Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
физическая культура
5 кл
15.02.2018
Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)
Авторский курс - Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс), подготовлен учителем истории и обществознания Брянцевым В.Г. Курс внеурочной деятельности «Шахматы» по спортивному и общему интеллектуальному направлению для учащихся 5 класса реализуется в рамках введения ФГОС ООО во внеурочной деятельности органично связан с учебным процессом, позволяет осуществлять его взаимосвязь и преемственность с внеурочной деятельностью.
РП Шахматы 5 класс.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ» Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673 21 Телефон/Факс: (495) 701­63­ СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом  ГБОУ Школы № 2128 Протокол №1, август 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2128 _________________ Фролов К.А. «___» _____________ 2017 г. Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс) Рабочую программу подготовил учитель истории и обществознания Брянцев В.Г. Полное наименование Место учебного предмета в   структуре   основной образовательной программы школы Нормативная разработки программы   основа Количество   часов   для реализации программы Дата утверждения Цель   программы реализации Используемые учебники и пособия МОСКВА 2017 Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс) Курс внеурочной деятельности «Шахматы»  по спортивному и общеинтеллектуальному направлению для учащихся 5 класса реализуется в рамках введения   ФГОС ООО во внеурочной деятельности,  органично   связана   с   учебным   процессом, позволяет осуществлять его взаимосвязь и преемственность с внеурочной деятельностью.  1. Примерная основная образовательная программа основного общего   образования   (одобрена   решением   Федерального учебно­методического   объединения   по   общему   образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)). 2.   Основная   образовательная   программа   основного   общего образования ГБОУ Школы № 2128. 3. Учебный план основного общего образования ГБОУ Школы № 2128 на 2017­2018 учебный год. 35 часов – 5 класс. (1 час/нед.) Принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы № 2128 26.06.2015 г. (протокол №1), Утверждена приказом директора школы от 01.09.2015 г. № ___ Изменена   и   принята   к   реализации   педагогическим   советом ГБОУ Школы № 2128 _______ (протокол №__), Составитель   рабочей   программы   –   учитель  истории   и обществознания Брянцев В.Г. Организация полноценного обучения  учащихся посредством игры   в   шахматы.   Создание   условий   для   личностного   и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 1 1. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное и учителей)/Рекомендовано   Мин   общ.и   проф.   обр.   РФ.   М.:  ПОМАТУР. 2000. родителей пособие       для   2 Шахматный словарь. М. ФиС. 1968. 3 Шахматы ­ школе. М. Педагогика. 1990. 4 Гик Е.А. Беседы о шахматах. ­ М., 1985. 5 Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986. Требования   к   уровню подготовки обучающихся 6 Костров В., ДавлетовД. Шахматы. С­Пб. 2001. 7 Хенкин В. Шахматы для начинающих. М.: «Астрель» 2002. Должны знать: 1 шахматные   термины:   белое   и   черное   поле,   горизонталь, вертикаль,   диагональ,   центр,   партнеры,   начальное   положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; 2 названия   шахматных   фигур:   ладья,   слон,   ферзь,   конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. 3 Должны уметь: Методы и формы оценки результатов освоения 1 2 ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с   другими   фигурами   без   нарушений   правил   шахматного кодекса; 3 правильно   помещать   шахматную   доску   между партнерами; 4 правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; 5 6 рокировать; объявлять шах; 7 8 ставить мат. Формирование   шахматного   мышления   у   ребенка   проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и   схем   в   типовых   положениях,   до   творческого   применения знаний   на   практике,   подразумевающих,   зачастую,   отказ   от общепринятых стереотипов.    На   начальном   этапе   преобладают  игровой,   наглядный  и репродуктивный методы. Они применяется:  1. При знакомстве с шахматными фигурами.  2. При изучении шахматной доски.  3. При обучении правилам игры;  4. При реализации материального перевеса.  Основные формы и средства обучения: 1.       Практическая игра.  2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.  3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;  4.        Теоретические   занятия,   шахматные   игры,   шахматные дидактические игрушки.  5.    Участие в турнирах и соревнованиях.  I Пояснительная записка Программа   по   организации   внеурочной   деятельности   «Шахматы»   5   класс разработана   на   основе   ФГОС   основного   общего   образования;   Концепции   духовно   – нравственного развития, воспитания личности гражданина России;  Примерной основной образовательной   программы   основного   общего   образования   (одобрена   решением Федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)); рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на ступени   основного   общего   образования;   методического   конструктора   по   организации внеурочной деятельности учащихся, издательство «Просвещение» 2011г.. общеинтеллектуальное Программа   внеурочной   деятельности   «Шахматы»   5   класс   реализует   спортивное, деятельности. Работа по программе «Шахматы» способствует реализации общих целей основного направление внеурочной       общего образования.  