РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология +1
9 кл—11 кл +1
27.03.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения. В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ, на сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма предлагаемых элективных курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников и животных на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации. В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль. В соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Внеурочная деятельность "Основы биологических знаний" предназначена для учащихся 9 классов средней школы. Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Основы биологических знаний.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно­Вершинский Самарской области с. Девлезеркино  Рассмотрено на Педагогическом Совете: № ___ от _____________ Согласовано: Заместитель директора школы по УВР ___________  /Прохорова И. А./ «___» _________ 20___ УТВЕРЖДАЮ:  директор школы  Белов Е. А. «___» __________ 20___ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний "    Базовый  уровень 9 класс  Количество часов: всего   34        часов; в неделю  1             час.  Рабочую учебную программу составил   Казанцев Б.А., учитель первой  квалификационной категории. 2017 ­  2018 учебный год  Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9; Пояснительная записка  Федеральный государственный образовательный стандарт;   письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03­255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;  федеральный   перечень   учебников,  рекомендованных   Министерством   образования  и  науки РФ  к  использованию   в  образовательном  процессе   в общеобразовательных учреждениях, на 2014­2016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014  приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   №   1577   от   31.12.2015   г.     «О   внесении   изменений   в   ФГОС   ООО,   утверждённый   приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;   методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08­1228;  письмо Министерства образования и науки РФ  № 08­1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах  учебных предметов»;        Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения. В связи с переходом  на новую форму аттестации учащихся 9 классов  в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ, на сегодняшний день  существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или  углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра  большого объёма  предлагаемых элективных курсов,  было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.       В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов,  лишайников и животных  на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.      В 9 классе, прежде всего,  необходимо систематизировать знания,  полученные в 6 ­8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в  дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.      В соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной  итоговой аттестации выпускников  9  класса по биологии,  состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как  наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и  эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи  организмов и окружающей среды».       Внеурочная  деятельность "Основы биологических знаний" предназначена  для учащихся  9 классов средней школы.   Курс составлен в соответствии с  требованиями стандарта основного общего образования по биологии. Внеурочная  деятельность «Основы биологических знаний» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных  царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об  усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии  как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.       Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно­семинарской системы занятий,  выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм  учебно­познавательной деятельности: работа с текстом,  научно­популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы,  плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и  дифференцированный подход к обучению.       Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом  материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.      Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе  способствует успешности учащихся в овладении знаниями.       Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.      Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.      Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к  государственной итоговой аттестации (ОГЭ). Цель курса:    1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов,  бактерий и простейших организмов.    2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.    3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно­следственные связи на основе изучения  строения и жизнедеятельности  организмов.    4. Развить коммуникативные способности учащихся. Задачи курса: Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:  Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;  Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;  Особенности строения бактериальной клетки;  Особенности строения тканей  растений и  животных;  Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;  Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;  Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;  Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:         сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;  определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории; распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах; распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах; характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека. изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной   и научно­популярной литературе, сети Интернет; составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории. Содержание курса Общее количество часов – 34ч. 1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час) Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. 2. Признаки живых организмов (4часа) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании  клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и  изменчивость –  свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости  организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,  человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной  деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.  Царство Животные. Роль животных в природе,  жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение  растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 4. Человек и его здоровье (16 часов) Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения.  Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.  Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение  продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у  человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно­двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно­логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в  поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные  особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение  санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.  Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый  воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.   Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ­ инфекция и другие инфекционные заболевания  (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).   Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых  паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении  утопающего; кровотечениях; травмах опорно­двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных  видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль  производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи  питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на  собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и  экосистемы. 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа) Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым  умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.  № урок а п/п 1. № темы № урока в теме Календарно – тематическое планирование Тема  урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока материально­техническое оснащение урока 1. Введение (1 час) 1. Биология как наука. Методы биологии Практическая работа №  1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых  организмов» «ОГЭ по биологии» ­2016 год 2. 3. 4. 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 2. Признаки живых организмов (4часа) 1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,  единства живой природы. Гены и хромосомы.  2. 3. 4. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов.  Наследственность и  изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы,  системы органов растений и животных, выявление изменчивости  организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних  животных, ухода за ними. 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)  1. Царство Бактерии.  2. 3 4. 5. 6. 7. Царство Грибы Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной  деятельности. Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение  тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и  собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –  основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и  животных в процессе эволюции Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и  результата эволюции. 4. Человек и его здоровье (16 ч) 1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности  2. Презентация «Строение клетки» Презентация «Вирусы» Комнатные растения Презентация и схема по теме  «Бактерии» Видео «Грибы» Пособие «В схемах и таблицах» «ОГЭ по биологии» ­2016 год «ОГЭ по биологии» ­2016 год «ОГЭ по биологии» ­2016 год организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.  Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по  темам: «ОГЭ по биологии» ­2016 год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная  регуляция организма» Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5:  «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.  Группы крови. Иммунитет.  Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.  Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых  заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.  Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование  признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и  предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и  развитие человека» Опора и движение. Опорно­двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа  № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно­двигательный аппарат», «Органы чувств» Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность  Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.  Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового  3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10 11 12 13 14 15 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Видео «Гормоны» «ОГЭ по биологии» ­2016 год Видео «Внутренняя среда  организма» «ОГЭ по биологии» ­2016 год «ОГЭ по биологии» ­2016 год «ОГЭ по биологии» ­2016 год Презентация «Сон и его значение» 28 16 образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки.  Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:  аутотренинг, закаливание Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении  некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями,  угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах  опорно­двигательного аппарата; ожогах; обморожениях;  повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение  тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ  жизни», «Приемы оказания первой помощи» 29 30 31 32. 33 34 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) 1. 2. 3. 4. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления  организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,  симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.  Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности  агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.  Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и  жизнь других людей. Последствия деятельности человека в  экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы  и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых  заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей  среды» 6 Решение демонстрационных вариантов ОГЭ  (2 часа) 1. 2. Характеристика структуры и содержания экзаменационной  работы. Распределение заданий экзаменационной работы по  содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню  сложности «ОГЭ по биологии» ­2016 год Презентация «Взаимоотношения  живых организмов» «ОГЭ по биологии» ­2016 год Учебно­методический комплекс ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.­432 с. 2. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011. 3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005. 4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10­11 классы». М.: Изд­во «Экзамен», 2006. – 286 с. 5. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с. 6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.­сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.­М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.­158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Учебники 1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г. 2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г. 3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана­Граф», 2016 4. «Основы общей биологии» 9 кл.  Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ 7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы­ составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008. 8. ГИА­2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы­ составители: ­ М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов ­ Астрель, 2009. 9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы­составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов,  А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект­Центр, 2009.. 10. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы­составители: В.С.  Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009. 11. ГИА­2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы ­ составители: ­ М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов ­ Астрель, 2009. 12. ГИА­2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы ­составители: ­ М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов ­ Астрель, 2010­2016г. Дополнительная литература 16. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.­128 с. 17. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 2008.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   "Основы биологических знаний "   Базовый  уровень 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.