Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
биология
5 кл
24.09.2019
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводится 0,25 часа в неделю, 9 часов в год..
Содержание курса
1. Интересный мир биологии (5ч)
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (2ч)
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
3. Познаем себя (2 ч)
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
внеурочка я познаю мир.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Давыдчинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
биологии
____________Н.В.
Овчинникова
Протокол № 1 от
«27» августа 2019г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР МБОУ Давыдчинской
ООШ
______________Л.А.
Коляникова
«29» августа 2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Давыдчинской
ООШ
__________
Сахаров
В.И.
Приказ №52 от
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Я познаю мир»
для 5 класса
Программу разработала
Юдакова Ольга Геннадьевна,
учитель биологии
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от "29" августа 2019г.
20192020 учебный год Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273ФЗ.;
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки
РФ от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577»);
Основной образовательной программы основного общего образования (59 классы)
МБОУ Давыдчинской ООШ (с изменениями и дополнениями);
Учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 20192020 год.
В соответствии с учебным планом МБОУ Давыдчинской ООШ на изучение
биологии в
5 классе отводится
0,25 ча а с в неделю,
9 часов в год..
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня
подготовки.
На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная
биология» реализует следующие цели:
создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной
потребности учащихся в биологической деятельности;
обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического
направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией,
обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
популяризация
Расширять кругозор,
повышать интерес к предмету,
интеллектуального творчества.
Развивающие:
Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
Развитие потребности в необходимости и возможности
решения
экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической
деятельности по охране окружающей среды.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
культурными растениями и животными.
Развитие монологической устной речи.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую
активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический
ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
определение основных экологических понятий;
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
какую пользу приносят представители животного мира;
съедобные и ядовитые растения своей местности;
лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Об у ч а ю щ и ес я д о л ж н ы у м е т ь :
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
наблюдать предметы и явления природы;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
подготовить доклад, презентацию;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научнопопулярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности
в области использования
информационнокоммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия
для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Содержание курса
Интересный мир биологии (5ч)
1.
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
2.
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (2ч)
Познаем себя (2 ч)
3.
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Учебнотематический план
Тема занятий
Интересный мир биологии
Занимательные опыты и эксперименты по биологии
Познаем себя
Итого:
Всего
5
2
2
9
Количество часов
Теоретич.
Практич.
4
0
1
5
1
2
1
4
Тема урока, раздел
Тематическое планирование
Кол
во часов
Дата
план
факт
Интересный мир биологии
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Великаны и лилипуты животного мира.
Конкурс плакатов «В содружестве с природой».
Занимательные опыты и эксперименты по
Л/р №1 по теме «Изучение микропрепаратов по
биологии
ботанике».
Л/р №2 по теме «Изучение зоологических
микропрепаратов».
Познаем себя
Определение норм рационального питания.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
№
п/п
1
2
3
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Материальнотехническое обеспечение учебного курса
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и
Печатные пособия
голосеменные растения, «Ботаника
2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмноповоротный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска. Тематическое планирование
/п
№
п
1
Название
раздела (темы)
Коли
чество
часов
№
урока
Тема урока
Дата
проведения
по
плану
по
факту
Примечан
ие
Интересный мир
биологии
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
По страницам Красной книги.
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за
здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире
динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная
в
археологический музей – заповедник
«Танаис».
экскурсия
Экологический турнир «В содружестве
с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши
меньшие».
животных.
Самые «печальные» страницы из жизни
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
2 2
3
Занимательные
опыты
и
эксперименты по
биологии
Познаём себя
3
7
1(26)
2(27)
3(28)
1(29)
2(30)
3(31)
4(32)
5(33)
6 (34)
7(35)
Л/р №1 по теме «Строение клеток
плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение
микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение
зоологических микропрепаратов».
Определение норм рационального
питания.
Круглый стол «Я и биология».
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический
Круглый стол «Экология моей
интерес».
местности»
3 Список книгопечатной продукции
Для обучающихся
1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2е изд. Стереотип. (Твой первый атлас определитель) М.: Дрофа, 2010.
6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Для учителя
1 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2011.159с. (Стандарты второго поколения).
2 Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3 Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемноценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
4 Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Интернетресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». Режим доступа: www
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
collection
:// school
. edu
. ru / education
. km
. ru
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.
4
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.