Проблема познавательной активности детей является одной из ключевых проблем современного   образования.   Решение   ее   способствует   развитию   интеллектуальных способностей   детей,   их   самосознания,   создает   условия   для   их   социализации   и самосовершенствования.  Формирование   разносторонне   развитой   личности   ­   сложная   современная   задача, стоящая перед педагогическим сообществом, и преподавание шахмат через структуру и содержание   способно   придать   воспитанию   и   обучению   активный   целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая   индивидуальные   способности,   формируя   прогрессивную   направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Шахматы,   исходя   из   своей   сущности,остаются,   прежде   всего,   игрой,   и   учащиеся, особенно   в   начале   обучения,   воспринимает   их   именно   как   игру.   Шахматы являютсяпрофессиональным   видом   спорта,  все,   включая    детские,   соревнования   носят  спортивную   направленность.   Поэтому   развитие   личности   ребенка   происходит   через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и   требуемых   в   обществе   качеств:   целеустремленность,   волю,   выносливость,   терпение, способность   к   концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение   быстро   и   правильно принимать   решения   в   меняющейся   обстановке   и   т.д.    Одновременно   с   этим,   шахматы являются интеллектуальной игрой, развивающей логику, мышление, тактику и стратегию. Шахматы, сочетающие в себе также   элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся   эти   черты   более   эффективно,   чем   другие   виды   спорта.   Формирование   этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из   него   уроки   способны   создать   у   учащегося   сильнейшую   мотивацию   к   выработке определенных свойств характера.  О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким   весомым   аргументам   как   создание   международных   организаций,   занимающихся популяризацией   и   пропагандой   шахмат,   проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  Шахматы это не только  игра, доставляющая  много радости, удовольствия,  но и действенноеэффективное средство  ихумственного развития,   формирования внутреннего плана действий ­ способности действовать в уме.             Игра в шахматыразвивает наглядно­образное мышление,способствует зарождению  логического   мышления,   воспитывает   усидчивость,   вдумчивость,   целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится организованнее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально   же   было   подтверждено,   что   дети,   вовлеченные   в   волшебный   мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей   многих   психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие,   внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В школе   происходят   радикальные   изменения:   на   первый   план   выдвигается   развивающая функция   обучения,   в   значительной   степени   способствующая   становлению   личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.            А.Алехин   писал:   «Шахматыне   толькознание   и   логика,   но   и   глубокая   фантазия. Посредством   шахмат   я   воспитал   свой   характер.Шахматы   не   простомодель   жизни,  нои модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознавсвои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.  Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор приобрели особую социальную значимость­ это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда­либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию  содержательного  обучения  учащихся, удовлетворение  их потребностей  в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно­эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.  В   центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея   развития личности   ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей,   воспитание   важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.  Шахматы ­  это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный   досуг,   утоление   жажды  общения   и   самовыражения.   Как   говорил   Хосе   Рауль Капабланка: «Шахматы ­ нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение,   в   котором   есть   определённые   художественные   свойства   и   много элементов   научного.   Для   умственной   работы   шахматы   значат   то   же,   что   спорт   для физического   совершенствования:   приятный   путь   упражнения   и   развития   отдельных свойств человеческой натуры...»*.              Однако   установка   сделатьиз   ребенка   гроссмейстера,не   является   приоритетной   в данной программе. И если ребенокне достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.  Цель  программы  –   организация   полноценного   обучения   учащихся   посредством игры   в   шахматы.   