В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится 0,25 часа в неделю, 9 часов в год..
Содержание курса
1. Интересный мир биологии (5ч)
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (2ч)
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
3. Познаем себя (2 ч)
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Давыдчинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
биологии
____________Н.В.
Овчинникова
Протокол № 1 от
«27» августа 2019г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР МБОУ Давыдчинской
ООШ
______________Л.А.
Коляникова
«29» августа 2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Давыдчинской
ООШ
__________
Сахаров
В.И.
Приказ №52 от
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Я познаю мир»
для 5 класса
Программу разработала
Юдакова Ольга Геннадьевна,
учитель биологии
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от "29" августа 2019г.
20192020 учебный годПояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273ФЗ.;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки
РФ от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577»);
Основной образовательной программы основного общего образования (59 классы)
МБОУ Давыдчинской ООШ (с изменениями и дополнениями);
Учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 20192020 год.
В соответствии с учебным планом МБОУ Давыдчинской ООШ на изучение
биологии в
5 классе отводится
0,25 ча а с в неделю,
9 часов в год..
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня
подготовки.
На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная
биология» реализует следующие цели:
создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной
потребности учащихся в биологической деятельности;
обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического
направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией,
обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
популяризация
Расширять кругозор,
повышать интерес к предмету,
интеллектуального творчества.
Развивающие:
Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
Развитие потребности в необходимости и возможности
решения
экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической
деятельности по охране окружающей среды.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
культурными растениями и животными.
Развитие монологической устной речи.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую
активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический
ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
определение основных экологических понятий;
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
какую пользу приносят представители животного мира;
съедобные и ядовитые растения своей местности;
лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Об у ч а ю щ и ес я д о л ж н ы у м е т ь :
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
наблюдать предметы и явления природы;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
подготовить доклад, презентацию;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования.Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научнопопулярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности
в области использования
информационнокоммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.Содержание курса
Интересный мир биологии (5ч)
1.
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
2.
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (2ч)
Познаем себя (2 ч)
3.
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Учебнотематический план
Тема занятий
Интересный мир биологии
Занимательные опыты и эксперименты по биологии
Познаем себя
Итого:
Всего
5
2
2
9
Количество часов
Теоретич.
Практич.
4
0
1
5
1
2
1
4
Тема урока, раздел
Тематическое планирование
Кол
во часов
Дата
план
факт
Интересный мир биологии
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
Занимательные опыты и эксперименты по
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по
биологии
ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических
микропрепаратов».
Познаем себя
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
№
п/п
1
2
3
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9Материальнотехническое обеспечение учебного курса
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и
Печатные пособия
голосеменные растения, «Ботаника
2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмноповоротный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.Тематическое планирование
/п
№
п
1
Название
раздела (темы)
Коли
чество
часов
№
урока
Тема урока
Дата
проведения
по
плану
по
факту
Примечан
ие
Интересный мир
биологии
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за
здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире
динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная
в
археологический музей – заповедник
«Танаис».
экскурсия
Экологический турнир «В содружестве
с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши
меньшие».
животных.
Самые «печальные» страницы из жизни
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
22
3
Занимательные
опыты
и
эксперименты по
биологии
Познаём себя
3
7
1(26)
2(27)
3(28)
1(29)
2(30)
3(31)
4(32)
5(33)
6 (34)
7(35)
Л/р №1 по теме «Строение клеток
плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение
микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение
зоологических микропрепаратов».
Определение норм рационального
питания.
Круглый стол «Я и биология».
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический
Круглый стол «Экология моей
интерес».
местности»
3Список книгопечатной продукции
Для обучающихся
1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Для учителя
1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2011.159с. (Стандарты второго поколения).
2 Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3 Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемноценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
4 Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Интернетресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». Режим доступа: www
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
collection
:// school
. edu
. ru / education
. km
. ru
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.
4