магнитных, изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике
как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
1. развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и
применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
2. овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах,
теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о
широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
3. усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости
процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и
законов;
4. формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих
способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования
и сознательному выбору профессии.
Программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2ч. в неделю.
Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в
Требования к уровню подготовки выпускников.
УМК:
1. Учебник: Перышкин А.В. «Физика 9» М, Дрофа, 2013
2. Электронная коллекция цифровых образовательных ресурсов.
№
Тема
1 Механические явления
2
Электромагнитные
колебания и волны.
Квантовые явления
4
Тематическое планирование
Лабораторные
работы
№14
№5
Контрольные
работы
№14
№5
№68
№6
Всего
часов
34
17
16 5
Повторение
Всего
1
68
Поурочное календарное планирование
Дата
№
План. Факт.
урока
Тема урока
Механические явления
Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел (24 ч)
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8
9/9
10/10
11/11
Инструктаж по ПБТ в кабинете физики. Материальная точка.
Система отсчета
Перемещение. Определение координаты движущегося тела
Прямолинейное равномерное движение
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
Скорость и перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении
Графики зависимости кинематических величин от времени
при равномерном и равноускоренном движении
Лабораторная работа №1 «Исследование
равноускоренного движения без начальной скорости»
Решение задач по теме «Равноускоренное движение»
Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное
движение»
Относительность движения Геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира.
Первый закон Ньютона
12/12
Второй закон Ньютона
13/13
Третий закон Ньютона
14/14
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона»
15/15
Свободное падение тел. Невесомость. 16/16
Движение тела, брошенного вертикально вверх
17/17
18/18
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения
свободного падения»
Закон всемирного тяготения
19/19
Движение тела по окружности
20/20
Движение искусственных спутников Земли
21/21
Импульс тела.
22/22
Закон сохранения импульса.
23/23
Реактивное движение. Ракеты
24/24 Контрольная работа №3 по теме «Закон сохранения
импульса»
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
25/1
26/2
27/3
28/4
29/5
30/6
31/7
32/8
33/9
34/10
Колебательное движение. Свободные колебания. Маятники
Характеристики колебательного движения. Гармонические
колебания
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости
периода и частоты свободных колебаний нитяного
маятника от длины нити»
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости
периода колебаний пружинного маятника от массы груза
и жёсткости пружины»
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Контрольная работа №4 по теме «Колебательное
движение»
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и
поперечные волны
Длина волны. Скорость распространения волны
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука.
Громкость звука
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс
Электромагнитные явления
Электромагнитное поле (17 часов)
35/1
36/2
37/3
38/4
39/5
Магнитное поле и его графическое изображение.
Неоднородное и однородное магнитное поле
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля по его действию на
электрический ток. Правило левой руки
Индукция магнитного поля. Магнитный поток
Явление электромагнитной индукции 40/6
41/7
42/8
43/9
44/10
Лабораторная работа №5 «Изучение явления
электромагнитной индукции»
Опыты Фарадея
Правило Ленца. Явление самоиндукция.
Получение и передача переменного электрического тока.
Трансформатор.
Электрогенератор Переменный ток. Передача
электрической энергии на расстояние
45/11
Колебательный контур. Электромагнитные колебания
46/12
Контрольная работа №5 по теме «Э.м. колебания»
47/13
Электромагнитные волны и их свойства
48/14
Скорость распространения электромагнитных волн
49/15
50/16
Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.
Электромагнитная природа света
51/17
Дисперсия света.
Квантовые явления
Строение атома и атомного ядра (16 часов)
52/1
53/2
54/3
55/4
56/5
57/6
58/7
59/8
60/9
61/10
62/11
63/12
Радиоактивность как свидетельство сложного строения
атомов. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда
Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие
протона. Открытие нейтрона
Оптические спектры. Поглощение и испускание света
атомами
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Альфа и бетараспад.
Период полураспада
Ядерные силы и ядерные реакции
Дефект массы. Энергия связи атомных ядер
Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных
частиц»
Цепная реакция.
Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
64/13 Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика
65/14
66/15
67/16
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Дозиметрия. Лабораторная работа №8 «Измерение
естественного радиоактивного фона дозиметром»
Экологические проблемы работы атомных
электростанций.
Контрольная работа №6 по теме «Квантовые явления»
68/1
Повторение В результате изучения физики 9 класса ученик должен
описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение,
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: ускорение, импульс
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
знать/понимать
механической энергии,
уметь
механические колебания и волны, электромагнитную индукцию, дисперсию света;
физических величин: расстояния,
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от
длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,
электромагнитных и квантовых явлениях;
повседневной жизни для:
техники;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических,
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной
оценки безопасности радиационного фона.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения физики ученик должен
знать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество
теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых
процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,
ДжоуляЛенца;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение,
передачу давления
жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию,
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,
равноускоренное прямолинейное движение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических
зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током,
тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и
дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,
давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
представлять
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника
от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры
остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать в единицах Международной системы результаты измерений и
расчетов;
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи
на применение изученных физических законов;
проводить самостоятельный поиск информации
естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и
пешеходов; оценки безопасности радиационного фона.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 9 класса, базовый уровень.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.