Создание   условий   для   личностного   и   интеллектуального   развития учащихся,   формирования   общей   культуры   и   организации   содержательного   досуга посредством обучения игре в шахматы. Достигаются указанные цели через решение следующих задач: Обучающие:  познакомить с историей шахмат, дать учащимся теоретические знания по   шахматной   игре и рассказать о правилах o o проведения соревнований и правилах турнирного поведения. Воспитывающие: привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества   работать   планировать   свою   деятельность, o o решений   единственно   правильное, самостоятельно  o научить уважать соперника  Развивающие: o качества личности развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об o окружающем мире. Участниками   программы   являются   обучающиеся   5­х   классов,   посещающие общеобразовательную школу. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 35 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:  ∙      Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.  ∙      Принцип   активной   включенности  каждого   учащегося   в   игровое   действие,   а   не пассивное созерцание со стороны;  ∙     Принцип   доступности, последовательности и системности   изложения программного материала.  Основой   организации   работы   собучающимися   в   данной   программе   внеурочной деятельности является система дидактических принципов:  ∙    принцип   психологической   комфортности  ­  создание   образовательной   среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса  ∙      принцип   минимакса   ­  обеспечивается   возможность   продвижения   каждого   ребенка своим темпом;  ∙    принцип целостного представления о мире ­ при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; ∙    принцип   вариативности  ­  у   обучающихся   формируется   умение   осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;  ∙    принцип творчества ­ процесс обучения сориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на   проявление у детей устойчивого  интереса   к   занятиям   шахматами,   появление   умений   выстраивать   внутренний   план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,   учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.     II Занятия проводятся 1 час в неделю, 4 раза в месяц, 35 часов в год. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс) В   конце   учебного   года   обучаемые   по   программе   внеурочной   деятельности «Шахматы» (5 класс) Должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. Должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Планируемые результаты освоения  Личностные  результаты Метапредметные результаты: Предметные результаты: – формирование чувства гордости за свою Родину,  формирование ценностей многонационального российского  общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению,  истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости и свободе;  – формирование эстетических потребностей, ценностей и  чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и  эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и  сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и  сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ  жизни – овладение способностью принимать и сохранять цели и  задачи учебной деятельности, поиска средств ее  осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации; определять наиболее  эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности и способности конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение  договариваться о распределении функций и ролей в  совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль  в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты  посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения  между объектами и процессами. – формирование первоначальных представлений о древней  игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую  жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,  оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения  шахматной партии  и соревнований в соответствии с  шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных  комбинаций; ­развитие восприятия, внимания, воображения, памяти,  мышления, начальных форм волевого управления  поведением. III Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» 5 класс с  указанием форм организации и видов деятельности Формирование  шахматного мышления  у ребенка проходит через  ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения   знаний   на   практике,   подразумевающих,   зачастую,   отказ   от   общепринятых стереотипов.    На начальном этапе преобладают  игровой, наглядный  и  репродуктивный методы. Они применяется:  1. При знакомстве с шахматными фигурами.  2. При изучении шахматной доски.  3. При обучении правилам игры;  4. При реализации Основные методы обучения: материального перевеса.  Большую   роль   играют   общие   принципы   ведения   игры   на   различных   этапах шахматной партии, где основным методом становится  продуктивный.  Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции ­ мотив ­ идея   ­   расчёт   ­   ход.   Продуктивный   метод   играет   большую   роль   и   в   дальнейшем   при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.  При изучении дебютной теории основным методом является  частично­поисковый. Наиболее   эффективно   изучение   дебютной   теории   осуществляется   в   том   случае,   когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.  В   программе   предусмотрены   материалы   для   самостоятельного   изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).  На   более   поздних   этапах   в   обучении   применяется  творческий   метод,   для совершенствования   тактического   мастерства   учащихся   (самостоятельное   составление позиций,   предусматривающих   определенные   тактические   удары,   мат   в   определенное количество ходов и т.