Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)
Оценка 5

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Оценка 5
Рабочие тетради
docx
история
9 кл
12.07.2018
Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)
Система моей творческой работы направлена на создание педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, развития творческих способностей при изучении истории края. Данная рабочая тетрадь составлена к учебнику Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. Для учащихся 8-9 классов / Отв. ред. Е.А. Лушина. Тетрадь содержит в себе задания к 17 урокам по истории родного края, в которых раскрывается информация о социально-экономической, политической и культурной жизни Костромской земли в конце XIX – начале XXI века. Основная цель предлагаемого материала - расширение знаний обучающихся о родном крае, развитие умений и навыков познавательной деятельности. Данное пособие предназначено для учащихся 9 класса и педагогов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей школьников.
Рабочая тетрадь по истории родного края (Автосохраненный).docx
Рабочая тетрадь по истории костромского края (конец XIX – начало XXI века) Тема 1 Социально­экономическое развитие костромского края в начале ХХ века 1. Прочитайте   текст   учебника,   параграф   26   (с.   99­102).   На   основе   текста   параграфа заполните таблицу  Отрасль промышленност Название предприятий и Текстильная Лесопильная Пищевая Кожевенное производство 2. Ознакомившись с текстом параграфа, ответьте на вопрос:  В   чём   вы   видите   причины   разных   темпов   развития   промышленности   и   сельского хозяйства в костромском крае в начале ХХ века? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Рассмотрите фотографию и составьте по ней небольшой рассказ Губернская ярмарка на Сусанинской площади в Костроме. Фото Александра Макаревского. Нач. ХХ в. Тема 2 Медицина и образование в Костромской губернии в начале ХХ века 1.   Прочтите   отрывок   и   сделайте   вывод   о   развитии   здравоохранения   в   Костромской губернии в конце XIX­ начале ХХ века:   «К   концу   XIX   века   для   больных   были   организованы   отделения:   мужское   и женское   терапевтические,   хирургическое,   гинекологическое,   глазное,   кожно­ венерологические,   инфекционное,   родильное,   психиатрическое,   арестантское   и богадельня.   Мужчины   располагались   в   четырех   отделениях:   в   первом   мужском отделении, рассчитанном на 25 человек, во втором – на 50 человек, третьем – на 50 человек, четвертом  – на 50 человек.  Палаты для женщины были сгруппированы в четыре   отделения:   первое   женское   отделение   на  20   –  25   человек,   второе   –  на   45 человек,   третье   –   на   12   человек, четвертое – на 12 человек. Больница по площадям   могла   выдержать   нагрузку до 240 больных.   В   1876   году   в   штате   больницы были  старший  врач,   два   ординатора,  в родильном   отделение   акушерка,   в женском   отделении   –   фельдшерица,   в остальных   отделениях   –   фельдшера.   их При   нехватке обязанности   ученики фельдшерской   школы.   К   1900   году   в   штате   больницы   состояли   старший   врач,   4 ординатора, 7 фельдшеров и фельдшериц, акушерка, 6 сестер милосердия, надзиратель и две надзирательницы. Врачи о результатах практики лечения больных сообщали в своих публикациях в журналах медицинской тематики. Земская фельдшерская школа была 3 классной, в ней учились 24 ученика, 18 со стипендией, 6 за свой счет. Практику ученики школы проходили в больнице.   фельдшеров выполняли   Больница принимала больных со всей губернии, всех сословий и всех возрастов, как на стационарное лечение, так и на амбулаторное. В период русско­турецкой войны на   лечении   находились   турецкие   военнослужащие.   Амбулаторный   прием   велся бесплатно. Часть больных и рожениц оплачивала свое лечение. Число больных как стационарных, так и амбулаторных постоянно росло. Численность населения страны в этот период увеличивалась на 1.5% в год, число стационарных больных – на 4.5% в год, а число амбулаторных больных – на 8% [3 – 17]» (Колпак Е.П., Кувшинова К.В.  Костромская больница губернского земства в конце XIX века) 2.   Посетите   краеведческий   музей,   прочитайте   дополнительную   литературу   и   составьте краткую хронику основных событий, дат по одной из указанных ниже тем: А) развитие просвещения в нашем крае на рубеже XIX­ ХХ веков; Б) творческие деятели нашего края. 3. Есть ли учебные заведения, построенные в начале ХХ века, там, где вы живёте? Может, сохранились   здания   бывших   учебных   заведений?   