РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология +1
9 кл—11 кл +1
27.03.2018
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ, на сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма предлагаемых элективных курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов, лишайников и животных на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.
В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
В соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
Внеурочная деятельность "Основы биологических знаний" предназначена для учащихся 9 классов средней школы. Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Основы биологических знаний.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
муниципального района ЧелноВершинский Самарской области
с. Девлезеркино
Рассмотрено на
Педагогическом Совете:
№ ___ от _____________
Согласовано:
Заместитель директора
школы по УВР
___________
/Прохорова И. А./
«___» _________ 20___
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
Белов Е. А.
«___» __________ 20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
"Основы биологических знаний "
Базовый уровень 9 класс
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составил Казанцев Б.А., учитель первой
квалификационной категории. 2017 2018 учебный год
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт;
письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03255 «О введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 20142016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014
приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 081228;
письмо Министерства образования и науки РФ № 081786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ, на сегодняшний день
существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или
углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма
предлагаемых элективных курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.
В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию растений, грибов,
лишайников и животных на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.
В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в
дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
В соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9
класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и
эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
Внеурочная деятельность "Основы биологических знаний" предназначена для учащихся 9 классов средней школы. Курс составлен в соответствии с
требованиями стандарта основного общего образования по биологии. Внеурочная деятельность «Основы биологических знаний» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных
царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об
усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционносеминарской системы занятий,
выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм
учебнопознавательной деятельности: работа с текстом, научнопопулярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы,
плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом
материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе
способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору
биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к
государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Цель курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов,
бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинноследственные связи на основе изучения
строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Задачи курса:
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений и животных;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов; Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научнопопулярной литературе, сети
Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость –
свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости
организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,
человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе,
жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение
продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная
деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение
санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый
воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы
оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении
утопающего; кровотечениях; травмах опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных
видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым
умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.
№
урок
а
п/п
1.
№
темы
№
урока
в теме
Календарно – тематическое планирование
Тема урока
Планируемая дата
проведения урока
Фактическая дата
проведения урока
материальнотехническое
оснащение урока
1.
Введение (1 час)
1.
Биология как наука. Методы биологии Практическая работа №
1: «Решение тестовых заданий по темам:
«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых
организмов»
«ОГЭ по биологии» 2016 год 2.
3.
4.
5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
2.
Признаки живых организмов (4часа)
1.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Гены и хромосомы.
2.
3.
4.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы,
системы органов растений и животных, выявление изменчивости
организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних
животных, ухода за ними.
3.
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
1.
Царство Бактерии.
2.
3
4.
5.
6.
7.
Царство Грибы
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной
деятельности.
Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
4.
Человек и его здоровье (16 ч)
1.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план
строения и процессы жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
2.
Презентация «Строение клетки»
Презентация «Вирусы»
Комнатные растения
Презентация и схема по теме
«Бактерии»
Видео «Грибы»
Пособие «В схемах и таблицах»
«ОГЭ по биологии» 2016 год
«ОГЭ по биологии» 2016 год
«ОГЭ по биологии» 2016 год организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по
темам: «ОГЭ по биологии» 2016 год
«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная
регуляция
организма»
Железы внутренней секреции. Гормоны.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5:
«Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины. Практическая работа № 6: «Решение тестовых
заданий по темам:
«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен
веществ»
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Практическая работ № 7: «Решение тестовых
заданий по темам
«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и
развитие человека»
Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа
№ 8: «Решение тестовых заданий по темам:
«Опорнодвигательный аппарат», «Органы чувств»
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение
Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Видео «Гормоны»
«ОГЭ по биологии» 2016 год
Видео «Внутренняя среда
организма»
«ОГЭ по биологии» 2016 год
«ОГЭ по биологии» 2016 год
«ОГЭ по биологии» 2016 год
Презентация «Сон и его значение» 28
16
образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями,
угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах
опорнодвигательного аппарата; ожогах; обморожениях;
повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ
жизни», «Приемы оказания первой помощи»
29
30
31
32.
33
34
5.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
1.
2.
3.
4.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и
жизнь других людей. Последствия деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых
заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей
среды»
6
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
1.
2.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной
работы. Распределение заданий экзаменационной работы по
содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню
сложности
«ОГЭ по биологии» 2016 год
Презентация «Взаимоотношения
живых организмов»
«ОГЭ по биологии» 2016 год Учебнометодический комплекс
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –
М.: Дрофа, 1999.432 с.
2. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая
биология: 1011 классы». М.: Издво «Экзамен», 2006. – 286 с.
5. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа,
2003.– 128 с.
6. Настольная книга учителя биологии/ Авт.сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.158
с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1. «Биология. Покрытосеменных растений» 6 кл. В.В. Пасечник, 2015г.
2. «Биология. Животные» 7 кл. В.В. Пасечник, 2016 г.
3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «ВентанаГраф», 2016
4. «Основы общей биологии» 9 кл.
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
7. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы составители:
В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
8. ГИА2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов Астрель, 2009.
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторысоставители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов,
А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: ИнтеллектЦентр, 2009..
10. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторысоставители: В.С.
Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.
11. ГИА2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов Астрель,
2009.
12. ГИА2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов
Астрель, 20102016г.
Дополнительная литература
16. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.128 с.
17. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др.
– М.: Дрофа, 2008.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Основы биологических знаний " Базовый уровень 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.