д.).  Метод   проблемного   обучения.   Разбор   партий   мастеров   разных   направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.  Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего,   обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.  Основные формы и средства обучения: 1.       Практическая игра.  2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.  3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;  4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.  5.    Участие в турнирах и соревнованиях.  Педагогический   контроль   включает   в   себя   педагогические   методики.   Комплекс методик направлен на определение  уровня   усвоения программного материала,  степень сформированности   умений   осваивать   новые   виды   деятельности,   развитие коммуникативных  способностей, рост личностного и социального   развития учащихся. Применяемые   методы   педагогического   контроля   и   наблюдения,   позволяют контролировать   и   корректировать   работу   программы   на   всём   её   протяжении   и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития.На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.   Контроль   используется   для   оценки   степени   достижения   цели   и   решения поставленных   задач.   Контроль   эффективности   осуществляется   при   выполнении диагностических заданий и упражнений, спомощью тестов,фронтальных и индивидуальных опросов,   наблюдений.  Контрольные   испытания   проводятся   в   торжественной соревновательной обстановке. Содержание курса «Шахматы» 5 класс 1. Шахматная доска (2 ч) Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания  "Горизонталь".   Двое   играющих   по   очереди   заполняют   одну   из   горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).  "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.  "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры ( 1 ч) Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания  "Волшебный   мешочек".   В   непрозрачном   мешочке   по   очереди   прячутся   все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.  "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.  "Секретная   фигура".   Все   фигуры   стоят   на   столе   учителя   в   один   ряд,   дети   по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".  "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.  "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)  "Большая   и   маленькая".   На   столе   шесть   разных   фигур.   Дети   называют   самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур ( 2 ч) Начальное   положение   (начальная   позиция);   расположение   каждой   из   фигур   в начальной   позиции;   правило   "ферзь   любит   свой   цвет";   связь   между   горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания  "Мешочек".   Ученики   по   одной   вынимают   из   мешочка   шахматные   фигуры   и постепенно расставляют начальную позицию.  "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.  "Мяч".   Педагог   произносит   какую­нибудь   фразу   о   начальном   положении,   к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому­то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур ( 16 ч) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные   слоны,   одноцветные   и   разноцветные   слоны,   качество,   легкие   и   тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания  "Игра   на   уничтожение"   –   важнейшая   игра   курса.   У   ребенка   формируется внутренний план действий, развивается аналитико­синтетическая функция мышления и др. Педагог   играет   с   учениками   ограниченным   числом   фигур   (чаще   всего   фигура   против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.  "Один   в   поле   воин".   Белая   фигура   должна   побить   все   черные   фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).  "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.  "Перехитри   часовых".   Белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.  "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой   маршрут   передвижения   по   шахматной   доске,   чтобы   белая   фигура   ни   разу   не оказалась под ударом черных фигур.  "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.  "Захват   контрольного   поля".   Игра   фигурой   против   фигуры   ведется   не   с   целью уничтожения,   а   с   целью   установить   свою   фигуру   на   определенное   поле.   При   этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.  "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.  "Атака  неприятельской  фигуры".  Белая  фигура  должна  за один  ход  напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.  "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.  "Взятие".   Из   нескольких   возможных   взятий   надо   выбрать   лучшее   –   побить незащищенную фигуру.  "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.  "Выиграй   фигуру".   Белые   должны   сделать   такой   ход,   чтобы   при   любом   ответе черных они проиграли одну из своих фигур.  "Ограничение   подвижности".   Это   разновидность   "игры   на   уничтожение",   но   с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии ( 9 ч) Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания  "Шах   или   не   шах".   