Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
биология
6 кл
05.06.2019
Разработка рабочей программы для детей с задержкой психического развития, с пояснительной запиской, календарно-тематическим планированием для обучающихся 6 класса. В программе прописаны основные задачи для работы с данной категорией детей, освещен УМК. Программа также содержит требования к подготовке выпускника 6 класса.
Рабочая программа по биологии для детей с ЗПР.doc
Рабочая программа
по биологии
для детей с задержкой психического развития Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса биологии для обучающихся 5 – 9 классов основной
общеобразовательной школы под руководством В.В. Пасечника.
Программа определяет базовый уровень подготовки по биологии учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со
стандартом основного общего образования по биологии. Курс биологии знакомит с основными законами природы, биологическими
понятиями. В нем рассмотрены принципиальные вопросы целостной научной картины мира.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся с отклонениями в развитии
уровне современные представления об окружающем мире.
Данная программа направлена на:
Обеспечение биологической, прежде всего экологической, природоохранительной грамотности;
На основе знаний ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности
учащихся;
Формирование их научного мировоззрения;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
Овладение умениями наблюдать природу и явления в природе.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера,
задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно
отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких
детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические
особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала,
несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционноразвивающий характер, что выражается в использовании заданий,
направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Содержание биологического образования в основной школе формирует у школьников основные биологические знания на местном,
региональном и глобальном уровнях, а так же бережного отношения к природе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения
окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Программа рассчитана на 35 часов. Программа
предусматривает занятия по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класса, автор: В. В. Пасечник. Основные ц е л и программы курса Биология: бактерии, грибы, растения.
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под
воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты,
формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной
среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
З а д а ч и программы:
мира.
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях
обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их
выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Учащиеся в 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и
жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии,
об их применении.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в
программу введены минимальное число лабораторных работ в соответствии с примерной программой, демонстрации опытов, проведение
наблюдений. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебнопознавательной компетентности
учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности. Типы занятий.
Программа реализуется на уроках различных типов: изучение нового материала, самостоятельное изучение нового материала,
комбинированных. Программа способствует социализации личности школьников. Практикоориентированный подход реализуется через
практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6класс.
УМК
1)
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 511 классы. Дрофа. 2009г.
3) Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных
нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической
науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании,
многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащиеся должны получить представление о
многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной
основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей
производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового,
санитарногигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством
вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно
связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить
природу для себя и последующих поколений людей.
Введение.
Клеточное строение растений. (2ч)
Основное содержание (34 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь
организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Царство Бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство Грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Шляпочные грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и
жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Царство Растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, размножение.
Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, размножение, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, размножение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, размножение, значение в природе и жизни
человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация.
Жизнедеятельность растений ( 8 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ
и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами
семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету,
образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.
Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на
человека. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы в развитии растительного мира. Охрана растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии 6 класса учащиеся должны:
Знать/понимать
Основные биологические понятия и термины;
Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в
результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и
перспективы рационального природопользования.
Многообразие растительного мира; основные свойства растительных организмов.
Систематические категории растений, их характеристика и образ жизни.
Размножение растений; бесполое размножение; половое размножение.
Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и
фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на растительные организмы.
уметь
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;
Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и
явлений;
Приводить примеры многообразие растительного мира; размножения растений; использования и охраны окружающей среды,
адаптации растений к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на них. Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе
разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными растениями или группой,
процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий.
рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде; образ жизни растительного организма по
его внешнему облику.
Рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде.
№
п/п
1.
2
3
4.
5
Дата
Тема урока
Календарнотематическое планирование
Региональный
Компонент
П.р
Биология – наука о живой природе.
Устройство увеличительных приборов.
Клетка и её строение
Жизнедеятельность клетки. Понятие “ткань”.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Размножение бактерий.
Л/р №1
«Кожица
чешуи лука
под
микроскопом»
Домашнее
задание
Стр 9 12
§ 1,2 стр 14 19
§ 3,4 стр. 20 –24
Общая характеристика грибов, их роль в
природе и жизни человека. Шляпочные грибы
Воздействие
загрязнений на
Л/р №2
«Изучение
§ 7,8 стр. 35–41 6
7
8
9.
10
11
12
13
14
биомембраны
строения тел
шляпочных
грибов»
Плесневые грибы и дрожжи. Грибы –
паразиты.
Лишайники, их строение, разнообразие,
распространение, значение.
Растения, их разнообразие, распространение,
значение.
Одноклеточные водоросли. Многоклеточные
водоросли.
Мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Голосеменные.
Воздействие
загрязнений на
среду, реакция
лишайников
Они и кров, и
пища, итепло, и
уют, и
лекарства.
Покрытосеменные.
Строение семян двудольных и однодольных
растений.
Виды корней, типы корневых систем. Зоны
корня. Контрольная работа за I полугодие
Примеры местн.
Растений с
разными типами
§ 9, 10 стр. 42–46
§ 13 стр. 60–63
§ 11 стр. 48–50
§ 11 стр. 52–59
§ 14, 15 стр. 63–71
§ 16 стр. 72 81
§ 17 стр.7880
§ 18 стр.84 –86
§19,20стр.8693
Л/р №3
«Изучение
Строения
хвои и шишек
хвойных»
Л/р №4
«Изучение
строения
семян
двудольных
растений.» 15
Побег и почки.
корневых см.
16
17.
Внешнее строение листа. Клеточное строение
листа.
Макро и микростроение стеблей.
§22 стр.97102
§23,24стр.102108
§26 стр.113117
Л/р№5
«Внешнее
строение
почек, их
расположение
на стебле»
Л/р№6«Изуче
ние строения
листа»
Л/р№7«Изуче
ние макро и
микро
строения
стебля»
18.
Строение цветка. Соцветия.
Л/р№8 «Изучение строения цветка»
19.
20
.
21.
22.
23.
Плоды.
Химический состав растений.
Минеральное питание растений. Фотосинтез.
Дыхание растений.
Испарение воды растениями. Передвижение
минеральных веществ.
24.
Прорастание семян.
Л/р№9«Ознакомление с сухими и сочными плодами»
§32 стр. 138140
§33,34 стр. 140148
§35 стр. 149151
§37 стр. 152161
§38 стр. 161167
Л/р№10«Пере
движение и
минеральных
веществ по
древесине»
Пр/раб№1 25
.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Растительный организм, как единое целое.
Способы размножения растений.
Размножение споровых растений.
Размножения голосеменных растений.
Вегетативное размножение покрытосеменных
растений.
Половое размножение покрытосеменных
растений. Опыление.
Контрольная работа №2.
Основы систематики растений.
Деление покрытосеменных растений на
классы и семейства.
Класс Двудольные. Семейство
Крестоцветные.
Семейство Мотыльковые (Бобовые).
Класс Однодольные. Семейства Лилейные,
Злаковые.
Итоговое занятие.
Роль насекомых
в будущем
урожае.
Медоносы сем
ва крестоцветн.
Бобовые
основные
поставщики
растит. белка.
Хлебвсему
голова.
§39 стр. 167170
§4041 стр. 170176
Пр/раб.№2
§42стр.177179
§43стр. 179185
§44стр. 186194
§45стр. 196198
§46стр. 199205
§47стр. 205208
§50 стр. 208211
§52,53 стр. 211214
Летние задания
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Рабочая прогрмма по биологии для детей с задержкой психического развития (6класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.