Проведите   небольшое   исследование, оформите в виде компьютерной презентации. Тема 3 Костромской край в годы Русско­японской войны и Первой российской революции 1. Прочтите отрывок из воспоминаний и подумайте, как изменилась жизнь костромичей в годы Русско­японской войны? Какое отношение к войне существовало в обществе? «Мы   слушали   сообщения   и   рассказы   мамы,   Жени   и   няни   Лизы   о   япойцах   и событиях на фронте. Иногда они вслух читали газеты и бюллетени, из них мы кое­что усваивали. Наши игры на улицах были исключительно в войну. Мы собирали с соседних дворов сверстников и превращались одни ­ в русских солдат, другие ­ в японских. Когда был снег, то строили крепость и кидались снежками, а летом делали крепости из пустых ящиков и в ход пускали мелкие камни. В одном из таких «боев» я чуть не лишился глаза, за что от мамы, конечно, досталось всему воинству, а «раненому» даже вдвойне. <...> Много новостей приносила няня Елизавета Михайловна. Шли слухи о военной измене   и   предательстве   со   стороны   высшего   командирования   в   лице   генерала Стесселя,   о   бездарности   генерала   Куропаткина   и   адмирала   Рож­ дественского.   Появились   анекдоты   о   разгульной   жизни   офицерства   на   Дальнем Востоке и о том, что вместо снарядов и винтовок на фронт шлют целые вагоны различных иконок для солдат. Быстро падал искусственно созданный патриотизм, и мало кто еще верил в победу.» (Колгушкин Л.А. Костромичи – взгляд через столетие) 2. Решите тестовое задание: 1) Какое событие считается началом Первой русской революции? А) «Кровавое воскресенье»; Б) забастовка на Путиловском заводе; В) роспуск I Государственной думы. 2) Согласны ли вы с утверждением: В Костромской губернии не было ни одной забастовки против событий «Кровавого воскресенья» А) да; Б) нет. 3) Какая партия пользовалась авторитетом в Костромской губернии? А) РСДРП; Б) кадеты; В) «Союз 17 октября». 1 2 3 4 Тема 4 Празднование 300­летия династии Романовых 1. Рассмотрите иллюстрации и составьте по ним небольшой рассказ. _____________________________________________________________________________ __ _ _ _ _ _ _ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2.  Проведите небольшое исследование: Узнайте,   не   принимали   ли   участие   в   празднованиях   300­летия   дома   Романовых   ваши земляки?   Какая   информация   в   краеведческом   музее   и   в   музейных   уголках   об   этих событиях сохранилась в вашем населённом пункте? Тема 5 Костромской край в годы Первой мировой войны 1.   Вспомните   о   причинах   Первой   мировой   войны?   Какая   из   них   нашла   отражение   в православном стяге Пултуского полка?  Знамя Пултуского полка 2. Рассмотрите нагрудный знак. Попробуйте «расшифровать» комбинацию символов и  букв, изображённых на нём.  Нагрудный знак Пултуского полка 3. Ознакомившись с пар. 31 (с. 134­139) выпишите, какой вклад в Первую мировую войну  был внесён костромичами _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Тема 6 Костромской край в эпоху революционных потрясений 1. Прочитав пар. 32 (с. 139­142), составьте хронику революционных событий 1917 года в костромском крае Событие Дата 2 марта  Август  31 августа  Осень  28 октября 31 октября 7 декабря 3 января 5 января 9 января 19 января 26  марта 2.   Познакомьтесь   с   документами   революционного   1917   г.   и   охарактеризуйте неоднозначность отношения разных слоёв населения к установлению советской власти: А)   из   резолюции   крестьянского   схода   Ивановской   волости   Нерехтского   уезда   от   22 октября 1917 г.: «Принимая во внимание, что Временное правительство не стремится к миру, а всё далее и далее затягивает войну, чем и создаёт государственную разруху и голод, мы самым категорическим образом требуем немедленного прекращения войны и передачи власти в руки Совета солдатских и крестьянских депутатов…» (Установление Советской власти в Костроме и Костромской губернии.  Сб. документов) Б) из письма крестьян Солигаличского уезда в газету «Беднота» от 6 апреля 1918 г.: «Товарищи   большевики,   пришлите   нам   людей,   знающих   вашу   программу,   сильных, чтобы они могли бороться с кулаками». («Беднота», 1918, 6 апреля) В)   из   резолюции   стачечного   комитета   служащих   губернских   и   городских правительственных учреждений от 31 октября 1917 г.: «…   бороться   с   большевиками   и   поддерживать   Временное   правительство…   ввиду захвата   власти   большевиками   не   открывать   торгово­промышленных   заведений   в Костроме до тех пор, пока не будет восстановлена законная власть в лице Временного правительства». (Очерки истории Костромской организации КПСС) Тема 7 Костромской край в период Гражданской войны 1. Посетив краеведческий музей, поработав в библиотеке и сети интернет, подготовьтесь к сообщению «Наш посёлок (район) в годы Гражданской войны». 