Приводится   ряд   положений,   в   которых   ученики   должны определить: стоит ли король под шахом или нет.  "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.  "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.  "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.  "Мат   или   не   мат".   Приводится   ряд   положений,   в   которых   ученики   должны определить: дан ли мат черному королю.  "Первый   шах".   Игра   проводится   всеми   фигурами   из   начального   положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.  "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения ( 4 ч) Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания  "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. «Игра   на   уничтожение»   ­   важнейшая   игра   курса.   У   ребёнка   формируется внутренний план действий, развивается аналитико­синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре «Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры. «Взятие».   Из   нескольких   возможных   взятий   надо   выбрать   лучшее   –   побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. Календарно­тематическое планирование содержания с указанием видов деятельности № п\п 1 Характеристика видов учебной деятельности 04.09. Шахматная доска Дата Тема учащихся Чтение дидактической сказки "Удивительные  приключения шахматной доски". Знакомство с  шахматной доской, шахматными терминами:  белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,  диагональ. Соблюдение основных правил личной  гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске,  правильно размещать шахматную доску между  партнерами, организовывать комфортные  отношения с партнерами по игре Познакомиться с названиями шахматных фигур:  2 11.09 Шахматная доска 3 18.09 Знакомство с шахматными фигурами 25.09 Начальная расстановка  фигур 02.10 Шахматная доска и  фигуры 09.10 Знакомство с  шахматной фигурой.  Ладья 16.10 Ладья в игре Знакомство с  23.10 шахматной фигурой.  Слон. 30.10 Слон в игре 13.11 Ладья против слона 20.11 Знакомство с  шахматной фигурой.  Ферзь 27.11 Ферзь в игре 04.12 Ферзь против ладьи и  11.12 слона Знакомство с  шахматной фигурой.  Конь ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.  Научиться различать и называть шахматные  фигуры. Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед  игрой Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно  расставлять фигуры в начальное положение.  Организовывать комфортные отношения с  партнерами по игре Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять  под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения  правил шахматного кодекса.   Соблюдать основные правила личной гигиены. Уважать мнение и решение других Делать  выводы, выяснять закономерности  Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске,  сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с  партнерами по игре. 18.12 Конь в игре 25.12 Конь против ферзя,  ладьи, слона Работать в парах. 15.01. Знакомство с пешкой 22.01 Пешка в игре 29.01 Пешка против ферзя,  05.02 ладьи, слона Знакомство с  шахматной фигурой.  Король 12.02 Король против других  фигур 19.02 Шах 26.02 Шах 05.03 Мат. Цель шахматной  партии 12.03 Мат 19.03 Ставим  мат 02.04 Ставим  мат 09.04 Ничья, пат Познакомиться с понятиями: длинная и короткая  рокировка, шах, мат, пат, ничья. Научиться рокировать. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Анализировать положение фигур на шахматной доске. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 16.04 Рокировка 23.04 Рокировка 30.04 Шахматная партия 07.05 Шахматная партия 14.05 Повторение  программного  материала. Игра всеми  фигурами 34 21.05 Повторение  программного  материала. Игра всеми  фигурами Оценивать правильность ходов. Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других  учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с  партнерами по игре. Содержание программы «Шахматы» 5 класс. Тема урока Содержание  Примечание  Первое знакомство с  Шахматным   королевством. Техника  безопасности Шахматная доска.        Игра «собери доску» Шахматные фигура ­  слон  Шахматные фигура ­  ладья Шахматные фигура ­  конь Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные  сведения.   Знакомство с основными  понятиями:  Горизонтали,  Вертикали  Диагонали  Центр, фланги.  Из пазла шахматной доски собрать  правильно доску Ход, взятие.  Белопольные и  чернопольные слоны. Где сильнее:  на краю, в центре, в углу? Легкая и  тяжелая фигура. Ладья против  слона.  Прямолинейная, бесхитростная.  Ход, взятие.  «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие,  сила.    Необычный шаг. Ходит  буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край,  угол.  «Могучая фигура»  Ферзь. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Король ­ самая важная, главная фигура. Благородные пешки  черно­белой доски «Волшебная» пешка Делаем шахматы Кто чего стоит? Основные правила и  понятия шахматной  игры Сравнительная  характеристика и  относительная  ценность фигур.  Шах. Понятие о шахе.  Защита от шаха. Мат ­ цель игры. Рокировка. Шахматная партия.  Начало шахматной  партии. Правила и  законыдебюта. Ничья. Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее?  Центр, край, угол.   Самая важная, главная фигура.  Ход Короля. И Король в поле воин  (взятие).  Благородные пешки черно­белой  доски. «Маленькая да удаленькая.  Всю доску прошла ­ фигуру  нашла». Ход пешки, взятие,  превращение, сила. «Подножка»  (правило взятие на проходе).  