РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«БАСКЕТБОЛ»
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства.
Без необходимого объема двигательной активности ребенок не может успешно пройти все фазы формирования (созревания), не может реализовать в жизни все, что заложено в нем природой не может быть здоровым и счастливым.
Поэтому, одной из важнейших задач физического воспитания является повышение двигательной подготовленности учащихся.
Огромное значение для здоровья имеют систематические занятия физкультурой. Общеизвестно, что это - верный путь к активному долголетию, здоровью, физическому совершенству, а также источник жизненной энергии, творческой активности и высокой работоспособности. Физические упражнения должны войти в жизнь каждой семьи.
В баскетбол, как говорят в телерекламе, играют миллионы, а смотрят миллиарды. В баскетбол играют все – взрослые и дети, мужчины и женщины.
Немаловажно и то, что такие занятия – это еще и путь к сердцу ребёнка, залог добрых взаимоотношений в семье.
Первостепенная и важнейшая задача – привить ребенку интерес к физическим упражнениям, так как они способствуют росту и физическому развитию детей, укрепляют здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом.
Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.
Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:
• Уровнем выполнения нормативов;
• Полнотой приобретённых знаний;
• Прочностью освоения двигательных навыков;
• Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 11-13 лет, независимо пола и физической подготовки.
Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.
При создании данной программы изучались следующие программы по развитию двигательных качеств, школьников и методикам обучения игры в баскетболе: Литвинов В. Н. «Развитие двигательных качеств школьника, Ашмарина Б. А. «Теория и методика физического воспитания », Бальсевич В. К. «Здоровье в движении».
Особенностью
данной программы является
её реализация в системе образования для детей разных возрастов и различной
физической подготовленности.
Основной целью программы является пропаганда физической
культуры и спорта, здорового образа жизни, приобщение учащихся к
систематическим занятиям физическими упражнениями. Гармоничное развитие
личности ребенка в целом, профилактика наркомании и асоциального поведения.
Достижение цели предполагается непосредственно связано со следующими
задачами:
1. Укрепление опорно-двигательного аппарата и здоровья учащихся.
2. Воспитание волевых качеств.
3. Разностороннее развитие силовых способностей.
4. Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы, коллективизма.
5. Воспитания привычки к систематическим занятиям, выносливости.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии от простого к сложному и рассчитан на последовательное расширение теоретических и практических умений и навыков учащихся.
Освоение программы осуществляется по
уровням. В соответствии с общими целями и задачами программы на каждом освоения
решаются свои специфические задачи. Каждый ребёнок проходит всё уровни, но
имеет возможность самостоятельно выбирать темы продвижения в усвоении программы
в зависимости от физической подготовки, способностей,
индивидуально-психологических особенностей, уровня притязаний.
В кружке по баскетболу 11-13 лет. Основной формой организации
образовательного процесса является групповое учебное тренировочное занятие. В
процессе обучения используется много эффективных техник, частая смена которых
способствует сохранению остроты восприятия, работоспособности и интереса на
протяжении всего занятия.
Численный состав группы 10-15 учащихся. Занятия проходят два раза в неделю по 120 минут.
Продолжительность учебного года для 5-6-7 классов составляет 34 недели.Общая характеристика курса.
Баскетбол является одним из базовых видов спорта рабочих программ физического воспитания учащихся в 5-6 классах. Он оказывает на организм школьника всесторонние влияние; совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, развиваются физические способности. Учитывая популярностью баскетбола у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную деятельность учащихся .
Кроме этого, баскетбол включается в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные спортивные и внешкольные соревнования, занятия в кружках.
В содержание учебно-тренировочного
процесса включает в себя:
5-6-7 классы. Отработка техники передвижений и ведения мяча: передачи
мяча различными способами на месте и в движении; броски мяча одной рукой,
броски мяча двумя руками от груди, двумя руками с верху; вырывание, выбивание
мяча; остановка шагом и прыжком. Индивидуальные и простые групповые
технико-тактические взаимодействия в нападении и в защите. Двусторонняя игра по
упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к
результатам освоения курса «Баскетбол», общего Федерального государственного
образовательного стандарта для 5-6 классов направлена на достижение учащимися
личностных метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей;
• Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся, к саморазвитию в процессе освоения учебного курса;
В области познавательной культуры:
• Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возростно-половым нормативам;
• Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи;
В области нравственной культуры:
• Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
В области трудовой культуры:
• Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
В области эстетической культуры:
• Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
В области физической культуры:
• В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• Владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по баскетболу;
• Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности;
Метапредметные результаты :
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
В области познавательной культуры:
• Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств;
• Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
В области нравственной культуры:
• Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
• Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
В области трудовой культуры:
• Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
• Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать место занятий и их безопасность;
В области эстетичной культуры:
• Знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий;
• Понимание культуры движения человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками;
В области коммуникативной культуры:
• Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения;
• Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения;
В области физической культуры:
• Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям;
• Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
Предметные результаты:
• Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки;
• Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
• Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности;
В области познавательной культуры:
• Знание по истории развития спорта и олимпийского движения;
• Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их цели, задач и форм организации;
• Знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
В области нравственной культуры:
• Способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями;
• Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
В области трудовой культуры:
• Умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;
• Умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы;
В области эстетической культуры:
• Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию, телосложению и правильной осанки;
• Умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений привыполнений упражнений разной направленности;
В области коммуникативной культуры:
• Способность интересно и доступно излагать знание о физической культурой;
• Способность осуществлять судейство соревнований по баскетболу;
В области физической культуры:
• Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей;
Содержание курса
Раздел основы знаний:
Вводное занятие: которое представляетсобой инструктаж по технике безопасности в различных ситуациях.