2.                Агитационный плакат большевиков        Агитационный плакат «белых» Как вы думаете, кому были адресованы эти плакаты? Какую реакцию они могли вызвать? Какая символика присутствует на плакатах и как это можно объяснить? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.   Проанализировав   приведённый   ниже   источник,   назовите   причины   дезертирства   в губернии. Все ли из них указаны в данном официальном документе? Из доклада губвоенкомата на VIII губернском съезде Советов 12 сентября 1919 г.: «Поводом   к   дезертирству   служило   следующее:   общая   усталость   от   4­х   летней империалистической   бойни   и   желание   крестьян   восстановить   разрушенное   и расстроенное   за   войну   хозяйство;   темнота,   шкурничество,   развитое   в   громадных размерах,   и   преступная   агитация   врагов   рабоче­крестьянской   власти,   которые чувствовали   и   знали,   что   значит   пролетарская   Красная   Армия;   скверное   питание, обмундирование и расквартирование мобилизованных заставляло их бежать из города за хлебом или же совсем». (Во имя победы революции: Костромская губерния в период гражданской войны 1918­1920 гг.) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Тема 8 Экономика, культура и просвещение Костромской губернии в 1920­е годы 1.   Прочитав   пар   34   (с.   146­148),   выпишите,   какие   административно­территориальные изменения произошли на территории Костромской губернии _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Объясните термины: Трест ­ ______________________________________________________________________ Кооператив ­ _________________________________________________________________ 3.   Рассмотрите   иллюстрацию.   Какой   образ   нэпмана   формирует советская карикатура? ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ Нэпман Карикатура 1920­х гг. 4.   Проанализируйте   нижеследующий   документ.   Как   отразилась   в   нём   идеологизация культурной жизни? Из декларации Костромского отделения ассоциации художников Революционной России от 25 марта 1925 г.: «Наши   ближайшие   практические   задачи:   находить,   объединять   и   поддерживать новые силы самородков­художников из широких пролетарских масс, знакомить самые массы с современным искусствопониманием путём устройства выставок, докладов, лекций и пр., влиять в пределах возможного для нашей организации на принципы и методы художественного образования в учебных заведениях и всем этим повышать общий   уровень   художественной   культуры   г.   Костромы.   Наш   лозунг:   «Вперёд   к революционному творчеству». («Северная правда», 1925 г., 25 марта) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Костромской край в период индустриализации и коллективизации Тема 9 1. Прочитав пар. 36 (с. 152­155), заполните таблицу: Пятилетка 1­я (1928­1932 гг.) Пятилетки в костромском крае Основные события 2­я (1933­1937 гг.) 3­я (1938­1942 гг.) 2. Используя краеведческую литературу, материалы музея, интервьюирования ветеранов труда,   подготовьте   письменное   сообщение   по   истории   создания   колхоза   (совхоза), промышленного предприятия в вашем посёлке (районе). 3.   С   чем   у   вас   ассоциируется   понятие   «агитация»?   Какие   эмоции   у   вас   вызывает   эта фотография?  _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ Тема 10 Культурная жизнь костромского края в 1930­е годы 1. Раскройте термины: Культ личности ­ ____________________________________________________________ Ликбез ­ ____________________________________________________________________ 2. Прочитав пар. 38 (с. 157­160), ответьте на вопрос: Как развивалось народное образование в 1930­е годы в костромском крае? ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Попробуйте придумать вопрос или задание к фотографии для своих одноклассников Первый радиоприёмник в колхозе. Фотография 1930­х гг. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Тема 11 Костромичи в годы Великой Отечественной войны 1. Прочитав дополнительную литературу, подготовьте письменный рассказ об одном из подвигов костромичей на фронтах Великой Отечественной войны. 2. Кого из Героев Советского Союза, уроженцев вашего района (города, села) вы знаете? Соберите информацию и поучаствуйте в создании стенгазеты, посвящённой Герою. 