Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностей СПО. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
- составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ2018 г.
2Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего
09.02.03 Программирование в
профессионального образования (далее СПО)
компьютерных системах (укрупнённая группа специальностей 09.00.00
Информатика и вычислительная техника)
Организацияразработчик: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и
профессиональных технологий
Разработчики:
Тимченко Н.Ш., преподаватель высшей категории
Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 10 от 27.06.2018.
Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 5 от 29 июня 2018 г.
3СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
10
12
41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
(укрупнённая группа специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная
техника).
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл,
общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать нормы позитивного социального поведения;
использовать свои права адекватно законодательству;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения
конкретных условий их реализации;
составлять необходимые заявительные документы;
составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при
трудоустройстве;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и
профессиональных ситуациях;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
механизмы социальной адаптации;
основополагающие международные документы, относящиеся к правам
инвалидов;
основы гражданского и семейного законодательства;
основы трудового законодательства, особенности регулирования труда
инвалидов;
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и
образования;
5 функции органов труда и занятости населения.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться элементы следующих общих и профессиональных
компетенций:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов
ПК 1.2
ПК 1.3
Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых
спецификаций на уровне модуля.
Выполнять отладку программных модулей с использованием
специализированных программных средств.
ПК 1.4
Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5
Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6
Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с
использованием графических языков спецификаций.
ПК 2.1
Разрабатывать объекты базы данных.
ПК 2.2.
Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных
ПК 2.3.
Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 2.4.
Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.1.
Анализировать проектную и техническую документацию на уровне
взаимодействия компонент программного обеспечения.
ПК 3.2.
Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3.
Выполнять отладку программного продукта с использованием
специализированных программных средств.
ПК 3.4.
Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
ПК 3.5.
Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет
соответствия стандартам кодирования.
ПК 3.6.
Разрабатывать технологическую документацию.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
6ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
Объем образовательной программы учебной дисциплины 45 часов;
В т.ч.:
во взаимодействии с преподавателем – 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
72. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
45
22
8
15
82.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социальноправовых знаний»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Объем
часов
Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
1
Раздел 1. Социальная адаптация
Введение. Понятие социальной
адаптации
2
Содержание учебной дисциплины
1
Роль и место знаний о дисциплине в процессе освоения программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности.
2 Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная, физиологическая,
психологическая, организационная, экономическая и др.).
Тема 1.1. Основы социальной
адаптации
Содержание учебного материала
1
Этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных
ресурсов, ответ на вызов среды).
Механизмы социальной адаптации (добровольный, вынужденный).
Дезадаптация: понятие, причины.
Тема 1.2. Механизмы защиты прав
человека.
Самостоятельная работа: Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.
Содержание учебного материала
1 Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая
декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция
о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).
2 Механизм защиты прав человека в РФ (конституционная, государственная, судебная,
3
6
1
1
2
2
39
2
2
4
4
ОК 1, ОК 2,
ОК 3
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 5
ОК 2
ОК 8
ОК2, ОК 4,
2
3
2
Раздел 2. Основы российского
законодательства
Тема 2.1. Конституционное право
собственная).
Гарантии основных прав и свобод.
Содержание учебного материала
1
Основы конституционного строя РФ: структура органов государственной власти,
принцип разделения властей, суверенитета и т.п.
Конституционные права и свободы граждан: политические, экономические,
социальные, культурные.
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: «Право работников на забастовку».
Содержание учебного материалаТема 2.2. Основы гражданского
законодательства
1
2
3
Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие
гражданскоправового договора.
Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования,
наследование по закону и по завещанию, приобретение наследства, право на отказ от
наследования и т.п).
Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав
потребителей.
Тема 2.3. Основы семейного права
Тема 2.4. Основы трудового права
Практические занятия
Решение ситуационных задач по основам наследственного права.
Решение ситуационных задач (по защите прав потребителей), составление претензии о
защите прав потребителей.
Самостоятельная работа. Составление искового заявления о защите прав потребителей
Содержание учебного материала
1 Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.
2 Права и обязанности супругов. Брачный договор.
3 Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи.
Практические занятия
Решение ситуационных задач (заключение и прекращение брака, права и обязанности
супругов, брачный договор).
Решение ситуационных задач (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные
обязательства членов семьи).
Самостоятельная работа. Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я
«за» («против») брачный (го) договор (а)».
Содержание учебного материала
1
Понятие «трудовой договор». Содержание и сроки заключения трудового договора.
Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается заключение
трудового договора, гарантии при заключении трудового договора, документы,
предъявляемые при заключении трудового договора и т.д.). Изменение и прекращение
трудового договора.
Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени,
сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной
продолжительности рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и
виды времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др).
Трудовой распорядок Дисциплина труда. (Правила внутреннего трудового
распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания, порядок наложения
взысканий, снятие дисциплинарного взыскания).
Особенности регулирования отдельных категорий граждан (особенности
регулирования труда женщин, инвалидов несовершеннолетних и т.п.) Заработная
плата. Гарантии и компенсации
Решение трудовых споров. Рассмотрение и решение коллективных и индивидуальных
2
3
4
5
2
2
2
2
2
7
ОК5
ОК 4,ОК5, ОК 6
ОК 8
ОК 1, ОК2
ОК 8
ОК 1, ОК2,ОК
3, ОК4, ОК 7,
ОК 9,трудовых споров. Забастовка. Формы самозащиты прав работника.