Значимость пешки и ее  превращение Приклеивание шахматных фигур на бумажную доску Ценность фигур Правила турнирного поведения.  Правило «тронул­ходи». Ценность фигур.  Сравнительная сила фигур.  Достижение материального  перевеса.  Что такое шах. Понятие о шахе.  Шах ферзем, ладьёй, слоном,  конем, пешкой.  Техника матования одинокого  короля:  Длинная и короткая рокировка.  Правила рокировки.  Начало шахматной партии.  Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.  Правила и законыдебюта.  Игра всеми фигурами из  начального положения.  Варианты ничьей. Пат.  Отличие  пата от мата. Примеры на пат. Символы шахматных  фигур Тактика игры Стратегия игры Сеансы одновременной  игры Соревнования  Итоговое занятие.  Подведение итогов  года Изучение символов. Изображение  шахматных фигур в книгах Понятие о тактике и комбинации.  Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор  специально подобранных позиций,  решение тематических этюдов. Определение стратегии.  Целесообразное развитие фигур,  выбор плана, централизация. Практические  занятия: разбор и разыгрывание с  партнером специально подобранных позиций. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с  последующим разбором партий с  кружковцами. Подведение итогов года. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Шахматы» 5 класс           Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных   и   успешных   граждан   России,   способных   к   активной   самореализации   в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и  специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Предмет   «Шахматы»   способствует   развитию   личностных   качеств   учащихся   и является   средством   формирования   у   обучающихся   универсальных   способностей (компетенций). Универсальными   компетенциями   учащихся   на   этапе   начального   образования   по физической культуре являются: —   умения   организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   и   использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; —   умение   доносить   информацию   в   доступной,   эмоционально­яркой   форме   в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Одним   из   результатов   обучения   шахматам   является   осмысление   и   присвоение учащимися системы ценностей. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования. Ценность   гражданственности   –   осознание   себя   как   члена   общества,   народа, представителя   страны,   государства;   чувство   ответственности   за   настоящее   и   будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения ­ понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Учебно­методическое   планирование   курса   внеурочной   деятельности «Шахматы» (5 класс) – 35 часов №  п/п 1 Наименование разделов и тем Первое знакомство с Шахматным   королевством. Техника безопасности Игра «собери доску» 2 Шахматная доска.        3 4 Шахматные фигура ­ слон  5 Шахматные фигура ­ ладья 6 Шахматные фигура ­ конь 7 «Могучая фигура» Ферзь. Король ­ самая важная, главная фигура. 8 Благородные пешки черно­белой  доски.                                                   «Волшебная» пешка Делаем шахматы Кто чего стоит? 10 11 12 13 Основные правила и понятия шахматной  9 игры Сравнительная характеристика и  относительная ценность фигур.  14 Рокировка. партии. Правила и законыдебюта. 15 Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. 16 Мат ­ цель игры. 17 18 Шахматная партия. Начало шахматной  19 Ничья. 20 21 22 23 24 25 Итоговое занятие. Подведение итогов года                                                       Итого: Символы шахматных фигур Тактика игры Стратегия игры Сеансы одновременной игры Соревнования    Количество часов Практик Теория  а  Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 3 3 3 35 IV.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы» 5 класс 35 часов № п/п 1 Наименование раздела программы Введение 2 Шахматная доска и фигуры 3 Шахматные   фигуры пешки и 4 5 Стратегия и  тактика  шахматной  партии.  Структура   и строение шахматной партии 6 Ценность шахматных фигур. Нападение и за­ щита, размен 7 8 Запись шахматных ходов  Изучение основных Название урока Кол­ во часов История шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Известные советские и российские шахматисты. Положение   шахматной   доски.   Разметка   шахматной   доски. Обозначения   на   шахматной   доске.   Расположение   фигур   на шахматной доске. Начальное положение Король Ферзь Ладья  Конь Слон Пешка Цель   и   результат   шахматной   партии.   Понятия   «шах»,   «мат», «пат» Дебют в шахматной партии Миттельшпиль в шахматной партии Эншпиль в шахматной партии Ценность фигур. Единица измерения ценности.   Размен. Равноценный и неравноценный размен. Условные обозначения перемещения, взятия.  Рокировка Проходные пешки Шахматные часы Письменное фиксирование шахматной партии Сицилианская защита 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 Скандинавская защита Французская защита Защита Филидора Дебют королевской пешки Гамбит четырёх коней Начало ванКруиса Русская партия Королевский гамбит Венская партия Шахматный турнир среди учащихся шахматных партий 9 Подведение итогов. Практическое занятие подведения итогов полученных знаний, навыков 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 35

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Шахматы» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018