3. Используя карты­схемы и другие материалы, помещённые в Книге памяти, проследите боевой путь частей и соединений, сформировавшихся на территории Костромского края. 4. Рассмотрите фото. Какие черты характера можно рассмотреть в образе Героя? ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ Памятник Юрию Смирнову в Макарьеве           _____________________________________ 5. Проанализируйте письменные списки Книги памяти, другие материалы, на основе  которых подготовьте рефераты о подвигах ваших земляков. Тема 12 «Всё для фронта! Всё для победы!». Работа в тылу. 1. Прочтите текст пар. 40 (с. 191­194) и ответьте на вопросы: Какой вклад внесли костромичи в приближение победы? В чём, по вашему мнению, истоки трудового героизма костромичей в годы войны? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Проведите небольшое исследование: Соберите   материал   о   трудовых   подвигах   ваших   земляков   в   годы   войны.   Подготовьте устный рассказ. 3.   Прочитав   нижеследующий   документ,   дополните   его   примерами   патриотических инициатив ваших земляков в годы войны. Из письма колхозников Сусанинского района в Ярославский обком ВКП(б) с просьбой о присвоении   имени   Ивана   Сусанина   танковой   колонне,   построенной   на   собранные   ими средства: «22 декабря 1942 г. Великий патриот земли русской Иван Сусанин отдал свою жизнь за Родину. Следуя патриотическому почину тамбовских колхозников мы, колхозники и колхозницы Сусанинского  района,  собрав  на  строительство  танковой  колонны 900  тыс.  рублей, просим   обком   ВКП(б)   присвоить   ей   имя   народного   героя,   нашего   земляка   Ивана Сусанина. Пусть танки с именем Ивана Сусанина беспощадно громят гитлеровских бандитов. Пусть имя Сусанина зовёт наших родных красных воинов вперед, на разгром врага…». (Кострома – фронту) 4.   Рассмотрите   фотографию.   Кому   посвящён   памятник?   Где   он   находится?   Как называется? Какие чувства он у вас вызывает? ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ Тема 13 Костромской край в послевоенный период 1. Прочитав пар. 41 (с. 213­218), ответьте на вопросы: Как   проявлялись   последствия   войны   в   жизни   костромичей?   Почему   отставало   в своем развитии сельское хозяйство в области?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.   Что   нового   появилось   в   послевоенное   время   в   вашем   населенном   пункте?   Как увековечена память о войне на вашей «малой родине»? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Что можно сказать, прочитав следующий документ, о взаимоотношениях партийных, советских,   комсомольских,   пионерских   и   других   организаций?   Какое   место   в   их деятельности   занимали   вопросы   культурно­воспитательной   работы   с   детьми? Охарактеризуйте основные направления этой работы. Из   постановления   бюро   Костромского   обкома   ВКП(б)   «О   мерах   по   выполнению постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ «О работе пионерской организации имени      В.И. Ленина» от 27 ноября 1951 года: «…считать главной задачей в работе пионерских организаций – оказание помощи школе   в   воспитании   целенаправленного,   дружного   детского   коллектива,   оказание помощи учителю в борьбе за глубокие и прочные знания учащихся. <…>   Обязать   областной   отдел   народного   образования   повысить   роль   и ответственность … директоров школ и детских домов, учителей и воспитателей в руководстве пионерскими организациями… Обязать   облпрофсоюз…   обеспечить   организацию   отдыха   детей   в   зимние   и летние каникулы. Обязать областное издательство в 1952 году издать сборник статей об опыте работы  пионерских организаций,  сборник детских пьес и песен, увеличить  издание и переиздание детской художественной литературы». ( Заветам Ленина верны) Тема 14 Костромская область во время «оттепели»: середина 1950­х – первая половина 1960­х годов 1.   В   дополнительных   источниках   найдите   информацию   о Прасковье Андреевне Малининой. Какой вклад она внесла в развитие сельского хозяйства Костромской области? ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________                                                                                                                                                                 Малинина П.А. 2. Прочитав пар. 42 (с. 218­222), ответьте на вопросы: Как   проявлялась   «оттепель»   в   общественно­политической   жизни   костромичей? Какими новыми чертами характеризовалось развитие костромской промышленности в годы семилетки? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Из материалов периодической печати, бесед с родственниками и знакомыми старшего поколения   узнайте   о   жизни   вашего   населённого   пункта   в   50­60­е   годы   ХХ   века. Подготовьте устный рассказ. 4. О каких перегибах аграрной политики свидетельствует нижеприведённый документ? Из воспоминаний П.А. Малининой, председателя колхоза «XII  Октябрь», дважды Героя Социалистического Труда: «21   февраля   1961   г.   в   Большом   Кремлевском   дворце   открылось   совещание передовиков сельского хозяйства… На этом совещании подвергалась резкой критике структура посевных площадей нашей Костромской области; бесхозяйственно, мол мы используем свою землю, а под кукурузой, которая должна стать главной культурой и без которой нельзя поднять животноводство, занято всего пять процентов посевных площадей. <…> в тот год все свои силы отдали мы кукурузе, картофель помимо нашей воли отошел на второй план… За голову схватились мы, когда убрали такие низкие урожаи…». (Малинина П.А. Волжские ветры) Тема 15 Костромской край в середине 1960­х – начале 1980­х годов 1. Прочитав пар. 43 (с. 223­225), ответьте на вопросы: Каковы были важнейшие промышленные стройки в Костромской области в изучаемый период? В чём заключались противоречия общественной жизни в середине 60­х­ начале 80­х гг.? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.   Проанализируйте   нижеприведенную   таблицу.   Расскажите   об   источниках   роста электроэнергии в области. Производство электроэнергии в Костромской области 1960 г. 103, 5 1.   Мощность   электростанций   в тыс. кВт. 2. Производство электроэнергии в млн. кВт/час _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 16868,9 285,3 1980 г. 3860,8 1970 г. 1315, 5 4208,8 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.   Как   проявлялась   специфика   духовной   жизни   костромской   провинции   в рассматриваемый период? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Под руководством преподавателей гуманитарных предметов подготовьте и проведите конференцию   или   тематический   вечер   «Творческая   жизнь   костромских «шестидесятников». Тема 16 Наш край в годы перестройки и распада СССР (1985­1991) 1. Прочитав пар. 44 (с. 226­228), ответьте на вопросы: Каковы   были   положительные   результаты   «перестройки»?   Как   они   проявились   в общественно­политической жизни Костромской области?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Подумайте, был ли неизбежен крах «перестройки»? Существовала ли иная альтернатива в   развитии   общества   к   началу   90­х   годов?   Подтвердите   свою   мысль   местными материалами. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Проведите небольшое исследование: На   основе   материалов   периодической   печати,   личного   архива,   интервьюирования родителей или  других старших  родственников напишите  мини­сообщение  «Жизнь моей семьи в период «перестройки». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Тема 17 Костромской край на рубеже ХХ – ХХI веков 1.   Перечислите   кратко   основные   события   экономической   и   политической   жизни Костромской области на рубеже ХХ – ХХI веков: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.Угадайте и подпишите известные «костромские бренды». Выбрав один из них, создайте презентацию, буклет, либо рекламный проект про него. Список литературы использованной 1) «Беднота»,   1918,   6 2) Веселов В.Р. История костромского края. ХХ век. Кострома, 1997. 3) Кострома – фронту: Сб. документов / Е.И. Румянцева, Л.И. Сарычева, И.Е. Травина. апреля. Ярославль, 1975. 4) Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. Для учащихся 8­9 классов / Отв. ред. Е.А. Лушина. Кострома, 2017. 5) Малинина П.А. Волжские ветры. М., 1982. 6) Очерки истории Костромской организации КПСС. Ярославль, 1967. 7) Розанов В.В. Уединенное. М., 1990. 8) «Северная правда», 1925 г., 26 марта. 9) Установление   Советской   власти   в   Костроме   и   Костромской   губернии.   Сб. документов. Кострома, 1957. Ссылки на иллюстрации interesno­vse.ru ria.ru tsaarinikolai.com 1) kostromka.ru 2) 3) 4) 5) photoudom.ru 6) imperial­sovetnik.ru 7) biograf.academic.ru 8) 3dnews.ru 9) mirputeshestvij.mediasole.ru 10) rusplt.ru 11) http://www.eduportal44.ru/sites/Region44/_layouts/15/start.aspx#/SitePages/%2C.aspx 12) etoretro.ru

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)

Рабочая тетрадь по истории родного края (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2018