Практические занятия
Решение ситуационных задач по вопросам заключения и расторжения трудового договора.
Решение ситуационных задач по вопросам рабочего времени и времени отдыха работника.
Решение ситуационных задач по вопросам применения дисциплинарных взысканий.
Решение ситуационных задач по вопросам регулирования труда отдельных категорий
работников.
Самостоятельная работа.
Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих прав.
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Особенности регулирования труда инвалидов».
Составить проект трудового договора по образцу
Подготовить резюме.
Выполнение стандартизированных заданий по всему курсу дисциплины
Всего
4
2
2
2
1
1
45
ОК 8
Дифференцированный зачет3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов
социальноэкономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий;
комплект бланков нормативноправовых актов;
ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
видеопроектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Нормативнометодическая литература
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
1.
ноября 1994 г. № 51 – ФЗ (в ред.29.04.2018) / Консультант Плюс
2.
(ред. от 29.12.2017) / Консультант Плюс
3.
(ред. от 05.02.2018) / Консультант Плюс
Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223ФЗ
Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197ФЗ
Основные источники:
1. Казанцев С.Я. «Основы права (для СПО). Учебник» Издательство:
"Юстиция", 2017. – 916 с. (Серия : Профессиональное образование). —
ISBN: 9785436512334
2. Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
: учебник дя спо /В. В. Румынина. 11е изд. Москва : Академия, 2016
224 с. (Профессиональное образование). в интернетмагазине 1147
руб ISBN 9785446827640
3. Основы права : учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.] ;
под общ. ред. А. А. Вологдина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. —
409 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 9785
991650014.Интернетресурсы:
1.http://www.bookmate.ru/
2.http://lawcanal.ru/
3.http://bibliotekar.ru/
4.http://mirslovarei.com/uristenca
5.http://www.garant.ru/4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов
Результаты обучения
Критерии оценки
1
В результате освоения
учебной дисциплины
обучающийся должен
уметь:
использовать нормы
позитивного социального
поведения
использовать свои права
адекватно
законодательству
обращаться
в
надлежащие органы за
квалифицированной
помощью
анализировать
и
осознанно применять
нормы закона с точки
зрения
конкретных
условий их реализации
2
Необходимая информация о
нормах позитивного социального
поведения
в
соответствии с заданием
найдена верно,
и
Составленные
правовые
документы необходимые для
решения поставленной задачи в
соответствии с действующими
гражданского,
положениями
семейного
трудового,
законодательства соответствуют
условиям предложенной ситуации
Государственные и иные органы з
квалифицированной
помощи
найдены верно, в соответствии с
заданием
Составленные правовые документы
о защите своих прав соответствуют
требованиям законодательства и
условиям предложенной ситуации
составлять необходимые
заявительные документы
Составленные правовые документы
заполнены в соответствии с
образцом
резюме,
составлять
осуществлять
самопрезентацию
трудоустройстве
при
Составленные правовые документы
заполнены в соответствии с
образцом
Методы оценки
3
результатов
Оценка
формализованного
наблюдения за деятельностью
обучающегося по критериям
на практическом занятии
Оценка
формализованного
наблюдения за деятельностью
обучающегося по критериям
на практическом занятии
результатов
результатов
Оценка
формализованного
наблюдения за деятельностью
обучающегося по критериям
на практическом занятии
результатов
Оценка
формализованного
наблюдения за деятельностью
обучающегося по критериям
на практическом занятии
акты)
Оценка
продукта
практической деятельности
(правовые
по
критериям на практическом
занятии
Оценка
продукта
практической деятельности
(резюме) по критериям на
практическом занятиииспользовать
приобретенные знания и
умения в различных
жизненных
и
профессиональных
ситуациях
В результате освоения
учебной дисциплины
обучающийся должен
знать:
механизмы социальной
адаптации;
основополагающие
международные
документы, относящиеся
к правам инвалидов;
основы гражданского и
семейного
законодательства;
основы
законодательства,
особенности
регулирования
инвалидов;
трудового
труда
основные
правовые
гарантии инвалидам в
области
социальной
защиты и образования;
функции органов труда и
занятости населения.
Составленные
правовые
документы необходимые для
решения поставленной задачи в
соответствии с действующими
положениями
гражданского,
семейного
трудового,
законодательства соответствуют
условиям предложенной ситуации
и
Оценка
продукта
практической деятельности
(правовые
по
критериям на практическом
занятии
акты)
Выделяет механизмы социальной
адаптации.
Перечисляет виды, этапы и
стадии социализации
основополагающие
Перечисляет
международные акты.
Раскрывает сущность основных
положений Конвенции ООН о
правах инвалидов
Раскрывает содержание
дееспособности.
Формулирует сущность
гражданско правового договора,
брачного договора.
Перечисляет права и обязанности
в семейных правоотношениях.
Раскрывает сущность алиментных
обязательств.
особенности
Раскрывает
регулирования труда отдельных
категорий граждан (женщин,
инвалидов, несовершеннолетних)
Перечисляет и раскрывает
сущность основных правовых
гарантий инвалидов в области
социальной защиты труда.
Перечисляет основные правовые
гарантии инвалидам в области
образования и раскрывает их
сущность
Раскрывает сущность функций
Федеральной службы по труду и
занятости и ее территориальных
органов.
Сопоставление результатов
стандартизированного
тестирования с эталоном на
дифференцированном зачете