• История развития обучение баскетбола. В данном разделе изучается история происхождения и развития баскетбола в современном мире.
Раздел двигательные умения и навыки:
• Общая и специальная физическая подготовка,направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.
• Бег на определенные дистанции
• Силовые упражнения с партнёром
• Прыжки
• Подвижные игры
3.Специальная физическая подготовка –основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.
4.Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.
5.Обучение и совершенствование навыков бросковмяча в движении без сопротивления и с сопротивлениемявляются основной техникой игры в баскетбол.
6.Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
7. Закрепление и зачётные сдачи вэтом разделе осуществляются контрольные нормативы по пройденным темам– передачи мяча партнеру, броски.
8.Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
9.Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
10.контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.
11. Итоговое занятие проводится подведение итогов роботы за год и составление тренировочного плана на лето.
Календарно-тематическое планирование «Баскетбол»
Месяц |
№ недели |
№ занятия |
Тема занятия |
Число часов |
Сентябрь |
1 |
1 |
ТБ на занятиях баскетболом. |
2 |
2 |
Подвижные игры с мячом. |
2 |
||
2 |
3 |
Подвижная игра «салки». |
2 |
|
4 |
Обучение броску мяча двумя руками. |
2 |
||
3 |
5 |
Обучение ведению мяча на месте. |
2 |
|
6 |
Повторить броски мяча двумя руками. |
2 |
||
4 |
7 |
Подвижные игры с мячом. |
2 |
|
8 |
Ведения мяча в различных ситуациях. |
2 |
||
Октябрь |
1 |
9 |
Повторить броски мяча. |
2 |
10 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
11 |
Эстафеты с мячами. |
2 |
|
12 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
3 |
13 |
Обучение броску мяча в движении. |
2 |
|
14 |
Обучение передачам мяча в движении. |
2 |
||
4 |
15 |
Повторить бросок двумя руками. |
2 |
|
16 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
Ноябрь |
1 |
17 |
Повторить броски мяча в движении. |
2 |
18 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
19 |
Броски мяча после передачи. |
2 |
|
20 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
21 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
22 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
23 |
Повторить броски двумя руками. |
2 |
|
24 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
Декабрь |
1 |
25 |
Броски мяча в движении. |
2 |
26 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
2 |
27 |
Повторить броски в движении. |
2 |
|
28 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
29 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
30 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
31 |
Броски мяча после передачи. |
2 |
|
32 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
Январь |
1 |
33 |
Броски мяча в движении. |
2 |
34 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
35 |
Бросок мяча двумя руками. |
2 |
|
36 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
37 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
38 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
Февраль |
1 |
39 |
Броски мяча в движении. |
2 |
40 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
41 |
Штрафной бросок. |
2 |
|
42 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
43 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
44 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
45 |
Броски мяча в движении. |
2 |
|
46 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
Март |
1 |
47 |
Броски мяча в движении. |
2 |
48 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
49 |
Штрафной бросок. |
2 |
|
50 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
51 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
52 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
53 |
Повторить броски двумя руками. |
2 |
|
54 |
Передачи мяча на месте. |
2 |
||
Апрель |
1 |
55 |
Броски мяча в движении. |
2 |
56 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
57 |
Штрафной бросок. |
2 |
|
58 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
59 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
60 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
61 |
Броски мяча в движении. |
2 |
|
62 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
Май |
1 |
63 |
Броски мяча в движении. |
2 |
64 |
Передачи мяча в парах. |
2 |
||
2 |
65 |
Штрафной бросок. |
2 |
|
66 |
Передачи мяча в тройках. |
2 |
||
3 |
67 |
Броски мяча после ведения. |
2 |
|
68 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
4 |
69 |
Броски мяча после передачи. |
2 |
|
70 |
Передачи мяча в движении. |
2 |
||
|
|
|
|
140 ч. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Оснащенность учебного процесса:
• Стандарт основного общего образования по физической культуре
• Примерные программы по учебным предметам. .Физическая культура. 5—9 классы
• Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха
• Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
• В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ.ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
• М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. Пособие для учителя.
• В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10—11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение»
• В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы-
(серия «Текущий контроль»).
• Г.А .Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика.
• Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол .
• Г.А.Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.
• Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению
• Методические издания по физической культуре для учителей
• Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
• Мячи баскетбольные
• Сетка для переноса и хранения мячей
• Баскетбольные щиты с кольцами
• Сетки для баскетбольных колец
• Жилетки игровые разного цвета
• Флажки разметочные с опорой
• Стойки для обводки
• Конусы
• Фишки
• Свисток судейский
• Секундомер
Планируемые результаты изучения курса.
Научиться:
• Характеризовать содержание основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью.
• Определять базовые понятия и термин,понимать их в процессе совместных занятий со сверстниками.
• Разрабатывать содержание самостоятельных занятий, определять их направленностью и формулировать задачи.
• Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий.
• Руководствоваться правилами оказания первой помощи при игре в мини-баскетбол.
Получить возможность научиться:
• Определить признаки положительного влияния занятий на укрепление здоровья.
Способы двигательной деятельности
Научиться:
• Повышения уровня физической кондиции.
• Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности.
• Самостоятельно проводить занятия по обучению игры в мини-баскетбол.
• Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.
• Получит возможность научиться:
• Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий.
• Проводить занятия с группой товарищей с использованием оздоровительной ходьбы и бега.
Физическое совершенствование
Научиться:
• Выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол.
Получит возможность научиться:
• Осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу.
•
Выполнять
текстовые нормативы по физической подготовке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.